Когда все автомобили станут электрическими
Перейти к содержимому

Когда все автомобили станут электрическими

  • автор:

Эксперты: В 2050 году в России будут продаваться только электромобили

К 2050 году в России продажи новых легковых авто на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) приблизятся к нулю, а подавляющую часть предложения на рынке составят электромобили. К такому выводу пришла группа экспертов ИГ "Петромаркет".

Кирилл Каллиников/РИА Новости

К этому приведет "зеленая" повестка Евросоюза, и движение вслед за ним остального мира, ужесточающая требования к производителям автомобилей с ДВС. К 2030 году они должны снизить выбросы CO2 таких машин более чем в два раза, с минус 22% до минус 55%.

Следствием этого станет если не рост цен, то сохранение их на существующем уровне, в то время как электромобили будут дешеветь, благодаря развитию технологий и увеличению объемов их выпуска. Еще одной причиной удержания цен на авто с ДВС является осознание производителями неминуемого запрета на такие авто, сначала в Европе, а потом и в остальном мире, и поэтому нежелание вкладываться в инновации, считают авторы исследования.

Уже начиная с 2030 года, электромобиль в России станет выгоднее, чем автомобиль с ДВС по стоимости владения, а доля электрокаров составит 7% в продажах новых машин. Причем с этого момента в нашей стране начнется быстрый рост парка электромобилей. К 2050 году этот показатель достигнет 100% — все новые автомобили, продаваемые в России, будут электрическими. В Европе это произойдет раньше — в 2040 году. Главной причиной станет сначала ценовой паритет, а потом удешевление электромобилей относительно машин на ДВС. В Европе их стоимость сравняется в 2028 году, а в России чуть позднее из-за ввозных пошлин на электрокары, вводимых с 2022 года — 15% до 2050 года.

В исследовании отмечается, что в меньшей степени это затронет парк грузового транспорта и автобусов, хотя аналогичные процессы произойдут и в этих сегментах рынка. К 2050 году в России парк легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта на 42,5% будет состоять из электрокаров, грузовых автомобилей — на 22,6%, автобусов — на 39%.

Вместе с электрификацией транспорта в мире сильно снизится потребность в бензине и дизельном топливе. Особенно серьезно упадет спрос на дизельное топливо в Европе, что может ударить по экспорту из России, поскольку наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) производят половину его объемов для продажи за границу (большей частью в Европу). С учетом отечественных программ модернизации НПЗ, производство дизельного топлива будет расти быстрее, чем внутреннее потребление. А уже с 2030 года значительный объем топлива для ДВС будет делаться не из нефти. Это будет биотопливо нового поколения, способное на 100% заменить традиционный бензин и дизель. И объемы его производства смогут удовлетворить потребности оставшегося автопарка на ДВС. К 2050 году биотопливо может на 100% вытеснить продукт, сделанный из нефтяного сырья, говорится в исследовании.

По мнению экспертов "Петромаркета", отечественным нефтяным компаниям следует заняться диверсификацией бизнеса, которая могла бы восполнить потенциальные потери на рынке нефтепродуктов. Наиболее интересное направление — развитие производства тяговых аккумуляторов для электромобилей. Уже к 2030 году потребность в них вырастет минимум в 10 раз.

Какие льготы для электромобилей действуют в России в 2023 году

В последние годы всё больше россиян отказываются от автомобилей на бензиновом двигателе и пересаживаются на электрокары. Этот экологичный вид транспорта позволяет не только сократить урон окружающей среде, но и хорошо сэкономить. О том, какие льготы и новшества появились в 2023 году, рассказывают «Известия».

Льготы для электромобилей в 2023 году — что нового

Согласно аналитике агентства «Автостат», только в августе 2023 года было реализовано 1474 новых электрокара. Это в 8,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По прогнозам экспертов, рынок электрического транспорта продолжит расти. Для водителей плюсы перехода на электрокары очевидны. Один из них — большая энергоэффективность. Так, если у обычного автомобиля двигатель внутреннего сгорания (ДВС) впустую расходует до 75% энергии, то у электродвигателя потери не превышают 20%.

В настоящее время государство всячески способствует переходу на этот вид транспорта. Исходя из концепции развития электротранспорта, принятой в августе 2021 года, к 2030 году каждый десятый выпускаемый автомобиль будет электрическим, а число электрозаправок вырастет как минимум до 72 тыс. Развивать рынок электротранспорта правительство планирует с помощью программ поддержки спроса. Для владельцев предусмотрены льготный лизинг и льгота по транспортному налогу. Помимо этого, Минпромторг предложил ввести баллы локализации авто для льготного кредитования. Допуск произведенных в России машин к участию в программах будет открыт с 1 января 2024 года.

Звездное небо: сколько проедет электромобиль российской марки
Тест-драйв отечественного Evolute i-Sky

Льготы для электромобилей в 2023 году — компенсация стоимости

С 1 января 2023 года владельцы электрокаров могут вернуть до 25% (но не более 625 тыс. рублей) от покупки автомобиля. Позднее в Минпромторге предложили увеличить эту скидку до 35% (до 925 тыс. рублей) с начала октября текущего года. Однако скидка действует только на отечественные автомобили, собранные на территории страны. Авто должно быть оснащено исключительно электродвигателем. На гибридные машины льгота не распространяется. Сейчас под условия программы попадают машины Evolute и «Москвич». В дальнейшем можно будет приобрести со скидкой электрическую «Газель», или Gazelle e-NN. Пока ее собирают в Нижнем Новгороде мелкосерийно, но в ближайшем будущем производство станет массовым.

А в середине 2024 года в серийное производство поступит электромобиль e-Largus. Его будут выпускать на заводе в Ижевске.

Льготы для электромобилей в 2023 году — транспортный налог

Еще одной мерой поддержки владельцев электротранспорта стало обнуление транспортного налога. Прежде эта льгота была доступна только для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 л.с.

Переменный шок: число зарядок для электромобилей увеличат в 32 регионах
Сейчас их 4,4 тыс. на всю Россию, а требуется не менее 18 тыс.

Однако поскольку транспортный налог является региональным, то его наличие или отсутствие регулируется нормативными документами субъектов РФ. Например, в Москве освобождение от налога было установлено с 1 января 2020 года. Но начиная с 2025 года транспортный налог снова вернут. В Татарстане владельцев электромобилей освободят от уплаты транспортного налога в период с 1 января 2024 года до 1 января 2029-го. А в течение трех последующих лет после окончания срока для них введут льготу в размере 50% от налоговых ставок. Сегодня транспортный налог для электромобилей отменен уже в более 20 регионах страны, еще в нескольких предлагают налоговые скидки.

Льготы для электромобилей в 2023 году — бесплатный проезд по платным дорогам

И, наконец, с 1 марта и до конца 2023 года владельцам электромобилей в России доступен бесплатный проезд по федеральным платным автодорогам. Пока эта мера — часть проводимого правительством эксперимента. Но вполне возможно, что ее продлят. Сейчас на электрокаре можно бесплатно проехать по трассам М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД). Помимо этого в ряде городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Новороссийск и другие, для владельцев электромобилей действуют бесплатные парковки. Читайте также: В России разработали навесную станцию быстрой зарядки для электромобилей

Электромобили в России: драйверы развития и перспективы внедрения

В дайджест вошли: общая новостная повестка, экспертные интервью, посвященные перспективам внедрения электромобилей и технологии создания аккумуляторных батарей, аналитический обзор о текущем состоянии отрасли в России и в мире и перспективах ее развития, обзор участников отечественного рынка и кейс о компании Tesla.

Одна из самых заметных и важных технологических трансформаций сегодня происходит в мировом автопроме. Электромобили, которые еще пару десятилетий назад выглядели как модные имиджевые игрушки, становятся не только экологически, но и экономически привлекательным средством передвижения.

В силу санкционного давления и ухода иностранных автопроизводителей с российского рынка наша страна оказалась перед дилеммой: догонять уходящий поезд, пытаясь воссоздать теряющий актуальность автомобиль с ДВС, или сделать скачок и сразу запрыгнуть в идущую на полном ходу «электричку», как называют электромобили сами участники рынка.

Разобраться, как решается эта дилемма сегодня, оценить, насколько электродвижение уже проникло в экономику, и обозначить основные векторы его дальнейшего развития — основные цели этого выпуска.

Выводы и наблюдения:

Электрокары позиционируют как более экологичную технологию и шаг на пути к экономике с нулевыми выбросами CO2. Это одна сторона медали. Другая — развитие беспилотного транспорта, который в силу объективных причин будет ездить именно на электрической тяге. И над обоими трендами — экономика электрокаров, которая становится все более конкурентной. Вместе с развитием технологий меняется и концепция организации городского движения, подход к процессу производства и межотраслевой синергии, в том числе за счет рециклинга.

Что бы ни происходило в мире, электротранспорт продолжает развиваться: темпы роста продаж электромобилей продолжали увеличиваться и во время пандемии COVID-19, и во время кризисных явлений 2022 года. В России за 10 месяцев 2022 года продажи новых электромобилей выросли на 34%, в то время как в целом продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали более чем на 60%.

Половина автовладельцев в России готовы пересесть на электромобиль. В первую очередь потому, что он экологичный, во вторую — из-за высоких цен на бензин, в третью — потому, что он выгоднее в обслуживании и эксплуатации.

Согласно Концепции развития электротранспорта в РФ, к 2030 году каждый 10-й выпускаемый в России автомобиль будет электрическим. По планам уже через восемь лет в стране будут выпускаться порядка 220 тыс. электрокаров в год, а общее число транспортных средств на электротяге превысит 1,4 млн. К этому времени в мире, по расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), будет насчитываться уже от 200 до 350 млн электромобилей.

Как отмечают в Минэкономразвития, выпуск полностью локализованного отечественного электромобиля возможен при создании и развитии отечественных «вытягивающих» производств электрохимии, электромеханики и управляющей электроники.

На долю батареи приходится не менее 40% стоимости всего электромобиля. Сейчас обсуждаются разные варианты удешевления авто за счет унификации батарей и их вторичного использования в стационарных системах накопления электроэнергии, а также различные схемы финансирования и владения — например, когда электромобиль покупается отдельно, а батарея может поставляться по схеме лизинга.

В России постепенно выстраивается собственное производство литий-ионных аккумуляторов для электромобилей, намечается освоение нескольких месторождений лития: растущие цены на этот металл на мировом рынке делают эти проекты рентабельными и выгодными. Геологическая служба США оценивает прогнозные объемы запасов лития в России в 1 млн тонн.

Со временем все федеральные трассы РФ будут оснащены необходимой инфраструктурой и полностью открыты для электромобильности и для беспилотников.

В разговоре о конкурентоспособности и экономике двух разных технологий — ДВС и электромобильности — нужно учитывать множество факторов, подчеркивает ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко.

Константин Трофименко

«Электромобиль может быть дороже машины с традиционным ДВС на этапе приобретения, но окажется дешевле в эксплуатации — хотя бы потому, что будет реже ломаться: у него внутри нет такого количества механических деталей. Хотя, конечно, это в первую очередь зависит от параметров эксплуатации автомобиля.

Сейчас электромобиль дороже из-за редкоземельных металлов в батарейке, но аккумуляторы имеют тенденцию удешевления по мере развития массового производства. Уже сейчас технологии становятся сопоставимы по цене. Экономически электромобиль будет доступен на том же уровне, что и автомобиль с ДВС. К 2030 году точно, но, возможно, и раньше.

Если говорить о новых игроках, то они, безусловно, будут. Илон Маск со своей “Теслой” это уже показал. Анонсируют свои проекты и Google, и Apple: они нацеливаются на беспилотники, а неэлектрические беспилотники в будущем почти немыслимы.

Не исключаю, что на рынок придут совершенно новые игроки и стартапы. Допускаю, что мы можем увидеть на нем и компании из других бизнес-отраслей, которые готовы инвестировать в электромобильность».

Генеральный директор компании «РЭНЕРА» Александр Камашев считает, что глобальный переход к электромобильности и развитие новых технологий, связанных с этим направлением, — проявление эволюционного процесса.

Александр Камашев

«Электромобили — это просто транспортное средство, а электродвижение — переход на новый экономический уклад жизни, сюда входит и новая зарядная инфраструктура, и в целом другое понимание логистики грузов и организации перемещения».

Возникновения серьезного дефицита лития на фоне массового производства батарей для электрокаров Александр Камашев не ожидает, во всяком случае в России:

«На 800–1000% выросла стоимость лития. Продажи электромобилей при такой динамике цен на металлы растут? Растут. Производство аккумуляторов растет? Растет. Это первый фактор.

Второй фактор: Россия — третья в мире страна по запасам лития. Единственная проблема: он здесь более трудноизвлекаемый, чем в ряде других регионов мира. При той цене, которая была до стремительного роста стоимости лития, разработка российских месторождений не выглядела рентабельно. Но сейчас, при растущей цене, такие проекты выглядят уже экономически привлекательно.

И получается, как мы видим, что при высоких ценах на литий рынок электродвижения развивается, и при этом становится рентабельным добывать этот металл в России».

«Экономика России: аспекты глобального трансформационного сдвига» — регулярный дайджест, содержащий подробные обзоры по направлениям развития отраслей экономики России с подбором позитивных практик, экспертизы и рыночных тенденций. Дайджест ориентирован в первую очередь на отраслевых игроков, лиц, принимающих решения, менеджмент заинтересованных компаний и медиа. Первый выпуск дайджеста — «IT-отрасль: трудовые ресурсы» — был посвящен ситуации с кадрами, которые нужны стране для развития цифровой экономики и создания технологического суверенитета, которого сегодня нет практически ни у одной страны в мире.

Как человечество расстанется с бензином

Глобальные соглашения по борьбе с изменением климата подталкивают страны и автокомпании к отказу от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), которые служат одним из основных источников парниковых газов на планете. Помимо стремления сохранить окружающую среду в этом все больше экономического смысла: в 2020 г., по данным Международной ассоциации автопроизводителей, производство автомашин упало на 16%, в то время как электроавтомобили (по данным Всемирного экономического форума) показывают рост продаж пять лет подряд. В России рынок электрокаров пока очень мал, но ситуация тоже постепенно меняется.

Дорога в Париж

Все государства должны безотлагательно усилить меры борьбы с изменением климата, чтобы достичь цели Парижского соглашения по удержанию прироста глобальной средней температуры в этом столетии ниже 2 °С, а при оптимальном сценарии – 1,5 °С, указано в очередном ежегодном докладе ООН по климату, выпущенном в сентябре 2021 г.
Хотя из данных, предоставленных 59% из 191 участника соглашения, следует, что они к 2030 г. сократят выбросы парниковых газов на 10% по сравнению с 2010 г., совокупный объем выбросов в мире за девять лет, по оценке Межправительственной группы экспертов, вырастет на 16%, что может привести к повышению температуры к концу столетия примерно на 2,7 °С. Чтобы удержать темпы потепления в пределах 2 °С, необходимо к 2030 г. сократить выбросы углекислого газа (СО2) не менее чем на 25%, отмечено в докладе ООН.
Так как производство и транспорт входят в число основных антропогенных загрязнителей атмосферы, одной из важнейших задач для государств и бизнеса становится перевод автомобилей на более безопасные для экологии типы двигателей.

Электромобили пошли на обгон

Прошлый год из-за пандемии коронавируса стал худшим для автомобильной индустрии с кризисного 2009 года, но, несмотря на глобальное падение продаж, сегмент электромобилей быстро рос, увеличившись за последний квартал 2020 г. на 144% по сравнению с тем же периодом 2019 г., отмечал Йенс Хёнинг, руководитель исследований автоиндустрии PwC в Центральной и Восточной Европе. Всего за прошлый год в мире было продано 3,1 млн электромобилей, или 4,2% от всех новых продаж.

Крупнейшим рынком для электромобилей остается Китай, но их потребление быстро растет и в Европе. В число ключевых факторов, объясняющих эту динамику, Йенс Хёнинг включает стремление стран и корпораций достичь целевых показателей снижения выбросов CO2, меры по стимулированию потребительского спроса и развитие цепочки поставок.

Правительства стран, поставивших задачу как можно быстрее перейти на климатически нейтральные виды транспорта, уже не первое десятилетие реализуют меры по поддержке владельцев электромобилей. Так, в Норвегии, ставшей лидером по доле электромобилей в автопарке (в 2020 г. более половины автомобилей, зарегистрированных в стране, было оснащено электродвигателем), меры по стимулированию спроса на этот тип транспорта действуют с 1990-х гг. Владельцы электрокаров там освобождены от уплаты высокой импортной пошлины, от сбора за регистрацию автомобиля, составляющего около 10 000 евро, а также от уплаты НДС в 25%. Кроме того, для них действуют пониженные тарифы на проезд по платным дорогам, в некоторых городах им разрешено ездить по полосе общественного транспорта и не платить за парковку. По данным национальной организации Norwegian Electric Vehicle Association, лоббирующей продвижение электромобилей, станции для подзарядки стоят через каждые 50 км на всех межрегиональных трассах страны.

В Германии субсидия на покупку электрокара ценой до 40 000 евро составит 6000 евро. Кроме того, в 2021 г. был одобрен план по строительству 1000 быстрых зарядных станций вдоль основных трасс стоимостью 2 млрд евро.

Всего в Евросоюзе, по данным Statista, в 2020 г. было около 286 000 общедоступных зарядных точек (включая быстрые зарядные станции мощностью свыше 22 КВт и «обычные» мощностью менее 22 КВт).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *