Чем послушать стук в двигателе
Перейти к содержимому

Чем послушать стук в двигателе

  • автор:

Стук в двигателе: что означает, как локализовать

В чем проблема? Стук в двигателе может сигнализировать о серьезной неисправности, поломке, которая уже случилась или вот-вот произойдет. Характер и локализация звука могут быть разными.

Каким может быть? Например, глухой звук чаще всего указывает на проблему с коленвалом – его износ или непригодность коренных вкладышей. Звонкий стук может издавать растянутая цепь. Характер и интенсивность треска зависят и от конкретной модели авто.

В этой статье:

  1. Локализация и характер стука в двигателе
  2. Турбонаддув
  3. Причины стука в двигателе и решение проблемы
  4. Коленвал
  5. Часто задаваемые вопросы о стуке в двигателе

Локализация и характер стука в двигателе

Если в двигателе появился стук или другие посторонние звуки, это в любом случае повод насторожиться. Необходимо как можно быстрее разобраться в причинах, чтобы в дальнейшем не платить за дорогой ремонт:

Кривошипно-шатунный механизм

Появление глухого низкого стука в двигателе, интенсивность которого нарастает по мере увеличения нагрузки, обычно связано с повреждением вкладышей коленвала. Если причина в слишком большом зазоре или износе шатунных вкладышей, звук будет более высоким и звонким, становясь громче с увеличением оборотов. Как в первом, так и во втором случаях блоку цилиндров угрожает серьезная поломка – необходимо прекратить эксплуатацию мотора и заняться его ремонтом.

Цилиндро-поршневая группа

При достижении поршнем верхней мертвой точки в начале его движения вниз происходит так называемая перекладка.

Причины стука в двигателе при этом обычно заключаются в изношенности поршней и стенок цилиндров. Распознать наличие этой проблемы можно следующим признакам:

  • частый стук, интенсивность которого зависит от величины зазора между поршнем и стенкой цилиндра;
  • большая интенсивность треска «на холодную» с затиханием при прогреве двигателя;
  • пропорциональность стуков количеству оборотов мотора.

Нередко ДВС, издающий такие звуки, эксплуатируется не один год, несмотря на повышенный расход моторного масла и риск довести дело до капитального ремонта.

Газораспределительный механизм

Знакомое всем водителям явление, когда «стучат клапана» – не что иное, как увеличение тепловых зазоров. В таких случаях нужна регулировка. Характерный признак данной неполадки – локализация стука в верхних частях мотора, а также его частота, которая в два раза меньше скорости вращения коленчатого вала.

Звук могут издавать как один клапан, так и несколько. Если шумят приводы нескольких клапанов, можно услышать подобие цоканья из-под клапанной крышки.

Если стук происходит из-за больших зазоров, он сопровождается повреждением контактирующих поверхностей. Когда щели минимальны, подобные неполадки могут стать причиной прогорания выпускного клапана, а звук больше напоминает шепот.

  • Привод распределительного вала

Если ремень распредвала слишком сильно натянут, он может издавать характерный вой.

Такой звук исходит от натяжного и обводного роликов и сигнализирует о высыхании смазки в подшипниках и даже о начале их разрушения. Если своевременно не выявить источник проблем и не устранить неполадку, дело может закончиться обрывом ремня газораспределительного механизма из-за заклинивания одного из роликов, после которого двигателю понадобится дорогостоящий ремонт.

Если у газораспределительного механизма ДВС цепной привод, то по мере изнашивания башмаков натяжителей звенья цепи могут начать издавать характерный шорох и даже лязг.

До разрыва цепи ГРМ дело обычно не доходит, однако масляная система может загрязняться продуктами изнашивания башмаков. Если же цепь проскочит по зубцам шестерни и поршни встретятся с клапанами, дорогостоящий ремонт двигателя обеспечен.

Если стук раздается из передней части ДВС, его частота совпадает со скоростью вращения распределительного вала, а на панели приборов зажигается индикатор Check Engine, можно с большой долей вероятности «грешить» на неисправность фазовращателей впускного и выпускного распредвалов.

Турбонаддув

При нормальной работе турбина может слегка посвистывать. Если же речь идет о сильном свисте или шипении – это признаки неисправности.

Когда дело доходит до скрежета, означающего задевание рабочих колес за улитки турбокомпрессора, можно считать, что двигатель приговорен.

Система регулируемого впуска

Причина стука может скрываться в заслонках механизма, меняющего длину каналов впускного трубопровода двигателя внутреннего сгорания. Проверить можно, перемещая рукой привод и наблюдая за тем, как меняется звук. Для ДВС может быть опасен отрыв разболтавшихся заслонок от осей.

Система охлаждения

Если двигатель начинает «выть», это может говорить о неисправности подшипника в насосе системы охлаждения. Когда последний приводится в действие ремнем газораспределительного механизма, заклинивший подшипник может вывести из строя мотор.

Даже если насос приводится в действие вспомогательным агрегатом и двигателю ничего не угрожает напрямую, нельзя продолжать эксплуатацию без ремонта.

Не стоит путать посторонние шумы со звуком работы электрического вентилятора, охлаждающего радиатор. Данная система часто срабатывает даже при заглушенном моторе.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16

  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500

В кредит от 9 848/мес
В корзину Купить в 1 клик

Зарядно-десульфатирующий шкаф Светоч-04-06.40В.50А.R18А(250ВТ).ПК

  • Напряжение питания, В 40
  • Количество каналов, шт 6

В кредит от 22 752/мес
В корзину Купить в 1 клик

Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS

  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин

В кредит от 11 040/мес
В корзину Купить в 1 клик

ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08

  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110

В кредит от 8 467/мес
В корзину Купить в 1 клик

Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)

  • Напряжение питающей сети, В 380
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В

В кредит от 5 133/мес
В корзину Купить в 1 клик

Причины стука в двигателе и решение проблемы

Детонация

Стук в бензиновом или дизельном двигателе может быть вызван детонацией топлива в камерах сгорания при ее преждевременном воспламенении. Это явление сопровождается увеличением температуры и давления в цилиндрах. Взрывы топливно-воздушной смеси бывают довольно громкими и происходят из-за:

  • некачественного горючего;
  • ошибок при чип-тюнинге двигателя, приведших к изменению степени сжатия;
  • неисправности системы зажигания;
  • скопления нагара и грязи в цилиндрах;
  • неисправных свечей зажигания.

В первую очередь необходимо убедиться, что топливо соответствует рекомендациям производителя по октановому числу и имеет удовлетворительное качество. В остальных случаях следует установить и устранить причину самостоятельно, например, заменив свечи, или обратиться за помощью к профессионалам.

Гидрокомпенсаторы

Стук, появляющийся в двигателе «на холодную», при холостой работе, исчезающий при перегазовке и затихающий, когда мотор прогреется, часто является признаком неисправности гидравлических компенсаторов, регулирующих клапаны. Подобное может происходить из-за появившихся зазоров или изменения положения той или иной мелкой детали. Одна из причин – снижение качества моторного масла.

Чтобы решить эту проблему, нужно несколько раз заменить масло с промежутком не более одной тысячи километров пробега. Если работа гидрокомпенсаторов не наладится, возможно, потребуется их замена.

Коленвал

Доносящийся снизу стук при запуске двигателя, который продолжается считанные секунды и становится тише при прогреве, обычно издает коленчатый вал. Этот звук может исчезать и возвращаться. Причина – увеличенный зазор между шейками и вкладышами коленвала. Такая неисправность чревата серьезной поломкой мотора и требует срочного обращения в автосервисную мастерскую.

Читайте также!

Причина подобного глухого стука в двигателе нередко заключается в естественном износе. Важно помнить, что срок службы коленвала сокращается, если он работает без достаточной смазки или используется масло низкого качества.

Решить эту проблему можно, заменив коленвал и отремонтировав его постель. Несмотря на высокую стоимость этой процедуры, ее не стоит откладывать. В противном случае можно столкнуться с еще большими расходами, если мотор заклинит.

Масляное голодание

Недостаток смазки – причина увеличенного трения между подвижными деталями двигателя и возникновения различных стуков. Снижение уровня масла в системе может быть следствием неисправности масляного насоса, течи в маслопроводах, засорения или «прокрутки» масляного фильтра.

Избежать подобных проблем можно, если следить за уровнем масла и доливать его при необходимости. Замена масла и масляного фильтра должна выполняться через каждые 5–7 тысяч километров пробега. Если вышел из строя масляный насос и двигатель лишился смазки, не следует пытаться добраться до автосервисной мастерской на автомобиле. Лучший вариант – эвакуатор.

Навесное оборудование

Причиной стука, доносящегося из двигателя, могут быть неисправный аксессуар или элемент навесного оборудования. Это не представляет непосредственной опасности. Однако из-за близкого расположения компонентов зачастую сложно понять, что проблема не в самом моторе.

Избавиться от стука в этом случае можно, заменив вышедший из строя элемент дополнительного оборудования, например, насоса или компрессора.

Часто задаваемые вопросы о стуке в двигателе

Что может «трещать» в двигателе?

Источником треска обычно становятся неисправные фазорегуляторы. С этим звуком хорошо знакомы хозяева автомобилей марки TOYOTA или RENAULT с двигателем K4M (1600 мл3 и 113 л. с.). Неисправность данного устройства может проявлять себя по-разному, например, нестабильностью оборотов на холостом ходу, провалами тяги и треском. Некоторые моторы позволяют подолгу не обращать внимания на эти симптомы, а другим требуется быстрая диагностика и замена неисправных элементов.

Зачастую эта проблема устраняется заменой моторного масла на более качественное и соответствующее рекомендациям производителя ДВС.

Также возможно, что причина треска кроется в так называемом датчике фаз. Однако не стоит торопиться заменять это довольно дорогое устройство на новое. Сначала необходимо выполнить диагностику с помощью специальной аппаратуры в автосервисной мастерской.

Как слушать стуки двигателя?

Стук в двигателе на холостых оборотах и в движении обычно слушают для диагностики проблемных узлов. Часто специалисты пользуются стетоскопом. Своими силами можно сделать устройство, позволяющее услышать посторонние шумы в моторе, припаяв к стальному пруту металлическую банку, дно которой, выполняющее роль мембраны, нужно прижать к уху, а конец прута прикладывать к обследуемым узлам ДВС.

Читайте также!

Что означает стук в двигателе на холостых оборотах?

Часто шум, появляющийся на холостых оборотах, затихает или полностью исчезает, если нажать на газ. Такие стуки обычно не очень опасны, однако всегда лучше убедиться в этом, проведя соответствующую диагностику. Основные причины возникновения подобных посторонних звуков:

  • задевание шкива генератора или помпы;
  • вибрация кожуха газораспределительного механизма или защиты двигателя;
  • наличие люфта в распределительных шестернях;
  • открутившийся шкив коленчатого вала.

Иногда стук может быть признаком более серьезной неполадки – треснувшего маховика на машине с АКПП. Также могут шуметь ослабленные звездочки (шестерни) коленчатого или распределительного вала.

Можно ли различить шумы двигателя в зависимости от их источника?

Профессионалы могут по тональности стука, который на разных двигателях может быть более звонким или глухим, предварительно диагностировать многие неполадки. Важно учитывать особенности конкретного мотора, так как одни и те же проблемы обычно заявляют о себе звуками разных четкости, громкости и характера.

Стук в двигателе (как «на горячую», так и «на холодную») может быть вызван самыми разными причинами, о большинстве из которых было упомянуто выше. Следует понимать, насколько важно своевременно провести диагностику, при необходимости заменив вышедшие из строя детали. В противном случае можно через какое-то время столкнуться с серьезными проблемами и потратить серьезные деньги на капитальный ремонт ДВС.

Редакция сайта ЦТО

Понравилась статья? Поделитесь:

Как проверить мотор с помощью обычной палки

Способов диагностики двигателей внутреннего сгорания придумано великое множество. Большинство из них предполагает применение специального, подчас не самого дешёвого оборудования. Однако есть реально работающий и простой "дедовский" метод. О нём сегодня и поговорим.

Невероятно, но факт: проверить мотор при покупке автомобиля или диагностировать поломку этого дорогостоящего агрегата можно… с помощью обычной деревянной палки. Это вовсе не миф, как полагают некоторые обыватели. Метод не нов, но чрезвычайно прост и доступен каждому.

Во время работы двигателя из недр силового агрегата доносится множество всевозможных звуков. Некоторые из них нормальные, другие напротив являются непременными спутниками механических поломок. Локализовать проблему и выявить "тревожный" шум в этой какофонии можно с помощью специального прибора – стетоскопа. Его легко заменяет самая обычная палка. Сразу оговоримся: прибегать к помощи этого нехитрого, но крайне полезного устройства следует далеко не всем. Палка оказывается бессильной в руках человека, не разбирающегося в устройстве и принципах работы ДВС.

Внезапно возникшие, нехарактерные для обычной работы мотора стуки – верный признак появления увеличенного зазора между сопрягаемыми деталями: поршней и стенок цилиндра, поршней и поршневых пальцев, распределительных валов и головки блока, коленчатого вала и блока цилиндров, клапанов и направляющих втулок или даже шариков подшипников и их обойм. Неправильный шум передаётся на все сопрягаемые металлические поверхности и распространяется по ним. А также… по деревянной палке, плотно приставленной к мотору или навесным агрегатам.

Чтобы воспользоваться диагностической палкой, сперва её нужно правильно подобрать или изготовить. Палка должна отвечать нескольким важным критериям – быть отлично высушенной, желательно, прямой, а также цельной (без отверстия внутри, выбитых сучков или трещин). Длина инструмента может быть разной. Наиболее универсальная дина – порядка полуметра. Один конец палки заостряется (его прижимают к исследуемому объекту), а второй – скругляется. Тупой конец палки во время диагностики прижимают к мочке уха, что позволяет избежать случайных травм. Проверить палку на пригодность просто – нужно постучать по ней металлическим предметом и оценить звук. Правильный отклик – звонкий. Звуки, исходящие из мотора, имеют разную природу, характер, тональность, периодичность и локализацию. Изучение этих параметров как раз и помогает диагносту добраться до причины проблем. В целом же поломок, которые может выявить палка, не так и много. Шипение чаще всего проявляется в верхней части двигателя. Оно свидетельствует о мощном подсосе воздуха, разгерметизации вакуумной системы или проблемах в системе охлаждения.

Повизгивания и свист – признак ослабления ремней или критического износа подшипников (чаще всего – в обводных и натяжных роликах ремня навесных агрегатов). Стуки разной тональности в районе коленчатого вала, распредвалов, поршней или клапанов – веская причина проведения дополнительного исследования состояния мотора и повод для реального беспокойства. Стуки вкладышей, шатунно-поршневой группы и клапанов намекают на скорую "капиталку" или, как минимум, необходимость регулировки тепловых зазоров в системе ГРМ.

"Металлические" стуки в бензиновом моторе при нажатии на педаль газа – результат детонации, которая, в свою очередь, говорит о низком качестве топлива либо проблемах в системах питания и зажигания.

Глухие звуки издаёт распредвал. Он прекрасно распознаётся в момент запуска двигателя, когда мотор работает "на сухую". Встречаются и нетипичные неисправности с непериодическими звуками. К примеру, при ослаблении натяжки или растяжении могут наблюдаться шелест цепи ГРМ или эпизодические удары ремня ГРМ по защитному кожуху. Словом, причин для беспокойства простая деревянная палка автолюбителю может преподнести немало. Умение ей пользоваться поможет избежать ненужных трат при посещении сервиса – отправляясь туда на ремонт, вы, с большой вероятностью, уже будете знать, какие именно компоненты предстоит менять или ремонтировать, а значит, "развести" вас на дополнительные дорогостоящие работы недобросовестным мастерам будет непросто.

Автомобильный стетоскоп: все проблемы — на слуху

Работа двигателя и других механизмов автомобиля сопровождается разнообразными звуками, которые опытному слуху могут многое рассказать о состоянии агрегата и его неисправностях. Для диагностики автомобиля на слух используется специальный инструмент — стетоскоп, о котором подробно рассказано в статье.

Назначение стетоскопа

Работа любого механического устройства или механизма сопровождается различными звуками, возникающими при трении и контакте деталей друг с другом, а также вследствие тепловых, химических, газодинамических и иных процессов. Это в полной мере относится и к автомобилю — его двигатель, подвеска, ходовая часть даже кузов и многие другие детали всегда издают разнообразные звуки, складывающиеся в шум. Однако звук работы двигателя, коробки передач или подвески может нести полезную информацию о состоянии этих агрегатов, говорить о возникновении каких-либо проблем и неисправностей. Главное здесь — суметь распознать нужный звук и идентифицировать его.

Опытные мастера и водители могут определить неисправность по звуку без каких-либо приборов — любой мало-мальски опытный автомеханик легко различит стук клапанов, поршневых пальцев или поршней в цилиндрах двигателя, звук детонации и подсоса (утечки) газов, звук изношенных или поломанных шестерен в коробке передач и т.д. Однако такая диагностика не дает стопроцентного результата и требует более точного выявления источника звука.

Стетоскоп механический JTC

Стетоскоп механика автомобильный АВТОДЕЛО

Стетоскоп механический JTC

Стетоскоп электронный (наушники,тестер,зажимы,блок управления в комплекте) JTC

Стетоскоп электронный (наушники,тестер,зажимы,блок управления,магнитный датчик) JTC

Эту задачу решает специальный прибор для прослушивания механических устройств — стетоскоп (или фонендоскоп). Стетоскоп — простейший акустический прибор для прослушивания шумов внутри механизмов или, если говорить о медицине, для выслушивания шумов внутренних органов. Стетоскоп позволяет решить две задачи:

  • Уловить звуки различной интенсивности, в том числе и заглушаемые другими шумами механизма. Проще говоря, стетоскоп усиливает звук, обеспечивая его уверенную идентификацию;
  • Локализовать источник звука в объеме механизма;
  • По издаваемым звукам, их интенсивности и характеру сравнить работу одинаковых частей механизма (например — клапанов, толкателей, поршней, шатунов и т.д.).

Следует особо отметить, что стетоскоп одинаково хорошо может улавливать звуки различного происхождения:

  • Контакт (удары) деталей друг о друга;
  • Трение деталей;
  • Шум, издаваемый при сгорании топливно-воздушной смеси;
  • Шум, издаваемый струей воздуха или газов;
  • Шум, издаваемы течением жидкости внутри каналов.

С помощью стетоскопа можно произвести быструю и довольно точную диагностику двигателя или других агрегатов автомобиля, не прибегая к сложному оборудованию. При этом прибор имеет крайне простое устройство и принцип.

Типы и устройство стетоскопов

В настоящее время существует две больших группы стетоскопов:

  • Электронные;
  • Механические.

Наиболее просто устроены механические стетоскопы, которые фактически являются лишь усовершенствованными медицинскими стетоскопами. Основу прибора составляет герметичная акустическая (звукоулавливающая) камера, в которой имеется эластичная мембрана. Правда, в автомобильном стетоскопе мембрана расположена внутри камеры, а доступ звука к ней осуществляется через небольшое отверстие в передней стенке. Камера соединена с двумя трубками, которые заканчиваются каплевидными наконечниками для вставки в ушные каналы.

Принцип работы прибора основан на передачи звука от мембраны камеры непосредственно в ушной канал и к барабанным перепонкам. Это достигается за счет герметичности системы из камеры и трубок при вставке их в слуховой канал — колебания мембраны заставляют колебаться воздух в камере, эти колебания беспрепятственно проходят по трубкам и достигают барабанной перепонки. А так как звук идет по трубкам, то он не рассеивается и не теряет энергию по пути от источника звука до уха — это создает эффект усиления.

Главное отличие автомобильного стетоскопа от медицинского — в рабочем органе. Автомобильный стетоскоп может комплектоваться двумя типами рабочего органа:

  • Рупор большого относительного удлинения;
  • Металлический щуп (зонд).

С помощью рупора удобно прослушивать доступные поверхности агрегатов, его можно переставлять с места на место и выслушивать шумы. А с помощью тонкого щупа удобно прослушивать труднодоступные узлы и агрегаты, либо конкретные детали (например, подшипники). Как известно, скорость звука в металлах гораздо выше, чем в газах (воздухе), так что с помощью металлического щупа можно уверенно и очень точно выслушивать шумы различных механизмов.

Конструкция стетоскопов предусматривает легкую замену рупора и щупа, поэтому многие стетоскопы имеют в комплекте сразу несколько щупов различной длины и рупор.

Электронные стетоскопы имеют более сложное устройство — в них обязательно предусмотрено звукоулавливающее устройство (обычно на основе пьезоэлектрического элемента), усилительный блок и наушники. В усилительном блоке расположен усилитель, а также блок регулировок, с помощью которого можно изменять интенсивность звука. В современных электронных стетоскопах может быть очень широкий функционал — многоканальность (прослушивание механизмов сразу в нескольких точках), автоматическая обработка сигнала и другие.

Электронный стетоскоп — это профессиональный, а потому и более дорогой диагностический прибор, поэтому в среде любителей он не нашел широкого распространения. А механический стетоскоп — это очень простое и доступное решение, которое при правильном подходе может помочь даже непрофессионалу.

Приемы работы с автомобильным стетоскопом

Сразу следует оговориться, что принципы, заложенные в работе со стетоскопом, крайне просты, однако для эффективной диагностики следует иметь определенный опыт и навык. Рядовой автовладелец вряд ли сразу же определит источник и причину того или иного звука — это доступно только профессионалам. Однако есть ряд звуков и признаков, по которым можно определить типичные неисправности и проблемы в агрегатах автомобиля. Здесь мы поговорим именно о них, сделав основной упор на двигатель.

В первую очередь, необходимо уметь определять частоту звука, а если говорить точнее — частоту его основной гармоники. Обычно звуки делятся на две категории:

  • Звонкие — это признак быстрых ударов деталей из твердых металлов, причем обычно не покрытых маслом. Такие звуки возникают при увеличенных зазорах клапанов, а нередко они свидетельствуют и о поломке деталей;
  • Глухие — это обширная группа звуков, которые вызываются ударами деталей из мягких металлов, а также деталей, покрытых слоем смазки. Такие звуки возникают при износе втулок шатунов, вкладышей коленчатого и распределительного валов и т.д. Глухой металлический звук возникает и при детонации.

При этом звуки от разных деталей двигателя обладают характерными признаками. Тикающие ритмичные звуки издают детали привода клапанов, брякающие — цепи привода ГРМ, глухие звуки издает коленвал, а чуть менее приглушенные звуки исходят от распределительных валов. Ну, а если слышатся резкие звуки, то причина может быть в сломанной детали.

Очень важной характеристикой звука двигателя является его ритмичность. Ритмичные звуки, которые возникают в такт работы двигателя, издаются всеми вращающимися и движущимися частями. Неритмичные, неожиданно возникающие и пропадающие звуки всегда свидетельствуют о неисправностях вплоть до разрушения деталей.

Наконец, огромнейшее значение имеет локализация звука. Звонкие ритмичные звуки в верхней части двигателя (в головке) — это клапаны и привод клапанов. Глухие звуки в нижней части — коленчатый вал. Приглушенные или металлические звуки в блоке — это поршневая группа, пальцы или шатуны. Собственно, именно по локализации и определяется причина звука и возможные проблемы двигателя.

Таким образом, прослушивая стетоскопом двигатель в разных частях и анализируя звуки, можно произвести диагностику двигателя. В практике рядового автовладельца чаще возникают ситуации, при которых стук возникает вследствие недостатка масла (а значит, есть утечка, забиты каналы или фильтр, либо плохо работает масляный насос), увеличенного зазора в клапанах или из-за чрезмерного износа трущихся деталей.

Помимо звуков контактирующих деталей стетоскопом можно диагностировать подсос воздуха в соединениях деталей, который, в отличие от утечек газов, практически незаметен. Для этого рупором стетоскопа необходимо исследовать соединения деталей, вызывающих подозрения. Довольно легко по характерному шипению диагностируется подсос воздуха между карбюратором и впускным коллектором, в дроссельном узле, в уплотнителях топливных форсунок, в различных воздуховодах и в других узлах.

При определенной практике и должном умении, стетоскоп станет верным и надежным диагностическим прибором, посредством которого можно определить самый широкий круг неисправностей автомобиля.

Другие статьи

Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее

30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.

Стук в двигателе: причины, диагностика и решение проблемы

Стук в двигателе: причины, диагностика и решение проблемы

Плавная и бесшумная работа двигателя — наслаждение для ушей любого автовладельца. Это означает, что с автомобилем все в порядке, и можно не боясь использовать его по назначению. Но рано или поздно появляются нехорошие звоночки в виде стуков, треска и других посторонних звуков, которые свидетельствуют о неполадках. И, если вовремя к ним прислушаться, то можно избежать серьезных потерь, и здорово сэкономить на ремонте целого элемента, устранив лишь саму неполадку.

Стук в двигателе — нетипичный звук двигателя, который возникает в процессе эксплуатации автомобиля. Данная проблема требует незамедлительной диагностики и исправления, чтобы не допустить выхода из строя ДВС.

Как слушать стуки двигателя?

Стук в двигателе может быть совершенно разным, и бывает сложно определить его причину. Прежде, чем искать ее следует выяснить характер стука.

Частота звучания

Стук бывает редким, эпизодическим или постоянным. И, если первые два варианта стука в двигателе не всегда говорят о поломке и должны лишь настораживать, то последний должен заставить автовладельца принять действенные меры по его устранению.

Локализация стука

Стучать может не только ДВС, но и многие другие детали. Понять откуда исходит треск легче, если прослушать автомобиль с помощью стетоскопа или похожего самодельного прибора. В зависимости от того, откуда исходят посторонние звуки получится понять требуется ли простая замена масла или все же необходимо заменить какую-то деталь.

Состояние двигателя

В процессе проверки важно запомнить в какой момент двигатель начинает стучать. Посторонние звуки могут появляться в момент запуска на холодный двигатель, на горячий движок или в момент его работы в холостую. И в каждом из указанных случаев стук будет говорить о разном.

Также стуки могут отличаться между собой силой звука, динамикой появления, цикличностью и другими характеристиками. В любом случае выяснить причину по всем этим признакам бывает сложно, но они могут помочь в поиске его источника.

Стук в двигателе на холодную

Очень часто стук в двигателе на холодную появляется в момент запуска двигателя без прогрева. После прогрева треск обычно пропадает. И этому есть нормальное объяснение. При эксплуатации двигателя происходит износ некоторых деталей, в результате чего формируются небольшие зазоры. В момент запуска, двигатель не успевает прогреваться и детали не могут соединиться так, как если бы это произошло в прогретом состоянии ДВС. Отсюда и возникает небольшой стук. Аналогичный эффект возникает на холодный двигатель и в механизме ГРМ, и в гидрокомпенсаторах. И, если стук после прогрева двигателя пропадает, то это считается нормой и не должно вызывать паники. Насторожить звуки должны только в том случае, если они не пропадают после прогрева двигателя. Появление шума после прогрева говорит о том, что какая-то деталь износилась до той степени, что требует замены. Обычно это происходит с гидрокомпенсаторами. В некоторых случаях их можно всего лишь почистить, но так как они довольно быстро изнашиваются, то лучше сразу их заменить.

Важно! Именно поэтому автовладельцам советуют прогревать двигатель, и не выполнять запуск на холодный движок.

Стук в двигателе на горячую

Постукивающие звуки могут появиться не только на холодный двигатель, но и в тот момент, когда последний уже достаточно прогрет. Треск такого характера должен настораживать. Самой частой причиной стуков на горячий движок является износ коленчатого вала или его элементов, поршневой группы. Стуки в прогретом двигателе могут возникнуть также в результате недостаточного количества смазки. Устранить их можно, если долить масло в двигатель. Если это не помогло, и стук не прекратился, то лучше всего доехать до ближайшего автосервиса.

Стук в двигателе на холостых оборотах

Посторонние звуки можно часто услышать на холостом ходу. Они не всегда должны пугать, но к ним стоит прислушаться.

Обычно они возникают в следующих случаях:

  • в результате соприкасания помпы/генераторного шкива с корпусной деталью мотора;
  • вследствие ослабления крепления защиты картера или кожуха ремня ГРМ;
  • при возникновении люфта в шестерне распредвала;
  • в результате ослабления устройства шкива коленвала;
  • в случае появления трещин в маховике.

Несмотря на то, что многие из причин могут показаться несерьезными, все же стоит обратиться в ближайшую автомастерскую, где смогут определить точный источник стука.

Двигатель застучал на ходу

Стук в ДВС, появившийся в момент движения автомобиля, может в первую очередь говорить о том, что требуется заменить моторное масло или смазочную систему. Затем следует проверить топливную аппаратуру, приводы, шкивы и т.д. Чаще всего стук возникает, если неполадки возникли в системе кривошипно-шатунного механизма или цилиндро-поршневой группе. Проверить это может увеличив нагрузку на ДВС. Если треск усилился и увеличивается с небывалой интенсивностью, то следует отказаться от эксплуатации такого авто и вызвать эвакуатор. Это позволит не только избежать аварийной ситуации, но и сохранит ДВС в целостности.

Наиболее серьезные причины возникновения стука

Посторонние звуки со временем могут только усиливаться. Если это происходит, то необходимо найти и устранить причины стука в двигателе. Основными источниками появления стука являются проблемы в системе ГРМ, поршневой группы или кривошипно-шатунного механизма.

Если стучат поршни

Постукивания отличаются приглушенным характером и больше похожи на легкие щелчки. Они обычно возникают в результате запуска холодного двигателя, что в принципе считается нормой. Но, если по мере прогрева двигателя они не стихают, то являются нехорошим сигналом. Между цилиндром и поршнем возникает зазор, который может быть вызван отсутствием технического обслуживания автомобиля, его неправильной эксплуатацией или реальной поломкой в блоке одного из цилиндров. И, если первые две проблемы устранимы добавлением масла в ДВС или разогревом двигателя перед запуском, то последняя решается лишь заменой деталей.

Стук в двигателе: причины, диагностика и решение проблемы

Если стучат поршневые пальцы

Понять, действительно ли произошел износ шарнирного соединения головки шатуна или поршня можно, если просто выкрутить свечу зажигания. Ее отсутствие остановит процесс сжигания топлива в устройстве цилиндра, что снизит нагрузку на сам поршень. После чего стук должен пропасть. Свечи лучше выкручивать по одной, чтобы можно было понять из какого цилиндра доносится треск. Характер звука при данной поломке высокий и звонкий, больше напоминает стук по металлу. Очень часто он возникает в момент усиленной нагрузки на двигатель, например, при перегазовке или при использовании высоких передач скорости, а не при запуске.

Стук вкладышей коленвала

Износ вкладыша коленчатого вала также влияет на появление стука. При этом шум имеет металлический характер, но сравнению с поломкой в поршневых пальцах более приглушенный. Его отчетливо можно услышать в области корпусной детали двигателя. Треск может возникнуть почти в любой момент работы двигателя, даже в момент его запуска. Стук возникает за счет того, что увеличивается зазор между коренной шейкой и вкладышем.

Необходимо знать! Аналогичный звук может появиться, если использовать моторное масло или смазку плохого качества. Если попробовать сменить масло и смазку, то звук может пропасть. Но, если этого не случилось, то проблема действительно во вкладышах, которые требуется заменить.

Стук вкладышей шатунов

Стук шатунных вкладышей похож на тот, которые издают коренные подшипники, но слышно его более четко. Такой треск считается самым опасным, поскольку говорит о том, что может заклинить двигатель. Если при смене оборотов коленвала стук появляется с новой силой, то следует срочно отвезти автомобиль на ремонт. Эксплуатировать такой двигатель строго не рекомендуется.

Неисправности газораспределительного механизма

Поломка или износ основных элементов в системе ГРМ также могут сопровождаться постукиваниями. Разберем наиболее частые причины появления посторонних звуков.

Клапаны

Неполадки с клапанами выдают себя звонким стуком в самой верхней части ДВС. Частота такого стука довольно интенсивная, и по степени превосходит частоту работы коленвала. Неполадки могут быть естественными, например, при запуске двигателя на холодную. Увеличение тепловых зазоров может также возникнуть вследствие отсутствия должного обслуживания автомобиля. Постепенно все это может привести к прогоранию выпускного клапана, после чего потребуется полная замена детали.

Важно! Если под клапанной крышкой слышен звонкий цокот, то есть треск идет от нескольких элементов, то это может говорить о поломке сразу нескольких клапанов.

Стук в двигателе: причины, диагностика и решение проблемы

Гидрокомпенсаторы

Устройства предназначены для автоматической регулировки зазоров в клапанах ДВС. Причины стука в них могут быть разными. Если постукивание слышно после остановки работы двигателя, а на ходу нет, то скорее всего отсутствует достаточный уровень масла. Избавиться от стука можно, если долить масло. При постоянном и сильном шуме потребуется отремонтировать или заменить дефектную деталь.

Привод распределительного вала

Поломка сопровождается очень сильным посторонним шумом. Обычно это происходит, если на подшипниках роликов ремня высохла смазка, а беговые дорожки и шарики начали крошиться. Такая ситуация может привести не только к заклиниванию роликов, но и к обрыву ремня газораспределительного механизма. Избежать этого можно своевременной заменой подшипников или их регулярным техобслуживанием.

Башмаки натяжителей

Металлическое или пластиковое устройство цепи ГРМ, которая передает и распределяет нагрузку от натяжного устройства, со временем изнашивается. Такой износ проявляет себя характерным звонким шумом. Иногда треск становится похож на лязг, что говорит о предельном износе данной детали. Это может привести к тому, что цепь “перескочит”, и тогда может случиться самое страшное для автовладельца — загнет клапана. Также продукты износа очень часто загрязняют масляную систему.

Фазовращатели

Звук доносящийся из передней части ДВС и похожий по интенсивности на частоту вращения распределительного вала может говорить о том, что неполадка случилась в фазорегуляторе на впускном/выпускном распределительном вале. Если еще при этом загорится соответствующая лампа “Check Engine”, то можно не сомневаться, что проблема стука в них. Такую деталь потребуется заменить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *