Кто придумал жигули автомобиль
Перейти к содержимому

Кто придумал жигули автомобиль

  • автор:

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая «копейка» в копилке моделей

Почти полвека назад, 9 сентября 1970 года, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый серийный ВАЗ-2101 «Жигули». «Копейка», как машину прозвали в народе, быстро стала одним из наиболее распространенных легковых автомобилей в стране. За годы производства Волжский автомобильный завод выпустил около пяти миллионов ВАЗ-2101. Другие интересные факты о легендарной «копейке» – в нашем материале.

«Русификация» Fiat: прообразом ВАЗ-2101 стал итальянский автомобиль

В 1960-х годах спрос на автомобили в СССР резко возрос – страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковушек в год.

Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов – итальянский концерн FIAT. В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством FIAT договор о сотрудничестве. В августе того же года было решено, что прототипом нового советского седана станет Fiat 124 – на тот момент одна из самых удачных моделей, «автомобиль года в Европе». В апреле 1970 года с конвейера Волжского автозавода, построенного в Тольятти, сошли первые образцы советского седана ВАЗ-2101.

fiat_124_1.jpg

Новый автомобиль вовсе не был копией Fiat 124. Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям «итальянец» прошел основательную подготовку – всего было внесено более 800 изменений. В результате по ряду показателей ВАЗ-2101 даже превосходил Fiat 124.

Среди нововведений – усиленный кузов, усовершенствованный двигатель. Также была полностью заменена задняя подвеска, увеличен клиренс, в салоне появилось полноценное отопление. Последнее было особо оценено советскими автолюбителями, которые узнали, что в морозы в машине может быть тепло, а запуск двигателя зимой может и не требовать особых усилий.

Кроме того, дисковые задние тормоза были заменены на барабанные. Такая конструкция больше подходит для отечественных дорог. Кстати, во время испытаний было использовано 35 образцов, которые прошли более 2 млн километров советских дорог. Так что «русификация» итальянского Fiat 124 оказалась полезной и для самого концерна Fiat. Итальянцы получили уникальные сведения о надежности своих машин.

Экспортный ВАЗ-2101 дал название основному бренду АВТОВАЗа – LADA

В августе 1968 года журнал «За рулем» объявил читательский конкурс на лучшее название для нового автомобиля. Издание получило тысячи предложений, среди них и такие оригинальные названия, как «Фиалка», «Мемориал» или «Перворожец». Выбрали вариант, который, как вспоминают современники, был предложен вазовским конструктором Алексеем Черным, – «Жигули». Так называются горы недалеко от Тольятти. В народе ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичка», а уже в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось название «копейка».

VAZ_2101 (2).jpg

Когда «Жигули» стали поставляться на экспорт, снова встал вопрос о названии. Дело в том, что иностранцы не могли правильно произнести слово «Жигули». Кроме того, в некоторых языках оно имело не совсем приличные значения. Например, на арабском «жигули» звучит как слово «вор», а в Испании напоминает «жиголо».

Нужно было придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского завода. Оно появилось в 1973 году – LADA 1200. Сегодня LADA – это основной бренд АВТОВАЗа.

Советский автомобиль LADA 1200 продавали во многих странах: ГДР, ФРГ, Австрии, Чехословакии, Болгарии, Швеции, Югославии, Венгрии, Финляндии, Швейцарии, Франции, Египте, Великобритании, даже Австралии и Японии. Для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух праворульных версий «Жигулей» – ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. В некоторых странах советская «копейка» приобрела местный колорит. Например, на Кубе популярность получили «лимузины» ВАЗ-2101, которые широко использовались как маршрутные такси.

Спортивный успех: ВАЗ-2101 участвовал в автогонках

Как считают эксперты, спортивный успех «Жигулей» был заложен в самом двигателе – мотор отлично поддавался форсировке. Дебют «копейки» состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли.

«Новый вазовский автомобиль, более легкий и динамичный, сразу же привлек внимание спортсменов и специалистов автоспорта. Все были в ожидании того, как же он себя покажет на трассе. Заметим при этом, что, кроме Шувалова, Пистуновича и меня, в тольяттинской команде опытных гонщиков не было. Уже на первых скоростных участках никому не известная наша команда стала выигрывать с приличным преимуществом. Отрыв был настолько большим, что многие гонщики после заездов подходили к вазовским машинам и внимательно изучали шины – нет ли на них шипов. Ну, не может же быть такого, чтобы на первой же трассе тольяттинцы играючи обставили куда более опытных спортсменов, которые выступали на «Волгах» и «Москвичах»! В тот раз мы все же проиграли. Но не из-за техники, а от недостатка опыта – автомобили-то как раз и не подвели», – вспоминал позже вазовский испытатель Яков Лукьянов.

81 001.jpg
Фото: журнал «За рулем»

Осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы – 71». Всего они прошли 14 тыс. километров по территории 14 европейских стран. По итогам тура команда ВАЗ удостоилась второго места. Буквально через два года, на «Туре Европы – 73», командам на ВАЗ-2101 достались сразу золотой и серебряный кубки.

После этого «копейка» еще на протяжении долгих лет появлялась на трассах различных гонок, а в любительских ралли ВАЗ-2101 встречаются даже в наши дни. Уже в новом веке, в 2004 году, автомобиль участвовал в гонке исторических автомобилей, проходившей на престижной трассе Нюрбургринг. Соперниками «копейки» 1971 года выпуска стали такие гоночные легенды, как Jaguar E-type, BMW 2002TI, Alfa Romeo Sprint GT, Ford Mustang и Porsche. К финишу экипаж ВАЗ-2101 пришел тридцатым и оказался на первом месте в своем классе, обогнав «ягуары» и «порше».

ВАЗ выпустил около пяти миллионов «копеек»

ВАЗ-2101 выпускался с 1970 по 1988 годы и стал самым массовым и популярным отечественным автомобилем. С конвейера в Тольятти сошло 2,7 млн «копеек», а если считать вместе со всеми модификациями, то более 4,85 млн машин.

Даже сегодня можно встретить «копейку» на дорогах. Недаром в народе первая модель «Жигулей» прославилась своей надежностью и «неубиваемостью». Согласно заводским испытаниям «копейке» требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока.

Еще одним доказательством всенародной славы стал тот факт, что ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем».

22433694377_7e0ee20a02_b.jpg

Чтобы стать счастливым обладателем «Жигулей», советскому гражданину нужно было не только заплатить достаточно солидную сумму, но также терпеливо отстоять очередь. «Для покупки «Жигулей» приходилось на протяжении месяца еженощно отмечаться на пустыре под городом Химки. Один прогул – и вылетаешь из списка. Зяма Гердт, Андрюша Миронов и я создали команду для дежурств…», – вспоминал в своей книге известный актер Александр Ширвиндт.

Впрочем, на легендарной «копейке» ездили и зарубежные звезды. Например, LADA 1200 стала первой машиной известного пилота «Формулы-1» Кими Райкконена. «Отличный и надежный автомобиль – никогда не ломался», – вспоминал он в одном из интервью.

В Москве есть памятник народному автомобилю

300dd423f8e562d49d05eaaf7c3bdd4b.jpg

Первые «Жигули», можно без преувеличения сказать, стали базой для отечественного автопрома и настоящим откровением для миллионов советских граждан. И даже спустя полвека после старта выпуска к этой модели – особое отношение. Поклонники вазовского первенца организовывают фан-клубы и даже устанавливают памятники народному автомобилю. Один такой появился и в Москве. Мраморный постамент, на котором установлен бронзового цвета ВАЗ-2101, «встречает» на въезде в столицу по Волгоградскому проспекту. В основании памятника заложено около 27,5 тыс. однокопеечных монет. Организаторам не удалось, как было задумано вначале, собрать 2,7 млн монет – именно столько «копеек» было выпущено в Тольятти.

События, связанные с этим

Ростех для настоящих мужчин

Копейке – полтинник!

19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». В тот день вряд ли кто-то из тех, кто присутствовал при торжественном событии, представлял, какое значение будет иметь этот автомобиль для страны и ее народа.

Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран

История про то, как FIAT-124, признанный в 1967 году европейским «Автомобилем года», в нашей стране превратился в «Лучший отечественный автомобиль ХХ века», давно изучена и подробно описана. Инициатором производства «Жигулей» стал председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Восьмая пятилетка, длившаяся с 1966 по 1970 год, прошла под знаком экономических реформ Косыгина и стала самой успешной в советской истории, получив название «золотой». В те годы в Советском Союзе одновременно возводилось около 1900 крупных предприятий, и будущий Волжский автомобильный завод оказался одним из них.

Пожалуй, Косыгин был единственным человеком «наверху», понимавшим, что стране нужен не просто массовый «народный автомобиль», а машина высокой европейской культуры, ориентированная на комфорт водителя и пассажиров. Таким автомобилем не могла стать «Волга» по причине высокой цены, им так и не стал «Москвич», выпускавшийся в недостаточном количестве, и тем более «Запорожец», превратившийся в посмешище и героя анекдотов. Строительство нового автомобильного завода в Ижевске, где выпускали те же «Москвичи», ситуацию не спасало – машин все равно на всех не хватило бы, а деньги у народа водились. И, конечно, всем советским легковушкам сильно недоставало еще одного – европейского лоска, трудно определяемого в конкретных деталях, но интуитивно ощутимого на общей картине.

Звучит парадоксально, но страна, первой запустившая человека в космос, не могла сама построить автомобильный завод требуемого уровня и производительности, поэтому пришлось обращаться к итальянцам. Переговоры завершились 15 августа 1966 года подписанием контракта между главой концерна FIAT Джованни Аньелли и министром автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасовым о строительстве автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.

Выйти из полноэкранного режима

Прием советской делегации в Италии. Кроме блюд, на столе расставлены и разноцветные модельки FIAT-124 – главного предмета переговоров.

Развернуть на весь экран

Прием советской делегации в Италии. Кроме блюд, на столе расставлены и разноцветные модельки FIAT-124 – главного предмета переговоров.

«Директивец» и «Новорожец»

Волжский автомобильный завод объявили комсомольской стройкой и сооружали ударными темпами. Параллельно шла «подковка блохи» под наши дороги – усиление в модели всего и вся, чем занималась итальянская сторона. Набралось около 800 позиций.

Один из ведущих испытателей ВАЗа, Вадим Котляров, так описывает знакомство c автомобилем: «Он буквально ошеломил. Внешним видом и интерьером. Удобством посадки и управления. Конструктивным уровнем. Короче, всем. По роду службы мне уже доводилось весьма тесно соприкоснуться с отечественной легковой техникой – "Москвичами" и "Волгами", которые знал не понаслышке. Не видя ничего слаще морковки, мы искренне считали их вполне достойными авто. Пока вплотную не познакомились с "Фиатом". И каким же, увы, убогим показался нам тогда уровень отечественного автопрома».

Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран

Испытания будущей «Копейки». Внешне – почти FIAT-124, но в бампере уже есть отверстие под «кривой стартер». Самые значительные изменения итальянцам придется сделать в моторе, переделав его с нижневального на верхневальный, полностью переработать заднюю подвеску, а также заменить в задних тормозах диски на барабаны. И еще повысить дорожный просвет.

Итальянский FIAT-124 в чистом виде. Внешние отличия: дверные ручки под естественный хват руки, более низкий дорожный просвет и отсутствие «клыков» на бамперах. Модель с индексом 124 и ее различные модификации выпускались с 1966 по 1974 год. По лицензии автомобиль производился также в Испании, Южной Корее, Индии и Турции.

Испытания будущей «Копейки». Внешне – почти FIAT-124, но в бампере уже есть отверстие под «кривой стартер». Самые значительные изменения итальянцам придется сделать в моторе, переделав его с нижневального на верхневальный, полностью переработать заднюю подвеску, а также заменить в задних тормозах диски на барабаны. И еще повысить дорожный просвет.

Итальянский FIAT-124 в чистом виде. Внешние отличия: дверные ручки под естественный хват руки, более низкий дорожный просвет и отсутствие «клыков» на бамперах. Модель с индексом 124 и ее различные модификации выпускались с 1966 по 1974 год. По лицензии автомобиль производился также в Испании, Южной Корее, Индии и Турции.

Оставалось еще дать собственное имя новой модели. Безымянными у нас тогда ходили только грузовики, троллейбусы, некоторые автобусы, правительственные ЗИЛы и вся продукция Ульяновского автомобильного завода, включая внедорожник ГАЗ-69, которому когда-то хотели дать имя «Труженик», но так и не решились.

Чтобы придумать имя «советскому "Фиату"» журнал «За рулем» объявил конкурс на лучшее название. Было прислано 54 838 писем с 1812 вариантами, и среди них такие: «Аврора», «Аргамак», «Атаман», «Весна», «Гвоздика», «Директивец», «Искра», «Катюша», «Лада», «Луч», «Мадонна», «Мемориал», «Мечта», «Новорожец», «Олимпия», «Руслан», «Сокол», «Фиалка». К слову, имя «Лада» уже тогда набрало полторы тысячи голосов.

На самом деле конкурс был фикцией – по свидетельствам ветеранов Волжского автомобильного завода, имя «Жигули» предложил конструктор А.М. Черный, а директор завода В.Н. Поляков утвердил его еще в начале 1967 года. Тогда же его отправили в Италию для разработки декоративной надписи на заднюю панель кузова.

Выйти из полноэкранного режима

Одна из первых рекламных съемок ВАЗ-2101. На переднем плане экспериментальные образцы с номерами «проба», прикрученными прямо на решетку радиатора – кронштейны еще просто не успели сделать. Сейчас бы такую фотографию сочли недопустимой, но тогда времена были проще. Снимок был опубликован в англоязычном буклете «Внешпосылторга», где был отдельный абзац с заголовком «No troubles in winter».

Развернуть на весь экран

Одна из первых рекламных съемок ВАЗ-2101. На переднем плане экспериментальные образцы с номерами «проба», прикрученными прямо на решетку радиатора – кронштейны еще просто не успели сделать. Сейчас бы такую фотографию сочли недопустимой, но тогда времена были проще. Снимок был опубликован в англоязычном буклете «Внешпосылторга», где был отдельный абзац с заголовком «No troubles in winter».

Открытка по почте

Название «Жигули» поначалу вызвало возмущение, причем еще до начала производства, когда информация о нем случайно просочилась в прессу. Журнал «За рулем» в № 3 за 1969 год опубликовал вот такое гневное письмо от читателя: «Дорогая редакция! В "Ленинградской правде" я прочитал заметку о новом транзисторе для автомобиля Волжского завода и заодно узнал, что он будто бы будет называться "Жигули". И вот это заставило меня написать письмо. Почему в таком случае не дать автомобилю наименование "Пенаты" или "Курилы", а может быть, "Михайловское"? Разве не звучит: "В производство запущено 20 "Михайловское"? Очень уж обидно, когда в погоне за "географичностью" попирается здравый смысл. Название массового автомобиля, мне думается, должно быть коротким, легко произносимым и выразительным». Автора письма успокоили тем, что сообщение в газете неточно, а название еще не выбрали и пока есть только индекс ВАЗ-2101, хотя это было не так. Лучше бы рассказали, что вся страна с тридцатых годов в охотку пьет пиво «Жигулевское», не особо задумываясь над его названием.

История происхождения названия автомобилей ВАЗ "Жигули"

Автомобиль Жигули на ВДНХ

45 лет назад автомобилю Волжского автомобильного завода "ВАЗ-2101" официально присвоено название "Жигули". Подробнее об истории происхождения названия автомобилей Волжского автомобильного завода (ВАЗ) "Жигули" читайте в справке РИА Новости.

7 сентября 1970 года легковому автомобилю, выпускаемому Волжским автомобильным заводом, было присвоено название "Жигули".

По общепринятой версии, имя у тольяттинского автомобиля появилось в результате всесоюзного конкурса, объявленного в прессе.

Всего писем и телеграмм набралось около 30 тысяч. Госкомиссия отобрала восемь штук, а конструктор по фамилии Черный предложил еще одно — "Жигули". Оно и было утверждено правительством.

Однако есть и другая версия, принадлежащая конструктору Геннадию Ляхову. В середине февраля 1967 года генеральный директор Волжского автомобильного завода и (по совместительству) заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков поставил перед заместителем первого главного конструктора ВАЗа Борисом Поспеловым задачу — придумать название для автомобиля, который будет выпускаться на новом заводе. Через два дня было выставлено на голосование порядка восьми названий. К ним по предложению конструктора Черного добавили "Жигули". В результате голосования в двух турах было выбрано название "Жигули", которое и было утверждено Поляковым.

Автомобиль Жигули-2107

Советские "Жигули"
7 сентября 2015, 13:22

Но как только советские "Жигули" стали выпускаться на экспорт, тут же возникла проблема с привычным для русского слуха словом "Жигули". Иностранцы не только не могли правильно произнести его, но и оно имело неприличные созвучия сразу в нескольких языках. Было принято решение придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. В 1973 году появилось новое название "Лада".

Теперь "Лада" — это основной бренд "АвтоВАЗа". За прошедшие годы "АвтоВАЗ" создал более 100 моделей и модификаций автомобилей. Названий сменилось тоже достаточно много: "Самара", "Бора-21", "Нива", "Спутник", "ОКА", "Эльф", "Гном", "Рапан", "Гольфкар", "Карат", "Питер-Турбо" (родстер), "Лада-Аэро", "Антэл", LADA Revolution, "Силуэт".

Знатоки помнят и модернизированные версии с именами собственными — "Желтая Акула", "Красная пчела" (Red Bee), "Пуля" (Bullet) — эксклюзивные автомобили на базе ВАЗ-21106.

Создатели тюнинговых комплектов также внесли свой вклад в создание разнообразия имен: "Карлота", "Нова", "Ника", Grossmeister, Lada Bis, Lada Lady, Rally Sport, "Апал", "Евро", "Катран", "Кураж", "Лада TMS", "Стэлс", "Титан", "Том Кэт", "Торнадо", "Стайер", "Аэрокит", "Элеганс", "Эверест", "Тайга", "Ока Леди", "АКС", "Фантом", "Неон", "Фаворит", "Акула", "Леон", "Ниагара", "Реал", "Трассер", "Галант", "Гранд".

В новом тысячелетии компания порадовала автолюбителей несколькими новыми моделями.

В 2004 году с конвейера сошел первый автомобиль семейства "Лада Калина", в 2007 году страна увидела первую Priora. Имя для нового автомобиля Lada Priora выбирали по классической схеме. Первоначально были выбраны центры опросов, которым был передан ряд вариантов. Всего для проекта 2170 было предложено порядка 60 имен, потом из них отобрали семь, а в итоге получилось то, что стало известно всем.

Летом 2010 года в ходе народного конкурса для новой модели Lada было выбрано название Granta. В ноябре 2010 года "АвтоВАЗ" утвердил семь названий, отобранных для будущих моделей Lada. Почти все они имеют латинские корни и по стилю сочетаются с названием Lada Granta. А именно: Slavia, Ladoga, Quanta, Adera, Alegra, Terra, Largus и Fortuna.

В ноябре 2011 года Lada Granta была запущена в серийное производство, в апреле 2012 года началось производство автомобиля Lada Largus.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

История происхождения названия автомобиля "Жигули"

Волжский автомобильный завод в Тольятти

По общепринятой версии, имя у тольяттинского автомобиля появилось в результате всесоюзного конкурса, объявленного в прессе. Всего писем и телеграмм набралось около 30 тысяч. Госкомиссия отобрала восемь штук, а конструктор по фамилии Черный предложил еще одно – "Жигули". Оно-то и было утверждено правительством.

Однако есть и другая версия, принадлежащая конструктору Геннадию Ляхову. В середине февраля 1967 г. генеральный директор Волжского автомобильного завода и (по совместительству) заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков поставил перед Борисом Поспеловым, заместителем первого главного конструктора ВАЗа, задачу – придумать название для автомобиля, который будет выпускаться на новом заводе. Через два дня было выставлено на голосование порядка восьми названий. К ним по предложению конструктора Черного добавили "Жигули". В результате голосования в двух турах было выбрано название "Жигули", которое и было утверждено Поляковым.

Но как только советские "Жигули" стали выпускаться на экспорт, тут же возникла проблема с привычным для русского слуха словом "Жигули". Иностранцы не только не могли правильно произнести его, но оно еще и имело неприличные созвучия сразу в нескольких языках!

Было принято решение придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. В 1973 г. появилось новое название "Лада" – красивое и простое. Теперь "Лада" – это основной бренд АВТОВАЗа, который он продвигает, называя свои разработки новыми именами, но всегда оставаясь верным Ладе.

За прошедшие годы АВТОВАЗ создал более 100 моделей и модификаций автомобилей. Названий сменилось тоже достаточно много: Самара, Бора-21, Нива, Спутник, ОКА, Эльф, Гном, Рапан, Гольфкар, Карат, Питер‑Турбо (родстер), Лада‑Аэро, Антэл, LADA Revolution, Силуэт. Знатоки помнят и модернизированные версии с именами собственными – Желтая Акула, Красная пчела (Red Bee), Пуля (Bullet) ‑ эксклюзивные автомобили на базе ВАЗ‑21106.

Создатели тюнинговых комплектов также внесли свой вклад в создание разнообразия имен: Карлота, Нова, Ника, Grossmeister, Lada Bis, Lada Lady, Rally Sport, Апал, Евро, Катран, Кураж, Лада TMS , Стэлс, Титан, Том Кэт, Торнадо, Стайер, Аэрокит, Элеганс, Эверест, Тайга, Ока Леди, АКС, Фантом, Неон, Фаворит, Акула, Леон, Ниагара, Реал, Трассер, Галант, Гранд.

В новом тысячелетии компания порадовала автолюбителей несколькими новыми моделями, которые, по заверению производителя, соответствуют уже европейским стандартам. Так, в 2004 г. с конвейера сошел первый автомобиль семейства "Лада Калина" (модели ВАЗ‑1117, ВАЗ-1118, ВАЗ-1119). А в 2007 г. страна увидела первую Priora (заводское обозначение ВАЗ-2170), с которой началось семейство российских легковых автомобилей класса "C" по европейской классификации.

Имя для нового автомобиля Lada Priora выбирали по классической схеме. Первоначально были выбраны центры опросов, которым был передан ряд вариантов. Всего для проекта 2170 было предложено порядка 60 имен, потом из них отобрали семь, а в итоге получилось то, что стало известно всем.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *