Что такое кулиса в коробке передач
Перейти к содержимому

Что такое кулиса в коробке передач

  • автор:

Кулиса переключения передач: назначение, устройство, регулировка кулисы КПП

В процессе эксплуатации автомобилей, многие водители рано или поздно сталкиваются с различными неисправностями в работе трансмиссии. Когда речь идет о коробке передач, помимо самой передачи, особенное внимание часто уделяется кулисе передач, особенно в случае механических коробок передач.

На практике, даже в автомобилях с автоматической трансмиссией, кулиса передач иногда может столкнуться с проблемами, но в случае механических коробок передач она подвержена неисправностям намного чаще. Давайте рассмотрим, что такое кулиса в коробке передач, как работает этот механизм, и какие типичные проблемы могут возникнуть с кулисой коробки передач.

Кулиса коробки передач: устройство и принцип работы

Кулиса переключения передач: назначение, устройство, регулировка кулисы КПП

Давайте начнем с того, что термин "кулиса" — это обычное название, используемое в повседневной речи. Технический термин для этого элемента — "тяга привода управления коробкой передач". Сама кулиса достаточно прочная, но ее конструкция состоит из нескольких компонентов, что может уменьшить ее надежность.

Основной функцией кулисы коробки передач является соединение рычага (или переключателя) для выбора передачи с штоком, который соединен с коробкой передач. Кулиса находится между рычагом выбора передач в салоне автомобиля и самой коробкой передач. Ее расположение может различаться, в зависимости от конкретной модели автомобиля (может находиться под рычагом коробки передач, под автомобилем, ближе к карданным валам и так далее).

Кулиса в механических коробках передач может изнашиваться сравнительно быстро, поскольку при управлении механической коробкой передач рычаг выбора передач постоянно используется. Обычно срок службы кулисы составляет около 100-150 тысяч километров, но проблемы могут возникнуть и раньше.

Как уже упоминалось, кулиса состоит из нескольких деталей, и износ или поломка хоть одной из них может привести к нарушению работы всего механизма. Кроме того, кулиса подвержена воздействию различных факторов, таких как попадание пыли, грязи, влаги, недостаток смазки и другие.

Также следует учесть, что агрессивное использование рычага коробки передач водителем, эксплуатация автомобиля, в котором включение передач затруднено (например, из-за проблем со сцеплением и других), может оказывать негативное воздействие на состояние кулисы и сокращать ее срок службы.

Перейдем к рассмотрению устройства кулисы коробки передач. Важно отметить, что каждый производитель автомобилей стремится улучшить надежность этой части, сделать процесс переключения передач более точным и плавным, уменьшить износ и люфты. Поэтому конструкция кулисы коробки передач может различаться в зависимости от модели автомобиля. Тем не менее, можно выделить основные компоненты, которые входят в устройство кулисы коробки передач:

  1. Рычаг коробки передач.
  2. Тяга передач.
  3. Вилка и палец вилки.
  4. Сальник вилки.
  5. Фиксатор сальника.

Также в устройство кулисы входят корпус, трос и пружина. В нормальном состоянии эти компоненты обеспечивают плавное и легкое переключение передач без излишних усилий, минимизируя люфты.

Однако, если в механизме возникают проблемы, признаки неисправности кулисы становятся очевидными. Обычно неисправности кулисы проявляются трудностями при переключении передач в коробке передач.

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются при эксплуатации кулисы коробки передач, следует выделить следующие:

  1. Люфты в рычаге переключения передач, что проявляется в излишнем свободном движении рычага.
  2. Затруднения при переключении передач, требующие увеличенного усилия для перемещения рычага.
  3. Появление стука или хруста при работе с рычагом коробки передач.
  4. Проблемы с включением нужной передачи или случаи, когда включается неправильная передача, несоответствующая выбору водителя, что приводит к утрате четкости в переключении передач.

Важно отметить, что небольшие люфты могут быть допустимы при износе, но значительное увеличение люфтов не только ухудшает комфорт вождения, но также может стать причиной более серьезных поломок.

В случае затруднений при переключении передач или невозможности корректно включить нужную передачу, рекомендуется провести профилактику и регулировку кулисы, а также рассмотреть возможность замены или ремонта, поскольку вождение с поврежденной кулисой коробки передач может быть опасным для безопасности на дороге.

Регулировка кулисы КПП

Обычно, когда возникают проблемы с коробкой передач и переключением передач, первым шагом следует провести регулировку кулисы. Эта операция является стандартной процедурой и не требует значительных затрат.

  1. В начале убедитесь, что кулиса в рабочем состоянии. Это означает, что у нее может быть некоторый износ, но при этом ее функциональность должна быть сохранена.
  2. Затем поднимите автомобиль на подъемник или воспользуйтесь ямой, убедившись, что ручник затянут, и под колеса установлены противооткатные упоры.
  3. Выключите двигатель и приступите к очистке кулисы коробки передач от грязи. Затем смажьте кулису подходящей смазкой.
  4. Регулировку кулисы можно произвести с учетом задней передачи. Ослабьте хомут, который фиксирует кулису, и переведите рычаг коробки в положение, при котором задняя передача включается наилучшим образом. Затем затяните хомут.
  5. Если включение задней передачи не возможно, можно также провести регулировку по первой передаче. Включите первую передачу и ослабьте хомут кулисы. Затем поворачивайте привод кулисы против часовой стрелки до тех пор, пока не почувствуете сопротивление со стороны рычага коробки передач, когда он встретит пластиковый фиксатор задней передачи. После этого затяните хомут.

Важно отметить, что процедура регулировки кулисы может иметь некоторые различия в зависимости от модели автомобиля. Для качественного выполнения регулировки рекомендуется предварительно ознакомиться с руководством по эксплуатации для конкретной модели.

Подведем итоги

Как видно из вышеизложенного, кулиса механической коробки передач постоянно подвергается различным нагрузкам и воздействию внешних факторов. Даже несмотря на ее относительную простоту и надежность, этот механизм требует периодической обслуживания, включая очистку, смазку и регулировку.

В противном случае, возможны проблемы с переключением передач, и передачи могут перестать включаться. В таких ситуациях необходимо провести регулировку кулисы коробки передач.

Если регулировка не приводит к желаемому результату, может потребоваться замена отдельных элементов в конструкции или целой кулисы в сборе. Важно отметить, что в некоторых случаях только замена кулисы может улучшить ход рычага коробки передач, обеспечивая мягкость и точность переключения передач.

Реклама наших партнеров

Акционные товары

Addinol Premium 0530 C3-DX (5W30) 5 л

Addinol Premium 0530 C3-DX (5W30) 5 л

Addinol Premium 0530 FD (5W30) 5 л

Addinol Premium 0530 FD (5W30) 5 л

Addinol Giga Light MV 0530 LL (5W30) 5 л

Addinol Giga Light MV 0530 LL (5W30) 5 л

Addinol Super Light 0540 (5W40) 5 л

Addinol Super Light 0540 (5W40) 5 л

  • Моторные масла
  • Для легковых автомобилей
  • Для грузовых автомобилей
  • Для смешанного автопарка
  • Для 4-х тактных двигателей
  • Для 2-х тактных двигателей
  • Газомоторные масла
  • Суда и рельсовый состав
  • Тракторные масла
  • Для газонокосилок
  • Автоматическая КП
  • Механическая КП
  • Гидродинамические редукторы
  • Антифриз
  • Стеклоомыватель
  • Tормозная жидкость
  • Очистка двигателя
  • Масляный фильтр

Новые записи в блоге

  • 01.08.2023 Снятие головки блока цилиндров: правильный демонтаж ГБЦ
  • 19.07.2023 При перегазовке хлопки в глушителе: карбюратор, инжектор, дизель
  • 07.07.2023 Что можно понять по цвету свечей зажигания при проверке
  • 05.07.2023 О чем говорит нагар на свечах зажигания и его цвет
  • 28.06.2023 После запуска двигателя черный или сизый дым

Кулиса КПП: устройство, неисправности и регулировка

Большинство водителей слышали о таком, известном на слуху, термине, как кулиса коробки, но не все в курсе, что же это такое, как выглядит и зачем она вообще в автомобиле. Сегодня в нашей статье постараемся разобрать все, что связано со словом кулиса, какова ее функциональная важность и для чего она служит в коробке передач.

Кулиса КПП

Назначение

Для того, чтобы передавать крутящий момент от двигателя на ведущие колеса автомобиля, а также изменять при необходимости режим и направление движения, любой автомобиль оснащен устройством для выбора и переключения передач, так называемым – кулисой КПП.

Устройство

Кулиса представляет собой составной механизм, служащий для связи ручки переключения передач с коробкой. По конструкции он может состоять из нескольких тяг, рычагов, тросов, коромысла, пружин, системой карданных соединений и других вариантов.

Устройство кулисы

На различных марках автомобилей конструкция кулисы имеет свои особенности, что связано с расположением КПП и способом соединения ручки переключения передач со штоком коробки.

Так, например, на заднеприводных автомобилях ВАЗ классической серии, таких как ваз 201-07, рычаг переключения передач установлен непосредственно на корпусе самой КПП и, соответственно, не имеет каких-либо деталей привода.

Саму ручку переключения в обиходе называли кулисой, что и перешло на другие модели авто, где ручка уже конструктивно отделена от коробки и соединяется с ней посредством кинематической связи.

Это, в частности, переднеприводные модели ваз, как и большинство других марок авто, уже имеют привод из механизмов от ручки передач до штока КПП, который и носит название кулиса коробки передач.

Кулиса в сборе с тягами и ручкой КПП ВАЗ 2110

Признаки неисправности кулисы:

• Тугое переключение передач;

• Сильный люфт ручки КПП;

• Включается не та передача, то есть вместо одной включается другая;

• Возможно включить лишь некоторые передачи, остальные не включаются;

• Звук при включении, напоминающий хруст.

Регулировка

В большинстве случаев неправильная работа кулисы вызвана ее разрегулировкой, либо запущенным состоянием соединений, а также выработкой в соединениях. Вызвано это тем, что большая часть механизма кулисы расположена под днищем автомобиля и подвержена воздействию дорожной грязи и воды, различного рода механическим ударам, что отрицательно сказывается на ее состоянии.

Перед проведением регулировки рекомендуется проверить состояние всех элементов механизма кулисы, очистить их от грязи и убедиться в надежности всех соединений.

Так при наезде на препятствие может быть погнута одна из тяг кулисы, может быть сбит стопор, перекошено коромысло, что сразу отразится на правильности работы выбора и четкости включения передач.

Схема работы по регулировке кулисы

Для регулировки не потребуются какие-либо сложные приспособления, специальные инструменты, либо большой опыт работы. Операция не сложная и ее может выполнить своими руками практически каждые автовладелец, не обращаясь в центр сервисного обслуживания.

Регулировка требуется после каждого снятия коробки передач, либо при отпускании крепления кулисы и неправильной работы ручки переключения.

Существует два общих варианта регулировки:

• По передаче заднего хода. Для этого автомобиль устанавливается на смотровую яму (подъемник, эстакада), ставится ручник и дополнительно под колеса ставятся противооткатные упоры.

Работу желательно выполнять с помощником. Один находится в салоне автомобиля, а второй в смотровой яме под днищем кузова. Находящийся в снизу кузова отдает крепление хомута штока КПП, а второй в салоне переводит рычаг переключение коробки в положение наиболее удобное для включения передачи заднего хода. После чего хомут на штоке затягивается, и регулировка считается законченной.

Регулировка кулисы

• По первой передаче. Включается первая передача и отпускается хомут крепления кулисы к штоку коробки передач. Затем шток КПП поворачивается против хода часовой стрелки до ощутимого упора и хомут затягивается.

Регулируем

В обоих вариантах проверяется четкость включения передач и при необходимости регулировку повторяют, добиваясь необходимого результата.

В зависимости от конструкции могут существовать и другие варианты регулировки кулисы. Поэтому перед проведением работы на своей модели авто, рекомендуем ознакомится с приложением к обслуживанию, где указан конкретный способ регулировки привода кулисы.

В заключение

При обнаружении признаков симптомов неправильной работы переключения передач рекомендуется, не откладывая провести диагностику коробки передач, после чего-либо отрегулировать, либо заменить кулису.

Это вызвано тем, что в момент движения ручка переключения может «внезапно» перестать выполнять свои обязанности (переломиться, заклинить, выскочить из соединения и пр.), что может привести к непредсказуемым последствиям.

По теме:

Что такое кулиса в коробке передач, где находится и для чего она нужна?

Посещая уроки водительского мастерства, вы наверняка помните, сколько времени уделялось изучению строения машины. Базовые знания, безусловно необходимы, но в попытках уместить курс в сжатые временные рамки, инструкторы часто забывают о, на первый взгляд, не столь важных вопросах. Понять тип, функционал и разобраться в конструкции такой составляющей как кулиса в коробке передач могут далеко не все, по причине незнания самого его существования. Попробуем разобраться с этим устройством более подробно.

Оглавление:

  • Что такое кулиса в коробке передач
  • Устройство механизма
  • Признаки неисправностей кулисы
  • Самостоятельная регулировка кулисы

Что такое кулиса в коробке передач

Для начала, следует разобраться, что такое кулиса, какая её функциональная важность и для чего нужна кулиса в коробке передач. Отвечая на первый вопрос, следует уточнить, что точное техническое название звучит как «тяга привода управления коробки передач». По ошибочному предположению многих, её часто называют как рычаг переключения передач. Однако, кулиса КПП – это многосоставная конструкция, функциональным предназначением которой является связывание рычага-переключателя со штоком, подводящим к коробке передач.

Из этого утверждения следует, что конструкция запчасти сама по себе является достаточно сложным механизмом, а сама кулиса в коробке передач выполняют соединяющую функцию рычага с КПП. В современных автомобилях эту деталь размещают под днищем (достаточно близко к карданному валу), а в автомобилях постарше её можно увидеть непосредственно под самой коробкой передач.

Как и любое другое устройство, кулиса в МКПП имеет свойство изнашиваться. Запас прочности всего механизма часто определяют этими самыми небольшими деталями, а значит, что неисправность хотя бы одной из составляющих ведет к потере первоначальной работоспособности. Поломки чаще всего связаны с длительным эксплуатационным сроком, попадания дополнительных элементов в систему (пыль, влага), или же недостаточно бережное отношение к самой КПП.

Наглядная схема составляющих механизма кулисы

Устройство механизма

С током времени, автомобильные производители в корне меняют особенности КПП собственных машин. Постоянно появляются новые типы роботизированных коробок передач, особой активность пользуются КПП с двумя сцеплениями. Прогресс МКПП также не стоит на месте, и такое стремление к модернизации часто создает настоящую проблему для автотехников и любителей покопаться в собственном автомобиле.

Благодаря такому широкому выбору доступных МКПП, конструкция самой кулисы в коробке передач свойственна к постоянному видоизменению. Для того чтобы упростить задачу, мы используем обобщенно-ориентировочный тип рассматриваемого устройства.

Читайте также: Что такое вариатор cvt? Устройство вариаторной коробки передач

Основные составляющие, которые входят в состав кулисы КПП:

  1. Рычаг коробки передач
  2. Тяга передач
  3. Вилка + палец вилки
  4. Фиксатор сальника

Кроме того, условно в состав кулисы входят такие составляющие как: трос, пружина и сам корпус (либо основа). Сложенная, настроенная работа этих деталей позволяет переключать режимы скоростей в заранее отведенных на КПП положениях.

Признаки неисправностей кулисы

Несмотря на отменную надежность этой конструкции, как и любая другая деталь сложно работающего механизма (кулиса при работе подвергается постоянным физическим воздействиям, как от водителя, так и от самого автомобиля), она требует постоянной профилактики и бережного ухода. В противном случае, часто могут возникать нежелательные последствия, приводящие к поломкам и проблемам. Разберем наиболее вероятные из них:

  • расшатанность ручки переключения передач (повысился люфт рычага);
  • трудность переключение передач (туго идет рычаг, «хрустит» при смене положения);
  • невозможность включения (например, включить 6-ю передачу);
  • ошибочное переключение (вместо 3-й включается 5-я, и т.д.).

Читайте также: 6 причин плохого переключения передач механической трансмиссии

В отличии от последних троих, первая проблема (люфт) не влияет на скорость переключения, и вообще никак не влияет на работу КПП. Однако, то что сейчас доставляет лишь дискомфорт, может «перерости» в серьезные проблемы. Затягивание с ремонтом в таких ситуациях ни к чему хорошему не приводит, а неожиданная поломка может случится в самый неподходящий момент.

Самостоятельная регулировка кулисы

Частой ошибкой всех начинающих автолюбителей является понимание собственной проблемы. Малейшие неисправности коробки передач, они связывают с глобальными проблемами и готовятся к полной замене системы. Однако, часто случается, что небольшие вмешательства, а именно правильная и профессиональная регулировка кулисы является необходимым решением по устранению возникшей неисправности.

Для начала следует начинать с регулировки (настройки) используемого привода. Проводить его нужно предварительно убедившись в работоспособности. На первой скорости заезжаем на эстакаду, либо схожее по типу возвышение. При возникновении проблем с переключением (описанных ранее), попробуйте осуществить необходимые действия при выключенном двигателе.

Находясь на ручном тормозе, предварительно подставив противооткаты, начинаем предварительную регулировку. При выключенном моторе, но не выключенных передачах смещаем рычаг влево до максимально возможного положения. Затягиваем хомут под авто. Часто бывает, что хватает всего лишь несколько миллиметров по отношению к карданному валу для необходимого смещения.

Другим вариантом профилактики и предотвращения проблем является удаление инородных элементов с механизма (влаги, пыли, попавшей грязи) и смазывание деталей. Кулиса в коробке передач, как и любая другая деталь требует смазку. Но чем смазать кулису? Особых предпочтений не имеется. Подойдет обычная смазка для автомобильных запчастей. Главное не переборщить.

Что такое кулиса в автомобиле, виды неисправностей и их решения

Кулиса МКПП в автомобиле

В публикации:

  1. Кулиса МКПП в автомобиле: как выглядит и для чего нужна
  2. В чем причина поломки кулисы?
  3. Какие признаки указывают на то, что есть проблемы с кулисой? Виды неисправностей и их решения
  4. Как отрегулировать кулису?
  5. В итоге

В процессе обучения вождению строение автомобиля изучают в первую очередь. Но проходит время, водитель впервые сталкивается с неисправностью какой-либо детали, но понять, что это такое, не может.

Такая ситуация вполне возможна с кулисой МКПП в автомобиле. Разбираемся, что это за деталь, какую роль играет в авто, с какими неисправностями вы можете столкнуться и как их решить.

Кулиса МКПП в автомобиле: как выглядит и для чего нужна

Схема кулисы в автомобиле

Тяга привода управления коробки передач — официальное техническое название автомобильной кулисы. И рычаг переключения передач — это не кулиса, многие просто путают одно с другим. Так что тогда это такое, как выглядит кулиса?

Это конструкция, состоящая из нескольких частей:

  • рычага коробки передач;
  • тяги;
  • вилки;
  • фиксатора сальника.

Трос, пружина и основа тоже входят в состав. Если все детали работают исправно, то и режимы скоростей функционируют без нарушений. Вы переключаете их плавно, без сложностей. При выходе из строя хотя бы одной детали понадобится ремонт кулисы.

В чем причина поломки кулисы?

Грязь и пыль в кулисе автомобиля

Среди наиболее распространенных:

  • попадание грязи и пыли;
  • высокий уровень влажности, а это приводит к коррозии;
  • кулиса долгое время работает без смазки;
  • большой пробег автомобиля;
  • некачественное техобслуживание или ремонт МКПП.

Какие признаки укажут на то, что есть проблемы с кулисой? Виды неисправностей и их решения

Ниже ряд наиболее частых неисправностей, но все индивидуально, поэтому важно при тех или иных признаках посещать СТО для своевременной диагностики авто.

1. Сложно переключить скорость, рычаг МКПП практически не двигается.

Решение: Рычаг — один из основных элементов кулисы. Если он начал заедать, двигаться очень медленно, скорее всего, вышла из строя сферическая шайба или шаровая опора. Нужна замена.

2. Постукивания со стороны рычага.

Решение: Возможно, пересохла смазка кулисы. Менять ее нужно каждые 100 тысяч пробега, особенно, если условия эксплуатации авто сложные, а машина давно не новая.

3. Расшатанный механизм у основания кулисы.

Решение: Чтобы избавиться от проблемы, подкладывают капроновую или механическую шайбу.

4. Износились резиновые и пластиковые элементы трения кулисы.

Решение: Замена изношенных элементов на детали из износоустойчивого материала.

5. Трещины в корпусе кулисы, нарушение целостности.

Решение: Восстановление всех несущих элементов, если необходимо — армирование.

Для восстановления жесткости конструкции может понадобиться индивидуальное изготовление недостающих частей.

6. Высохла смазка в узлах трения.

Решение: Необходимо смазать пары трения высокоскоростной смазкой. Диапазон ее рабочих температур −55. 150 °C.

7. Сломался блок включения задней передачи кулисы.

Решение: Восстановление или армирование узла либо создание нового.

Команда специалистов специализированной автомастерской remkpp.by занимается ремонтом кулисы уже 30 лет, поэтому вы можете быть уверены в нашем профессионализме и качестве услуг.

Сначала проверяете качество выполненных работ, а только потом платите.

Как отрегулировать кулису?

В некоторых ситуациях отрегулировать кулису можно самостоятельно. Что для этого нужно?

  • Регулировка кулисы по задней передаче.

Ослабьте на ней хомут, потом переведите рычаг МКПП в положение, соответствующее идеальному включению задней передачи. В конце затяните хомут.

  • Регулировка кулисы по первой передаче.

Не получается включить заднюю передачу? Попробуйте провести регулировку кулисы по первой передаче. Включите ее и ослабьте хомут кулисы.

Вращайте привод кулисы против часовой стрелки до упора рычага в пластиковый фиксатор. Затяните хомут.

Это общие процессы регулировки кулисы МКПП. У каждого автомобиля свои особенности, поэтому лучше проконсультироваться со специалистами на эту тему.

В итоге

Диагностика авто и своевременная замена деталей гарантирует вам надежность и более продолжительную эксплуатацию машины. Если этим пренебрегать, автомобиль подведет вас вне зависимости от обстоятельств, это может случиться в дороге. Тогда без эвакуатора никак, а это дополнительные траты и время.

Так что если услышали непривычные постукивания, не получается переключить передачи, появились трещины в корпусе рычага и другие неисправности, рекомендуем обратиться к квалифицированным специалистам специализированной автомастерской remkpp.by.

Автор: Масилевич Сергей Иванович

Дата публикации: 02.06.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *