Почему сложно сдать на права
Перейти к содержимому

Почему сложно сдать на права

  • автор:

Бизнес или педантичность: почему сегодня сложно сдать экзамен на права

Только 30% кандидатов в водители сдают на права с первого раза. Остальным нужно как минимум 2-3 попытки, чтобы успешно справиться с экзаменом. Такой статистикой поделились в Госавтоинспекции Сургута. Причем сотрудники ГИБДД уверяют: нововведения, вступившие в силу еще с 2021 года, на курсантов автошкол особо не повлияли. Почему же тогда сегодня так много тех, кому, прежде чем обзавестись заветным документом, приходится не раз пройти испытания? И с какими препятствиями сталкиваются курсанты на пути к заветному статус водителя?

Полная сосредоточенность и нескрываемое волнение. От страха потеют ладони и трясутся коленки. Эти чувства, пожалуй, знакомы каждому автомобилисту, который однажды проходил через процедуру получения водительского удостоверения. С 2021 года непростое испытание стало еще более напряженным для курсантов. Экзамен состоит уже не из трех этапов: теория, полигон, город, а из двух — после сдачи правил приступают к практике, где нужно, не вставая из-за руля, показать и навыки парковки, и езду по городу. Плюсом ко всему, инструктор от автошколы теперь находится на заднем сидении, впереди — сотрудник ГИБДД.

«Инспектор сидит за дублирующими органами управления, оценивает ход выполнения маневров, которые дает экзаменатор, навыки управления, соблюдение правил дорожного движения», — пояснил старший государственный инспектор регистрационно-экзаменационного отдела Госавтоинпспекции по городу Сургуту Владимир Бетин.

Здесь волей-неволей начнут нервничать даже опытные водители, а для начинающих тем более экзамены — стресс. Облегчить волнение помогают наставники от автошколы, за долгие годы работы они научились подбирать ключик к любому курсанту.

«Если я прикрикну, тогда можно будет высаживать и уже домой отправлять. Толку с ученика тогда не будет. Нельзя этого делать, они не могут переносить такие моменты», — делится инструктор-преподаватель ПОУ Сургутский учебный центр РО ДОСААФ России ХМАО-Югры Андрей Легасов.

А что если с первого раза сдать не получилось? Есть вторая, третья, четвертая, да хоть двадцатая попытка. Все засит от желания и упорства, говорят инструкторы-преподаватели. По статистике ГИБДД, чаще всего кандидаты в водители, что называется, валятся на создании помехи другим авто, игнорировании дорожных знаков или превышении разрешенной скорости.

«Был мальчик такой давненько-давненько, его вся ГАИ знала. Я не буду фамилию его называть, но он сдавал раз 25 точно. Но сейчас такого нет. Сейчас люди все-таки стараются сделать все точнее, быстрее. Все, конечно, зависит еще и от наших работников ГИБДД. Они же строгие судьи», — обратил внимание Андрей Легасов.

Но бывают случаи, когда даже до ГИБДД ученику автошколы не добраться. Частные обучающие учреждения по всей стране диктуют свои условия. Здесь дополнительной преградой для будущего автомобилиста становится внутренней экзамен, а отрицательной мотивацией — быстро пустеющий кошелек.

«Обучение в автошколе начиналось в январе, после трех месяцев обучения нас допустили ко внутренним экзаменам, после внутренних экзаменов должны были допустить к ГАИ, но этого не произошло, потому что внутренние экзамены были сданы неверно, за каждую пересдачу с нас брали деньги, как на внутренних по теории, так и по вождению. В ГАИ меня так и не допустили, пересдавала я три месяца, так права и не получила», — вспоминает Анастасия Помазан.

«Чтобы не портить статистику». Именно так в автошколе Анастасии объяснили условие: пройти тест из 20 вопросов, не допустив единой ошибки и проехать по маршруту, не заработав ни одного штрафного балла. Любое отступление от жестких требований — минус 500, или сразу 3500 тысячи из бюджета на новую попытку. И так раз за разом.

«Деньги за пересдачу брались только наличными, никакие чеки нам не выдавались. Перед пересдачей вождения нужно обязательно купить дополнительный урок по вождению, и только после того, как мы его откатаем, нас допускали, тоже платно, к сдаче экзамена внутреннего», — говорит Анастасия Помазан.

И здесь мнения расходятся. Некоторые считают, что такая педантичность со стороны автошкол повышает уровень подготовки участников дорожного движения, а верит, что это просто хорошо налаженный бизнес. Последним юристы советуют искать справедливость в организациях, которые выдают лицензии автошколам. Так или иначе, экзамен на получение водительского удостоверения все равно остается довольно нервным испытанием.

Юлия Склярова

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Не сдаться и сдать. Почему получить водительские права стало сложнее?

Полтора года назад в России изменились правила сдачи экзамена по вождению. Теперь два практических этапа объединены в один, а демонстрировать свои навыки приходится не на автодроме, а в городе. По статистике, экзамен сдают 2–3 человека из 10. В исключительно редких случаях удаётся сделать это с первой попытки.

Насколько эффективны новые требования и кого «валят» на экзаменах, корреспондент krsk.aif.ru разбирался вместе с экспертами.

Что изменилось?

С момента нововведений в практические экзамены на получение водительских прав прошло полтора года. Достаточно времени, чтобы понять, пошли ли на пользу новые правила.

Напомним, с 1 апреля 2021 года больше нет автодрома. Упражнения выполняются на дорогах в условиях реального движения. К примеру, «горочку», а также разворот в ограниченном пространстве, ученики делают в любом месте, независимо от движущихся рядом машин. Но парковаться между машинами всё-таки не доверяют – на парковке, так же, как и раньше, устанавливают специальные конусы.

Вопрос-ответ

Помимо этой базы по регламенту автомобилистам нужно показать уверенное движение в потоке. Это ещё около пятнадцати элементов в городе. В их число входят обгон, опережение, перестроение, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрёстков и пешеходных переходов, железнодорожных переездов. Убрали только «змейку» и поворот на 90 градусов.

Немаловажный нюанс – кандидаты в водители не знают заранее маршруты, по которым им предстоит ехать вместе с инспектором. Если раньше было несколько путей следования, которые ученики заучивали на уроках, то теперь полная импровизация. Пообщавшись с учениками разных автошкол Красноярска, мы выяснили, что многие инспекторы всё равно договариваются с автошколами хотя бы о примерных маршрутах. А вот в маленьких городах полицейские строже: предпочитают посмотреть на ученика в исключительно новых условиях.

Новый стресс для курсанта – сотрудник ГИБДД во время экзамена находится не на заднем сидении, как было раньше, а впереди. Получил более пяти штрафных баллов за нарушение ПДД и правил управления автомобилем – экзамен считается проваленным.

Дороги диктуют правила

В краевой ГИБДД пояснили, что раньше движение на дорогах было не такое интенсивное, и экзамен проходил по-другому.

«Законодательство в этой части поменялось для того, чтобы курсант был максимально приближен к современным дорожным условиям. Задача полицейского – допустить к вождению подготовленных участников дорожного движения. По какой причине кандидат в водители не может выполнить то или иное упражнение, сложно определить. Почему будущий водитель не пристегнул ремень безопасности или нарушил ПДД: из-за волнения, из-за плохой подготовки? Каждый случай индивидуален», – отметил инспектор по пропаганде БДД УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Василий Екимов.

Вопрос-ответ

Между тем с изменением закона водительские права не стали получать меньше. В 2020 году экзамен сдали более 16 тыс. человек. А в 2021-м, когда в силу вступили нововведения, – более 19 тыс. Также нельзя сказать, что новоиспечённые водители представляют особую опасность на дорогах.

«В прошлом году произошло всего 140 ДТП с участием водителей, стаж которых – не более 3 лет. Это немного, ведь за 2021 год сотрудники ГИБДД края оформили более 40 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Радует, что сегодня молодые участники дорожного движения в нашем регионе ответственно подходят к обучению и не входят в особую категорию опасных водителей», – добавил Василий Екимов.

За что снимают баллы?

По мнению же самих курсантов, процедура экзамена несправедливо усложнилась.

«Я не берусь судить качество своей езды, но то, что экзамен стал намного жёстче – факт. У меня были попытки получения удостоверения ещё до нововведений, есть с чем сравнить, – поделилась жительница г. Шарыпово Елена К. – Раньше, если ты сделал упражнения автодрома, но «завалил» город, в следующий раз едешь сразу в город. Теперь каждый раз начинаешь всё сначала. Ещё баллы на экзамене сняли за то, что «не плавно тронулась с места». Знакомая не сдала, потому что ехала 45 км/ч, а не 60 максимально возможных. Дорога была настолько ужасная и в ямах, что и 45 было «больно» для машины. Но инструктор заявил, что нужно всегда ехать с максимальной скоростью. Хотя от него самого такая команда во время экзамена не поступала. По регламенту он должен предупредить».

А это лишь некоторые комментарии на просторах Интернета.

«Я не сдала экзамен, потому что остановилась слишком далеко от стоп-линии. Я понимаю, когда ты её переехал. Это сразу штраф. Но если ты перестраховался и решил остановиться раньше? Остаётся искать золотую середину и вы­считывать миллиметры, чтобы угодить экзаменатору».

«Ехал по дороге, где было вообще непонятно, что это дорога. Асфальта нет, гравийка. При развороте мне указали на то, что заехал колесом на обочину. Как же полицейский понял, что там уже началась обочина, где и дорога, и обочина – одно сплошное месиво? Замечаю, что чем меньше город, тем придирчивее относятся к ученикам».

«После ввода нового регламента статистика абсолютно у всех автошкол ухудшилась, – поясняет директор сети автошкол Красноярского края Александр Петров. – Связано это, во-первых, с тем, что курсанту именно психологически гораздо сложнее сдавать элементы автодрома в условиях города. Поэтому большая часть несданных экзаменов – это элементарные ошибки. Во-вторых, свой вклад в ухудшение статистики внесли ужесточения в системе оценки результатов экзамена.

С первого раза теорию сдают 50–70% человек. Процент по сдаче практического экзамена снизился практически вдвое – до 25%».

Плата за ошибку

За каждую попытку сдачи экзамена надо заплатить авто­школе за сопровождение инструктора 1 тыс. рублей. И не забываем про госпошлину в ГИБДД.

Учитывая, что из 10 учеников экзамен не сдают больше половины, а проходит он 2 раза в неделю, автошколы на этом неплохо зарабатывают, да и краевая казна пополняется. От отчаяния люди ищут лёгкий способ получения прав. До сих пор находятся предприимчивые «помощники».

Вопрос-ответ

Достоверных данных для оценки масштаба коррупции нет. Информация, предоставленная ниже, не проверена. История, по словам анонимного пользователя Интернета, произошла на севере Красноярского края.

«Сестра моего мужа без особых усилий сдала экзамен по договорённости. Инструктор местной автошколы или, возможно, другой, близкий к инспектору человек, предложил за 50 тыс. рублей облегчённую версию экзамена. Во время прак­тики она допустила ошибку, и так как в тот день было много учеников, то есть свидетелей, девушку отправили домой. Однако когда она при­ехала во второй раз, на экзамен пришли около 5 человек, и все были «по блату». Тогда двушка снова не смогла сделать «горку». Но инспектор стёр запись с камеры видеонаблюдения и дал ещё одну попытку».

Инструктор – психолог?

Автошкола в системе подготовки водителей посредник. От того, насколько качественное обучение учреждение даёт ученику, зависит успех на экзамене и в будущем уверенность на дорогах. Иногда в гонке за прибылью автошколы сокращают количество часов для обучения, не спешат обновлять автопарк и берут на работу неопытных инструкторов.

«Поскольку инструктор – это прежде всего педагог, то найти такого сотрудника непросто, – говорит Александр Петров. – Ему недостаточно просто иметь большой опыт вождения – нужны коммуникативность и тонкая психологическая работа с каждым курсантом. Кроме этого, готовность к постоянному совершенствованию, так как инструкторы проходят регулярную аттестацию для подтверждения и закрепления своих знаний.

Что касается очередей на экзамен, да, мы слышали о проблемах в некоторых автошколах. У нас таких нет. Мы заранее планируем объём курсантов, не принимаем из других автошкол. Но есть сложности в поиске мест, подходящих для сдачи экзамена в условиях городской среды. Особенно тяжело в зимний период. Если на автодроме мы точно знали, что учебная площадка будет подготовлена, то в городе такой гарантии нет. Это создаёт дополнительные трудности и для учеников, и для автошкол».

Комментарий

Руководитель группы по мониторингу за обеспечением безопасности дорожного движения Общественного совета при ГУ МВД по Красноярскому краю Александр Шестаков: «Считаю, что ужесточение правил сдачи экзамена на получение водительских прав вполне оправданно. Каждый год увеличивается количество автотранспорта. Зачастую из автошкол на дороги края выезжают неподготовленные водители и доучиваются на дорогах, что недопустимо. А то, что люди платят несколько раз за экзамен, – их вина. Значит, ученик не был готов к экзамену. В тех же европейских странах получить водительское удостоверение сложнее, нужно ещё дольше учиться. Что касается коррумпированности системы, за последние годы я не помню подобных фактов. И в машинах, и в классах стоят камеры. Ужесточился контроль подразделений, которые принимают экзамены».

Как сдать экзамен в ГИБДД?

Готовитесь к сдаче экзаменов в ГАИ, но не знаете, с чего начать? Знаете, что с первого раза права получают только 35% водителей, и боитесь не войти в их число? Мы решили разобраться, какие экзамены придётся сдать и почему можно на них провалиться.

Экзамен по вождению

По нашей статистике, только 35% учащихся в автошколе сдают экзамены с первого раза. Разобрались, почему сразу сдать на права так сложно, и проанализировали частые ошибки. Статья будет полезна, если вы учитесь в автошколе и у вас скоро экзамены.

Где экзаменуют?

Прежде чем сдавать экзамен, нужно отучиться в автошколе. Чтобы поступить в автошколу, нужно пройти медкомиссию и получить справку, что у вас нет противопоказаний к управлению автомобилем. Противопоказания перечислены в постановлении правительства РФ № 1604 от 29 декабря 2014 года. Для зачисления в автошколу нужно подать документы: паспорт, медицинскую справку по форме 003-В/у и четыре фотографии 3×4 см.

В автошколе вы изучите теорию и примените её на практике. Обычно обучение занимает от 1,5 до 4,5 месяца в зависимости от того, есть ли у вас права категории B. Завершающий этап учёбы — сдача экзаменов. Это можно сделать в любом подразделении ГИБДД, независимо от вашей регистрации.

Экзаменов на права два: теория и город. Чтобы сдать теорию, нужно пройти тест, к которому можно заранее подготовиться по типовым вопросам, а чтобы сдать экзамен «город» — проехать по одному из маршрутов, которые утвердили главные инспекторы ГАИ. К экзаменационным маршрутам есть несколько требований:

  • присутствие дорожных знаков, элементов и признаков уличного движения;
  • возможность выполнять на выбранном отрезке дороги задания экзаменатора;
  • универсальность маршрута, что позволяет сдавать экзамен на разных категориях ТС.

С 1 апреля 2021 года отказались от использования стандартных экзаменационных маршрутов, но на портале Госинспекции МВД можно просмотреть перечень улиц и проспектов, на которых допускается проведение экзамена. При этом маршрут может изменяться. Его определяет экзаменатор во время движения.

Вождение на площадке

Сколько стоит обучение на права

Получение удостоверения включает не только оплату экзамена, но и другие услуги:

  • обучение в автошколе — в среднем от 20 тысяч рублей;
  • медкомиссия для справки о допущении к управлению ТС — около 2000 рублей;
  • госпошлина — 2000 руб.

В автошколе можно взять дополнительные практические уроки, что повышает вероятность сдать экзамены. Обычно занятия проходят в удобное для вас и инструктора время, длятся час и стоят около 400 рублей.

Повторная пересдача в ГАИ возможна любое количество раз, но есть ограничения по частоте сдачи.

Итого за получение водительского удостоверения в среднем нужно заплатить примерно 25 тыс. рублей.

Дела исполняются с Профи

В каком возрасте можно получать права?

В России сдавать экзамен для получения водительского удостоверения разрешено гражданам 16 лет и старше. Несовершеннолетние могут получить ВУ категории А1 — право водить легковесные мотоциклы, и категории М — право водить мопеды и лёгкие квадрициклы.

Занятие в автошколе

Какие тесты необходимо пройти?

Как мы говорили выше, чтобы сдать на права, нужно пройти несколько экзаменов:

  1. Теория, которую сдают сразу после окончания обучения в школе вождения. Будущих водителей отправляют в компьютерный класс, где проходит экзамен. Знания оценивают тестом, в котором 20 блоков с вопросами и несколько вариантов ответов к каждому.
  2. Практические навыки езды в населённом пункте. Туда могут войти упражнения, которые раньше сдавали на автодроме. Если ученику удалось успешно сдать два предыдущих экзамена, финальный этап — проезд по маршруту, разработанному заранее. Ехать нужно примерно 20 минут, рядом будет сидеть инструктор.

Экзамен считается сданным, если удачно пройдены все этапы. Получить водительское удостоверение можно в отделении ГИБДД в течение 30 рабочих дней, но часто права готовы к выдаче уже на следующий день после сдачи.

Экзамен по вождению

Как справиться с первого раза: рекомендации от ГИБДД

Иногда ученикам кажется, что удачно сдать экзамен в ГАИ с первой попытки невозможно. Это не так, и среди ваших знакомых наверняка найдутся те, кому это удалось. Мы собрали несколько советов, как увеличить шансы сдать на права с первого раза:

  • Учить ПДД, а не просто зубрить ответы на билеты. Если вы поймёте логику правил и погрузитесь глубже, будет гораздо легче ответить на вопросы и сдать экзамен.
  • Практиковаться. Если есть возможность брать дополнительные уроки — здорово ей пользоваться, потому что инструктор сможет увидеть ошибки и объяснить, как их избежать. Ещё на дополнительных занятиях можно покататься по маршрутам, которые могут попасться на экзамене «город». На сервисе Профи можно подобрать инструктора, который поможет разобрать маршруты и попрактиковаться.

Мы советуем записывать все советы инструктора в удобном вам формате, чтобы лучше их запомнить и с большей вероятностью сдать экзамен.

Причины провала большинства новичков при езде по городу

Часто причиной провала экзамена становятся мелочи, которые сложно сразу учесть. Например, ученик забыл пристегнуть ремень, потому что переволновался, — экзаменатор расценит это как серьёзную ошибку. Есть и другие мелочи, которые могут помешать на экзамене:

  • начинать движение и не проверить, закрыты ли двери в машине;
  • не отрегулировать сиденье, настройки зеркал и руля под себя;
  • не включать поворотники при смене полосы или совершении обгона.

Если допустить эти ошибки, пересдача экзамена гарантирована. Но есть список «разрешённых» ошибок: остановка с левой стороны на дороге с односторонним движением, парковка у правой обочины, когда ТС стоят в один ряд. Инструктор, скорее всего, спросит, почему вы так сделали, и пригодится теория, чтобы избежать штрафных баллов на экзамене.

Допустимое количество ошибок

На экзамене можно допустить не более 5 ошибок. Средние погрешности оцениваются в 3 балла, незначительные — в 1, но есть и грубые ошибки, которые равны 5 баллам. После хотя бы одного грубого нарушения экзамен прекращается.

Получение прав после экзамена в ГИБДД

Успешно сдав экзамен, можно обращаться в подразделение ГИБДД за вашим водительским удостоверением. Права категорий А и М, подкатегорий А1 и В1 выдадут за 15 рабочих дней, на удостоверение категории В понадобится до 30. Это формальные сроки, и на практике ученикам, которые прошли испытания, могут выдать документы в день сдачи экзамена или обращения в ГИБДД.

Приходить за правами нужно с паспортом и квитанцией об оплаченной госпошлине в размере 2000 рублей. Сфотографируют вас уже на месте.

На экзамене

Покупка машины после получения прав

Какую машину купить новичку — предмет жарких споров. Кто-то считает, что нужно брать подержанную, потому что велика вероятность мелких ДТП, а кому-то хочется сразу ездить на новой машине из салона, которая, вероятно, будет меньше ломаться.

Здесь нет правильного ответа: каждый выбирает сам, но если вы хотите машину с пробегом — мы рекомендуем обратиться за помощью к специалисту по автоподбору, который учтёт все недостатки машины и расскажет о возможных рисках. Если вы заключаете сделку самостоятельно, есть вероятность нарваться на продавца, который скручивает пробег или скрывает наложенные ограничения на регистрацию машины.

Финальные советы: как легче пройти испытание экзаменами на права?

Чтобы сдавать на права было легче, советуем учесть шесть нюансов:

  • регулярно практиковаться на автодроме и чаще ездить с инструктором по городу, чтобы во время экзамена не волноваться и быть уверенным в маршруте;
  • по возможности не экономить на дополнительных уроках. Это поможет сдать практическую часть экзамена, а если практики не хватит, пересдача в ГИБДД бесплатна любое количество раз;
  • конспектировать советы инструктора — можно, например, записывать последовательность действий во время выполнения манёвра;
  • готовиться к экзамену последовательно, уделяя время теории каждый день;
  • если есть выбор — назначать экзамен на утренние часы, когда трафик меньше. Так будет проще сориентироваться;
  • попрактиковаться ездить по улицам, которые могут входить в экзаменационный маршрут, внимательно слушая и запоминая замечания инструктора.

Перед экзаменом важно хорошо выспаться и отдохнуть, по возможности относиться к этому как к интересному вызову, а не поводу для сильных волнений. Надеть комфортную одежду и обувь, которые не сковывают движения. Важно сконцентрироваться на том, что вы многое знаете, и этих знаний достаточно, чтобы сдать, по возможности сохранять спокойствие во время экзамена и не терять уверенности в собственных навыках.

Дела исполняются
с Профи

2,6 млн специалистов

900 видов услуг

13 млн клиентов уже доверили дела профи

Лишь каждый восьмой: почему в России стали хуже сдавать экзамен на автоправа

Год прошел с того момента, как в ГИБДД появился новый регламент по сдаче экзаменов для будущих водителей. Но, похоже, автошколы так и не смогли адаптироваться к единому практическому экзамену на права: только 12% курсантов сдают "город" с первого раза. Это в два с лишним раза меньше, чем два года назад. При этом хуже стали сдавать и теорию, хотя этот экзамен вроде бы не ужесточался. Так что же происходит? Почему показатели падают?

Жизнь в эпоху реформ

Реформа системы образования в автошколах России началась еще в 2014 году — ввели новые стандарты обучения и ужесточили требования к самим учебным заведениям. До недавнего времени по окончании курса ученики сдавали три экзамена: теоретический и два практических. Но с 1 апреля 2021 года в МВД изменили регламент и теперь принимают "единый практический экзамен" вместо двух отдельных — на площадке и в городе. Таким образом, первоначальные навыки вождения (упражнения "параллельная парковка", "разворот в ограниченном пространстве" и другие) теперь проверяются непосредственно в реальных условиях. Кроме этого, учебные маршруты больше неизвестны курсантам — их определяет экзаменатор перед выездом. Изменения вполне логично повлекли за собой и увеличение времени проведения практической части экзамена — около 30 мин. (может быть и больше, если инспектор посчитает это нужным). Руководство ГИБДД при введении поправок делало акцент на расширении возможностей таким образом проверить навыки вождения учеников в реальных условиях, что должно было бы повлечь рост качества молодых водителей.

Читайте также
Выиграть войну с расстоянием: какие цели ставит новая Транспортная стратегия

За прошедший год доля выпускников автошкол, которые сдали практический экзамен с первого раза, сократилась вдвое — с 26 до 12%, рассказал начальник отдела организации экзаменационной деятельности ГИБДД МВД России Николай Гиляков. И эта цифра продолжает снижаться. Кроме того, полковник Гиляков уточнил, что с 40 до 35% снизилась и доля сдающих теорию с первого раза.

Соответственно, в МВД настаивают, что качество подготовки курсантов в автошколах остается на недостаточном уровне. Это касается как практического, так и теоретического аспекта. Например, якобы ввиду того, что правила теперь все больше преподают в онлайн-режиме. Раньше во время занятий в классе все были вынуждены активнее участвовать в процессе: решать задачи, разбирать совместно с другими учениками примеры, задавать вопросы. Сейчас же есть риск, что студент, сидя дома, включит на компьютере вебинар и при этом будет заниматься какими-либо дополнительными делами, тем самым не уделяя достаточного внимания уроку.

В автошколах, правда, считают иначе. Мол, основная проблема состоит в новом регламенте по сдаче экзаменов (приказ МВД №80), который, по мнению сотрудников автошкол, содержит массу неточностей и норм, которые можно толковать по-разному. В связи с чем курсанты и совершают ошибки.

Кстати, по поводу ошибок. Ранее допускалось по пять штрафных баллов на каждом из двух практических этапов экзамена, то есть в сумме — 10. Теперь во время объединенного испытания на городских улицах можно набрать всего пять "штрафов". На мой взгляд, это сделать совсем нетрудно, ведь во многом оценки основаны на субъективных решениях экзаменатора. Например, в таких моментах, когда кандидат "в установленных случаях не снизил скорость" (минус три балла) или "двигался без необходимости со слишком малой скоростью" (также минус три балла). И при этом "неправильно оценивал дорожную обстановку" (один штрафной балл).

Между прочим, до 2015 года у кандидата было право на небольшую пробную поездку на площадке перед началом экзамена, чтобы хоть немного привыкнуть к экзаменационной машине. Ошибки, допущенные во время такой поездки, не учитывались. Теперь такой практики нет.

"К регламенту накопилось много вопросов как со стороны автошкол, так и со стороны сдающих экзамены, — считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. — Часто баллы ставят за совсем несерьезные, естественные для новичка ошибки. В результате люди выстраиваются в очереди на пересдачу, процесс затягивается еще на месяцы. За это время многое забывается, курсантам приходится брать дополнительные занятия — за отдельные деньги". Татьяна Шутылева призывает к доработке системы оценки навыков.

Читайте также
Гадание по диагностическим картам: куда ведет реформа ТО

Собственно, недостатки существующей системы (определенные, небольшие) признают и в МВД. К примеру, главный госавтоинспектор России Михаил Черников не раз говорил, что ведомство работает над "модернизацией механизма формирования билетов и экзаменационных задач". Правда, никаких подробностей он не раскрывал.

Будем учиться по-новому?

Тем временем в Министерстве просвещения в срочном порядке подкорректировали программы подготовки в автошколах. Как ожидается, поправки должны вступить в силу с 1 сентября 2022 года. Новый приказ Минпросвещения №808 обяжет автошколы больше времени уделять обучению курсантов навыкам вождения в условиях городского движения, а также содержит еще целый ряд полезных новшеств. Сегодня при обучении на категорию В из 56 ч практической подготовки отводится 24 ч занятиям на площадке и 32 ч — в городе. В будущем распределение будет 18 к 38 ч соответственно, чтобы можно было лучше отработать навыки вождения в реальных условиях. Также ожидается, что появятся дополнительные занятия по вождению на скоростных магистралях. Теоретический курс будет дополнен блоком "электронные системы помощи водителю", в рамках которого студенты будут изучать особенности управления автомобилями "с высокой степенью автоматизации" (речь о различных видах автопилота или активного круиз-контроля).

Помимо этого, приказ Минпросвещения значительно облегчит жизнь водителям, у которых есть мотоциклетные права, — они смогут по сокращенной программе получить допуск к управлению автомобилем. Время изучения теории для них сократится втрое. Всего же прописано девять новых программ ускоренной переподготовки с одной категории на другую.

"В программы внесены важные изменения, направленные на повышение качества подготовки водителей. Сохранена преемственность с действующими программами, общее количество часов обучения не выросло, но очень грамотно перераспределены часы вождения. Так что стоимость обучения не должна вырасти", — считает Шутылева.

При этом работа над совершенствованием системы обучения будущих водителей не заканчивается. Параллельно по заданию министерства разрабатываются новые правила и предметы, которые будут наиболее полно соответствовать нынешним реалиям жизни и требованиям ГИБДД.

Будем сдавать по-новому?

Вторым слагаемым в примере являются экзаменаторы. Экзамены на права в РФ принимают обычные офицеры-гаишники, у которых с достатком и других обязанностей (особенно в регионах, где штаты урезаны). Требования к экзаменаторам минимальные: возраст не моложе 25 лет, высшее образование и права с водительским стажем не менее пяти лет.

Читайте также
Медсправки для водителей: как сделать систему проверки здоровья эффективнее

Во многих же иных странах экзаменатор — это отдельная профессия, которая предполагает специальное образование. В большинстве случаев это гражданские люди, состоящие в штате департаментов транспорта городов или регионов. Ежегодно каждый экзаменатор должен проходить курс занятий с психологом, который снимает разные установки, которые могли возникнуть в ходе профессиональной деятельности. Например, учатся тому, как не акцентировать внимание на незначительных ошибках курсанта, ведь для него экзамен — это стресс; как, наоборот, помочь ему показать свои знания и проявить лучшие качества.

К сожалению, на российской ниве сдачи на права подобных идей (точнее, их серьезного рассмотрения) я не слышал. Как мне кажется, это все же играет немаловажную роль в том, что у нас только каждый седьмой-восьмой ученик автошкол сдает на права с первого раза.

При этом отмечу, что, по статистике ГИБДД, аварийность среди молодых водителей (со стажем до двух лет) все время сокращается: за 2021 год — минус 7%. То есть все-таки хорошо учат? Или так строго принимают экзамены, что за несколько заходов на сдачу делают из курсанта настоящего профессионала? Загадка…

Проблемы и пути решения

По-моему, самая большая проблема наших автошкол — там, прежде всего, натаскивают на сдачу экзамена, а не учат грамотно и безопасно водить автомобиль. При этом я совершенно не хочу всех собак спускать на учителей и инструкторов. Ведь за отведенное для обучения время очень непросто сделать из новичка опытного водителя. Но и удлинять (и, соответственно, удорожать) курс обучения — тоже не выход.

Здесь просится небольшое отступление. Российские правила категорически запрещают обучение на права экстерном. Я считаю, что это правильно по двум причинам. Во-первых, из-за коррупции — среди тех, кто раньше приходил на экзамены после самоподготовки, было немало "блатных", во многих регионах были отработаны целые схемы по выдаче прав таким "водителям". В свою очередь, свидетельство об окончании автошколы — хоть какая-то гарантия того, что человек реально занимался и готовился.

Во-вторых, автомобиль, в том числе и согласно Правилам дорожного движения, — источник повышенной опасности. Обучать тому, как им правильно и безопасно управлять, надо все-таки под руководством опытных наставников в очных условиях.

По моему твердому убеждению, для обучения вождению сегодня нужно несколько обязательных составляющих: грамотный инструктор с навыками педагога; автомобиль с двойным управлением; тренажер для тренировок до выезда на реальную улицу и закрытая площадка, где можно отработать практические, базовые навыки. Все это должна обеспечивать автошкола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *