Какие присадки добавляют в моторное масло
Перейти к содержимому

Какие присадки добавляют в моторное масло

  • автор:

Присадки и добавки в маслах, часть 1. Что такое присадки в масле?

Этой статьей мы начинаем цикл «Присадки и добавки в моторном масле».Первая часть — ознакомительная. Возможно, для многих «открытия Америки» не будет.

Качество масла может быть усовершенствовано двумя способами:

— улучшением свойств базового масла (масла-основы) при его получении (об этом мы ранее писали в нашем блоге)— легированием масла присадками.

Весьма значительно свойства масел могут быть улучшены добавлением в базовое масло присадок. Масло, улучшенное присадками, называется компаундированным или легированным маслом (blended oil, compounded oil, formulated oil). Варьированием состава компонентов базового масла и композиций присадок разработчики смазочных материалов могут создавать масла, отвечающие разнообразным требованиям производителей механизмов и оборудования, а также формировать широкий ассортимент смазочных материалов с дифференцированными свойствами для решения многообразных, иногда весьма специфических и даже противоречивых, задач смазывания двигателей .

Присадки (additives) — синтетические химические соединения, вводимые в базовое масло для улучшения свойств в периоды эксплуатации и хранения. Практически все товарные автомобильные масла выпускаются с присадками, их число достигает до 8 различных соединений, а общее массовое содержание — до 25%. Почти все присадки, как одиночные, так и пакеты, поставляются на маслосмесительные заводы в виде растворов присадок в масле, содержащих около 50 % активного вещества. В рецептурах указывается не содержание чистой присадки, а количество товарного продукта присадки, т.е. его раствора. Поэтому указание о наличии в масле 25% присадок еще не указывает реального количества активных веществ. При анализе готовых или работающих масел, определяется расходование присадок и рассчитывается содержание активных элементов присадок (active element content).

Некоторые присадки влияют на физические свойства базовых масел, другие оказывают химический эффект. Они могут дополнять друг друга, что создает синергетический эффект, но могут вызывать и антагонистический эффект. Многие современные присадки выполняют несколько функций (многофункциональные присадки). На рынок чаще всего поставляются композиции присадок — пакеты (additive package). Это пакеты строго определенного состава, предназначенные для масла конкретного назначения и класса качества.

Таким образом, при наличии на рынке готовых пакетов присадок и различных базовых масел, имеется возможность простыми технологическими приемами — дозировкой и смешением, получить товарные масла с определенным и постоянным уровнем эксплуатационных свойств. Американские и европейские системы обеспечения качества в своих документах (документы API и "Свод правил ATIEL") предусматривают для таких компаундированных масел упрощенные и более дешевые процедуры испытаний при присвоении класса качества и предоставлении права обозначать знаками классов API или АСЕА. Это позволяет мелким фирмам (заводам по смешиванию масел), с наименьшими затратами производить и поставлять на рынок автомобильные масла контролируемого и достаточного качества. Разработка согласованного состава пакета, в котором была бы достигнута полная совместимость (compatibility) и синергетическое взаимодействие (synergism) отдельных присадок, является сложным и трудоемким процессом, требующим большого научно-технического потенциала. Производством пакетов присадок заняты крупные нефтекомпании («Shell Additive» + "Paramins"("Exxon") = "Infenium", "Texaco Additive", "Oronite"("Chevron") и др.) и химические компании («Lubrizol», «Ethyl», "BASF" и др.)

Из-за опасности нарушения баланса присадок, КРУПНЫЕ НЕФТЕКОМПАНИИ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ ОТРИЦАТЕЛЬНО СМОТРЯТ НА ПРИМЕНЕНИЕ дополнительных добавок, вливаемых в картер автомобиля (aftermarket additives). Пакеты присадок (additive package) поставляются в виде концентрированного раствора присадок в масле (до 50% активных веществ). Такая композиция вводится в базовое масло и после перемешивания получается товарное масло, готовое к применению. На практике такое производство осуществляется на смесительных заводах (blending plant). Смешение компонентов выполняется либо периодичным способом в больших резервуарах (batch blending) или непрерывным способом путем введения компонентов в основной поток линии смешения масла (line blending, in-line blending). Готовое масло поступает на расфасовку.

В Европе находится около 400 маслосмесительных заводов. Они бывают самостоятельными, имеющими свои товарные знаки, либо принадлежащими крупным нефтекомпаниям. Это хорошо оборудованные заводы, автоматически управляемые, имеющие лаборатории для контроля качества продукции. Высокое качество продукции может гарантироваться автоматическим управлением смешения и постоянством поставщиков базовых масел и присадок. Любая замена базовых масел или других компонентов требует в обязательном порядке дополнительных процедур проверки качества масла. Такая проверка регламентируется соответствующими документами — в Европе "Сводом правил ATIEL" (The ATIEL Code of Practice) и "Сводом правил АТС" (АТС Code of Practice), а в Америке — API системой лицензирования и сертификации моторных масел" (API Engine Oil Licensing and Certification System )и "Сводом пра­вил СМА" (СМЛ Code of Practice). Маслосмесительные фирмы стараются получить сертификаты качества ISO . Знак полученного сертификата наносится на упаковку продукции, как доказательство высокого качества производства и контроля выпускаемой продукции.

Действие присадок.
Присадки могут:

— придать маслу новые свойства (образование на трущихся поверхностях деталей хемосорбционной сульфидной или фосфидной пленки, предотвращающей износ);

— улучшить имеющиеся свойства масла (уменьшить вязкостно-температурную зависимость, понизить температуру застывания);

— замедлить или остановить нежелательные процессы, происходящие при эксплуатации масла, (замедлить окисление, образования шлама, коррозию металла).

Эффективность действия присадок обуславливается их химическими свойствами и концентрацией в смазочных материалах, а также приемистостью последних к добавкам, т.к. некоторые присадки более активны для одних базовых масел, чем для других.

Присадки должны:
— хорошо растворяться в масле;

— обладать малой летучестью и не испаряться из масла при хранении и эксплуатации в широком диапазоне температур;

— не вымываться водой и не подвергаться гидролизу;
— не взаимодействовать с контактирующими поверхностями материалов;
— сохранять свои функции в присутствии иных добавок и не оказывать на них депрессивного действия.

На практике присадки классифицируются по функциональному действию.По главному назначению (определяющему свойству) присадки условно объединяют в несколько групп:— вязкостные присадки, которые улучшают индекс вязкости и другие свойства (модификаторы индекса вязкости, депрессанты);— присадки, улучшающие смазочные свойства (модификаторы трения, антифрикционные, фрикционные, противоизносные, противозадирные, повышающие липкость, антипиттинговые, металлоплакирующие и др.);— антиокислительные присадки, уменьшающие расход масла и увеличивающие ресурс работы масла (антиоксиданты);— антикоррозионные присадки (ингибиторы коррозии);— моющие присадки (детергенты);— другие присадки (противопенные и др.)

Большинство современных присадок являются многофункциональными, т.е. обладают несколькими полезными свойствами, например, моющие присадки одновременно являются и антикоррозионными. Соотношение действия комплексных свойств регулируется химической структурой присадки.

Популярные статьи

Откуда в двигателе появляются отложения? И как этого избежать? Статьи Причина переходить на синтетику!

AMSOIL отвечает: почему темнеет масло? Статьи Что заставляет масло темнеть? Когда его пора менять? AMSOIL отвечает!

AMSOIL отвечает: к чему приводит окисление моторного масла? Статьи Кислород ускоряет окисление масла. Да, это третий самый распространенный элемент во вселенной. Да, без него мы все были бы обречены. Но именно он может вызвать проблемы в вашем двигателе.

Зачем в моторное масло добавляют присадки?

Моторное масло – многокомпонентная жидкость. Примерно 80 % в его составе приходится на базовое масло, остальные 20 % – на пакет присадок. Они позволяют повысить качество и эксплуатационные свойства рабочей жидкости, а также сохранить ее работоспособность в течение длительного времени. В этой статье мы расскажем, какие присадки добавляют в моторное масло и зачем.

Каким требованиям должно соответствовать моторное масло

Мы можем выделить пять основных требований, которым должно соответствовать моторное масло:

1. Предотвращать износ и защищать от коррозии детали двигателя и навесного оборудования.

2. Обеспечивать чистоту ДВС и масляной системы.

3. Выполнять функцию терморегуляции агрегатов.

4. Сохранять свои свойства от замены до замены, даже в сложных условиях эксплуатации.

5. Обеспечивать максимальную эффективность и производительность мотора.

На практике некоторые производители при изготовлении масла с помощью присадок идут на компромиссы с совестью: маскируют ими невысокое качество базового масла. В итоге получают необоснованно высокие характеристики на свежей жидкости.
Такой смазочный материал будет гораздо быстрее терять свои свойства в процессе эксплуатации, из-за чрезмерного уровня окисления. Важно понимать, что предписанный автопроизводителями межсервисный интервал в 10-15 тысяч километров рассчитан на основе качественных и оригинальных масел серьёзных производителей.

Двигатель в масле

Виды и назначение присадок

Различают несколько типов присадок, добавляемых в моторные масла:

    Вязкостно-загущающие нужны для снижения зависимости вязкости рабочей жидкости от температуры. Их доля может доходить до 10 %. Основой таких добавок являются высокомолекулярные полимеры, форма и размеры молекул которых могут меняться в зависимости от температурных условий. При низких температурах они имеют спиралевидную форму и практически не влияют на показатели вязкости масла. Если температура начинает расти, молекулы полимеров распрямляются, увеличиваются в размерах, и вязкость рабочей жидкости оказывается выше, чем без добавки.

Подобные загустители добавляют в зимние и всесезонные масла. Чем ниже показатель вязкости базового масла, тем больше понадобится загустителя для придания ему требуемых свойств. Но большое содержание присадки нежелательно, потому что в парах трения под воздействием сдвиговых нагрузок загуститель разрушается, масло теряет вязкость, толщина масляной пленки уменьшается, а продукты разрушения откладываются в виде нагаров или лаковых отложений и загрязняют двигатель. Поэтому масла с высоким содержанием загустителя используют только в спортивных целях, когда важна не стабильность жидкости на протяжении длительного времени, а возможность кратковременной эксплуатации двигателя в экстремальных условиях.

  • Противоизносные присадки предотвращают абразивный износ трущихся деталей двигателя и образование на них задиров. Их содержание в масле может доходить до 2 %. Во время работы двигателя присадка абсорбируется на поверхности тяжело нагруженных трущихся пар, создает пленку со скользящими свойствами и предотвращает абразивный износ.
    • Моющие присадки предотвращают образование и накопление лаковых и сажевых отложений на деталях двигателя. В их состав входят компоненты двух видов:
      1. Детергенты – фактически это моющее средство. Оно вымывает мелкие частицы отложений, которые затем задерживаются масляным фильтром. В дополнение к этому они способны предотвращать коррозию деталей, нейтрализуя кислоты, образующиеся в масле.
      2. Диспергенты выполняют другую задачу: они растворяют крупные загрязнения и поддерживают их в масле в растворенном состоянии, не давая слипнуться и отложиться на деталях двигателя. Такие загрязнения не задерживаются фильтром, а циркулируют вместе с маслом.
      3. Антиокислительные присадки применяются для нейтрализации кислот, которые образуются в масле в результате его взаимодействия с кислородом. Накапливаясь, они приводят к образованию отложений и коррозии деталей двигателя. Присадки вступают в химические реакции с продуктами, вызывающими окисление масла, и нейтрализуют их. Они делятся на две группы: одни работают в тонком рабочем слое масла на нагретых поверхностях, другие – в общем объеме масла. Их общее содержание в рабочей жидкости может доходить до 3 %.
      4. Антикоррозионные присадки, в отличие от антиокислительных, защищают от воздействия кислот, воды и кислорода не масло, а детали двигателя, образовывая на их поверхности прочную защитную пленку. Их в масле около 1 %.
      5. Антипенные присадки не дают маслу вспениваться при работе двигателя на высоких оборотах и таким образом обеспечивают бесперебойную работу масляного насоса, а также снижают скорость окисления рабочей жидкости. Содержание таких присадок в масле измеряется тысячными долями процентов.
      6. Модификаторы трения нужны для придания металлическим поверхностям требуемых фрикционных характеристик. Это важно для синхронизированных механических трансмиссий, автоматических трансмиссий и мокрых тормозов тракторов.
      7. Депрессорные присадки используют в минеральных маслах. При температурах
        –15 °С и ниже в них образуются парафины, которые приводят к загустеванию масла. Из-за этого его сложнее прокачать масляному насосу, пуск двигателя заметно осложняется. Присадки не могут предотвратить появление кристаллов парафина, но они не дают им срастаться. В результате температура загустевания масла опускается до –35 °С. Содержание таких присадок в масле доходит до 1 %.

      Каждая присадка в моторном масле выполняет свою функцию. Главная задача производителя – найти оптимальный баланс всех компонентов, обеспечивающий максимальную защиту двигателя и сохраняющий свойства масла на протяжении длительного времени.

      Для выбора подходящего масла мы советуем обратиться к рекомендации автопроизводителя в руководстве по эксплуатации автомобиля или воспользоваться онлайн сервисом подбора масла.

      Новости/Акции

      Моторное масло Алматы

      Присадки в моторном масле

      При современном уровне развития двигателестроения использование масла без присадок практически невозможно, т.к. невозможно создание масел, которые обеспечили бы эффективную защиту двигателя и одновременно не разрушались в течение длительного времени. Все современные моторные масла содержат в своем составе пакет (набор) присадок, содержание которых суммарно может достигать 20%.

      Присадки можно разделить на несколько типов:

      • Вязкостно-загущающие присадки
      • Моющие присадки (детергенты и дисперсанты)
      • Противоизносные присадки
      • Ингибиторы окисления (антиокислительные присадки)
      • Ингибиторы коррозии и ржавления
      • Антипенные присадки
      • Модификаторы трения
      • Депрессорные присадки.

      Вязкостно-загущающие присадки.

      Механизм их действия основан на изменении формы макромолекул полимеров в зависимости от температуры. В холодном состоянии эти молекулы, будучи свернутыми в спиральки, не влияют на вязкость масла, при нагреве же они распрямляются, и масло густеет, или, точнее, не становится слишком жидким. Фактически эта присадка повышает индекс вязкости масла. Масла, в состав которых входят вязкостные присадки (до 10%), называют загущенными — это зимние и всесезонные сорта. В зависимости от количества добавленной вязкостно-загущающей присадки можно получить масла с разными вязкостями. Чем выше изначальный индекс вязкости базового масла, тем меньше вязкостно-загущающей присадки необходимо добавлять. Если индекс вязкости достаточно высок, можно получить моторное масло, не содержащее загустителей. Современные тенденции в области разработки моторных масел направлены на создание моторных масел с невысокими диапазонами вязкостей. Причина заключается в том, что такие масла, как правило, обеспечивают энергосберегающие свойства (т.е. позволяют экономить топливо) и содержат невысокое количество загустителя или вообще его не содержат. Почему большое количество загустителя в моторном масле нежелательно для двигателя? В двигателе множество пар трения, где масло подвергается высоким сдвиговым нагрузкам, в результате которых происходит разрушение загустителя. Это приводит к потере вязкости моторного масла, ухудшению функций смазывания (уменьшение толщины смазывающей пленки), а продукты разрушения загустителя являются потенциальным источником нагаров и лаковых отложений в двигателе. Масла с большими диапазонами вязкостей ориентированы исключительно на спортивное применение. Они предназначены только для экстремальных условий эксплуатации, в которых наиболее важны высокие вязкостные свойства, а не их стабильность с течением времени.

      Моющие присадки.

      Моющие присадки нужны для предотвращения образования лаковых и сажевых (в дизелях) отложений на деталях двигателя. Они, как правило, состоят из детергирующих компонентов, которые вымывают продукты окисления масла и износа деталей и несут их к фильтру, и диспергирующих, способствующих дроблению крупных частиц нагара на мелкие (не больше микрона).

      Принцип действия этих присадок в двигателе в точности такой же, как и у моющих средств, использующихся в быту. Кроме этого,детергенты обладают щелочными свойствами, т.е. могут нейтрализовать кислоты. Кислоты образуются при сгорании серы, содержащейся в топливе, особенно дизельном и при окислении самого масла. Нейтрализуя такие кислые продукты, эффективно предотвращается коррозия деталей двигателя. Т.е. вторая важная функция таких присадок – нейтрализация кислот и антикоррозионные свойства.

      Основная задача этих присадок – поддержание загрязнений в масле в растворенном состоянии, предотвращение их отложений на деталях двигателя, масляных каналах и др., диспергирование (растворение) крупных загрязнений. Диспергирующие добавки удерживают грязь в мелкодисперсном состоянии, не дают ей слипнуться в большие комки и пригореть к металлу. Естественно, грязь проходит по всей системе смазки, фильтр ее пропускает, но это гораздо меньшее зло, чем если бы она осаждалась на металле. Кстати, результаты работы моющих присадок можно наблюдать почти сразу после замены старого масла на новое. Вроде только-только залил, немного поездил — и уже черное! Не волнуйтесь. В данном случае чернота масла свидетельствует о высокой моющей способности его присадок — они смыли грязь со стенок, довели ее до безопасной консистенции, и масло гоняет ее по системе смазки.

      Противоизносные присадки.

      Основная функция – предотвращение изнашивания трущихся деталей двигателя в местах, где невозможно образование масляной пленки необходимой толщины. Они работают путём абсорбирования в поверхность металла, а затем химически реагируя с ней в процессе контакта металл-металл, тем более активно, чем больше тепла при этом контакте образуется, создавая при этом особую металлическую плёнку со "скользящими” свойствами, чем и предотвращают абразивный износ.

      Ингибиторы окисления(антиокислительные присадки).

      В процессе работы масло в двигателе постоянно подвергается воздействию высоких температур, кислорода воздуха и окислов азота, что вызывает его окисление, разрушение присадок и загущение. Противоокислительные присадки замедляют окисление масел и неизбежно следующее за ним образование коррозионно-активных осадков. Принцип их действия заключается в химической реакции при высоких температурах с продуктами, вызывающими окисление масла. Делятся на присадки-ингибиторы, работающие в общем объеме масла, и на термоокислительные присадки, выполняющие свои функции в рабочем слое на нагретых поверхностях.

      Ингибиторы коррозии и ржавления.

      Ингибиторы коррозии призваны защищать поверхность деталей двигателя от коррозии, вызываемой органическими и минеральными кислотами, образующимися при окислении масла и присадок. Механизм их действия – образование защитной пленки на поверхности деталей и нейтрализация кислот. Ингибиторы ржавления в основном призваны защищать стальные и чугунные стенки цилиндров, поршни и кольца. Механизм действия схожий. Противокоррозионные присадки часто путают с противоокислительными. Это разные вещи. Противоокислительные, как говорилось выше, защищают от окисления само масло. Противокоррозионные же — поверхность металлических деталей. Они способствуют образованию на металле прочной масляной пленки, предохраняющей его от контакта с всегда присутствующими в объеме масла кислотами и водой.

      Антипенные присадки.

      При сильном перемешивании масла с воздухом, что в частности наблюдается при работе двигателя, когда коленвал интенсивно взбалтывает масло в картере, возможно повышенное образование пены. Этому процессу также способствуют различные загрязнения, присутствующие в масле. Ее формирование значительно ухудшает эффективность смазывания деталей двигателя, что может привести к повышенному износу и ухудшению теплоотвода. Противопенные присадки (обычно это силиконы или полилоксаны) не растворяются в моторных маслах, а присутствуют в виде мельчайших капелек. Их действие основано на разрушении пузырьков воздуха. Обойтись без этих присадок практически невозможно, но их присутствие не должно превышать тысячных долей процента — при термическом разложении силикона образуется оксид кремния, который является сильным абразивом.

      Модификаторы трения.

      Для современных двигателей все чаще стараются использовать масла с модификаторами трения, позволяющими снизить коэффициент трения между трущимися деталями с целью получения энергосберегающих масел. Наиболее известные модификаторы трения – графит и дисульфид молибдена. В современных маслах их очень сложно использовать, поскольку эти вещества нерастворимы в масле, а могут быть только диспергированы в нем в виде маленьких частиц. Это требует введения в масло дополнительных дисперсантов и стабилизаторов дисперсии, однако это все равно не позволяет использовать такие масла в течение длительного времени. Поэтому в настоящий момент в качестве модификаторов трения обычно используют маслорастворимые эфиры жирных кислот, обладающих очень хорошим прилипанием к металлическим поверхностям, формированием на них слоя молекул, снижающих трение.

      Депрессорные присадки(для минеральных масел).

      При сильном понижении температуры масла в нем начинают образовываться кристаллы парафинов, что ведет к потере подвижности масла и в результате ухудшается низкотемпературный пуск двигателя и прокачиваемость масла по каналам. В процессе производства базовых масел часть парафинов удаляют, но полное их удаление по технологическим и экономическим причинам невозможно (сильно возрастают затраты на получение базового масла). Обычно минеральное базовое масло имеет температуру застывания около -15°С. Возможность получения минеральных моторных масел с температурами застывания -30°С…-35°С достигается путем введения в масло депрессорных присадок. Эти присадки предотвращают срастание кристаллов парафина, но не предотвращают их появление вообще (принцип действия такой же, как у дизельных антигелей).

      Присадки к моторному маслу

      Присадки усиливают положительные природные свойства базового масла или придают новые.

      Присадки к моторному маслу

      ИА Neftegaz.RU. Современное моторное масло состоят из базового масла (основы) и композиции присадок.
      Их суммарное содержание в готовом масле зависит от уровня его эксплуатационных свойств и для масел высших категорий достигает до 15%.
      Присадки — это материалы, усиливающие положительные природные свойства базового масла или придающие ему необходимые новые свойства.

      Композиция присадок к маслу для двигателей автомобилей обычно содержит несколько компонентов, каждый из которых выполняет определенные функции.
      Они дополняют эффективность друг друга, согласованно взаимодействуют и не должны препятствовать наилучшей работе каждого компонента сложной смеси.

      Компонентами композиции присадок к моторному маслу обычно являются следующие присадки:
      — детергенты (моющие присадки),
      — дисперсанты (диспергирующие присадки),
      — антиокислители,
      — депрессоры,
      — антикоррозионные, противоизносные, противопенные.
      Всесезонное масло также содержат загущающие присадки, а энергосберегающее масло — еще модификаторы трения.

      Детергенты — это растворимые в базовом масле моющие средства, содержащие в своем составе металлы (кальций, магний и реже другие).
      Функции детергентов:
      — предотвращение нагарообразования на поршнях и других деталях;
      — придание маслу нейтрализующей способности.
      Они являются основными носителями щелочности, необходимой для нейтрализации кислот, образующихся при сгорании топлива и окислении самого масла.
      Этим детергенты защищают цилиндры, поршневые кольца и другие детали от коррозионного износа.
      Детергенты поддерживают в чистоте зоны высоких температур (200-300ºС), удерживают во взвешенном состоянии продукты загрязнения, обугливания, смолы, лак, попадающие из картера, нейтрализуют кислоты.
      В качестве детергентов используют нефтяные и синтетические сульфонаты (М сульфокислот 430-600) Са, Ва и Mg; алкилфеноляты (обычно содержащие серу или конденсированные с формальдегидом); алкилсалицилаты и алкилфосфонаты.

      Сульфонаты -анионные ПАВ, широко используемые в производстве технических поверхностно-активных веществ.
      Большинство содержит коллоидные дисперсии карбонатов металлов и имеет щелочность в пределах 150-400 КОН/г.
      Сульфонаты, получаемые из нефтепродуктов, подразделяют на водо-, водомасло- и маслорастворимые. Водорастворимые сульфонаты имеют большее значение как сильные ПАВ, их применяют в качестве моющих средств. Водомаслорастворимые сульфонаты широко используют при получении эмульсий воды и масла (растворимые масла). Маслорастворимые (или растворимые в углеводородах) сульфонаты применяют в качестве моющих и диспергирующих присадок к моторным маслам.

      Диспергенты — это поверхностно-активные органические соединения.
      Функции диспергентов:
      — предотвращение образования низкотемпературных отложений в картере, на сетке маслоприемника, под крышкой механизма газораспределения;
      — повышение дисперсности нерастворимых в масле загрязнений, для продления время эффективной работы элементов масляных фильтров тонкой очистки и уменьшения скорости роста вязкости масла;
      — обеспечение надежной смазки двигателей при эксплуатации автомобилей в городских условиях с
      частыми остановками, ограничениями скорости и поездками на короткие расстояния.
      Диспергенты предотвращают образование шламов и их отложение на дне картера и в масляных фильтрах, а также забивку маслопроводов.
      В качестве диспергирующих присадок используются , в основном алкенилсукцинимиды различных полиаминов (алкенил обычно полибутенил М = 800 — 1200); полиметакрилаты, содержащие различные полярные группы (сополимеры винилпиролидона и аминоакрилатов; полиметилакрилаты, содержащие полиэтиленгликольные остатки), высокомолекулярные основания Манниха на основе полибутенфенолов (М = 1300 — 2000) и полиаиминов.

      Антиокислители — это органические или металлорганические соединения, обладающие способностью тормозить или прерывать реакции окисления масла кислородом воздуха при высокой температуре.
      Функции антиокислителей:
      — увеличить срок использования масла;
      — замедлить рост вязкости и кислотности масла.

      Депрессоры — присадки, которые понижают температуру застывания масла, препятствуют потере им текучести при низкой температуре из-за образования твердых кристаллов парафинов.

      Антикоррозионные присадки предотвращают коррозию деталей, изготовленных из сплавов цветных металлов, в частности свинца и меди. Эти присадки химически взаимодействуют с поверхностью металла, образуя прочную пленку, которая непроницаема для находящихся в масле коррозионно-агрессивных веществ.

      — снижают скорость изнашивания наиболее тяжело нагруженных трущихся пар, например, кулачок-толкатель, кулачок-коромысло, шестерни привода агрегатов и тд;

      — химически модифицируя поверхности трущихся деталей, предотвращают контакт металла с металлом;

      — введенные в их состав мелко измельченные твердые смазочные вещества (графит, дисульфид молибдена). эффективно снимают пусковые износы и предотвращают задиры при трении в условиях недостаточной подачи масла. Недостаток — они не растворяются в масле.

      Противопенные присадки уменьшают вспениваемость масла и время саморазрушения образовавшейся пены. Это важно для обеспечения бесперебойной подачи масла насосом.

      Загущающие или вязкостные присадки — это макрополимерные органические соединения, которые больше увеличивают вязкость масла при высокой температуре, чем при низкой. Добавляя загущающие присадки к маловязкому базовому маслу, можно получить масло всесезонное, низкотемпературные характеристики которого соответствуют требованиям к одному из зимних классов, а высокотемпературные — к одному из летних.

      Модификаторы трения — присадки, добавляемые к энергосберегающим маслам для снижения потерь на трение и получения экономии топлива. Они образуют на поверхностях деталей двигателя своеобразный «ворс» молекулярных размеров, легко деформирующийся в направлении движения. Этим снижается коэффициент трения при граничном режиме смазки, главным образом между цилиндрами и поршневыми кольцами вблизи верхней мертвой точки.

      Есть и другие присадки.
      Деактиваторы металлов, красители, деэмульгаторы, пластификаторы резинотехнических изделий.
      В композиции нередко вводят несколько присадок одного функционального действия. Чаще других используют комбинации 2-3 детергентов или различных антиокислителей.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *