Кто изобрел первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания
Перейти к содержимому

Кто изобрел первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания

  • автор:

Первый автомобиль и его создатель Карл Бенц

170 лет назад родился Карл Бенц — выдающийся немецкий инженер, пионер автомобилестроения. История его жизни и его изобретений кажется фантастической.

https://p.dw.com/p/11XiO

Имя это известно каждому человеку, который хоть в какой-то степени интересуется автомобилями. Карл Бенц (Carl Friedrich Michael Benz) по прову считается изобретателем автомобиля. Он получил первые в мире патенты на двухтактный бензиновый двигатель, систему зажигания, работающую от батареи, свечу зажигания, акселератор, карбюратор, сцепление, коробку передач, водяной радиатор охлаждения, — словом, на все основные узлы автомобиля.

От мастерской до мирового концерна

Талант инженера и изобретателя проявился у Карла Бенца очень рано, но его профессиональная карьера вовсе не была само собой разумеющимся делом. Он родился в небогатой семье. Отец, машинист паровоза, умер, когда Карлу было всего два года. Благодаря усилиям матери, отличным оценкам самого Карла и государственной стипендии, он окончил политехнический университет уже в возрасте 19 лет, затем, после семи лет работы на различных предриятиях, создал собственную фирму. Собственно, поначалу это была просто мастеская.

Первый автомобиль, ставший серийной моделью, был запатентован в январе 1886 года. Патент под номером 37435 был выдан на трехколесный самодвижущийся экипаж. С этого трицикла началась история мирового автомобилестроения. Свое изобретение Бенц оснастил бензиновым двигателем внутреннего сгорания.

Первый "автопробег" совершила жена изобретателя Берта. 5 августа 1888 года она вместе с детьми преодолела больше ста километров, чтобы навестить свою мать. На подъемах машину приходилось толкать, и легенда гласит, что именно после этого Берта подала идею мужу оснастить ее коробкой передач.

В 1926 году компания Бенца объединилась с компанией Daimler, также занимавшейся выпуском автомобилей. Все модели были переименованы: они стали называться "Mercedes-Benz " (это имя — Мерседес — было именем дочери одного из партнеров Даймлера).

Концерн и после смерти его основателя продолжал идти в авангарде автомобилестроения. В 1936 году началось производство легковых автомобилей с дизельным мотором. Первой моделью с дизельным двигателем стал Mercedes-Benz 260 D.

История дизельного двигателя продолжается

Дизельный двигатель назван в честь его разработчика — немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля (Rudolf Diesel). Этот двигатель обладает довольно высоким коэффициентом полезного действия, а топливо стоит дешевле бензина. И так как экономичность была одним из основных преимуществ дизельных двигателей перед бензиновыми, первыми об их использовании задумались производители грузовых автомобилей. В 1924 году на берлинской автовыставке немецкий концерн MAN представил модель, работающую на дизеле.

Благодаря снижению массы дизельного мотора, к возможности его использования решили присмотреться и производители легковых автомобилей. Особенно активно над решением этой задачи работали именно инженеры компании Daimler-Benz.

Первый автомобиль в мире и история его создания

170 лет назад родился Карл Бенц — выдающийся немецкий инженер, пионер автомобилестроения. История его жизни и его изобретений кажется фантастической.

Имя это известно каждому человеку, который хоть в какой-то степени интересуется автомобилями. Карл Бенц (Carl Friedrich Michael Benz) по праву считается изобретателем автомобиля. Он получил первые в мире патенты на двухтактный бензиновый двигатель, систему зажигания, работающую от батареи, свечу зажигания, акселератор, карбюратор, сцепление, коробку передач, водяной радиатор охлаждения, — словом, на все основные узлы автомобиля.

От мастерской до мирового концерна

Талант инженера и изобретателя проявился у Карла Бенца очень рано, но его профессиональная карьера вовсе не была само собой разумеющимся делом. Он родился в небогатой семье. Отец, машинист паровоза, умер, когда Карлу было всего два года. Благодаря усилиям матери, отличным оценкам самого Карла и государственной стипендии, он окончил политехнический университет уже в возрасте 19 лет, затем, после семи лет работы на различных предприятиях, создал собственную фирму. Поначалу это была просто мастерская.

Первый автомобиль, ставший серийной моделью, был запатентован в январе 1886 года. Патент под номером 37435 был выдан на трехколесный самодвижущийся экипаж. С этого трицикла началась история мирового автомобилестроения.

Как работал первый в мире автомобиль

Свое изобретение Бенц оснастил бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Питал его примитивный испарительный карбюратор, где бензин для приготовления смеси испаряла пропитанная ветошь. В конструкции мотора, как и в любом ДВС на бензине, присутствовала свеча зажигания, индукционная катушка, трамблер, аккумуляторная батарея и дроссельная заслонка в виде ручного крана. Имелась также простейшая система водяного охлаждения.

Крутящий момент от двигателя передавался на задние колеса с помощью мудреной системы шкивов, шестерен и ремней. Присутствовала и главная коническая передача (без дифференциала), а рядом располагался тормозной барабан, а также полуоси и примитивная подвеска на двойных полуэллиптических рессорах. Переднее колесо подвески не имело. Роль сцепления в машине выполнял простой двухпозиционный размыкатель, а огромное горизонтальное колесо маховика являлось по совместительству еще и ручным стартером. Генератора на Benz Patent-Motorwagen не было, как отсутствовала и коробка передач. О бензонасосе тоже речи не шло: топливо подавалось самотеком из бака, который был расположен над силовым агрегатом.

Первый в мире «автопробег»

Первый "автопробег" совершила жена изобретателя Берта. 5 августа 1888 года она вместе с детьми преодолела больше ста километров, чтобы навестить свою мать. На подъемах машину приходилось толкать, и легенда гласит, что именно после этого Берта подала идею мужу оснастить ее коробкой передач.

В 1926 году компания Бенца объединилась с компанией Daimler, также занимавшейся выпуском автомобилей. Все модели были переименованы: они стали называться "Mercedes-Benz " (это имя — Мерседес — было именем дочери одного из партнеров Даймлера).

Концерн и после смерти его основателя продолжал идти в авангарде автомобилестроения. В 1936 году началось производство легковых автомобилей с дизельным мотором. Первой моделью с дизельным двигателем стал Mercedes-Benz 260 D.

Первый автомобиль в России

По одной версии первый автомобиль в России появился в 1891 году. Это был привезенный из Франции «Панар-Левассор». Однако согласно альтернативной трактовке событий, русская публика увидела чудо-технику в 1895 году, и это был не «Панар», а Benz Velo. Последний является глубоко модернизированной версией рассмотренного выше Benz Patent-Motorwagen и считается первым в мире серийным четырехколесным автомобилем.

Первый автомобиль в мире: история создания

Benz Patent-Motorwagen

Любители автомобильной истории до сих пор ломают копья касательно титула первенца с двигателем внутреннего сгорания. Ведь наравне с трициклом (а первый автомобиль в мире был трехколесным) Карла Бенца почти одновременно миру была представлена очень похожая конструктивно повозка Готлиба Даймлера. Но фокус в том, что Даймлер рассматривал свой образец исключительно в качестве демонстрационного стенда. Тогда как Бенц всерьез планировал свое творение продавать. И, к слову, в итоге у него это получилось. Поэтому, первым автомобилем с ДВС принято считать именно машину Карла Бенца — Benz Patent-Motorwagen.

Первый автомобиль в мире — Benz Patent-Motorwagen

Дословно название переводится как «запатентованная моторная повозка Бенца». И, как бы ни странно прозвучало, трехколесная карета образца почти стасорокалетней давности была во многом вполне близка к современному автомобилю. Судите сами.

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года выпуска на параде Allgemeine Schnauferl Club в Мюнхене в 1925 году

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года выпуска на параде Allgemeine Schnauferl Club в Мюнхене в 1925 году (Фото: Scherl / Global Look Press)

«Под капотом» (а по факту — сразу за водителем) был установлен одноцилиндровый однолитровый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания мощностью примерно в одну лошадиную силу. Питал его примитивный испарительный карбюратор, где бензин для приготовления смеси испаряла пропитанная ветошь. В конструкции мотора, как и в любом ДВС на бензине, присутствовала свеча зажигания, индукционная катушка, трамблер, аккумуляторная батарея и дроссельная заслонка в виде ручного крана. Имелась также простейшая система водяного охлаждения. Правда, была она незамкнутого типа, и воду нужно было постоянно доливать. Система смазки также не отличалась замысловатостью: резервуар, подававший масло по каплям на несколько самых важных трущихся деталей. Привод ГРМ — ременной.

Крутящий момент от двигателя передавался на задние колеса с помощью мудреной системы шкивов, шестерен и ремней. Присутствовала и главная коническая передача (без дифференциала), а рядом располагался тормозной барабан, а также полуоси и примитивная подвеска на двойных полуэллиптических рессорах. Переднее колесо подвески не имело. Роль сцепления в машине выполнял простой двухпозиционный размыкатель, а огромное горизонтальное колесо маховика являлось по совместительству еще и ручным стартером. Генератора на Benz Patent-Motorwagen не было, как отсутствовала и коробка передач. О бензонасосе тоже речи не шло: топливо подавалось самотеком из бака, который был расположен над силовым агрегатом.

Создатель «Ford Motor Company» Генри Форд

Фото: autowp.ru

Действительно, Benz Patent-Motorwagen был первым автомобилем с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, поступившим в открытую продажу. Но, говоря об изобретении Бенца, нельзя не упомянуть основного конкурента — автомобиль Daimler Motorkutsche («Моторизованная карета Даймлера»). Эта очень схожая с Motorwagen конструкция увидела свет буквально на год позже, также претендуя на лавры революционной новинки. Однако Motorkutsche являл собой демонстрационный стенд для рекламы самого мотора, а не готовый продукт с прицелом на коммерческое производство.

Берта Бенц, жена изобретателя автомобилей Карла Бенца, сопровождаемая сыновьями Ойгеном и Рихардом, отправилась в первое в истории автомобилестроения путешествие на дальние расстояния

Берта Бенц, жена изобретателя автомобилей Карла Бенца, сопровождаемая сыновьями Ойгеном и Рихардом, отправилась в первое в истории автомобилестроения путешествие на дальние расстояния (Фото: Mercedes-Benz)

Кто изобрел автомобиль: история создания

Как понятно из самого названия, главным и единственным конструктором «Бенц-Моторвагена» был Карл Бенц, уроженец Германии. Все началось с основания им небольшой велосипедной мастерской. Однако мышечно-педальной тяги изобретателю показалось мало, и он начал трудиться над созданием двигателя внутреннего сгорания, который можно было бы установить на практически любой тип колесного шасси.

Важно отметить, что непосредственно двигатель с известным сегодня классическим циклом внутреннего сгорания придумал не Бенц. Родоначальником бензиновых ДВС был Николаус Отто, еще в 1866 году получивший патент на свое изобретение. И именно юридические ограничения не позволяли Бенцу во всеуслышание заявить о своей новинке вплоть до 1878 года. Когда буквально в день окончания действия патента Отто, 31 декабря, был зарегистрирован новый патент, уже на имя Бенца. Вообще, с правами на громкие изобретения всегда было непросто, и споры исследователей на тему, кого же считать первопроходцем в той или иной области, звучат регулярно.

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года (Фото: Scherl / Global Look Press)

От первых тестовых образцов двигателей до постройки предсерийного экземпляра прошло еще несколько лет. К 1885 году был готов ходовой образец, а в 1886 году Карл Бенц получил свой главный патент за номером 37435 — уже на сам автомобиль Benz Patent-Motorwagen. А в 1888 первый в мире автомобиль начал предлагаться покупателю. Этот же год можно считать и днем рождения первой автомобильной рекламы. Когда жена изобретателя вместе с сыновьями исполнила демонстративный променад на самодвижущейся повозке между двумя немецкими городами.

Как выглядел первый автомобиль: фото и описание

Benz Patent-Motorwagen

Benz Patent-Motorwagen (Фото: Mercedes-Benz)

Несмотря на множество общих черт с современными машинами в плане общей технической концепции, внешне Benz Patent-Motorwagen напоминал скорее большой трехколесный велосипед. Ну, или открытую конную повозку без одного колеса. Ведь основой всему была пространственная рама наподобие велосипедной. Бенц позже открыто признавал, что компоновку и многие детали для своего детища он брал от упряжных повозок, да и пробы двигателя проходили на этой же нехитрой технике. Что вполне логично: других больших колесных транспортных средств, по сути, тогда и не существовало.

К раме крепилось широкое трехместное сиденье с площадкой для ног, за ним располагался мотоблок с системой передачи момента к колесам и простейшая зависимая подвеска. Переднее колесо упругих элементов не имело и фактически представляло собой обычную велосипедную вилку. В системе поворота применялась лишь пара угловых передач и промежуточная тяга между валом рулевого рычага в «салоне» и вилкой крепления колеса к раме. Все три колеса были многоспицевыми, по типу тех всё же велосипедных, а в качестве покрышек использовалось сплошное каучуковое кольцо.

Benz Patent-Motorwagen

Benz Patent-Motorwagen (Фото: Mercedes-Benz)

Первый автомобиль в России

Что до нашей страны, то по одной версии (она считается основной) первый автомобиль в России появился в 1891 году. Это был привезенный из Франции «Панар-Левассор». Однако согласно альтернативной трактовке событий, русская публика увидела чудо-технику в 1895 году, и это был не «Панар», а Benz Velo. Кстати, последний является глубоко модернизированной версией рассмотренного выше Benz Patent-Motorwagen и считается первым в мире серийным четырехколесным автомобилем.

Подробно о становлении автомобильной культуры в царской России рассказано в этом материале.

Первый российский автомобиль сделали 120 лет назад, но царь его не заметил

Первый российский автомобиль Фрезе-Яковлева на Еижегородской промышленной выставке (1896 год)

Российскому автомобилестроению исполнилось 120 лет. 14 июля 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде был показан первый российский автомобиль, сделанный в Санкт-Петербурге.

Двигатель и трансмиссию изготовило предприятие Евгения Яковлева, корпус, ходовую часть и колеса — экипажная фабрика Петра Фрезе.

19 июля автомобиль осмотрел Николай II, но интереса к нему не проявил.

Любопытные подробности:

  • Родина автомобиля — Германия. Первый работоспособный двигатель внутреннего сгорания создал в 1883 году Готлиб Даймлер, автомобиль построил спустя два года Карл Бенц. В 1888 году изобретатели учредили знаменитую компанию, процветающую поныне.
  • Первым автовладельцем в России был издатель "Одесского листка" Василий Навроцкий, который в 1891 году привез в родной город французскую машину марки "Панар-Левассор". Первый импортный автомобиль в Петербурге появился в 1895, в Москве в 1899 году.
  • Отставной флотский лейтенант Яковлев, по примеру Даймлера увлекшийся двигателями внутреннего сгорания, и производитель конных экипажей Фрезе (по линии жены дальний родственник российского изобретателя XVIII века Ивана Кулибина) познакомились в 1893 году на Колумбовой выставке в Чикаго, где мотор конструкции Яковлева получил бронзовую медаль. Осмотр одного из первых автомобилей Бенца навел их на мысль создать нечто подобное в России.
  • Автомобиль Фрезе-Яковлева развивал максимальную скорость до 21 км/ч и проходил без дозаправки 20 км. Двухместный открытый корпус и колеса были деревянными, в фарах ставились свечи. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель мощностью в две лошадиные силы имел водяное охлаждение, электрическое зажигание, что тогда являлось новаторством, и две передачи, обе передние. Ехать задним ходом машина не могла. Колеса вращались на бронзовых втулках.
  • Объявленная цена автомобиля составляла 1500 рублей, вдвое дешевле немецких и французских моделей. Хорошая лошадь стоила 50 рублей, рабочий получал в среднем 25 рублей в месяц.
  • Машина не сохранилась, но журналисты газеты "Авторевю" к 100-летнему юбилею изготовили по описаниям и фотографиям ее точную копию. Автомобиль способен передвигаться, но выезжать на нем со двора редакции владельцы не рискуют.
  • В 1898 году Яковлев скончался, его наследники перепрофилировали фабрику. Фрезе с 1900 года наладил серийный выпуск автомобилей с импортными двигателями. На его предприятиях в Петербурге, Москве и Варшаве были выпущены первые российские грузовики, таксомоторы, пожарные машины и кареты "скорой помощи". В 1910 году Фрезе продал дело созданной двумя годами ранее в Риге компании "Руссо-Балт".
  • Николай II приобрел свои первые автомобили (два французских "делонэ-бельвиля") в 1905 году по цене 9200 рублей каждый. Идею подсказал начальник императорской канцелярии, известный петербургский автолюбитель князь Владимир Орлов. В 1903 году он впервые прокатил царя и царицу вокруг Александровского дворца на своем "мерседесе", или, как выразился Николай, "на этой керосиновой штуке".
  • Президент США Уильям Тафт завел персональный автомобиль четырьмя годами позже российского императора. Предшественник Тафта Теодор Рузвельт не делал этого из принципа, поскольку позиционировал себя как лидера простых людей, а автомобили считал предметами роскоши.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *