Что такое моновпрыск в автомобиле
Перейти к содержимому

Что такое моновпрыск в автомобиле

  • автор:

Моновпрыск — устройство и принцип работы

Моновпрыск

Системы моновпрыска различаются между собой по конструкции блока центрального впрыска. В них форсунка располагается над дроссельной заслонкой. В отличие от систем распределенного (многоточечного) впрыска, они часто работают при низком давлении (0,7…1 бар). Это позволяет устанавливать недорогой топливный насос с электроприводом, размещаемый в топливном баке. Форсунка непрерывно охлаждается потоком топлива, предотвращая образование воздушных пузырьков. Такое охлаждение необходимо в топливных системах с низким давлением. Обозначение «Одноточечный впрыск» (SPI) соответствует терминам «Центральный впрыск топлива» (CFI), «Впрыск на дроссельную заслонку» (TBI).

Моновпрыск – принцип работы системы Mono-Jetronic

Схема системы моновпрыска

Это электронно-управляемая одноточечная система впрыска низкого давления для 4-х цилиндровых двигателей, особенностью моновпрыска является наличие топливной форсунки центрального расположения, работой которой управляет электромагнитный клапан. Система использует дроссельную заслонку для дозирования воздуха на впуске, в то время, как впрыск топлива осуществляется распыливанием над дроссельной заслонкой. Распределение топлива по цилиндрам осуществляется во впускном трубопроводе. Различные датчики контролируют все основные рабочие характеристики двигателя; они используются для расчета управляющих сигналов для форсунок и других исполнительных устройств системы.

Центральный блок системы моновпрыска

Работа блока центрального впрыска Форсунка располагается над дроссельной заслонкой. Струя топлива направляется непосредственно в серпообразное отверстие между корпусом и дроссельной заслонкой, где за счет большой разности давления обеспечивается оптимальное смесеобразование, исключающее возможность осаждения топлива на стенках впускного тракта.

Блок центрального впрыска - Опель

1 — регулятор давления; 2 — форсунка; 3 — возврат топлива; 4 — шаговый электродвигатель для управления работой двигателя на холостом ходу; 5- к впускному трубопроводу двигателя; 6 — дроссельная заслонка; 7 — вход топлива.

Форсунка работает при избыточном давлении 1 бар. Распыливание топлива позволяет получить однородное распределение смеси даже в условиях полных нагрузок. Впрыск топлива через форсунку синхронизирован с импульсами зажигания.

Управление работой системы

Помимо частоты вращения коленчатого вала двигателя, к основным переменным, от которых зависит работа системы моновпрыска, можно отнести следующие: отношение объема воздуха к его массе в потоке, абсолютное давление в трубопроводе и положение угла открытия дроссельной заслонки. Соблюдение отношения угла открытия дроссельной заслонки к частоте вращения коленчатого вала в системе моновпрыска Mono-Jetronic может обеспечить соответствие даже наиболее строгим требованиям к содержанию токсичных веществ в отработавших газах, когда эта система используется с обратной связью – с кислородным датчиком (лямбда-зондом) и трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором. Сигнал от лямбда-зонда, поступающий в само адаптивную систему, используется для компенсации изменений в условиях работы двигателя, а также для поддержания стабильности работы во время всего срока службы.

Функции адаптации

Во время пуска холодного двигателя, а также непосредственно после пуска и в режиме прогрева время впрыскивания топлива увеличивается для обогащения топливовоздушной смеси. При холодном двигателе привод дроссельной заслонки устанавливает ее в такое положение, при котором подается большее количество смеси в двигатель, таким образом поддерживая частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу и содержание вредных веществ в отработавших газах на постоянном уровне. Потенциометр, закрепленный на оси дроссельной заслонки, фиксирует положение заслонки и на основе этих данных ECU увеличивает количество подаваемого топлива. Таким же способом система обеспечивает обогащение рабочей смеси при ускорении и на режиме полного дросселя. В режиме принудительного холостого хода обеспечивается отключение подачи топлива. Адаптивное регулирование частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу позволяет уменьшить и стабилизировать частоту вращения. ECU при помощи приводных устройств обеспечивает соответствие положения дроссельной заслонки изменениям частоты вращения коленчатого вала двигателя и температуры.

Другие статьи по системам питания двигателя

  • Топливные системы двигателей
  • Системы впрыска топлива
  • Система впрыска топлива KE-Jetronic
  • Система впрыска топлива L-Jetronic
  • Система впрыска топлива LH-Jetronic
  • Топливные форсунки двигателей
  • Системы регулировки и подачи топлива
  • Система непосредственного впрыска топлива MED-Motronic

Моновпрыск.Достоинства и недостатки.

1068761_6.jpg

Моновпрыск — это инжекторная система подачи топлива в двигатель, которая используется в не очень современных автомобилях. Это переходная система подачи топлива, которая была внедрена в широкое использование вместо карбюратора. Особенностью впрыска топлива в этой системе является то, что для этого используется одна форсунка, которая располагается на месте карбюратора. Эта форсунка распрыскивает топливо во все цилиндры. К сожалению из за новых экологических стандартов, на сегодняшний день, этот способ подачи топлива для бензинового двигателя не востребован, на смену ему пришел распределенный впрыск.

Конечно же, система моновпрыска выигрывает у карбюраторной системы подачи топлива, и имеет как достоинства так и недостатки:

Достоинства системы моновпрыска:

Упрощенный запуск двигателя. С помощью электромагнитного клапана, который контролирует все процессы работы моновпрыска, возможен более легкий запуск двигателя, по сравнению с карбюраторными двигателями, ведь он забирает часть процессов запуска на себя.

Уменьшение расхода топлива. Карбюраторные автомобили подвержены повышенному расходу топлива из за неправильной настройки карбюратора, с помощью использования системы моновпрыска, можно сэкономить топливо как при запуске двигателя, так и в процессе передвижения автомобиля.

Не требуется ручная настройка системы. Опять таки, если в карбюраторной системе подачи топлива, требуется вмешательство мастера и кропотливая настройка, то система моновпрыска настраивается благодаря данным, которые передают датчики кислорода.

Уменьшение выбросов углекислого газа.

Улучшенные показатели. Благодаря высокой точности работы всей системы моновпрыска можно достичь улучшенных динамических характеристик автомобиля.

Недостатки системы моновпрыска:

00017.jpg

Большая стоимость ремонта и комплектующих. Как правило, никто не рассчитывает на поломку, но так или иначе она произойдет и в этот момент необходимо быть готовым к этой процедуре. Отремонтировать или заменить один из функциональных узлов системы обойдется в хорошую копеечку.

Низкая пригодность большинства узлов к ремонту. Практически всегда ремонт дешевле, чем полная замена, поэтому возможность ремонта очень важна для дорогостоящих элементов. Система моновпрыска этим похвастаться не может, как правило поломка ведет за собой полную или частичную замену функционирующих узлов.

Необходимость в качественном топливе . В нашей стране приобрести по праву качественное топливо практически невозможно, ведь большая часть заправочных станций попросту используется для закупки и реализации топливо низкого качества.

Зависимость от электропитания. Для работы системы моновпрыска необходимо электропитание. В этом случае карбюраторная система выигрывает, ведь для запуска двигателя достаточно прокрутить двигатель и подать искру, топливо подается механическим путем. Используя моновпрыск — нужно иметь всегда хороший заряд АКБ, в противном случае Вы рискуете не завести автомобиль.

Обслуживание и диагностика. Для определения проблем в работе моновпрыска, необходимо использование специального оборудования для диагностики, а также ремонта. Без обращения на автомобильный сервис — не обойтись.

Моновпрыск по сути, это электронно-управляемая, одноточечная система впрыска низкого давления(инжектор), которая используется в бензиновых двигателях. Особенность моновпрыска, как уже говорилось ранее, это форсунка, которой управляет электромагнитный клапан. Для дозирования воздуха при создании топливной смеси, используется дроссельная заслонка. Во впускном трубопроводе происходит то самое распределение топлива по цилиндрам двигателя, этому также способствуют специальные датчики, которые контролируют все характеристики двигателя. Форсунка располагается над дроссельной заслонкой. Струя топлива направлена прямо в отверстие между корпусом и самой дроссельной заслонкой. Впрыск топлива через форсунку синхронизирован с импульсами зажигания.

Во время пуска холодного двигателя, а также сразу после пуска — время впрыскивания топлива увеличено, специально для обогащения топливной смеси. При непрогретом двигателе — положение дроссельной заслонки устанавливается так, чтобы в двигатель попадало побольше топливной смеси для поддержания оборотов коленчатого вала. Весь процесс впрыска топлива, контролируется электронным блоком управления. По сигналам различных датчиков (датчик положения дроссельной заслонки, датчик лямба-зонд, датчик температуры) вычисляется необходимое количество топлива и эти данные передаются на форсунку. Воздух в свою очередь, попадает через воздушный фильтр во впускной коллектор, топливо и воздух смешиваются между собой, создавая топливную смесь, которая поступает в цилиндры двигателя.

4173964s-960.jpg

Неисправности в работе моновпрыска. Владельца автомобиля, всегда подстерегают скрытые неприятности, которые немного позже выливаются экономическими тратами. Обычно на деньги попадают владельцы подержанных автомобилей. Неисправностями моновпрыска может выступать как банальное засорение форсунки так и серьезные поломки в электронике. К неисправностям в системе подачи топлива приводят различные факторы:

1. Срок службы ключевых узлов и основных элементов системы.
2. Заводской брак элементов.
3. Неправильные условия эксплуатации.
4. Внешние воздействия на функциональные элементы, которые уменьшают срок службы.

Для определения неисправности следует использовать диагностику, при этом диагностику можно провести как на сервисе, так и собственными усилиями. В настоящее время, существует большое количество программного обеспечения и технических устройств, которое поможет провести надлежащую диагностику в гаражных условиях. Обычно для подобной диагностики требуется ноутбук, планшет или мобильный телефон, кабель для подключения, а также специальное программное обеспечение. Все несоответствия нормам хранятся в электронно-управляющем блоке, поэтому целью программы диагностики является считывание этих данных и правильное отображение автомобилисту. Многие программы способны сбрасывать ошибки, таким образом после устранения неисправности, ее след можно затереть в управляющем блоке.

Иногда, может потребоваться диагностировать неисправность без помощи дополнительных устройств, а с помощью внешних (первичных) признаков. К следующим признакам можно отнести:

  • Признаки при запуске двигателя. Затрудненный запуск двигателя, запуск двигателя невозможен, а также если двигатель глохнет сразу после запуска — это и есть первоначальные причины, по которым следует проводить дальнейший анализ.
  • Холостой ход. Признаками на этом этапе служит неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, детонация, плавающие обороты.
  • В движении. Повышение расхода топлива, ухудшение динамики разгона и перебои двигателя при разгоне автомобиля — говорят о неисправности в системе подачи топлива.

Хотелось бы отметить, что по внешним признакам можно определить неисправность точно, только в случае правильной работы остальных узлов системы. При ремонте или замене функциональных узлов, рекомендуется прибегать за помощью к специалистам, ведь любое не профессиональное вмешательство способно повлечь за собой очень большие последствия.

Что такое моновпрыск и как он работает

Современные автомобили по устройству системы, обеспечивающей подачу топлива в двигатель. разделяются на карбюраторные и инжекторные. Но также существует третий вариант топливной системы – моновпрыск. В своё время он стал промежуточным поколением между первыми двумя, поэтому имел и недостатки, и преимущества в работе. Что такое моновпрыск, как он работает, чем хорош – рассмотрим в данной статье.

Как устроен моновпрыск

Моновпрыск – это один из вариантов инжекторной подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания. Его характерной особенностью является подача топлива в общую для всех цилиндров камеру. В ней смешивается воздушно-топливная смесь и направляется в тот цилиндр, который находится в открытом состоянии.

В настоящий момент выпуска автомобилей с одной топливной форсункой не ведётся, однако можно встретить относительного много машин старого производства, работающих по такому принципу.

устройство моновпрыска

Устройство моновпрыска. 1 — электрический топливный насос; 2 — топливный фильтр; 3a — потенциометр дросселя; 3b — регулятор давления; 3c — форсунка; 3d — датчик температуры воздуха; 3e — активатор холостого хода дроссельной заслонки; 4 — датчик температуры двигателя; 5 — лямбда зонд; 6 — электронный блок управления (ЭБУ)

Моновпрыск был разработан и введён в эксплуатацию в процессе ухода автопроизводителей от карбюраторов. Сначала изобрели систему с одной форсункой, а позднее – распределённый впрыск для каждого цилиндра, используемый сейчас.

Конструкция прибора включает в себя непосредственно форсунку, работающую под давлением, датчик температуры воздуха, регулятор давления топлива и возвратную топливную магистраль. По современным рамкам давление топлива для работы моновпрыска довольно низкое. Для управления открытием и закрытием форсунки применяется электронный контроллер. За дозирование топлива отвечает электромагнитный клапан, а воздуха – дроссельная заслонка.

Регулятор давления в моновпрыске выполняет задачу стабилизации давления и предотвращения пропуска воздушных пробок после выключения двигателя (это облегчает пуск двигателя в дальнейшем).

Как работает моновпрыск

  1. В функциональной цепи моновпрыска располагается перед цилиндрами ДВТ. Через его форсунку топливо поступает в общую воздушную камеру.
  2. Подготовленная топливно-воздушная смесь отправляется в первый открывшийся цилиндр.
  3. Объём воздуха и топлива, передаваемый внутрь цилиндров, определяется различными датчиками, входящими в состав моновпрыска.
  4. Лишнее топливо возвращается из системы по обратной магистрали.

В рабочем цикле форсунка, сделанная в виде электромагнитного клапана, обеспечивает импульсный вброс горючего. В её конструкцию, как правило, входят распылительное сопло, запорный клапан, возвратная пружина и соленоид. Дроссельная заслонка, регулирующая поступление воздуха, управляется через электрический или механический привод.

Чем моновпрыск отличается от инжектора и карбюратора

моновпрыск на Opel Astra F

Ключевое отличие моновпрыска от распределённого инжектора заключается в том, что здесь используется одна форсунка для всех цилиндров. У распределённого инжектора форсунки стоят на каждом цилиндре отдельно. Благодаря этому при его использовании топливо расходуется экономичнее. Кроме того, использование общей форсунки снижает срок эксплуатации двигателя.

Дело в следующем. Если форсунка начинает работать неправильно, создаётся плохая топливно-воздушная смесь, ухудшается работа двигателя, появляется дополнительный нагар, внутрь камер сгорания попадает влага и т.д. Таким образом, ухудшение состояния форсунки сказывается на всём блоке цилиндров. В случае с распределённой подачей горючего износ одной из форсунок сказывается на работе только одного цилиндра.

По сравнению с карбюраторными системами, моновпрыск позволяет быстро запустить двигатель за счёт специального клапана, запускающего все необходимые процессы.

Инжекторные системы подачи топлива (включая моновпрыск) не «страдают» таким типичными для карбюраторов болезнями, как частое засорение, забивание жиклёров, залипание иглы, необходимость регулировки в соответствии с пробегом.

Для водителей-обывателей, которые не разбираются в особенностях настройки карбюраторов и влиянии качества горючего на работу двигателя, инжекторная система удобнее, потому что долго сохраняет заданные при установке условия езды. Карбюраторная система, в свою очередь, со временем теряет настройки, поэтому начинает «сжигать» больше бензина.

Читайте также: Инжектор и карбюратор — в чем разница и что лучше?.

Плюсы и минусы моновпрыска

Главными преимуществами использования моновпрыска для подачи горючего в двигатель являются:

  • Простой и быстрый запуск мотора (по сравнению с карбюраторными вариантами).
  • Уменьшение расхода топлива с увеличением КПД двигателя, как при движении машины, так при запуске и работе вхолостую.
  • Отсутствие необходимости настраивать систему подачи топлива и создания топливно-воздушной смеси вручную. Всё регулируется автоматически в соответствии с данными датчиков температуры, кислорода и т.п.
  • Моновпрыск, как и другие инжекторные системы, сниженным уровнем выброса углекислого газа в атмосферу.
  • В отличие от инжектора, моновпрыск имеет более простую конструкцию.

На момент своего внедрения моновпрыск стал системой, которая позволила «посадить» за руль ещё большее количество обычных людей, далёких от понимания внутренних процессов автомобиля. Теперь состав топливной смеси регулировался автоматически, снижал расходы на горючее, улучшал КПД и снижал износ двигателя. Ранее, в эпоху карбюраторных двигателей, расход топлива зависел от настроек, которые нужно было задавать вручную и регулировать в зависимости от стиля вождения, дорожных условий, поведения двигателя и других факторов.

Но сегодня моновпрыск – устаревшая технология, проигрывающая системам с распределённым вбросом горючего практически во всём:

  • Комплектующие и запасные части для моновпрыска редки и дорого стоят. Для некоторых элементов сейчас уже невозможно найти замену.
  • Отклонения в качестве топлива приводят к сильному «плаванию» оборотов двигателя.
  • Для диагностики, ремонта и настройки моновпрыска необходимо специальное оборудование, которое нецелесообразно приобретать для гаражного использования.
  • В моновпрыске топливно-воздушная смесь разное время находится в камере и проходит разное расстояние до попадания в цилиндр. Это снижает качество его прогорания и увеличивает расходы на бензин.

В целом, распределённые инжекторы – это современные топливные системы, которые менее требовательны к качеству топлива, снижают износ элементов системы, делают работу двигателя более стабильной и полезной (по КПД).

Читайте также: Что такое лямбда зонд и как он работает.

Видео на тему

Обзор и устройство моновпрыска Mono Jetronic.

  • Обзор и устройство моновпрыска Mono Jetronic.
  • Настройка и диагностика моновпрыска Mono-Jetronic

  • Настройка и диагностика моновпрыска Mono-Jetronic
  • Что такое моновпрыск в автомобиле

    Что такое моновпрыск?

    В мире автомобилей встречается множество терминов и концепций, которые могут сбивать с толку даже опытных автолюбителей. Одним из таких понятий является моновпрыск. Давайте разберемся, что это такое, как это работает и почему это важно для вашего автомобиля.

    Основы моновпрыска

    Моновпрыск – это тип системы впрыска топлива, используемый в некоторых бензиновых двигателях. В отличие от карбюраторных систем, где топливо смешивается с воздухом еще до поступления в цилиндры, система моновпрыска впрыскивает топливо непосредственно во впускной коллектор или перед впускными клапанами каждого цилиндра.

    Почему моновпрыск?

    • Улучшенная экономия топлива. Благодаря более точному контролю за количеством впрыскиваемого топлива, моновпрыск способен сократить потребление топлива.
    • Более высокая мощность. Точность впрыска топлива также способствует лучшему сгоранию, что повышает мощность двигателя.
    • Снижение выбросов. Более эффективное сгорание топлива приводит к снижению вредных выбросов в атмосферу.

    Как работает моновпрыск?

    система прямого впрыска топлива GDI

    Моновпрысковая система управляется электроникой, которая регулирует время и количество впрыскиваемого топлива в зависимости от режима работы двигателя. Это позволяет достигать оптимальных показателей работы двигателя в различных условиях.

    Компоненты системы моновпрыска:

    • Топливный насос. Обеспечивает необходимое давление в системе.
    • Форсунка. Отвечает за впрыск топлива.
    • Датчики. Собирают информацию о состоянии двигателя и передают ее на контроллер.
    • Электронный контроллер. Анализирует данные с датчиков и регулирует работу форсунок.

    Преимущества и недостатки

    Преимущества:

    1. Повышенная топливная экономичность
    2. Улучшенные характеристики мощности
    3. Снижение уровня вредных выбросов
    1. Сложность в обслуживании и ремонте
    2. Выше стоимость по сравнению с карбюраторными системами

    Как это влияет на вас?

    Если вы владелец автомобиля с системой моновпрыска, важно понимать, как ухаживать за ней и что делать, если возникнут проблемы. Регулярное техническое обслуживание и диагностика могут помочь избежать многих проблем, связанных с системой впрыска.

    Советы по уходу за системой моновпрыска:

    • Регулярная проверка и замена топливного фильтра. Топливный фильтр играет ключевую роль в поддержании чистоты топлива, поступающего в форсунки. Засоренный фильтр может привести к ухудшению работы системы впрыска и снижению мощности двигателя.
    • Использование качественного топлива. Качество топлива напрямую влияет на работу моновпрыска. Некачественное топливо может содержать примеси, которые засоряют форсунки и топливную систему, что ведет к ухудшению работы двигателя и повышению расхода топлива.
    • Регулярная диагностика системы впрыска. Современное оборудование позволяет проводить компьютерную диагностику состояния моновпрысковой системы. Это помогает своевременно выявлять и устранять неисправности, предотвращая более серьезные проблемы с двигателем.
    • Замена свечей зажигания согласно рекомендациям производителя. Свечи зажигания имеют прямое влияние на качество сгорания топливно-воздушной смеси. Изношенные свечи могут привести к нестабильной работе двигателя и увеличению расхода топлива.
    • Проверка и очистка форсунок. Со временем форсунки могут засоряться, что влияет на их способность точно дозировать топливо. Профессиональная очистка форсунок поможет восстановить оптимальную работу системы впрыска.
    • Слежение за работой топливного насоса. Неполадки с топливным насосом могут привести к недостаточному давлению в системе, что негативно скажется на работе моновпрыска. Регулярная проверка и обслуживание насоса помогают избежать подобных проблем.
    • Внимание к состоянию воздушного фильтра. Чистота воздушного фильтра также важна, поскольку загрязненный фильтр снижает эффективность сгорания топлива, что может привести к увеличению расхода и снижению мощности.

    Понимая эти аспекты ухода за системой моновпрыска, вы сможете обеспечить более надежную и эффективную работу вашего автомобиля, а также избежать многих проблем, связанных с эксплуатацией и обслуживанием. Регулярное техническое обслуживание и внимание к состоянию ключевых компонентов системы впрыска помогут поддерживать автомобиль в отличном состоянии и обеспечат комфорт и безопасность во время вождения.

    системы Common Rail

    Какие современные системы впрыска бывают?

    В современных автомобилях используется несколько типов систем впрыска топлива, каждая из которых имеет свои особенности и преимущества. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

    • Многоточечный впрыск (MPI – Multi-Point Injection). В такой системе каждый цилиндр оборудован отдельной форсункой, которая впрыскивает топливо непосредственно перед впускным клапаном. Это позволяет более точно контролировать процесс впрыска и смешивания топлива с воздухом, улучшая тем самым эффективность сгорания и повышая мощность двигателя.
    • Прямой впрыск (GDI – Gasoline Direct Injection). В системах прямого впрыска топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания каждого цилиндра под высоким давлением. Это обеспечивает еще более высокую эффективность сгорания по сравнению с многоточечным впрыском, снижает расход топлива и уменьшает количество вредных выбросов.
    • Турбонаддув (Turbocharged Fuel Injection). Хотя турбонаддув сам по себе не является системой впрыска, он часто используется в сочетании с системами прямого и многоточечного впрыска для увеличения мощности двигателя. Турбонаддув увеличивает количество воздуха, поступающего в цилиндры, что позволяет сжигать больше топлива и, соответственно, увеличивает мощность.
    • Система впрыска FSI (Fuel Stratified Injection). Это разновидность прямого впрыска, разработанная компанией Volkswagen. Особенностью FSI является создание стратифицированного (слоистого) заряда в камере сгорания, при котором в центре камеры создается богатая топливно-воздушная смесь, а по краям – бедная. Это позволяет улучшить сгорание, снизить расход топлива и уменьшить выбросы вредных веществ.
    • Система Common Rail для дизельных двигателей. Хотя это и дизельная технология, она заслуживает упоминания из-за своего инновационного подхода к впрыску топлива. В системах Common Rail топливо под высоким давлением накапливается в общей рампе (рейке) и впрыскивается в цилиндры через управляемые электроникой форсунки. Это обеспечивает высокую точность впрыска, улучшенное сгорание и снижение выбросов.

    Каждая из этих систем впрыска разрабатывалась с целью улучшения эффективности двигателя, снижения потребления топлива и минимизации вредных выбросов в атмосферу. Выбор конкретной системы зависит от множества факторов, включая тип двигателя, его назначение и целевые характеристики автомобиля.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *