Экран в машине как называется
Перейти к содержимому

Экран в машине как называется

  • автор:

Приборная панель автомобиля (торпедо): устройство и назначение

Например, показателей текущей скорости машины, расхода топлива и т.п. Расположена данная зона зачастую перед водительским креслом (за рулевым колесом). Реже ее устанавливают на центральной консоли, но с наклоном в сторону водителя для удобного считывания данных.

Примечание! На современной панели, в среднем, размещается порядка 10 приборов. Такое количество считается оптимальным для информирования водителя о состоянии автомобиля. Если поставить меньше или больше, то информации может быть недостаточно, либо наоборот, внимание автовладельца будет рассеиваться от переизбытка приборов.

Устройство приборной панели

Все обозначения торпеды можно глобально разделить на две группы:

  • контрольно-измерительные приборы — отвечают за демонстрацию различных измерений. К примеру, пробега, текущей скорости и т.п.;
  • контрольные лампы (значки) — их задача оповещать водителя световыми сигналами о состоянии некоторых элементов и узлов автомобиля. Например, тормозной системы и заряда аккумулятора.

Состав приборной панели индивидуален для каждого авто и его комплектации. Но существует ряд приборов, которые так или иначе присутствуют в каждой торпеде:

  • спидометр (указатель скорости машины);
  • индикатор топлива (показывает, насколько заполнен топливный бак);
  • тахометр (измеритель оборотов двигателя);
  • одометр (отображает общий и суточный пробег автомобиля);
  • индикатор температуры в системе охлаждения (отображает температуру охлаждающей жидкости в двигателе).

Отталкиваясь от этого набора, производители вносят свои коррективы в количество и состав панели приборов.

Примечание! В автомобилях современного образца показатели приборов торпеды анализируются бортовым компьютером. Если какое-то измерение не соответствует норме, то БК оповещает водителя уведомлением на экране. Таким образом автовладелец узнает о возникших неполадках с тормозными дисками, световой оптикой и не только.

Контрольные лампы: расшифровка цветов подсветки

Каждый автопроизводитель по-разному графически оформляет сигнальные значки на приборной панели. Однако сориентироваться в них поможет общий стандарт цветов подсветки:

  • Зеленый или синий — такие значки предназначены для информирования о включенных в настоящее время функциях автомобиля. Например, фар или полного привода.
  • Желтый (или оранжевый) — оповещают о возможной или уже имеющейся неполадке, либо проблеме с функционалом, не требующей неотложного вмешательства. Это может быть низкий уровень давления в шинах и т.д. Желтый цвет не означает серьезную неисправность и можно продолжать движение, если такой значок загорелся. Однако во время дальнейшей поездки следует уделить повышенное внимание управлению. И при первой возможности исправить неполадку, не откладывая устранение на потом.
  • Красный — этот цвет в большинстве случаев сигнализирует о серьезной неисправности, представляющей аварийную опасность. Неполадки подобного характера требуют немедленного устранения. Второстепенно такие значки используются для информирования водителя о крайне низком уровне топлива в баке, заряда АКБ и т.п. Желательно изучить, что значат те или иные иконки. Если загорелся красный значок и не знаете, что он означает, то рекомендуется остановить машину. Поскольку продолжение движения может быть чревато аварией по причине отказа важной системы авто вплоть до двигателя. Но если намерены ехать, то направляться нужно сразу на СТО и ехать очень осторожно.

Некоторые графические значки при активации сопровождаются звуковым сигналом.

Виды приборных панелей

Выделяют две разновидности торпедо:

  • Аналоговые (стрелочные) состоят из механических деталей и встречаются в старых или бюджетных авто. Измерительные приборы (тахометр, спидометр и другие) оформлены в виде полукруга и текущее значение указывается стрелкой. Контрольные индикаторы оснащены лампочками, которые загораются при активации функционала автомобиля или выявления неисправности.
  • Электронные (виртуальные) — более актуальный вид панелей, установленных на многих современных авто. Их основу составляет программное обеспечение, которое выводит на экран нужную информацию. Экран и ПО заменяют механические датчики и приборы, однако нередко виртуальные решения визуально имитируют аналоговые торпедо.

Электронные приборные панели, если сравнить их со стрелочными, значительно превосходят предшественника по многим параметрам. Они обладают большей информативностью, более эстетичным внешним видом и индивидуальной настройкой под себя. Если водителю не нравится, как выглядит виртуальная панель, он может изменить цветовую гамму и т.д.

Также можно упомянуть о специальных функциях по типу проецирования панели приборов на лобовое стекло. Таким образом автомобилист получает возможность следить за показателями торпеды, не отрывая взгляда от дороги.

Автомагнитолы: типы, виды и конструктивные особенности

Автомагнитола

Большинство автолюбителей не особо разбираются в тонкостях установленной в машине автомагнитолы: играет, радио ловит, телефон заряжает – и отлично. Но когда наступает печальный момент замены, оказывается, что даже самая простая магнитола имеет достаточно много конструктивных особенностей, которые нужно учитывать при выборе. В этой статье мы собрали для вас всё, что нужно знать о типах, видах, размерах магнитол, конструктивных особенностях, управлении и комплектации.

Монтажный размер

Начнём с самого простого: размерного ряда. Сейчас на рынке есть три варианта монтажных размеров магнитол: 1DIN, 2DIN и штатный.

Штатная магнитола

Это именно та, которая устанавливается с завода. Автомагнитолы штатные могут иметь любые размеры и формы, в зависимости от фантазии инженеров и дизайнеров. Чтобы подобрать ее на свой автомобиль, нужно учитывать марку, модель и год выпуска машины, тогда можно быть уверенным, что новая магнитола четко встанет на посадочное место.

Gazer CM6009-BK штатная магнитола на Ford Focus (BK)

Штатная магнитола Gazer CM6009-BK

1DIN и 2DIN

Это стандартные размеры рамки магнитолы (ширина и высота), которые соответствуют посадочной нише в автомобиле:

  • Ниша под 1DIN соответствует размерам 180х50 мм;

Автомагнитола Fantom FP-302

  • Ниша под 2DIN имеет размер 180х100 мм.

Cyclone MP-7093A автомагнитола

То есть, ширина будет одинаковой в обоих случаях, а по высоте 2DIN в два раза больше, чем 1DIN (логично, да?)

Есть еще и редкая нестандартная экзотика, которую называют 1,5 DIN: нечто среднее между двумя стандартными размерами. Такие магнитолы изредка ставятся в качестве штатных головных устройств в американских автомобилях, и чтобы заменить такую магнитолу, нужно покупать стандартную 1DIN и переходную рамку.

В нишу размера 2DIN можно установить магнитолу размером 1DIN, если покупателя интересует в первую очередь невысокая цена и минимальный набор функций. И если позволяют размеры, магнитолу стандарта 1DIN или 2DIN можно установить на место штатной, опять-таки с использованием переходной рамки.

А что насчет глубины? Этот параметр никак не стандартизирован, и до недавних пор посадочная глубина магнитол составляла около 160 мм, поскольку именно такой размер у стандартного CD/DVD привода. Однако в последнее время появились магнитолы с меньшей глубиной. Связано это с постепенным отказом от компакт-дисков, следовательно, всю электронную “начинку” можно уместить в меньшем корпусе. Новые автомобили тоже часто рассчитаны на установку компактных магнитол, так что при покупке нужно сначала замерить монтажную нишу: вполне возможна ситуация, что придется искать магнитолу с посадочной глубиной 5-7 см, 8 см, 12 см и так далее.

Nextone MD-702 автомагнитола

Магнитола Nextone MD-702 с посадочной глубиной 65 см

Экран

Особенности и характеристики экранов, которые устанавливаются на магнитолы, мы рассмотрим в следующей статье. А пока поговорим о том, как экран соединяется с корпусом автомагнитолы.

Магнитола 1DIN чаще всего снабжается небольшим цветным экраном или простым текстовым дисплеем для отображения названия трека или частоты радиостанции. А вот стандарт 2DIN позволяет разместить достаточно удобный многофункциональный экран, на который можно вывести всю необходимую информацию, изображение с камер заднего вида и многое другое.

Есть три варианта конструкции экранов: моноблок, выдвижной и поворотный.

Моноблок

Он же стационарный – самый распространенный вариант. Экран просто вмонтирован в магнитолу, ничего особенного, ничего лишнего и сложного. 90% магнитол на рынке – это именно магнитолы со стационарным экраном, поскольку именно такая конструкция наиболее надежная, меньше подвержена поломкам из-за вибрации и в процессе эксплуатации вообще.

Выдвижной экран

Интересная конструкция, полезная для тех, кто может поставить только 1DIN магнитолу, но хочет иметь полноценную большую “картинку”. В таких магнитолах экран закреплен на шарнирах и размещен в нише над магнитолой, откуда его можно при необходимости выдвинуть. Получается вариант “2-в-1”: со спрятанным экраном можно слушать радио, музыку со съемных носителей и пользоваться другими функциями, не требующими визуализации. А если нужна картинка с камер заднего вида, хочется посмотреть клип, ролик на Ютубе или фильм, отслеживать маршрут и использовать другие функции, экран можно выдвинуть.

Cyclone MP-7054 автомагнитола

Магнитола Cyclone MP-7054 с выдвижным экраном

Поворотный экран

Это конструкция, позволяющая разворачивать экран в горизонтальную или вертикальную ориентацию. Сам экран не складывается, зато работает как планшет, подставляя удобный формат для просмотра фильмов или отображения списка файлов на флешке, телефоне или карте памяти. Поворотные экраны могут быть больше по размеру, чем стандартный 180х100, как на 2DIN магнитолах. В современных автомобилях головное мультимедийное устройство может оснащаться экраном диагональю до 15 дюймов – такой вот полноценный планшет.

Принцип работы поворотного экрана

Как работает поворотный экран автомагнитолы

Передняя панель

Фронтальная панель – это “лицо” магнитолы, по которому ее очень легко узнать. Дисплей, управление, слоты для подключения гаджетов и карт памяти – всё это должно быть удобным, интуитивно понятным и приятным на вид. Каждый производитель разрабатывает собственный стиль и дизайн лицевой панели.

Однако такая узнаваемость может сыграть на руку ворам, промышляющим кражами из автомобилей. Зная это, производители электроники предлагают покупателям магнитолы со съемной панелью, которую автовладелец снимает перед уходом и прячет в бардачок или забирает с собой. Красть магнитолу без фронтальной панели нет смысла: цена ее настолько низкая, что не оправдывает затраченных усилий и риска, да и не купит ее никто. Так что это неплохая страховка от кражи.

На рынке представлены три варианта конструкции фронтальной панели: съемная, стационарная и откидная.

Съемная панель

Это та самая защита от воров, которая популярна у водителей, вынужденных оставлять машину на улице без охраны. Для хранения снятой панели в комплекте магнитолы может идти специальный пластиковый или тканевый футляр, защищающий от царапин и влаги.

Shuttle SUD-388 автомагнитола

Магнитола Shuttle SUD-388 со съемной передней панелью

Стационарная панель

Она представляет собой одно целое с магнитолой. Несъемная конструкция подойдет для тех, кто ставит машину в гараже, на охраняемой стоянке или во дворе собственного частного дома. Во всех этих случаях риск, что магнитолу “вычислят” и попробуют украсть – минимальный.

Откидная панель

Это решение для удобного управления магнитолой с широким функционалом. В этом случае передняя панель откидывается вниз на шарнирах, но не снимается полностью. Часто производители комбинируют элементы управления: на самой панели расположен экран, регулировка звука, настройка радио и прочие востребованные функции, а под ней размещен слот для дисков и кнопки управления CD/DVD приводом.

Магнитола Sony CDX-MP80 с откидной панелью

Магнитола Sony CDX-MP80 с откидной передней панелью –
редкий гость в наше время

Пара слов о подсветке

Подсветка лицевой панели – не мелочь. В тёмное время суток все кнопки и регулировки магнитолы должны быть видны без включения света в салоне, а общий вид должен гармонировать с интерьером автомобиля. Так что вопрос подсветки – один из тех, которые покупатели выясняют при покупке.

Есть два варианта цветовой индикации автомагнитолы: фиксированный цвет или изменяемый.

  • В первом случае производитель указывает, какой цвет светодиодов используется для освещения магнитолы. Если для покупателя вопрос эстетики очень важен, он будет обращать внимание на цвет индикации и выбирать тот, который подходит к стилю салона. Чаще всего магнитолы подсвечиваются одним определенным цветом, реже панель оснащена многоцветной индикациией.
  • Изменяемая подсветка – универсальный вариант, когда пользователь может сам настроить цвет индикации. Можно выбрать привычную цветовую гамму, или наиболее подходящую к цветам салона, или менять по своему настроению.

JVC KD-X176 автомагнитола

Популярная магнитола JVC KD-X176
с изменяемым цветом индикации панели

Конечно, среди всех технических характеристик цветовая гамма подсветки магнитолы – не самая важная, зато от нее зависит настроение владельца автомобиля, а это уже немало.

Управление магнитолой

Переключать радиостанции, искать любимые треки в плейлисте, регулировать громкость, принимать звонки – на всё это приходится отвлекаться, если нет удобного способа управления. Поэтому производители предлагают различные варианты управления автомагнитолой: от олдскульных кнопочек и колесиков до голосовых команд.

Механические кнопки

Это самый простой и привычный способ взаимодействия с электроникой. Тут даже объяснять ничего не надо: крути громкость, нажимай кнопки для перехода по плейлисту, подстраивай радиостанции… Всё просто, как песня дворника. Такое управление подойдет для тех, кто включает магнитолу, подстраивает громкость и потом почти ее не трогает.

Сенсорное управление

Кроме штатных кнопок, магнитола управляется еще и с сенсорного экрана. Удобно, привычно, функционально. Понятно, что для этого нужен полноценный экран высотой около 10 см, так что сенсорное управление есть на магнитолах размером 2DIN или 1DIN с большим экраном (стационарным или выдвижным).

Пульт ДУ инфракрасный

Принцип тот же, что и у любых других пультах дистанционного управления, в том числе у домашнего телевизора. Самый удобный вариант для управления магнитолой с пассажирских мест: можно включить любимую музыку или фильм, не отвлекая водителя по мелочам.

Shuttle SDU-4050 автомагнитола

Пульт управления на руле

Такой пульт может входить в комплект автомагнитолы и крепиться на рулевое колесо с помощью зажимов. Либо же магнитола может предусматривать подключение штатного рулевого пульта, которым оснащен автомобиль с завода.

Штатный пульт

Когда в характеристиках магнитолы написано, что она может управляться со штатных кнопок на руле, это значит, что в ней предусмотрен разъем для подключения этого пульта управления. Для водителя это один из самых удобных вариантов: кнопки под пальцами привычные, не нужно переучиваться, а магнитола отлично работает.

Пульт из комплекта

Для владельцев автомобилей, не оснащенных штатным пультом управления на руле, пригодится съемный пульт из комплекта магнитолы. Он закрепляется в удобном месте на рулевом колесе, подключается к магнитоле и работает аналогично штатному пульту.

Управление со смартфона

Магнитолы на Android отлично синхронизируются со смартфоном по беспроводному соединению (Bluetooth или Wi-Fi). Можно установить на телефон фирменное приложение от производителя магнитолы, например, Pioneer Advanced Remote Control (Pioneer ARC) или любое из плеймаркета, и управлять всеми функциями магнитолы, в том числе эквалайзером, подсветкой, настройками радио, файловым хранилищем и другими.

Cyclone MP-1019G MBA автомагнитола

Популярная магнитола Cyclone MP-1019G MBA
с возможностью управления со смартфона

Голосовое управление

Один из самых удобных для водителя вариантов – возможность управлять автомагнитолой с помощью голосовых команд. Если нужно принимать и совершать звонки, выбирать любимые треки, регулировать громкость, и всё это не отводя взгляда от дороги, выбирайте магнитолу с функцией управления голосом.

Как правило, в магнитолах предусмотрено 2-3 варианта управления, так что водитель может выбрать наиболее удобный.

Комплектация

Вопрос комплектации далеко не такой простой, как кажется на первый взгляд. Учитывая, что каждый производитель магнитол пытается как-то улучшить и расширить функционал своих изделий, иногда можно встретить нестандартные решения по подключению или управлению устройством. Так что лучше, если в комплект будут входить все необходимые адаптеры, переходники и прочие вспомогательные средства:

  • Адаптеры для ISO, RGB и других разъемов нужны для того, чтобы магнитола стопроцентно правильно подключилась к любому автомобилю.
  • Выносные антенны: Wi-Fi, GPS, DAB, радио. В зависимости от того, какие коннекторы для антенн имеет магнитола, столько самих антенн может идти в комплекте. Размещать их лучше не внутри салона, а ближе к наружной стороне кузова, например, в верхнем углу лобового стекла. Маленькие антенны, предназначенные для установки на тыловой стороне магнитолы, обычно малоэффективны и годятся для использования в черте города, где хорошая связь.
  • Кабели: USB удлиннитель, AUX, HDMI видеокабель, RCA “тюльпанчики” для подключения динамиков, дополнительный кабель для ДУ на руле и другие. Некоторые из них могут никогда не понадобиться, например, HDMI нужен только для соединения с выносным видеомонитором. Зато USB или AUX понадобятся для подключения смартфона, флешки или другого носителя информации. Большинство водителей выводят кабель от тылового разъема магнитолы в бардачок: и удобно, и всегда под рукой, и нет висящих в салоне “соплей”.

Комплектация магнитолы Mystery MDD-6240S

Комплектация магнитолы Mystery MDD-6240S:
полный набор кабелей и адаптеров, пульт ДУ,
установочная рамка

  • Камера заднего вида. Многие автомагнитолы с экраном предусматривают подключение камеры заднего вида, одной или двух. И иногда такая совместимая камера может идти в комплекте с магнитолой. Остается только аккуратно проложить провод и подключить его в соответствующий разъем.
  • GPS и Bluetooth модуль. Если магнитола не оснащена встроенным GPS или Bluetooth модулем, но предусматривает подключение выносного, такой модуль может идти в комплекте. Нужно – пользуйся, не нужно – отключай.
  • Дистанционное управление. Пульт ДУ, пульт на руль и кабель для подключения штатного пульта на руле – всё это делает пользование магнитолой более удобным, быстрым и незаметным.
  • Всё для установки. Рамка, пластины, ключи – всё, что может понадобиться при самостоятельной установке магнитолы, даже если у вас нет для этого специальных инструментов. Учитывая, что в комплекте идут необходимые коннекторы и адаптеры, самостоятельно подключить магнитолу не так сложно, как кажется на первый взгляд. Особенно при наличии толкового мануала.
  • Тканевый или пластиковый чехол для съемной панели. Действительно удобная вещь, если снятую панельку нужно положить в карман, где она может поцарапаться или выпасть при неосторожном движении.

Комплектация магнитолы Pioneer SPH-10BT

Комплектация магнитолы Pioneer SPH-10BT:
ISO коннекторы, выносной микрофон, пластиковый футляр
для съемной панели, пара съемников для демонтажа

При выборе магнитолы важнее всего тип и монтажный размер: будет это штатная или брендовая магнитола, 1DIN или 2DIN, стандартной или уменьшенной глубины. А затем уже можно смотреть на остальные характеристики: экран, управление, комплектацию и т.д. И, конечно, выбирать оптимальный функционал, чтобы использовать новенькую магнитолку “на все заплаченные деньги”.

Экраны автомагнитол: всё, что нужно знать, чтобы правильно выбрать

Экраны автомагнитол

Экран автомагнитолы может быть любым: маленьким текстовым дисплеем на 6-10 символов, небольшим экранчиком 5 см высотой, стандартным экраном формата 2DIN, и даже полноразмерным “планшетным” экраном для управления всеми пользовательскими функциями автомобиля. При выборе магнитолы покупатели часто сталкиваются с проблемами чтения характеристик экранов: нужно не только знать, на какую из них обращать внимание в первую очередь, но и разобраться, что означает каждая аббревиатура и даже цифра. Будем разбираться!

Тип экрана

Тип экрана – это технология, которая используется для показа информации. По мере развития технического прогресса меняются типы экранов: от простого к сложному, от тусклого к яркому. Понятно, что чем новее технология, тем выше ее цена, так что многие покупатели при выборе ищут компромисс между ценой магнитолы и качеством картинки. Разбираемся в типах экранов магнитол:

Монохромный дисплей

Он же текстовый, который часто встречается на магнитолах размера 1DIN. Самый простой и недорогой вариант вывода информации. По большому счёту, такой дисплей вообще не считается полноценным экраном, поскольку может отображать только текст. Магнитолы с монохромным дисплеем бывают с фиксированным цветом подсветки и с возможностью настраивать цвета; второй вариант порадует эстетов, стремящихся к цветовой гармонии в своём авто.

Автомагнитола Pioneer MVH-09UB

Магнитола Pioneer MVH-09UB с текстовым дисплеем

LCD экран

От "Liquid Crystal Display" – Жидкокристаллический Дисплей. Это первая из используемых технологий изображения на жидких кристаллах, меняющих положение (и соответственно отображаемый цвет) в зависимости от подачи на них напряжения. Отличается от остальных так называемой пассивной матрицей: сигнал на изменение положения кристаллов подаётся на весь экран сразу (или по аналогии с кинескопной развёрткой – по строкам или столбцам). Из-за этого каждый кристалл частично зависит от соседнего, а значит, нельзя добиться высокой четкости изображения и достаточно быстрого отклика.

Автомагнитола Cyclone MP-7094A

Автомагнитола Cyclone MP-7094A с LCD дисплеем

TFT экран

От "Thin-Film Transistor" – Тонкоплёночный транзистор. Именно его можно встретить сегодня в любой бюджетной электронике. Он тоже выполнен на основе жидких кристаллов, но с использованием технологии микротранзисторов: на каждый кристалл-пиксель напряжение подается отдельно, благодаря чему значительно улучшены, по сравнению с предшественниками, четкость картинки, время отклика и качество изображения вообще. У TFT экранов невысокая цена, поскольку уже давно есть более прогрессивные технологии, но при этом не лучшая цветопередача, немаленькое энергопотребление и характерная способность «слепнуть» на ярком солнце.

Автомагнитола Cyclone MP-4041

Маленький TFT экран автомагнитолы Cyclone MP-4041

TN

Он же "TFT-TN", "TFT- Twisted Nematic" – Скрученный Нематик. Усовершенствованная технология TFT, при которой в матрице используется не один слой жидких кристаллов, а несколько, причём эти кристаллы образуют скрученную спираль. Считается, что TN матрица не даёт хорошей цветопередачи, но это не всегда критично именно для автомагнитолы. С углами обзора тоже не всё идеально, но вот скорость отклика выше, чем у предшественников. Еще один плюс – низкое энергопотребление, а значит, такой экран не будет давать лишней нагрузки на автомобильный аккумулятор, даже если водитель захочет посмотреть фильм во время стоянки.

IPS

"In-Plane Switching" – Плоскостное переключение. Основная особенность – изменение положения кристаллов в матрице (из «скрученной» в линейную структуру), благодаря чему удалось добиться высокой четкости и сочности изображения, а также увеличения углов обзора. На сегодня это одна из самых востребованных технологий в смартфонах и прочих гаджетах. Один из немногих минусов этих матриц – достаточно большое энергопотребление. Производители вносят небольшие улучшения в IPS технологию и называют это Super-IPS, Advanced super-IPS, Advanced high performance IPS и прочими хвалебными эпитетами.

Штатная автомагнитола Gazer CM6508-MGH

Штатная автомагнитола Gazer CM6508-MGH с IPS экраном

VA

"Vertical Alignment" – Вертикальное выравнивание. По цене и качеству картинки VA матрица находится примерно между TN и IPS. По сравнению с TN экранами, здесь улучшены показатели контрастности, углы обзора и цветопередача, но немного увеличено время отклика. Качество картинки немного хуже, чем у IPS, но и цена значительно ниже.

OLED

"Organic Light Emitting Diode" – Органические светодиоды. Это принципиально другая технология, в которой каждый пиксель представляет собой не жидкокристаллическую "заслонку" для проходящего через него света, а сам испускает свет. Слой органических полупроводников находится между двумя токопроводящими слоями, и под действием электрического тока каждый пиксель излучает свет в нужном спектре. Благодаря этой технологии удалось добиться отличных показателей яркости, контрастности, глубины черного цвета, времени отклика, углов обзора. В общем, это отличные яркие экраны с красочной и сочной картинкой, которая не слепнет на ярком солнце, хорошо просматривается под углом и радует во время просмотра фильмов с быстрой сменой кадров. Но из всех типов экрана OLED имеет и самую высокую цену.

QLED

"Quantum-dot Light-Emitting Diode" – светодиод на квантовых точках. Технология изначально планировалась как усовершенствованная OLED, где вместо светодиодов-пикселей используются “квантовые точки” – полупроводники размером в несколько нанометров (чем меньше каждая из точек, тем большей контрастности можно добиться). Однако пока что современные QLED дисплеи используют подсветку, как, например, в LCD технологии. По качеству картинки QLED обгоняет обычные LCD и IPS экраны, но уступает OLED технологии, особенно в плане глубины черного цвета, углов обзора, отображения картинки при ярком солнечном освещении и даже скорости отклика.

Автомагнитола Lenovo D1 SSX 10

Магнитола Lenovo D1 SSX 10 с 10-дюймовым QLED экраном

Технология: резистивные и емкостные экраны

Сенсорные экраны в автомагнитолах (да и в любой другой электронике) бывают двух видов: резистивные и сенсорные. Вторые постепенно выходят в лидеры на рынке, но и резистивные пока не сдают позиций. Почему важно знать, какой именно экран установлен в магнитоле и в чем их принципиальное отличие?

Резистивные экраны

Сенсорный экран, выполненный по резистивной технологии, реагирует на нажатие. Именно такие экраны устанавливались в первых смартфонах и планшетах, и чтобы пользователю было удобно набирать текст с маленькой экранной клавиатуры, в комплекте с гаджетами часто шел стилус для мягкого и точного нажатия. Считается, что точность резистивных экранов невысокая, а управление достаточно тяжелое (нужно именно надавливать на экран, а не просто касаться его). При этом резистивные экраны намного легче переносят очень высокие и очень низкие температуры, а значит, могут работать и после нагрева на летнем солнышке, и после зимней ночи под открытым небом. На работу резистивного экрана не влияют капли дождя и другие внешние факторы. Именно поэтому такие экраны широко используются в технике, предназначенной для сложных условий эксплуатации, в том числе в уличных платежных терминалах, в супермаркетах и т.д.

Принцип работы резистивной технологии строится на соприкосновении двух слоев экрана: верхнего мягкого и нижнего жесткого (стеклянного), разделенных изолирующим слоем. Там, где экраны соприкасаются, фиксируется сигнал. Соответственно, чем меньше площадь касания, тем точнее будет “попадание” по мелким элементам – именно для этого и нужен стилус.

Отличительная особенность резистивных экранов: они никогда не бывают стеклянными. Всегда верхний слой эластичный, ведь иначе работать весь этот “бутерброд” не будет.

В магнитолах резистивные экраны чаще встречаются в штатных моделях, особенно для старых автомобилей. Под эту технологию “заточены” и магнитолы на Windows CE.

Емкостные экраны

Более новая технология сенсорных экранов уже вовсю используется в современных смартфонах, планшетах, смарт-часах и вообще практически во всех гаджетах, предназначенных для обычного потребителя. Суть емкостной (полное ее название – поверхностно-емкостная) технологии в том, что на поверхности экрана (стеклянной или полимерной) нанесена проводящая сеть, на которую подается напряжение. При касании к этой сети происходит утечка тока, и в том месте, где она произошла, фиксируется сигнал. Нет необходимости крепенько нажимать на экран, он реагирует на касание, скольжение, множественное нажатие и т.д.

Емкостные экраны могут быть и стеклянными, и пластиковыми. Например, в недорогих планшетах экономят на специальном стекле и делают экраны из полимерного материала.

Другая разновидность емкостных экранов – проекционно-емкостные, еще более чувствительные к касаниям. Они пока используются в основном в дорогой “яблочной” технике, а не в магнитолах, но, возможно, недалеко то время, когда и они будут доступны автолюбителям.

Другие параметры экрана

Разобравшись с типами экранов, можно рассматривать и другие характеристики: размер, разрешение, конструкцию и дополнительные особенности.

Диагональ экрана

Один из важных параметров. У магнитол стандарта 2DIN диагональ варьируется от 6,1 до 7 дюймов, в зависимости от размера наружной рамки и размещения кнопок. Магнитолы стандарта 1DIN могут оснащаться экранами разного типа:

  • Текстовый дисплей;
  • Цветной экран диагональю около 4 дюймов (от 3,6 до 4,1). На него уже можно вывести и клип, и фильм, и видео с YouTube, и изображение с наружной камеры;
  • Выдвижной или поворотный или экран диагональю 7 и более дюймов. Складная конструкция позволяет сделать экран в два раза больше, чем фронтальный размер самой магнитолы.

Магнитолы, заменяющие штатную мультимедийную систему, могут иметь и больший экран: до 15 дюймов.

Разрешение

Это количество точек-пикселей на каждую из сторон. Зная размеры экрана, можно посчитать и разрешение на 1 дюйм, поскольку именно эта характеристика влияет на четкость и детализацию картинки. Например, семидюймовый экран магнитолы Fantom FP-7075 имеет такое же разрешение, как четырехдюймовый экран модели Cyclone MP-4041 – 800х480 пикселей. Однако за счет разницы в размерах на меньшем экране будет более четкая и качественная картинка.

Соотношение сторон

Второстепенная характеристика, на которую можно обращать внимание, если вы привыкли к какому-то определенному формату. Определяется чаще всего как отношение целых чисел или деление ширины на высоту. Самые распространенные форматы экранов магнитол это:

  • 4:3 (соотношение 1,3);
  • 5:3 (соотношение 1,6);
  • 16:9 (соотношение 1,7).

В современной электронике экраны 16:9 постепенно вытесняют формат 4:3 вслед за появлением широкоформатного видео. Так что и в магнитолах формат 16:9 встречается чаще.

Конструкция экрана

Это способ его соединения с корпусом магнитолы.

  • Чаще всего встречаются магнитолы со стационарным экраном, который просто встроен в корпус – такими оснащены 90% магнитол. Стационарный экран редко превышает размер передней панели, так что его размер в большинстве случаев зависит от монтажного размера магнитолы. В редких случаях магнитола 1DIN оснащается 7-дюймовым экраном, который выступает над ней.
  • Выдвижной экран – отличный способ “впихнуть невпихуемое”, когда и размер магнитолы небольшой, и экран полноценный семидюймовый, и лишнего места вся эта радость не занимает. Выдвижные экраны закреплены на шарнирах, с помощью которых прячутся горизонтально в специальный паз над магнитолой. Нередко в таких моделях магнитол можно встретить CD/DVD слот, поскольку изначально конструкторы рассчитывали большой экран для просмотра видео.
  • Поворотный экран – это “планшетная” конструкция, в которой можно развернуть экран горизонтально для фильмов или вертикально для навигации и других мультимедийных функций. Такой экран не складывается и не прячется под панель и немного выступает вперед за счет специальных держателей. Поэтому конструкторы не ограничивают себя стандартными 7 дюймами, делая такие экраны большими и удобными для управления.

Антибликовое покрытие

Специальная матовая поверхность, которая рассеивает свет. Все водители знают, как может бликовать на солнце глянцевый экран магнитолы (поэтому, кстати, поверхность торпедо всегда такая матовая и шероховатая). Другая проблема – отражения в темных участках экрана, что не всегда удобно во время пользования магнитолой, в том числе при просмотре фильмов. Многие производители наносят на экран матовое покрытие, которое частично поглощает, а частично рассеивает свет от внешних источников.

Автомагнитола Pioneer MVH-A210BT

Pioneer MVH-A210BT автомагнитола с антибликовым покрытием экрана

Регулировка яркости

Привычная функция в телефонах, телевизорах и планшетах, но еще не повсеместно представленная в автомагнитолах. Регулировка яркости делает просмотр экрана более комфортным: в дневное время его можно сделать поярче, в вечернее – немного темнее. Помимо того, что это приятней для глаз, так еще и можно немного поберечь аккумулятор автомобиля, если пользоваться магнитолой во время остановки.

Автомагнитола Swat AHR-7020

Swat AHR-7020 автомагнитола с регулировкой яркости

От характеристик экрана во многом зависит стоимость магнитолы: чем лучше качество и новее технологии, по которым он сделан, тем выше будет ценник. Однако несмотря на развитие технологий цветных экранов, на рынке есть и еще долго будут магнитолы с простым текстовым дисплеем: просто потому что его достаточно для большинства “чисто магнитольных” задач. Ну а для расширенного функционала нужен и экран побольше.

Видеосалон: Мультимедийные системы в автомобиле

Вряд ли стоит долго рассуждать на тему "зачем в машине видео". Так уж устроен человек – хочет везде, где возможно, пользоваться вещами, к которым привык у себя дома, постоянно нуждаясь в информации и развлечениях.

Поэтому как только радио-приемник стал поменьше сундука, им сразу же оснастили автомобиль. И вскоре во всех машинах передавали новости и играла музыка. Следом пришел кассетный магнитофон, а за ним и телевизор. Этот черно-белый крохотный экран поначалу не воспринимали всерьез, считая лишь прихотью тех, "у кого денег слишком много" и "лимузин длинный". Такое же мнение сложилось и о кассетном видеомагнитофоне, ведь этот "ящик" в обычной машине совершенно некуда было втиснуть. Но прогресс электроники двигался вперед. И в третьем тысячелетии с развитием технологий ЖК-мониторов и процессорной техники наличие видеосистемы в автомобиле стало столь же привычным явлением, что и в квартире.

Мультимедийные системы в автомобиле

Возможности

Современная автомобильная видеосистема – это мультимедийный комплекс, соединяющий в себе развлекательные, информационные, коммуникативные и управляющие функции. В своем полном оснащении эта система предоставляет следующие возможности: просмотр записей с DVD-дисков, прием телевизионных и радиопередач, прослушивание аудиодисков с отображением на мониторе частотной шкалы, подключение игровой приставки, а также ноутбука или КПК для выхода в Internet через кабель или Bluetooth, наличие устройства GPS-навигации, которое может быть и встроенным.
Будучи интегрированным в электронику машины, мультимедийный комплекс позволяет в удобном для восприятия виде выводить на монитор данные о состоянии и работе систем автомобиля, а также изображение с камеры заднего вида. При этом сенсорный экран может выступать как интерфейс, управляя климат-контролем, подогревом сидений, радио и т. д.

Потолочная консоль с функцией переворота изображения на 180°

Потолочная консоль с функцией переворота изображения на 180°

Потолочная консоль с функцией переворота изображения на 180°

Важная черта современного "автомедиа" – это огромное многообразие позиций на рынке и очень широкий выбор компонентов по классу, функциональности, исполнению и цене. Таким образом, мир автомобильного видео оказывается доступен и интересен практически всем. И непритязательному автовладельцу, который хочет обойтись "по-минимуму" DVD-плейером с монитором. И желающему сделать апгрейд штатной видеосистеме, поставив, например, дополнительный монитор и чейнджер на диски всех форматов. И собирающемуся построить себе "директорский кабинет на колесах", где будет "всё", и в классе Hi-End.

Мониторы

Среди компонентов видеосистемы монитор является одним из самых главных, поскольку на него, собственно, и "завязывается" работа других устройств и именно он, в итоге, создает в машине "видео". Сегодня в автомобилях используются в подавляющем большинстве случаев жидкокристаллические (ЖК) мониторы с TFT-матрицами, имеющие диагональ 5 или 7, редко 8 дюймов, для штатных видеосистем и 10, 12, 15, 17 и 19 дюймов – для нештатных мониторов, применяемых для индивидуальных инсталляций в студиях.

Здесь для обычных легковых машин с кузовом "седан", "универсал" или хэтчбек, как правило, выбирают экраны диагональю до 10 дюймов, изредка 12. Такого размера вполне хватает для просмотра, а более крупный монитор будет просто мешать в салоне. Богатый выбор видео существует для минивэнов и внедорожников, в которых уже могут устанавливаться мониторы от 12 до 19 дюймов. В качестве эксклюзивных вариантов допускается использование экранов и больших размеров, а также плазменных панелей диагональю до 42 дюймов, которыми оснащают представительские микроавтобусы при создании в них салона-"люкс" или офиса-"хай-тек".

Съемный ЖК-телевизор с кронштейном

Съемный ЖК-телевизор с кронштейном

По функциональности мониторы разделяются на "просто" мониторы и мониторы со встроенным TV-приемником, представляющие собой, в сущности, полноценные ЖК-телевизоры. Последние оказываются довольно удобны для различных не особенно сложных решений при инсталляциях, например, консоли на потолок либо в съемном исполнении для установки на кронштейне на торпедо. Но в ряде других, более сложных, конфигурациях видеосистемы лучше подходят "просто" мониторы, где для приема телепередач TV-модуль ставится отдельно.

Кстати, стоит иметь в виду, что смотреть телевизор во время движения практически никогда не удается. Дело в том, что российские телевышки выдают аналоговый сигнал, который при движении приемника "разрушается", и не помогают никакие усилители и антенны. Что же касается цифрового вещания, то у нас это еще дело будущего. Цифровое телевидение (которое можно смотреть при движении) есть пока только в Москве, а оборудование для его приема стоит около 4000 долларов, так что это "кино не для всех".

Штатная система Land Rover

Монитор, выдвигающийся из центральной консоли

Одно из типичных мест расположения монитора – центральная консоль

Многие современные ЖК-мониторы имеют функцию Touch Screen – "сенсорного экрана", позволяющего управлять различными настройками, прикасаясь пальцем к изображению того или иного пункта меню (оно выводится на экран). Также многие мониторы могут выполнять функцию "переворота изображения", которое автоматически "встает на ноги" при перевороте экрана на 180 градусов. Кроме того, мониторы отличаются по системе цветности (одни поддерживают стандарты PAL/NTSC, а другие PAL/SECAM/NTSC), количеству видео- и аудиовходов-выходов, наличию русского меню, возможности работать с беспроводными инфракрасными наушниками и дистанционным управлением. Некоторые мониторы имеют и такие встроенные опции, как календарь и игры.

Все мониторы можно разделить на стоящие всегда в открытом состоянии и с закрываемым экраном. Первые бывают как съемными (ставятся на кронштейн на торпедо, их можно отключить и унести с собой домой, в палатку, на дачу и т. п.), так и несъемными (вмонтированы в интерьер машины). В свою очередь, закрываемые мониторы делятся на выдвижные, которые выезжают из центральной консоли и по окончании работы снова "прячутся" обратно, а также открывающиеся по принципу ноутбука ("книжкой") – они ставятся в автомобиле на потолок, собственно, и являясь специальными потолочными мониторами. Впрочем, на яхтах такие мониторы нередко крепятся "на стол", для чего и требуется функция "переворота картинки".

Решения для

Решения для

Решения для

Что касается места установки монитора (или мониторов) в машине, то здесь существует несколько вариантов. Один из самых распространенных – инсталляция в центральную консоль между водителем и передним пассажиром. Такое решение выбирают те, кто сам сидит за рулем, или это касается мониторов, входящих в оснащение представительского лимузина, где водителю тоже надо как-то коротать время, ожидая шефа. При таком способе применяют монитор с диагональю до 8 дюймов. Либо это "всегда открытый" вариант, вмонтированный в консоль, либо "выезжающий" монитор мультимедийного головного устройства. Достаточно редко ставят монитор спереди перед пассажиром. Это уже в большинстве случаев решение для профессионалов, где экран нужен, например, для штурмана. Чаще размещают мониторы в центре, позади передних кресел (как бы сзади между ними). Такой вариант применяют для задних пассажиров, и здесь также используют, как правило, небольшие мониторы диагональю до 8 дюймов. Одним из видов установки, встречающимся и в штатном оснащении машин, является инсталляция мониторов (размером 5 или 7 дюймов) в подголовники передних кресел.

Широкое распространение в устройстве "видео для задних пассажиров" получил способ установки мониторов на потолок, для чего применяются специально выпускаемые потолочные консоли. Они имеют размеры экрана в большинстве случаев от 7 до 15 дюймов и могут представлять собой как "просто" мониторы, так и ЖК-телевизоры. Чаще всего крепится такая консоль на место центрального плафона освещения, поэтому практически все изделия снабжаются лампочкой для подсветки салона. Мониторы здесь имеют ручное открывание, но есть и дорогие автоматизированные варианты.

Проигрыватели

Не менее важным, чем монитор, узлом системы является считывающее устройство, от класса которого прямо зависит качество воспроизведения, функциональность и возможности апгрейда и создания различных конфигураций.

CD/DVD-проигрыватель

CD/DVD-чейнджер

Головное устройство

Здесь очень популярны различные автомобильные DVD-плейеры, способные кроме DVD воспроизводить также диски в форматах CD, VCD, MP3, а некоторые из них позволяют просматривать и JPEG. Как правило, воспроизводить все данные форматы (кроме, пожалуй, JPEG) могут и используемые в видеосистемах чейнджеры, имеющие загрузку от 6 до 10 дисков. Данные проигрыватели и чейнджеры имеют возможность коммутации с другими мультимедийными узлами – с головными устройствами и аудиосистемой. Они подключаются как к переносным мониторам или ЖК-телевизорам, так и к встроенным.

Очень большие возможности предоставляет пользователю группа т. н. мультимедийных головных устройств с мониторами. Такие устройства, устанавливаемые в центральную консоль, уже имеют свой собственный выдвигающийся сенсорный монитор и могут читать диски всех используемых форматов. Они дают самый широкий простор для наращивания функций и подключения различных модулей: TV-тюнера, GPS-навигации, Bluetooth и др.

Звук

При установке в автомобиль видеосистемы или апгрейде штатной обязательно строится и аудиосистема не ниже среднего уровня, поскольку без качественного звука невозможно полноценное видео. Обычного штатного аудио в машине, представляющего собой стереосистему с "раздачей" звука по двум каналам ("налево" и "направо"), здесь уже оказывается недостаточно.

Мультимедийное головное устройство с монитором

Мультимедийное головное устройство с монитором

Поэтому при инсталляции видео в автомобиле всегда делается и соответствующий звук по схеме 5.1 (система Dolby). Для этого устанавливается дополнительный процессор (если его нет в головном устройстве), и в машине строится 5 каналов звука (левый передний, правый передний, левый задний, правый задний, центральный) + отдельный канал на савбуфер.

Цены

Минимум, который нужно заплатить за вход в мир автомобильного видео, — это примерно 250 долларов. За такую сумму можно приобрести самую простую систему из DVD-плейера (около 100 долларов), который ставится в бардачок, и съемного монитора или ЖК-телевизора (в среднем 150 долларов), крепящихся на кронштейне на торпедо. Профессиональной инсталляции здесь не требуется, и систему просто собрать самому, подключив устройства согласно прилагаемой инструкции. Этот "демократичный" вариант достаточно популярен и распространен в среде водителей-профессионалов: таксистов, дальнобойщиков, шоферов туристических автобусов и т. д. Пользуется спросом он и среди непритязательных автолюбителей, поскольку систему легко снимать, можно устанавливать на даче, на катере, в палатке и т.п. Наконец, ее очень просто забрать на ночь домой, если машина стоит во дворе. Тому, кто хочет большего, уже придется обращаться к профессионалам. Для видеосистемы среднего уровня ценообразование выглядит следующим образом: мультимедийное головное устройство – около 1500 долларов; монитор диагональю 8 или 10 дюймов – около 600 долларов; аудиосистема (динамики, усилитель) – около 600 долларов; кабели, разветвители, разъемы, коммутаторы – около 300 долларов (за все в сумме); работа по установке – 1000-1500 долларов. Итого, средняя сумма – 4500 долларов. По мере "наращивания" системы и усложнения проекта цена, соответственно, продолжает увеличиваться и в эксклюзивных вариантах может достигать 20 – 25 тыс. долларов.

При установке видеосистемы всегда строится звук по схеме 5.1 (Dolby Surround)

Монитор, установленный сзади на подголовник

Хотя можно отметить, что в последние годы развивается тенденция постепенного снижения стоимости всех компонентов видеосистем при сохранении и улучшении их технического качества. Таким образом, автомедиа становятся все более "демократичными" и "объемными", поскольку на ту же сумму в недалеком будущем можно будет приобрести устройства более высокого класса. Впрочем, эксклюзивные версии Hi-End на рынке будут присутствовать всегда – для персональных проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *