Что главнее знак или разметка
Перейти к содержимому

Что главнее знак или разметка

  • автор:

Что главнее: знак или дорожная разметка?

Обычно дорожные знаки и разметка дублируют или дополняют друг друга. Но бывают случаи, когда они противоречат один другому, тогда то и возникает вопрос: “что главнее: знак и дорожная разметка?”. Ответ вы найдете в этой статье.

Знак или разметка?

Для того, чтобы правильно понимать организацию дорожного движения необходимо понимать, что существуют временные и постоянные знаки, а также временные и постоянные дорожные разметки. Но, как ни крути, дорожные знаки имеют приоритет над дорожной разметкой. Что же делать с временной и постоянной дорожной разметкой?

Во-первых, цвет и качество красок отличаются: постоянная должна прилипать чуть ли не намертво к бетонной или асфальтированной дороге, выдерживая высокую интенсивностью эксплуатации, изменение погодных условий, ультрафиолетовые лучи и тд., в то время как задача временной краски — прослужить определенное время и постепенно исчезнуть. Что касается цвета, то постоянная рисуется обычно белыми оттенками, а временная — чаще всего желтыми.

Немаловажную роль отыгрывают и качество материалов знаков и разметки. И если со знаками все понятно, то в красках есть много нюансов.

Качество краски для дорожной разметки

Краски для дорожной разметки должны соответствовать определенным техническим требованиям. Среди которых:

  • износостойкость;
  • прочность;
  • устойчивость к температурным изменениям;
  • устойчивость к различным осадкам;
  • устойчивость к бензину, машинному маслу и прочим веществам, которые могут попадать на проезжую часть;
  • устойчивость к УФ-лучам;
  • обеспечение светоотражения;
  • негорючесть;
  • быстрота высыхания при нанесении.

Все вышеперечисленные требования может закрыть материал под названием Teknobond 980. Эта краска на растворителе производится на основе акриловых смол. Материал также подходит для холодного нанесения и используется для внутреннего и внешнего применения.

Временные дорожные знаки и разметка: что главнее и за что можно получить штраф

Временные дорожные знаки и разметка нередко озадачивают неопытных водителей уже своим наличием, а если они еще и не согласовываются, то задуматься может и тот, кто за рулем не первый год. Вспоминаем, как работают временные знаки и разметка, что из них главнее, почему их нужно обязательно соблюдать и за что можно получить штраф – а также уточняем, можно ли его оспорить.

Чем отличаются временные знаки и разметка?

Для начала кратко вспомним, как отличить временные дорожные знаки и разметку. Временные знаки имеют желтый фон вместо белого и устанавливаются в местах проведения дорожных работ. В ПДД даже указано, какие знаки могут быть временными (1.8, 1.15, 1.16, 1.18 — 1.21, 1.32, 1.33, 2.6, 3.11 — 3.16, 3.18.1 — 3.25,): в основном это предупреждающие и запрещающие знаки, сообщающие об изменении конфигурации дороги или схемы движения, а также запрещающие определенные маневры и ограничивающие скорость.

Временные знаки и разметка против постоянных: что в приоритете?

Временные дорожные знаки имеют приоритет над постоянными. Это простое правило закреплено в ПДД: «в случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками».

Дорожные знаки имеют приоритет над любой разметкой. Это правило тоже несложно запомнить: в ПДД сказано, что «в случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками». То есть, постоянный белый знак главнее оранжевой разметки.

Временная разметка имеет приоритет над постоянной.

За что можно получить штраф?

Чтобы понять, за что можно получить штраф в зоне действия временных знаков и разметки, можно запомнить еще одно простое правило: КоАП не отличает временные знаки от постоянных, и нарушение первых приравнивается к нарушению вторых. То есть проезд на красный свет временного светофора, установленного для организации движения, будет наказан штрафом в 1 000 рублей, а обгон через сплошную в зоне желтого знака «обгон запрещен» будет караться по части 4 статьи 12.15 штрафом в 5 000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев.

То же самое касается знаков ограничения скорости: регламент ГИБДД, принятый в конце 2017 года, официально разрешил устанавливать в зоне действия временных знаков камеры контроля скорости.

Можно ли оспорить нарушение?

Очевидно, что действие временных знаков не всегда соответствует логике: к примеру, нередки случаи, когда ремонт дороги выглядит законченным, и на участке нет ни техники, ни рабочих, а временные знаки ограничения скорости остаются, заставляя водителей двигаться по ровной загородной дороге со скоростью 40-50 км/ч. В таких ситуациях есть шанс оспорить полученный штраф – на это отводится 10 дней с момента его получения. Главное в такой ситуации – предоставить доказательства некорректной установки знака, не соответствующей ситуации и требуемой организации движения. К примеру, это может быть запись с видеорегистратора, на которой будет видно, что знак остался в зоне, где дорожные работы уже завершены.

Что главнее на проезжей части — знак или разметка?

Вопрос приоритета дорожных знаков однозначно прописан в действующих ПДД России. Ситуации, когда разметка и знаки противоречат друг другу, достаточно редки. Подобные сложности появляются в случае проведения ремонта дороги или иных объектов, для выполнения которого устанавливаются временные знаки или наносится временная разметка.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Разновидности

Дорожные знаки и разметку разделяют на:

  • постоянные либо стационарные (фон знаков и линии имеют белый цвет);
  • временные, отличающиеся желтым цветом для поля знака и оранжевым для разметки.

На фото показана классическая ситуация, возникающая при ремонте дорожного покрытия. На проезжей части ставятся стойки с предупреждением о ведении работ и сужении дороги, указывается лимит скорости и место объезда. Иногда на таких участках могут работать патрули ГИБДД, контролирующие скоростной режим. На скрине объезд предлагается осуществлять через прерывистую линию. Но если бы была сплошная полоса, то водитель мог бы ее пересечь для объезда. Никакого нарушения ПДД в этом случае нет – знак главнее разметки.

Возможные ситуации

При движении по дорогам водитель может столкнуться со следующими ситуациями:

  1. Одновременной установкой постоянного и временного знака, противоречащих друг другу. Классический пример – на стационарном указателе скорость ограничена на уровне 90 км/ч, а на временном – 30 км/ч. В этом случае приоритетными являются временные элементы, что четко указано в российских ПДД (приложение 1, раздел знаков дополнительной информации). С начала весны 2023 г. приоритетными считаются также знаки, смонтированные на временных переносных стендах или опорах.
  2. Нанесением оранжевой разметки параллельно или поверх стационарной белой. В этом случае приоритет имеет временная разметка (ситуация часто встречается при ремонте дороги, требующем сужения проезжей части).
  3. Несоответствием временных знаков постоянной разметке или наоборот. В случае противоречия требований знаков и разметки (либо плохой видимости линий) следует руководствоваться информацией, указанной на знаках. Например, если на дороге нанесена временная оранжевая линия, но есть постоянный знак, то он является приоритетным.

Временные знаки могут устанавливаться поверх стационарных либо на дополнительных столбах или стойках. Иногда ремонтные службы проявляют фантазию и крепят знаки гвоздями или шурупами к деревьям на обочине либо заборам. Единого стандарта на способ крепления временных элементов не существует.

На фото показан еще один пример дорожной ситуации, связанной с ремонтом полотна. Выставленные знаки на стойках указывают на проведение работ и лимит скорости. На дорожной машине закреплен стенд со знаком направления объезда, дополненным световой стрелкой. Подсветка повышает безопасность, водитель видит ее на большом расстоянии.

Распространенные противоречия

При движении по дорогам водитель может попасть в ситуации:

  1. Наличия знака, предписывающего объезд препятствия по встречной полосе при наличии двойной сплошной линии. В этом случае знак является приоритетным, пересечение разметки возможно только при отсутствии встречного транспорта.
  2. Наличия прерывистой полосы и знака запрета обгона (возможна установка таблички с указанием расстояния, на которое распространяется действие знака). В этом случае обгон не допустим, но водитель может объезжать препятствия по встречной полосе, поворачивать налево или осуществлять разворот.
  3. Наличия одинарной сплошной линии и знака, обозначающего окончание участка с запрещенным обгоном. В этом случае возникает недопонимание ПДД, а не противоречие. Знак только указывает на окончание зона запрета обгона, пересекать сплошную линию запрещено.

Выше показана еще одна ситуация – полосы перекрыты из-за ремонта. Объезд организован через разрыв разделительного барьера по встречной полосе. Одновременно с другой стороны зоны ремонта ставятся знаки, ограничивающие количество полосу для встречного потока. Для разделения автомобилей, едущих в противоположных направлениях, ставят временные барьеры.

Разметку смыло или замело снегом

Если линии (неважно – постоянные или временные) смыты дождями либо стерты шинами автомобилей, то следует следовать требованиям знаков. Зимой на заметенной снегом дороге также невозможно различить разметку, поэтому необходимо контролировать знаки. Также следует подключать логику и не осуществлять обгон в заведомо запретных зонах (например, на мостах).

На фото показана стандартная дорога во время или сразу после снегопада. Линии разметки на дороге неразличимы либо видны кусками. В этом случае необходимо руководствоваться знаками, но при сильных снегопадах и они становятся нечитаемыми. В этом случае следует опираться на опыт и не совершать маневры, которые по логике являются нарушением ПДД. Например, разворот на мосту всегда запрещен, а на многополосной трассе разрешен только на развязках.

Требования к оформлению и состоянию знаков и разметки

Дорожные знаки и линии должны:

  • беспрепятственно читаться водителями;
  • иметь четкий рисунок (не допускается отслоение или выгорание рисунка на знаках или полное затирание линий на проезжей части);
  • иметь хорошую видимость (например, в городах знаки часто оказываются в ветвях зелени, что усложняет ориентацию водителей на дороге).

Если водитель не видел знак из-за листвы или иных препятствий и допустил нарушение, то сотрудник ГИБДД не вправе выписать штраф. Но пропущенный знак может стать причиной ДТП, поиск виновного в котором иногда затягивается на месяцы.

Хороший пример знаков, которые практически невозможно понять из-за слоя грязи и реагентов. За состояние знаков отвечает местная дорожная служба, которую контролирует ГИБДД. При обнаружении поврежденных или грязных знаков можно направить жалобу в обе инстанции, но ГИБДД реагирует быстрее – у них есть право наложения штрафов на дорожные службы.

Штрафы

Наказание за нарушение требований временных и постоянных знаков одинаково. Сумма штрафа зависит от типа знака и варьируется в пределах от 500 до 5000 руб. Наибольшую сумму придется заплатить при пересечении сплошной разметки (на линию даже не допускается наезжать колесами). В ряде случав за это нарушение водителя лишают прав на срок до полугода.

Дорожные знаки или разметка: приоритеты расставит суд

Верховный суд России во вторник не смог решить, что первично: дорожный знак или разметка. Норму закона, которая отдает приоритет знаку, оспаривает житель Сергиева Посада. Ожидается, что решение будет вынесено завтра

Фото: ИТАР-ТАСС

—>

Верховный суд России во вторник, 26 июля, приступил к рассмотрению вопроса о том, что для водителя первично: дорожный знак или разметка. Разбирательство было инициировано жителем Подмосковья Артемом Кикотем. Он столкнулся с тем, что на участке трассы в районе поселка Мишутино Сергиево-Посадского района Московской области был установлен знак, запрещающий обгон транспортных средств, а разметка позволяла это делать, в том числе с выездом на полосу встречного движения.

Артем Кикоть, который является практикующим юристом, указал, что из-за данного «разночтения» несколько водителей лишились прав на различные сроки.

Юрист оспорил в суде подпункт 20 пункта 1 изменений в Правила дорожного движения, которые были внесены 10 мая 2010 года постановлением правительства России. Они определяют, что «в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками».

Речь идет о ситуациях, когда разметка не видна из-за изношенности дорожного полотна, загрязнения, заноса снегом, ремонта и т. д.

По мнению заявителя, данная норма противоречит федеральному закону «О безопасности дорожного движения», который исключает возможность возникновения противоречий между дорожными знаками и дорожной разметкой. «Однако введенная норма, по сути, легализует возможность такого противоречия», — указал истец. Кикоть добавил, что, согласно ГОСТу, дорожная разметка является приоритетной. По его мнению, оспариваемый им правовой акт «может являться основание для создания аварийных ситуаций», а также для необоснованного привлечения водителей к административной ответственности.

В свою очередь, выступающий в суде по поручению правительства России представитель МВД признал, что «ситуации, когда дорожная разметки и знаки могут вступать в противоречие, в наше стране случаются». Однако он полагает, что оспариваемый документ дает четкие указания, что первично. «Сейчас водитель должен руководствоваться требованием дорожного знака», — заявил представитель МВД. Причем не имеет значения временный это знак или постоянный. «На скорости 60 км/ч водитель все равно не может этого понять», — считает ответчик. По его словам, существовавшая ранее норма, в которой говорилось лишь о временных знаках, была менее конкретна, в связи с чем начальнику департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктору Кирьянову даже пришлось издать информационное письмо, которое было разослано на места. Оно гласило, что все сомнения должны трактоваться в пользу автомобилиста. «Сейчас же, когда разметка показывает, что надо ехать направо, а знак — налево, водитель не должен думать, а должен ехать по дорожному знаку», — указал представитель ответчика. По его мнению, водителю также не следует углубляться в существующие ГОСТы. Ему достаточно знать лишь правила дорожного движения.

Как у них

Примечательно, что никто их участников процесса не смог ответить на вопросы судьи Владимира Зайцева о том, чему отдает приоритет международное законодательство. «У них-то там как? А то мы провозгласили приоритет международного права. Есть ли аналогичные нормы там?» — допытывался судья.

Однако заявитель, как оказалось, из зарубежных стран бывал только в Египте, а представитель МВД признался, что международные нормы не выяснял.

Участвующая в деле прокурор попросила предоставить ей время для подготовки заключения. Удовлетворив ее просьбу, судья поручил сторонам также подготовить ответ и на его вопрос.

Судебное разбирательство продолжится завтра и, возможно, в этот же день суд вынесет решение.

Если все привести в соответствие

Между тем, юрист журнала «За рулем» Сергей Смирнов полагает, что решение суда будет не в пользу заявителя. «Если дорожная разметка противоречит знакам, то необходимо руководствоваться требованиям дорожного знака. Это понятно и с точки зрения логики. Ведь знак всегда проще установить, чем нарисовать новую разметку, — объяснил он BFM.ru. — Другое дело, что знак водитель может не заметить, а разметка видна постоянно. И часто бывают ситуации, когда сотрудники ГАИ устраивают подобного рода ловушки и передают документы в суд на лишение водителя прав».

По словам Смирнова, случаи, когда постоянный (а не временный) знак и постоянная разметка противоречат друг другу, встречаются довольно часто на просторах России. «И здесь нужно вести речь о том, чтобы не допустить такого. Если дорожная полиция считает, что есть аварийный участок дороги, там происходит множество ДТП, и ставит знак, запрещающий обгон, причем не временный, а постоянный, я не понимаю, почему они не наносят сплошную линию разметки. Тем самым они вводят водителей в заблуждение», — считает эксперт. По его мнению, нередко в противоречиях виноваты организации, которые обслуживают дороги и не приводят знаки и разметку в соответствие друг другу. Дорожная же полиция за этим не следит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *