На что влияет датчик детонации
Перейти к содержимому

На что влияет датчик детонации

  • автор:

Бить аккуратно, но сильно: что такое датчик детонации и как его проверить без сканера?

Есть в автомобиле такой датчик – датчик детонации. Многие знают, что он существует, некоторые даже скажут, что он каким-то чудесным образом как-то следит за детонацией (назначение датчика выдаёт его название). А что дальше? Как он это делает и что будет, если он вдруг перестанет работать? И как узнать, что он не работает? Всё намного проще, чем кажется.

Что такое детонация и зачем за ней следить ​

Все знают, что для работы двигателя внутреннего сгорания требуется то самое сгорание – воспламенение топливной смеси. Для этого в бензиновом моторе есть свеча зажигания, которая поджигает смесь в конце такта сжатия.

Обычная скорость распространения фронта пламени составляет 30-50 м/с. Но иногда возникает такая штука, которая правильно называется сгорание во фронте ударной волны. В этом случае скорость сгорания может возрастать до 2000 м/с. Складывается ситуация, когда нормального распространения фронта пламени уже нет – есть взрыв. А это и есть детонация.

С точки зрения физики выглядит довольно занудно, но если упростить, то можно сказать, что нарушается порядок сгорания топливно-воздушной смеси. При детонации фронт пламени даже не успевает дойти до краёв камеры сгорания, и смесь там самовоспламеняется под действием возрастающих температуры и давления.

При детонации возникает звук, услышав который, было принято говорить про «стучащие пальцы». Разумеется, поршневые пальцы во время детонации не стучат – не те там зазоры. Звенеть начинают сами стенки камеры сгорания.

Ещё иногда с детонацией путают совсем уж другое явление, при котором мотор не хочет останавливаться после выключения зажигания сразу, а иногда даже может прокрутить «в обратку» (конечно, речь идёт в первую очередь о старых карбюраторных моторах). Само собой, это не детонация, а калильное зажигание – явление, при котором топливно-воздушная смесь загорается сама по себе от слишком горячих деталей (например, от перегретых свечей зажигания с неправильно выбранным калильным числом). Впрочем, если детонация зашла слишком далеко и мотор от неё страдает со слишком завидной регулярностью, она вполне может вызвать калильное зажигание – детонация приводит к перегреву мотора.

Детонация – штука очень вредная. Она вызывает колоссальные ударные нагрузки на детали ЦПГ, она вполне может разрушить и поршневые кольца, и сами поршни. А если не обращать на неё никакого внимания, то и блок.

Подробно о причинах детонации рассказывать не буду – есть риск надолго уйти в сторону от датчика детонации и потонуть в болоте ньютонианства и менделеевщины. Если коротко, причин много: от плохого или «неправильного» бензина с низким октановым числом до кривой прошивки при чип-тюнинге. Впрочем, при очень кривом чип-тюнинге диагностику могут просто «порезать», и ошибки по датчику детонации не будет. Будет только звук. А ещё могут быть виноваты нагар на поршнях и в камере сгорания, бедная смесь, перегрев мотора или езда на слишком низких оборотах при высокой нагрузке.

Все современные моторы работают на грани детонации (как правило, при очень раннем угле опережения зажигания). В этом случае удаётся получить максимальный КПД. В эпоху трамблерных моторов с автоматами угла опережения зажигания добиться очень точного угла было сложно, поэтому тогда «пальцы стучали» часто.

Сейчас за угол опережения отвечает совсем небольшой датчик детонации, сигнал с которого позволяет позволяет изменять и этот угол, и при необходимости – состав топливной смеси.

Если датчик перестанет корректно работать, теоретически ничего страшного быть не должно: зажигание должно стать позже (в ЭБУ моторов такой отказ предусмотрен, и в случае, если ЭБУ потеряет сигнал, коррекция угла будет невозможной, но зажигание станет слишком поздним), детонации не будет, но ехать машина будет заметно хуже. Возможны и другие последствия: перегрев мотора, нагар на свечах, тот самый звук детонации, калильное зажигание, рост расхода бензина. Многое зависит от того, чем вызвана сама детонация. Если на моторе с прямым впрыском насмерть загажена камера сгорания, никакое смещение угла к позднему значению не спасёт. Ну и, конечно же, может загореться Check Engine. Что в этом случае делать?

Найти и обезвредить!

Разумеется, самый простой способ – это подключить сканер и считать ошибку. Но вряд ли у всех автолюбителей где-то в кладовке между дрелью и микроскопом лежит диагностический сканер (всякую ерунду из китайских магазинов я сканером не называю принципиально, хотя не отрицаю способность этой ерунды иногда что-нибудь показать). Поэтому попробуем обойтись без сложного оборудования.

Сначала надо этот датчик найти. Звучит смешно, но это так. Искать его нужно на блоке цилиндров. Проще всего дело обстоит с рядными «четвёрками»: датчик детонации обычно стоит ровно посередине блока между вторым и третьим цилиндрами. Там его и ищите, обычно – чуть ниже впускного коллектора. Такое расположение датчика на блоке позволяет ему «услышать» детонацию всех четырёх цилиндров, причём расположение мотора – продольное или поперечное – на положение датчика никак не влияет.

Сами датчики бывают двух типов: резонансные и широкополосные. Задача у них одна на всех: обнаружить стук в моторе (то есть ту самую детонацию), но алгоритмы работы немного разные. Резонансный датчик настроен на определённую частоту детонации, в которой он и проверяет шум. Частоту рассчитывают по формуле f(кГц)=900/(�� * r), где r – радиус поршня, а �� – число Пи (3,1415. ). Если резонансный датчик слышит на этой стук с этой частотой, он впадает в панику и просит ЭБУ принять соответствующие меры. «Слышит» он их с помощью пьезоэлемента. Таким образом, датчик – это просто акселерометр, который способен преобразовать колебания блока в электрические сигналы.

Широкополосный датчик тоже слушает звук, но он не сконцентрирован на какой-то определённой частоте, а просто передаёт в ЭБУ все стуки. А тот уже сам думает, детонация это или нет и что теперь делать.

Отличить эти датчики просто: к резонансному подходит один провод, к широкополосному – два.

Если ЭБУ понимает, что началась детонация, оно начинает изменять угол опережения, делая зажигание более поздним. Поменяет и послушает датчик. Есть детонация? ОК, ещё немного подвину. Пропала? Отлично, вот так и поедем!

Допустим, датчик удалось найти и даже снять с машины. Что дальше? Есть несколько простых способов его проверки, но я традиционно расскажу только о самом элементарном. Для этого понадобится мультиметр, который умеет измерять очень маленькое напряжение – тысячные доли вольта, милливольты (проверьте свой – у моего, купленного когда-то за 120 рублей, порога не хватает). Выставляем мультиметр в режим измерения напряжения, к корпусу датчика прикладываем «минус», а плюсовой щуп аккуратно прижимаем к разъёму управляющего контакта. Теперь нужно зажать датчик в кулаке и немного постучать кулаком по столу. Так как пьезоэлемент ушей не имеет, слышит он именно удары, и исправный датчик реагирует на них изменением напряжения. Изменения очень маленькие – приблизительно в пределах 150 мВ, а если стучать слабенько, то и вовсе 30-40. В этом случае (если хотя бы этот минимум есть) нужно стукнуть кулаком с датчиком чуть сильнее. Если напряжение в момент удара хотя бы немного скакнуло повыше, датчик исправен. Если же никакой реакции на удары нет, датчик, скорее всего, умер. Стучать по нему молотком в попытке его реанимировать смысла нет – больше шансов добить очень чувствительный пьезоэлемент, чем восстановить работоспособность датчика.

Теоретически можно ещё проверить сопротивление датчика, но для этого нужно знать точное значение сопротивления датчика с вашей машины. Удары как-то проще и надёжнее.

Что делать дальше?

Есть, конечно умельцы, которые эти датчики восстанавливают или подбирают похожий датчик от другой машины, «подпиливая» его по месту дополнительными резисторами и конденсаторами. Наверное, иногда другого выхода нет (ну, может, они ездят на Bugatti Veyron, и найти этот датчик быстро и дёшево не получается), но всё-таки лучший способ – поставить новый и успокоиться, благо стоит обычно недорого. К сожалению, в жизни бывают ситуации сложнее: датчик рабочий, а какие-то ошибки он не показывает.

Тут всё просто: надо проверять проводку. В ней тоже бывают «глюки», а показания датчика детонации для нормальной работы ЭБУ должны быть точными.

Ну и последнее. Иногда датчик детонации может сходить с ума от посторонних шумов, которых мотор издавать не должен. Цоканье гидрокомпенсаторов, «дизеление», трески фазовращателей, стук цепного ГРМ – все эти посторонние звуки иногда случайным образом датчик может посчитать детонацией. В этом случае должны насторожить ненормальные углы опережения зажигания, хотя сам датчик окажется исправным.

Как я уже говорил, датчик детонации – не та деталь, выход из строя которой остановит машину. Нет, ехать она будет. Но расслабляться не стоит, потому что если детонация есть, она убивает мотор очень быстро. Особенно современный мотор – небольшого объёма и с наддувом. Так что если есть какие-то подозрения, лучше сразу поехать в сервис.

Причины неисправности датчика детонации

Неисправность датчика детонации приводит к тому, что блок управления двигателем (ЭБУ) перестает обнаруживать процесс детонации при сгорании топливной смеси в цилиндрах. Такая проблема возникает в результате слишком слабого или наоборот чересчур сильного исходящего сигнала.
Поданное датчиком на ЭБУ напряжение через выводы коннектора обрабатывается электроникой и потом делается вывод имеется ли в двигателе детонация, и соответственно, нужно ли корректировать угол опережения зажигания, что поможет ее устранить.

Признаки неисправности датчика детонации

Двигатель начинает вибрировать или даже трястись

При исправном датчике и системе управления в двигателе этого явления быть не должно. На слух появление детонации можно косвенно определить по металлическому звуку, исходящему из работающего двигателя (стук пальцев). А излишняя во время работы двигателя тряска и рывки — это первое по чем можно определить неисправность датчика детонации.

Снижение мощности двигателя

Проявляется ухудшением разгона, либо излишним повышением оборотов на низких скоростях. Такое происходит, когда при неверном сигнале ДД осуществляется самопроизвольная корректировка угла зажигания.

Затрудненный запуск двигателя

Особенно «на холодную», то есть, при низких температурах после длительного простоя. Хотя вполне возможно такое поведение машины и при теплой температуре окружающего воздуха.

Повышенный расход топлива

Так как угол зажигания нарушен, то и топливно-воздушная смесь не отвечает оптимальным параметрам. Соответственно, возникает ситуация, когда двигатель потребляет большее количество бензина, чем ему нужно.

Причины неисправности датчика детонации

• Нарушение механического контакта между корпусом датчика и блоком двигателя
• Проблемы с проводкой датчика
• Плохой контакт в месте подключения
• Полный выход датчика из строя
• Проблемы с электронным блоком управления

Что будет если отключить датчик детонации полностью?

• Быстрый выход из строя (пробой) прокладки ГБЦ со всеми вытекающими последствиями;
• Ускоренный износ элементов цилиндропоршневой группы;
• Трещина головки блока цилиндров;
• Прогорание (полное или частичное) одного или нескольких поршней;
• Выход из строя перемычек между кольцами;
• Изгиб шатуна;
• Подгорание тарелок клапанов.

Датчик детонации, признаки неисправности

Детонация – постоянный риск при работе силовой установки автомобиля. Для контроля за ней используется устройство, называемое «датчик детонации» (кратко – ДД). Оно постоянно передает электронный сигнал в блок управления мотором. Это контролирует расход горючего, при этом позволяя работать на полную мощность, повысить КПД и безопасность машины.

Последствия неисправности

datchik-detinazii-bosch.png

Если вышел из строя датчик детонации, неправильно передавая сигнал или не работая вовсе, то это может вызвать поломку уже в самой силовой установке. Поэтому надо следить за его состоянием. Он может предотвратить или вовремя пресечь детонацию внутри двигателя. Вовремя зафиксировав сигнал от датчика детонации, можно передать машину для ремонта в автосервис и избавиться от неисправности.

Если этого не сделать, то продолжающиеся детонации создадут высокие ударные нагрузки на детали двигателя. Это может привести к их деформации или полному разрушению, вывести из строя всю силовую установку. Даже если не произойдет аварийной ситуации, транспортное средство станет бесполезным. Ремонт двигателя обойдется куда дороже, чем своевременное устранение детонации.

Чтобы датчик мог вовремя сообщить о возникновении подобного риска, нужно, чтобы он сам исправно работал. Иначе он просто не будет передавать сигнал в блок управления. Поэтому нужна проверка датчика детонации без его демонтажа. Есть ряд характерных признаков, которые могут выявить поломку.

Признаки неисправности

Есть два главных показателя того, что неисправен датчик детонации:

  • Индикатор на приборной панели «Check Engine». Он означает «проверить двигатель». Может сочетаться с повышением расхода топлива, ухудшением динамических показателей транспорта и возникновением посторонних звуков при работе мотора, что указывает на неполадки ДД.
  • Ошибка бортового компьютера с кодом «p0325». Указывает на сбой программного обеспечения при взаимодействии с ДД. Означает, что нужно его отремонтировать или поменять.

Есть также ряд симптомов, которые могут указывать и на проблемы с датчиком, и на неисправность других элементов машины:

  • сильные вибрации и тряска при езде, тряска силового агрегата;
  • мотор дергается и теряет мощность при ускорении или работе на высоких оборотах;
  • позднее зажигание силовой установки, или она не заводится вообще при низкой температуре окружающей среды;
  • увеличенное потребление горючего;

При этих симптомах обращение в автосервис для диагностики и ремонта необходимо. Даже если они не связаны напрямую с датчиком, это могут быть признаки и других серьезных повреждений, которые следует устранить. Но чтобы точно разобраться в причинах подобного поведения машины требуется глубокая диагностика.

Хотя по ряду неполадок проверить ДД можно, не снимая его, обычно это требует специальных знаний, навыков, оборудования. Как следствие, для решения проблем с этим прибором нужны правильная идентификация их причин и принятие соответствующих квалифицированных мер.

Причины неполадок

Хотя это достаточно надежное устройство, но ошибка датчика детонации связана с несколькими типичными факторами. В

  • механический контакт между мотором и самим устройством. Это происходит, если ослаблена затяжка. Устраняется простым закручиванием крепежных элементов;
  • короткое замыкание, которое повредило проводку. Причиной может служить расплавление провода или разрыв слоя изоляционного материала;
  • отсутствие контакта в точке подключения. Из-за механического воздействия, вроде сильных вибраций, была нарушена связь в контактах электронных систем. Устраняется подгонкой и последующим соединением;
  • сбой ЭБУ. Обычно связано с проблемами программного обеспечения. Сигналы, идущие от прибора, неправильно интерпретируются узлом. В такой ситуации починка нужна не ДД, а самому блоку управления.

Все эти виды неисправностей устраняют специалисты нашего автосервиса. В их распоряжении высокотехнологичное оборудования и расходные материалы от надежных поставщиков. Мы предлагаем квалифицированные услуги по глубокой диагностике и ремонту с использованием специфичного для марок машин снаряжения.

Если не работает датчик детонации, это не только помеха для комфортной езды, но и постоянная угроза аварийной ситуации. Своевременная его проверка и устранение неполадок – лучше, чем риск аварии.

Ошибки датчика детонации: что делать?

О чем речь? Ошибка датчика детонации в автомобиле может иметь серьезные последствия для работы двигателя. Этот индикатор важен для контроля зажигания. Любой его сбой приводит к неправильному воспламенению топливно-воздушной смеси.

Почему важно исправить? Более серьезные последствия ошибки датчика детонации включают в себя повреждение поршней, клапанов или головки блока цилиндров из-за неправильного зажигания. Поэтому важно немедленно исправить ее, чтобы предотвратить выход из строя двигателя.

В этой статье:

  1. Что такое датчик детонации
  2. Ошибки датчика детонации
  3. Ошибка P0325
  4. Ошибка P0326
  5. Ошибка P0327
  6. Ошибка P0328
  7. Часто задаваемые вопросы об ошибке датчика детонации

Что такое датчик детонации

Эффективная работа двигателя напрямую зависит от правильно настроенного угла опережения зажигания. Если угол выставлен с задержкой, возникает снижение эффективности зажигания, что, в свою очередь, увеличивает расход топлива и может привести к перегреву мотора. С другой стороны, опережение угла также несет опасность. В случае преждевременного зажигания возможно появление детонации, что способствует уменьшению мощности двигателя и может привести к перегреву клапанов.

Существуют два типа датчиков детонации (ДД): резонансные и широкополосные. Широкополосные датчики передают в систему полный звуковой спектр, затем выделяют шум, соответствующий детонации. Резонансные реагируют только на частоту детонации и срабатывают при ее появлении, контролируя угол опережения. В случае ошибки датчика, сообщающего о детонации, система не сможет скорректировать параметры для предотвращения критической ситуации и обеспечения точного контроля двигателя.

Масляный датчик располагается прямо за масляным фильтром, а датчик детонации находится непосредственно под ним. Однако точное расположение ДД может различаться в зависимости от модели автомобиля. В любом случае датчик обычно находится близко к двигателю, и для точной информации рекомендуется обратиться к руководству по эксплуатации конкретного автомобиля.

Ошибки датчика детонации

Ошибки датчика детонации могут возникнуть по разным причинам, таким как низкий или чрезмерно высокий сигнал, поступающий от ДД в электронный блок управления двигателем, нарушение цепи, выход за пределы диапазона напряжения или сигнала, а также полный выход устройства из строя, что, впрочем, происходит редко.

Во всех случаях возникает сигнал Check Engine на приборной панели, указывающий на возможную неисправность. При этом производительность мотора страдает: снижается мощность, появляются сбои в оборотах, и повышается расход топлива. Часто причина может быть связана с использованием низкокачественного бензина, но также возможны проблемы с контактами и проводкой. Код ошибки легко читается при помощи диагностических сканеров.

Существует четыре ошибки датчика детонации: P0325, P0326, P0327 и P0328. Несмотря на различия в кодах, условия возникновения и внешние проявления, эти ошибки имеют схожие методы устранения. Коды не предоставляют конкретной информации о причинах сбоя, но указывают на область, где следует искать неисправности в цепи ДД.

Часто проблемы связаны с плохим контактом в подключении датчика или недостаточным прилеганием его к двигателю. Иногда датчик сам может выйти из строя, и в таком случае требуется замена, поскольку его ремонт невозможен. Таким образом, в первую очередь нужно проверить работоспособность датчика.

Ошибка P0325

Ошибка Р0325, или «неисправность в цепи датчика детонации», на английском — knock sensor 1 circuit malfunction, указывает на отсутствие сигнала от ДД в блок управления двигателем из-за проблем в питающей или сигнальной цепи. Причиной могут быть как очень низкое, так и чрезмерно высокое напряжение.

Также возможна ошибка обрыва самого датчика детонации, вызванная плохим контактом в проводной колодке. Это может привести к сбоям в передаче сигналов, ошибочным диагностическим кодам и негативным последствиям для работы двигателя. Для исключения причин ошибки датчика детонации важно провести детальное обследование питающей и сигнальной цепей, а также проверку контактов.

Существует ряд потенциальных причин, которые могут привести к появлению ошибки Р0325. Среди них:

  • Обрыв проводки.
  • Короткое замыкание в цепи проводки ДД.
  • Неисправность в разъеме (фишке) и/или контакте ДД.
  • Высокий уровень помех от системы зажигания.
  • Неисправность самого датчика.
  • Неисправность блока управления двигателем (ECM, от англ. engine control module).

В зависимости от конкретной причины ошибки Р0325 существуют различные варианты решения данной проблемы:

  • Очистка контактов или замена разъемов проводки (фишки).
  • Ремонт или замена проводки от датчика детонации до ЕСМ.
  • Замена самого датчика.
  • Перепрошивка или замена ЕСМ.

Ошибка Р0325 сама по себе не является критической, и водитель сможет без проблем добраться до автосервиса или гаража. Однако при возникновении детонации возникает риск, что ЭБУ не сможет адекватно реагировать и устранить неисправность. Поскольку детонация представляет серьезную опасность для силового агрегата, необходимо незамедлительно устранить ошибку и провести соответствующие ремонтные работы.

Ошибка P0326

Ошибка датчика детонации с идентификатором Р0326 расшифровывается как «выход за пределы допустимого диапазона сигнала датчика детонации». В англоязычной версии описания данного кода — knock sensor 1 circuit range/performance. Эта неисправность во многом схожа с ошибкой Р0325 и характеризуется аналогичными причинами, признаками и методами устранения.

ЭБУ выявляет отказ датчика детонации в результате появления в цепи короткого замыкания или обрыва путем проверки соответствия аналогового входного сигнала от датчика установленным параметрам. В случае если разница между сигналом от ДД и уровнем шума становится меньше порогового значения в определенный период времени, это приводит к формированию кода ошибки P0326. Кроме того, данный код регистрируется, если значение сигнала от датчика превышает или не достигает установленных допустимых значений.

Ошибка Р0326 может возникнуть в памяти ЕСМ по следующим причинам:

  • Плохой контакт.
  • Разрыв или короткое замыкание в цепи.
  • Неисправность самого датчика детонации.

Прежде всего важно убедиться, что срабатывание ошибки датчика детонации не является ложным. Для этого необходимо сбросить (стереть из памяти) ошибку и затем провести контрольную поездку. Если ошибка повторится, необходимо приступить к поиску ее причины. Проверку следует проводить в соответствии со следующим алгоритмом:

  • Выключите зажигание и отсоедините провода, соединяющие ЭБУ и датчик детонации.
  • Используя мультиметр, необходимо проверить целостность этих проводов, то есть прозвонить их.
  • Оценить надежность электрического соединения в точках подключения проводов к ЭБУ и датчику детонации. При необходимости провести очистку контактов или восстановить механическое соединение разъема.
  • Если провода находятся в целости и электрический контакт в надлежащем состоянии, следующим шагом является проверка момента затяжки в посадочном месте датчика детонации. Если ДД был ранее заменен и владелец автомобиля затянул его на глаз, не соблюдая установленного значения крутящего момента, затяжки может быть недостаточно. В таком случае необходимо узнать точное значение КМ из справочной литературы для конкретной модели авто и, если потребуется, с использованием динамометрического ключа установить необходимое значение (обычно рекомендуемое значение крутящего момента составляет примерно 20–25 Н·м для легковых машин).

Хотя сама ошибка неопасна и ездить на автомобиле можно, однако существуют определенные риски. Если произойдет детонация, датчик может передать неверную информацию блоку управления двигателем, и ЭБУ не сможет принять нужные меры. Поэтому лучше сразу выяснить причины и устранить ошибку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *