Чем поддерживается в системе оптимальное давление масла
Перейти к содержимому

Чем поддерживается в системе оптимальное давление масла

  • автор:

Давление масла. Каким должно быть по нормативам. Показатели уровней

Измерение давления масла

Автовладельцы знают, что без масла двигатель долго не проработает. Но далеко не все знают о том, что смазочная жидкость должна не только просто плескаться в моторе, но и циркулировать по системе под давлением, которое должно соответствовать определенному интервалу.

В старых моторах масло применялось преимущественно в качестве смазочного материала. А сейчас отвечает за куда больший функционал:

  • защита от износа;
  • отвод тепла от горячих деталей;
  • нейтрализация продуктов горения;
  • работа в качестве гидравлики в исполнительных механизмах, таких как гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, натяжители цепей, муфты регулировки фаз газораспределения и так далее.

Соответственно, чем больше таких механизмов в моторе, тем жестче требования к давлению масла. Недостаточное давление в системе приведет не только к масляному голоданию и ускоренному износу двигателя, но и к сбоям в работе перечисленных гидросистем, что напрямую сказывается на мощности и в итоге приводит к дорогостоящему ремонту. Например, отказ гидронатяжителя цепи газораспределительного механизма может привести к перескоку цепи на звездах, что вызовет столкновение поршней с клапанами. Последствия такой «встречи» могут быть настолько серьезными, что ремонтировать в таком моторе будет просто – придется покупать новый.

Но если о том, что низкое давление масла вредно, знают многие, то о вреде повышенных показателей задумываются только когда сталкиваются с последствиями. А они уже достаточно опасны для здоровья мотора. Как минимум, такая ситуация влияет на возникновение повреждений уплотнителей и способствует ускорения утечки смазочной жидкости. Также часто случается ее выдавливание из-под кольца масляного фильтра, и это случается при залипании редукционного клапана маслонасоса.

На приборной панели автомобиля присутствует либо лампа сигнализации о низком давлении масла, либо указатель давления. В стандартных условиях эксплуатации этого достаточно, а при необходимости более серьезной диагностики мастера СТО будут использовать специальные манометры.

Но, говоря о недостаточных или избыточных значениях показателя, нужно не забывать, что для каждой модели двигателя нормативы будут разными. Чаще всего, минимальное давление масла должно составлять от 1 атмосферы на холостом ходу прогретого двигателя. Верхняя планка — 4,5–5 атмосфер при повышенных оборотах.

Муфта изменения фаз газораспределения современного двигателя

Муфта изменения фаз газораспределения современного двигателя

Что создает давление масла в системе

За создание давления масла в двигателе отвечает масляный насос, оснащенный редукционным клапаном.

Схема работы масляного насоса.

 Схема работы масляного насоса

Конструктивно эти устройства могут различаться, но принцип действия у них един – блок из двух шестерен засасывает масло через маслозаборник из поддона и направляет в систему через масляный фильтр. На выходе из насоса обязательно установлен клапан, не допускающий повышения давления выше максимального заданного значения. Он называется редукционным.

Какие проблемы с системой смазки могут иметь место, в чем их причины и как с этим бороться, рассмотрим далее.

Загорелась лампочка низкого давления масла

Индикатор лампочки при низком давлении масла

Как уже говорилось выше, наиболее частой и опасной для мотора является ситуация с недостаточными показаниями. Именно поэтому большинство современных автомобилей оснащено лампой пониженного давления масла на панели приборов. И вот в один момент, который прекрасным никак не назовешь, она загорелась… Что делать?

  1. Лампа давления масла обязана гореть при включенном зажигании и остановленном моторе. Если она вовсе не загорается, надо заменить контрольную лампу в приборной панели.
  2. Если контрольная лампа не погасла при еще работающем моторе, его необходимо немедленно остановить и проверить уровень смазки щупом. Если он ниже минимального, то нужно просто добавить жидкость до нормы. Высока вероятность того, что проблема исчезнет. Длительная эксплуатация с недостаточным уровнем запрещается любым производителем, так как, в первую очередь, пострадает масляный насос, а затем и остальные детали.

Если параметр соответствует норме или после доливки и повторного запуска лампа не гаснет, то разбираться с проблемой будет сложнее и точно потребуется обращение в сервис.

Шестерня масляного насоса, поврежденная эксплуатацией с низким уровнем масла.

Поврежденная шестеренка

Как измерить давление масла в двигателе

Это сервисная операция. Трудно даже представить себе, что у простого автовладельца под руками окажется специальный манометр. Такой прибор поможет получить точные значения при любых оборотах. Это позволит диагносту распознать неисправность и избежать.

Рисунок. Схема подключения манометра.

Схема подключения манометра

Разберем конкретный пример. Возьмем 2 бензиновые версии Land Cruiser Prado 150. Давление смазки этих автомобилей измеряется при 3000 оборотов в минуту. А вот нормы для двигателей различаются. Так для бензинового 2,7 соответствует диапазону 1,6-5 атмосфер, а для 4-литрового: уже 3-6 атмосфер. Как видим, даже у одного производителя цифры разнятся сильно. Что же тогда будет происходить, если речь пойдет о Volkswagen, Skoda, BMW, Mercedes?

Вывод – универсальных норм не существует, и методы проверки для каждой модели двигателя, как уже говорилось выше, индивидуальны и берутся из сервисной документации.

Причины высокого и низкого давления масла в двигателе и способы устранения проблем

Повышенное давление

Поводом для подозрений на такую напасть будет появление утечек из-под прокладок на двигателе. При подключении манометра опасения подтверждаются. Вопрос: в чем причина, и что делать? Основной причиной проблемы практически всегда является неисправность редукционного клапана, вызванная банальным загрязнением или износом. Для начала (особенно, если добираться до этого конструктивного элемента не просто) имеет смысл промыть систему смазки. Так как налицо уже достаточно серьезные сбои в работе системы, при выборе промывочного состава лучше не «стесняться» и предпочитать усиленные версии. Например, Oilsystem Spulung High Performance Benzin.

Oilsystem Spulung High Performance Benzin

Oilsystem Spulung High Performance Diesel

Да и вообще, если поддерживать систему смазки в чистоте, регулярно используя промывки, вероятность столкнуться с проблемой повышенного давления стремится к нулю.

Сниженное давление масла

Первую мы уже назвали – недостаточный уровень, но могут быть и другие. Вторая в точности совпадает с причиной первого пункта, только редукционный клапан умудрился «зависнуть» на грязи в приоткрытом положении, либо у него механически повреждена пружинка. Лечится заменой клапана или промывкой. Деталь стоит копейки, а на здоровье мотора влияет очень сильно. Кстати, промывка зачастую помогает устранить еще одну причину масляного голодания – отложения на сетке маслоприемника. Пример отражен на изображении.

Отложения на сетке маслоприемника

Недостаточная вязкость моторного масла при полностью прогретом двигателе

Чаще всего эту причину можно диагностировать по характерному поведению лампы давления масла – она мигает в ответ на малейшее снижение оборотов на холостом ходу полностью прогретого мотора.

В такой ситуации желательно проверить, не перепутали ли чего при последней замене масла, и подходит ли двигателю залитый в него сорт смазки. Если последний не подходящий – имеет смысл произвести замену.

Второе, что могло произойти – подходящее масло потеряло вязкость из-за перегрева или попадания топлива (обычно в этом случае можно ощутить характерный топливный запах из маслозаливной горловины). Разбор решения проблем топливной аппаратуры оставим за рамками этой статьи и допустим, что мы ее решили. Как же быть с маслом? Менять? Лучший вариант – да поменять, но не всегда есть такая возможность (временная, финансовая, физическая). Можно ли отсрочить данную процедуру? Можно! И поможет нам в этом такой повышающий давление масла продукт как Стабилизатор вязкости Visco-Stabil.

Стабилизатор вязкости Visco-Stabil

Также причиной недостаточного значения может быть повышенный износ деталей масляного насоса, коренных и шатунных вкладышей коленвала, подшипников распредвалов и турбины, но все перечисленные аспекты, к сожалению, требуют для устранения сложного ремонта.

Итог

Как видим, давление масла в автомобильном двигателе — параметр, сильно влияющий на долговечность и правильную работу «сердца» и требующий к себе очень внимательного отношения. Но далеко не все проблемы с ним являются критичными, а некоторые вообще можно решить без разборки основного агрегата: с помощью очистки масляной системы, замены масляной жидкости или стабилизатора вязкости.

Диапазон давления моторного масла

Как владелец автомобиля, понимание показателей производительности вашего автомобиля имеет решающее значение для его долговечности и безопасности. Одним из таких ключевых показателей является давление масла в вашем двигателе. Однако часто возникает вопрос: каким должно быть давление масла? Существуют ли конкретные высокие и низкие диапазоны, о которых следует знать? Ответ на эти вопросы может означать разницу между бесперебойно работающим двигателем и двигателем, находящимся на грани отказа.

Каково нормальное давление масла в двигателе?

Нормальное давление масла при работе двигателя вхолостую составляет, в среднем, 2 бара (0,2 Мпа), при высоких оборотах – 4,5-6,5 бар.

Чаще всего, минимальное давление масла у автомобилей является 1 бар.

У каждого автомобиля диапазон давления масла немного отличается, в основном в зависимости от конструкции производителя, объема и типа двигателя.
Особо отметим, что это усредненные значения, которые могут разниться в зависимости от типа двигателя (бензинового или дизельного), его производителя, объема, мощности, количества цилиндров, конструктивных особенностей.
Этот диапазон применяется, когда двигатель находится при рабочей температуре – обычно после того, как автомобиль проехал несколько миль.
При запуске вашего автомобиля давление масла может подскочить. Этот скачок является нормальным явлением и происходит из-за того, что масло холодное и густое, поэтому оно течет не так легко. По мере прогрева двигателя масло становится менее вязким, течет более свободно, что приводит к падению давления масла.
Следовательно, поддержание баланса в пределах этих диапазонов имеет решающее значение. Все, что выходит за пределы этого диапазона, может сигнализировать о потенциальных проблемах, которые могут потребовать немедленного внимания.

Основные причины высокого давления масла

Заблокирован канал подачи масла

Высокое давление масла может возникнуть, когда масляный канал в двигателе блокируется. Это засорение может быть вызвано шламом или мусором, накопившимся со временем. Когда масляный канал заблокирован, это создает ситуацию "бутылочного горлышка", заставляя масло давать задний ход и повышать давление.

Неисправный клапан сброса давления

Масляный насос оснащен предохранительным клапаном, который помогает поддерживать и регулировать давление масла в желаемом диапазоне. Если этот клапан неисправен или его заедает, это может привести к повышению давления масла выше нормального диапазона.

Неправильный тип моторного масла

Использование неподходящего типа масла для вашего автомобиля также может привести к повышению давления масла. Более густые масла, характеризующиеся более высокой вязкостью, могут создавать большее сопротивление потоку, что приводит к повышению давления.

Загрязненный масляный фильтр

Загрязненный или засоренный масляный фильтр может в значительной степени способствовать повышению давления масла. Основная функция масляного фильтра — отсеивать вредный мусор и загрязняющие вещества из масла, прежде чем оно начнет циркулировать по двигателю. Со временем фильтр может забиться этим мусором. Когда это происходит, поток масла ограничивается, что приводит к повышению давления масла. Для поддержания надлежащего расхода масла и давления необходима регулярная замена масляного фильтра.

Старое моторное масло

Старое или испорченное масло также может привести к повышению давления масла. С возрастом масло теряет свою вязкость и становится густым и вязким. Это более густое масло также не циркулирует, заставляя масляный насос работать интенсивнее для поддержания потока, тем самым увеличивая давление масла. Регулярная замена масла — это простой и эффективный способ предотвратить эту проблему и обеспечить, чтобы ваш двигатель продолжал работать в пределах нормального диапазона давления масла.

Основные причины низкого давления масла

Низкий уровень масла

Одной из наиболее распространенных причин низкого давления масла является низкий уровень масла. Это может быть связано с нечастой заменой масла, утечкой в масляной системе или износом двигателя.

Изношенный масляный насос

Масляный насос в плохом состоянии может не обеспечить подачу необходимого объема масла, что приведет к снижению давления. Такая ситуация может быть результатом износа с течением времени.

Износ двигателя

По мере старения вашего двигателя и изнашивания компонентов зазоры внутри двигателя могут увеличиваться. Эти большие зазоры могут привести к снижению давления масла, поскольку масло течет через двигатель более свободно и быстро. Часто это признак того, что двигатель нуждается в значительном ремонте или, возможно, даже в полной перестройке.

Засорился масляный фильтр

Засоренный масляный фильтр может вызвать низкое давление масла в дополнение к высокому давлению масла. Если фильтр забит настолько, что масло с трудом проходит через него, результатом может быть недостаточное количество масла, циркулирующего по двигателю. Это приводит к падению давления масла. Регулярная замена масла и фильтров — важнейшие задачи технического обслуживания, которые могут помочь избежать подобных проблем.

Нормально ли, что давление масла повышается во время движения?

Да, это нормально, что давление масла увеличивается по мере движения, особенно во время ускорения. По мере увеличения оборотов двигателя (оборотов в минуту) масляный насос вращается быстрее и создает большее давление. Однако оно все равно должно оставаться в пределах ‘нормального’ рабочего диапазона. Если давление масла постоянно выходит за пределы этого диапазона, это может указывать на проблему, требующую расследования.

Контроль давления масла или как предотвратить проблемы с двигателем

Важно регулярно контролировать давление масла в вашем автомобиле, поскольку оно указывает на его исправность и эксплуатационные характеристики. Знание типичного диапазона давления масла и активный контроль за ним могут предотвратить будущие проблемы с двигателем. Важно отметить, что, хотя давление масла может колебаться при различных условиях вождения, если оно постоянно выходит за пределы нормального диапазона, это может сигнализировать о проблеме с двигателем.
Такие проблемы, как закупорка масляных каналов, неисправные клапаны сброса давления, неподходящий тип масла, загрязненный масляный фильтр или старое масло, могут способствовать повышению давления масла. С другой стороны, низкое давление масла может быть вызвано такими условиями, как низкий уровень масла, изношенный масляный насос, изношенные подшипники двигателя, значительный износ двигателя или сильно засоренный масляный фильтр.

Давление масла в двигателе: низкое и высокое. Проблемы, причины, устранение

На приборной доске вашего автомобиля загорается индикатор давления масла двигателя? Это значит, что в силовом агрегате возможны проблемы. Советуем немедленно принять меры, потому что эта небольшая неисправность может стать причиной больших проблем.

Товар по теме:

Присадка в масло для восстановления двигателя (нетурбированного, бензинового) «Супротек Актив СТАНДАРТ»: компрессии, поршневой, распредвалов.

Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»

Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 литра. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает расход топлива и масла на угар, защищает поверхности трения в ЦПГ, и газораспределительном механизме от износа при запуске и перегревах.

На приборной доске вашего автомобиля загорается индикатор давления масла двигателя? Это значит, что в силовом агрегате возможны проблемы. Советуем немедленно принять меры, потому что эта небольшая неисправность может стать причиной больших проблем.

  1. Каким должно быть давление масла
  2. Механизм создания необходимых условия работы ДВС
  3. Чем черевато низкое или высокое давление
  4. Как диагностировать проблему
  5. Как решить вопрос с давлением
  6. Таблица неисправностей и решений

Отклонение от заданных параметров давления масла в двигателе чревато выходом из строя узлов этого агрегата, вплоть до аварии. Если не принять меры вовремя, потребуется капитальный ремонт или даже полная замена мотора.

Разберемся по порядку:

  • зачем и какое давление масла в двигателе нужно,
  • как нагнетается моторное масло,
  • чем чреваты отклонения от заданных величин,
  • как проявляются неполадки,
  • как диагностировать и устранять проблемы.

Какое давление масла в двигателе необходимоДВС

Современное моторное масло выполняет множество функций, без которых нормальная работа мотора невозможна:

  • смазывает пары трения,
  • отводит тепло,
  • защищает от коррозии,
  • смывает нагар,
  • уносит частицы износа из рабочей зоны.

Чтобы выполнять все эти задачи, смазочный материал должен подаваться на кулачки, клапаны, поршни, кривошипно-шатунный механизм и различные другие детали. Масло к деталям двигателя подается из картера под давлением по каналам масляным насосом. Чем интенсивнее работает мотор, тем больше моторного масла нужно подавать.

Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»

Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 литра. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает расход топлива и масла на угар, защищает поверхности трения в ЦПГ, и газораспределительном механизме от износа при запуске и перегревах.

Оптимальное давление должно быть

Данный параметр зависит от нескольких факторов:

  • литраж,
  • производитель,
  • модель,
  • тип двигателя (бензин, дизель)

Точные данные, какое давление в двигателе необходимо поддерживать, указываются в технической документации на автомобиль. Если брать средние цифры, для бензиновых моторов этот показатель равен:

  • на оборотах холостого хода – около 2 атм. (0,2 МПа),
  • при 4000-5000 об/мин – от 4,5 до 6,5 атм. (0,45 – 0,65 МПа).

Для дизелей цифры меньше примерно на 40-50%. Но это только примерные показатели. На некоторых моделях бензиновых и дизельных двигателей возможны незначительные отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону.

В общем виде можно представить средние значения давления в зависимости от объема двигателя в виде таблицы:

2 атм. при холостых оборотах;
2,7-4,5 атм. на 2000 об/м.

1,3 атм. при холостых оборотах;
3,5-4,5 атм. на 2000 об/м.

1,8 атм. при холостых оборотах;
4,0 атм. на 2000 об/м.

2,0 атм. при холостых оборотах;
3,5 атм. на 3500 об/м.

0,8 атм. на холостых оборотах;
2,0 атм. на 2000 об/м.

Для примера: давление двигателя ВАЗ 2112 (бензин) на холостом ходу 1,5 – 2,5 бар, а на 5000 об/мин возрастает до 4-6 атм. Видно, что на ХХ давление находится примерно в штатных параметрах, а на повышенных оборотах чуть ниже нормы.

Поддельное масло

Если вы решили замерить давление масла в своем автомобиле, учтите, что делать это надо только при полностью прогретом моторе. Замерять данный параметр на холодном двигателе не следует – данные будут значительно отличаться от реальных рабочих показаний.

Как создается давление

Давление масла в системе обеспечивается работой масляного насоса и редукционного клапана. Это устройство захватывает масло из картера посредством всасывающего блока из двух шестерен и направляет под напором в систему смазки.

Редукционный клапан отвечает за то, чтобы давление не превысило максимально допустимый уровень. Давление масла контролирует датчик давления. При снижении значения ниже допустимого уровня на приборной доске загорается индикатор в виде масленки.

Чем чревато разное давление

Автолюбители чаще встречаются со случаями недопустимо низкого давления в двигателе, поэтому в первую очередь рассмотрим эту неполадку.

Опасности низкого давления в двигателе

Если насос не обеспечивает достаточный напор, двигатель испытывает масляное голодание. На поверхности пар трения не образуется достаточно прочная смазывающая пленка, что приводит к повышенному износу. Недостаточное давление масла так же приводит к нарушению работы гидрокомпенсаторов.

Неисправность гидронатяжителя цепи ГРМ может привести к соударению поршня с клапанами, в результате чего потребуется капитальный ремонт. Если столкновение деталей произойдет при движении на высокой скорости, последствия будут катастрофичными. Так же как и в случае с заклиниванием деталей из-за масляного голодания.

Так как слишком низкое давление в двигателе может привести к аварии, производители оснащают автомобили специальными датчиками. На приборной доске есть специальный индикатор в виде масленки, который загорается красным светом, если пропадает давление и неисправность имеет место.

Опасности высокого давления в двигателе

Как проявляется высокое или низкое давление в двигателе

Как уже говорилось, автопроизводители оснащают свои детища датчиками давления двигателя, которые предупреждают о неисправности, зажигая индикатор в виде масленки на приборной панели (лейка, капля). На моделях премиального сегмента часто устанавливаются цифровые индикаторы этого параметра.

Снижение давления масла в двигателе можно определить и по косвенным признакам. К ним относятся:

  • увеличение шумности работы двигателя,
  • стук гидрокомпенсаторов клапанов,
  • повысился уровень масла, в нем появилась пена или эмульсия,
  • из маслозаливного отверстия чувствуется запах топлива.

Даже если лампочка на приборной доске не загорается, следует проверить давление в двигателе, если появились вышеперечисленные признаки. Датчик или индикатор может быть неисправен, также возможны проблемы с проводкой.

Шумы говорят о масляном голодании. Повышение уровня свидетельствует о попадании в картер других жидкостей – топлива или антифриза. В этом случае вязкость моторной смазки снижается, что приводит к потере давления. Кроме того, присутствие посторонних веществ резко ухудшает рабочие характеристики масла.

Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»

Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.

Как диагностировать и устранять проблемы давления в двигателе

В системе смазки двигателя могут возникнуть две проблемы. Давление может отклониться в две стороны:

Признаки и способы устранения низкого давления в двигателе

Первое правило: если во время движения на приборной доке загорелся индикатор датчика давления двигателя (лейка на приборной панели), следует немедленно остановиться. Двигаться на автомобиле, мотор которого испытывает масляное голодание, просто опасно. При заклинивании двигателя возможно ДТП, виновником которого признают владельца неисправного автомобиля.

Порядок действий, если на панели приборов загорается давление масла двигателя:

  1. остановиться, если автомобиль двигается,
  2. проверить уровень масла, через 5 — 10 минут, когда масло стечет в картер.

Недостаточное количество

Когда уровень ниже минимального, насос не может захватывать достаточно масла. Долейте моторное масло, ориентируясь по щупу. Часто этого достаточно, чтобы рабочие параметры вернулись к нормальным значениям.

Попадание сторонних веществ

Если уровень масла, напротив, увеличился, вероятно, в него попал антифриз или топливо. Проверьте, не уменьшился ли объем «незамерзайки», не чувствуется ли запах горючего из маслозаливной горловины. Если обнаружились подобные признаки, придется ремонтировать эти системы.

Проблемы с редукционным клапаном

Если с уровнем масла все в порядке, причины проблем с давлением двигателя следует искать в других местах. Например, из-за загрязнения редукционный клапан заклинило в открытом положении или забилась сетка маслоприемника. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо использовать специальную промывку.

Неподходящий сорт моторного масла

Еще одна причина низкого давления в двигателе – недостаточная вязкость моторного масла при рабочих температурах. В этом случае индикатор на приборной доске начинает мигать при снижении оборотов ХХ прогретого мотора. Удостоверьтесь, что в картере находится масло рекомендуемого сорта. Возможно, во время последней замены допущена ошибка.

Даже подходящая моторное масло может потерять свойства из-за перегрева или других неблагоприятных факторов. «Лечится» эта проблема заменой моторного масла. Вариант временного решения – использовать специальный стабилизатор вязкости.

Неисправности фильтрующего узла

Если индикатор давления масла двигателя загорается после запуска двигателя и не гаснет 10 секунд или чуть дольше, как правило, проблема в масляном фильтре. Проверьте и замените при необходимости этот элемент.

Признаки и способы устранения высокого давления в двигателе

Если автомобиль оснащен цифровым индикатором давления в двигателе, вам легко определить, если параметр превысит рекомендуемую величину. Но это преимущество техники дорогого ценового сегмента, которая доступна не каждому.

Если диагностировано слишком высокое давление в двигателе, скорее всего, проблема вызвана загрязнением редукционного клапана. В большинстве случаев достаточно промыть систему смазки. Регулярное применение промывки "Супротек" позволяет почти полностью исключить проблемы с клапанным механизмом.

ТАБЛИЦА ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБОВ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Признак Неисправность Вероятная причина Способы устранения
Стук гидрокомпенсаторов клапанов, другие шумы, горит индикатор «масленка» Насос не качает, масляное голодание Недостаточный уровень масла Долить масло подходящего сорта.
Стук гидрокомпенсаторов клапанов, другие шумы, горит индикатор «масленка» Насос не качает, масляное голодание Редукционный клапан не закрывается из-за загрязнения Промыть систему смазки специальным средством
Стук гидрокомпенсаторов клапанов, другие шумы, горит индикатор «масленка» Насос не качает, масляное голодание Сломалась пружина редукционного клапана Заменить редукционный клапан
Индикатор горит 10-20 сек после запуска, потом гаснет Затруднена прокачка масла Забился масляный фильтр Заменить масялный фильтр
Повысился уровень масла, появилась пена, эмульсия Изменение плотности масла В картер попадает антифриз Ремонт системы охлаждения
Чувствуется запах топлива из маслозаливного отверстия Изменение плотности масла В картер попадает горючее из камеры сгорания Ремонт двигателя, замена поршневых колец.

Дата публикации: 14-06-2019 Дата обновления: 13-11-2023

Сергей Соловьев

Сергей Соловьев (Технический специалист) Старший технический консультант отдела научного развития ООО "НПТК Супротек". Автослесарь со стажем. С детства разбирается в конструкции автомобилей, мастер самодельного транспорта. Свой первый мопед собрал в третьем классе.

Давление масла дизеля: нормы и проблемы

О чем речь? Давление масла дизеля – показатель, который необходимо отслеживать регулярно. В случае выхода давления за пределы нормы двигатель будет работать со сбоями или вообще выйдет из строя.

На что обратить внимание? Единого допустимого значения давления масла в дизельном двигателе нет: все зависит от его рабочих характеристик и типа автомобиля. Также нельзя опираться на средние параметры бензиновых двигателей, так как у дизеля рабочие показатели меньше.

Из этого материала вы узнаете:

  1. Значение давления масла в дизеле
  2. Причины снижения давления масла в дизеле
  3. Рекомендации по нормализации давления масла в дизеле
  4. Часто задаваемые вопросы о давлении масла дизеля

Значение давления масла в дизеле

Общего для всех моторов показателя нормального давления масла не существует, потому что разные автомобильные двигатели так или иначе отличаются друг от друга. Впрочем, есть одно обязательное для всех случаев правило: давление масла дизеля на холостых оборотах всегда должно быть ниже, чем в состоянии нагрузки. Почему именно так? Потому что для быстрее вращающихся деталей нужно больше смазки.

Каким образом происходит замер упомянутого показателя? В современных машинах он отслеживается по датчику давления масла дизеля. Да, не всегда этот прибор отображает достаточно точную информацию, однако немаловажен уже тот факт, что сработавший датчик может спасти жизни людей или предотвратить дорогостоящий ремонт. Необходимо отметить, что если ремонт все-таки окажется необходим, то обойдется он недешево.

Технические характеристики и режимы эксплуатации смазочных материалов обычно прописаны в пособии по эксплуатации авто. Тут же, как правило, указываются марки масел, рекомендуемые для использования к тому или иному движку. Сами производители предлагают масла брендов тех же концернов, что делают и автомобили.

Читайте также!

Для давления масла в дизельном двигателе есть два нормальных показателя:

  • На холостых (низких) оборотах. Тогда достаточно примерно 2 бар (0,2 МПа).
  • На высоких оборотах. Тут для разных машин цифры будут отличаться. К примеру, для легковушек это 4-7 бар.

Изучите руководство по ремонту и эксплуатации вашей машины, там всегда прописаны показатели, необходимые именно для этой конкретной модели.

Американские производители в основном указывают давление масла на 1000 оборотов двигателя в минуту. Средняя цифра тут (то есть на 1000 оборотов) – 10 фунтов на квадратный дюйм (это 67 кПа). К примеру, для 2000 оборотов давление в 1,3 бар будет нормой, но для 5000 оборотов нормальным будет уже показатель 3,4 бар. При этом помните, что иномарки и отечественные авто всё-таки во многом отличаются, как и условия их эксплуатации.

Вот от чего может зависеть уровень нормального давления масла в дизельном двигателе:

  • от рабочего объёма движка;
  • от числа цилиндров;
  • от числа клапанов на цилиндр в ГРМ (от 2 до 4);
  • от объёма масла, вливаемого в систему за один раз;
  • от того, атмосферный у вас движок или турбированный;
  • от расположения цилиндров (бывает рядное, V (W) образное и оппозитное).

К примеру, в автомобиле ВАЗ с бензиновым ДВС давление масла на холостых оборотах должно быть как минимум 0,2 бар. На панели есть датчик, по стрелке которого виден данный показатель. Если светится красный индикатор, значит давление ниже необходимого уровня. В старых авто это значок в виде лампочки, а в новых – светящаяся лейка. Если движок у ВАЗ уже прогрет, то нормальное давление масла для оборотов до 4500 в минуту – примерно – 4-5 бар. То есть, с увеличением оборотов должно подниматься и давление.

Для машин с дизельным двигателем эти показатели уже немного другие. В качестве примера можно взять Mercedes Benz Vito на двигателе 1. Это мотор с объемом 2,2 литра. На холостых оборотах нормальное давление масла для него – 0 бар. Данный показатель растет до 3-3,5 на зеленой шкале. Если цифра ниже, то, возможно, в смазочной системе машины имеются проблемы.

Примерно такая же картина и с моторами ЗМЗ. Норма давления холодного масла в дизеле для движка 405 на холостом ходу – 0,4 бар, а на оборотах от 2 и выше – 4 бар. Раньше все эти показатели отслеживались по стрелке датчика. В современных же «ГАЗелях Бизнес» они с точностью до сотых долей отображаются на встроенном в приборную панель бортовом компьютере.

Причины снижения давления масла в дизеле

В дизельных моторах воспламенение топлива происходит под воздействием сильного давления, то есть на двигатель идут сильные нагрузки. Если масляное давление в системе падает, значит где-то есть неисправности.

Вот что говорит о снижении давления масла:

  • загорается индикатор масляного давления;
  • при включенном двигателе различаются посторонние шумы, и в целом он начинает работать «жестче».

По каким причинам давление масла в дизеле становится низким?

Читайте также!

Наиболее часто встречающиеся причины:

  • Недостаточный уровень масла. Количество залитого масла проверяется щупом. И если уровень смазочного материала не доходит до минимальной отметки на щупе, то непременно требуется долив. Имейте в виду, что масла разных производителей лучше не смешивать, потому что там могут быть другие и состав, и свойства присадок. После того как долили, лампочка уровня масла больше гореть не должна.
  • Слишком изношенные сальники, уплотнители, прокладки. Совсем старые детали подлежат замене.
  • Фильтрующий элемент низкого качества либо не подходящий для данного мотора. Тогда в системе может возникать чрезмерное сопротивление. Как устранить такую проблему? Поставить оригинальный фильтр или фильтр более высокого качества.
  • Некачественное или очень жидкое масло (потерявшее свои изначальные свойства) или попадание в систему смазки топлива, антифриза. В последнем случае нужно проверить на износ прокладки ГБЦ и блок цилиндров (нет ли в нем трещин). А топливо может просачиваться из-за того, что в моторе оно не полностью сгорает (причины – один или несколько цилиндров вышли из строя, либо в форсунках нарушена герметичность).
  • При проблемах с масляным насосом, таких как износ, засорение, снижение производительности, давление масла тоже падает. Как исправлять ситуацию? Проверить, не забилась ли отложениями сетка маслоприемника. Такое часто случается, если вы недавно меняли масло и пользовались при этом промывкой. Редукционный клапан насоса также нужно осмотреть на предмет засорений.
  • Масло, которое вы заливаете в систему – низкого качества, либо его вязкостно-температурные показатели не подходят конкретно для данного движка.

Еще давление масла в дизеле может падать именно в машинах, имеющих довольно большой пробег, то есть со старым, изношенным двигателем. Тогда между деталями появляются заметные зазоры. Чем это чревато? Масляный насос не может справиться с возложенной на него нагрузкой и не обеспечивает давления, достаточного для нормальной работы мотора. Как описанная проблема проявляется внешне? В смазочной массе появляется металлическая стружка, двигатель стучит при работе. В подобных случаях не обойтись без ремонта ДВС.

Рекомендации по нормализации давления масла в дизеле

Итак, на уровень давления влияет общее состояние системы, а также качество используемого в машине масла. Притом нужно не забывать, что для дизельных моторов сроки использования смазочных материалов короче, чем у аналогичных жидкостей для движков, работающих на бензине.

Это говорит о том, что здесь важно, во-первых, правильно выбирать масло, а во-вторых, своевременно осуществлять его замену (и масляного фильтра тоже). К примеру, после определенного пробега синтетические смазочные жидкости лучше сохраняют свои свойства по сравнению с аналогами на минеральной основе. Кроме того, лучше не использовать для дизельных движков продукты универсального назначения типа бензин/дизель. Существуют специальные масла для дизельных моторов, которые и рекомендуется заливать в машинах с таким ДВС.

Не в последнюю очередь свойства масла зависят то качественных характеристик топливной смеси, а также от исправности всей системы подачи топлива. Если солярка с примесями или есть проблемы с форсунками, то сторонние примеси и фракции непременно окажутся в масле. Конечно же, от этого его изначальные свойства теряются быстрее.

Если пробег у движка уже 100-150 тыс. километров и выше, то масла с малой вязкостью лучше в систему не заливать. По-хорошему на более вязкое масло нужно переходить после проезда каждых 100-120 тыс. километров. И в момент перехода дизельный двигатель следует непременно промыть.

Часто задаваемые вопросы о давлении масла дизеля

Из-за чего может подниматься масляное давление?

Причины тут бывают следующие:

  • повышенная вязкость масла, то есть оно очень густое и поэтому циркулирует медленнее, чем это необходимо для нормальной работы двигателя;
  • неисправный редукционный клапан, из-за чего в системе накапливается избыточная смазка, никак не выводящаяся из системы;
  • забитые фильтры, засорения в иных местах системы. Проходимость из-за этого ухудшается, и, как результат, давление растет.

Какие есть профилактические меры против снижения давления масла дизеля?

Для того чтобы своевременно замечать отклонение показателей от нормы, необходимо не пренебрегать регулярной диагностикой движка. Ведь слишком сильное или слабое давление масла однозначно говорит о том, что в системе что-то не так, возможно даже случилась серьезная поломка.

Какие действия будут нежелательными?

Нужно иметь в виду, что из-за промывок (при замене масла) от стенок поддона могут отделяться отложения, которые до конца не растворяются и потом засоряют масляные каналы и поры сетки маслоприемника.

Что тут можно порекомендовать? Регулярно, в ходе каждого планового ТО делать компьютерную диагностику ДВС и всех систем авто. Если в процессе выявляются какие-то неполадки, значит нужно провести дополнительные проверки.

Кроме того, важно не забывать поддерживать в нормальном состоянии систему вентиляции картерных газов, потому что если в ней появятся проблемы, то это непременно отразится и на качестве масла, и на уровне его давления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *