Куда пропадает масло из двигателя
Перейти к содержимому

Куда пропадает масло из двигателя

  • автор:

Куда и почему уходит масло из двигателя?

Объем масла, залитого в двигатель, в процессе эксплуатации любого автомобиля всегда уменьшается. Существуют определенные нормы расхода смазочного материала для разных типов бензиновых и дизельных моторов. По мере износа деталей силового агрегата растут, как правило, и потери смазочной жидкости. Куда и почему уходит масло из двигателя, и как не допустить повышенного расхода этого продукта?

Система впуска воздуха

Если автовладелец забывает своевременно менять воздушный фильтр и допускает разгерметизацию воздушного тракта, мелкий мусор будет проникать в камеру сгорания. Обладая абразивными свойствами, твердые частицы ускорят износ цилиндров, поршней и маслосъемных колец. В результате на поверхности цилиндров остается смазочная жидкость, которая расходуется на угар. Мусор скапливается также в посадочных местах (канавках) колец: смешиваясь с маслом, он формирует абразивную густую массу. Образовавшаяся субстанция разрушает кольца и канавки, снижая герметичность камеры и способствуя возрастанию угара.

Клапанный механизм

Другая частая причина проникновения смазочной жидкости в камеру сгорания – износ направляющих втулок клапанов, а также маслосъемных колпачков, которые как раз и отвечают за предупреждение попадания масла внутрь камеры. Кроме того, колпачки во временем теряют эластичность и утрачивают способность выполнять свои функции. Выполняя их замену, нужно проверить, в каком состоянии направляющие втулки. Чрезмерный износ этих деталей ведет к повышенному люфту клапанов, а это значит, что новые колпачки быстро выйдут из строя, и смазочный материал снова будет попадать в камеру сгорания.

Турбокомпрессор

При появлении таких симптомов, как запотевание стыков патрубков турбины или попадание смазочной жидкости в интеркулер, следует обратить внимание на целостность газодинамических уплотнений турбокомпрессора. Эти детали по своей конструкции не вполне герметичны и частично пропускают газы внутрь центрального корпуса турбины. Впоследствии вместе с этими газами во впускную часть (в холодную улитку) переносятся частицы масла, пребывающие в подвешенном состоянии, (т. е. в виде тумана). Чем сильнее износ газодинамических уплотнений, тем ощутимее будут потери смазочного материала.

Вентиляция картерных газов

Моторное масло ускоренно убывает при ухудшении работы системы вентиляции картерных газов. Отложения, которые неизбежно формируются в процессе эксплуатации этого узла, негативно сказываются на производительности маслоотделителя и становятся причиной перебоев в работе управляющего клапана вентиляции. Следствием этого бывает повышенное содержание смазочной жидкости во впускном тракте. Попадая в камеру сгорания, излишки масла оставляют после себя нагар на внутренних поверхностях цилиндра.

Неполное сгорание топлива

Усилившийся угар – одна из основных причин повышения расхода моторного масла. Такая проблема чаще всего является следствием износа различных деталей двигателя, в первую очередь – цилиндропоршневой группы. Способствовать преждевременному износу цилиндров, поршней и колец может избыточное количество топлива в камере сгорания. Излишки горючего, которые не успевают сгорать, смывают масляную пленку, оставляя без защиты пары трения. Спровоцировать подобную ситуацию могут неисправности системы зажигания и топливных форсунок. Следует избегать также заправки автомобиля некачественным горючим.

Срок жизни

Рекомендованный производителем межсервисный интервал (когда замену масла выполняют, например, через каждые 15 тысяч км пробега) в некоторых случаях лучше сократить. Смазочная жидкость быстрее теряет свои эксплуатационные характеристики, если используется в высоконагруженных двигателях. Исчерпавшая свой рабочий ресурс жидкость может вызвать закоксовывание и залегание поршневых колец, после чего падает герметичность цилиндров, возрастает содержание картерных газов, и в итоге система вентиляции отправляет некоторое количество масляной взвеси во впускную часть. Кроме того, закоксовывание способствует возрастанию угара смазочной жидкости.

Условия эксплуатации

К повышенному расходу масла ведут не только неполадки с оборудованием, но и неблагоприятные условия эксплуатации транспортного средства. Например, если двигатель часто работает на минимальных оборотах холостого хода, то недостаточно высокое давление при сгорании топлива ведет к снижению герметичности цилиндров. В результате образуется слишком толстая защитная пленка, которая впоследствии сгорает. К нежелательным режимам работы силового агрегата относятся также длительное простаивание в пробках и регулярная езда с непрогретым мотором.

Какой расход масла считается нормальным

Нормальным расходом современных моторных масел, таких, например, что представлены в линейке продукции торговой марки Rolf, считается 0,1-0,3 % от объема израсходованного топлива. Так, если автомобиль преодолел дистанцию длиной 1000 км при расходе топлива 10 л на 100 км, то расход смазочной жидкости может уменьшиться в среднем на 0,2 литра.

Куда уходит масло?

Повышенный расход масла или, как говорят автовладельцы, масложор, тема, в последнее время очень актуальная и широко обсуждаемая. Что случилось, почему современные высокотехнологичные двигатели славятся большим расходом масла? Попробуем поискать причину, но сначала определим, куда же может пропадать масло из мотора.

Пути побега

Самая банальная причина снижения уровня масла в двигателе – его утечки. Течь смазка может через неисправные манжетные уплотнения – сальники, через поврежденные прокладки двигателя, патрубки, масляный радиатор. Мест для утечек предостаточно. Если мотор слегка «потеет», это вряд ли приведет к большому расходу масла, а вот капли смазки на асфальте – это уже серьезный повод к немедленному поиску неисправности.

Вторая причина – попадание масла в цилиндры двигателя. Основных путей в цилиндры два: верхний и нижний. Сверху смазка проникает через изношенные уплотнения стержней клапанов – так называемые маслосъемные колпачки. Нижняя дорога лежит через стенки цилиндров. Износ зеркала, задиры, изношенные или закоксованные поршневые кольца открывают маслу путь в камеру сгорания.

В моторах с турбонаддувом масло может попадать в цилиндры и через неисправную турбину. Так, почему-то, принято говорить. Хотя точнее будет сказать – через компрессор. Вот вам и третий путь.

Причины масложора

Через сальники масло начинает бежать при их естественном износе или при повышении давления картерных газов. Происходит это из-за засорения системы вентиляции картера. Система засоряется при использовании некачественного или не рекомендованного масла или при его несвоевременной замене.

Маслосъемные колпачки тоже имеют свойство изнашиваться – трение и высокая температура деталей головки желают свое дело. Очень быстро колпачки выйдут из строя при износе направляющих втулок клапанов. Стимулирует износ плохое масло и перегрев мотора.

Ускоренный износ стенок цилиндров и поршневых колец обычно связаны с нарушением правил эксплуатации автомобиля: масло не соответствует рекомендациям по качеству и вязкости, его несвоевременно меняют, используется некачественная смазка, в цилиндры попадают абразивные частицы. Последнее случается при применении не эффективных воздушных фильтров, замене их не по регламенту, а когда придется, появлении неплотностей во впускном коллекторе, через которые подсасывает воздух. Некоторые автомобили отличаются склонностью к залеганию поршневых колец из-за конструктивных особенностей мотора и слишком «щадящего» стиля езды. Ну не любят они долгого передвижения на низких оборотах.

Турбокомпрессор тоже может стать причиной повышенного потребления масла двигателем. Попадание смазки через изношенные уплотнения подшипников скольжения во впускной тракт и далее в камеру сгорания заметно увеличивает ее расход. Чтобы побыстрее приговорить агрегат наддува к ремонту, стоит использовать низкокачественные масла и резко глушить двигатель после прохватов по трассе. Зачем лить нормальную смазку, если она сгорает в цилиндрах и расход ее велик? А турбина и всухую покрутится – от нее не убудет

Что делать

Скажем сразу – двигатели некоторых машин склонны расходовать масло смолоду и в больших количествах. Такова их неприятная конструктивная особенность. Такие моторы хорошо известны и нужно хорошенько подумать, а стоит ли их покупать? Часто говорят, что виноват, ныне очень распространенный, турбонаддув. А почему тогда старые, добрые наддувные дизеля не отличались масляным аппетитом? Скорее все дело в стремлении максимально облегчить мотор, снизить потери на трение. Отсюда легкие поршни без юбки, миниатюрные колечки, жидкие масла….

Другое дело, когда большой расход масла в двигателе появляется в процессе эксплуатации авто. Когда это происходит при очень больших пробегах машины, придется смириться — естественного износа деталей двигателя никто не отменял. Повышенный расход масла – верный признак старости мотора. Когда это должно случится? Многое зависит от модели мотора и условий его эксплуатации: одни проявляют признаки старения уже после 100…150 тысяч километров, а другим и четверть миллиона нипочем.

Как же избежать раннего роста расхода масла и связанного с этим ремонта двигателя? Рецепты долголетия крайне простые и доступные каждому автомобилисту:

  • использовать качественные моторные масла, рекомендованные производителем автомобиля;
  • своевременно менять масло, в сложных условиях (высокая температура, запыленность воздуха, городская езда, работа двигателя под высокой нагрузкой) сократить на треть интервал замены масла;
  • использовать только качественные масляные и воздушные фильтры;
  • следить за герметичностью впускного тракта;
  • беречь турбокомпрессор, если он есть, использовать турботаймер;
  • контролировать утечки масла через сальники и прокладки;
  • не допускать перегрева мотора.

Еще один совет специально для особо осторожных водителей, которые в борьбе за низкий расход топлива и большой ресурс двигателя боятся лишний раз нажать на педаль акселератора. Постоянная езда на низких оборотах — прямой путь к образованию нагара и закоксовыванию поршневых колец. Не стесняйтесь время от времени давать мотору поработать на высоких оборотах. Расход топлива это сильно не увеличит, зато подвижность колец поможет сохранить.

Точная диагностика

Как определить причину повышенного расхода моторного масла? С утечками все понятно – на глаз. С путями попадания смазки в камеру сгорания сложнее. Есть верные признаки, что масло туда попадает: голубоватый цвет выхлопных газов, нагар на свечах зажигания. А каким путем? Можно использовать специальный прибор и заглянуть внутрь цилиндра. Но мало иметь диагностическое оборудование, нужно уметь правильно трактовать результаты его работы. Вряд ли музыкант или слесарь поставит точный диагноз больному, поглядев на его рентгеновский снимок…

Решение каждый принимает сам, исходя из своего опыта и знаний. Но большинству автовладельцев все же стоит обратиться для поиска причины повышенного расхода на сервис, к специалистам. Квалифицированные мастера компании FAVORIT MOTORS проведут тщательную диагностику двигателя, определят точную причину масложора и обязательно устранят ее.

Куда уходит масло?

Итак, масло из двигателя может исчезать в следующих направлениях:

Первое — вытекать,

Второе — сгорать в цилиндрах двигателя.

Есть ещё третий вариант — его кто-то украл! — но ввиду экзотичности этот вариант не рассматриваем.

Вытекание масла может происходить в двух направлениях — наружу, что, как правило, можно углядеть невооружённым взглядом, и внутрь – то есть масло попадает в охлаждающую жидкость. Это тоже легко обнаружить, открыв пробку радиатора или расширительный бачок и увидев там "сметану". Как правило в этих случаях не происходит заметного понижения уровня масла, в противном случае это вытекание видно ОЧЕНЬ хорошо, т.к. под машиной образуется огромное масляное болото (кстати, по-японски утечка масла звучит как "Абура море "). Вот это море и будет под машиной. Представьте себе, скажем литр масла, вылитый не в заливную горловину, а просто сверху на мотор — оно почти всё окажется под машиной.

Теперь второй вариант — сгорание масла в двигателе. Теоретически угар масла есть всегда. Это входит в принцип действия ДВС. Но на практике исправный двигатель современной конструкции при соблюдении интервала смены масла в 10т.км. вполне может обходиться без доливки масла. Это означает, что расход масла на 10т.км. не превышает 1л. ( как правило расстояние между рисками max и min на щупе соответствует прим. 1 л.) Из чего складывается расход масла, и какими путями оно попадает в цилиндры двигателя?

Первое — через плохое уплотнение цилиндр-поршень.

Второе — через пропускающие маслоотражательные колпачки.

Третье — через плохо работающий маслоотделитель системы вентиляции картера.

Теперь более подробно об этих процессах. В уплотнении цилиндр-поршень участвуют: поверхность цилиндра, которая должна быть по форме геометрически правильным цилиндром, и обязательно иметь на своей поверхности рисочки от хона для удержания масла! Если цилиндр будет изготовлен каким-либо способом без применения хона, т.е. будет иметь правильную форму, но без рисочек — такой мотор долго не просуществует, т.к. кольца будут работать на сухую и быстро износятся и они сами и цилиндры. Далее, в уплотнении участвуют кольца, которые по конструкции весьма сложны при всей их внешней бесхитростности. При установке они должны с определённым (и переменным по их длине) усилием прилегать к поверхности цилиндра. Третьим участником уплотнения является канавка в поршне для кольца, которая тоже изнашивается в процессе работы двигателя, и кольцо болтается в канавке по высоте. Невыполнение любого (даже одного) из этих условий приводит к проникновению масла в цилиндр и его сгоранию. Как правило, все участники уплотнения изнашиваются одновременно, но неодинаково. Именно поэтому замена одних только колец – операция дурная и почти бесперспективная. Бывают, правда, редкие исключения, но лишь подтверждающие правило. Например, сборная конструкция маслосъёмных колец (тонкие диски и расширитель) имеет не только преимущества, но и недостатки. При применении плохого масла вся эта конструкция теряет подвижность в результате закоксовывания, и расширитель не прижимает диски к поверхности цилиндра. Но в таком случае кольцо не изнашивается, т.к. оно не прижималось к поверхности. Достаточно всё почистить и собрать обратно. Тут есть ещё варианты, но это уже совсем тонкости.

Далее масло стекает по стержням клапанов. С впускных оно попадает в цилиндры и там сгорает, а также нарастает коксовой шубой на обратной стороне тарелок клапанов. С выпускных клапанов оно подхватывается выхлопными газами, тоже привнося свою лепту в задымлённость выхлопа. Масло по стержням клапанов стекает в результате износа и задубения маслоотражательных колпачков, а также в результате повышения зазора между стержнем клапана и направляющей втулкой. Изнашивается и стержень клапана в меньшей степени (на дизеле — очень сильно) и направляющая втулка. В результате стержень клапана так болтается во втулке, что с маслом не справится ни один самый лучший колпачок, т.к. он рассчитан только на продольное перемещение клапана, но не на осевое смещение.

Теперь о маслоотделителе. Это довольно простое устройство, представляющее собой лабиринт. Картерные газы вместе с масляным туманом поступают на вход лабиринта, "путаются " в нём, а масло оседает на стенках и через сливные отверстия стекает обратно в картер. Если сливные отверстия, да и сам лабиринт, забиваются "кизяком", то капельки масла попадают на впуск и далее в цилиндры. Но вышеупомянутый (не к ночи) "кизяк" образуется при изношенном двигателе при взаимодействии большого количества картерных газов, прорвавшихся через плохое уплотнение поршень-цилиндр. Так что забившаяся система вентиляции картера не причина повышенного расхода масла, а наоборот.

Теперь из практики. Основной вопрос — Что делать? (Кто виноват ? — выходит за пределы моей компетенции). ЕСЛИ расход масла на 10т.км. составляет примерно 2,5-3 л., то как правило проблема решается ЗАМЕНОЙ МАСЛООТРАЖАТЕЛЬНЫХ КОЛПАЧКОВ. Если расход СУЩЕСТВЕННО ВЫШЕ, то без полноценного ремонта НЕ ОБОЙТИСЬ. Как правило, автопроизводители указывают для определения необходимости капитального ремонта двигателя расход масла на 1т.км.-1л. При таком расходе масла эксплуатировать автомобиль практически очень тяжело, т.к. уж очень часто приходится доливать масло.

Если, несмотря на все намёки свыше, продолжать эксплуатацию, то возможны следующие варианты. Первый — при езде по городу мотор стуканёт, т.к. масло не будет долито вовремя, а ехать надо! Второй — при езде на большие расстояния с большим газом прогорит или поршень или клапан, т.к. кокс в цилиндрах со временем воспламенится, а он имеет очень высокую температуру горения.

Куда уходит масло?

Большинство современных ДВС способны работать практически не расходуя масло — от одной замены до другой, то есть без необходимости доливки — двигатель берет масло в пределах литра на 10 000 километров. Большинство, но отнюдь не все, старые модели силовых установок с приличным сроком эксплуатации, к сожалению, не могут похвастаться подобного рода показателями. Кроме того, нередко в вопросе: "куда уходит масло из двигателя" — виновен сам водитель.

Из этого следует, что допустимый максимум расхода масла — 0,5л/1000 км, при условии, что вы любитель быстрой езды и нередко используете потенциал своего стального коня по максимуму. В таких случаях, как правило порядком изношенный двигатель берет масло еще с большей интенсивностью, и в некоторых случаях этот показатель способен достигать отметки порядка 0,6 % от общего количества расходуемого топлива. Если вы заметили, что уходит масло из двигателя, а его расход достиг максимального значения, вам следует задуматься о ремонте, однако не стоит слишком спешить. Ниже будут приведены так называемые нормы расхода и рекомендации к действиям.

Итак, расход масла и рекомендации по нему:

  1. Двигатель берет масло от 0,2 до 0,3 литра на 1000 км пробега — необходима замена маслосъемных колпачков.
  2. Двигатель расходует до 0,5 литра — повод готовиться к капитальному ремонту.
  3. Мотор съедает 1 литр масла менее чем на 100 км — необходим срочный капремонт.

Однако необходимо также учитывать тот факт, что у каждого автомобиля имеются свои допуски, к примеру, производитель Mitsubishi для своего внедорожника Pajero, указал: "расход масла напрямую зависит от стиля езды и может достигать значения вплоть до 1 л/1000 км, другими словами для данного авто это норма.

Теперь, что касается причин, по которым уходит масло из двигателя. Основных причин две и сейчас мы их рассмотрим.

Первая — течь. Вот краткий список мест, которые могут стать причиной подтекания масла, а также советы по устранению течи:

  1. Крышка клапана — необходимо заменить или тщательно обработать при помощи герметика.
  2. Трамблер — лечится аналогично предыдущему узлу, необходима обработка герметиком.
  3. Механический бензонасос — нужна замена прокладок и герметизация.
  4. Балансирные валы — потребуется замена.
  5. Картер двигателя — чтобы устранить необходимо демонтирование и выравнивание, после все хорошенько обработать герметиком.
  6. Сальники (распредвала, задний и передний) — обязательная замена.
  7. Маслодатчик — ремонт невозможен понадобится замена.
  8. Масляный фильтр — сначала попытайтесь дожать или подтянуть по плотнее, если невозможно — замените.
  9. Прокладка ГБЦ — необходима срочная замена.
  1. Утечка одновременно в нескольких местах возникает только при высоком давлении, в противном случае ее не удастся обнаружить.
  2. Если у вашего автомобиля имеются проблемы с вентиляцией картера — их обязательно нужно устранить, если этого не сделать, то устранить течь будет довольно сложно.
  1. Гореть может в коллектор или в воздушный фильтр посредством вентиляционной системы картера, основная причина — чрезмерно высокое давление в самом картере. Чтобы устранить эту неисправность проверьте поршневую и вентиляционную систему картера.
  2. Не исключено, что проблема кроется в маслосъемных колпачках или втулке клапана. Установить так ли это, можно после разогрева двигателя до определенной температуры, то есть разгоняете обороты до 4000 об/мин и смотрите на цвет и интенсивность выхлопа. Если цвет выхлопных газов стал более насыщенным или того хуже черным — колпачки требуют замены.
  3. Еще один способ проверить уходит масло из двигателя или нет — поездить немного на разогретом двигателе, после этого остановиться и на минуту-две, затем резко стартонуть — если имеются проблемы с колпачками об этом будет свидетельствовать облако густого дыма, которое вылетит при резком старте.
  4. Если резко увеличился расход масла, при этом заметно повысилась компрессия, а при наборе оборотов двигатель начинает дымить — это может означать, что масло горит через кольца. Иногда это бывает связано с залеганием колец из-за нагара, в таком случае их можно попытаться отмочить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *