Какую дистанцию нужно соблюдать при передвижении на автомобиле
Перейти к содержимому

Какую дистанцию нужно соблюдать при передвижении на автомобиле

  • автор:

Автошкола Профи-Центр

Безопасная дистанция в ПДД

Безопасную дистанцию водитель должен держать постоянно, ведь именно с ее несоблюдением связана немалая часть ДТП. Выясняем, как регламентируется безопасная дистанция между авто в правилах дорожного движения, откуда возникают трудности с ее определением, и есть ли штрафы за нарушение дистанции во время движения.

Что говорится о безопасной дистанции в ПДД

Наверняка вам не раз встречалось мнение, что ПДД никак не регламентирует нормы безопасной дистанции, и оно почти верное. Правила дорожного движения только устанавливают обязанность водителя соблюдать дистанцию, но не дают подсказок, которые позволили бы определить нужное расстояние. Пункт ПДД 9.10 о безопасной дистанции звучит так: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения».

Также дистанции между авто на дороге касается пункт ПДД 9.11 о движении вне населенных пунктов. Он гласит, что: «вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель ТС, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель ТС или состава ТС длиной более 7 м должен поддерживать такую дистанцию, чтобы обгоняющие его ТС могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу».

Как можно заметить, этот пункт ПДД адресован, скорее, водителям автобусов, грузовиков и других ТС, которые зачастую двигаются медленнее потока, и в первую очередь призван защитить обгоняющих, а также позволить безопасно завершить маневр.

  • Важная деталь: требования пункта 9.11 не действует на дорогах, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

Получается, что правила дорожного движения только обязывают водителя соблюдать дистанцию, но никак ее не определяют. Отчего так происходит?

Почему безопасную дистанцию сложно регламентировать

Все дело в том, что дистанция между авто зависит от самых разных факторов: времени года, погодных условий, состояния дорожного покрытия, видимости, особенностей авто, состояния шин, стажа водителя, скорости движения — перечислять можно долго. Именно поэтому ПДД не дают даже средних величин и чисел. Единственный случай, когда правила дорожного движения определяют разрешенную дистанцию, связан с применением специального знака 3.16 «Ограничение минимальной дистанции».

Знак 3.16, устанавливающий минимальную дистанцию между авто в 70 метров.

Согласно ПДД в зоне действия такого знака «запрещено движение ТС с дистанцией между ними меньше указанной на знаке» . Во всех остальных случаях водитель вправе определять дистанцию самостоятельно.

Как водителю определить безопасную дистанцию?

Советов здесь несколько. Первое негласное правило — «делим скорость пополам». Разделите текущую скорость движения на 2, и полученное число и будет примерной безопасной дистанцией в метрах. То есть, если вы двигаетесь со скоростью 100 км/ч, держитесь примерно в 50 метрах от авто впереди. Совет древний, но действенный, однако важно держать в голове, что применять это правило следует только на сухой и ровной дороге — зимой дистанцию точно следует увеличить.

Другой распространенный вариант — так называемое «правило двух секунд». Согласно ему, расстояние до впередиидущего автомобиля ваше авто должно проходить за 2 секунды или более. Проверить это можно так: засеките объект на обочине, и в тот момент, когда его проедет авто впереди, начинайте отсчет. Если вы проехали тот же объект за 2 секунды или более — все в порядке, если быстрее — дистанцию лучше увеличить. Разумеется, и это правило применяется только для сухой дороги. А подробнее о хитростях определения дистанции в разное время суток мы рассказываем здесь .

Есть ли штрафы за несоблюдение дистанции?

Строго говоря, нет, и это даже логично: так как в ПДД нет конкретных цифр, определяющих необходимую дистанцию, наказывать за нарушение весьма проблематично.

Штраф за несоблюдение дистанции можно получить только постфактум — в случае ДТП. Если вы нарушили дистанцию и «догнали» авто впереди, это трактуется как нарушение правил расположения ТС на проезжей части и наказывается штрафом в размере 1 500 ₽ . Тот же штраф коснется вас при несоблюдения требований, устанавливаемых знаком 3.16, о действии которого мы рассказали выше.

Еще больше материалов о тонкостях ПДД, вождении и штрафах можно найти в блоге автошколы «Профи Центр» во Владивостоке.

Чем грозит нарушение указаний регулировщика?
Категории ТС в техническом регламенте

2024 © Профи Центр

Безопасная дистанция между авто по ПДД

Безопасную дистанцию водитель должен держать постоянно, ведь именно с ее несоблюдением связана немалая часть ДТП. Выясняем, как регламентируется безопасная дистанция между авто в правилах дорожного движения, откуда возникают трудности с ее определением, и есть ли штрафы за нарушение дистанции во время движения. Что говорится о безопасной дистанции в ПДД Наверняка вам не раз встречалось мнение, что ПДД никак не регламентирует нормы безопасной дистанции, и оно почти верное. Правила дорожного движения только устанавливают обязанность водителя соблюдать дистанцию, но не дают подсказок, которые позволили бы определить нужное расстояние. Пункт ПДД 9.10 о безопасной дистанции звучит так: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения». Также дистанции между авто на дороге касается пункт ПДД 9.11 о движении вне населенных пунктов. Он гласит, что: «вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель ТС, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель ТС или состава ТС длиной более 7 м должен поддерживать такую дистанцию, чтобы обгоняющие его ТС могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу». Как можно заметить, этот пункт ПДД адресован, скорее, водителям автобусов, грузовиков и других ТС, которые зачастую двигаются медленнее потока, и в первую очередь призван защитить обгоняющих, а также позволить безопасно завершить маневр. Важная деталь: требования пункта 9.11 не действует на дорогах, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне. Получается, что правила дорожного движения только обязывают водителя соблюдать дистанцию, но никак ее не определяют. Отчего так происходит? Почему безопасную дистанцию сложно регламентировать Все дело в том, что дистанция между авто зависит от самых разных факторов: времени года, погодных условий, состояния дорожного покрытия, видимости, особенностей авто, состояния шин, стажа водителя, скорости движения — перечислять можно долго. Именно поэтому ПДД не дают даже средних величин и чисел. Единственный случай, когда правила дорожного движения определяют разрешенную дистанцию, связан с применением специального знака 3.16 «Ограничение минимальной дистанции». Знак 3.16, устанавливающий минимальную дистанцию между авто в 70 метров. Согласно ПДД в зоне действия такого знака «запрещено движение ТС с дистанцией между ними меньше указанной на знаке». Во всех остальных случаях водитель вправе определять дистанцию самостоятельно. Как водителю определить безопасную дистанцию? Советов здесь несколько. Первое негласное правило — «делим скорость пополам». Разделите текущую скорость движения на 2, и полученное число и будет примерной безопасной дистанцией в метрах. То есть, если вы двигаетесь со скоростью 100 км/ч, держитесь примерно в 50 метрах от авто впереди. Совет древний, но действенный, однако важно держать в голове, что применять это правило следует только на сухой и ровной дороге — зимой дистанцию точно следует увеличить. Другой распространенный вариант — так называемое «правило двух секунд». Согласно ему, расстояние до впередиидущего автомобиля ваше авто должно проходить за 2 секунды или более. Проверить это можно так: засеките объект на обочине, и в тот момент, когда его проедет авто впереди, начинайте отсчет. Если вы проехали тот же объект за 2 секунды или более — все в порядке, если быстрее — дистанцию лучше увеличить. Разумеется, и это правило применяется только для сухой дороги. А подробнее о хитростях определения дистанции в разное время суток мы рассказываем здесь. Есть ли штрафы за несоблюдение дистанции? Строго говоря, нет, и это даже логично: так как в ПДД нет конкретных цифр, определяющих необходимую дистанцию, наказывать за нарушение весьма проблематично. Штраф за несоблюдение дистанции можно получить только постфактум — в случае ДТП. Если вы нарушили дистанцию и «догнали» авто впереди, это трактуется как нарушение правил расположения ТС на проезжей части и наказывается штрафом в размере 1 500 ₽. Тот же штраф коснется вас при несоблюдения требований, устанавливаемых знаком 3.16, о действии которого мы рассказали выше. Еще больше материалов о тонкостях ПДД, вождении и штрафах можно найти в блоге автошколы «Профи Центр» во Владивостоке. Чем грозит нарушение указаний регулировщика? Категории ТС в техническом регламенте

Небезопасная дистанция между авто: когда оштрафуют

Если водитель едет слишком близко к другому автомобилю, то при резком торможении они могут столкнуться. Тогда он получит штраф 1500 руб. за несоблюдение дистанции. Но наказания можно избежать, если при аварии машина двигалась задним ходом, врезалась в припаркованный автомобиль или внезапно остановилась. Для того, чтобы предотвратить негативные последствия, нужно уметь определять безопасную дистанцию во время езды.

Какое расстояние является безопасной дистанцией

В законе не указано, какое расстояние должен соблюдать водитель до авто, которое едет перед ним. Пункт 9.10 ПДД ("Расположение авто на проезжей части") лишь предусматривает, что автолюбитель должен соблюдать такое расстояние до машины впереди, чтобы в экстренной ситуации избежать столкновения.

Дистанция зависит от погоды, состояния трассы и технических характеристик автомобиля. Но водитель может определить безопасное расстояние до машины во время езды. На сухой дороге для этого следует разделить скорость пополам, а на влажной — держать расстояние до автомобилиста впереди, равное скорости машины.

Ещё один способ — запомнить место, возле которого только что проехала машина впереди, а затем досчитать до двух. Если автолюбитель проехал этот ориентир быстрее, то дистанцию нужно увеличить. При этом 2 секунды — это только для сухой дороги, 3 секунды — для влажной, а на снежной нужно засечь 6 секунд.

Что грозит за несоблюдение дистанции

Если водитель попал в ДТП из-за того, что не контролировал дистанцию и врезался в другое авто, то получит штраф 1500 руб. по ч. 1 ст. 12.15 КоАП (“Нарушение правил расположения автомобиля на дороге”). Его можно заплатить с 50% скидкой в течение 20 дней с момента его вынесения.

Спрашивали? Отвечаем*

Юрист "Европейской Юридической Службы" Евгений Иванов отвечает, что водитель может получить штраф за несоблюдение дистанции, только если произошло столкновение. "В иных ситуациях следует обжаловать штраф и приложить запись видеорегистратора или объяснения свидетелей, подтверждающие, что в момент фиксации нарушения автомобилист не врезался в другую машину." — обращает внимание эксперт.

Инспектор оштрафует водителя, который ехал сзади, когда автомобилист превысил скорость, или не увидел, что машина впереди тормозит. Но иногда наказание может получить водитель, который двигался впереди: если тот внезапно затормозил без повода. А не для того, чтобы предупредить аварию. В других случаях инспектор выпишет штраф автомобилисту сзади, так как тот не смог оценить дорожную обстановку и не контролировал дистанцию.

Спрашивали? Отвечаем*

Юрист "Европейской Юридической Службы" Евгений Иванов поясняет, что водитель такси не убедился в безопасности маневра, создал аварийную ситуацию, чем нарушил п. 8.1 ПДД ("Начало движения, маневрирование). "Автомобилисту стоит обжаловать штраф, предоставив записи видеорегистратора или показания свидетелей, ведь он не мог предугадать действия машины впереди." — добавляет эксперт.

Когда водитель не получит штраф

  • одна из машин не двигалась, а стояла на парковке (но не при ожидании светофора);
  • автомобили не столкнулись, но ехали близко друг к другу;
  • водитель двигался задним ходом, поскольку для соблюдения дистанции один из автомобилей должен находиться впереди.

Так, Михаилу Лукину* из Томска удалось доказать свою невиновность при ДТП. Когда он двигался по своей полосе, на неё из правой внезапно перестроился автомобилист, в результате чего машины столкнулись. По мнению инспектора, ДТП произошло по вине Лукина. Он не контролировал дорожную обстановку и не соблюдал дистанцию до авто, которое ехало впереди. Поэтому полицейский выписал ему штраф 1500 руб. Автомобилист обжаловал наказание в суде.

Советский районный суд г. Томска отменил наказание Лукину. Судья Андрей Кайгородов установил, что штраф за несоблюдение дистанции возможен, только если водители двигаются по одной полосе и траектории их движения не пересекаются. В ситуации с Лукиным водители ехали на соседних полосах, а ДТП произошло из-за резкого перестроения, поэтому суд отменил штраф (Решение Советского районного районного суда Томска по делу №12-251/2019).

Спрашивали?Отвечаем*

Юрист "Европейской Юридической Службы" Евгений Иванов поясняет, что инспектор выписал штраф за несоблюдение ПДД правомерно, поскольку "водитель не учел дорожные и метеорологические условия, а при возникновении опасности не предпринял меры к снижению скорости".

* Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

* Имя и фамилия изменены редактором.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Соблюдение дистанции и бокового интервала – это одни из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Пункт 9.10 Правил дорожного движения гласит, что «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». Обе эти величины автомобилист должен определять самостоятельно.

Дистанция — не фиксированная величина для всех случаев. Она зависит от скорости движения, состояния асфальта и шин вашего автомобиля, погодных условий, в том числе от скорости реакции и самочувствия водителя.

Существуют приемы, помогающие быстро сориентироваться во время вождения.

Первый из них – деление скорости движения надвое. Иными словами, если скорость транспортного средства составляет 80 км/ч, то до машины, едущей впереди, должно оставаться не менее 40 м. Этот способ эффективен при перемещении по сухому дорожному покрытию и больше подходит для езды по трассе. Если же идет дождь или асфальт покрыт слоем льда, такие расчеты становятся неактуальными. В сложных метеоусловиях безопасная дистанция будет равна скорости движения транспортного средства.

Не каждый водитель может безошибочно определить расстояние «на глаз». Для тех, кому затруднительно интуитивно определять промежутки, существует так называемое правило двух секунд. Необходимо дождаться, пока машина, едущая впереди, поравняется с каким либо ориентиром (дорожным знаком и пр.). После этого нужно сосчитать до двух. Если ваш автомобиль за это время проехал заданную отметку, значит, скорость нужно сбросить. Среднестатистическому водителю требуется ровно 1 секунда, чтобы среагировать на опасность и нажать на педаль тормоза. Вторая секунда – запас для тех, чья реакция не отличается быстротой. Иногда временной интервал приходится увеличивать. Например, после снегопада и во время дождя опытные водители советуют выдерживать дистанцию в 4 секунды. При езде по гололеду безопасный промежуток возрастает до 5-6 секунд.

Все приведенные выше советы больше подходят для передвижения по загородным шоссе. Для городских же улиц существуют другие «хитрости». Автоэксперты не советуют отдаляться от машины впереди больше чем на 3 метра. Оптимальная же дистанция – 2/3 кузова транспортного средства. Разумеется, при этом крайне важно соблюдать скоростной режим, учитывать дорожные и метеорологические условия.

Ночью все гораздо сложнее. Засечь дистанцию теми же способами, что и днем, затруднительно, а соблюдать ее гораздо важнее. Днем вы видите далеко, и в большинстве случаев заранее заметите причину торможения машины впереди, что даст вам возможность нажать на тормоз заранее. В темноте экстренная остановка станет для вас неприятным сюрпризом, ведь видеть вы можете только то, что освещают фары и задние габариты попутчика. Поэтому ночью лучше не «жадничать» и набрать метры с запасом.

Чтобы избежать столкновений на дорогах, также необходимо соблюдать боковой интервал, т.е. минимальное расстояние между автомобилями, позволяющее свободно маневрировать на дороге.

Заднюю часть фур, автобусов, троллейбусов, нередко заносит даже на ровной дороге. От заноса не застрахован никто, особенно при порывах ветра. В сильный дождь при наезде на лужу нередко наблюдается аквапланирование. Машина теряет нормальное сцепление с асфальтом, что само по себе очень опасно. Зимой же резкая смена траектории может быть обусловлена попаданием колеса на участок, покрытый льдом. Поэтому боковой интервал при передвижении по трассе не должен быть менее 70-80 см. При этом не имеет значения, в попутном или встречном направлении едет второй автомобиль.

Для измерения бокового интервала секунды неприменимы, и ориентиров для расчета сантиметров тоже нет. В отличие от дистанции, совет только самый общий. Старайтесь держаться посередине своей полосы, но не забывайте делать поправку на поведение других участников движения, дорожные и метеорологические условия.

Что такое безопасная дистанция между автомобилями

В России ПДД обязуют каждого водителя осуществлять выбор безопасной дистанции, а также соблюдать боковой интервал. Это обеспечит достаточную безопасность при движении. Но у новичков часто возникает непонимание, что такое безопасная дистанция и как ее рассчитать. Но ничего сложного в этом нет, если иметь хотя бы поверхностное представление о физике процесса управления авто и научиться применять простые правила.

3c829eb9f54ad572c947bb82d0eb3ffd tn

Тормозной путь и расстояние между автомобилями

Невозможно мгновенно остановить1,5 тонны. То расстояние, которое преодолевает авто с момента нажатия на тормоз и до полной остановки, будет являться тормозным путем. На длину этого пути влияет инерция. Чем массивней тело, чем выше его скорость, тем выше будет сила инерции. Тормоза гасят инерцию с различной степенью эффективности в зависимости от качества дорожного покрытия, качества покрышек и прочих параметров.

Протяженность тормозного пути должна учитываться при выборе расстояния, которого нужно придерживаться, двигаясь за впереди идущим транспортным средством. Оно должно быть больше длины тормозного пути. В случае экстренного торможения при несоблюдении дистанции произойдет ДТП с вероятностью 100%, причем виновным будет априори тот, кто ехал сзади.

Как вычислить безопасную дистанцию между машинами

Существует базовая формула для расчета тормозного пути: d = v 2 / (2 * μ * g), в которой не учтено множество важных переменных. Здесь нет времени реакции водителя, коэффициента сцепления, направления и скорости ветра и многого другого.

Однако водители не проводят сложных математических вычислений при управлении машиной. В ход идут более быстрые и относительно точные способы соблюдения дистанции в любых дорожных условиях.

Скорость автомобиля, деленная надвое

Этот способ расчета появился одним из первых, пользоваться им легко. Нужно просто взять текущую скорость транспортного средства (ТС) и разделить ее на 2. Полученное значение равняется расстоянию в метрах от впереди идущего ТС. Например, при показаниях на спидометре 60 км/ч безопасным расстоянием будет 30 м.

Для сухой дороги правило работает на «5+». Но все становится чуть сложней при езде по другому покрытию:

  • на влажной асфальтированной дороге полученное после деления скорости значение нужно умножать на 1,5 — при тех же 60 км/ч расстояние должно быть не менее 75 м;
  • в зимнее время на скользком покрытии делить ничего не нужно — те же 60 км/ч должны давать 60 м между ТС.

Вгороде, где расстояние между фонарными столбами вдоль дороги равно 30 м, пользоваться этим правилом удобно. Но на трассе потребуется точный глазомер, которым не обладает даже 5% населения земного шара.

Правило двух секунд

Альтернативой делению скорости является правило «двухсекунд». Оно более простое в освоении и применении, с ним справится даже новичок, впервые севший за руль учебной машины. Во время движения за движущимся впереди ТС нужно выбрать контрольную точку. Это может быть что угодно — деформационный шов или выбоина на асфальте, канализационный люк или тот же фонарный столб. В момент, когда впереди идущее ТС проедет контрольную точку, нужно начать считать в формате «221», «222» и т.д.

Если водитель успел проговорить (пусть и «про себя») «222», а до контрольной точки он еще не доехал, то расстояние выбрано правильно. Если он не успел сосчитать до «222», то стоит уменьшить скорость и отпустить впередиидущий автомобиль подальше.

Время реакции водителя и скорость автомобиля

Измерять расстояние в секундах удобно, поэтому многие пользуются именно им как во время движения по городу, так и на трассе. Тем более, что оно учитывает и время реакции — переменную, от которой зависит эффективность любого торможения, и позволяет людям с невысокой скоростью реакции чувствовать себя уверенней на дороге.

Время реакции — период, начиная от осознания опасности, и до того момента, когда водитель начинает предпринимать действия для исправления ситуации. Среднестатистическое время реакции лежит в пределах от 0,4 с (спортсмены-гонщики) до 1,5 с (обычные водители). При «долгой реакции» к секундному правилу стоит прибавить 1-2 с.

Усредненным в ПДД принимается время 0,8 с. Но в течение дня у каждого человека время реакции меняется. На него влияют и самочувствие, и «выспанность», и даже настроение. Поэтому ни в больном состоянии, ни в подавленном, ни после бессонной ночи за руль садиться не следует.

Боковая дистанция

ПДД обязывают соблюдать расстояние и между бортами ТС. Здесь все довольно просто — в городских условиях достаточно выдерживать 1-1,5 м, а вот за городом не менее 1,5 м, но оптимально — 2/3 ширины ТС.

Это сделает обгоны и даже прямолинейное движение по многополосной дороге, на сухом и влажном покрытии более безопасным. На скользком покрытии автолюбитель должен увеличить боковое расстояние на случай, если какой-то из автомобилей вдруг начнет заносить.

Как соблюдать дистанцию

В научном центе «НАМИ» и в других профильных институтах давно вычислены все безопасные расстояния. Например, для скорости 35 км/ч (средний по величине город, высокая загруженность) значения составят более:

  • 30,7 метра — летние шины, сухое асфальтовое покрытие;
  • 24,6 метра — зимние нешипованные шины на заснеженным покрытии;
  • 31,8 метра— зимние шипованные шины на льду.

Но лучше не испытывать судьбу и пользоваться более удобными правилами. А научиться применять их на практике можно непосредственно при обучении вождению. В автошколе «Флагман» опытные автоинструкторы научат сразу выбирать безопасное расстояние в самых разных дорожных условиях. Запишитесь в группу онлайн или по телефону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *