Ушастый запорожец почему так называется
Перейти к содержимому

Ушастый запорожец почему так называется

  • автор:

Почему "Запорожец" был "ушастым" и обладал дыркой в днище

1 октября 1960 года с конвейера завода "Коммунар" в Запорожье сошел первый автомобиль ЗАЗ-965, знаменитый "Запорожец". За десятилетия после этого возникло новое название завода, появлялись новые модели, а в 90-х и вовсе было прекращено производство "Запорожцев". Но этот своеобразный автомобиль эконом-класса, пожалуй, до сих пор известен каждому на постсоветском пространстве.

В день "рождения" "горбатого" мы нашли несколько интересных фактов об автомобилях "Запорожец".

1. Практичность "Запорожца" позволяла достаточно оперативно и без больших затруднений устранять некоторые поломки и повреждения. Например, заднее и лобовое стекло были идентичными и взаимозаменяемыми: в случае повреждения переднего стекла, можно было на время установить вместо него заднее.

2. Как и некоторые другие советские автомобильные заводы, "ЗАЗ" наладил производство экспортных моделей для стран третьего мира. Существовала даже праворульная версия "Запорожца".

Автомобили "ЗАЗ-968". Фото:Владимир Акимов /РИА Новости www.ria.ru

3. В наши дни у многих "Запорожец" ассоциируется прежде всего с "инвалидками" — специальными комплектациями автомобиля для людей с ограниченными возможностями. Что не удивительно: к концу восьмидесятых модели, производимые ЗАЗом, в значительной степени устарели и утратили свою популярность. Но, в то же время, долгие годы в СССР только этот завод производил автомобили для инвалидов, поэтому "Запорожцы" к концу XX века заняли именно эту узкую нишу.

4. По разным современным оценкам, "Запорожец" стоил в два раза дешевле автомобилей, производимых в Тольятти, и в три раза дешевле горьковской "Волги". Его стоимость составляла примерно 1 800 послереформенных рублей и, по полушуточной легенде, определялась стоимостью одной тысячи бутылок водки.

5. Исходя из средней зарплаты в СССР начале 60-х годов, на "Запорожец" можно было накопить за полтора — два года. Если, конечно, выделять на эти цели все заработанные деньги.

6. Один из прототипов "Запорожца", разработанный в середине 50-х и получивший название "Белка", имел интересную особенность: вместо открывающихся дверей он обладал откидным передом кузова. Такая конструкция оказалась не слишком безопасной и была отвергнута. Однако нечто подобное сейчас можно наблюдать в некоторых концепт-карах.

7. Пассажир переднего сиденья автомобиля ЗАЗ-968 мог обнаружить у себя под ногами маленький прямоугольный люк. В одном из выпусков автомобильного шоу Top Gear ведущий Джереми Кларксон так объяснил его предназначение: когда машина останавливалась на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и наслаждаться зимней рыбалкой, не выходя из машины.

ЗАЗ-968 «Запорожец». Фото:Алексей Филиппов /ИТАР-ТАСС

8. Продукция Запорожского завода никогда не избегала ироничных прозвищ, которые укоренились в народе и известны до сих пор: модель 965 превратилась в "горбатый", воздухозаборники ЗАЗ-966 сделали его "ушастым", а когда в комплектации ЗАЗ-968М их не оказалось, она была прозвана "мыльницей".

Его называли «горбатый», а потом «ушастый»

60 лет назад, в октябре 1960–го, запорожский завод «Коммунар» начал выпуск малогабаритных автомобилей, которые получили индекс ЗАЗ–965 и имя собственное – «Запорожец». Народ сразу дал машине прозвище «горбатый».

Хотя «Запорожец», в отличие от «Волги», не стал звездой экрана, но в популярной советской комедии «Три плюс два» с Андреем Мироновым маленький автомобиль запомнился. Кстати, его можно было не только купить, но и взять напрокат.
А сколько анекдотов было посвящено этой микролитражке! Напомним лишь один: «Автомобиль «Запорожец» – самое доброе в мире привидение с моторчиком!»

С миру по нитке

Проектированием первой малолитражной серийной машины в СССР занялись не случайно. Доходы советских граждан росли, появилась потребность в личном транспорте. «Волга» была машиной «статусной» и доставалась только передовикам производства или партийной элите. «Победа» была недоступна из–за цены и дефицита. Не тянул по деньгам на «народный» автомобиль и «Москвич–400». К тому же в мире уже были созданы простые и неприхотливые микролитражки, которые пользовались огромной популярностью у населения капиталистических стран. Требовалось срочно закрывать пробел в отечественном автомобилестроении. При этом новая машина должна была стать такой же массовой, недорогой и «заднемоторной», как немецкий «Фольксваген–Жук».
Разработать небольшой автомобиль, который смог бы удовлетворить растущий спрос на личный транспорт, правительство поручило Центральному научно–исследовательскому автомобильному институту и инженерам КБ «Москвича», так как изначально планировалось, что производством нового автомобиля займутся именно москвичи.
По нынешним меркам автомобиль создали очень быстро. Задание на разработку машины было получено в 1956 году, а в 1957–м был собран первый опытный образец, получивший индекс «Москвич–444». При этом в стране, недавно пережившей страшную войну, создать автомобиль с нуля не было никакой технической возможности. Видя, что в Европе особой популярностью пользуется итальянский «Фиат–600», его и взяли за основу при разработке концепции новой советской микролитражки. Однако идея закупки за рубежом готовой конструкции автомобиля вместе с технологией его производства, как это сделали спустя десять лет с ВАЗ–2101, даже не рассматривалась. Сибирские запасы нефти еще не были открыты, и подобные покупки за границей были попросту не по карману. Впрочем, в те времена это была нормальная мировая тенденция, и удачные решения охотно «подсматривали» и копировали друг у друга все известные компании.
Впрочем, «Запорожец» не был клоном «Фиата»: от итальянского автомобиля осталась концепция и стилистика кузова. Подвеска была переделана с учетом состояния большинства наших дорог, вернее, зачастую – полного их отсутствия, и потому колеса увеличили в размерах, а задняя подвеска и заднее расположение силового агрегата дали автомобилю такую проходимость, которой позавидуют многие нынешние кроссоверы. Расход топлива составлял около 5,5 л на 100 км, максимальная скорость составляла тоже примерно 100 км/час, правда, редко находились смельчаки, готовые разогнать машину до этой скорости. Из–за своих очень скромных размеров она и прижилась на советских проселочных дорогах. По дороге с глубокими колеями от тракторов и грузовых машин на легковом автомобиле нормального размера проехать очень сложно. А вот ЗАЗ–965 помещался как раз между двумя глубокими бороздами от колес. А застрянет – не беда: весила малолитражка всего 665 кг, водитель и пассажиры могли собственными силами вытолкать ее из непролазной грязи.

«Москвич» на Украине

Производить малолитражку на столичном заводе, более известном как АЗЛК, не довелось. У предприятия был веский аргумент – в серию пошел новенький «Москвич–402», на производство которого были брошены все силы, и мощностей для производства еще одной машины попросту не имелось. Тогда Совет Министров СССР принимает решение организовать производство нового автомобиля на Запорожском заводе «Коммунар». Происходит это в 1958 году. По слухам, идею открыть новый автозавод именно на Украине «продавил» лично Никита Хрущев, который испытывал особую симпатию к этой республике.
На «Коммунаре», выпускавшем до этого уже почти век сельхозтехнику, от такой идеи были не в восторге, но партия сказала «Надо!», и пришлось в экстренном порядке учиться собирать автомобили. А дочернему Мелитопольскому заводу – осваивать выпуск двигателей. Оба предприятия уложились в самые сжатые сроки: 18 июня 1959 года в Запорожье собрали первый пробный образец. Его отправили в Москву и выставили на ВДНХ: смотрите, копите деньги, скоро он появится во всех автомагазинах страны. Правда, до начала серийного производства оставалось еще больше года.
В 1959–1960 годах на «Коммунаре» – имя «Запорожский автозавод» он получит в 1961–м – ударными темпами шла подготовка к производству новой машины. По сложившейся традиции, машину повезли показывать в Кремль. 18 июля 1960 года водитель–испытатель завода «Коммунар» Алексей Скидаенко провез Хрущева вдоль здания Совета Министров СССР, развернулся на Ивановской площади и поехал обратно. Глава государства назвал новинку «хорошим подарком трудящимся».
Удовлетворен был Никита Сергеевич и доступностью машины для советских людей. В «новых» деньгах, которые ввели с 1961 года, «Запорожец» стоил 1800 руб. Цены на «Москвич» начинались с 2,5 тыс., а «двадцать первая» «Волга» стоила и вовсе заоблачные 5100! Поэтому ЗАЗ–965 стал для большинства его покупателей первым автомобилем в жизни. Со средней заработной платой в СССР начала 1960–х годов его цена соотносилась примерно как 20:1, то есть новый «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних зарплат. Машину распределяли через ведомственные структуры, а также продавали в единственном на всю страну автомагазине в Москве. Для многих семей в шестидесятые поездка к морю на собственном «Запорожце» стала первой и вообще была огромным счастьем! Ну и что с того, что у машины мизерный багажник, большую часть которого занимает запаска? Чемоданы, канистру с бензином и еще одну запаску можно разместить на дополнительном багажнике – на крыше.
«Запорожец–965» был хорошо принят неизбалованными потребителями. Люди ценили его маневренность, экономичность, высокую прочность кузова, шрамы на котором легко закрашивались с помощью обычной кисточки или даже валика. Сервисные станции для «Запорожцев» не создавались, плановое техническое обслуживание не предусматривалось, так что ремонтировать машину приходилось самому владельцу. В условиях тотального отсутствия мастерских и дефицита запчастей владелец собственного автомобиля быстро овладевал навыками слесаря, моториста, жестянщика и маляра.
Но и минусов у машины было немало. Отсутствие опыта в производстве автомобилей на заводе «Коммунар» отразилось на качестве. На фоне «Волг» и «Москвичей», которые рождались под влиянием американского дизайна, неказистый «Запорожец» воспринимался несерьезно. Он не был задействован как такси, не возил директоров заводов и не «служил» в милиции. Очень тесный, даже по представлениям тех лет, салон, в котором было шумно от работы двигателя, быстро перегревался летом и плохо заводился в мороз. В основном это была дачно–туристическая машина для поездок выходного дня, которую многие рассматривали как хорошую альтернативу мотоциклу с коляской.
Именно поэтому вместе с «горбатым» на конвейер вскоре встал более прогрессивный автомобиль, первый опытный образец которого продемонстрировали в 1961 году на ВДНХ. Это был ЗАЗ–966, который радикально отличался по внешнему виду от «горбатого». Народ метко прозвал его «ушастым» за характерные воздухозаборники на задних крыльях. Его преимущества – большой кузов и просторный салон, способный принять пять пассажиров, а также более совершенный мотор, который, в отличие от младшего «собрата», не перегревался. Машина пошла в серию в 1966 году и продавалась параллельно со старым ЗАЗ–965 вплоть до 1968 года. Выпускал завод машины с ручным управлением для инвалидов. Всего было выпущено 322 тыс. автомобилей всех модификаций «Запорожца».
В конце 1960–х «горбатый» ушел в историю. К тому времени уже готовился к запуску новый гигантский автозавод в Тольятти, и именно его продукции суждено было стать мечтой миллионов.
А «Запорожец» остался в основном лишь у коллекционеров – как свидетель великой эпохи, в которой были и первый полет в космос, и первый в мире атомный ледокол «Ленин», и массовое строительство «хрущевок», и возведение Останкинской телебашни…

Владимир ГОНДУСОВ

Народный Запорожец СССР: удивительные факты об «ушастом»

Над ЗАЗами моделей 966 и 968 много смеялись, издевались, придумывали им обидные клички. Но у этих машин были и достоинства. Правда, часто они являлись продолжением недостатков.

Двигатель в багажнике!

Заднемоторная компоновка – первое, что наиболее язвительным гражданам давало повод поупражняться в остроумии. На эту тему придумали немало анекдотов. Но такая компоновка в 1950-1960-е годы была популярной. Ее придерживались не только фирмы Volkswagen и FIAT, но еще и Porsche. Даже американцы несколько лет выпускали Chevrolet Corvair с воздушником, расположенным сзади.

Над «ушастым» Запорожцем шутили, как и над предшествовавшим ему «горбатым». Но меньше, поскольку машина получила более взрослый дизайн. На ранних ЗАЗ-966 спереди была даже решетка радиатора. Как у «настоящих автомобилей»! Только радиатора там не было.

В 1960-х ЗАЗ-966 был вполне современным по конструкции автомобилем.

Дайте воздуха!

Горячий воздух у машины с мотором в 30 л.с. выходил из-под бампера.

В самом по себе воздушном охлаждении мотора нет ничего плохого. Напротив, владельцев Запорожцев не беспокоили регулярные течи системы охлаждения, характерные для советских автомобилей, особенно «дожигулевской» эпохи. И зимой не надо возиться с горячей водой или искать и потом хранить как зеницу ока остродефицитный антифриз.

Все бы хорошо, если бы двигатель не перегревался. Один из создателей Запорожца рассказывал, как еще на стадии доводки ЗАЗ-966 ругались мотористы и кузовщики, обвиняя друг друга в перегревах мотора. Разозленные кузовщики один раз даже демонстративно приварили к задним крыльям половинки разрезанного ведра, чтобы показать, что какие «уши» ни делай, а мотор все равно греется. Но до начала серийного производства решить проблему до конца так и не удалось.

На ЗАЗ-966 «тридцатке» (так называли версию с мотором объемом 0,9 л и мощностью 30 л.с) система охлаждения работала, по сути, вопреки законам физики. К разгоряченному мотору вентилятор засасывал разреженный горячий же, проходящий через раскаленные чугунные ребра гильз цилиндров воздух, пытаясь загнать его в кожух и отправить наружу под номерной знак.

Чего только не изобретали владельцы в порывах победить эту проблему! Наращивали «уши» различными самодельными приспособлениями. Иногда поразительно причудливыми. Летом, особенно на юге, ездили даже с приподнятым капотом, фиксируя его кто чем мог.

Отчасти болезнь охлаждение «лечилась» грамотной и тонкой регулировкой карбюратора и зажигания. ЗАЗ-966 был к этому очень чувствителен. Но не все владельцы на это были способны.

На машинах с 40-сильными моторами объемом 1,2 л вентилятор стал нагнетать холодный воздух к разогретым частям. Охлаждение заметно улучшилось. Но к регулировкам машина все равно была очень чувствительна. Кстати, и тарахтел нормально отрегулированный двигатель тише. А еще эффективность охлаждения зависела от… чистоты мотора! На вовремя отмытом ребра охлаждения цилиндров работали эффективней.

Тише едешь — прохладней будешь!

Кроме того, температура масла в двигателе напрямую зависела от скорости. Чтобы остудить мотор, приходилось ее сбрасывать. Впрочем, скорость в приложении к Запорожцам параметр своеобразный.

Совсем тихоходными были машины с 30-сильным мотором. Заявленная максималка составляла лишь 99 км/ч. Но и этот показатель — декларативный. Поэтому место 30-сильного Запорожца на широкой дороге, особенно с появлением Жигулей, — правые ряды. На шоссе безопасно можно было обогнать лишь грузовик, и то не каждый, обязательно контролируя при этом температуру масла.

Запорожцы с моторами в 40 л.с. ездили веселее. Официальная максималка – 120 км/ч. И до 40 км/ч автомобиль даже и разгонялся довольно резво.

Помойка под капотом, сервис на дому

«Уши» на ЗАЗ-966 и 968 (кроме последней версии 968М, у которой «ушей» уже не было) еще собирали выброшенный на ходу из окна автомобиля мусор. У неаккуратных курильщиков туда летели окурки и спички. Так что «запор» приучал к чистоте и аккуратности. Иногда инородные предметы в «уши» засовывали и дворовые подростки-хулиганы.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?

Новый ЗАЗ-966, который позднее прозвали «ушастым» за характерные массивные воздухозаборники на задних крыльях, сохранил концепцию, заложенную еще в «горбатом» ЗАЗ-965: заднемоторная конструкция с двигателем воздушного охлаждения, полностью независимые подвески. Готовили двигатель увеличенной мощности, но главным для завода стал совершенно новый кузов.

УШИ ШИРЕ!

В отличие от ЗАЗ-965 с короткой и покатой задней частью, ЗАЗ-966 стал куда «взрослее» — формой соответствовал моделям более высокого класса. При этом, конечно, удалось увеличить и багажник, который у «горбатого» «Запорожца» был мизерным.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?

Дизайн ЗАЗ-966 произвел на неизбалованных советских граждан огромное впечатление. Мало кто знал тогда, что у советского автомобиля есть зарубежные родственники. Но родство это — не прямое.

КУЗОВ

Серийный ЗАЗ-966 1966 года очень похож на западногерманский NSU Prinz 4. Правда, пропорции — иные. Но контур боковин с подчеркнутым молдингом делением кузова — очень похожи. Кстати, именно за эту характерную черту ЗАЗ-966 называли еще и «мыльницей». Но этот немецкий автомобиль появился в 1961‑м, когда первый прототип будущего «ушастого» уже ездил! Опытный ЗАЗ-966, конечно, немного отличался от серийного «ушастого», но общие стилистические принципы на серийной машине не поменяли.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?

Вот только на опытном ЗАЗ-966, как и на NSU спереди была лишь декоративная накладка, а серийный советский автомобиль украшала забавная фальш решетка радиатора (которого спереди, понятно, не было), призванная сделать облик машины еще более «взрослым». От этой решетки отказались в начале 1970‑х уже на ЗАЗ-968.

Как ни похожи ЗАЗ и NSU друг на друга, но с друг друга их, явно, не срисовывали. Зато у советской и немецкой машин есть общих предок. Причем, заокеанский!

В 1959‑м в США дебютировал сенсационный Chevrolet Corvair. Для консервативной Америки автомобиль стал поистине революционным — оппозитный плоский, воздушного охлаждения, как у знаменитого Volkswagen Kaefer, но 6‑цилиндровый двигатель расположили в корме.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?

Внешне автомобиль был не столь сенсационным, но уж точно самобытным. И именно у него была характерная поясная линия, зрительно делящая кузов надвое и декоративная накладка на передке.

В общем, именно Chevrolet Corvair, явно стал образцом и для немецкого компактного NSU, и для нашего ЗАЗ-966. Кстати, Chevrolet Corvair привезли в СССР. Такой автомобиль был в НАМИ, и его придирчиво изучали, доводя до ума систему охлаждения ЗАЗ-966.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?

ДВИГАТЕЛЬ

Мотор ЗАЗ-966 конструктивно не отличался от агрегата ЗАЗ-965. Двигатель V4 воздушного охлаждения рабочим объемом 0,9 л (72х54,5 мм) форсировали о 30 л. с. А в 1968‑м появился и двигатель МеМЗ-968. При объеме 1,2 л (76х66 мм) он развивал 40 л. с. — на треть больше предыдущего.

На этом агрегате принципиально изменили систему охлаждения. У прежнего двигателя рабочим объемом 0,9 л воздух, поступающий на ребра цилиндров, вентилятор отсасывал в решетки кузова. На моторе 1,2 л наоборот: вентилятор нагнетал воздух в пространство между цилиндрами, а затем он отводился в щели на задней панели.

На модификации для инвалидов и после 1968‑го и до самого конца производства семейства ЗАЗ-968 ставили 30‑сильные моторы. Но основным был двигатель мощностью 40 л. с.

К слову, у западногерманского аналога — NSU Prinz 4 был двухцилиндровый двигатель, установленный сзади поперечно. А на Chevrolet Corvair, повторю — шестицилиндровый оппозит, сделанный под влиянием немецкого Volkswagen.

ШАССИ

Подвески и тормоза ЗАЗ-966 тоже заимствовали у предыдущего «Запорожца». Передние тормоза «ушастого» «Запорожца» не сразу, но получили-таки по два цилиндра на каждое переднее колесо.

Передняя торсионная подвеска ЗАЗ еще в 1950‑х была скопирована с Volkswagen Kaefer. Подвеску регулярно модернизировали, но в основе она оставалась прежней до начала 1990‑х. Как и задняя независимая пружинная подвеска, унаследованная ЗАЗ-966 тоже от «горбатого».

Передняя подвеска у NSU была совсем иная — пружинная. Такими же, в отличие от Volkswagen и Запорожца — пружинными были и все подвески Chevrolet. Передняя — на поперечных рычагах.

САЛОН

Конечно, салон «Запорожца» выглядел скромно, но для тех лет и, учитывая класс автомобиля, вполне гармонично.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?

Простую металлическую панель приборов ЗАЗ-966 сделали в обычном для дешевых автомобилей 1960‑х стиле. Но комбинация приборов с вытянутым по моде тех лет спидометром выглядела очень современно.

В ее решении тоже без труда читаются мотивы американского Chevrolet Corvair. Хотя, в общем-то, это был общий для многих автомобилей 1960‑х стиль.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?

ЦЕНА ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВА

Во второй половине 1960‑х никто, конечно, не предполагал, что с относительно небольшими изменениями этот «Запорожец» будут выпускать почти три десятилетия. А ведь поначалу автомобиль конструктивно, да и стилистически выглядел вовсе не хуже многих зарубежных одноклассников.

ЗАЗ-966 и его потомки модели 968 заняли почетное место в рейтинге самых «долгоиграющих» автомобилей СССР. Последний вариант «Запорожца» — ЗАЗ-968М собирали вплоть до 1994 года! Наряду с польским FIAT 126P, он вошел в историю, как последний серийный малолитражный заднемоторный автомобиль в мире. В конце ХХ века «Запорожец» смотрелся уже динозавром, чудом задержавшимся в совсем другой — не своей эпохе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *