Чем плохи китайские присадки в моторных маслах
Перейти к содержимому

Чем плохи китайские присадки в моторных маслах

  • автор:

На выбор: китайские присадки или корейские масла?

В прошлом году крупнейшие производители присадок к моторным маслам приостановили деятельность в России. А ведь они контролируют 90% мирового рынка таких добавок! На помощь нам пришли дружественные китайцы, однако далеко не все автовладельцы готовы доверять их продукции. Почему так?

Впрочем, ничего страшного в таком замещении нет. Всем известно, что автомобильная индустрия в КНР огромна: там выпускают большое количество различных транспортных средств — от дешевых малолитражек и неприхотливых грузовиков до премиальных седанов и инновационных гибридов.

Во всю эту армию машин заливают, конечно же, местные масла. Есть в Китае и свои производители присадок. Например, такие гиганты, как Changhai Minglan Chemical Co. и Richful, имеющие множество наград и допусков. Но все они китайские — при том что глобальная система сертификации построена вокруг американского института нефти. То есть если какая-либо компания хочет подтвердить, что ее продукт соответствует конкретным классификациям, которые потом указываются на этикетке, то нужно проходить проверку у наших заклятых друзей за океаном. А это дорого, да и не всегда возможно.

Но даже несмотря на это, ряд отечественных производителей все же перешел на китайские химикаты. Причем самые современные: если верить информации в сети — уровня API SP. Но на этом весь официоз заканчивается: нет ни результатов тестов, которые провел «Американский институт нефти», ни данных от химического совета США.

Получается, что азиаты рекомендуют использовать свой продукт просто на словах — авось все будет нормально. Хотя некоторые, справедливости ради, испытания все же оплачивают. Но, правда, самые дешевые. Полный же комплекс проверок (он стоит, к слову, более 20 млн. долларов) никто не проводит, и это настораживает.

Тем временем наши коммерсанты пошли дальше: они заливают всего лишь одну добавку, купленную в КНР, в весь ассортимент своей продукции. 5W30 или 0W20 — разницы для них нет. А ведь «неправильная» присадка чревата серьезными проблемами: мотор будет постепенно забиваться отложениями, и как результат — кратное ускорение износа цилиндро-поршневой группы. Останется лишь дождаться зимы, которая приблизит кончину стального «сердца».

Так что же делать простому автолюбителю, который не готов выкладывать много денег за канистры, ввезенные по параллельному импорту? Наверное, надо взглянуть на продукцию крупных российских нефтяных компаний. У них есть исследовательские лаборатории, где разрабатывают собственные пакеты присадок. И, главное, они доказали свою эффективность. Недаром такие лубриканты заливали на сборочных конвейерах в моторы Mercedes-Benz и Volkswagen, производимых в нашей стране.

Синтетическое моторное масло серии Turbo D C3 5W-30

Ну, а тем российским автомобилистам, которые делают ставку исключительно на импортные смазочные материалы, тоже не стоит унывать. Им следует обратить внимание на те оригинальные продукты, что ныне официально поступают нам из ОАЭ, Сербии, Ирана и Турции… К тому же, в последнее время на отечественном рынке заметно активизировались и корейские производители, чья продукция давно и довольно неплохо реализуется в розничных сетях. Подтверждение этому – появление на рынке новых брендов из Страны утренней свежести.

Так, например, в Рунете, а также на маркетплейсах недавно «засветились» смазочные материалы еще одного корейского бренда The Beast, под которым в Россию поставляется широкий спектр моторных и трансмиссионных масел. Вся эта продукция выпускается в Южной Корее компанией SHL, которая сегодня является одним из лидеров по производству смазочных материалов и ключевым поставщиком для корейской промышленности и автоиндустрии.

В Россию компания поставляет большинство популярных спецификаций лубрикантов марки The Beast. В их числе, например, есть такой востребованный у нас продукт, как полностью синтетическое моторное масло серии Turbo D C3 5W-30 (фото выше), разработанное для современных турбированных дизелей европейского производства. Это масло отличается низким содержанием сульфатной золы и оптимизировано под дизельные двигатели, оснащенные сажевыми фильтрами.

Самообеспечение: мы побывали на производстве моторных масел Лукойл

Самообеспечение: мы побывали на производстве моторных масел Лукойл

Илья Хлебушкин

Фото: Илья Хлебушкин | компания Лукойл

Уход известных западных поставщиков присадок усложнил жизнь нашим производителям моторных масел. Но не оборвал ее! Я побывал на пермском заводе компании Лукойл и узнал, как и, главное, из чего здесь нынче делают масла.

И значально Пермский нефтеперерабатывающий завод был запущен в 1958 году. В состав концерна Лукойл он вошел сразу после его основания в 1991-м и теперь именуется более сложно — ­Лукойл-Пермнефтеоргсинтез. Завод огромен! Куда ни кинь взгляд, повсюду гигантские емкости, ректификационные колонны и километры труб. По ним на обработку поступает и своя нефть, добываемая компанией на месторождениях Пермского края и в Западной Сибири.

Производственная программа предприятия включает более шестидесяти наименований продуктов нефте- и газопереработки, начиная с битума и заканчивая топливом для реактивных двигателей. Так что автомобильные масла лишь небольшая часть местного индуст­риального пейзажа. И если всего на пермском заводе работает более трех тысяч человек, то на маслосмешении — только четыре десятка сотрудников. ­Хотя это еще и потому, что большинство производственных процессов автоматизировано. За год в канистры и бочки (примерно в соотношении 70:30) здесь разливают более 100 тысяч тонн масла (или около девяти тысяч тонн в месяц).

Присадки не просто заливают в миксеры с базовым маслом — предварительное смешивание происходит еще в трубах

Смешение происходит в одном из запрятанных в глубине территории цехов. Там установлено восемь десятикубовых баков-миксеров, вокруг которых много труб и трубочек для подачи ­ингредиентов. Но людей мало: все управление осуществляется дистанционно. Сами здоровенные емкости установлены на пьезометрических датчиках, постоянно измеряющих массу для контроля смешения базового масла и присадок. Допустимая погрешность мизерная: менее полукилограмма на партию более чем в 300 тонн, то есть десятитысячные доли процента. Как в аптеке! И все равно состав масла тщательно проверяется: помимо входного контроля всех компонентов, отбирают пробы готового продукта, которые потом тестируют в лаборатории по всем основным параметрам.

Лукойл использует базовые масла собственного производства, но на берега Камы их привозят с берегов Волги. Непосредственно на пермском заводе изготавливается только самое простое, базовое масло I группы, которое ­используется в основном в моторных маслах для грузовых автомобилей. А вот «гидрокрекинг» группы III+ по классификации API, который нужен для «легковых» масел, привозят со своего завода в Волгограде (где также делают моторные масла). Там есть комплекс для гидрокаталитических процессов, да и в поволжской нефти меньше серы и парафинов по сравнению с сырьем из Западной Сибири и Предуралья.

Второй важнейший ингредиент моторного масла — пакеты присадок: их в сос­таве примерно 20—30%, и они обес­печивают моющие, антиокислительные, противоизносные, антикоррозионные, противопенные, вязкостные, антифрикционные и прочие свойства. Присадки для своих топовых масел Лукойл раньше покупал у именитой компании Infineum — совместного предприятия концернов ExxonMobil Chemical и Royal Dutch Shell. После прекращения западных поставок в 2022 году пришлось использовать китайские присадки. Но теперь и этот ингредиент практически во всех маслах Лукойла собственный!

К чему приведет использование моторных масел с китайскими присадками

В прошлом году крупнейшие производители присадок к моторным маслам приостановили деятельность в России. А ведь они контролируют 90% мирового рынка таких добавок! На помощь нам пришли дружественные китайцы, однако далеко не все автовладельцы готовы доверять их продукции. А стоит ли в самом деле? Ответ на этот вопрос — в материале портала «АвтоВзгляд».

Поделиться

Изображение К чему приведет использование моторных масел с китайскими присадками

На первый взгляд ничего страшного в таком замещении нет. Всем известно, что автомобильная индустрия в КНР огромна: там выпускают большое количество различных транспортных средств — от дешевых малолитражек и неприхотливых грузовиков до премиальных седанов и инновационных гибридов.

Во всю эту армию машин заливают, конечно же, местные масла. Есть в Китае и свои производители присадок. Например, такие гиганты, как Changhai Minglan Chemical Co. и Richful, имеющие множество наград и допусков. Но все они китайские — при том что глобальная система сертификации построена вокруг американского института нефти. То есть если какая-либо компания хочет подтвердить, что ее продукт соответствует конкретным классификациям, которые потом указываются на этикетке, то нужно проходить проверку у наших заклятых друзей за океаном. А это дорого, да и не всегда возможно.

Но даже несмотря на это, ряд отечественных производителей все же перешел на китайские химикаты. Причем самые современные: если верить информации в сети — уровня API SP. Но на этом весь официоз заканчивается: нет ни результатов тестов, которые провел «Американский институт нефти», ни данных от химического совета США.

Чем опасны игры с выбором вязкости моторного масла для двигателя

Определяющие факторы при подборе смазочных материалов для авто

Фото: АвтоВзгляд

Читайте также

Получается, что азиаты рекомендуют использовать свой продукт просто на словах — авось все будет нормально. Хотя некоторые, справедливости ради, испытания все же оплачивают. Но, правда, самые дешевые. Полный же комплекс проверок (он стоит, к слову, более 20 млн. долларов) никто не проводит, и это настораживает.

Тем временем наши коммерсанты пошли дальше: они заливают всего лишь одну добавку, купленную в КНР, в весь ассортимент своей продукции. 5W30 или 0W20 — разницы для них нет. А ведь «неправильная» присадка чревата серьезными проблемами: мотор будет постепенно забиваться отложениями, и как результат — кратное ускорение износа цилиндро-поршневой группы. Останется лишь дождаться зимы, которая приблизит кончину стального «сердца».

Так что же делать простому автолюбителю, который не готов выкладывать много денег за канистры, ввезенные по параллельному импорту? Взглянуть на продукцию крупных российских нефтяных компаний — у них есть исследовательские лаборатории, где разрабатывают собственные пакеты присадок. И, главное, они доказали свою эффективность. Недаром такие лубриканты заливали на сборочных конвейерах в моторы Mercedes-Benz и Volkswagen, производимых в нашей стране.

Как водители по тупости доводят движки своих машин до «масложора»

Как избежать повышенного расхода смазки

Фото: compustar.com

Читайте также

Ну, а тем российским автомобилистам, которые делают ставку исключительно на импортные смазочные материалы, тоже не стоит унывать. Им следует обратить внимание на оригинальные продукты, что нынче официально поступают нам из ОАЭ, Сербии, Ирана и Турции. Более того, в последнее время на отечественном рынке активизировались и корейские производители, чья продукция неплохо реализуется в розничных сетях.

Подтверждение тому — появление новых брендов из Страны утренней свежести. Так, например, в Рунете, а также на маркетплейсах «засветились» смазочные материалы корейского бренда The Beast, под которым в Россию поставляется широкий спектр моторных и трансмиссионных масел. Вся продукция выпускается в Южной Корее компанией SHL, которая сегодня является ключевым поставщиком смазочных материалов для корейской промышленности и автоиндустрии.

В Россию компания поставляет большинство популярных спецификаций лубрикантов марки The Beast. В их числе, например, есть такой востребованный у нас продукт, как полностью синтетическое моторное масло серии Turbo D C3 5W−30, разработанное для современных турбированных дизелей европейского производства. Масло оптимизировано под дизельные двигатели с сажевыми фильтрами и отличается низким содержанием сульфатной золы и отменными вязкостными характеристиками при низких температурах.

Где надо покупать моторное масло, чтобы точно не нарваться на подделку

Лайфхак от Союза Автосервисов

Фото: kabarbengkel.com

Читайте также

Подпишитесь на канал "Автовзгляд"

«Присадки закупаем в Китае»: что происходи с рынком автомобильных масел в России

«Присадки закупаем в Китае»: что происходи с рынком автомобильных масел в России

Больше и лучше — под таким девизом последние годы в России развивалось потребление автомобильных смазочных материалов. В 2021 году из реализованных 1718 тыс. тонн смазочных материалов (против 1670 тыс. тонн в 2020 г.) на долю коммерческого транспорта пришлось 655 тыс. тонн, то есть 38 %, что на 16 % больше, чем в 2020 году. Выросло на 20 % и потребление масел в сегменте пассажирских автомобилей. Это и не удивительно, так как на 3 % увеличилась численность самого автопарка. Но вот что интересно: из общего количества в 1718 тысяч тонн 22 % составляли масла импортного производства. Причем самым крупным потребителем были пассажирские автомобили, где доля импорта составила 54 %.

«Присадки закупаем в Китае»: что происходи с рынком автомобильных масел в России

ИМПОРТ РУХНУЛ

Правда, теперь все это в прошлом. С февраля 2022 года произошли существенные изменения, повлиявшие на сбыт. По словам директора консалтинговой компании В2Х Анатолия Филаткина, общая отраслевая ситуация в настоящее время содержит три ключевых вызова: уход с рынка или приостановка деятельности международных игроков — поставщиков готовых продуктов и их компонентов, отзыв лицензий и одобрений российских производителей и включение крупнейших мировых брендов в перечень товаров параллельного импорта.

«С российского рынка ушло большинство зарубежных брендов, прекратили поставки и мировые производили присадок, которые в значительной степени обеспечивали технологическую состоятельность локальных производств, — отметил эксперт. — Кроме того, производителям ограничили допуск к международным сертификациям и одобрениям OEM-брендов. Мы стали наблюдать, как производители переходят на альтернативные рецептуры и альтернативные пакеты присадок. Новые поставщики присадок вынуждены пользоваться иными логистическими маршрутами, что привело к увеличению сроков поставок и дефициту компонентов».

«Присадки закупаем в Китае»: что происходи с рынком автомобильных масел в России

Уже со второго полугодия 2022 года стало заметно снижение деловой активности, на которую серьезно повлияло введение санкций. Рост производства демонстрировала только сельскохозяйственная отрасль, а вот автомобильные грузоперевозки сократились на 6 %. По оценкам B2X, потребление смазочных материалов для коммерческого транспорта может сократиться на 3 %. При этом объемы закупок разовых партий увеличатся, возрастет и тенденция создания запаса масел, так как нестабильные цены и неуверенность в дальнейшей доступности продукции вызывают серьезные опасения. Одновременно с этим отмечены тенденции демонтажа на автомобилях систем нейтрализации выхлопных газов и переход на полнозольные масла Full SAPS, которые предназначены для старых бензиновых двигателей и дизельных моторов без сажевого фильтра. Отмечен и переход с синтетических масел на минеральные с сокращением сроков их замены.

«Присадки закупаем в Китае»: что происходи с рынком автомобильных масел в России

Что касается «частного» сегмента, то здесь, по отношению к 2022 году, прогнозируется падение потребления смазочных материалов на 8 %. Основная тенденция в этой категории — сокращение расходов на обслуживание автомобилей. Речь идет о переходе на более дешевые импортные бренды или отечественные аналоги, увеличение интервалов замены, сокращение использования личного автомобиля и переход на общественный транспорт или каршеринг.

Эксперты отмечают ярко выраженные поведенческие группы потребителей, из которых примерно 10 % покупают импортные продукты по высокой цене, около 20 % переходят на недорогие импортные аналоги, тогда как 70 % начали использовать доступные российские масла. А еще растет интерес к аудиту масляного хозяйства и подбору нового портфеля продуктов. Эти компетенции сегодня называют «одними из самых горячих».

Предполагается, что отечественное производство готовых масел в 2022 году из-за снижения спроса и прекращения производства компаниями Shell (завод в Торжке сменил вывеску на Teboil) и Total уменьшится на 7 % — до 1743 тыс. тонн против 1882 тыс. тонн в 2021 году. Обращает на себя внимание то, что загрузка производственных мощностей вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и независимых изготовителей увеличилась. У ряда российских производителей наблюдается дефицит мощностей смешения. Высокий интерес проявляется к покупке активов или организации производства со стороны новых игроков.

Ожидается, что импорт по итогам года сократится на 27 %. Во втором квартале импорт готовых масел восстановился до уровня 25 тыс. тонн в месяц. Сейчас этот показатель держится стабильно, но сократилась доля брендов в импорте. Тем временем азиатские импортеры укрепили позиции. Лидерами стран роста импорта стали Корея, Турция и страны Юго-Восточной Азии. Кроме этого, Прибалтийские страны — Литва и Эстония — продолжают импорт в РФ. А вот экспорт готовых смазочных материалов рухнет аж на 31 % — до 369 тыс. тонн.

КРИЗИС — ВРЕМЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

«Вместе с игроками, заявившими об уходе, исчез не только ассортимент, но, на наш взгляд, самое важное, что ушел уровень сервиса и уровень работы с конечными потребителями. Безусловно, российские производители очень сильно выросли в плане сервиса последние 10 лет, особенно в сегменте В2В, но тренды работы с конечными потребителями задавали международные компании. Соответственно, вместе с этими компаниями ушла и эта компетенция. И это на самом деле развилка на текущий момент, — говорит Анатолий Филаткин. — Мы можем рассматривать это как проблему, а можем рассматривать как возможность».

Что касается последнего, то «кальку» вопроса можно перенести не только на сервис, но и на предложения, которые сегодня есть на российском рынке. К примеру, в «СК ЭНМУВ РУС», российском представительстве южнокорейской компании SK Enmove, «отрапортовали»: бизнес на подъеме, объемы реализации растут, и особенно востребованы премиальные сорта масел ZIC.

«Присадки закупаем в Китае»: что происходи с рынком автомобильных масел в России

Свой прогноз дал производитель смазочных материалов ЛУКОЙЛ: «В целом по состоянию на сегодняшний день российский рынок смазочных материалов стабилизируется. Кроме знакомых многим брендов пришли корейские и малоизвестные европейские бренды. Таким образом, дефицита масел не наблюдается. Зарубежные бренды, покинувшие российский рынок, представляли примерно треть от локального рынка автомобильных моторных масел — это около 300 тыс. тонн продукции. Благодаря своим производственным мощностям и высокому уровню технического оснащения ЛУКОЙЛ может и уже замещает существенную часть этого объема. Все перипетии, связанные с обеспечением производителей смазочных материалов необходимыми компонентами, в числе которых присадки, наименьшим образом затронули наше производство. Прежде всего, это связано с тем, что ЛУКОЙЛ давно идет по пути развития, который позволяет нивелировать подобные риски. Если вернуться к объемам выпускаемой продукции, то в России мощности ЛУКОЙЛ по производству смазочных материалов представлены четырьмя современными заводами, расположенными в Волгограде, Перми, Торжке и Тюмени».

«Присадки закупаем в Китае»: что происходи с рынком автомобильных масел в России

С мнением о том, что уход западных компаний открыл для российских производителей новые возможности, согласен и директор ООО «НТК Нордоил» Игорь Лобанов: «Ранее на нашем производстве размещались заказы европейских фирм. В связи с геополитической ситуацией мы отказались от западных партнеров и при государственной поддержке стали развивать продукцию под брендом Nord. У "Нордоил" богатый ассортимент: индустриальные, специальные масла, гидравлические жидкости, моторные и трансмиссионные масла, жидкости стеклоомывателя — всего более 1000 наименований. Базовые масла в основном отечественного производства, но синтетическую "базу" четвертой группы, которая используется для производства масел с особыми свойствами, закупаем в КНР. Присадки и загустители — тоже китайские, причем продукты из Поднебесной ничуть не хуже европейских, которые мы ранее закупали. Ежемесячно завод способен выпускать более 4000 тонн смазочных материалов. Важно и то, что продукция "НТК Нордоил" также экспортируется на зарубежные рынки, а одно из крупных государств Юго-Восточной Азии изъявило желание наладить у себя лицензионное производство российского масла».

«Присадки закупаем в Китае»: что происходи с рынком автомобильных масел в России

То, что именно сейчас пришло время для активного развития бизнеса на российском рынке смазочных материалов, отметил и директор по маркетингу компании «Аллея Групп» Эльдар Вахитов: «На протяжении 25 лет компания в основном работала как эксклюзивный дистрибьютор LIQUI MOLY в России, но современные реалии заставили оперативно перестроить работу. Компания начала сотрудничество с новыми для России европейскими, азиатскими и турецкими брендами и стала одним из лидеров по поставке смазочных материалов на территории России. Так, мы активно работаем с OPET, одной из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний Турции. Новый завод OPET Lubricants, на котором выпускаются оригинальные масла и технические жидкости, является одним из самых современных заводов в Европе. Смазочные материалы OPET имеют международные сертификаты качества ACEA и API и экспортируются в более чем 25 стран мира. Еще одним новым для нас брендом стал LUBEX — это моторные масла, выпускаемые компанией BELGiN, одним из ведущих производителей смазочных материалов в Турции. Ассортимент LUBEX объединил в себе легкомоторную, грузовую, индустриальную и другие линейки, а сама продукция имеет более 80 одобрений ведущих автопроизводителей. Больше 20 лет выпускаются в Германии и поставляются в 70 стран мира моторные масла BIZOL, которые создаются в постоянном сотрудничестве с автопроизводителями и в производстве которых используются собственные разработки и пакеты присадок. Южнокорейская компания SHL Co., Ltd., являющаяся лидером по производству смазочных материалов и ключевым поставщиком для корейской промышленности, выпускает моторные масла и смазки The BEAST, линейка которых включает более 150 наименований. Но кроме импорта зарубежных смазочных материалов "Аллея Групп" активно развивает собственный бренд моторного масла reinWell, который еще в начале 2000 годов был зарегистрирован в Германии. На сегодняшний день производство локализовано в России, но с полным соблюдением немецких технологий. Поэтому продукция полностью соответствует европейским стандартам качества».

«Присадки закупаем в Китае»: что происходи с рынком автомобильных масел в России

«С уходом зарубежных компаний отечественные производители получили определенные преференции, — отмечает заместитель генерального директора SINTEC Lubricants Никита Михин. — Наша компания использовала открывшиеся возможности и смогла существенно увеличить долю рынка. Важно и то, что со стороны российских потребителей заметно улучшилось отношение к локальным брендам. Сегодня те, кто раньше покупал дорогие импортные масла, учитывая высокие риски нарваться на контрафакт, все чаще отдают предпочтение российской продукции, не уступающей импортным аналогам. Также SINTEC Lubricants активно наращивает долю в премиальном сегменте. Сегодня среди наших покупателей те, кто выбирал Shell, Mobil, Castrol. Продукцию SINTEC активно используют автодилеры, заливая масла не только в самые популярные автомобили, но и в такие марки, как Mercedes, BMW, Lexus, Rolls-Royce и другие автомобили класса люкс. SINTEC Lubricants без перебоев получает аккредитованные автопроизводителями пакеты присадок, что позволяет продукции компании иметь необходимые допуски и соответствовать самым современным стандартам».

В общем, сказать, что российский рынок смазочных материалов сегодня переживает непростые времена — значит, ничего не сказать. Но самое главное состоит в том, что ситуация, к которой можно относиться или пессимистично, или с некоторой долей оптимизма, все еще в развитии и стройные прогнозы строить рано.

Что еще почитать:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *