Что влияет на разгон автомобиля мощность или крутящий момент
Перейти к содержимому

Что влияет на разгон автомобиля мощность или крутящий момент

  • автор:

Крутящий момент: что это такое

Чтобы автопарк вашей компании всегда функционировал, а вы не гадали, как выбрать надежного поставщика, мы предлагаем купить топливо оптом в СПб. "ОФПТК" предлагает бензин и дизель стандарта Евро 5. Позвоните нам или напишите в Телеграм.

У каждого двигателя внутреннего сгорания есть уникальная характеристика — максимальная мощность, которую он способен выдавать при определенных оборотах коленчатого вала. Помимо этого, существует еще один важный параметр двигателя — максимальный крутящий момент. От чего зависит крутящий момент (КМ) и на что влияет этот параметр?

Что такое крутящий момент

Это физическая величина, которая измеряет силу, приложенную к объекту, чтобы вращать его вокруг определенной оси. Параметр связан с вращательным движением и аналогичен силе, т.к. вызывает вращательное движение объекта.

Формально это понятие определяется как произведение силы, приложенной к объекту, на расстояние от оси вращения до точки приложения силы, и умножается на синус угла между вектором силы и вектором, указывающим на радиус (плечо) от оси вращения до точки приложения силы. За единицу измерения принят ньютон-метр (Нм).

В чем выражается зависимость крутящего момента двигателя автомобиля:

  • Объем и конструкция движка. Обычно, чем больше его объем, тем больший крутящий момент оборотов в минуту он способен развивать.
  • Тип топлива. Разные виды горючего имеют различную энергетическую плотность, что влияет на показатель.
  • Расход воздуха. Чем больше воздуха может поступать в цилиндры мотора, тем больше кислорода доступно для сгорания топлива.
  • Электронное управление. Современные автомобильные двигатели оборудованы компьютерами, которые регулируют работу мотора, включая время подачи топлива и зажигания.
  • Трансмиссия. Тип трансмиссии (механическая, автоматическая, вариатор) также влияет на передачу КМ на колеса.
  • Тюнинг и модификации авто могут увеличить крутящий момент на определенных оборотах.

Крутящий момент и обороты движка — важные параметры для оценки мощности работы автомобиля в целом. Это особо значимые параметры при движении на низких оборотах и разгоне.

Зависимость крутящего момента от оборотов выражается графиком, который показывает изменения в работе мотора. Чем выше значение параметра, тем легче автомобиль разгоняется и выдерживает нагрузки.

Однако при росте оборотов, КМ изменяется. Здесь роль играет коробка передач, которая позволяет поддерживать оптимальный набор скорости для разгона. Таким образом, максимальный крутящий момент на оборотах двигателя не в красной зоне имеет значение для эффективности мотора и общей динамики автомобиля.

На каких оборотах крутящий момент достигает своего пика?

Это зависит от конструкции и характеристик конкретного двигателя. КМ двигателя обычно описывается в виде графика, который называется "моментной кривой". График показывает, как меняется рассматриваемый параметр, в зависимости от оборотов коленчатого вала.

Максимальный крутящий момент достигается при сравнительно низких оборотах, часто в диапазоне от 2 000 до 4 000 об/мин для обычных легковых автомобилей. Это значит, что двигатель обеспечивает наибольшую силу тяги в этом диапазоне.

Чем крутящий момент отличается от мощности

Давайте снова вернемся к понятиям КМ и мощности двигателя, чтобы лучше понять, как они взаимосвязаны и как они влияют на работу автомобиля. Заодно разберем, в чем заключается зависимость скорости от крутящего момента.

Для обычных легковых автомобилей максимальный КМ находится обычно в диапазоне от 150 до 300 Нм. В дизельных двигателях этот показатель достигает 350-400 Нм. При этом современные бензиновые двигатели способны работать на оборотах, в пределах 6 000-7 000 в минуту, в то время как дизельные движки ограничиваются 5 000-5 500.

Таким образом, мощность и КМ двигателя тесно взаимосвязаны и влияют на общую производительность автомобиля. Высокие показатели параметра помогают при разгоне и маневрировании, а высокая мощность способствует достижению высокой скорости и быстрому разгону.

Как увеличить крутящий момент

КМ и мощность движка – важные параметры, над которыми производители постоянно работают, чтобы повысить эффективность и производительность моторов. Существует несколько способов достичь этой цели, но каждый из них имеет свои особенности и ограничения:

  • Изменение параметров камеры сгорания: уменьшение ее объема или увеличение степени сжатия. Это может привести к увеличению КМ и мощности и повлечь за собой риски, связанные с нагрузкой на мотор: разрушению головки блока цилиндров.
  • Изменение конструкции коленчатого вала, например, установка коленчатого вала с большим коленом. Это может увеличить КМ, но также снизит обороты двигателя. Кроме того, это потребует изменения цилиндров и поршней, чтобы соответствовать новым параметрам.
  • Улучшение газодинамики мотора и обеспечение лучшего наполнения цилиндров воздухом и топливом. Этот метод наиболее распространен и менее рискованный. Он включает в себя оптимизацию формы каналов и камеры сгорания, что улучшает производительность двигателя.

Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, и выбор зависит от конкретных условий и целей.

Что важнее — мощность или крутящий момент

Не секрет, что у автомобилей одного класса с примерно одинаковыми мощностью и литражом мотора динамика разгона может быть разной. Или еще — одни машины эффективно ускоряются уже на низких оборотах, а другие только на высоких. Почему это происходит?

Поделиться

Изображение Что важнее — мощность или крутящий момент

Как известно, под мощностью подразумевается энергия, вырабатываемая мотором. Чтобы понять разницу между крутящим моментом и мощностью, можно привести такой пример: если автомобиль уперся передними колесами в препятствие и не в состоянии тронуться с места, фактическая мощность без движения сведется к нулю. При этом крутящий момент продолжает развиваться, пытаясь толкнуть авто вперед, пока мотор окончательно не выдохнется и не заглохнет.

Когда мы, закручивая гайку, давим на гаечный ключ, усилие, которое на него воздействует, является крутящим моментом. В данном случае эта величина равна силе воздействия на рычаг, умноженной на длину ключа (по-научному — длину плеча силы). Первое измеряется в ньютонах, а второе — в метрах.

Например, крутящий момент в 1 Ньютон-метр (Н. м) — это сила, с которой 0,1 кг давят на конец рычага длиной 1 м. В двигателе внутреннего сгорания роль рычага исполняет кривошип коленчатого вала. Через него и создается крутящий момент, который, образно выражаясь, толкает машину вперед. Именно эта сила превращает тепловую энергию в механическую.

Самые мощные седаны в России до 1 000 000 рублей

На что может рассчитывать драйвер с миллионом в кармане

Фото KIA

Читайте также

Как известно, мощность измеряется ваттах или в лошадиных силах, а в технических характеристиках рядом с ее максимальным значением всегда указываются обороты, при которых она достигается.

Время, пока двигатель набирает максимальную мощность, напрямую зависит от величины крутящего момента. Можно сказать, что за эти мгновения все имеющиеся лошадки собираются в один организованный и управляемый табун. Чем выше крутящий момент, тем быстрее ускоряется автомобиль и тем больше у него тяга.

Крутящий момент также зависит от количества оборотов коленчатого вала двигателя в минуту. У различных силовых агрегатов пик максимального крутящего момента достигается при разных оборотах. У одних это происходит в диапазоне 1800—3000 об/мин, в других — при 3000—4500 об/мин. Чем ниже эти числа, тем раньше достигается пик крутящего момента, что также влияет на разгон.

Стоит ли тратить деньги на металлическую защиту картера мотора

Так ли необходимо дополнительно защищать двигатель снизу

фото АвтоВзгляд

Читайте также

Как правило, мотор выдает пик тяги не в одной точке, а в определенном диапазоне, который называется «полкой куртящего момента». Это можно оценить при движение в гору на автомобиле с механической коробкой — при широком диапазоне нет нужды переходить на пониженную передачу, так как крутящего момента хватает, чтобы «толкать» машину в пределах одной ступени. Также и при скоростных маневрах мотор сохраняет динамаику в широком диапазоне оборотов.

Тракторы, тягачи и большегрузы по определению должны быть тяговитыми, поэтому, как правило, все они выпускаются с дизельными моторами, которые считаются лидерами по величине крутящего момента. Его пик в таких агрегатах приходится уже на 1500–2000 об/мин.

Как правило, в бензиновых двигателях максимальное значение крутящего момента достигается позже, чем у его дизельных собратьев — в районе 4000–4500. Зато бензиновые моторы можно раскручивать до 7000–8000 об/мин, что позволяет им развивать довольно большую мощность, в то время как у дизельных рабочий диапазон ограничен. По этой причине любители спортивной езды предпочитают выбирать автомобили с высокооборотными бензиновыми движками.

В любом случае, при выборе подходящего мотора все его характеристики нужно учитывать и оценивать в комплексе.

Насколько опасны заблокированные двери во время аварии

Зачем нужна автоматическая блокировка центрального замка

Фото www.yourmechanic.com

Читайте также

Подпишитесь на канал "Автовзгляд"

Что важней для быстрого разгона крутящий момент или лошадиные силы в автомобиле?

Главная Вопросы и ответы для автомобилистов Что важней для быстрого разгона крутящий момент или лошадиные силы в автомобиле?

Этот вопрос возникает у многих автолюбителей по причине не понимания что такое крутящий момент и что такое лошадиная сила мотора. На самом деле общая динамическая характеристика автомобиля складывается из-за совокупного значения крутящего момента и количества лошадиных сил (л.с.). Чем больше крутящий момент и чем больше лошадиных сил, тем автомобиль мощнее, сильнее и быстрее.

Так, что же важней при разгоне? Для этого попытаемся Вам объяснить самым простым способом, без всяких научных терминов, чем крутящий момент отличается от лошадиной силы? Представьте себе, что Вы хотите открутить большой болт. Крутящий момент — это сколько силы (Ньютон-метр — Нм) нам потребуется, чтобы открутить болт. Лошадиная сила — это сколько времени нам потребуется, чтобы открутить этот болт. Теперь представьте себя и атлета, который способен открутить этот болт быстрее Вас. К примеру, атлет сможет открутить болт за 3 секунды, а Вы за 9 девять. Вы считаете, что причина в этом, сила? На самом деле нет. Дело в том, что атлет и Вы будете оказывать на болт одинаковый крутящий момент (Нм), чтобы его открутить. Так почему же атлет может сделать это быстрее Вас, если при откручивании болта Вы оказываете на него одинаковую силу? Все дело в лошадиных силах. У атлета их больше, именно поэтому он может в несколько раз быстрее открутить этот болт. Поэтому на динамику разгона больше всего влияют лошадиные силы, но без большого крутящего момента хорошего разгона также не получиться.

Что важнее для разгона – мощность или крутящий момент

Этот вопрос – одна из главных тем "холиваров" на автомобильных форумах. Оппоненты готовы порвать друг друга, приводя десятки аргументов. А ведь все просто: мощность — это и есть момент! Как так? Сейчас объясним.

В детстве многие люди постарше собирали фантики "Турбо", на них почти обязательно указывались мощность и максимальная скорость машины. Чем больше цифры, тем больше почтения модели авто. Похоже, так и продолжается до сих пор — лишние несколько лошадиных сил часто становятся решающим аргументом "за" или "против" какой-либо машины.

Но вот уже слышны голоса познавших дизельный Дзен о том, что важен только Крутящий Момент, да и подозрительно хорошая динамика более слабых бензиновых моторов со всякими турбинами или разными там системами VVT-i заставляет иногда водителей усомниться в верности принципа "чем мощнее, тем быстрее", а уж про налоги, которые почему-то зависят от мощности, и так все наслышаны.

Так что же такое мощность и как она связана с динамикой?

В паспортных характеристиках машины и на тех самых вкладышах "Турбо" указана максимальная мощность двигателя. Но что она дает машине? И как с ней связан крутящий момент? Постараемся объяснить максимально просто эту важную истину.

Крутящий момент, напомним, есть произведение силы на плечо рычага. А для двигателя — это сила, с которой вращается коленчатый вал двигателя. Измеряется обычно в ньютонах на метр или в килограмм-силах на метр.

formula1.png

График внешней характеристики двигателя

Собственно, момент возникает, если тормозить вращение коленчатого вала каким-то способом — гидротормозом, генератором или заставить тянуть машину. Именно так его и замеряют — тормозят сам двигатель или колеса машины гидротормозом. Для двигателя обычно указывается максимальный крутящий момент, который развивает мотор при полностью нажатой педали газа, с чьей помощью водитель как раз регулирует, какую часть момента может дать двигатель. Осталось понять, как этот самый момент изменяется. Крутящий момент зависит от величины оборотов двигателя и в начале невелик, потом растет до определенного момента, а затем падает. Почему же?

dodge_charger_daytona_hemi_15.jpeg

Пики и спады на графике

В реальной эксплуатации полный момент бывает нужен редко, как раз в тех случаях, когда вы прожимаете педаль газа в пол и надеетесь, что двигатель "вытянет", всё остальное время он меньше максимального на этих оборотах. Но мы уже знаем, что момент меняется не только под воздействием нажатия на педаль газа (механической или электронной), но и с оборотами. На различных оборотах процессы, происходящие в камере сгорания мотора, различны. Дополнительные системы, такие как наддув, системы регулировки фаз ГРМ и прочие, еще сильнее изменяют наполнение камеры сгорания, количество топлива и момент зажигания, и в результате качество и сила рабочего хода зависят от оборотов мотора. Даже если нет никаких систем электронного регулирования, всё равно количество воздуха, попадающего в цилиндр, количество оставшегося выхлопа и оптимальный угол опережения зажигания меняются с оборотами. На самых малых оборотах в цилиндре слишком много остаточных газов или слишком вероятна детонация, потому крутящий момент на малых оборотах обычно намного меньше максимального. На средних оборотах мотор "оживает" — за счет пульсаций во впускном трубопроводе больше воздуха поступает в цилиндры, меньше остаточных газов, потому и растет крутящий момент. Если у машины есть турбина или нагнетатель, то они начинают работать в полную силу. Но с ростом оборотов растут и механические потери на трение поршневых колец, трение и инерционные потери в ГРМ, на разогрев масла в подшипниках и т.д. и т.п., а качество рабочего процесса не улучшается или даже начинает падать. В результате на высоких оборотах момент начинает уменьшаться за счет возрастающих потерь. А у турбонаддувного двигателя в какой-то момент перестает хватать производительности турбины и момент тоже начинает снижаться. Теперь взглянем на график типичного атмосферного (то есть безнаддувного) мотора времен 90-х годов, где есть кривые не только момента, но и мощности.

opel.png

А вот турбомотор схожего объема, у него момент в зоне средних оборотов ограничен электроникой, часто на пределе прочности цилиндро-поршневой группы, и график мощности тоже очень "гладкий". Хорошо заметно, на сколько выше у него мощность в начале и середине графика.

saab.png

Обратите внимание именно на кривую мощности. Она круто идет вверх там, где момент большой, и почти не растет там, где он падает. Объяснение этому очень простое: Мощность это то, сколько работы может выполнить мотор за секунду. Для двигателя внутреннего сгорания мощность в киловаттах в каждой точке графика можно получить, умножив момент двигателя в ньютонах на число оборотов в минуту и разделив на 9549, то есть примерно так:

formula2.png

Следовательно, мощность мотора на любых оборотах зависит только от крутящего момента на этих оборотах, а максимальная мощность получается в точке, в которой момент уже уменьшается, но при этом произведение мощности и оборотов пока еще увеличивается. И чтобы увеличить максимальную мощность, можно просто увеличить момент на высоких оборотах или сделать так, чтобы он уменьшался не так быстро. Взгляните на типичный график высокооборотного мотора Honda — японцы поступили именно так.

honda.png

Надеюсь, достаточно понятна точка зрения тех, кто говорит, что "мощность не важна — важен только момент"? Еще раз: мощность как таковая зависит напрямую от момента и сама по себе является математической, расчетной величиной, которую невозможно измерить отдельно от момента. Крутящий момент, по сути, отражает ту мощность, которая будет доступна на "неполных" оборотах двигателя, а просто при нажатии на газ при обгоне. И чем момента больше, тем лучше! Ведь и мощность на этих оборотах будет выше. А чем больше мощности, тем больше энергии можно придать машине, тем лучше динамика разгона. А максимальная мощность в первую очередь влияет на максимальную скорость машины. Ведь при правильно рассчитанных передаточных числах главной передачи и КПП получается, что максимальная скорость достигается тогда, когда затрачиваемая мощность будет равна мощности мотора. А мощность всех потерь как раз зависит от скорости движения, в первую очередь от сопротивления воздуха и сопротивления качению колес, и в какой-то момент она обязательно совпадет с мощностью мотора, именно эта скорость и будет максимальной. Бывают, конечно, просчеты, когда двигатель или не может развить обороты максимальной мощности, или уже "упирается" в ограничитель, но это бывает не так уж часто.

Дизельный момент

Теперь отвечу на типичный, но простой вопрос: "Почему на дизельных моторах традиционно большой крутящий момент, но при этом сравнительно с бензиновыми у них невысокая мощность?". Всё потому, что у дизеля ограничены рабочие обороты. Из-за высокой степени сжатия дизельных моторов и более медленно горящего топлива дизели хуже работают на больших оборотах, зато у них нет риска детонации, да и турбину можно поставить более эффективную и сложную из-за более низкой температуры газов на выпуске, так что можно подать очень много воздуха и топлива, и момент на малых оборотах получится очень большой. А иногда по мощности они даже будут не так уж далеки от турбонаддувных бензиновых, но момент будет не просто большим, а огромным. Для сравнения приведем характеристики двух трехлитровых моторов от современной BMW 5 series, где будет видно, что дизели эффективны в более низких оборотах. Дизель можно сделать мощнее бензинового мотора, но тогда и так большой момент будет больше еще на четверть, а это означает, что понадобится новая коробка передач и новые карданные валы, способные выдерживать такую мощность. Да и сам двигатель придется сделать еще прочнее и тяжелее. Или можно его "раскрутить", но тогда сложнее будет работать топливной аппаратуре, а допускать дымления и неполного сгорания топлива нельзя.

6.png

Так как же правильно разгоняться?

Тут важно уметь работать с коробкой передач. Для максимального разгона нужно переключаться так, чтобы обороты упали примерно на пик крутящего момента или выше него, но чтобы оставался запас по увеличению оборотов — разгон выше оборотов максимальной мощности будет идти медленнее. Идеальный вариант на гражданских машинах — разгон "от пика момента до пика мощности". Впрочем, обычно на современных моторах электроника просто не даст "перекрутить" мотор сильно выше пика мощности — это называется отсечкой. Можно попробовать представить себе это визуально. Посмотрите на график внешней скоростной характеристики. Мотор при разгоне должен как можно больше работать в зоне, где его мощность максимальна, то есть на высоких оборотах вблизи точки максимальной мощности. И при переключении передач попадать в зону с как можно большей достижимой мощностью. Внизу — графики мощности и момента уже знакомых нам атмосферного Honda Accord Type R и турбированного Saab 9-3. На графиках мы выделили диапазоны оборотов, в которых будет работать двигатель, если включить вторую или третью передачу на скорости около 50 км/ч. Чем больше площадь фигуры под кривой мощности, тем эффективнее разгон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *