Что делать если не работают тормоза на машине
Перейти к содержимому

Что делать если не работают тормоза на машине

  • автор:

Что делать, если отказали тормоза

Любая поломка автомобиля неприятна. Но есть неисправности, которые могут привести к катастрофическим последствиям. Одна из таких – отказ тормозов в движении.

Тормозная система современного автомобиля достаточно надежна. Но она требует регулярной диагностики и замены изношенных деталей. Относительно новые авто чаще всего проходят обслуживание в технических центрах официальных дилеров, где работы выполняются строго по регламенту. Обслуживание же старых машин нередко сводится к замене масла и фильтров – о контроле других важных систем машины просто забывают.

Что может стать причиной отказа тормозов

Причин отказа может быть множество, поэтому перечислим основные. Тормозная жидкость в процессе эксплуатации теряет свои свойства. Несвоевременная замена жидкости – одна из причин отказа тормозов. К поломке может привести критический износ дисков и тормозных колодок. Еще одна причина – механическое повреждение тормозных трубок и шлангов. Кстати, их несвоевременная замена тоже прямой путь к аварии – трубки повреждает коррозия, а резина стареет и трескается.

К отказу может привести попадание на колодки масла, течь или заклинивание тормозного цилиндра, поломка вакуумного усилителя.

Причин много – результат один. Автомобиль остается без тормозов. Что должен сделать водитель в такой ситуации?

Как тормозить, если отказали тормоза

Первая заповедь – не паниковать! Отказ тормозов – ситуация критическая, но правильные действия помогут избежать тяжелых последствий.

Если педаль тормоза «провалилась» или «встала колом», а автомобиль не замедляется – пробуем несколько раз резко нажать на нее. Не помогает? Применяем торможение двигателем, последовательно переключая передачи вниз. Когда скорость машины снизится, останавливаем ее ручным тормозом.
Помните, что нельзя дергать ручник на высокой скорости, особенно на мокрой или скользкой дороге. Блокировка задних колес наверняка приведет к заносу автомобиля. А вот тормозить двигателем можно как на ручной, так и на автоматической коробке. Многие автоматы имеют ручной режим переключения с помощью рычага или подрулевых лепестков. Где его нет — последовательно переводим селектор в режимы ограничения передач, обозначенные 3, 2, L. Включать сразу первую не стоит. Автомат не даст этого сделать, а с ручной коробкой либо сломаете машину, либо заблокируете колеса и улетите с дороги.

Все эти советы хороши, когда скорость не слишком велика, дорога пустая и у водителя есть время и место, чтобы остановить авто. Что делать в случае, когда машина осталась без тормозов на загруженной дороге? От способов типа: сделать восемь полицейских разворотов или включить на ходу заднюю передачу по понятным причинам откажемся. Остается один вариант – искать препятствие, которое поможет затормозить. Притереть машину боком к отбойнику, съехать на дорогу, идущую в подъем.

Чтобы выполнять подобные трюки, нужно иметь не только железные нервы, но и отличные навыки управления автомобилем в экстремальных ситуациях. Далеко не всякий водитель сможет успешно действовать в условиях стресса и нехватки времени. Поэтому нужно помнить, что лучше всего тормозят… исправные тормоза.

Опасные симптомы

Тормоза требуют от водителя особого внимания. Их надежная работа — залог безопасной езды. Поэтому любой, самый малозаметный признак неисправности должен стать предметом немедленного обращения к специалистам. Если при торможении слышен свист или хруст, если педаль стала мягкой или наоборот жесткой, если появилась вибрация или просто снизилась эффективность торможения – машина отправляется на сервис немедленно!

Обращайтесь в технические центры компании FAVORIT MOTORS. Здесь сделают диагностику тормозную системы, выявят неисправности и проведут необходимый ремонт. И тормоза вашей машины всегда будут в порядке.

Пять способов остановить машину, если отказали тормоза

Причин отказа тормозной системы — не одна и не две. Наиболее частые сценарии — разгерметизация системы с последующей утечкой тормозной жидкости, некондиционные тормозные шланги, контрафактная тормозная жидкость, неисправный вакуумный усилитель, замасливание колодок, дисков и барабанов, заклинивание элементов тормозной системы (к примеру, поршня в тормозном цилиндре, колодок в скобе и направляющих суппортов) и даже стершиеся "в ноль" и отвалившиеся тормозные колодки. А иногда причина еще банальнее — под педаль могут попасть небольшие предметы, например, бутылка, сумка, смартфон или инструмент. Соответственно, в зависимости от типа проблемы, следует задействовать определенный алгоритм действий, чтобы заставить автомобиль остановиться. Рассмотрим, что можно и нужно сделать в создавшейся опасной ситуации.

Пробуем продавить систему

Тормозная система большинства автомобилей имеет два независимых контура, которые либо дублируют друг друга, либо делят между собой часть функций тормозной системы.

Соответственно, если в процессе торможения педаль тормоза застопорилась (чаще всего такое случается при неравномерном износе или разрушении тормозных колодок) или провалилась (чаще всего из-за попадания воздуха через негерметичные уплотнения цилиндров) и уперлась в пол, не воспринимайте эту ситуацию как вселенский апокалипсис.

Продолжайте давить на педаль ритмичными поступательными движениями, будто накачиваете колесо ножным насосом. С большой степенью вероятности уже через пять-десять таких выжимов вы прокачаете тормоза и восстановите давление в системе.

Тормозим двигателем

Если прокачивание тормозов не увенчалось успехом, а, быть может, даже одновременно с прокачкой, пытаемся затормозить двигателем, переключаясь на пониженные передачи.

В случае с "механикой" все очевидно и просто — постепенно переходим, скажем, с пятой на третью, с третьей — на вторую или первую, в зависимости от скорости движения. Понятно, что "спускаться" сразу, скажем, с "пятой" на "первую" противопоказано — можно повредить трансмиссию.

Такая же последовательность действий — с теми "автоматами", где предусмотрен ручной режим: переходим в мануальный алгоритм и переключаемся "вниз". У тех же автоматических коробок, где ручной режим отсутствует, переведите селектор к меткам пониженных диапазонов (положения 3,2,1 или L — (ограничение диапазона). Аналогичная метода предписана также и вариаторным коробкам, которые, как правило, имитируют пониженные передачи в виртуальном "ручном" режиме.

Тормозим "ручником"

Главное, что следует понимать, — тормозить механическим "ручником" при отказе основной тормозной системы можно лишь на невысокой скорости. В противном случае есть высокая вероятность, что автомобиль может отправиться в занос. Во всех случаях тормозить механическим "ручником" следует очень плавно, поступательно, постепенно увеличивая усилие.

Вопреки распространенному мнению, электронный стояночный тормоз тоже можно использовать в критической ситуации для замедления автомобиля. Для этого нужно не нажать на кнопку, а зажать и удерживать ее. В этом случае электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы, зажмут задние колодки с тормозными дисками, активируя экстренное торможение.

Более того, электронный или электромеханический "ручник" обеспечивает гораздо более эффективное и безопасное торможение, чем классический, механический аналог. Дело в том, что он задействует гидравлическую тормозную систему, работая в связке с системами ABS и ESP, а потому может задействоваться в том числе и для экстренного торможения на более высоких скоростях.

Маневрирование

Перестроения из стороны в сторону создают дополнительное сопротивление качению, что также снижает скорость движения автомобиля.

Однако не применяйте такой прием на высокой скорости! Это чревато заносом и почти неизбежной аварией.

Разумным будет также направить автомобиль на подъем, если такой имеется. Если опыта хватает, скорость не слишком высока (не более 30 км/ч), а дорога свободна, можно попытаться также сделать серию "полицейских разворотов" (маневр автомобиля, при котором транспортное средство совершает разворот на 180 градусов, а затем, проехав определенное расстояние задним ходом, совершает обратные действия, и далее движется вперед).

Использование препятствий

Если тормоза отказали, например, при движении на спуске, а другие вышеупомянутые меры не принесли результата, остается самый радикальный метод замедления — использование препятствий. Вам очень повезет, если сосед по потоку согласится подставить бампер — буквально встанет у вас по курсу, а вам останется "пристыковаться" к спасителю.

Помощнику останется лишь задействовать тормозную систему своего авто. Лучше всего выбрать в качестве такого препятствия грузовик-тихоход с противоподкатным брусом.

Если не нашелся спаситель, остается выезд на обочину, чтобы погасить скорость о кустарники, в зимнее время — о сугробы. В городской черте на не очень высокой скорости в критической ситуации можно попутаться тормозить колесами одного из бортов о бордюры или уже всем бортом о заборы, остановки и бетонные отбойники. При этом, разумеется, следует понимать, что такой маневр очень опасен и требует высокого водительского мастерства.

Чего не нужно делать при отказе тормозов

Прежде всего — не паникуйте и не изобретайте велосипед (например, точно не нужно выпрыгивать из машины). Не включайте заднюю передачу. Хотя в Сети можно встретить подобные советы, "реверс" в лучшем случае не включится (задействована защита от дурака), а в худшем, убьет трансмиссию.

С большой степенью вероятности сломается кулиса, выкрошатся шестерни или погнутся тяги. Наконец, хотя "бывалые" нередко дают совет заглушить двигатель, не выключая зажигания, делать этого мы не рекомендуем. Хотя бы потому, что в таком случае деактивируются гидро- или электроусилитель руля, что лишь создаст дополнительные сложности.

Что делать если отказали тормоза? Пошаговая инструкция для автолюбителей

В целом, тормозная система и принцип ее работы большинства транспортных средств идентичны. Тормоза состоят из пары замкнутых контуров, отвечающих за 2 колеса. Различают параллельное или диагональное подключение. Если ломается один контур, то второй сохраняет функцию торможения. Хотя в подобных случаях снижается эффективность, а путь полной остановки увеличится в два раза.

Кроме того, в современных автомобилях есть резервная тормозная система с механическим приводом. Последняя не выходит из строя, даже при поломке основного устройства. К причинам сбоя относятся следующие поломки:

  • Обрывы шлангов и трубопроводов, которые считаются наиболее подверженными механическим повреждениям. Детали не защищены от внешнего воздействия. При сильных ударах камней, касании днищем на твердые преграды возможна утечка жидкости в цилиндр и дальнейшее завоздушивание системы. Цилиндр не сжимает плотно колодки.
  • Срывы тормозных накладок при покупке низкокачественных деталей, неверном использовании и установке. Износ накладки в результате трения колодки и дисков.
  • Протечка цилиндров, к чему могут привести заглушки или повреждение уплотнителя поршней, разрыв трубок или их неплотное соединение.
  • Скапливание влаги в тормозной жидкости при несвоевременной замене.
  • Другими причинами могут стать неисправность вакуумного усилителя, электроники, изношенные сальники и другие неполадки деталей.

В автошколах редко инструктируют об экстренных способах торможения на дороге. Отсюда и вытекает большое количество аварий с различными последствиями. Во избежание подобного, необходимо своевременно проверять тормоза и систему в целом.

Меры при неисправности тормозной системы

Даже если такое происходит крайне редко, необходимо быть готовым к различным обстоятельствам. Заметив, что тормозная система не срабатывает, человек может начать нервничать. Главное взять себя в руки, и действовать по установленной инструкции.

  1. Нельзя поддаваться панике.
  2. Попытаться снова нажать на тормоза. Может сработать у машин с двойной пневматической тормозной системой.
  3. Если не срабатывает, осторожно включить аварийный тормоз. В отличие от стандартного торможения, аварийное требует больше времени.
  4. Постепенно переключить на низкую передачу при механическом управлении. Нельзя с пятой скорости резко переходить на первую, чтобы не повредить трансмиссию. Если же коробка передач автомат – то нужно убрать ногу с педали акселератора. В результате удастся сбросить скорость.
  5. Съехать с дороги, чтобы не мешать другим авто. После замедления скорости, съехать к обочине во избежание ДТП. Важно предупредить об этом других автомобилистов с помощью аварийного сигнала.
  6. Не выключать ТС до полного торможения. Двигатель должен работать до остановки автомобиля, так как при выключении системы зажигания, будет сложно повернуть руль.
  7. Подать сигнал о помощи. После полной остановки, можно вызвать службу экстренной эвакуации или помощи. Нельзя останавливать автомобиль на встречной полосе, или посередине дороги.

В первую очередь необходимо оставаться спокойным, и не препятствовать движению других машин. Правильные действия в подобной ситуации помогут избежать получения травм и повреждений ТС.

Маневрирование

Если тормоза неисправны, то есть еще один способ. Попытаться снизить скорость движения можно перестраиваясь из стороны в сторону за счет дополнительного сопротивления.

Однако, прием нельзя выполнять на высокой скорости. Это может привести к заносу и неизбежной аварии. Можно направить ТС на подъем. Если водитель опытный, а скорость не превышает 30 км/ч, полезными будут «полицейские развороты» на свободной дороге. Автомобиль разворачивается на 180°, и проехав некоторое расстояние задним ходом направляется обратно. После чего следует движение вперед.

Контактное торможение

Тормоза могут также отказать при спуске, а предыдущие способы не сработать. Наиболее радикальным методом замедления является использование препятствий. В качестве последних выступают соседние автомобили, грузовик-тихоход, забор или бордюр. Водителю крупно повезет, если рядом стоящее ТС оборудовано защитным противоподкатным брусом.

Снизить скорость можно о кустарники, а зимой въехав в сугроб. На городской трассе при низкой скорости получится затормозиться о бордюр колесами одного из бортов. Или всем бортом о забор или дорожные отбойники. Подобный манёвр слишком опасен для новичков. Не нужно дергать ручник, высока вероятность заноса. Машина может опрокинуться на бок.

На высокой скорости руль повернуть в сторону бордюра под большим углом, а перед проездом направить колеса прямо. Возможен резкий удар руля при перескакивании через бордюр. В подобных случаях не стоит жалеть авто, гораздо важнее жизнь водителя и пассажиров.

Как избежать поломок?

Со временем, тормозная жидкость начинает набирать влагу. В результате этого понижается температура кипения. Во время торможения, смесь становится малоэффективной, утрачиваются эксплуатационные свойства. Поэтому необходимо своевременно заменять жидкость указанного типа, или доливать до требуемого уровня.

При любой возможности водитель должен проводить визуальную диагностику деталей и узлов. Из-за постоянного контакта с грязью и влагой, могут возникнуть проблемы с суппортом. Наиболее частая – закись направляющих или поршня. В результате колодки изнашиваются неравномерно, а тормоза клинят.

Если при нажатии на педаль тормоза слышится шипение, нужно проверить клапан на срабатывание. При исправной работе, вакуумный усилитель не пропускает воздух. Проверяется деталь на заведенной машине. О проблеме свидетельствуют тугое продавливание педали и сильное шипение на холостом ходу.

Тормозная система может отказать в случае образования воздушных пробок. Такое бывает в процессе передвижения, и здесь важно действовать моментально. Сбросить газ, а затем пару раз прокачать до упора педаль тормоза.

Компания «Континент-Авто» предлагает аренду надежного транспорта. Каждая модель проходит тщательный техосмотр перед выездом. Тормозная система предоставленных машин еще ни разу не подвела клиентов. Позаботьтесь о себе и своих близких, выбрав проверенную компанию проката автомобилей!

Что-то не так с тормозами? Причины неисправности тормозной системы

Тормозная система — основная система безопасности автомобиля в процессе дорожного движения. Ее задача — коррекция скорости при рабочем режиме езды на авто и экстренное торможение в опасных и аварийных ситуациях. Если тормоза срабатывают плохо или не срабатывают, то угроза попасть в ДТП вырастает максимально.

Почему тормоза иногда ведут себя неадекватно? В чем причина их неправильной работы и отказа? Всегда ли виноваты именно тормоза?

Причины неисправности тормозной системы

Плохое торможение автомобиля не обязательно должно быть связано с неисправностями тормозных механизмов. Тормоза как раз могут быть полностью исправными, но будут работать некорректно, если машина, например, перегружена. Чем выше масса авто, тем больше кинетическая энергия его движения, и погасить ее сложнее. То есть начало торможения будет запоздалым, а тормозной путь длиннее штатного.

Неравномерное размещение грузов на машине (по длине или по ширине кузова) также может негативно влиять на качество торможения.

Естественно, на тормозные «реакции» машины влияет износ покрышек и давление в шинах. «Лысая» резина увеличивает тормозной путь автомобиля на 10-50%, так как стертый протектор и недокачанная шина — это снижение плотности сцепки с дорогой.

Наконец, на качество торможения влияет само дорожное покрытие. Новый гладкий или мокрый асфальт, изношенная дорога с крошащейся поверхностью также дают пониженное сцепление с колесом и существенно увеличивают тормозной путь. Заснеженное или обледенелое покрытие также ухудшает торможение, даже если у авто установлены новые шины по сезону. Особенно снижается с цепка с дорогой в случае, если температура асфальта ниже температурной точки оптимального сцепления покрышек.

При исправных тормозах поведение машины на дороге будет меняться и в случае, когда есть проблемы с механизмами подвески — рулевыми наконечниками, подшипниками ступиц, шаровыми, амортизаторами. Колеса начинают вести себя неадекватно, и ABS [1] получает от подвески некорректные сигналы.

Как определить неисправность тормозной системы?

Тормоза срабатывают плохо

Теперь обратимся к ситуациям, в которых сама тормозная система не в порядке. Тормоза могут реагировать с замедлением в случаях, когда:

  • Тормозные колодки, диски или барабаны замаслены из-за протекающих ступичных подшипников или намокают после дождя, мойки или преодоления глубоких водных препятствий на дороге (их следует «просушить» непродолжительным прогревочным торможением, либо это сделает автоматически ESP [2] авто).
  • Тормозные колодки сильно, неравномерно изношены, стерты или некондиционны, что не дает плотного прилегания резины к тормозным дискам, вызывает оплавление или разрушение накладок.
  • Тормозные колодки при замене установлены неправильно, либо в зазоры набивается грязь и мелкие посторонние предметы, что приводит к осевому биению тормозных дисков, увеличению свободного хода педали, замедлению срабатывания тормозов или торможению рывками.
  • На раскаленные тормозные диски попадает вода с дорожного покрытия и вызывает термическую деформацию детали (диск «повело»), после чего колодка к нему будет прилегать неплотно.

Тормоза не срабатывают

Есть и более опасные ситуации, когда реакция тормозов на нажатие педали отсутствует или появляется с серьезным запозданием, что на большой скорости может привести к ДТП:

  • Поломка вакуумного усилителя или обрыв шланга разрежения на усилителе не выводит тормоза из строя, но требуется максимальное усилие нажатия на педаль, к чему водитель может оказаться не готов.
  • Завоздушивание тормозной системы из-за нарушения герметичности уплотнений на главном и рабочих цилиндрах приводит к несрабатыванию тормозов с первого нажатия (необходимо несколько нажатий), что в критической ситуации крайне опасно. Помочь может только замена изношенных элементов, восстановление герметичности трубопроводов и прокачка системы.
  • Обрыв шлангов в тормозной системе из-за износа может привести к полному отказу тормозов (нужен периодический осмотр и проверка герметичности трубопроводов).
  • Заклинивание поршня в тормозном цилиндре, направляющих суппортов или тормозной колодки ведет к несрабатыванию узла. При обнаружении заклинивания механизма, следует его разобрать, заменить изношенные элементы, почистить и смазать.
  • Некорректная работа ABS [1] из-за одного из элементов может привести к полному отключению системы аварийной блокировки колес. Машина будет тормозить в рабочем режиме, но тормоза не будут срабатывать при экстренной резкой остановке.

При неожиданном отказе педали тормоза, вы можете использовать ручник. При обнаружении неисправностей в процессе неопасного движения по дороге, сразу сворачивайте на СТО — несрабатывающая педаль тормоза крайне опасна и может вызвать непоправимые последствия.

Несрабатывающая педаль тормоза крайне опасна

Немного о правилах торможения

Умение правильно тормозить в разных дорожных ситуациях очень важно, вне зависимости от того, исправны тормоза или нет. Следует помнить несколько важных правил, которыми пользуются опытные водители:

  • Если в автомобиле отсутствует система экстренной блокировки колес (ABS [1] ), тормоза будут срабатывать на грани блокировки колес, но до момента, когда шины на невращающихся колесах начнут скользить.
  • Если машина оснащена системой ABS [1] , торможение выполнит электроника, но только в случае достаточного усилия на педаль и удержания ее до полной остановки транспортного средства.
  • На скользких дорожных покрытиях (мокрая, заснеженная или обледенелая дорога) прерывистое торможение педалью помогает быстро погасить кинетическую энергию движения авто, сбросить скорость и сократить тормозной путь, не срываясь в занос.

В заключении следует отметить, что своевременное срабатывание тормозной системы в автомобиле — принципиально важное условие безопасности управления машиной. Поэтому за состоянием, уровнем износа и грамотной регулировкой тормозных механизмов следует внимательно и регулярно следить, быстро устраняя любые мелкие неполадки.

При обнаружении даже минимальных проблем со срабатыванием тормозов, следует сразу заехать на СТО, чтобы провести диагностику и техническое обслуживание системы. Но даже, если тормоза исправны, всегда учитывайте состояние дорожного покрытия, подвески и покрышек, избегайте перегруза и неравномерного размещения грузов на машине.

[1] ABS — ( англ. Anti-lock braking system, сокращенно ABS , транслитерация АБС) антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колес при торможении.

[2]ESP — (англ. Electronic Stability Program, сокращенно ESP, транслитерация ЕСП) электронный контроль устойчивости или динамическая система стабилизации автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *