На сколько подорожали автомобили за 5 лет
Перейти к содержимому

На сколько подорожали автомобили за 5 лет

  • автор:

Как изменились цены на автомобили за последние пять лет?

Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» провели исследование динамики цен на новые легковые автомобили в России и основных курсов валют с сентября 2014-го по сентябрь 2019 года.

По результатам этого исследования они пришли к выводу, что стоимость новых автомобилей в нашей стране за последние пять лет выросла на 76% За это время рост стоимости автомобилей полностью компенсировал падение рубля по отношению к мировым валютам. Однако, с большой долей вероятности, цены на автомобили продолжат расти, правда, уже за счет других факторов.

В частности, одной из очевидных и постоянных причин является инфляция, которая никуда не исчезает. Если вспомнить историю предыдущих периодов, то наиболее активно цены росли в конце 2014-го – начале 2015-го, когда падение рубля было наиболее резким. Весьма ощутимое повышение цен происходило также в первой половине 2016-го и 2017-го. В начале текущего года автопроизводители компенсировали повышение ставки НДС до 20%, а затем рост стоимости автомобилей происходил постепенно.

Поскольку российский рынок с начала года демонстрирует постоянное падение, вероятнее всего, не стоит ожидать резкого скачка цен и в дальнейшем. Впрочем, за весь представленный период наблюдалась стабилизация и по части валюты, и по ряду других показателей. Поэтому в отдельные месяцы даже было зафиксировано небольшое снижение цен на автомобили, например, летом 2015-го и 2016-го. Но все же это продолжалось недолго, и основной тренд роста цен все эти годы сохранялся.

Гонки по вертикали

Рост цен на автомобили за последний год достиг рекордных скоростей. Стоит ли в этом году ожидать дальнейшего повышения розничных цен на машины или в текущем году на авторынке наконец наступит долгожданная ценовая стабилизация, разбирались «Деньги».

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Bloomberg / Getty Images

Рост цен на российском автомобильном рынке за последний год напоминает динамику разгона мощных спорткаров. По официальным данным Росстата, в ушедшем году розничная цена автомобиля в России показала исторический рекорд: в среднем цены на новые и подержанные легковые машины в РФ подскочили на 24,33%. Это самый высокий показатель за десятилетие (с момента, когда Росстат начал вести подобную статистику).

Предыдущий рекорд был поставлен в «ковидном» 2021 году, когда в период пандемии средняя цена автомобиля, по данным Росстата, поднялась на 14,48%. Существенный скачок цен наблюдался и в 2015 году — тогда прежде всего из-за падения курса рубля цены на машины выросли на 12,49%. Но ушедший год сумел превзойти эти показатели. По данным Росстата, в 2022 году гораздо более существенно выросли цены на новые автомобили. Особенно подорожали новые машины иностранных брендов (как импортные, так и произведенные в РФ) — здесь динамика роста составила 39,11%. Впрочем, и традиционные российские марки (как Lada и УАЗ) подорожали на 29,65%. И понизить средние темпы роста цен позволило более скромное удорожание подержанных автомобилей — по данным Росстата, машины с пробегом за 2022 год подорожали на 6,75%.

Цены на авто начнут снижаться в 2024 году

2022 год принес геополитические потрясения, которые вылились в полномасштабные санкции, остановки производства и уход большинства западных брендов с российского рынка. В условиях дефицита и отсутствия комплектующих цены на автомобили просто взлетели. К концу лета 2022 года появилась впечатляющая статистика по росту цен: Lada Largus — +56,8%, Volkswagen Polo — +51,6%, Hyundai Solaris — +45,2, Hyundai Creta — +43,1%, Kia Rio — +41,4%. Меньше всех прибавила Lada Granta — всего 13,3% в упрощенной комплектации (без ABS и подушек безопасности). На вторичном рынке впереди оказались Toyota Land Cruiser — +20% и BMW Х3 — +14,1%. Самый существенный рост показали все авто не старше пяти лет. Машины старше показали рост около 8%. Китайские автомобили, которые будут пытаться заменить все ушедшие бренды, прибавили в цене от 30% до 50%.

Выйти из полноэкранного режима

Финансовый аналитик группы компаний CMS Станислав Бовт

Развернуть на весь экран

Финансовый аналитик группы компаний CMS Станислав Бовт

На мой взгляд, в текущем году ситуация кардинальным образом не поменяется. Безусловно, отечественные производители и наши китайские партнеры будут увеличивать поставки авто, но слабеющий рубль по отношению к доллару и юаню не дает повода для оптимизма в отношении снижения цен. Цены уже не будут расти как в прошлом году, но потенциал в 12–15% уже есть — примерно настолько «похудел» рубль по отношению к доллару и юаню в этом году. Льготное кредитование может поддержать отечественного производителя, но средств в 5,1 млрд руб., выделенных на данную программу, я считаю, абсолютно недостаточно для поддержания цен. Что касается расширения параллельного импорта, который активно стали внедрять ряд крупных автодилеров, то он вряд ли повлияет на снижение цены: транспортировка подорожала в несколько раз. На мой взгляд, такая ситуация продлится еще полтора-два года, далее рынок стабилизируется, и в конце 2024-го цены начнут снижаться.

Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS

«Автомобильный рынок лихорадит третий год подряд,— сокрушается Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS.— Все началось в пандемию, когда останавливались автогиганты и заводы по производству электроники и компонентов. Но 2020 год не стал шоком для покупателей — цены выросли незначительно, примерно на 8–12%. В полной мере последствия ковида авторынок ощутил в 2021 году, цены на некоторые модели отечественного и импортного производства взлетели, прибавив от 20% до 40%, особой популярностью стали пользоваться машины с пробегом, а рост цен в этом сегменте достигал 50%. 2022 год принес новые геополитические потрясения, которые вылились в полномасштабные санкции, остановки производства и уход большинства брендов с российского рынка».

Цены вверх и вниз

По данным «Автостата», средняя цена нового автомобиля по итогам прошлого года составила почти 2,4 млн руб., что на 20% больше, чем годом ранее, и в 2,4 раза больше, чем в 2014 году, когда в среднем новое авто в России можно было приобрести за 1 млн руб. При этом цена на автомобили с пробегом возрастом до семи лет выросла по итогам 2022 года на 38%, до 2,1 млн руб., а более старые подержанные машины, возрастом более семи лет, подорожали за тот же период на 47%, до 1,1 млн руб.

Средняя цена популярных моделей новых авто в России* (тыс. руб.)

Выйти из полноэкранного режима

В текущем году рост цен на некоторые типы автомобилей продолжился. Например, по данным «Авито Авто», на вторичном рынке средняя цена подержанных машин Lada за январь—февраль 2023 года стала на 5,2% выше, чем в ноябре—декабре 2022 года. В то же время автомобили с пробегом марки Toyota прибавили в цене в среднем 6,4%, машины бренда Hyundai подорожали на 12,4%, на 9,3% — автомобили Kia с пробегом, на 6,2% — подержанные Volkswagen. В «Авито Авто» указывают, что, например, сейчас средняя цена на популярную модель Lada Granta составляет 539 тыс. руб., на Toyota Camry — 1,88 млн руб., а за Hyundai Solaris просят 825 тыс. руб.

Некоторые эксперты полагают, что постепенное насыщение авторынка уже начинает сдерживать цены. «В феврале наметилась интересная тенденция: параллельный импорт помог снизить цены на некоторые модели популярных "корейцев"»,— отмечает Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»). Благодарить, на ее взгляд, за это нужно тех авторитейлеров, которые расширили поставки моделей по параллельному импорту и увеличили конкуренцию за клиента. Поставки автомобилей по параллельному импорту, по ее наблюдениям, практически весь прошлый год носили в основном частный характер: машины, выставляемые в официальных салонах многих западных, японских и корейских марок, были чаще всего завезены на физических лиц. В текущем году ситуация постепенно меняется. Некоторые дилеры сумели отладить логистику, финансовые коридоры, увеличить партии завозимых автомобилей с полной уплатой НДС и, по сути, сами стали импортерами. У некоторых авторитейлеров партии поставляемых машин уже исчисляются сотнями.

Цены на авторынке были взвинчены ранее

На рынке новых авто ценники будут только расти, прежде всего на машины нового модельного года, поэтому затягивать с покупкой новой машины не стоит. Сэкономить сейчас получится разве что при покупке электромобиля в рамках госпрограммы льготного автокредитования. Можно надеяться на ее продление во второй половине года и на покупку машины с традиционным мотором с субсидией.

Выйти из полноэкранного режима

Руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая

Развернуть на весь экран

Руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая

На мой взгляд, увеличение объемов параллельного импорта при относительно стабильном курсе рубля позволит постепенно, в перспективе трех-четырех месяцев, насытить определенные сегменты рынка. Авральное расширение сетей рядом марок из Поднебесной и борьба за долю рынка заставляет не только дилеров, но и импортеров биться за маржинальность каждой сделки. И наконец, расширение бизнеса таких марок, как Omoda и «Москвич», и появление новых игроков (Kaiyi и Jetour) также должно неизбежно повлиять на наполнение нашего рынка и стабилизацию цен.

Если же говорить о вторичном рынке, то тем, кому необходимо продать машину, также едва ли стоит медлить. Особенно это касается владельцев автомобилей премиальных марок и внедорожников. Цены по многим моделям в этом сегменте были ранее взвинчены до таких высот, что оказались гораздо выше покупательной способности. И их снижение в конце прошлого года только начинало набирать обороты и продолжилось в январе-феврале. А вот владельцем свежих автомобилей в более демократичных диапазонах цен можно, пожалуй, не торопиться. Здесь в ближайшие месяц-два едва ли будут какие-то серьезные колебания цен.

Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»)

По словам Марины Дембицкой, на китайские машины цены растут в связи с валютными колебаниями. Особенно это актуально для Chery, Exeed, Geely и Haval. «Большинство продаваемых прежде автомобилей были закуплены в то время, когда за один юань нужно было платить 8,5–9 руб., а сейчас он приближается к 11 руб.»,— поясняет эксперт.

Тенденция снижения цен на некоторые модели наблюдается и на вторичном рынке. Дефицит качественных «свежих» автомобилей и прошлогодняя чехарда с ценами приводили к тому, что у многих продавцов возникали завышенные ожидания относительно стоимости своих машин, полагает Марина Дембицкая. В январе эти планы многим невольно приходилось менять, иначе товар было сложно реализовать. В итоге примерно шесть из двадцати наиболее популярных на вторичном рынке автомобилей стали стоить дешевле. Однако в сегменте трехлетних автомобилей, которые по-прежнему остаются лучшей альтернативой новым, все еще наблюдается дефицит, что позволяет владельцам таких машин продавать их по завышенным ценам. Январь показал, что даже такие высоколиквидные автомобили, как вседорожники Toyota и Hyundai, постепенно обретают более адекватные ценники, а в ряде случаев начинают стоить дешевле, чем год назад. По тем моделям, поставки которых возможны по параллельному импорту, этот процесс наверняка продолжится и в ближайшие месяцы.

В условиях плохой ценовой видимости

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Будут ли цены на автомобили продолжать расти в текущем году — прогнозы на этот счет противоречивые. С одной стороны, продавцы говорят о том, что авторынок постепенно насыщается, сокращается дефицит, и это благотворно влияет на цены. «В текущем году количество новых брендов на российском рынке увеличится, только из КНР о своих планах уже объявили пять-семь марок»,— подчеркивает Артем Киселев, директор по продажам продуктов автолизинга ГК «ВТБ Лизинг». Любое увеличение численности игроков, на его взгляд, положительно сказывается на рынке, поскольку предполагает усиление конкуренции. Для покупателей это означает расширение линейки доступных моделей автомобилей и снижение цен на них.

С другой стороны, по мнению экспертов, цены продолжают толкать вверх инфляция, волатильность курсов валют и прочие неблагоприятные факторы. «В условиях все еще ограниченного предложения на рынке нет предпосылок для сохранения цен автомобилей на прежнем уровне»,— полагает Андрей Ольховский, генеральный директор автомобильного дилера «Автодом». Дефицита автомобилей в 2023 году, по его прогнозам, не предвидится, однако предложения в ценовом сегменте до 2 млн руб. будут ограниченными. Он отмечает, что в 2023 году появятся автомобили нового поколения, цены на которые будут выше, чем на выпущенные ранее модели. Притом что цена автомобилей из Китая в целом стабилизировались, производители китайских брендов могут повысить их на 5–10%. Ранее в начале нового года на фоне инфляции бренды повышали цены автомобилей на 3–4%. «В первом полугодии 2023 года можно ожидать среднее повышение до 10%»,— полагает господин Ольховский.

В сложившихся условиях ценовой волатильности на авторынке потребителю нужно принимать непростое решение: покупать ли машину сейчас или подождать, когда цена, возможно, опустится. «Я бы рекомендовал потребителям отложить покупку европейских авто, если это возможно»,— советует Владлен Арушанов, генеральный директор компании «Тигарбо Эко» (производство электротранспорта). В сложившейся ситуации, по его мнению, оптимальным выбором будут отечественные марки или бренды, которые официально присутствуют в РФ (китайские и т. п.). «При ввозе машины из другой страны и ее некорректном таможенном оформлении по заниженной стоимости таможня спустя какое-то время может потребовать доплату с владельца авто. Это касается как новых машин, так и автомобилей с пробегом»,— акцентирует внимание господин Арушанов.

Впрочем, если машина срочно необходима, затягивать с ее покупкой не стоит, считают эксперты. «Сейчас многие россияне планируют приобрести автомобиль, но откладывают покупку, надеясь на более благоприятные цены»,— считает Илья Федорченко, генеральный директор «СберАвто». Согласно недавнему опросу, который его компания провела с коллегами из «Работа.ру» среди 5 тыс. респондентов со всей России, почти каждый третий россиянин (30%) отмечает, что хотел бы приобрести новый автомобиль в 2023 году, но не уверен, что найдет устраивающее его предложение (9% рассмотрят покупку, если будет выгодное предложение, 5% подумают о покупке, если смогут выгодно продать имеющийся у них автомобиль, и 7% уверены, что сменят авто). «Пытаться обыграть рынок, ожидая оптимальных условий, не лучшая стратегия в любые времена»,— уверен господин Федорченко. Автомобиль, по его убеждению, стоит приобретать тогда, когда он необходим.

«При принятии решения о покупке нового автомобиля необходимо ориентироваться на потребности и финансовые возможности»,— соглашается Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей автодилера «Авилон». Оценить поведение цен на автомобили до конца года, по его мнению, затруднительно, так как они зависят от большого количества факторов. Важно, например, что на российский рынок по параллельному импорту начали поступать модели массового сегмента — за 1,6–1,7 млн руб. (например, Jetta VA3). Подавляющее большинство сделок сейчас оформляется в сегменте автомобилей китайских брендов. Главным фактором привлекательности сегодня считают наличие официальной гарантии от производителя. «Дополнительно спрос стимулируют спецпредложения на покупку авто и другие дополнительные бонусы, за счет чего можно выгодно приобрести автомобиль именно сейчас»,— уверен господин Стариков.

  • "Деньги". Приложение №4 от 23.03.2023, стр. 45

В России новые автомобили подорожали на 40% за последние 5 лет

Фото: Техно-Сервис К Лада

За последние 5 лет средневзвещенные цены на новые автомобили в России выросли на 40%. К такому выводу пришли специалисты аналитического агентства «Автостат».

В 2015 году средняя стоимость новой легковой машины в России составляла 1 200 000 рублей. При этом иномарки в среднем стоили 1 362 000 руб., а отечественные автомобили — 510 000 рублей.

В то же время по итогам первой половины 2020 года средневзвешенная цена нового автомобиля в России составила 1 646 000 руб., что на 8,9% или на 138 000 руб. больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. За шесть месяцев средняя стоимость машин иностранных брендов выросла на 9,1% — до 1 000 962 руб., а отечественных марок — на 6,3% (700 000 руб.).

Фото: Zuma \ TASS

Фото: Рольф

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), всего в первой половине 2020 года в России было продано 635 959 новых легковых автомобилей, что на 23,3% меньше, чем в том же периоде прошлого года.

В России резко подорожали многие автомобили. Полная таблица

Geely Atlas Pro

За один день, 1 августа в России подорожали автомобили «Москвич» и FAW. Другие автопроизводители подняли цены еще раньше, в течение июля. Хотя в том же «Москвиче» причины не комментируют, аналитики и эксперты рынка на протяжении последнего месяца не раз предупреждали о том, что на цены давят сразу два фактора: ослабление рубля и повышение ставок утилизационного сбора.

Утильсбор подняли на иномарки, а подорожал «Москвич»

При повышении ставок утилизационного сбора стоимость машин отечественных брендов не должна увеличиваться, подчеркивали в Минпромторге. Это объясняется тем, что правительство компенсирует уплату утилизационного сбора для производителей с высокой степенью локализации. Саму меру сразу после ее принятия поддержали четыре российских автоконцерна, в том числе «Москвич».

Однако 1 августа цены поднял именно отечественный «Москвич», причем сразу весьма существенно. Так, бензиновые машины в базовой комплектации подорожали сразу на 300 тыс. руб., а электрические «Москвич 3е» на 370 тыс. руб. И это уже не первое подорожание модели с начала 2023 года — базовая цена ранее уже поднималась на 50 тыс. руб, а электрический вариант с момента старта продаж подорожал более чем на 450 тыс. руб.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Напомним, что «Москвич 3» является копией китайского кроссовера JAC JS4. Машина собирается в Москве на бывшем заводе Renault почти полностью из китайских комплектующих, что увеличивает зависимость от валютных колебаний и не позволяет рассчитывать на компенсацию утильсбора в полном объеме.

Одновременно с «Москвичом», 1 августа поднялись цены на автомобили марки FAW. Интересно, что подорожали все модели кроме кроссовера Bestune F77. Последнее может быть связано с прекращением поставок этой модели и распродажей старых запасов. Дело в том, что F77 в скором времени начнет собраться на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге и продаваться как Lada X-Cross 5.

В самом FAW эту ситуацию не комментируют, а на АвтоВАЗе признают лишь, что X-Cross 5 создан совместно с «восточным партнером».

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Заметить изменения рекомендованных розничных цен на другие новые иномарки именно 1 августа Autonews.ru не удалось. Однако с начала июля цены вросли более чем на десять моделей.

Как дорожали автомобили за прошедший месяц
Автомобиль Цена 5 июля 2023 года, руб. Цена 1 августа 2023 года, руб.
«Москвич 3» 1 920 000 2 220 000
«Москвич 3е» 3 558 000 3 950 000
Chery Tiggo 4 Pro 2 019 900 2 079 900
Chery Tiggo 7 Pro Max 2 649 900 2 699 900
Geely Coolray 2 174 990 2 204 990
Geely Atlas Pro 2 398 990 2 508 990
Geely Tugella 3 669 000 3 899 990
Haval Jolion 1 799 000 1 949 000
Haval Dargo X 3 119 000 3 269 000
Haval F7 2 299 000 2 349 000
FAW Bestune T55 2 289 000 2 339 000
FAW Bestune B70 2 338 000 2 378 000
FAW Bestune T99 2 950 000 3 000 000
Tank 500 5 199 000 6 299 000
Lada Niva Legend 821 900 829 900

Большинство машин китайского производства подорожали не более чем на 5%. Это связано с особенностью современных китайских автомобилей на российском рынке, большинство из которых оснащается моторами объемом от 1,0 до 2,0 литра. Ставка утилизационного сбора на них выросла не столь существенно, как на машины с большей кубатурой. При ввозе юридическим лицом доплатить с 1 августа придется 127 600 руб.

Иначе обстоит дело с машинами, объем двигателей которых превышает 2,0 литра. Если не считать коммерческой техники, то в России есть только одна модель из Китая, которая поставляется официально и подпадает под указанный критерий. Это внедорожник Tank 500, объем двигателя которого самую малость не дотягивает до 3,0 литра.

Tank 500

Tank 500 (Фото: Tank)

В июле Tank 500 дорожал дважды, последний раз 17-го числа. В итоге его цена выросла на 1,1 млн руб. при том, что ставка утилизационного сбора для дистрибьютора увеличилась на 585,2 тыс. руб. Остальное подорожание также можно объяснить снижением курса рубля.

Что не подорожало

С начала июля 2023 года не выросли цены на отечественные автомобили Lada. Официальная стоимость Granta по прежнему стартует от 692,3 тыс. руб, а за Vesta просят менее 1,24 млн. Niva Travel осталась на отметке 1,042 млн руб и лишь классическая Niva Legend прибавила в цене 8 тыс. руб. за базовую версию — ранее на предприятии говорили, что у машины улучшилась шумоизоляция, а самый простой вариант без оной просто сняли с продаж.

Тажке прежними остались цены на китайские автомобили, которые изначально стоили выше рынка. Например, на машины марок Changan и Livan, В начале лета на фоне более популярных конкурентов они казались переоцененными, но теперь стоимость их моделей стала ближе к подросшим ценам лидеров.

Не изменились за последние дни и цены у дилеров на машины, ввезенные по параллельному импорту. Как ранее писал Autonews.ru, такие автомобили должны подорожать более всего. Однако речь идет о свежих партиях, а сейчас под видом новых японских и корейских машин в салонах представлены автомобили 2022 года выпуска, а в случае с Mitsubishi Pajero и 2019 года, но без пробега.

Неизменными остаются и цены на собираемые в России электромобили Evolute при том, что утильсбор на электрокары вырос для юрлиц примерно на 300 тыс. руб. Так, кроссовер Evolute i-Joy теперь стоит на не 1 млн, а на 1,5 млн дешевле своего одноклассника московской сборки «Москивч-3е».

Evolute i-Joy

Evolute i-Joy (Фото: Autonews.ru)

Отметим, что на поставку, прохождение таможни, уплату утилизационного сбора на автомобили в России уходит до нескольких месяцев. Это значит, что ослабление рубля и повышение утильсбора могут отразиться на ценах не сразу, а в течение последующих недель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *