На сколько подорожали машины
Перейти к содержимому

На сколько подорожали машины

  • автор:

Автомобили с пробегом подорожают: когда и на сколько

Восстановление рынка новых машин начало сдерживать продажи автомобилей с пробегом, которые стабилизировались на уровне 500 тысяч в месяц и, похоже, в дальнейшем особо расти не будут. Впрочем, это не мешает продавцам повышать цены, которые достигли новой рекордной отметки.

РИА Новости
Закупились впрок

В то время как продажи новых машин бьют рекорды, вторичный авторынок в сентябре пошел на снижение. По данным агентства "Автостат", в сентябре россияне приобрели 509,5 тыс. автомобилей с пробегом — это на 11% больше по сравнению с прошлым годом, однако на 8% ниже августовского результата (551,3 тыс. шт.). Стоит отметить, что отрицательная помесячная динамика зафиксирована, несмотря на окончание дачно-отпускного сезона, когда обычно, напротив, наблюдается рост спроса. Подтверждает эту тенденцию и рынок кредитования автомобилей с пробегом, который традиционно несколько опережает продажи: в сентябре он сократился по отношению к предыдущему месяцу на 10% в штуках и на 11% — в рублях.

"В условиях волатильности курса рубля ситуация на вторичном авторынке развивалась нетипично. В середине лета произошло увеличение спроса на авто с пробегом, поскольку люди стремились вложить деньги в товары длительного пользования. Увеличение утилизационного сбора с 1 августа пока отражается на цене автомобилей с пробегом незначительно. Его влияние станет заметно позже, когда машины, купленные после повышения сбора, начнут перепродаваться. Так, цены на автомобили с большим литражом двигателя в среднем увеличатся на 1 млн рублей", — комментирует директор по продажам автомобилей с пробегом ГК "Автодом" и ГК "АвтоСпецЦентр" Владимир Желобов.

По словам основателя автомобильного маркетплейса Fresh Дениса Мигаля, на динамике продаж также сказывается ограниченное предложение ликвидных машин вследствие высокого спроса на них с апреля текущего года и по причине низких объемов импорта авто с пробегом в нашу страну. Они сократились из-за низкого курса рубля, роста утилизационного сбора, а также запрета японских властей на экспорт в Россию машин с объемом двигателя более 1,9 л, электрокаров и гибридов.

Наибольшим спросом сегодня пользуются подержанные машины в ценовом сегменте от 1 до 2 млн рублей

Действительно, импорт легковых автомобилей с пробегом в сентябре показал самый низкий ежемесячный результат в нынешнем году — 17,2 тыс. экземпляров. Для сравнения: это втрое меньше, чем в июле (51,3 тыс. шт.), и практически вдвое ниже показателя августа (32 тыс. шт.), сообщили эксперты "Автостата" со ссылкой на данные АО "ППК". При этом с ограничением поставок из Японии доля этой страны в общем объеме ввоза подержанных машин начала сокращаться, однако все еще остается доминирующей — 51%.

Ценовые гонки

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Между тем, средняя стоимость подержанного легкового автомобиля в сентябре впервые преодолела 1,5-миллионную отметку, составив 1 млн 543 тыс. рублей, подсчитали в "Автостате". Цены на вторичном авторынке непрерывно растут с апреля нынешнего года. Так, по отношению к августу автомобили с пробегом подорожали в среднем на 5% или на 75 тыс. рублей. Если же сравнивать текущий показатель с тем, что был год назад (в сентябре 2022-го), то с тех пор средняя цена подержанных машин выросла на 23%, то есть на 289 тыс. рублей.

Как говорит Владимир Желобов, стоимость автомобилей с пробегом зависит от цен на новые машины. Особенно это отражается на автомобилях с хорошей комплектацией и сроком владения от года до трех лет. На них сохраняется устойчивый спрос, такие машины будут быстро и заметно дорожать, независимо от сегмента. По прогнозам, новые автомобили до конца года могут вырасти в цене еще на 20%, поэтому можно предположить, что и у машин с пробегом ситуация будет схожей. В этих условия спрос начнет снижаться, так как потребителям понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ценам.

В свою очередь, директор "Авилон Автомобили с пробегом" Николай Баскаков считает, что рост цен, наоборот, подогревает интерес клиентов совершить покупку в ближайшее время, до очередного подорожания. Наибольшим спросом сегодня пользуются подержанные машины в ценовом сегменте от 1 до 2 млн рублей. Кроме того, к традиционно популярным у россиян внедорожникам в последние месяцы присоединились автомобили, по которым практически нет новых поставок из-за рубежа, — в первую очередь, это модели европейских брендов.

Назло рекордам

Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе

Показательно, как на фоне увеличения цен растет финансовая емкость вторичного авторынка. За восемь месяцев нынешнего года она составила 3,79 трлн рублей (+45% к прошлому году), согласно оценкам "Автостата", и по итогам всего 2023-го может достичь рекордных 5 трлн рублей.

А вот в количественном выражении продажи подержанных машин еще далеки от максимальных значений. Напомним, что в последние годы рекордным для вторичного рынка считался объем в почти 6 млн единиц, достигнутый в 2021 году (абсолютный рекорд отмечен в 2014-м — 6,1 млн шт.).

Так, за девять месяцев 2023 года россияне купили 4 млн 326,1 тыс. легковых автомобилей с пробегом, что на 24% выше показателя за январь — сентябрь прошлого года. Аналитики "Автостата" не сомневаются, что после прошлогоднего падения до объема в 4,9 млн единиц при любом развитии событий в оставшиеся три месяца 2023 года — рынок автомобилей с пробегом непременно покажет положительную динамику. По самым скромным подсчетам (в пессимистичной версии прогноза), он достигнет объема в 5,65 млн купленных подержанных машин (+15% к результату 2022 года), в базовой версии — 5,8 млн экземпляров (+18%), а в самом оптимистичном сценарии — не исключено повторение рекорда 2021 года (5,9 млн шт., +20%).

"Неизбежное в текущих условиях подорожание автомобилей с пробегом может негативно отразиться на уровне продаж по итогам четвертого квартала текущего года — снижением на 5-10% по сравнению с уровнем реализации в июле — сентябре. Тем не менее, выход на показатели досанкционного 2021 года вполне возможен, но денежные объемы вторичного рынка будут увеличиваться, в основном, за счет роста стоимости подержанных машин, а не благодаря рекордному уровню продаж", — резюмирует Денис Мигаль.

В России резко подорожали многие автомобили. Полная таблица

Geely Atlas Pro

За один день, 1 августа в России подорожали автомобили «Москвич» и FAW. Другие автопроизводители подняли цены еще раньше, в течение июля. Хотя в том же «Москвиче» причины не комментируют, аналитики и эксперты рынка на протяжении последнего месяца не раз предупреждали о том, что на цены давят сразу два фактора: ослабление рубля и повышение ставок утилизационного сбора.

Утильсбор подняли на иномарки, а подорожал «Москвич»

При повышении ставок утилизационного сбора стоимость машин отечественных брендов не должна увеличиваться, подчеркивали в Минпромторге. Это объясняется тем, что правительство компенсирует уплату утилизационного сбора для производителей с высокой степенью локализации. Саму меру сразу после ее принятия поддержали четыре российских автоконцерна, в том числе «Москвич».

Однако 1 августа цены поднял именно отечественный «Москвич», причем сразу весьма существенно. Так, бензиновые машины в базовой комплектации подорожали сразу на 300 тыс. руб., а электрические «Москвич 3е» на 370 тыс. руб. И это уже не первое подорожание модели с начала 2023 года — базовая цена ранее уже поднималась на 50 тыс. руб, а электрический вариант с момента старта продаж подорожал более чем на 450 тыс. руб.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Напомним, что «Москвич 3» является копией китайского кроссовера JAC JS4. Машина собирается в Москве на бывшем заводе Renault почти полностью из китайских комплектующих, что увеличивает зависимость от валютных колебаний и не позволяет рассчитывать на компенсацию утильсбора в полном объеме.

Одновременно с «Москвичом», 1 августа поднялись цены на автомобили марки FAW. Интересно, что подорожали все модели кроме кроссовера Bestune F77. Последнее может быть связано с прекращением поставок этой модели и распродажей старых запасов. Дело в том, что F77 в скором времени начнет собраться на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге и продаваться как Lada X-Cross 5.

В самом FAW эту ситуацию не комментируют, а на АвтоВАЗе признают лишь, что X-Cross 5 создан совместно с «восточным партнером».

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Заметить изменения рекомендованных розничных цен на другие новые иномарки именно 1 августа Autonews.ru не удалось. Однако с начала июля цены вросли более чем на десять моделей.

Как дорожали автомобили за прошедший месяц
Автомобиль Цена 5 июля 2023 года, руб. Цена 1 августа 2023 года, руб.
«Москвич 3» 1 920 000 2 220 000
«Москвич 3е» 3 558 000 3 950 000
Chery Tiggo 4 Pro 2 019 900 2 079 900
Chery Tiggo 7 Pro Max 2 649 900 2 699 900
Geely Coolray 2 174 990 2 204 990
Geely Atlas Pro 2 398 990 2 508 990
Geely Tugella 3 669 000 3 899 990
Haval Jolion 1 799 000 1 949 000
Haval Dargo X 3 119 000 3 269 000
Haval F7 2 299 000 2 349 000
FAW Bestune T55 2 289 000 2 339 000
FAW Bestune B70 2 338 000 2 378 000
FAW Bestune T99 2 950 000 3 000 000
Tank 500 5 199 000 6 299 000
Lada Niva Legend 821 900 829 900

Большинство машин китайского производства подорожали не более чем на 5%. Это связано с особенностью современных китайских автомобилей на российском рынке, большинство из которых оснащается моторами объемом от 1,0 до 2,0 литра. Ставка утилизационного сбора на них выросла не столь существенно, как на машины с большей кубатурой. При ввозе юридическим лицом доплатить с 1 августа придется 127 600 руб.

Иначе обстоит дело с машинами, объем двигателей которых превышает 2,0 литра. Если не считать коммерческой техники, то в России есть только одна модель из Китая, которая поставляется официально и подпадает под указанный критерий. Это внедорожник Tank 500, объем двигателя которого самую малость не дотягивает до 3,0 литра.

Tank 500

Tank 500 (Фото: Tank)

В июле Tank 500 дорожал дважды, последний раз 17-го числа. В итоге его цена выросла на 1,1 млн руб. при том, что ставка утилизационного сбора для дистрибьютора увеличилась на 585,2 тыс. руб. Остальное подорожание также можно объяснить снижением курса рубля.

Что не подорожало

С начала июля 2023 года не выросли цены на отечественные автомобили Lada. Официальная стоимость Granta по прежнему стартует от 692,3 тыс. руб, а за Vesta просят менее 1,24 млн. Niva Travel осталась на отметке 1,042 млн руб и лишь классическая Niva Legend прибавила в цене 8 тыс. руб. за базовую версию — ранее на предприятии говорили, что у машины улучшилась шумоизоляция, а самый простой вариант без оной просто сняли с продаж.

Тажке прежними остались цены на китайские автомобили, которые изначально стоили выше рынка. Например, на машины марок Changan и Livan, В начале лета на фоне более популярных конкурентов они казались переоцененными, но теперь стоимость их моделей стала ближе к подросшим ценам лидеров.

Не изменились за последние дни и цены у дилеров на машины, ввезенные по параллельному импорту. Как ранее писал Autonews.ru, такие автомобили должны подорожать более всего. Однако речь идет о свежих партиях, а сейчас под видом новых японских и корейских машин в салонах представлены автомобили 2022 года выпуска, а в случае с Mitsubishi Pajero и 2019 года, но без пробега.

Неизменными остаются и цены на собираемые в России электромобили Evolute при том, что утильсбор на электрокары вырос для юрлиц примерно на 300 тыс. руб. Так, кроссовер Evolute i-Joy теперь стоит на не 1 млн, а на 1,5 млн дешевле своего одноклассника московской сборки «Москивч-3е».

Evolute i-Joy

Evolute i-Joy (Фото: Autonews.ru)

Отметим, что на поставку, прохождение таможни, уплату утилизационного сбора на автомобили в России уходит до нескольких месяцев. Это значит, что ослабление рубля и повышение утильсбора могут отразиться на ценах не сразу, а в течение последующих недель.

Цены на новые автомобили в России выросли на 40%

Цены на новые автомобили в России выросли в среднем на 40%. Сильнее всего подорожали премиальные машины, на их цене сказался уход с российского рынка производителей из США, ЕС и Японии. Продажи авто в марте рухнули на 60%, дилеры ожидают дальнейшего спада

В марте цены на новые автомобили поднялись в России в среднем на 40%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные дилеров и «Автостата». По информации последнего, у 26 официально представленных на российском рынке производителей, которые не скрыли прайс-листы на сайтах, машины подорожали на 35-45%.

Повышение цен у «Автоваза» составило от 11% до 47% в зависимости от модели и комплектации, стоимость автомобилей Kia выросла на 24-39%, следует из данных «Автостата».

Материал по теме

При этом сильнее всего (в среднем на 50-60%) подорожали машины верхнего ценового сегмента, отметил в беседе с газетой директор «Авилон Мерседес-Бенц» Ренат Тюктеев. По его словам, доступность премиальных автомобилей заметно снизилась после запрета на новые поставки со стороны США, ЕС и Японии. «Именно здесь сложился основной дефицит, который будет усиливаться с каждым днем, и мы уже это ощущаем», — отметил эксперт.

В ближайшие месяцы дилерам предстоит распродавать автомобили, полученные от производителей неделю назад, и этих запасов хватит на два-пять месяцев, отметил Тюктеев. Это напрямую влияет на стоимость машин, указал он. «По автомобилям среднего ценового сегмента запасы больше, однако остановлены не только отгрузки, но и локальные производства. Дефицит машин растет», — заключил глава «Авилон Мерседес-Бенц».

Материал по теме

Продажи в марте, по словам гендиректора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, рухнули примерно на 60%. «В апреле сохранится тренд на снижение, и, если ключевая ставка ЦБ не изменится, падение может достигнуть 70%. Трафик в дилерских центрах минимальный», — прогнозирует он. В дилерских центрах «Автодома», по словам главы компании, сейчас в наличии есть автомобили всех представляемых брендов: «В среднем от 50 штук каждой марки без учета складского резерва импортера. Самый доступная — Mercedes-Benz, меньше всего автомобилей Jaguar».

«В ближайшее время именно вторичный рынок будет расти и делать выручку авторетейлу, особенно с учетом того, что к концу месяца их стоимость немного сократилась, в среднем на 5–10%, но в денежном выражении это сотни тысяч рублей», — отметил в беседе с «Коммерсантом» гендиректор Fresh Auto Денис Мигаль. При этом продажи падают и в этом сегменте из-за снижения реальных доходов населения, заявил он. По прогнозу эксперта, в апреле соотношение новых и подержанных машин на рынке будет приблизительно 20% к 80%.

Вырастут ли цены на автомобили в 2024 году

Некоторые эксперты предрекают рост цен на экспортируемые автомобили уже начиная с марта этого года, а с 1 апреля — еще больший рост этих цен. Но другие к таким прогнозам относятся с осторожностью. Давайте разберемся.

Юрий Смитюк/ТАСС

Так, например, директор автомобильного маркетплейса CarClick Сергей Пиголкин прогнозирует подорожание импортируемых автомобилей уже в марте этого года. По его словам, сегодня автомобили 2023 года выпуска уже постепенно "вымываются" с рынка, а 2024-го — еще только производятся. По этой причине покупатели не смогут получить скидки прошлого года, ведь они не будут транслироваться на новые машины. Также на рынке наблюдаются проблемы с ассортиментом — уже сейчас сложно найти желаемый автомобиль нужного цвета и комплектации.

Вторая причина: в Китае в феврале практически на полмесяца замрет бизнес-структура и начнутся перебои с отгрузками автомобилей, поэтому массово новые поставки можно ожидать только к концу марта или в апреле.

Третья причина: фактором повышения цен может служить введение ограничения на импорт с 1 апреля.

Поясним, что речь идет о том, что правительство планирует ввести механизм, при котором разница в размере таможенного сбора будет начисляться при ввозе авто в Россию. То есть, просто так автомобиль, который в некоторые страны ЕАЭС ввозился по льготным пошлинам, резко вырастет в цене. Но окончательное решение еще не принято.

Как поясняет эксперт, в первую очередь это сильно ударит по электрокарам и гибридам, ведь в Киргизии ставка 15,25% от стоимости, тогда как в РФ — в разы выше. Например, стоимость Zeekr 001 и Li 7 может вырасти на 1,5 миллиона рублей. Аналогичная ситуация и с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. К примеру, у популярного Geely Monjaro разница в таможенных сборах в РФ и Киргизии — около 700 тысяч рублей. Учитывая введенный утильсбор в 306 тысяч рублей, все это сделает неактуальным ввоз авто через наших соседей.

Но другие эксперты считают иначе.

Игорь Моржаретто, автоэксперт:

— Я не вижу объективных причин для повышения цен на автомобили, кроме изменения курса рубля к юаню. Да, есть дефицит в сегменте бюджетных машин. Но АвтоВАЗ цены держит и будет держать. Сейчас в России — рынок очень слабого покупателя. Компании будут изо всех сил стараться продать то, что уже есть на складах. Что касается 1 апреля, то речь идет о параллельном импорте. А он у нас упал. Если раньше примерно 12 % процентов авто завозилось по нему, то сейчас — 6 %. При этом только половина приходилась на Киргизию, Казахстан, Армению и прочие страны ЕАЭС. То есть, речь идет о 3%, которые на рынок влияют очень слабо.

Максим Кадаков, редактор журнала "За рулем":

— Я думаю, что сейчас ничего сказать нельзя. Огромное количеств машин на стоках не реализовано. По экспертным оценкам, это около 200 тысяч авто. Да, китайцы в свой новый год ничего не делают. Но кто будет скупать эти машины? И как быстро выберут — никому пока неизвестно. Сейчас машины продают со скидками — и спрос явно не догоняет предложение. Конечно, в дальнейшем машины дешевле не станут. Сейчас хороший момент, чтобы покупать. В течение года, как минимум, стоимость на них поднимется на уровень инфляции. Но какие-то дополнительные скидки сомнительны. Не тот рынок, чтобы диктовать цены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *