Какой бензин лучше заливать зимой
Перейти к содержимому

Какой бензин лучше заливать зимой

  • автор:

Почему зимой вместо 95-го лучше лить 92-й бензин

В холодные зимы запуск и работа мотора имеет особенности в сравнению с теплыми сезонами. Это обстоятельство следует учитывать при выборе оптимального горючего, поэтому универсальные правила заправки могут быть пересмотрены с поправкой на морозы.

Кирилл Каллиников / РИА Новости

Как правило, автопроизводители предусматривают "октановую вилку" — официально разрешается заправляться топливом не ниже АИ-92 (допускается бюджетный 92-й и рекомендуется 95-й).

Похожая схема предлагается и для транспорта, откалиброванного под горючее АИ-95/АИ-98. Так какое топливо из двух (низко- и высокооктанового) вариантов предпочесть зимой? Для этого разберемся, что происходит с топливной системой при суровом минусе.

Из-за пониженной температуры воздуха создается дополнительная нагрузка на детали силового агрегата, топливной и других систем, как минимум при холодном пуске они начинают работать с повышенной нагрузкой.

Так какой бензин предпочесть, чтобы не знать проблем зимой? Казалось бы, ответ очевиден — высокооктановый, ведь с ним минимизируется детонация, и, соответственно, нагрузка на силовой агрегат. К тому же, в ряде случаев, при работе на высокооктановом топливе, снижается расход. Однако фактически мы имеем прямо противоположную ситуацию. Ведь как раз-таки в холода при работе на топливе с минимально допустимым октановым числом детонация двигателю не грозит.

В то же время известно, что в топливе АИ-95 в сравнении с АИ-92 больше спиртов и эфиров — это основа тех самых присадок, которые используются для поднятия октанового числа топлива в процессе его производства (максимальное октановое число, которое может иметь бензин после крекинга — 80. С помощью же присадок удается довести ОЧ до: 92, 95, 98 и 100).

Таким образом, прежде всего из-за меньшего количества присадок бензин марки АИ-92 загорается за более короткое время, а также меньшее время горит, если сравнивать с 95-м топливом. Получается, что применение 92-го бензина зимой упрощает и процесс пуска мотора и воспламенения топлива в цилиндре, что, как это ни парадоксально, способствует более ровной работе силового агрегата. Ну и дополнительным и понятным аргументом в пользу использования АИ-92 вместо АИ-95 в том числе и зимой является существенная разница в цене.

С другой стороны, понятно и то, что с переходом на более низкооктановое топливо зимой ухудшатся показатели по приемистости и экономичности машины. Тем не менее, серия тестов, которые провели эксперты ведущих автомобильных изданий, свидетельствуют о том, что разница и в расходе, и в динамике ускорения при переходе с АИ-95 на АИ-92 минимальна. В случае с "легковушками" сегментов B и С речь идет о росте расхода максимум на пол-литра на 100 км и ухудшении динамики не более чем на 0,5 секунды при разгоне до "сотни".

Что же касается риска увеличения детонации, то в современных автомобилях этой проблемы практически не существует, поскольку в них имеется датчик детонации, по сигналу которого электронные мозги делают зажигание более поздним (именно так снижается детонация), и нагрузка на двигатель минимизируется.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов особенности настроек ЭБУ и топливной системы применительно к каждой конкретной модели. Некоторые из них перекалибруются и получают допуск к использованию топлива с расширенным диапазоном ОЧ при каждом плановом обновлении и даже чаще. За примером далеко ходить не приходится. Если для первых производственных партий Renault Arkana со 150-сильным турбомотором официально регламентировалось топливо не ниже АИ-95, то впоследствии допуск был снижен до АИ-92.

В любом случае, экспериментируйте, если заметили, что машина стала плохо заводиться в мороз. Возможно, пуск мотора облегчит не только замена свеч накаливания или подсевшего аккумулятора, но также и переход на более низкооктановое горючее, которое, повторимся, допускает к использованию автопроизводитель.

Какой бензин лучше подходит для машины зимой?

В сильные холода автомобилисты начинают испытывать проблемы с запуском двигателя машины. Даже при исправном аккумуляторе с достаточным зарядом появляются трудности с зажиганием или с подачей топлива. Некоторые водители стараются использовать в такое время бензины с более высоким октановым числом. К примеру, вместо допущенного производителями АИ-92 они льют в бак более дорогие АИ-95 или АИ-98. Насколько это помогает холодному запуску?

Старое ядовитое топливо

В советские годы на рынке присутствовал высокооктановый бензин, у которого в качестве антидетонационных присадок использовался тетраэтилсвинец, который при сгорании действительно выделял больше энергии и немного увеличивал крутящий момент мотора. При использовании такого этилированного АИ-93 водители ощущали, как автомобиль становился резвее, на основании чего и делался вывод о преимуществе топлива над другими бензинами.

В морозы двигатель действительно лучше запускался и быстрее прогревался, так как присадки этилированного АИ-93 обладали теплотворной способностью. Однако главным недостатком старого бензина была его токсичность. Ядовитый тетраэтилсвинец оказывал вредное воздействие на людей, а также накапливался в почвах вокруг дорог. В итоге от вредных для здоровья присадок отказались и все производители перешли на более чистые добавки на основе спиртов и эфиров. Если заглянуть в лючок бензобака, то на тыльной стороне крышки можно увидеть надпись: «Только не для этилированного бензина».

Зимние или летние сорта

Сейчас действительно существуют зимние или летние сорта топлива, но различаются они не по октановому числу или фракциям. В соответствии с ГОСТ 32513-2013, разница между сезонными бензинами заключается в давлении насыщенных паров. К примеру, чем выше температура, тем сильнее давление паров в баке.

В теплое время года оно должно составлять для летних сортов 35-80 кПа, а для зимних — 35-100 кПа. Зимние сорта топлива летом на солнце могут деформировать топливный бак. В морозы давление спадает.

Летние сорта плохо испаряются в морозы ниже -20 градусов. Пары плохо образуются, из-за чего и возникают проблемы с запуском. Поэтому с 1 октября все производители начинают выпускать зимние сорта бензина.

В зимнем бензине увеличена доля легких фракций, из-за чего понижается температура выкипания и топливо начинает испаряться даже при -30 градусах. Поэтому при выборе бензина в межсезонье необходимо уточнять на АЗС, летнее топливо продают или зимнее.

Какой бензин заливать при -20 градусах?

В высокооктановых бензинах больше эфиросодержащих присадок и спиртов. Воспламеняются они немного хуже. Поэтому зимой можно попробовать заливать в бак топливо с наименьшим из разрешенных октановых чисел.

К примеру, если автопроизводитель разрешает ездить на АИ-92, а также на АИ-95 или АИ-98, то в морозы можно отдавать предпочтение АИ-92, а летом переходить на дорогие виды топлива. Бензин АИ-92 на морозе менее подвержен детонациям, однако испаряется чуточку лучше. А значит, с ним холодный запуск улучшается.

Какой бензин заливать зимой?

Странный вопрос, не правда ли? Водители автомобилей с дизельными двигателями знают про зимнее дизельное топливо. Когда приходит зима, заливать в бак можно только такое — оно не застывает на морозе. Про то, что существуют зимние сорта бензина знают немногие. Наверно потому, что использование бензина не по сезону не приводит к столь серьезным последствиям, как на дизеле. Но на заправках в холодный период года должен продаваться именно зимний бензин. Чем он отличается от летнего? Сейчас расскажем, а заодно проведем краткий ликбез по маркам бензина и постараемся развеять некоторые заблуждения, связанные с топливом.

Что в имени тебе моем

Приезжая на АЗС водитель выбирает горючее по "номеру": есть 92 бензин, есть 95 бензин, а еще бывает 98-й. Мало того, согласно действующим ГОСТам существует еще и топливо с октановым числом 80, но на обычных заправках такое вы уже не найдете.

По ГОСТу марка бензина обозначается так: АИ-95-К5. Давайте расшифруем эту маркировку:

АИ — автомобильный бензин, октановое число которого указано по исследовательскому методу. Существует еще моторный метод определения;

95 — октановое число, как и 92, 98, 100;

К5 — экологический класс топлива. Сегодня в России можно продавать бензин только пятого экологического класса. Более "грязные" бензины классов К4 или К3 в нашей стране запрещены.

Что такое октановое число

Октановое число характеризует детонационную стойкость топлива. Его определяют на специальных одноцилиндровых установках. Для исследовательского и моторного методов установка используется одна — разница лишь в методике. Октановое число, определенное исследовательским методом всегда выше. В качестве эталона принята смесь изооктана и н-гептана. Детонационная стойкость первого компонента принята за 100 %, второго — за ноль. Число в марке топлива означает процентный состав изооктана в эталонной смеси. Октановое число 92 означает, что бензин противостоит детонации как смесь, содержащая 92 % октана и 8% гептана.

Детонация и ее вред

При нормальной работе мотора топливо-воздушная смесь в цилиндрах воспламеняется от искры, которую выдает свеча зажигания. Но иногда смесь может воспламеняться сама, без искры. Это хорошо для дизелей, а для бензиновых моторов крайне вредно. Скорость сгорания в таком случае намного выше — топливо горит со сверхзвуковой скоростью. Давление в цилиндре нарастает быстрее. Мотор испытывает повышенные нагрузки. К этому добавляется рост температуры и локальный перегрев деталей в области возникновения детонации.

Склонность мотора к детонации зависит от множества разных причин: От конструкции камеры сгорания, температурного режима работы, состава смеси, нагрузки на двигатель. Но главное — от степени сжатия: чем она выше, тем больше вероятность появления детонации. Соответственно, для современных моторов с высокой степенью сжатия нужны бензины с высоким октановым числом. Ну кто сейчас помнит некогда популярную марку бензина 76 или даже 72?

Какой бензин лучше?

Вопрос популярный, но он не имеет никакого смысла. ГОСТ говорит, что характеристики разных марок стандартных бензинов одного экологического класса не отличаются ничем, кроме октанового числа. Вот в рамках разных экологических классов различия есть, но только класс у нас один — пятый. Получается, что все качественные, соответствующие ГОСТу бензины практически одинаковы? Если не вдаваться в детали, понятные только специалистам, получается именно так.

Хотя некоторые различия ГОСТ все же предусматривает, но связаны они не с маркой топлива, а с временем года.

Зимний бензин

Такой в самом деле существует. Бензины любых марок делятся на зимние, летние и переходные по составу. В зимних должно быть больше легких фракций, которые испаряются при низких температурах. Это определяют по объему бензина, испарившегося при 70 градусах Цельсия. Также у них выше давление насыщенных паров.

Испаряемость влияет на пусковые свойства мотора. Если вы вдруг заправите зимой летний бензин, катастрофы не будет — машина в этом случае станет несколько хуже заводиться в мороз. Но такое маловероятно. Солидные заправки всегда продают топливо по сезону. Информацию о характеристиках конкретной партии бензина можно получить у оператора АЗС.

Что заливать в бак

Только то, что рекомендует производитель автомобиля для конкретной модели! Если он допускает использование нескольких типов бензина — выбор остается за владельцем авто. Многие заправляют бензин с максимально разрешенным октановым числом. Зимой, в холода, от этого принципа можно отказаться и использовать бензин попроще. Ведь склонность мотора к детонации увеличивается при высоких температурах.

Еще раз повторим: лучшая марка бензина для автомобиля — любая, рекомендованная производителем.

Собрание заблуждений

Сначала несколько самых ярких мифов о чудесных или ужасных свойствах высокооктанового бензина:

  • Использование высокооктанового топлива вместо рекомендованного, позволит снизить его расход. Расход бензина по маркам на одном и том же двигателе различается незначительно. Возможно вы и снизите расход на десятки или даже сотни граммов, но более высокая стоимость топлива не позволит сэкономить. Разница в цене 92-го и 98-го более десяти рублей! Так что немного уменьшив расход, на экономию денег не стоит рассчитывать. Куда проще уменьшить потребление бензина на литр — другой, изменив стиль езды.
  • Высокооктановый бензин вреден, потому что дольше горит. И выпускные клапана долго не проживут. Если лить девяносто восьмой бензин в мотор, рассчитанный на семьдесят второй, и не такое может случиться: что Порше хорошо, Победе — смерть! Под отличие октанового числа от нормы в несколько единиц электронная система управления современным двигателем успешно подстроится. Да и байки про долгое сгорание восходят ко временам этилированных бензинов. Тетраэтилсвинец ныне под полным запретом, как и другие металлосодержащие присадки. А используемые для повышения такого показателя, как октановое число спирты и эфиры горения не замедляют.
  • Какой бензин лучше воспламеняется и увеличивает мощность двигателя? Конечно 98-й! Все точно наоборот — низкооктановый бензин лучше самовоспламеняется и вызывает детонацию.

Отдельный абзац для тех, кто в целях экономии готов использовать топливо с октановым числом меньше рекомендованного. Не нужно так делать: металлический звон из-под капота необязательно будет громким, но финалом истории могут стать оплавленные поршни.

Так что заливать в зимний период?

Любой вид бензина, рекомендованный производителем автомобиля. И желательно делать это на проверенной заправке. Тогда в баке вашего авто, наверняка, окажется качественное топливо. И конечно зимнее, по сезону.

Эксперт Рязанов посоветовал водителям заправляться зимой бензином марки АИ-92

Автозаправочная станция АЗС - РИА Новости, 1920, 25.12.2021

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости. Сильные морозы создают дополнительную нагрузку на автомобиль, особенно при старте двигателя. Поэтому зимой желательно использовать топливо с минимальным октановым числом, рассказал агентству “Прайм” технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов.

“Так, если рекомендовано заправляться АИ-92 и АИ-95, стоит отдать предпочтение первому – в этом случае детонация двигателю не грозит", — отмечает он.

По словам эксперта, АИ-92 содержит меньше присадок на основе спиртов и эфиров. К тому же данный вид бензина стоит дешевле по сравнению с АИ-95.

Версия 2023.1 Beta
© 2024 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности
Правила применения рекомендательных технологий

Главный редактор: Гаврилова А.В.
Адрес электронной почты Редакции: internet-group@ria.ru
По вопросам размещения пресс-релизов и рекламы: sales@ria.ru
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *