Почему пешеход всегда прав
Перейти к содержимому

Почему пешеход всегда прав

  • автор:

«Пешеход всегда прав», но только не зимой? Автоблогер — о том, когда точно не надо лезть под колёса

img

Годами натренированный мозг пешеходов работает аналогично мозгам собачек Павлова: загорелся зелёный сигнал светофора — можно кидаться под колёса. Всё равно водитель будет виноват. А раз он будет виноват, то пешеходу будет не больно?

ГАИ и судьи считают, что для водителей в отношении пешеходов действуют два правила:

  1. Пешеход всегда прав.
  2. Если пешеход не прав, то смотри пункт 1.

Данный подход удобен. Не нужно изучать законы и правила, строить умозаключения и излагать их на бумаге.

Противостоять такому подходу сложно, но можно. Подробно разберём вопрос.

Обратимся к схеме.

Как видим, по ПДД водители, или «пропускают» пешеходов, или «уступают дорогу» пешеходам. И разница огромна.

Когда водители «пропускают» пешеходов, то пешеходы за свои действия на дороге не отвечают. То есть, никаких решений, можно переходить дорогу или нет, они не принимают.

Водители пропускают пешеходов только в двух случаях:

  1. Когда речь идёт о слепых пешеходах.
  2. Когда речь идёт о детях, идущих к автобусу, обозначенному знаком «Перевозка детей», или от него.

Во всех остальных случаях водители «уступают дорогу» пешеходам. Данный подход подразумевает, что пешеходы наравне с водителями принимают решения, можно переходить дорогу или нет.

«На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен», — п.4.5 ПДД.

Ранее в данном пункте ПДД речь шла только о нерегулируемых переходах, но в 2023 году слово «нерегулируемых» оттуда исключили.

Какой вывод можно сделать?

Например, в гололёд водитель разогнался чуть сильнее, чем нужно. Впереди — пешеходный переход. Экстренное торможение не помогает — автомобиль юзом тащит на переход. Да, водитель трижды неправ. Но если после включения зелёного сигнала светофора пешеход шагнёт под колеса автомобиля, то в наезде на него он также будет виноват.

И доказывать данное утверждение нужно именно на фоне того, что в отношении пешеходов действует два термина: «пропустить» пешехода и «уступить дорогу» пешеходу. Первое как бы оттеняет второе.

— Ты слепой или ребёнок?

— Так с какого перепугу ты полез под колёса?

Отметим ещё один важный момент: пока пешеход на тротуаре, то уступать ему дорогу водитель не обязан. Ключевым здесь является п.4.3 ПДД: «Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам…» Обращаем внимание на п.14.1 ПДД: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

Соединяя эти два пункта, мы получаем, что переход дороги заключается в движении по пешеходному переходу. А переход располагается только на проезжей части или на трамвайных путях. И потому, пока пешеход стоит или движется по тротуару, обочине или разделительной полосе, уступать ему дорогу водитель не обязан. Данная обязанность возникает сразу только тогда, когда нога пешехода появляется над проезжей частью.

Ещё одна уловка со стороны ГАИ заключается в том, что водителю предписывается всегда быть готовым к тому, что пешеход, двигаясь по переходу, в любой момент может перейти на бег. Тут всё просто. Обращаем внимание на само название «Пешеходный переход». То есть дорогу нужно переходить, а не перебегать. Данное положение закреплено в разделе 4 ПДД.

Другими словами, основной смысл ПДД — сделать поведение всех участников дорожного движения предсказуемым. Только тогда возможно движение с большими скоростями. Если кто-то начинает непредсказуемые эксперименты, то вероятность ДТП резко возрастает. Один из подобных сценариев — бег по переходу.

Напоминаю, что водители уступают дорогу пешеходам, идущим к трамваю или от него. Дожидаться закрытия дверей трамвая совершенно необязательно.

С недавних пор движение мимо трамвая запрещено, если сзади горит табло «Внимание, пешеход». Таких табло в Челябинске я не видел.

Какие-либо стандарты на табло отсутствуют. То есть различные вариации красных, жёлтых или зелёных «человечков» сзади на современных трамваях — не более чем фантазии их создателей. Если водитель проехал мимо трамвая с включёнными «человечками», то наказывать его не за что.

И последняя большая тема, где возможен конфликт пешеходов и водителей, — это «Жилые зоны» и дворы.

Напоминаю, что наши ПДД списаны с «Конвенции о дорожном движении». По ней изначально предполагалось, что «Жилая зона» — это отдельная дорога, ведущая внутрь квартала. Даже на кадастровых картах она выделяется отдельно.

Но по ПДД «Жилая зона» — территория, которая включает в себя не только саму дорогу, ведущую внутрь квартала, но и дворы.

Правила движения во дворах и в «Жилой зоне» совпадают, поэтому водители зачастую отождествляют эти понятия.

Если внимательно посмотреть на сам знак «Жилая зона», то на нём изображено, что пешеходы могут ходить по проезжей части, а дети могут играть на проезжей части. Именно так и записано в «Конвенции о дорожном движении». Но в наших ПДД о возможности игры детей на проезжей части скромненько умолчали.

Разговор к тому, что во дворе или в «Жилой зоне» правило «Пешеход всегда прав» действует на 100%. Тут никакие оправдания не помогут.

Потому и установлен предел скорости в «Жилых зонах» и во дворах в 20 км/ч. Хотя, справедливости ради, расчёты показывают: чтобы избежать наезда на пешехода, необходимо ехать со скоростью пешехода. Это тем более важно в нечищенных дворах.

Читайте на «Пчеле» и другие авторские колонки Юрия Панченко. Например, о важных правилах и не всегда очевидных нюансах кругового движения, о том, почему с «пьяными за рулём» не всё так однозначно, как суды принимают неожиданные решения, рассматривая дорожные споры, а также о пяти лёгких и быстрых способах уйти от штрафа с камеры. А ещё обязательно почитайте о зимних лайфхаках обслуживания и эксплуатации авто.

Иллюстрации предоставлены автором

Почему у нас пешеход всегда прав, а водитель всегда виновен?

К сожалению, редкий день у нас обходится без трагических ДТП, в которых гибнут пешеходы. На днях меня потрясло очередное сообщение о смерти женщины под колесами автотранспорта. К сожалению, подобные трагедии происходят как в крупнейшем мегаполисе Казахстана, так и во всех других городах и селах республики.

Печальную известность приобрела трасса Алматы – Бишкек. Там дорогу возле рынка “Алтын Орда” постоянно перебегают люди.

Расположенный поблизости надземный пешеходный переход они игнорируют, так как подниматься по ступенькам им просто лень. Гибнут граждане и на дорогах центральной части республики, и на западе, и на юге, и на востоке. Факты гибели пешеходов в трагических ДТП можно перечислять долго, но что именно их объединяет? Одно: во многих случаях люди пытаются перебежать дорогу перед самым носом у машин! А там уж кому и как повезет. Кто-то из них успевает, кто-то нет и получает серьезные травмы и ранения, а кто-то и прощается с жизнью… «Вы бессмертные?»: водитель обратился к пешеходам Казахстана

К чему я всё это пишу? Всё очень просто. Как, наверное, уже заметили, уважаемые читатели, подобные ДТП со смертельным исходом обычно заканчиваются для водителей поездкой в колонию. Но почему, если пешеходы внезапно выскакивают на дорогу и гибнут под колесами автомобилей, то виновными признают водителей? Да по той самой причине, что казахстанское законодательство считает автомобиль источником повышенной опасности! При этом никого из уважаемых законодателей не смущает факт наличия для пешеходов-нарушителей административного наказания. Рассуждая логически, можно прийти к однозначному выводу: если за пересечение проезжей части в неустановленном месте для пешеходов предусмотрено наказание, значит, они сами и должны отвечать за свои действия.

Зачем, спрашивается, перебегать дорогу перед потоком машин, когда можно спокойно дойти до перекрестка или до пешеходной “зебры”?

Кстати, во многих европейских странах на скоростных автобанах водителям запрещено останавливаться даже в том случае, если они кого-нибудь сбили. И это понятно. Ведь в остановившуюся машину могут врезаться другие, идущие на высокой скорости автомобили, и тогда количество жертв будет намного больше. Что касается погибшего, то, в соответствии с рациональным мышлением западных законодателей, он сам виноват.

Почему он игнорировал дорожные знаки и указатели, запрещающие выходить на скоростную автотрассу? Не согласны? Тогда ответьте, пожалуйста, на вопрос, почему в Казахстане машиниста поезда, который человека задавил, к уголовной ответственности обычно не привлекают? Не знаете? Отвечаю, из-за того же рационализма. Кто, спрашивается, заставил пострадавшего лезть под поезд? Особо подчеркну, ширина железнодорожного пути – всего-то метр с небольшим. Поэтому вероятность гибели людей под колесами локомотива ничтожно мала. Тогда как ширина проезжей части для передвижения автотранспорта намного больше, чем у железнодорожной колеи.

И количество машин на дорогах в тысячи раз превосходит число поездов на рельсах. По этой причине и риск погибнуть под колесами автомототранспорта в сотни раз выше, чем под тепловозом. Однако, как свидетельствует неумолимая статистика, обстоятельство это пешеходов нисколько не смущает. Не исключено, что под колеса их толкает именно убеждение в том, что они всегда и везде правы! Исходя из правоприменительной практики и судебной статистики по рассмотрению уголовных дел данной категории, пешеходы у нас действительно всегда правы!

С учетом всего вышесказанного я предлагаю не лицемерить и либо отменить административную ответственность для пешеходов за переход дороги в неположенных местах, либо освободить водителей от уголовной ответственности. Но лишь в тех случаях, если они собьют пешехода вне “зебры” или, когда пострадавший переходил дорогу на запрещающий для него сигнал светофора. Пешеходы должны осознать, что они не всегда правы. Тогда, может, прекратят, наконец, бегать, где вздумается и сотнями гибнуть под колесами машин?

Пешеход всегда прав!?

В рамках проекта «Чудаки на дороге» на «Реальном Бресте» предлагаем обсудить тему: «Пешеход всегда прав!?» Есть люди, которые считают: «Пешеход всегда прав!», даже когда они переходят трассу в неустановленном месте, идут на красный свет, выкатываются на дорогу из-за стоящего на остановке автобуса или перебегают днем Московскую.

Автомобилисты называют таких пешеходов «кеглями» и «донорами», «наклейками» и «хрустиками».

Еще автомобилисты, как правило, встречая «хрустиков» разговаривают сами с собой на повышенных тонах или этот диалог приходится выслушивать рядом сидящим. В основном автомобилисты вспоминают мать перебегающего «донора», рядом сидящие удивляются, откуда это водитель знает его мать.

Нас еще в школе учили правилам движения пешехода по проезжей части. Мамы с детства, переводя ребенка через дорогу, твердят: «Сначала смотрим налево, если машин нет — доходим до середины дороги, смотрим направо, если машин нет — идем дальше». Причем строго рекомендовали, что так следует поступать даже на переходах со светофором, мотивируя это тем, что «чудаков в Бресте хватает». И действительно — хватает, почти у всех есть свой жизненный случай и даже не один, когда вас чуть не сбила машина, несущаяся на большой скорости именно на зеленый для пешеходов свет.

Нельзя верить и знакам, к примеру, об одностороннем движении, при этом хорошо бы вытащить из ушей наушники, чтобы услышать звук работающего двигателя и писк тормозов надвигающегося на вас автомобиля, водитель которого задумался и не заметил, что «оттуда» ездить вообще-то «туда» нельзя. А некоторым специальным автомобилям все-таки можно. Ну и как ты еще больше маякнешь меломану, больше чем сирена и проблесковый маячок? Бампером? В легкий шок вводят пешеходы, которые одновременно слушая музыку в наушниках, читают еще при этом книгу, топая как зомби через пешеходный переход.

Некоторые, откровенно говоря, просто бросаются под колеса. Пешеходы думают, что любой автомобиль по счету раз готов остановиться. Пешеходы – водители судят по своему автомобилю, точнее по его тормозам. Это я к тому, что в вашем автомобиле весом до 2 тонн, хорошие тормоза и даже АВS, но на дороге полно разных автомобилей и даже середины прошлого века, на которых вынуждены ездить мужчины с крепкими руками из-за отсутствия гидроусилителя. Вынуждены, потому что у них работа такая, а новый автомобиль они до пенсии не дождутся. На таких автомобилях, весом в несколько тонн, без коробки автомат и кондиционера, манера езды несколько отличается и тормозной путь соответственно.

Когда мы делаем один шаг, машина успевает проехать два метра. Помните, в школе мы все играли в игру: на стадионе отчерчивалась дорога, или были специальные дорожки, по которым предлагалось перейти или перебежать в «неустановленном месте», а потом метры перемножались на секунды и шаги, и мы узнавали, что нас сбили. В некоторых школах после таких уроков дорожной безопасности водили в детскую травматологию, где школьникам показывали пострадавших «двоечников» и «прогульщиков» или показывали аналогичный фильм.

Наших белорусских пешеходов развратили наши же сотрудники ГАИ, жестко наказывая автомобилиста даже за то, что пешеход сам кидается под колеса, не воспользовавшись своими шейными позвонками. Часто наблюдаешь, как наглое тело буквально «ползет» через пешеходный переход, при этом успевая отпускать гримасы спешащим водителям. Гости нашего города, особенно наши российские друзья или еще более горячей крови черноволосые джигиты, порываются выскочить из машины, чтобы помочь поскорее перейти дорогу «миму». Таких пешеходов, пожалуй, как у нас, наверное, больше нигде нет.

Идиотов хватает по обе стороны «зебры», но идиоты за рулем имеют больше шансов выжить, чем идиоты-пешеходы. Их пусть и идиотский мозг вместе с телом защищены машиной, которая очень хорошо обучена еще на заводе давить мягкотелые человеческие препятствия на своем пути вместе со всеми вместе взятыми аксессуарами, включая детские коляски и домашних животных на поводке. И если вам не дорога ваша жизнь, одетая в очень легко и быстро ломающееся тело, можете продолжать и дальше переходить перекрестки наискосок, выбегать из-за угла на проезжую часть и шагать через дорогу темной ночью и даже болтать по своему, дороже вашей жизни, телефону, выглядя при этом, как зашоренная лошадь. Даже если водителя посадят в тюрьму, вам, лежащему в гробу, от этого легче не станет, вы даже не сможете оттуда никому позвонить.

Пешеход имеет право: переходить проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, — по наземному пешеходному переходу (при отсутствии наземного пешеходного перехода — на перекрестке по линии тротуаров или обочин);

При отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.

При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом.

Пешеходу запрещается: двигаться по краю проезжей части дороги при наличии тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины, по которым возможно движение пешеходов.

Задерживаться и останавливаться на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств, за исключением остановки на островках безопасности;

Переходить (пересекать) проезжую часть вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов на участке дороги с разделительной зоной, разделительной полосой; с общим числом полос движения шесть и более;. где установлены дорожные ограждения.

Выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Смотрим видео, узнаем себя в эпизодах, думаем, или не думаем и продолжаем узнавать себя в эпизодах следующих видео, пока или не начнем думать или перестанем видеть … навсегда!

ПЕШЕХОД – ВСЕГДА ПРАВ

Выражение, которое у многих водителей вызывает ощущение злости и ненависти. Ведь как он может быть прав, если сам не контролирует ситуацию на дороге и позволяет себе переходить дорогу на красный, в местах, где переход дороги запрещен или просто идти по дороге слушая музыку и не слышать, что сзади может двигаться автомобиль. Отсюда наклевывается вывод, что пешеход уже не прав. Но когда дело доходит до больницы, оплачивать лечение пострадавшему пешеходу будет именно водитель, который его сбил. И хорошо, если пешеход окажется именно в больнице, а не в списке нежильцов. В чем же правота пешеходов, когда они разгуливают по дорогам, как по тротуарам или паркам? И кто будет оплачивать ущерб, который был нанесен самому автомобилю? Есть позитивный ответ для водителей!

Страховые компании не согласны, что пешеход всегда прав!

За водителей вступились страховые компании, которые ремонтируют автомобиль по КАСКО. Однако приятность для водителей на этом не заканчивается. Страховая компания, которая отремонтировала автомобиль по КАСКО автовладельцу будет требовать возмещения ремонта у виновника ДТП, а именно- пешехода.

Имеются в виду случаи, которые фиксируются на видеорегистратор, а именно: переход дороги в неположенном месте, выбегающие люди со стороны машин правого ряда и другие подобные нарушения, которые не описываются правилами дорожного движения, где пешеходам дается преимущество – будут зачисляться на счет пострадавшего пешехода, а не водителя. Квитанции со счетами могут прийти пострадавшим пешеходам не сразу, а даже через несколько лет. В случае с пешеходом, который перебегал дорогу в неположенном месте и не успел это сделать, прислали квитанцию на оплату ремонта автомобиля спустя 3 года с помощью постановления суда.

Когда разозлившего пешехода суд заставил платить за ремонт автомобиля инвалида, лишний раз доказывает не полную власть пешехода даже на тротуаре. Автовладелец с ограниченными возможностями выехал на тротуарную зону, чтобы подъехать ближе к своему подъезду. Пешеход, который направлялся ему по пути, не стал отступать и остановился перед бампером автомобиля, после чего начал быть автомобиль ногами. Когда владелец автотранспорта не выполнил требование пешехода развернуться и ездить по дороге – он забрался на капот, прошелся по крыше и багажнику, сошел на тротуарную зону и дальше пошел по своим делам.

При обращении в суд владельца автомобиля для возмещения ремонта вмятин после прогулки пешехода по его машине водителя обязали оплатить штраф за нарушение ПДД, а именно езду в неположенных местах, а вот ремонт транспортного средства в полном объеме возложили на пешехода.

Если у вас есть КАСКО, обращайтесь в свою страховую компанию за привлечением к ответственности пешехода, который причинил Вашему транспортному средству ущерб. Если КАСКО нет – Вам придется обращаться в суд самостоятельно. Не стоит забывать о том, что для доказательства вины пешехода Вам будет необходимо предоставить доказательства его вины. Лучшим вариантом будет выступать именно запись с видеорегистратора, на которой будет видная вся картина происшествия. Иначе доказать вину пешего человека будет очень трудно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *