Куда делись троллейбусы в москве
Перейти к содержимому

Куда делись троллейбусы в москве

  • автор:

Троллейбус стал историей. Почему в Москве один электрический транспорт меняют на новый, но автобусов становится больше

РИА «Новости»

В Москве закрылись последние маршруты троллейбусов, много лет курсировавших по городу — «на память» москвичам оставили всего одну линию. Теперь на место троллейбусов придут более современные электробусы — такой проект мэрия продвигает уже не первый год. Но действительно ли новый электрический транспорт лучше привычного?

30 августа общественная организация Архнадзор, которая занимается защитой памятников архитектуры и исторического наследия Москвы, выпустила «некролог» московскому троллейбусу. В ночь на 25 августа старейший электрический транспорт покинул улицы города, оставили только «исторический маршрут» из трех остановок от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, где скоро должен будет открыться Музей транспорта Москвы.

В Архнадзоре уверены, что убирать с улиц «автобусы с рогами» — ошибка городских властей.

Дорого и бессмысленно

О том, что электробусы — неоправданно дорогой общественный транспорт в том виде, в котором сегодня его внедряют московские власти, «360» уже писал в феврале этого года. Основная проблема этой замены в том, что дорогостоящими электробусами (один стоит порядка 57 миллионов за штуку) заменяют уже работающие и экологически чистые троллейбусы (20 миллионов за штуку).

При этом контактная сеть для троллейбусов уже существует, дополнительные средства требуются только на ее обслуживание. В случае с электробусами строить сеть зарядных станций еще только предстоит — сейчас есть лишь несколько точек подзарядки, каждая новая тоже будет стоить денег.

Урбанист и соучредитель фонда «Городские проекты» Максим Кац уверен, что никаких рациональных причин для того, чтобы менять троллейбусы на электробусы, на самом деле нет.

На самом деле сравнивать надо троллейбус и дизельный автобус — именно на них заменяют 80% троллейбусов

О том, что московские власти поступают нелогично, избавляясь от троллейбусов, говорил и известный урбанист и профессор Пенсильванского университета Вукан Вучик еще в 2018 году, в самом начале московской истории использования электробусов.

«Нынешний план заменить четыре троллейбусных маршрута — это ошибка, потому что это не отвечает цели перехода с дизельного на электротранспорт», — писал он в своем отчете после пребывания в Москве и обследования готовящейся сети электробусов.

В Мосгортрансе на запрос «360» к моменту публикации материала не ответили.

Электробус с секретом

Одной из ключевых претензий Архнадзора к замене троллейбусов на электробусы стал пункт 9.1 технического задания в планах закупки этого вида транспорта. Там указано, что при температуре ниже нуля градусов включается «автономный дизельный отопитель» и топливный бак — на 20 часов работы. В Архнадзоре посчитали, что таким образом электробус «будет дымить, как обычный автобус».

Однако директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин объяснил «360», что на самом деле от горючки будет работать только небольшая часть электробуса — система обогрева салона.

Это не для того, чтобы он ездил, а чтобы пассажиров греть. Аккумуляторной батареи сейчас недостаточно, чтобы еще и греть. Этот дефект будет устранен с появлением более мощной батареи

При этом батареи для электробусов стоят как половина троллейбуса, а менять их, судя по подсчетам экспертов, придется раз в семь с половиной лет, хотя разработчики заявляли срок службы в 15 лет. Об этом «360» рассказывал старший редактор интернет-издания «Транспорт в России» Павел Яблоков.

В троллейбусе вопрос отопления решался без дизеля. Из-за того что этот вид транспорта заряжается постоянно — от сети, — дополнительные мощности аккумулятора для обогрева пассажиров не нужны.

Автобусы нового поколения

В мире же, по словам Блинкина, эпоха троллейбусов закончилась давно — Москва завершает ее едва ли не последней. В европейских городах, которые раньше использовали троллейбусы, сегодня либо существенно сократили количество такого транспорта, заменив его на электробусы, либо убрали вовсе, оставив одну линию в знак того, что когда-то этот транспорт служил жителям верой и правдой.

«Вот эти представления — экологически грязные автобусы и экологически чистые троллейбусы — относятся к понятиям 40-летней давности, потому что сегодня в Москве нет дизельных автобусов, ездят машины лучших экологических классов», — уверен Блинкин.

При этом Сергей Собянин заявлял о том, что закупки дизельных автобусов в Москве прекратятся только в 2021 году, тогда, по планам мэра, столица должна полностью перейти на электробусы.

По словам Блинкина, в потоке современный автобус и троллейбус имеют одинаковый вред — другим участникам движения приходится много маневрировать, тормозить и обгонять их, что создает существенное количество выбросов.

При выделенной полосе, уверен Блинкин, пускать троллейбусы нерационально, так как их вместительность меньше, чем у современного сочлененного автобуса с «гармошкой». Тем более что в ближайшем будущем на маршруты должны выйти и сочлененные электробусы.

Однако о существовании троллейбусов с «гармошкой» сторонники электробусов почему-то не говорят, так же как и о том, почему все-таки чистые электробусы заменяют абсолютно аналогичный электрический транспорт, а не автобусы, работающие на горючем.

Москву оставили без троллейбусов

Весь электротранспорт, несмотря на протесты общественников, заменили электробусами

Все троллейбусные маршруты в Москве ликвидированы и заменены на электробусные, сообщили в ГУП «Мосгортранс». «В знак уважения» мэрия оставила один маршрут, по которому будут ходить две ретромашины. Ликвидации троллейбусного движения активно противостояло общественное движение «Москвичи за троллейбус» и депутаты Мосгордумы: они указывали на чрезмерную дороговизну электробусов, а также опыт европейских городов по сохранению электрического транспорта.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ / купить фото

«25 августа в столице началась новая эпоха электротранспорта — по троллейбусным маршрутам поехали электробусы,— заявил 25 августа гендиректор ГУП "Мосгортранс" Леонид Антонов.— Решение постепенно отказываться от троллейбусного сообщения далось нам непросто, но мы понимаем: это шаг вперед. Будущее за инновационным электрическим транспортом».

Сейчас в Москве ездит 450 электробусов, до конца года их будет 600, а к 2024 году — более 2,6 тыс. Два контракта по поставке электробусов мэрия заключила в 2018 году (на 6,35 млрд руб. каждый — с КамАЗом и ГАЗом), еще один — на 6,57 млрд руб. в 2019 году (с КамАЗом) ) — они уже исполнены. В начале 2020 года был заключен еще контракт на 11 млрд руб. с КамаЗом и на 5,6 млрд руб. с ГАЗом.

Руководство города, заявил господин Антонов, приняло решение «в знак уважения» оставить один троллейбусный маршрут от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, где будет ходить две ретромашины. Скорее всего это будут музейные ЗиУ-5 1961 года и ЗиУ-5Г 1966 года.

Первые троллейбусы появились в Москве в ноябре 1933 года. Слухи о планах мэрии отказаться от этого вида транспорта обсуждались в сети последние несколько лет. С 2014 года несколько десятков троллейбусных маршрутов были заменены электробусными. Как рассказывал “Ъ”, в январе 2020 года в соцсетях появилась фотография информационной листовки с символикой «Мосгортранса», где говорилось о планах «ликвидации троллейбусов по требованию мэра Москвы Сергея Собянина». В ГУП тогда опровергли информацию, заявив, что «списание старых троллейбусов происходит строго по фактическому состоянию транспортных средств». Активное сопротивление процессу ликвидации троллейбусов оказывало общественное движение «Москвичи за троллейбус». Именно оно накануне официального сообщения «Мосгортранса» распространило информацию о том, что последние троллейбусы в Москве прекращают работу 25 августа 2020 года.

Группа депутатов Мосгордумы (Сергей Митрохин, Дарья Беседина и другие) ранее обращались к мэру Сергею Собянину с просьбой сохранить троллейбусное движение. В их письме говорится, в частности, что троллейбус является «визитной карточкой» и «брендом» города; что он может стать символом Москвы, как двухэтажный автобус в Лондоне; что «современный троллейбус» выгоднее и дешевле электробусов.

«Множество городов в мире развивает электротранспорт,— пишут депутаты.— Никто не пытается заменить один вид электротранспорта другим. Москва не должна быть уникальным отрицательным примером».

Парламентарии поддерживают расширение парка электробусов, но они должны приходить на замену дизельным автобусам.

Другие российские города троллейбусы по-прежнему применяют. Машины, которые ранее ходили по улицам Москвы, передаются в Саратов и Нижний Новгород. Более 100 новых троллейбусов получит в 2020 году Санкт-Петербург. Программа комплексной модернизации пассажирского транспорта Минтранса, о которой “Ъ” рассказывал, предусматривает поставку в города более 2,5 тыс. новых троллейбусов. В Архангельске, Астрахани, Тюмени, Владикавказе, Благовещенске троллейбусов нет, протяженность троллейбусных линий «серьезно сократилась» за последнее время во Владивостоке, Воронеже, в Ростове-на-Дону, Вологде, говорит директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Власти Пензы также объявили о планах ликвидировать троллейбусы, местные активисты уже начали сбор подписей против этого решения.

Фотогалерея

Уехала эпоха

Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран

Первая троллейбусная линия в Москве была открыта 15 ноября 1933 года

Линия имела длину 7,5 км и пролегала от площади Тверской заставы (Белорусского вокзала) по Ленинградскому шоссе до моста Московской окружной дороги в Покровском-Стрешнево<br></p>
<p>На фото: столичный троллейбус образца 1933 года

Первый троллейбус, получивший индекс ЛК в честь партийного деятеля Лазаря Кагановича, имел деревянный каркас, мог развивать скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 сидений

В январе 1934 года первую линию продлили до площади Революции, в конце того же года была открыта вторая линия — по Арбату На фото: троллейбусы у Триумфальной арки возле Белорусского вокзала, которая позже была снесена

К началу Великой Отечественной войны в 1941 году Москва по численности троллейбусов (599 единиц) занимала второе место в мире после Лондона, где их было 1820 единиц <br></p>
<p>На фото: женщины разгружают дрова на улице Горького, 1941 год

В начале 1941 года в Москве работало три троллейбусных парка, которые обслуживали 17 маршрутов. Движение в городе осложнялось не только светомаскировкой, но и постоянным повреждением дорог и контактной сети

Десятки московских троллейбусов отправляли в тыл. Многие из них затем распределили по другим городам, где в годы войны открыли троллейбусное движение

В отличие от других стран, где от троллейбусов начали отказываться в 1950-1960-х годах и заменять их на автобусы, в СССР этот вид транспорта активно развивался до конца 1980-х

На 1 января 1964 года в Москве было 1811 троллейбусов. Для новых машин в 1962 году был открыт 6-й троллейбусный парк (в Заморинском переулке), а в 1964 году — 7-й троллейбусный парк (Нагатинский)

С 1940-х годов для подготовки водителей троллейбусов стали принимать женщин

В 1991 году троллейбусы сыграли свою роль во время августовского путча. Люди перегородили ими проезжую часть, чтобы преградить путь танкам

После распада СССР троллейбусный транспорт в столичном регионе продолжал развиваться. Новые линии появились в Подмосковье — в Химках, Видном, Подольске

В августе 1993 года из-за введения одностороннего движения вокруг Кремля была изменена схема всех троллейбусных маршрутов, проходящих через центр Москвы

В 1990-х – 2000-х годах некоторые троллейбусные линии в центре закрылись. Так, были сняты с эксплуатации линии на Манежной улице, на Пушечной улице, на Кузнецком мосту, на Неглинной улице

С 2014 года несколько десятков троллейбусных маршрутов в Москве были заменены электробусными

25 августа 2020 года «Мосгортранс» сообщил, что все троллейбусные маршруты в Москве ликвидированы и заменены на электробусные. «В знак уважения» мэрия оставила один маршрут, по которому будут ходить два ретротроллейбуса

Первая троллейбусная линия в Москве была открыта 15 ноября 1933 года

Фото: Микулина Елена / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Линия имела длину 7,5 км и пролегала от площади Тверской заставы (Белорусского вокзала) по Ленинградскому шоссе до моста Московской окружной дороги в Покровском-Стрешнево
На фото: столичный троллейбус образца 1933 года

Фото: Микулина Елена / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Первый троллейбус, получивший индекс ЛК в честь партийного деятеля Лазаря Кагановича, имел деревянный каркас, мог развивать скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 сидений

Фото: Грачев Михаил / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

В январе 1934 года первую линию продлили до площади Революции, в конце того же года была открыта вторая линия — по Арбату На фото: троллейбусы у Триумфальной арки возле Белорусского вокзала, которая позже была снесена

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

К началу Великой Отечественной войны в 1941 году Москва по численности троллейбусов (599 единиц) занимала второе место в мире после Лондона, где их было 1820 единиц
На фото: женщины разгружают дрова на улице Горького, 1941 год

Фото: Л. Смирнов / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

В начале 1941 года в Москве работало три троллейбусных парка, которые обслуживали 17 маршрутов. Движение в городе осложнялось не только светомаскировкой, но и постоянным повреждением дорог и контактной сети

Фото: Фотоархив журнала «Огонек»

Десятки московских троллейбусов отправляли в тыл. Многие из них затем распределили по другим городам, где в годы войны открыли троллейбусное движение

Фото: Санько Галина / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

В отличие от других стран, где от троллейбусов начали отказываться в 1950-1960-х годах и заменять их на автобусы, в СССР этот вид транспорта активно развивался до конца 1980-х

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

На 1 января 1964 года в Москве было 1811 троллейбусов. Для новых машин в 1962 году был открыт 6-й троллейбусный парк (в Заморинском переулке), а в 1964 году — 7-й троллейбусный парк (Нагатинский)

Фото: Огонек-Ъ / Новиков С. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

С 1940-х годов для подготовки водителей троллейбусов стали принимать женщин

Фото: Савин Михаил / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Фото: Мальцев А. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

В 1991 году троллейбусы сыграли свою роль во время августовского путча. Люди перегородили ими проезжую часть, чтобы преградить путь танкам

Фото: Дитякин Алексей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

После распада СССР троллейбусный транспорт в столичном регионе продолжал развиваться. Новые линии появились в Подмосковье — в Химках, Видном, Подольске

Фото: Игорь Чижов/Коммерсантъ

В августе 1993 года из-за введения одностороннего движения вокруг Кремля была изменена схема всех троллейбусных маршрутов, проходящих через центр Москвы

Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев

В 1990-х – 2000-х годах некоторые троллейбусные линии в центре закрылись. Так, были сняты с эксплуатации линии на Манежной улице, на Пушечной улице, на Кузнецком мосту, на Неглинной улице

Фото: Коммерсантъ / Сафрон Голиков

С 2014 года несколько десятков троллейбусных маршрутов в Москве были заменены электробусными

Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото

25 августа 2020 года «Мосгортранс» сообщил, что все троллейбусные маршруты в Москве ликвидированы и заменены на электробусные. «В знак уважения» мэрия оставила один маршрут, по которому будут ходить два ретротроллейбуса

Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров / купить фото

В Москве перестал ходить последний троллейбус

Cathay Pacific

1 апреля приостановлена работа последнего троллейбусного маршрута в Москве, который назывался буквой «Т», он же — Музейный маршрут. Он был организован, когда в конце лета 2020 года в столице ликвидировали все прочие троллейбусные маршруты. Куратором проекта выступил Музей транспорта Москвы.

Утверждается, что через полгода маршрут могут возобновить, но уверенности в этом нет.

Музейный маршрут ходил от площади трех вокзалов (Комсомольская площадь) и имел совсем небольшую протяженность — он ходил по 3,6-километровому кольцу. Практической пользы от троллейбуса было немного — на линии работало всего две машины, которые ходили с большими интервалами.

Музейный маршрут

Предполагалось, что этот маршрут будут использовать для экскурсий, выездов ретротехники и других специальных мероприятий.

Приостановку работы Музейного троллейбуса объясняют благоустройством Басманного района столицы. В частности, будет демонтирована контактная сеть, которая питает троллейбусы, и ее опоры.

В силу того, что маршрутом «Т» в реальности пользовалась всего пара сотен пассажиров в сутки, есть опасения, что до восстановления маршрута дело может не дойти.

Тем временем в Москве появляется новый тип общественного транспорта — беспилотные такси. С 25 марта начал действовать экспериментальный правовой режим, разрешающий пассажирские перевозки на такси без водителя. Такие машины появятся на улицах Москвы и в Сколково, в городе-спутнике Казани Иннополисе и на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае.

В Москве все же сохраняется требование о присутствии водителя-испытателя в салоне, а в других регионах пассажиры смогут ездить и без него. При необходимости можно удаленно связаться с оператором.

Первой зоной для беспилотных перевозок в столице выбран район Ясенево — между станциями метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк».

В эксперименте принимают участие автомобили с беспилотной системой, разработанной «Яндексом». Заказать такое такси можно будет так же, как и обычное. Стоимость поездки отличаться не будет.

Предполагается, что если эксперимент пройдет успешно, к 2025 году беспилотные такси смогут стать полноценной частью городской транспортной инфраструктуры.

В Москве убрали троллейбусы: причины транспортной революции

Утром во вторник, 25 августа, случилось то, о чем говорили еще с начала этого года: «рогатые» троллейбусы покинули улицы столицы. Теперь в городе будет лишь один троллейбусный маршрут, да и на нем можно будет увидеть не привычные нам машины, а их ретро-версию. Убирать инженерные сети начали еще несколько недель назад. По мнению властей, многочисленные провода серьезно портили внешний вид Москвы, а сами троллейбусы сильно уступали в маневренности и качестве поездке их современным аналогам – электробусам.

Протяженность единственного маршрута составит всего пару остановок

Всего курсировать на специальном маршруте будут два ретротроллейбуса. Маршрут условно назван музейным, так как неподалеку откроется Музей Транспорта Москвы, где тоже можно будет увидеть троллейбусы разных лет.

Пока на этом участке идет обкатка – пробные запуски, которые продлятся весь сентябрь. После на постоянной основе на маршруте начнут работать ретротроллейбусы. По словам руководства «Мосгортранса» — этот маршрут останется навсегда в знак уважения к «рогатому» транспорту. Правда, длина нового маршрута будет, видимо, чисто символической: от Казанского вокзала до 2-го троллейбусного парка (улица Новорязанская).

— 25 августа в столице началась новая эпоха электротранспорта − по троллейбусным маршрутам поехали электробусы, — говорит генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Леонид Антонов. — Решение постепенно отказываться от троллейбусного сообщения далось нам непросто, но мы понимаем – это шаг вперёд. Будущее за инновационным электрическим транспортом. Когда-то точно так же популярную конку в столице сменил новый на тот момент вид транспорта – трамвай. Постепенно электробусных маршрутов будет всё больше. Количество электротранспорта постоянно растет – сейчас в парке 450 электробусов, до конца года их будет 600, а к 2024 году – планируется более 2600.

Отметим, что за жизнь столичного троллейбуса боролось большое количество активистов. В соцсетях поднялась настоящая буря, когда стало известно о начале удаления контактной сети с улиц города. Кстати, по предварительной информации, все троллейбусные провода в пределах Третьего транспортного кольца будут срезаны к 1 сентября.

Ну а о снятии всех маршрутов энтузиасты узнали в понедельник вечером по своим каналам. И даже устроили импровизированное прощание у ворот троллейбусного парка. «Рогатых» обнимали, водили вокруг них хороводы, читали им стихи. Было трогательно и немного грустно.

Аргументы защитников троллейбусов звучали уже неоднократно. Аналитик Алексей Радченко считает, что новую маршрутную сеть (к существующим автобусным маршрутам прибавляются троллейбусные) транспортный комплекс «не потянет». Ни по количеству машин, ни по количеству водителей.

Однако контраргументов все равно больше. Главный – троллейбусы чересчур громоздки и неповоротливы, чуть что не так – встают вдоль всего маршрута и создают «пробки». Так что чиновников вполне можно понять. Заметим, что еще в январе отмена маршрутов планировалась постепенной, пока троллейбусы не выслужат свой срок эксплуатации. Но, видимо, в итоге «рогатых» приговорили скоропалительно.

А когда-то троллейбус был одним из главных видов общественного транспорта Москвы. Первую троллейбусную линию в городе и в СССР запустили в начале 30-х годов прошлого века. Она связала Тверскую заставу (Белорусский вокзал) и село Всехсвятское (Сокол). Бурное развитие троллейбусов началось в 50-е, в 70-е троллейбусные линии были проложены по основным радиальным магистралям города. В начале 90-х общая протяженность линий превышала тысячу километров, а в год троллейбусы перевозили более 1,5 млн москвичей.

Тем не менее, постепенно троллейбусный парк начал устаревать. С 2016 года троллейбусные маршруты стали переводить на другие виды транспорта, и за год 14 троллейбусных маршрутов перевели на обслуживание автобусами. К концу прошлого года осталось 36 троллейбусных маршрутов. Летом 2020 года на линии выходило менее 300 троллейбусов.

В замен троллейбусов с 2018 года в город было поставлено 334 автобуса на электрической тяге. Сегодня в Москве 36 электробусных маршрутов. В ходе эксплуатации стало понятно – скорость на одном и том же маршруте у электробуса на 16% выше, чем у троллейбуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *