Чем опасен мотоцикл с коляской
Перейти к содержимому

Чем опасен мотоцикл с коляской

  • автор:

Особенности езды на мотоцикле с коляской

О вождении мотоциклов с коляской, как правило, два среднестатистических отзыва. Одни уверяют, что наличие прицепа большая проблема, которая вечно мешает и тянет мотоцикл в сторону, а то и вовсе опрокидывает тебя на каждом повороте. Другие говорят, мол, на опыте коляска даже не чувствуется и дело кроется в привычке, а так «колясыч» достойный агрегат, если ездить без лишних телодвижений, правильно отрегулировать "развал-схождение".

Чтобы понять, откуда появляются многие упреки в сторону мотоциклов с коляской, стоит сначала прочитать предыдущую статью.

Особенности положения на дороге

Прежде, чем говорить о поворотах, которые пугают почти всех новичков на мотоциклах с коляской, нужно разобраться с положением на дороге. Наличие бокового прицепа добавляет вам хлопот, ведь ваши габариты теперь намного шире, а сидите вы с боку и вечно переживаете, не снесете ли вы коляской ту бедную «Оку», которую хотите обогнать?

Боковой прицеп должен находиться со стороны обочины, а мотоцикл с водителем со стороны встречного движения, чтобы объективно оценивать ситуацию. В некоторых странах, где принцип дорожного движения отличается от нашего, допустим в той же Англии, боковой прицеп крепится с левой стороны, в то время, как у нас — с правой.

В любом случае, у водителя должен быть максималый обзор дороги. Про междурядье, естественно, придется забыть. Отныне, вы занимаете собой почти всю полосу. Обращайте внимание на укатанные колеи, выступающие края дороги и бордюры.

Если едете по многополосной дороге, старайтесь занимать крайнюю тихоходную полосу, чтобы не делать лишних перестроений.

Повороты

Первое правило в поворотах на «колясыче» заключается в плавности – на большой скорости резкий поворот всегда будет ровняться падению. Суть в том, что у мотоциклов с коляской колесо не наклоняется, а именно заворачивает. Поэтому там, где вы могли бы войти на повышенной скорости благодаря наклону мотоцикла, вы не впишитесь в поворот, пока не провернете руль как положено.

Торможение нужно закончить до захода в поворот, а начинать ускоряться после прохода апекса. Дело в том, что коляска (без привода или тормоза на ней), начинает оттягивать на себя во время ускорения или торможения, так как у мотоцикла нет симметрии и торможение/ускорение у коляски отличается от тех же процессов у мотоцикла.

Заносом во время поворота от увеличения скорости или торможения можно пользоваться, но это опыт. Чем больше скорость, на которой вы захотите повернуть, тем тяжелее будет проворачиваться руль.

Левый поворот

Случай, когда разница в торможении прицепа и мотоцикла реально может помочь вам войти в поворот. Когда вы притормаживаете перед левым поворотом или уходите на пониженную передачу, мотоцикл опирается на коляску, которая в свою очередь заворачивает по большему радиусу. Боковой прицеп пытается обогнать притормаживающий мотоцикл и здесь главное поймать грань, чтобы она не увела вас с траектории.

При левом повороте не рекомендуют использовать передний тормоз. А если маневр оказался слишком крутым, следует выровнять траекторию, как только коляска начала подниматься от земли.

Правый поворот

В правом повороте по внешней стороне радиуса идет уже сам мотоцикл, поэтому в момент забегания коляски вперед (из-за разницы скорости торможения/ускорения), она пытается опрокинуть вас, если вы выжимаете тормоза мотоцикла в момент маневрирования. Тоже самое происходит, когда вы не успеваете провернуть руль до конца. Правильным решением будет заходить с приоткрытым газом, ведь это мотоцикл должен успеть зарулить первым и развернуть за собой прицеп, а не наоборот. Траектория поворота должна быть плавной, при резком завороте коляска снова может попытаться бунтовать.

К слову, при загруженной коляске правый поворот окажется легче.

Торможение

Баланс, регулировка и нагрузка бокового прицепа, сцепление колес и тормозная система определяют поведение мотоцикла в момент торможения. Если сцепление коляски хуже, чем у мотоцикла или слабее тормоза, то коляска будет рваться вперед. При загруженной коляске мотоцикл более устойчивее на дороге. Мотоциклы с коляской имеют больший тормозной путь. Об этом следует помнить, выбирая дистанцию в потоке.

Если ошибиться с передним тормозом и слишком резко остановить мотоцикл, то хайсайд, падение через руль, может оказаться реальностью. На мотоциклах с прицепом беспроигрышным вариантом становится торможение двигателем с доработкой тормозами.

Вывод:

Мотоциклы с боковым прицепом гораздо устойчивее в разных условиях погоды и состояния дороги, однако, они имеют свою специфику маневрирования, к которой нужно привыкать. Практически все профессиональные, опытные мотоциклисты советуют прикататься вне дорог общего пользования, чтобы почувствовать до мелочей особенности левых и правых поворотов, а так же осознать габариты.

Хромая формула: мотоциклы с коляской

Эта машина настолько необычна, что просто не поддается классификации. Это уже не мотоцикл, но еще не автомобиль. Полвека эволюции привели к тому, что из заурядного байка с коляской гоночный сайд-кар превратился в подобие болида «Формулы-1», сделанного из прочнейших алюминиевых сплавов, титана и карбона. Глядя на эти великолепные стремительные машины, невольно задаешься вопросом: три колеса — одно лишнее или одно недостающее?

Владимир Санников

Даже для неискушенного зрителя очевидно, сколь тяжела и опасна работа экипажа трехколесного гоночного болида. В тонкости ремесла нас посвятил Пол Вудхед, «второй» номер британского дуэта «Формулы-1» Уэбстер-Вудхед. Чтобы не вылететь с платформы размером с чайное блюдечко, надо быть в отличной форме. Исключительная координация, силовая выносливость, хладнокровие и мгновенная реакция. Не говоря уже о смелости — ведь никакой страховки в сайдкаре не предусмотрено. Когда висишь над дорогой в нескольких сантиметрах, ощущение скорости совсем другое, нежели из окна легкового автомобиля. Кольцевые заезды длятся до получаса, и все это время у пассажира нет ни секунды на отдых. Если последний круг медленнее предыдущих — команда никуда не годится. После гонки пассажир теряет несколько килограммов веса, а комбинезон — хоть выжимай. Его руки — настоящие клещи: рукоятку нельзя отпускать ни на секунду, постоянно перехватывая ее руками. Зачастую после напряженной гонки невозможно выпрямить пальцы и самостоятельно снять перчатки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Силы на килограммы

Силы на килограммы

Парные танцы

Смысл акробатики на платформе — оптимальное сцепление колес с поверхностью трассы и управление положением центра масс сайдкара. Фактически управление болидом — это работа пассажира. Пилот, лежащий в седле, лишен возможности перемещаться и лишь задает траекторию движения. Без пассажира сайдкар на скорости свыше 50 км/ч становится абсолютно неуправляемым и может ехать только по прямой. Роль пассажира — исправлять своими кульбитами сознательно нарушенные конструкторами машины законы симметрии. Малейшая ошибка может привести к переворачиванию машины на скорости до 280 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На входе в поворот авиационные перегрузки выбрасывают тело пассажира на трек и отрывают пальцы от рукоятки. При правом повороте пассажиру приходится максимально загружать ведущее колесо, переваливаясь вправо через обтекатель. Центр масс машины при этом перемещается к двигателю, а боковое колесо буквально зависает над трассой. В этот момент пассажир может держаться за рукоятку только левой рукой. В правом маневре сайдкар ведет себя как обычный супербайк, хотя и не «падает» внутрь поворота. Левый маневр — это самая тяжелая работа. Пассажиру приходится зависать над дорогой буквально в паре сантиметров, заставляя боковое колесо как можно плотнее прижиматься к асфальту.

Точка номер пять

Точка номер пять
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На длинной прямой пассажиру отдыхать тоже некогда — держась за рукоятку, он свешивается как можно дальше за задний край платформы, загружая ведущий 14-дюймовый суперслик сайдкара, для того чтобы каждая из 180 лошадок честно отработала свой бензин. При этом движения пассажира на платформе должны быть плавными. Любые резкие изменения положения центра масс болида отрицательно влияют на скорость, и даже секундные сбои графика оборачиваются потерей финишных очков. Экипажи «Формулы-1» прекрасно знают трассы, по которым гоняются, и обычно работают как по нотам. Но непредсказуемость погоды, малейшие изменения коэффициента сцепления колес с дорогой и соперники делают каждый выход на стартовую сетку смертельно опасным приключением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между первой и второй

Официальное определение гоночного сайдкара по версии FIM звучит так: «Трехколесное транспортное средство с двумя или тремя колеями и коляской, конструктивно интегрированной с базовым мотоциклом». Понятие коляски в современных машинах очень условно и технически не имеет ничего общего с привычными нам гражданскими трехколесными упряжками. По сути, спортивный сайдкар — это скорее суперкар с несимметричной колесной схемой, чем мотоцикл. В кольцевых гонках серии Superside под эгидой FIM принимают участие машины двух классов — «Формула-1» и «Формула-2».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сайдкары первой «Формулы» оснащаются тысячекубовыми четырехтактными бензиновыми моторами с глушителем. Привод на два колеса (заднее и боковое), который в 1990-х использовался некоторыми командами, сейчас запрещен, равно как и турбонаддув. Технический регламент предусматривает расположение двигателя между управляемым и ведущим колесами позади гонщика. Композитный топливный бак емкостью 40л должен находиться во внутренней защищенной зоне шасси-монокока. Коляска, или, точнее, платформа для пассажира, должна быть неподвижна по отношению к базовому шасси, но ее наклон может регулироваться индивидуально. Боковое колесо жестко крепится на шасси без всякой подвесной системы.

Правила гласят, что оно не должно быть управляемым, хотя может предварительно настраиваться по углу схождения. Руль не регулируется по высоте и наклону, а переднее колесо крепится к подвижной ступице и поворачивается рулевой тягой, как у автомобиля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гоночный сайдкар, как и все спортивные машины, оснащается очень жесткой подвеской. Минимально допустимый ход отбоя передней и задней подвески должен быть не менее 20, аклиренс — не менее 65 мм. На практике команды настраивают машины именно по таким стандартам. Бешеные литровые моторы позволяют разогнать легкие болиды до сотни с места менее чем за три секунды, и, естественно, машины оснащаются мощными дисковыми тормозными системами на все колеса. Причем их должно быть две — основная и дублирующая.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Машины «Формулы-2» технически проще и почти вдвое дешевле. Это мощные супербайки с боковой платформой. Максимальный объем моторов ограничен 600 кубиками. Шасси типа монокок запрещены к использованию, поэтому под эффектным карбоновым аэродинамическим обвесом скрывается стальная или алюминиевая трубчатая рама. Двигатель должен располагаться внутри колесной базы впереди гонщика, а рулевое управление представляет собой простую мотоциклетную маятниковую вилку.

Трехколесная история

В 1949 году был учрежден Sidecar World Championship, чемпионат мира по гонкам на мотоциклах с коляской. В 50-е годы в нем доминировали британские машины и спортсмены. Первые гоночные сайдкары были обычными мотоциклами с коляской. Единственное, что отличало их от гражданских упряжек, — заряженные моторы и жесткая подвеска. Чемпион SWC Эрик Оливер и швейцарский гонщик Ханс Хальдеман первыми начали всерьез перерабатывать конструкцию сайдкара с учетом высоких требований гонок.
В 1950 году Оливер первым отказался от колесной схемы, при которой оси заднего колеса мотоцикла и коляски совпадали, а еще через три года на Гран При Бельгии он появился на старте и вовсе на невиданной машине. Рама сайдкара представляла собой единую жесткую сварную конструкцию, была значительно ниже по высоте, чем обычная и стояла на колесах меньшего диаметра. Передняя вилка была также необычно короткой, а кожух коляски стал обтекаемым, как нос самолета. Но главное – гонщик на такой машине сидел не как раньше – сверху, а практически стоял на коленях, вытянувшись вперед. Машина Оливера стала первой, созданной специально для гонок, и предопределила направление развития технической мысли на десятилетия вперед.
В начале семидесятых сайдкары Формулы 1 стали обувать в широкие гоночные слики, а объем двигателя вырос до 1200 см^3. Машины превратились в настоящие суперболиды и чемпионат мира был переименован в Superside. Эволюционное развитие техники в 1978 году сменилось революцией. Её зачинателем стал швейцарский гонщик Рольф Биланд на своем трехколесном аппарате BEO. Инженеры команды Биланда переместили двигатель Yamaha в центр машины, непосредственно между задним и боковым колесами. Причем впервые в истории гонок его сайдкар получил привод на два колеса – боковое колесо жестко соединялось с ведущей звездочкой карданным валом. На этой машине Биланд стал чемпионом мира, но полный привод не прижился в Superside, как и центральное расположение двигателя. Тем не менее, эксперимент Биланда подтолкнул других гонщиков к использованию новейших технологий и материалов. За пару лет средняя мощность моторов поднялась со 130 до 180 л.с., а масса сайдкаров снизилась на 30%. В начале восьмидесятых технический регламент соревнований был упорядочен, и с тех пор залогом победы стали только мастерство экипажа и фортуна.

Асимметричный рецепт

В гонках Superside класса «Формулы-1» выступают мотоциклы трех основных производителей- немецкой компании Windle, швейцарской Louis Christen Racing и ART Racing, ателье Ларса Линдберга. Линдберг попал в мир мотогонок в 1991 году как механик знаменитого шведского гонщика Йорана Йоханссона. Через два года он уже сам участвовал в гонках в качестве пассажира супербайка с коляской, а еще через два сам стал делать сайдкары и участвовать в соревнованиях. Линдберг гонялся на том, что он строил своими руками. Именно это, как утверждает сам Ларс, позволило ему в дальнейшем стать одним из самых авторитетных в мире производителей сверхмощных чемпионских болидов. Ларс рассказал нам, как устроен болид мотоциклетной «Формулы-1».

Что лучше: мотоцикл с коляской или без

В случае если вы задумались о покупке мотоцикла, то для начала вам стоит разобраться в ассортименте, присутствующем на современном рынке. Вся продукция этого вида подразделяется на 2 главные категории:

Некоторые потребители отдают предпочтение первому виду, другие – второму. Ответить на вопрос, что лучше: мотоцикл с коляской или без, достаточно проблематично, так как у каждого вида свои преимущества и недостатки. Многие потребители выбирают мотоцикл Урал , так как он славится высоким качеством и длительным сроком службы.

Преимущества и недостатки мотоциклов с коляской

Такие модели отлично подходят для езды за городом. Мотоциклы Урал могут ездить как по трассе, так и по проселочной дороге. С таким транспортом вы избавитесь от таких неприятностей, как общение с полицией, так как оптимальная скорость езды на данном транспорте составляет 80-85 км в час. Такой транспорт идеально подходит для использования за чертами города, особенно если вам часто приходится перевозить большие грузы.

Для езды в городской черте данные транспортные средства не совсем подходят, так как в условиях пробки их двигатель может перегреться. Кроме этого, справа от водителя находится 2/3 ширины всего мотоцикла, что требует особого внимания во время совершения поворота. Чаще всего новички совершают такую ошибку: задевают правым крылом объекты справа, и хорошо если объект – это отбойник края проезжей части.

Повороты на агрегате с коляской также в корне отличаются от такого же маневра на мотоцикле-одиночке. Если мотоцикл-одиночка проходит 90-ти градусный поворот на скорости 40 км/час, то на модели с коляской вам придется это делать на скорости 20 км/час. В случае превышения скорости, правое колесо может оторваться от грунта, что, в свою очередь, может привести к опрокидыванию всего мотоцикла на левую сторону, где и сидит пассажир.

Недостаток опыта в вождении может привести к плачевным последствиям. При этом попытка выставить ногу, чтобы оттолкнуться, является неверной, так как увеличивается риск получить перелом лодыжки. Избежать опрокидывания можно двумя способами: совершать маневр на низкой скорости или в случае начала опрокидывания вовремя вывернуть руль в обратную сторону.

Стоит также отметить, что на моделях с коляской не рекомендуется совершать обгоны. Лучше всего пристроиться за транспортом, который едет примерно с такой же скоростью, и соблюдать от него определенную дистанцию.

Преимущества мотоциклов без коляски

Данный транспорт отлично подходит для езды по городу на каждый день. С ним вам не придется стоять в пробках в часы пик. А вот для езды по проселочной местности он не совсем подходит, так как является очень неустойчивым.

Из всего вышесказанного нетрудно сделать вывод, что перед тем как сделать выбор в пользу того или иного вида, стоит ответить себе на вопрос, для каких целей вы планируете его использовать.

Мотоцикл с коляской

Вот как-то пришел в голову вопрос — производит ли еще кто-то мотоциклы с коляской (помимо "Урала") и насколько они сейчас вообще актуальны.

На первый взгляд достаточно удобно. Надо тебе ездить по городу — катаешься на двух колесах. Надо в дальняк или чего массивное перевезти — прикрутил коляску.

Дмитрий Шуман
Тема закрыта Тема в горячих Тема скрыта
Жалоба принята. Спасибо!
Ошибка отправки
Одноклассники
Комментарии Комментарии Пока ни одного комментария, будьте первым!
M.A.G. 9 ноября 2012 17:11

кто ещё по мимо урала не знаю, а вот то что люльку можно прилепить практически к любому моту это факт,насколько знаю производством и изготовлением колясок занимаются небольшие фирмы и как правило под заказ)

Ссылка Пожаловаться
Роман Морозович 10 ноября 2012 16:41

Из продаваемого оф. дилерами у нас, штатными колясками (двух или трех видов) комплектуется Royal Enfield 500 (его низкооборотистая и тяговитая пятисоткубовка и подбор передач для коляски самое то). К следующему сезону дилер обещал привезти в Москву коляски типов "лодка" и "торпеда". На что это похоже с кляской типа "торпеда" можно увидеть в под Хагридом в "Гари Потере" 🙂

Ссылка Пожаловаться
Алексей Басиров 10 ноября 2012 19:31

В 2010 году, я был на европейском мотослете FIM rally (никому не советую) так вот, там в основном старперы на моцах гонзают. И в связи с тем что 80 летним пирдунам тяжеловато всякие там 1150GS или Паневропаны карячить, они к ним люлбки приделывают. Так вот, я видел древнючие бумеры с колясками, чеперы с прицепами, паневропанов дофига с колясками. Даже была голда с коляской и прицепленным домиком на колесах.

Ссылка Пожаловаться
владимир добров В ответ на Алексей Басиров 11 ноября 2012 22:04
Алексей Басиров 10 ноября 2012 19:31

В 2010 году, я был на европейском мотослете FIM rally (никому не советую) так вот, там в основном старперы на моцах гонзают. И в связи с тем что 80 летним пирдунам тяжеловато всякие там 1150GS или Паневропаны карячить, они к ним люлбки приделывают. Так вот, я видел древнючие бумеры с колясками, чеперы с прицепами, паневропанов дофига с колясками. Даже была голда с коляской и прицепленным домиком на колесах.

Ссылка Пожаловаться

Прийдет время брат, и тебе будет 80 лет(может быть)! Будешь ли ты еще пирдуном или еще слабже. Молодцы 80 летние что у них еще есть порох. Нам бы так. Любите друг друга и годы ваши будут долгими.

Ссылка Пожаловаться
Dmitry Kouzin В ответ на Алексей Басиров 10 августа 2013 01:30
Алексей Басиров 10 ноября 2012 19:31

В 2010 году, я был на европейском мотослете FIM rally (никому не советую) так вот, там в основном старперы на моцах гонзают. И в связи с тем что 80 летним пирдунам тяжеловато всякие там 1150GS или Паневропаны карячить, они к ним люлбки приделывают. Так вот, я видел древнючие бумеры с колясками, чеперы с прицепами, паневропанов дофига с колясками. Даже была голда с коляской и прицепленным домиком на колесах.

Ссылка Пожаловаться
ты наверное тоже будешь когда-нибудь старым пердуром
Ссылка Пожаловаться
All 11 ноября 2012 16:00

Харлеи были заводские с колясками, но года 3 назад прекратили выпуск. Сейчас коляски делают мелкие специализированные фирмы либо цепляют к мотам сами, либо продают с комплектом необходимых деталей (вплоть до рычажной вилки). В "гарипотере" вроде Триумф с коляской Ватсониан, наверно одна из самых стильный, которые сейчас производят) Кстати, наши коляски Урал/Днепр на западе спросом пользуются.

Ссылка Пожаловаться
владимир добров В ответ на All 11 ноября 2012 22:13
All 11 ноября 2012 16:00

Харлеи были заводские с колясками, но года 3 назад прекратили выпуск. Сейчас коляски делают мелкие специализированные фирмы либо цепляют к мотам сами, либо продают с комплектом необходимых деталей (вплоть до рычажной вилки). В "гарипотере" вроде Триумф с коляской Ватсониан, наверно одна из самых стильный, которые сейчас производят) Кстати, наши коляски Урал/Днепр на западе спросом пользуются.

Ссылка Пожаловаться

На войне ВОВ были Харлеи с колясками, и некоторые сохранились, но уже с нашими поршнями и колесами! Мотоцикл прогретый может запросто ехать на керосине. Своими глазами видел! Работая специалистом по моторным испытаниям топлив (бензинов) решил испытать, может ли бензиновый мотор работать на керосине и заодно определить детанационную стойкость керосина. Да прогретая моторная установка с изменяемой степенью сжатия работает на керосине, и октановое число керосина около 44 окрановых единиц!

Ссылка Пожаловаться
Заславский Сергей В ответ на владимир добров 19 ноября 2012 20:17
владимир добров 11 ноября 2012 22:13

На войне ВОВ были Харлеи с колясками, и некоторые сохранились, но уже с нашими поршнями и колесами! Мотоцикл прогретый может запросто ехать на керосине. Своими глазами видел! Работая специалистом по моторным испытаниям топлив (бензинов) решил испытать, может ли бензиновый мотор работать на керосине и заодно определить детанационную стойкость керосина. Да прогретая моторная установка с изменяемой степенью сжатия работает на керосине, и октановое число керосина около 44 окрановых единиц!

Ссылка Пожаловаться
История переписки 2
На авиационном керосине зил едет ,но заводить надо на бензине.
Ссылка Пожаловаться
Роман Морозович 12 ноября 2012 00:03

Точно "Рояль" 🙂 У меня именно такая модель. Вот ссылка на фотку с кадром из фильма на сайте дилера (обратил внимание когда себе коляску присматривал. )
http://enfield-russia.ru /page/general/id.

Ссылка Пожаловаться
All 12 ноября 2012 03:38
Согласен. А тут — английский исходник
http://www.watsonian-squire.com/gp_sidec .
Ссылка Пожаловаться
Werewolf 13 ноября 2012 13:29
японцы к некоторым своим шелезкам коляски делают, например кава вулкан, но они слева ))
Ссылка Пожаловаться
Ганс 13 ноября 2012 14:57

У меня был этот мот.

.. Про дальняк все абсолютно верно — безопасность, груз, расслабленная манера езды, всепогодность это все +. Минусы это пробки и усиленная нагрузка на все узлы мото. Приделать люльку можно к чему угодно, фирменные стоят пластиковые некислых денег по этому я бы лепил советскую после приделки дискового тормоза и перекраски. Советую читать motolulka.ru Удачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *