Почему дизель нельзя сразу глушить после остановки
Перейти к содержимому

Почему дизель нельзя сразу глушить после остановки

  • автор:

Как правильно глушить дизельный двигатель

После парковки автомобиля с дизельным двигателем почти каждый водитель повторяет одни и те же действия. Дизель быстро глушат, потратив на все несколько секунд. Однако важно помнить, что за это время практически невозможно отвести от ДВС избытки тепла. Еще более критично такие действия скажутся на двигателе с турбонаддувом. Весьма вероятно, что это приведет к серьезным неисправностям и значительным расходам на восстановление работоспособности дизеля.

Надо сделать обязательным для себя правило не торопиться с выключением мотора после остановки. В принципе, это касается автомобилей со всеми типами двигателей. Так вы сможете избежать поломки мотора.

Как работает двигатель

Остановимся на причинах, почему следует подождать и не глушить дизель сразу после остановки. Причины эти кроются в алгоритме работы ДВС. Масляный насос начинает подачу моторного масла по системе смазки одновременно с запуском мотора. Задача насоса ― в создании требуемого для циркуляции масла по направлению к подшипникам турбины давления. Поступающее масло помимо основной функции ― смазки, снижает температуру подшипников, препятствуя разогреву детали под воздействием силы трения.

Давление возрастает с увеличением числа оборотов ДВС. После того, как водитель заглушил двигатель, сразу выключается масляный насос. Это приводит к резкому понижению давления масла в системе, прекращается поступление смазки к подшипникам и их охлаждение.

Проблема заключается в том, что турбина за счет набранной вращательной скорости после выключения двигателя сразу не останавливается. Работа турбины продолжается практически без поступления масла. Оставшееся в турбокомпрессоре масло из-за большой температуры коксуется, что вызывает ускоренный износ деталей турбины. Негативно сказывается на состоянии элементов турбонагнетателя также возможное достижение защитной пленкой температуры горения.

Какие негативные последствия можно ожидать?

Последствиями торопливых действий водителя, который сразу глушит дизель после остановки автомобиля, могут быть:

  • сокращение срока службы;
  • поломка турбины;
  • локальный перегрев ДВС.

Особенно печальными последствия будут при спешке с выключением дизеля при отрицательных температурах воздуха или после езды на большой скорости.

Правильные действия водителя

Правилами, которым надо следовать водителям автомобилей с турбонаддувом, очень просты. Так вы сможете избежать серьезных поломок, которые потребуют значительных расходов на ремонт. Не нужно принимать во внимание пройденную автомобилем дистанцию и скорость движения. Всего лишь подождите 5 минут в холодное время года и 1-2 минуты летом, после чего двигатель можно глушить.

За это время вращение вала прекратится и упадет температура в турбокомпрессоре. Поэтому проблем с прекращением поступления масла не возникнет. Следуя этому правилу, вы уменьшите износ деталей и сохраните ресурс всех агрегатов.

Почему двигатели с турбонаддувом нельзя глушить сразу после остановки автомобиля?

И не только с турбонаддувом, заметьте! Во время продолжительной поездки или долгого движения по пробкам двигатель автомобиля разогревается до рабочей температуры. До максимальных значений повышается и температура деталей цилиндро-поршневой группы. Если мотор заглушить сразу после остановки, система охлаждения просто не успеет эффективно отвести лишнее тепло. Ведь жидкость в каналах этой системы циркулирует до тех пор, пока крутится водяной насос, а он работает только при заведенном двигателе. Поэтому зажигание следует отключать не ранее, чем через 20-30 секунд после того как мотор поработает на холостых оборотах. По такому же принципу настроена и работа вентилятора. Вы, наверное, замечали, что, например, в жару он еще какое-то время продолжает крутиться даже после того, как двигатель заглушен. В любом случае тактика «сразу не глуши – подожди» поможет продлить жизнь вашему мотору — каким бы ни был он по конструкции.

3

А вот на двигателях с турбонаддувом пренебрежение этим правилом довольно скоро приведет к весьма печальным последствиям. Мало того, что сократится ресурс двигателя, так еще и сломается турбокомпрессор. Дело в том, что колесо турбины приводится в действие выхлопными газами, которые основательно нагревают крыльчатку. Если сразу после остановки машины заглушить мотор, подача масла к подшипникам турбокомпрессора прекратится. А турбина будет еще какое-то время вращаться по инерции – некоторые крутятся до 250 000 оборотов в минуту. В результате разгоряченная крульчатка начнет крутиться «на сухую», и масло превратится в закоксовавшийся твердый налет. При следующем запуске мотора эти частицы перемалываются и превращаются в образив, разрушающий турбокомпрессор. А новый стоит от 35 000 до 65 000 руб., плюс стоимость замены.

1

По этой причине многие фирмы штатно устанавливают на свои двигатели турботаймеры, отключающие зажигание только после того, когда остынет турбина. Некоторые пошли еще дальше, разработав усовершенствованную систему подачи масла к компрессору, что позволяет прокачивать большее количество смазки. Тем не менее, на любом двигателе работа на холостых оборотах после остановки машины лишней никогда не будет.

1

Была ли статья полезной?

Почему не нужно глушить двигатель сразу после остановки автомобиля

facebook share

twitter share

Сегодня абсолютное большинство производителей авто устанавливает на машины турбированные двигатели. Речь идет не только о дизельных силовых агрегатах, но и о бензиновых. Все потому, что уже достаточно давно появилась тенденция ухода от атмосферной техники в пользу упомянутой турбированной.

Если заглянуть в руководство по эксплуатации современного автомобиля, то увидишь следующее утверждение: двигатель должен работать на холостом ходу еще некоторое время после остановки. Работа должна быть непродолжительной, однако глушить двигатель сразу нельзя. Этого требуют турбокомпрессоры. Они нуждаются в охлаждении. И справедливо это как для дизельных, так и для бензиновых авто.

Соблюдение этого условия очень важно, так как двигатель, продолжая работать на холостом ходу, поддерживает циркуляцию масла и удаляет излишки тепла из турбонагнетателя. Продолжается в таком состоянии и циркуляция охлаждающей жидкости.

Важно понимать, что если двигатель заглушили сразу после остановки, турбина продолжает вращаться по инерции. Если заглушить двигатель, то масло в таком состоянии может начать коксоваться от перегрева. В свою очередь, образовавшаяся субстанция не пустит масло в подшипники. При последующих запусках они могут раскрошиться, что приведет к ремонту. Возможно, всего компрессора целиком.

Единственным «но» во всем этом остается расход топлива. И здесь дизельные двигатели едва ли не в сухую обыгрывают бензиновые, так как почти не расходуют топливо на холостом ходу. Если бензиновый двигатель всегда требует соотношение смеси 14.7к1, то дизельный на холостом ходу требует всего 100к1.

Стоит добавить, что аналогичную процедуру следует проделывать с бензиновыми двигателями на турбонаддуве. Для остывания агрегата надо всего несколько минут. Лучше всего после покупки автомобиля ознакомиться с руководством по эксплуатации.

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями!

Почему даже атмосферный мотор нельзя сразу глушить после поездки

Режим тотальной спешки заставляет многих водителей глушить мотор сразу после постановки машину на парковку. В итоге владельцы, сами не зная того, вредят своему автомобилю. Так что же происходит при поспешном выключении мотора, и как исключить технические проблемы?

О том, что после поездки в бодром темпе имеет смысл дать турбированному мотору поработать на холостых оборотах пару-тройку минут, знает львиная доля водителей таких машин. Однако на самом деле многое зависит от марки, модели и возраста автомобиля.

Практически во всех случаях крыльчатка турбины может раскручиваться до 10 000 и больше оборотов в минуту. Когда же вы выключаете турбодвигатель, ротор сразу не останавливается, продолжая какое-то время вращаться под действием инерции. В этот момент раскаленный узел перестает смазываться маслом, и это провоцирует целый ряд поломок из-за неравномерного температурного расширения. Наиболее часто вращение ротора без подачи масла под давлением провоцирует появление задиров. Плюс к тому, поскольку масло перестает подаваться, тепло уходит в подшипниковый узел, где остатки смазки начинают закоксовываться.

На основательно подержанных иномарках с турбомоторами дать силовому агрегату поработать после остановки автомобиля на холостых оборотах примерно минуту — было и остается обязательным правилом. Дело в том, что на такие автораритеты в момент их выпуска еще не устанавливали хитрые системы страховки от перегрева. Речь идет в частности о турботаймерах (обеспечивают работу двигателя в течение двух-трех минут на минимальных оборотах уже после выключения зажигания), программном включении вентилятора после выключения мотора и электрических циркуляционных насосах, подающих к турбокомпрессору охлаждающую жидкость.

Не секрет также, что даже сегодня большинство массовых автопроизводителей (а они тоже выпускают сегодня модели с турбомоторами) не заморачивается установкой таких охлаждающих систем. Более того, если ваш автомобиль ультрасовременен и относится к премиальному или люксовому классу и соответственно практически наверняка оснащен такими ноу-хау, дать мотору поработать после интенсивной езды по бездорожью или трассе все равно нужно. Как ни крути, движение под нагрузкой требует более обстоятельного охлаждения силовой линии.

А что же с атмосферниками, в которых турбина отсутствует? Вопреки расхожему мнению, таким силовым агрегатам также требуется дать поработать на холостых пару минут прежде, чем вы заглушите мотор. В противном случае вы как минимум спровоцируете ускоренную деградацию моторного масла.

Ведь что происходит, когда вы выключаете атмосферный двигатель, который до этого от души крутили на высоких оборотах? Остановившаяся помпа перестает качать охлаждающую жидкость, соответственно антифриз перестает циркулировать по системе. Масло же, осевшее на трущихся деталях, испытает в этом случае локальный перегрев или, попросту говоря, начнет пригорать. В итоге на раскаленной поверхности рабочих деталей образуются нагары масла. Таким образом активизируется процесс закоксовывания системы, когда нагар буквально облепляет все и вся в цилиндре, начиная от поршня и заканчивая головкой блока.

Частично риск локального перегрева призван снизить электровентилятор системы охлаждения, реализованный на большинстве современных автомобилей. Опытные водители прекрасно осведомлены об алгоритме работы такого узла — мотор выключен, но вентилятор продолжает крутиться. Однако здесь тоже есть определенные нюансы. Например, во многих автомобильных мануалах оговаривается, что глушить двигатель с включенным вентилятором нельзя не только при движении, но и при остановке.

И хотя практика показывает, что если вы выключите мотор при работающем вентиляторе охлаждения, то двигатель практически гарантированно не закипит, все же имеет смысл следовать инструкции и опять-таки дать мотору поработать на холостых оборотах пару-тройку минут. Примерно за это время вентилятор как раз завершит программный цикл своей работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *