Торпеда в машине что это
Перейти к содержимому

Торпеда в машине что это

  • автор:

Приборная панель автомобиля (торпедо): устройство и назначение

Например, показателей текущей скорости машины, расхода топлива и т.п. Расположена данная зона зачастую перед водительским креслом (за рулевым колесом). Реже ее устанавливают на центральной консоли, но с наклоном в сторону водителя для удобного считывания данных.

Примечание! На современной панели, в среднем, размещается порядка 10 приборов. Такое количество считается оптимальным для информирования водителя о состоянии автомобиля. Если поставить меньше или больше, то информации может быть недостаточно, либо наоборот, внимание автовладельца будет рассеиваться от переизбытка приборов.

Устройство приборной панели

Все обозначения торпеды можно глобально разделить на две группы:

  • контрольно-измерительные приборы — отвечают за демонстрацию различных измерений. К примеру, пробега, текущей скорости и т.п.;
  • контрольные лампы (значки) — их задача оповещать водителя световыми сигналами о состоянии некоторых элементов и узлов автомобиля. Например, тормозной системы и заряда аккумулятора.

Состав приборной панели индивидуален для каждого авто и его комплектации. Но существует ряд приборов, которые так или иначе присутствуют в каждой торпеде:

  • спидометр (указатель скорости машины);
  • индикатор топлива (показывает, насколько заполнен топливный бак);
  • тахометр (измеритель оборотов двигателя);
  • одометр (отображает общий и суточный пробег автомобиля);
  • индикатор температуры в системе охлаждения (отображает температуру охлаждающей жидкости в двигателе).

Отталкиваясь от этого набора, производители вносят свои коррективы в количество и состав панели приборов.

Примечание! В автомобилях современного образца показатели приборов торпеды анализируются бортовым компьютером. Если какое-то измерение не соответствует норме, то БК оповещает водителя уведомлением на экране. Таким образом автовладелец узнает о возникших неполадках с тормозными дисками, световой оптикой и не только.

Контрольные лампы: расшифровка цветов подсветки

Каждый автопроизводитель по-разному графически оформляет сигнальные значки на приборной панели. Однако сориентироваться в них поможет общий стандарт цветов подсветки:

  • Зеленый или синий — такие значки предназначены для информирования о включенных в настоящее время функциях автомобиля. Например, фар или полного привода.
  • Желтый (или оранжевый) — оповещают о возможной или уже имеющейся неполадке, либо проблеме с функционалом, не требующей неотложного вмешательства. Это может быть низкий уровень давления в шинах и т.д. Желтый цвет не означает серьезную неисправность и можно продолжать движение, если такой значок загорелся. Однако во время дальнейшей поездки следует уделить повышенное внимание управлению. И при первой возможности исправить неполадку, не откладывая устранение на потом.
  • Красный — этот цвет в большинстве случаев сигнализирует о серьезной неисправности, представляющей аварийную опасность. Неполадки подобного характера требуют немедленного устранения. Второстепенно такие значки используются для информирования водителя о крайне низком уровне топлива в баке, заряда АКБ и т.п. Желательно изучить, что значат те или иные иконки. Если загорелся красный значок и не знаете, что он означает, то рекомендуется остановить машину. Поскольку продолжение движения может быть чревато аварией по причине отказа важной системы авто вплоть до двигателя. Но если намерены ехать, то направляться нужно сразу на СТО и ехать очень осторожно.

Некоторые графические значки при активации сопровождаются звуковым сигналом.

Виды приборных панелей

Выделяют две разновидности торпедо:

  • Аналоговые (стрелочные) состоят из механических деталей и встречаются в старых или бюджетных авто. Измерительные приборы (тахометр, спидометр и другие) оформлены в виде полукруга и текущее значение указывается стрелкой. Контрольные индикаторы оснащены лампочками, которые загораются при активации функционала автомобиля или выявления неисправности.
  • Электронные (виртуальные) — более актуальный вид панелей, установленных на многих современных авто. Их основу составляет программное обеспечение, которое выводит на экран нужную информацию. Экран и ПО заменяют механические датчики и приборы, однако нередко виртуальные решения визуально имитируют аналоговые торпедо.

Электронные приборные панели, если сравнить их со стрелочными, значительно превосходят предшественника по многим параметрам. Они обладают большей информативностью, более эстетичным внешним видом и индивидуальной настройкой под себя. Если водителю не нравится, как выглядит виртуальная панель, он может изменить цветовую гамму и т.д.

Также можно упомянуть о специальных функциях по типу проецирования панели приборов на лобовое стекло. Таким образом автомобилист получает возможность следить за показателями торпеды, не отрывая взгляда от дороги.

Почему переднюю панель в автомобиле называют «торпедой»?

Традиция называть переднюю панель незамысловатым термином «торпеда» пришла из времен наших дедушек. Старые автомобилисты легко применяют его в быту, а также во время ремонтных работ. Название «торпеда» вошло и в неофициальный обиход инженеров. Производители запчастей также не страшатся применять его для наименования многообразия пластиковой продукции для украшения кабины. Для старых «Жигулей» различных серий существовали серии пакетов тюнинга, центральным элементов которых становилась так называемая евроторпеда. Однако не всякий инженер может ответить на вопрос, откуда взялся этот термин.

Морская мина и приборы

При выяснении происхождения термина самое простое — это связать это народное название с морской вытянутой самодвижущейся миной. Именно на нее якобы была похожа панель «Жигулей», если снять ее с машины и посмотреть сбоку. Однако, как видится, связь между ними весьма натянутая.

Кроме того, делаются предположения, что эту часть автомобильного интерьера стали именовать таким образом из-за сходства с кузовом «Торпедо», который использовался в спортивных автомобилях 20-30-х годов прошлого века. Эти машины действительно напоминали морской подводный снаряд. Но и здесь чувствуется натяжка.

Ford Model T.

В действительности приборная панель получила в русском языке свое прозвище совсем по иной причине. Дело в том, что нашим дедушкам-автомобилистам до войны и во время нее приходилось встречать иностранные автомобили немецких и французских марок. Кроме того, после Великой Отечественной войны в СССР хлынул поток трофейной техники, как грузовой, так и легковой. Там часто встречались приборы немецкой фирмы Torpedo, которые шли на конвейер многих марок. Они устанавливались в сборе не над рулевой консолью, как сейчас, а между водителем и передним пассажиром. Первые отечественные автомобили НАМИ тоже пользовались импортными приборными щитками, как и продукция горьковского автогиганта. Советские «Форды» оснащались торпедо из металла.

Спидомер, одометр, топливомер, а также указатели давления масла, заряда батареи и прочие стрелочные аналоговые устройства занимали большую часть переднего пространства в кабине старинного автомобиля. Эти массивные панели имели выгравированное название производителя и поставщика Torpedo, расположенное на тыльной стороне, которое можно было прочесть при демонтаже всего щитка. Продукция этой компании была настолько распространена, что встречалась в множестве машин и настолько примелькалась слесарям, что превратилась в имя нарицательное. Много позднее то же самое случилось и с названиями «бендикс», «ксерокс», «керхер» и пр.

Слово живет

Слово «торпедо» было настолько простым, понятным и удобным, что очень быстро заменило в производственном сленге заковыристые выражения «приборный щиток» или «комплекс приборов».

Постепенно на место фирмы Torpedo пришли другие поставщики автомобильных комплектующих, однако слово прижилось в СССР и никуда не исчезло. В 50-е годы им именовали уже не приборы, а переднюю часть кабины с вещевым ящиком, нишей под радиостанцию и прочими устройствами для управления машиной. Таким же образом стали называть передние панели и на «Жигулях», а также на всех советских легковых автомобилях.

Что такое «торпедо» и правильно ли «торпеда»?

Я часто слышу как приборную панель или облицовку приборной панели в автомобиле называют «торпедо» или «торпеда». И я всегда думал, что «торпедо» синоним «парприз».

Спидометр

Что такое «торпедо»?

Начну с того, что я ошибался, считая «торпедо» синонимом «парприз». Эти два жаргонизма ставших нарицательными обозначают разные вещи.

Торпедо — приборная панель или щиток приборов.

Парприз — облицовка панели приборов.

В Толковом словаре Д. Н. Ушакова можно найти другое значение для «торпедо», допускается и «торпеда». В словаре указывается, что это автомобиль сигарообразной формы.

Торпедо

Как правильно?

Д. Н. Ушакова работал над словарём в 1935-1940 годах. В те времена «торпедо» никак не ассоциировалось с приборной панелью. Торпедо стало синонимом приборной панели в середине прошлого века. Дело в том, что существовала немецкая компания Torpedo (может быть и сейчас существует, я не проверял) которая производила приборы для автомобилей различных марок. Со временем это слово стало нарицательным для приборной панели. После того как я узнал происхождение этого жаргонизма, мне стало понятно, что правильно употреблять именно «торпедо». Я не нашёл чёткого указания в словарях как всё таки правильно «торпедо» или «торпеда».

С парпризом оказалось всё проще. «Pare-brise» в переводе с французского означает лобовое стекло или козырёк, который защищает водителя от пыли и ветра. В наше время парпризом называют облицовку панели приборов, то есть парприз — это облицовка торпедо.

Несколько версий почему переднюю панель приборов автомобиля называют торпедо

Вы тоже замечали, что часть салона автомобиля перед водителем, где размещены приборы, назвают словом "торпедо"? Сейчас уже реже, но ранее даже в бумагах на автомобиль. Причем окончание в этом слове можно услышать и "о", так и "а". Всплывают какие-то ассоциации с военно-морской торпедой, которая используется как подводный снаряд для уничтожения кораблей. Откуда изначально взялось это слово, почему оно прижилось в автомобильном мире? — Давайте разбираться.

Начнем с краткой этимологии (происхождение слова). "Торпедо" попало в английский язык в средние века, как и множество других слов, из латыни. Там оно изначально обозначало термин "оцепенение", а позднее так кратко стали назвать необычных морских обитателей — электрических скатов (Torpediniformes). Электрические скаты в результате эволюции "освоили" электрический разряд вырабатываемый в своем теле для охоты и защиты. Так что термин "оцепенение" отлично характеризует жертву ската после действия высоковольтного разряда.

Сначала слово попало во флотскую терминологию. В начале 1800-х годов американский инженер Роберт Фултон, который приложил руку к созданию первых подводных лодок, назвал так подводную мину округлой формы с контактным взрывателем (что-то от рыбы скат в этом есть). По мере развития военно-морских технологий и цилиндрические самодвижущиеся подводные снаряды стали называть так же. Сейчас торпеда ассоциируется с цилиндрическим длинным предметом.

Казалось при чем тут сухопутные автомобили? А в 20-30х годах прошлого века был популярен такой тип кузова автомобиля "Торпедо" (разновидность открытого типа кузова фаэтон), его характеризовали плавные линии, вытянутая форма, и отсутствие надстройки сбоку до складной крыши. В те годы на "тележку" автомобиля могли "навешивать" кузова различных типов, которыми занимались сторонние фирмы. Слово стало нарицательным после кузовного ателье "Captain Theo Masui", которые его ввели в обиход.

От автомобильной тематики получил свое название и отечественный футбольный клуб "Торпедо" основанный в 1924 году в Москве. Достаточно посмотреть на его логотип с сигарообразным автомобилем за буквой "Т".

В российском секторе интернета активно продвигается версия, что наименование панели приборов автомобиля "торпедо" идет от немецкой фирмы с аналогичным названием. Суть в том, что фирма изготавливала автомобильные приборы, ставила свой логотип, и от этого пошло обозначение всего щитка приборов, а затем и всю панель салона (которая тоже необычно называется "парприз" от французского pare-brise).

Да, фирма такая действительно существует в Германии, называется и поныне Torpedo Gruppe (основана в 1928 году). Только вот, занималась она всю свою историю продажей и сервисом немецких автомобилей. Упоминания об изготовления частей автомобилей на официальном сайте нет, а это была бы важная часть истории компании. Да и логотип фирмы до войны представлял собой три торпедных катера, а не название текстом.

Сложилось впечатление, что "любят" это слово в Германии, самая распространенная в мире втулка для велосипеда с барабанным тормозом изобретена там (Fichtel & Sach, Schweinfurt), и называется тоже «Torpedo».

В общем версия с автобрендом и эпонимом красивая, но реальных факторов ее подвергающих почти нет. Если знаете — пишите в комментарии. Я пересмотрел много панелей приборов немецких автомобилей 30-50х годов и первых советских, но на приборах нет обозначений фирмы изготовителя, иногда есть логотип автоконцерна. Да, и по некоторым данным, для основных немецких производителей стрелочные приборы изготавливала компания Weigel Meßgeräte.

Выходит что слово "торпедо" пришло в автомобильный мир от гладких по форме рыб скатов, сначала перешло на название кузова, а затем и на панель внутри салона (которую так же с давних пор стараются делать округлой).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *