Тб что это в страховании
Перейти к содержимому

Тб что это в страховании

  • автор:

Что такое ТБ в ОСАГО?

ТБ — базовый тариф или базовая ставка. Обязательный по закону полис ОСАГО подразумевает контроль ценообразования со стороны государства в лице Центробанка. Так, формула расчета стоимости страховки .

ТБ — базовый тариф или базовая ставка. Обязательный по закону полис ОСАГО подразумевает контроль ценообразования со стороны государства в лице Центробанка. Так, формула расчета стоимости страховки включает в себя базовую ставку (тариф), которая устанавливается регулятором с целью гарантировать доступность полиса по цене.

Стоимость полиса ОСАГО складывается из базовой ставки выбранной страховой компании и поправочных коэффициентов, индивидуальных для каждого автовладельца. Однако, что представляет из себя базовая ставка?

По сути, это первоначальный ценовой показатель, который страховщики используют для расчета стоимости страховой премии. Эта сумма устанавливается таким образом, чтобы доход от продажи страховок был достаточен для покрытия страховых выплат.

Страховые компании могут изменять значение базовой ставки, но не имеют права выходить за пределы тарифного коридора, установленного Банком России. Тарифный коридор включает в себя минимальное и максимальное значение базовой ставки, что позволяет страховщикам устанавливать более низкий тариф для аккуратных водителей и более высокий для систематических нарушителей.

С 13 сентября 2022 года тарифный коридор базовой ставки ОСАГО на легковые авто физических лиц стал шире. В пределах установленных значений страховые компании могут назначать тарифы для каждого автовладельца индивидуально.

Факторы, влияющие на базовую ставку

Хотя коэффициенты, характеризующие водителя и его транспортное средство, одинаковы для всех страховых компаний, базовые тарифы могут отличаться. Это связано с различными факторами, такими как тип автомобиля (легковой или грузовой) и владелец (юридическое или физическое лицо), а также технические характеристики, конструктивные особенности и цель использования ТС.

Минимальная базовая ставка применяется к водителям, которые редко используют автомобиль с малой мощностью двигателя и не участвовали в ДТП.. Максимальные ставки будут взиматься с молодых и неопытных водителей, попавших в несколько аварий, а также с владельцев автомобилей высокой мощности.

Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2023 году? Проверяем страховщиков перед покупкой

Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом законодательства 2023 года.

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 9 января 2022 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 8 декабря 2021 г. № 6007-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; далее – Указание).

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.

Расчет страховой премии производится по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет "вилку" базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.

К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.

Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. "Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России") Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).

Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (абз. 2 п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий "В" и "ВЕ", принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 1646 руб., максимальный – 7535 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (7535 руб.).

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,8, для Санкт-Петербурга – 1,64. Максимальный коэффициент (1,8) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,68) – для городов Крыма, кроме Симферополя, городов Якутии, кроме Нерюнгри и Якутска и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

КБМ – так называемый коэффициент "бонус-малус". Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент "бонус-малус" у него будет максимальным (0,46), что соответствует 13-му классу. Для тех, кто только выпустился из автошколы, базовый тариф равен 3,92. Проще говоря, наш водитель сможет купить полис ОСАГО в 8,5 раз дешевле по сравнению с тем, кто первый год за рулем.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью 1 . Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.

Важный момент: для сохранения класса КБМ нужно покупать полис каждый год (п. 6 Приложения 4 к Указанию). При этом не имеет значения, оформляется ли ОСАГО на свой автомобиль или на чей-то еще – главное, чтобы данные о водителе попали в АИС РСА. Если же водитель не приобретал страховку более года, его КБМ обнуляется. При обращении за новым полисом ему будет присвоен класс 3, что соответствует коэффициенту КБМ 1,17.

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 2,27.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 2,32 для физических лиц и 1,97 – для юридических.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,91 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО "без ограничений", то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 2,32 для физических лиц и 1,97 – для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 1).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "В", "BE") (п. 3 Приложения № 2 к Указанию)

Мощность двигателя (лошадиных сил)

Что такое ОСАГО и как расшифровывается аббревиатура

ОСАГО на машину — это страховой полис, позволяющий защитить имущественные интересы пострадавшей стороны в случае нанесения ущерба здоровью или имуществу с использованием транспортного средства. Если говорить простым языком, ОСАГО — это защита автовладельца от самостоятельного возмещения финансового ущерба, если он станет виновником аварии и причинит вред другому автомобилю/водителю.

Как расшифровывается слово ОСАГО по буквам?

  • правила автострахования;
  • объекты страхования;
  • страховые риски;
  • порядок оформления страхового случая;
  • правила осуществления страховых и компенсационных выплат;
  • полномочия профессиональных объединений автостраховщиков.
  • с конструктивной скоростью менее 20 км/ч;
  • не предназначенных для передвижения по дорогам общего пользования;
  • принадлежащих Вооруженным Силам;
  • принадлежащих иностранным гражданам, если их ответственность уже застрахована по правилам одной из международных систем;
  • прицепов к легковым машинам, принадлежащим частным лицам;
  • транспорта, не имеющего колес. К нему относится гусеничная, санная и иная подобная техника.

С 2021 года автовладельцам выдаются бланки серии МММ. В полисе указываются срок страхования, периоды действия документа, данные страхователя и собственника, параметры автомобиля, перечень лиц, допущенных к управлению, значения коэффициентов для расчета страховой премии, стоимость ОСАГО, дата заключения договора.

Страховые риски

Правила оформления

Полис ОСАГО страхование можно оформить в офисе выбранной страховой компании или онлайн. Электронный документ имеет такую же юридическую силу, как и автостраховка, оформленная на бумажном носителе.

Автострахование производится на основании письменного заявления собственника машины, к которому прикладываются копии гражданского паспорта и водительских прав всех лиц, допускаемых к управлению, ПТС и свидетельства о регистрации авто. Если страховка оформляется третьим лицом, то дополнительно потребуется доверенность, выданная собственником.

  • личные данные страхователя и владельца транспортного средства (ФИО, реквизиты паспорта, дата рождения, адрес прописки);
  • характеристики авто (марка, модель, год изготовления, VIN, номера шасси и кузова при наличии, мощность, максимальная масса, количество пассажирских сидений, регистрационный знак, реквизиты ПТС и регистрационного свидетельства);
  • условия страхования (период действия полиса, возможность эксплуатации с прицепом, использование авто для обучения начинающих водителей, для работы в такси, периоды использования и так далее);
  • перечень лиц, допускаемых к управлению, с указанием ФИО и реквизитов водительских удостоверений;
  • перечень станций технического обслуживания, на которых будет проведен ремонт машины в случае ее повреждения в рамках действия полиса ОСАГО.

Как рассчитывается страховая премия?

Стоимость страхового полиса, или размер страховой премии, можно рассчитать самостоятельно по формуле:

Итоговая стоимость = Тб х КБМ х КВС х Кт х КМ х КО х КС.

Расшифровать коэффициенты ОСАГО можно следующим образом.
Тб — это базовый тариф, установленный страховой компанией. В соответствии с Указанием Банка России № 6007-У, утвержденным 08.12.2021, с 9 января 2022 года действуют следующие тарифы:

Категории ТС Тариф, рублей
Минимальное значение Максимальное значение
А, М 438 2013
В, ВЕ для частных автовладельцев 2224 5980
В, ВЕ для юридических лиц 1152 4541
В, ВЕ для авто, которые используются для работы в такси 2014 12505
С, СЕ для авто массой до 16 т 1572 7884
С, СЕ для авто массой более 16 т 2367 11871
D, DE для авто с количеством пассажирских мест до 16 1494 5415
D, DE для авто с количеством пассажирских мест более 16 1867 6767
D, DE для авто, которые используются для регулярных перевозок пассажиров 3714 7762
Tb (троллейбусы) 2029 4242
Tm (трамваи) 1266 2645
Трактора и самоходная техника 610 2538

Страховые компании самостоятельно устанавливают базовую страховую ставку по ОСАГО в указанном коридоре. Причем для одних автовладельцев может быть назначен минимальный тариф, а
для других — максимальный без объяснений принятого решения.

КБМ, или коэффициент бонус-малус, определяется на основании количества аварий, виновником которых стал водитель в предыдущий страховой период. Значение параметра определяется по таблице:

КВС — это коэффициент, определяющий соотношение возраста водителя и его стажа. Значения параметра также изменены с 9 января 2022 года.

Кт — параметр, зависящий от региона, в котором транспортное средство поставлено на учет в ГИБДД. С актуальными значениями параметра можно ознакомиться в Приложении 2 к Указанию Банка России № 6007-У.

Коэффициент мощности (КМ) определяется в соответствии с характеристикой автомобиля по следующей таблице:

КО — это параметр, значение которого зависит от количества водителей, допускаемых к управлению. При оформлении «открытой» страховки (полиса с неограниченным количеством водителей) учитывается и принадлежность машины физическому или юридическому лицу.

При определении стоимости ОСАГО также принимается во внимание коэффициент сезонности (КС). В зависимости от месяцев использования машины применяются следующие значения КС:

Рассчитать стоимость ОСАГО можно и в режиме онлайн на сайте выбранной страховой компании. Расчет производится при помощи специального калькулятора, учитывающего все параметры. Для правильного определения коэффициентов потребуется ввести технические характеристики страхуемого транспортного средства и личные данные, включая реквизиты водительских прав всех лиц, допускаемых собственником к управлению автомобилем.

Порядок получения возмещения

Для получения выплаты по ОСАГО после страхового случая требуется самостоятельно оформить Европротокол или вызвать сотрудников ГИБДД.

Европротокол можно заполнить, если в аварии участвуют не более 2 машин, ущерб нанесен только имуществу и не превышает 400 тыс. рублей и у обоих водителей есть действующие автостраховки.

Европротокол или документы, выданные Госавтоинспекцией, передаются в страховую компанию. Далее производится оценка полученного ущерба, позволяющая определить сумму компенсации.
Страховую выплату по ОСАГО можно получить в денежном эквиваленте или путем оплаты восстановительного ремонта.

  • в районе проживания получателя компенсации по ОСАГО и в зоне радиусом 50 км отсутствуют аккредитованные станции технического обслуживания (СТО);
  • СТО по каким-либо причинам не может качественно отремонтировать транспортное средство или авто не подлежит восстановлению;
  • пострадал новый автомобиль, а договора с официальными дилерами нет;
  • стоимость работ по восстановлению авто превышает максимальный размер компенсации, а автовладелец не желает доплачивать из собственных средств;
  • в результате дорожного происшествия получатель страховки погиб;
  • владелец авто является инвалидом.

За отсутствие полиса ОСАГО и другие нарушения предусмотрена административная ответственность. В соответствии со статьей 12.37 КоАП за управление автомобилем вне периода действия автостраховки, управление водителем, не указанным в полисе, или за нарушение других условий договора взимается штраф 500 рублей. Если полис отсутствует, то придется заплатить штраф 800 рублей.

Тб что это в страховании

1. Базовые страховые тарифы (ТБ)

Тип (категория) и назначение транспортного средства

Базовый страховой тариф (рублей)

Мотоциклы и мотороллеры (транспортные средства категории "A")

Легковые автомобили (транспортные средства категории "B"):

физических лиц, предпринимателей без образования юридического лица

Легковые автомобили (транспортные средства категории "B"), используемые в качестве такси

Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.02.2008 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

Грузовые автомобили (транспортные средства категории "C"):

с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее

с разрешенной максимальной массой более 16 тонн

Прицепы к грузовым автомобилям, полуприцепы, прицепы-роспуски

Автобусы (транспортные средства категории "D"):

с числом пассажирских мест до 20 включительно

с числом пассажирских мест более 20

Автобусы (транспортные средства категории "D"), используемые в качестве такси

Тракторы, самоходные дорожно- строительные и иные машины

Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 225)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечания: 1. Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины — машины, имеющие паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2. Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в паспорте транспортного средства или в свидетельстве о регистрации транспортного средства. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базового страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *