Что нельзя делать на вариаторе
Перейти к содержимому

Что нельзя делать на вариаторе

  • автор:

Что нельзя делать на вариаторе

Автомобилей с вариаторами на на авторынке России становится все больше. При этом такие коробки не зря считают более «нежными» в сравнении с теми же гидромеханическими «автоматами». Эксперты «Российской газеты» назвали пять вещей, которые нельзя делать на машине с вариатором (CVT).

Эксперты перечислили пять вещей, которые нельзя делать на машине с вариатором | ТАРАНТАС НЬЮС

Автомобилей с вариаторами на на авторынке России становится все больше. При этом такие коробки не зря считают более «нежными» в сравнении с теми же гидромеханическими «автоматами». Эксперты «Российской газеты» назвали пять вещей, которые нельзя делать на машине с вариатором (CVT).

2020-10-11T09:55+03:00
2020-10-11T09:55+03:00
2020-10-11T09:55+03:00
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

Для начала стоит сказать, что вариаторы бывают нескольких типов: клиноременные со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные. Ремень или цепь ходит по шкивам с переменным рабочим диаметром, позволяя изменять передаточное отношение плавно в широких пределах. Отсюда известная особенность CVT — такая коробка значительно капризнее к нагрузкам, чистоте и температуре масла, чем обычные АКПП и «роботы». Итак, первая ошибка на автомобилях с вариатором — это редкая замена масла. Его нужно менять хотя бы раз в 40 000 километров пробега вместо рекомендуемых 60 000 километров. Если не делать частую замену трансмиссионной жидкости, возможен повышенный износ конусов и ремня (цепи), что приведет к выходу из строя трансмиссии. Второе, чего «боятся» вариаторы — это агрессивная манера езды с резкими стартами и торможениями, кик-даунами и выкручиванием оборотов до отсечки вариатор тоже не любит. Такая эксплуатация неизбежно приведет к проскальзыванию ремня и поломке CVT. Также на машинах с вариатором следует избегать пробуксовок, особенно длительных, при езде в тяжелых внедорожных условиях. В таких случаях происходит экстремальное воздействие на все ключевые детали трансмиссии, что обычно заканчивается перегревом, либо, что еще хуже, растяжением или обрывом ремня. Четвертый момент заключается в том, что на машинах с вариатором не рекомендуется буксировать тяжелые прицепы и другие автомобили, особенно при движении в горку. Да и самому быть буксируемым (во всяком случае, с выключенным мотором) также не рекомендуется. В этой ситуации коробка будет перегружена, что приведет к ее быстрому перегреву и возможно обрыву или растяжению ремня (цепи) вариатора. Наконец, последнее, чего не нужно делать на автомобилях с вариаторами — начинать движение без прогрева. Особенно это правило актуально при температуре воздуха ниже минус 15 градусов, когда масло в коробке слишком густое, поэтому поверхности конусов будут смазываться плохо, соответственно, ремень/цепь могут проскальзывать и оставлять микрозадиры. Кроме того, усиливается нагрузка на привод насоса, отсюда появится избыточное давление в системе, выходят из строя клапаны гидроблока и резиновые уплотнители. Накануне специалисты рассказали, почему при заправке машины нужно глушить двигатель. Так, остановившись у бензоколонки каждый, водитель обязан заглушить двигатель, если он этого не сделает — сотрудник АЗС обязательно об этом напомнит. Нарушение техники безопасности может обернуться проблемами как для самих сотрудников автозаправочной станции, так и для водителей.

Пять вещей, которые нельзя делать на вариаторе

Автомобилей с вариаторными трансмиссиями на российском рынке становится все больше. Можно сказать, что этот тип трансмиссии пошел в народ после того, как ею стали комплектовать свои массовые модели компании Nissan, Renault и АвтоВАЗ. При этом такие коробки не зря считают "нежными" в сравнении с теми же гидромеханическими "автоматами". В этой статье мы расскажем, что точно не нужно делать, если вы хотите продлить жизнь вариаторной трансмиссии вашего автомобиля.

пресс-служба Renault

Чтобы лучше понять смысл наших рекомендаций, объясним в двух словах суть конструктива вариаторной коробки передач (CVT). Вариаторы бывают нескольких типов: (клиноременные со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные). Ремень или цепь ходит по шкивам с переменным рабочим диаметром, позволяя изменять передаточное отношение плавно в широких пределах. Отсюда известная особенность CVT — такая коробка значительно капризнее к нагрузкам, чистоте и температуре масла, чем "автоматы" и "роботы". Так каких же ошибок следует избегать?

Редкая смена масла

Чистое масло необходимо вариаторным трансмиссиям, как свежий воздух человеку. Ведь работа узла на грязном или некондиционном масле заметно ускоряет старение ремня/цепи и конусов.

Грязь и пыль от фрикционов забивает каналы, как свиной жир. К тому же загрязненное масло хуже выполняет антифрикционные действия, что может спровоцировать проскальзывание ремня на конусах вариатора.

Помните также о том, что цепь хоть и крепче ремня, но требовательнее к качеству масла. Соответственно, если автопроизводитель рекомендует менять масло в вариаторе каждые 60 тыс. пробега, то при интенсивной эксплуатации этот лимит имеет смысл уменьшить вдвое или как минимум на треть. Понятно также, что лить в такую коробку можно только то масло, которое рекомендовано производителем.

Агрессивная езда

Нередко проблемы с вариаторными коробками возникают, если владелец практикует активную, а подчас даже экстремальную езду с резкими стартами, кик-даунами, выкручиванием двигателя до отсечки.

Как следствие, ремень или цепь могут проскальзывать и его протектор истирать хонингованные поверхности конусов. Этот процесс вполне можно уподобить следам шипов от покрышек, которые автомобиль оставляет на асфальте при резком старте. Длительные поездки на высоких скоростях машинам с вариаторными коробками тоже не рекомендованы, поскольку такой стиль езды рано или поздно приговорит подшипники валов и вызовет перегрев системы.

Пробуксовка

Автомобили с вариатором не любят пробуксовки, особенно длительные, при езде в тяжелых внедорожных условиях. Что происходит в таких случаях? Если автомобиль забуксовал в грязи, песке или снегу, обороты двигателя, связанного с вариатором, остаются примерно на одном уровне, меняются лишь передаточные числа CVT. Скорость вращения колес при этом может достигать нескольких десятков, а то и сотню км/ч.

Когда же одно или несколько колес наконец оказываются на твердой поверхности, скорость их вращения резко падает. А разница в оборотах при таком раскладе гасится именно вариатором. Читай — происходит экстремальное воздействие на ключевые элементы коробки: начиная от ремня или цепи вариатора, заканчивая ведущим и ведомым шкивами.

Логично, что срок службы трансмиссии значительно сокращается, возможны также растяжение и обрыв ремня вариатора. Кроме того, штурм скользких холмов провоцирует излишний разогрев масла, как следствие идет нагрев шкивов и ремня/цепи, которые могут опять-таки проскакивать, задирая поверхности шкивов. Добавим, что современные вариаторные коробки, дооснащенные гидротрансформатором, хоть и минимизируют негативные последствия пробуксовок, исключая жесткую связку двигателя и трансмиссии при старте, не способны сгладить рывки, возникающие с резким усилением сцепления на сильно раскрученных колесах.

Буксировка

Буксировать тяжелые прицепы и другие автомобили, особенно при движении в горку на машинах с вариаторами также не рекомендуется. Как и в случае с пробуксовкой на бездорожье, на шкивы, ремень или цепь идут сильные температурные воздействия. Кроме того, в мануалах ряда моделей не случайно упоминается, что при буксировке прицепа не следует превышать скоростные ограничения, скажем, не выше 70 км/час вне населенных пунктов и не более 90 км/ч на автомагистралях.

Если все же буксировать прицеп или тащить на "галстуке" другую машину остро необходимо, помните, что следует избегать резких нажатий на "газ". Наконец, в качестве буксируемого объекта автомобиль с вариатором также использовать не следует. Точнее, буксировка автомобиля с вариатором допустима, лишь если у последнего включен двигатель. В противном случае имеем масляное голодание узла, ведомый вал коробки будет вращаться от колес, и ремень или цепь буквально проточат неподвижный и не смазываемый вал от двигателя. Поэтому транспортируем машину с вариатором либо на эвакуаторе, либо методом частичной погрузки.

Спешка зимой

Зимой, при температуре воздуха ниже минус 15 градусов, следует уделить повышенное внимание прогреву не только мотора, но и вариаторной трансмиссии. В противном случае вы начинаете движение, когда масло в коробке излишне густое.

Поверхности конусов будут смазываться недостаточно, соответственно, ремень или цепь могут проскальзывать и оставлять микрозадиры. Кроме того, при отсутствии должного прогрева увеличивается нагрузка на привод насоса, а тот будет нагнетать излишнее давление в системе.

Так могут выйти из строя клапаны гидроблока или резиновые уплотнения. И, кстати, прогреть вариатор можно и нужно также и в движении. Примерно первые пять километров в морозное утро едем неспешно, плавно, избегая резких стартов и ускорений. Еще один быстрый способ прогрева вариатора — включение режим D или R на стоянке одновременно с постановкой машины на "ручник" или уперев колеса в бордюр. Такой способ может показаться радикальным, однако он рекомендован, если машина засела в снегу (например, в нерасчищенном дворе), и вам нужно выехать их ловушки, сохранив здоровье CVT.

5 вещей, которые нельзя делать с вариатором, чтобы не сломать его раньше положенного

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

Вариатор – бесступенчатая коробка передач с плавным изменением передаточного числа в строго определенном диапазоне. По своей сути вариатор является разновидностью автоматической коробки, а потому в последние годы приобретает все большую популярность и распространенность во всем мире. Вместе с этим растет и количество несчастливых автомобилистов, которые умудряются ломать данный агрегат гораздо раньше положенного срока. Чаще всего такое случается из-за грубых ошибок, допущенных при эксплуатации транспортного средства.

1. Несвоевременная замена масла

Как и любая коробка, вариатор очень плохо работает без хорошего масла. |Фото: drive2.com.

Как и любая коробка, вариатор очень плохо работает без хорошего масла. |Фото: drive2.com.

Первое и главное, чего категорически не переносит любая автоматическая коробка передач – это несвоевременная замена масла. Чаще всего в техническом руководстве указывается, что менять его следует не реже, чем раз в 60 тысяч километров. Однако на практике лучше делать это еще чаще и заливать новый смазочный материал каждые 40-50 тысяч километров пробега. Как и любая другая смазка, масло в коробке теряет свои рабочие качества, что в конечном итоге становится причиной усиленного и ускоренного износа цепи (ремня) и рабочих конусов.

2. Агрессивная манера езды

Вариатор особенно не любит агрессивной езды. |Фото: drive2.ru.

Вариатор особенно не любит агрессивной езды. |Фото: drive2.ru.

Агрессивная манера езды – понятие растяжимое и по-разному справедливое для разных типов и моделей автомобилей. Применительно к вариатору следует обязательно упомянуть о том, что данная коробка передач очень не любит резкие старты и остановки, а также выкручивания оборотов до момента отсечки. Следует помнить об этих вещах во время езды.

3. Пробуксовки

Не стоит гнать авто с вариатором на бездорожье. |Фото: goodfon.ru.

Не стоит гнать авто с вариатором на бездорожье. |Фото: goodfon.ru.

Не стоит выгонять автомобиль с вариатором на суровое бездорожье, потому что данная разновидность коробки передач в большинстве случаев откровенно не дружит с пробуксовками. Особенно с затяжными. Экстремальное вождение гарантированно станет причиной поломки какого-нибудь компонента трансмиссии, которые просто не сможет справится с чрезмерной нагрузкой.

4. Буксировка тяжелых грузов

Вариатор не любит тягать что-то за собой. |Фото: avtolife.net.

Вариатор не любит тягать что-то за собой. |Фото: avtolife.net.

Еще одна вещь, которую люто ненавидит коробка передач с вариатором – это буксировка в любом ее виде. Прицеп цеплять к такому автомобилю тоже не рекомендуется. Очень часто получается так, что подобные «дополнительные нагрузки» перегружают трансмиссию. Это в итоге и становится причиной поломки. Конечно, в жизни бывает всякое, однако следует знать, что попытка буксировать кого-то на авто с вариатором в горку – это почти как выстрелить себе в ногу.

5. Отсутствие прогрева

Не стоит запускать машину с вариатором в зимнее время без прогрева. ¦Фото: hipdir.com.

Не стоит запускать машину с вариатором в зимнее время без прогрева. ¦Фото: hipdir.com.

Наконец, вариатор (как и любая другая коробка передач) крайне негативно работает на жесткую эксплуатацию без соответствующего прогрева. В первую очередь речь идет об использовании транспортного средства в тех случаях, когда температура воздуха за окном падает до отметки в минус 15 градусов по Цельсию и ниже. Мороз заставляет масло в коробке густеть, что осложняет смазку конусов при запуске машины. В итоге на не прогретом вариаторе начинает проскальзывать цепь.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про 11 аксессуаров , которые сделают автомобиль еще комфортнее.

Как правильно ездить на вариаторе?

Правила передвижения на автомобилях с вариаторными коробками были введены сравнительно недавно. Но к отсутствию третьей педали российские автомобилисты уже привыкли. Однако многие заблуждаются, думая, что АКПП и бесступенчатая трансмиссия (вариатор) – одно и то же. Сам по себе вариатор – КПП без передач. А раз передачи здесь отсутствуют, соответственно, толчки, пинки, удары при переключении исключены.

А вот топливо существенно экономится за счет отсутствия этих неприятных моментов. И расходует вариатор бензина меньше, чем автоматическое устройство переключения скоростей. Но есть один нюанс: ресурс коробки у них менее чем обычной гидравлической «автоматики», да и стоимость обслуживания подороже (замена трансмиссионной жидкости) и ремонт. Поэтому рекомендуем узнать. Как на нем правильно ездить.

Плюсы езды на бесступенчатой трансмиссии

Вариатор

Преимуществ на вариаторе не мало. Они позволяют ездить на автомобиле максимально комфортно:

  • Работают без рывков, остановок и толчков.
  • Позволяют хорошо набирать скорость.
  • Способствуют экономии топлива.
  • Оптимизируют максимальные нагрузки на двигатель.
  • Не дают машине заглохнуть во время остановки на светофоре или в пробке, так как авто с ним плавно трогаются с места.
  • Увеличивают срок рекомендуемого производителем сервиса и ремонта.
  • Относятся к классу экологической безопасности.

Особенности эксплуатации вариатора в разных режимах

Чтобы начать двигаться вперед, нужно использовать режим D. Передаточное отношение вариатор выбирает автоматически, водителю нет необходимости вмешиваться в процесс выбора. Многие трансмиссионные устройства, передающее крутящий момент, дополнительно оснащены режимами для езды вперед: экономным, зимним, спортивным. Желательно включать определенный режим подходящий к текущей ситуации.

Нейтральную сторону нужно использовать во время запуска двигателя. Или включать при долгом простое в пробках. Не нужно включать при каждой кратковременной остановке.

Режим Р включать рекомендуется при полной остановке автотранспорта. Перевод селектора в эту позицию блокирует самопроизвольное передвижение машины. Не забывайте об этом, когда ставите автомобиль на стоянку. Если необходимо можно включить ручной режим, повышенную или пониженную передачу.

Несколько советов опытных автомобилистов

  • Не стоит ездить долго на высокой скорости. Вариатор не любит длительную высокоскоростную эксплуатацию (более 150 км/ч). Если ездить быстро, то это приведет к быстрому износу ремня и конусов.
  • Не совершайте резких ускорений! Это самое опасное, что может быть для устройства, передающего крутящий момент. Если любите гонять со светофора, то откажитесь от автомобиля с таким устройством. Разгонна CVT должен быть плавный, без резких ускорений. Только в таких условиях он прослужит длительное время. Если будете «гонять», коробки могут поломаться уже на 65-80 тыс.км!
  • Не ездите «на холодную». Например, после ночной стоянки автомобиля зимой. Обязательно прогревайте машину. ATF не успевает прогреться, вследствие чего давление в гидравлической системе ниже чем требуется. В итоге появляются пробуксовки, конусы и ремни быстро изнашиваются.
  • Не буксуйте и не дрифтуйте . Если любите буксовать, крутить пятаки на площадки, ATF что процентов не подойдет, он не любит пробуксовки, потому что при них создается ударная нагрузка на трансмиссию. Плюс к этому, происходит перегрев масла. Из-за этого происходит и быстрый износ цепей ремня.
  • Обязательно прогревайте двигатель! Да, в зимний холодный сезон нужно прогревать авто не менее 5-10 минут. Затем можете плавно трогаться, разумеется без резких движений и ускорений. И никаких пробуксовок. Эксплуатировать вариатор при температуре ниже -35 градусов нежелательно. Лучше поезжайте на такси и поберегите коробку.

Буксировка авто с вариатором

Как мы уже указали, буксировать на автомобиле с вариаторной коробкой не рекомендуется. Ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации транспортного средства. Автомобильные заводы постоянно совершенствуют свои модели, вносят изменения в конструктив КПП. Если в инструкции нет рекомендаций относительно буксировки, желательно выполнять определенные стандартные условия:

  • Буксировать исключительно с заведенным мотором, на небольшие расстояния и на низкой скорости.
  • Не буксировать с заглушенным двигателем. Лучше заказать эвакуатор!

И напоследок еще один совет. Ни в коем случае не используйте автомобиль с вариатором для буксировки другого транспортного средства.

Ваши комментарии можете оставлять под данной статьей. Нам интересен ваш опыт и мнение. Возможно , вы внесете новую информацию, за которую автомобилисты будут вам признательны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *