Что ценного в катализаторе автомобиля
Перейти к содержимому

Что ценного в катализаторе автомобиля

  • автор:

Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?

Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?

Автомобили перестали быть объектами роскоши, теперь это просто средства передвижения, но иногда им требуется ремонт и замена деталей, часто дорогостоящих. И оказалось, что можно сэкономить при ремонте, если сдать на переработку запчасть в специальный пункт приема. Конечно, речь идет не обо всех поломанных деталях, а только о некоторых. В частности, это касается автомобильных катализаторов, которые содержат в составе драгоценные металлы. Следует рассмотреть, какие именно драгметаллы присутствуют в составе нейтрализаторов и можно ли заработать, если сдать их.

Катализатор: что это?

Катализатор представляет собой компонент выхлопной системы автомобиля, который используется для обезвреживания компонентов сгорания топлива, подаваемых в окружающую среду. Запчасть состоит из металлического корпуса, внутрь которого помещена конструкция со структурой, схожей с пчелиными сотами, что обеспечивает большую площадь соприкосновения поверхности с газами. Сотовая структура может быть металлической либо керамической, покрытая каталитическими элементами в виде тончайшего слоя драгметаллов.

Металлы в нейтрализаторе: какие и сколько?

Катализаторы устаревших авто могут содержать напыления таких металлов, как серебро или его сплавы, золото, платиноиды. Всего в них содержится до 36 грамм драгметалла на изделие. Современные транспортные средства выпускаются с нейтрализаторами, в которых содержатся металлы платиновой группы. В состав нейтрализаторов входит родий, палладий и платина. Исключением являются определенные немецкие и английские автомобили, в которых может встречаться иридий.

Катализатор исправно служит до пробега 200 тысяч километров. Это считается нормой для большинства моделей. После его замены стоит хорошо задуматься, прежде чем выбросить деталь на свалку. Унция платины (31,1 грамм) стоит 800 долларов, а родия – до 12000 долларов. Эти металлы являются благородными, поэтому стоят вдвое дороже золота. По этой причине они не просто привлекают множество людей. Занятых поиском ценных материалов, существуют промышленные компании, занимающиеся переработкой вторичного сырья.

В катализаторах драгметаллы находятся в виде сплавов. Их соотношение зависит от марки автомобиля, типа мотора, страны, для которой выпущена деталь. В дизельных двигателях больше платины, а в бензиновых палладия и родия. Автомобильный нейтрализатор в среднем весит 1,2 кг, при этом родия в нем содержится примерно 0,15 г на кг веса, платины до 1,5 г на кг, палладия до 1,4 г на кг. В автомобилях с большим объемом двигателя содержатся более дорогостоящие катализаторы.

Все зависит от требований

Требования к обезвреживанию выхлопов сильно отличаются в зависимости от страны. Чем они серьезнее, тем более богатый состав по содержанию драгметаллов в каталитических нейтрализаторах. В последние несколько десятков лет в лидеры вырвалась Япония, за ней уже страны Европейского Союза. В американских автомобилях примерно вдвое меньше драгоценных металлов, а в африканских еще меньше. Китайские ученые разработали новые нанотехнологии, поэтому смогли снизить содержание платиноидов в составе катализаторов, не снизив эффективность работы этих узлов.

Можно ли извлечь даргметаллы из катализатора?

Из катализатора удается выделить ценные металлы. Сначала его внутреннее содержимое измельчается, а потом из нее выделяются вещества посредством реакции выщелачивания смесями, которые оказывают окислительное действие. Палладий еще подвергается электродуговому нагреванию и гальванике. Это трудоемкие процессы, которые невозможно реализовать в кустарных условиях, так как требуется привлекать реактивы и специализированное нагревательное оборудование, что сопровождается крупными финансовыми вложениями.

Выход металла получается небольшой. Можно получить всего 0,1 грамма с примесями, например, с окисью алюминия, что существенно снижает стоимость полученного продукта. За него можно получить 200 рублей, и то в лучшем случае. Если соотнести полученную прибыль с затратами, то это нельзя считать хорошим вложением. Это еще одна причина, по которой практически никто не занимается таким извлечением в домашних условиях.

Целесообразно и экономически выгодно осуществлять переработку десятков и сотен автомобильных катализаторов одновременно. Это осуществляется промышленными компаниями в больших масштабах. Проще всего сдать ненужные компоненты им на переработку, получив за это денежное вознаграждение, не прилагая каких-то особых усилий. Предприятие выплатит примерно 70-80% от стоимости извлеченного металла.

Конечно, сильно разбогатеть, сдав один катализатор, не получится, но можно получить приятный бонус за ненужную запчасть, при этом снизить свои расходы на покупку новой. Рекомендуется воспользоваться такой возможностью.

Отзывы о нас на сторонних ресурсах

Сколько в катализаторах драгметаллов и можно ли на них заработать

Каталитические нейтрализаторы автомобилей представляют достаточно большую ценность, поскольку в них содержатся драгоценные металлы, в частности — палладий, платина и родий. Выходит, вышедший из строя катализатор логично не выкидывать, а продать? Давайте разберемся.

Каталитический нейтрализатор или попросту — катализатор — это элемент выхлопной системы автомобиля, призванный преобразовать опасные выхлопные газы в менее вредные.

В корпусе катализатора расположен пористый несущий материал — керамический или металлический блок с сотовой структурой. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия, платины, родия или иридия.

Часть выхлопа входит с таким напылением в химическую реакцию и соответственно очищается. Эти металлы, как известно, имеют высокую рыночную стоимость. Поэтому катализаторы даже в неработоспособном состоянии можно реализовать, выручив хорошие и даже очень хорошие деньги.

Не все катализаторы одинаково ценные

Редкоземельные металлы в составе каталитических нейтрализаторов могут быть представлены в разных пропорциях, и практика говорит о том, что таких драгметаллов больше, во-первых, в люксовых и премиальных машинах, во-вторых, в дизельных и гибридных автомобилях (в сравнении с бензиновыми), а также в европейских и японских автомобилях.

Возьмем, к примеру, страны Евросоюза. На сегодня здесь действуют наиболее жесткие требования по ограничению вредных выбросов. Соответственно в катализаторах для современных автомобилей из ЕС, как правило, больше платины, родия или палладия, чем в аналогах, использующихся, к примеру, в машинах отечественного производства.

Как бы то ни было, даже в бюджетных моделях катализаторы стоят денег, о чем не знают многие владельцы, и чем, соответственно, пользуются некоторые автосервисы, предлагающие вырезать проблемную деталь из системы выпуска нередко даже совершенно бесплатно.

Что делать со старым катализатором

Разумеется, вы можете сдать использованный катализатор в пункты приема вторсырья или на СТО, которая специализируется на удалении и замене такого рода автомобильных запчастей. Однако ваша выгода, если и будет иметь место, окажется минимальной.

Поэтому гораздо выгоднее отправиться в специализированные центры по скупке таких деталей. Там примут во внимание ряд факторов, а именно — вес, состояние, срок эксплуатации и марку катализатора. Процентное содержание и вид драгоценных компонентов позволит определить спектральный анализ. Такую оценку проводят в частности с помощью так называемых ручных анализаторов драгметаллов (подобны тем, что применяются, например, в металлопрокате).

Сколько это стоит

Самые выгодные цены предложат на платиносодержащие катализаторы, которые устанавливаются, как правило, на дизельные автомобили престижных марок. Однако деталь не должна быть "древней" и ветхой. Дело в том, что при длительном использовании катализатора уничтожается до 50 процентов дорогостоящего напыления, в результате цена изделия снижается. Разрушенные и полуразрушенные "автокаты" также вряд ли принесут серьезную финансовую выгоду.

Что касается расценок за "свежие" катализаторы, они заметно отличаются от пункта к пункту. Тем не менее, как правило, в автомобилях премиум-класса соты катализаторов имеют толстый слой напыления из редкоземельных металлов. Соответственно стоимость таких запчастей варьируется от 10 тыс. до 30 тыс. рублей за 1 кг при среднем ценнике порядка 15 тыс. рублей за 1 кг.

В то же время в бюджетных автомобилях используются катализаторы, в которых содержание редкоземельных металлов не велико. Соответственно за такие детали можно будет выручить от 2 тыс. до 12 тыс. рублей за 1 кг. К примеру, мы обнаружили в Сети несколько отзывов о продаже старого "катализатора" от Hyundai Solaris за 7 500 рублей и Renault Logan (за 4500 рублей). Продавать же старые "катализаторы" отечественных автомобилей вряд ли будет выгодно — средний ценник балансирует вокруг 2 500 тыс. рублей.

При прочих равных больше всего можно будет выручить за керамические "катализаторы", стоявшие на премиальных дизельных автомобилях. Ценник в фактические 15 — 20 тыс. рублей — типичная история.

Можно ли самостоятельно извлечь драгоценные металлы

Из пунктов приемки б/у катализаторы отправляют на заводы, где происходит процесс аффинажа — очистки металлов химическими реагентами от примесей.

Грубо говоря, из сердцевины "катализатора" извлекаются драгоценные металлы. Однако возникает вопрос — возможно ли "выплавить" драгметаллы из каталитического нейтрализатора самостоятельно.

Должны предупредить, что это сложный процесс, в частности потому, что для извлечения, к примеру, платины потребуется смесь сильных кислот. К тому же в процессе "гаражного" аффинажа будут более существенны потери в процентах извлекаемых материалов, которые нужно будет затем еще и продать. Да и затраты на необходимые химические реактивы нельзя сбрасывать со счетов. Так что лучше не рисковать.

Сколько в катализаторах драгметаллов и можно ли на них заработать

Из-за чего тема с автокатами набирает обороты, и зачем скупают катализаторы в специализированных пунктах скупки в любом состоянии – б/у, неисправные, битые, сломанные?

То, что нас интересует в разрезе ценности – это содержимое корпуса катализатора, так называемый носитель. Носитель представляет собой керамическую или металлическую ячеистую вставку, напоминающую по структуре пчелиные соты. На стенки ячеек тончайшим слоем нанесено каталитически активное напыление, содержащее редкие и дорогие металлы платиновой группы. Именно дорогостоящий состав напыления делает автомобильный катализатор востребованным вторичным сырьем.

Какие есть драгоценные металлы в катализаторах

Ценными компонентами каталитического слоя являются платина, палладий и родий. Процентное соотношение химических элементов в сплаве варьируется от зависимости от происхождения катализатора:

  • Родий и палладий преобладают в напылении катов, снятых с авто с бензиновым типом двигателя.
  • Платины обычно больше в автокатализаторах, снимаемых с мощных дизельных двигателей иномарок.

И хотя курсы валют и биржевые котировки на LBMA (Лондонский рынок драгоценных металлов), являющемся главным ориентиром расценок, постоянно меняются, все равно стоимость перечисленных драгметаллов в совокупности в десятки раз превышает стоимость золота.

Сколько в катализаторах ценных металлов по весу

Катализатор – один из самых дорогих узлов автомобиля, хотя содержание ценных компонентов в напылении составляет всего 0,05-0,8% от массы самой детали. Если взять максимально усредненные значения, то получится, что в автомобильном катализаторе весом 1,2 кг на 1 килограмм веса автоката приходится:

  • платины – 1,5 г;
  • родия – 0,15 г;
  • палладия – 1,3-1,4 г.

Точные цифры назвать можно только после рентгенофлуоресцентного анализа. Производители могут ставить разные каты даже на пару аналогичных машин, оснащенных одинаковыми двигателями – выбор зависит от рынка сбыта. К примеру, автомобили, реализуемые в государствах ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Швеция и пр.), оборудуются по стандартам Евро-5 и Евро-6 – более мощными катализаторами с увеличенным количеством активных компонентов. В большей степени интерес представляют устройства на основе керамических носителей, особенно из импортной керамики, поскольку процент драгметаллов в них преимущественно выше. Металлические катализаторы по той же причине немного отстают и по цене, и по популярности на вторичном рынке.

Ресурс автомобильного катализатора рассчитан на 100 000-120 000 км пробега, иногда деталь изнашивается и/или ломается раньше. После выхода из строя КН не подлежит ремонту, только замене в автосервисе. Старый кат после демонтажа обычно отдают владельцу, который может сдать деталь в пункт приема катализаторов и получить взамен определенную сумму.

Из-за чего тема с автокатами набирает обороты, и зачем скупают катализаторы в специализированных пунктах скупки в любом состоянии – б/у, неисправные, битые, сломанные?

Предлагаем вам сдать катализатор в компанию Sdaykat, которая перенаправит ваш катализатор на завод, занимающийся их переработкой в промышленных масштабах. Мы не только принимаем старые катализаторы, но и самостоятельно удаляем их и предоставляем комплект дополнительных бесплатных услуг, а именно, по установке обманки или пламегасителя, и прошивки Евро-2.

Наш телефон: 8 800 550 79 18. Звонок бесплатный.

Что находится в катализаторах, и зачем их скупают

Lorem ipsum – псевдо-латинский текст, который используется для веб дизайна, типографии, оборудования, и распечатки вместо английского текста для того, чтобы сделать ударение не на содержание, а на элементы дизайна. Такой текст также называется как заполнитель.

  • Главная
  • Справка
  • Что находится в катализаторах, и зачем их скупают

Из-за чего тема с автокатами набирает обороты, и зачем скупают катализаторы в специализированных пунктах скупки в любом состоянии — б/у, неисправные, битые, сломанные?

  • Что находится в автомобильном катализаторе
  • Наиболее ценная часть катализатора
  • Какие есть драгоценные металлы в катализаторе
  • Сколько в катализаторах ценных металлов по весу
  • Почему компании скупают б/у катализаторы
  • Что делают с катализаторами от автомобилей

Что находится в автомобильном катализаторе

Катализатор (каталитический конвертер, нейтрализатор, КН, а в обиходе — кат, автокат, каталик) является частью выхлопной системы автомобиля. Внешне выглядит как металлическая деталь цилиндрической формы. Закреплен за выхлопной трубой или во фланце выпускного коллектора. Установлен в количестве от 1 штуки на каждом современном авто, а на новых БМВ, Ауди и Мерседесах может стоять до 4 катов одновременно.

Конструктивно катализатор — это корпус из стального сплава с входным и выходным патрубками. Внутри корпуса закреплены:

  • каталитически активный ячеистый блок — главная рабочая часть;
  • датчик фиксации уровня загрязненности выхлопа, достигнутого после прохождения центрального рабочего блока;
  • защитный кожух — термостойкая прокладка, которая теплоизолирует и защищает содержимое ката от встряски, трения и ударов.

Главная функция каталитического нейтрализатора — очищение выхлопных газов с целью снижения уровня токсичных выбросов в атмосферу. Действующие компоненты, за счет которого происходит очищение выхлопа, начинают функционировать при работающем двигателе. Двигатель разогревает наполнитель ката до температуры в 300℃ и выше. Отработанные горячие газы попадают в корпус катализатора через входной патрубок. Далее газы рассеиваются по полым ячейкам, где активные элементы нейтрализуют опасные вещества. Очищенные выхлопные газы покидают устройство через выходной патрубок, переходя в выхлопную трубу и потом уходя в воздух.

Наиболее ценная часть автоката — носитель

То, что нас интересует в разрезе ценности — это содержимое корпуса, так называемый носитель. Носитель представляет собой керамическую или металлическую ячеистую вставку, напоминающую по структуре пчелиные соты. На стенки ячеек тончайшим слоем нанесено каталитически активное напыление, содержащее редкие и дорогие металлы платиновой группы. Именно дорогостоящий состав напыления делает автомобильный катализатор востребованным вторичным сырьем.

Какие есть драгоценные металлы в катализаторе

Ценными компонентами каталитического слоя являются платина, палладий и родий. Процентное соотношение химических элементов в сплаве варьируется от зависимости от происхождения катализатора:

  • Родий и палладий преобладают в напылении катов, снятых с авто с бензиновым типом двигателя.
  • Платины обычно больше в автокатализаторах, снимаемых с мощных дизельных двигателей иномарок.

Текущая цена палладия за грамм — $62.75, платины — $30.14, родия — $369.73. И хотя курсы валют и биржевые котировки на LBMA (Лондонский рынок драгоценных металлов), являющемся главным ориентиром расценок, постоянно меняются, все равно стоимость перечисленных драгметаллов в совокупности в десятки раз превышает стоимость золота.

Сколько в катах ценных металлов по весу

Катализатор — один из самых дорогих узлов автомобиля, хотя содержание ценных компонентов в напылении составляет всего 0,05-0,8% от массы самой детали. Если взять максимально усредненные значения, то получится, что в автомобильном катализаторе весом 1,2 кг на 1 килограмм веса автоката приходится:

  • платины — 1,5 г;
  • родия — 0,15 г;
  • палладия — 1,3-1,4 г.

Точные цифры назвать можно только после рентгенофлуоресцентного анализа. Производители могут ставить разные каты даже на пару аналогичных машин, оснащенных одинаковыми двигателями — выбор зависит от рынка сбыта. К примеру, автомобили, реализуемые в государствах ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Швеция и пр.), оборудуются по стандартам Евро-5 и Евро-6 — более мощными катализаторами с увеличенным количеством активных компонентов. В большей степени интерес представляют устройства на основе керамических носителей, особенно из импортной керамики, поскольку процент драгметаллов в них преимущественно выше. Металлические катализаторы по той же причине немного отстают и по цене, и по популярности на вторичном рынке.

Почему компании скупают б/у катализаторы

Ресурс автомобильного катализатора рассчитан на 100 000 — 120 000 км пробега, иногда деталь изнашивается и/или ломается раньше. После выхода из строя КН не подлежит ремонту, только замене в автосервисе. Старый кат после демонтажа обычно отдают владельцу, который может сдать деталь в пункт приема катализаторов и получить взамен определенную сумму.

Что делают с катализаторами от автомобилей

Cобранные катализаторы отправляют на заводы с целью вторичной переработки и утилизации.В процессе переработки из «начинки» отработанных деталей извлекают драгметаллы. К примеру, платину и родий отделяют выщелачиванием. Палладий извлекают гальваникой и электродуговым нагревом с поэтапным повышением температуры до 500℃, охлаждением до 100℃ и добавлением минеральной кислоты на финише. Как видим, технологии разнообразные, но неизменно сложные и трудозатратные. Чтобы их реализовать, необходимы навыки, профессиональное оборудование, специфические реактивы. В гаражных условиях добычей драгметаллов из отработанных автокатов заниматься нерентабельно, больше уйдет материалов, чем выйдет прибыли. Выгоднее сдать катализатор в компанию, которая перенаправит партию на завод, занимающийся переработкой б/у катализаторов в промышленных масштабах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *