На сколько падает емкость аккумулятора в морозы
Перейти к содержимому

На сколько падает емкость аккумулятора в морозы

  • автор:

Нужно ли в морозы уносить аккумулятор автомобиля домой?

Автомобиль не заводится в морозы по двум причинам: если в моторе нечему гореть или нечем поджечь. Бывает, что из-за разряженного аккумулятора свечи перестают выдавать искру, а обесточенный насос не прокачивает топливо. Поэтому важно, чтобы батарея имела хороший заряд.

Статья по теме

Современные аккумуляторы имеют гарантированный срок эксплуатации около 5 лет. И вот по истечению этого срока как раз могут возникать проблемы. К примеру, из-за разрушения свинцовых пластин падает емкость батареи. В морозы процесс саморазряда ускоряется.

При падении температуры воздуха до 10 градусов Цельсия заряд снижается на 20%. При минус 20 — уже на 35%. А если на дворе стоят 30-градусные холода, то заряд упадет в половину.

Для нового современного аккумулятора это не страшно, а вот для видавшего виды трудяги, у которого и летом после недельного простоя падает интерес к жизни, это приговор. Завести автомобиль он не сможет.

Перемещение старых батарей в тепло позволит немного продлить им жизнь. Бывалые автомобилисты рекомендуют нести их домой. В тепле батарея теряет заряд намного медленнее, да и емкость ее сохраняется, отчего шансы пережить холода без внешней подзарядки увеличиваются. В оттепель батарея вновь возвращается под капот машины.

Статья по теме

Но есть у такого способа и существенный недостаток. Современные автомобили имеют слишком много электроники, которая не рассчитана на частое обесточивание. Могут начаться серьезные проблемы с блоком управления двигателя или со сложной мультимедийной системой. Кроме того, при извлечении аккумулятора перестанет работать центральный замок, иммобилайзер и охранная сигнализация. Кроме того, аккумулятор тяжел и таскать его домой не удобно.

В общем, имеет смысл снимать батарею только на старых машинах, не оборудованных электронным впрыском и иными мудреными управляющими системами. К примеру, если во дворе стоит карбюраторная «пятерка» родом из СССР, которая используется исключительно для поездок на дачу, то тратиться на новый зимний аккумулятор не с руки. Поэтому его можно относить домой на продолжительный срок.

А вот на «десятилетках» иностранного производства, которые бегают ежедневно, вытаскивать аккумулятор не стоит. При первых проблемах с холодным запуском проще заменить батарею на новую. Тогда даже 30-градусные морозы автомобилю будут не страшны.

Смотрите также:

  • Ни в коем случае! Чего нельзя делать при реанимации аккумулятора →
  • Нужно ли подзаряжать аккумулятор перед наступающими заморозками? →
  • Как быстро «оживить» автомобильный аккумулятор в морозы? →

Аккумулятор для зимы — эксплуатация акб в холодное время года

Какой лучше выбрать аккумулятор для зимы? Этот вопрос актуален даже для средней полосы России, не говоря уже о более северных регионах. Не важно, когда вы покупаете аккумулятор, ведь зима близко, и даже летом надо задумываться о том, как АКБ поведет себя через полгода. Незначительная разница при работе в тепле у разных аккумуляторов может стать гораздо больше для холодного климата: падение температуры сказывается и на работоспособности АКБ, и на нагрузке на батарею (холодный двигатель труднее прокручивается стартером, отсюда и большее потребление тока).

Влияние температуры на аккумулятор

Аккумулятор «запасает» энергию с помощью чисто химического процесса на своих пластинах и благодаря обратному процессу ее отдает. Если же вспомнить, что любые химические процессы протекают с разной скоростью при разных температурах, то можно понять, что и скорость зарядки, и токоотдача у аккумулятора зимой упадут.

Поэтому для получения максимальной отдачи зимой от аккумулятора потребуется наибольшая активная площадь пластин — чем она больше, тем быстрее при прочих равных батарея сможет набирать и отдавать заряд. Оценить ее при сравнении разных аккумуляторов можно косвенно по параметру, обязательно указываемому на батарее — по току холодной прокрутки.

Независимо от выбранной производителем системы измерения ток холодной прокрутки всегда измеряется при отрицательных температурах, то есть прекрасно отражает именно поведение аккумулятора зимой. Выбирая, скажем, между АКБ с током в 570 А (EN) и 620 А (EN), отдать предпочтение стоит именно второму: при одинаковой температуре в −18 градусов он отдает заметно больший ток.

Емкость аккумулятора — величина нелинейная: указываемая на аккумуляторе цифра измеряется при стандартной температуре и токовой нагрузке. При охлаждении емкость АКБ снижается из-за падения скорости химической реакции в банках батареи. Поэтому в пределах размеров, заданных габаритами аккумуляторного отсека, стоит выбрать аккумулятор с емкостью выше чем у штатного АКБ (на 5 −10 а/ч).

влияние температуры на емкость

Какого типа лучше аккумулятор для зимы?

Классические свинцово-кислотные аккумуляторы

К этой категории относятся все АКБ, где между пластинами находится только жидкий электролит. Современные технологии позволили сделать такие аккумуляторы практически или полностью необслуживаемыми, обеспечив стабильность уровня и плотности электролита.

Классические свинцово-кислотные аккумуляторы

Для эксплуатации в зимнее время аккумуляторы, выполненные по кальциевой технологии, предпочтительнее более дешевых батарей с пластинами из малосурьмянистого сплава (гибридные акб). В первую очередь благодаря большей скорости набора заряда: здесь образование водорода на пластинах в разы меньше, а именно его микроскопические пузырьки снижают активную площадь пластин, замедляя скорость зарядки. Особенно это важно, если зимой Ваш автомобиль используется преимущественно для коротких поездок: медленно заряжающийся аккумулятор просто не будет успевать восполнить запас энергии, растраченный при запуске.

Главное при использовании аккумулятора зимой — это регулярный контроль его состояния: пребывая в постоянно недозаряженном виде, аккумулятор начнет подвергаться сульфатации, которая тем быстрее, чем выше степень разряда. Если за время поездок Вы не успеваете зарядить аккумулятор, стоит задуматься о приобретении зарядного устройства, причем желательно с режимом десульфатации: такое ЗУ не только сможет поддержать заряд батареи, но и обеспечит ей максимальный ресурс.

Необходимо периодически проверять степень заряда аккумулятора. Один из методов — это нагрузочный тест: простейшая нагрузочная вилка позволит сразу увидеть, как быстро начнет падать напряжение на аккумуляторе под нагрузкой. Более совершенные цифровые тестеры способны выдать информацию о состоянии аккумулятора прямо в виде текстовых рекомендаций — «норма/зарядите/замените».

Аккумуляторы AGM

Аккумуляторы этого типа содержат электролит в специальном инертном наполнителе, который одновременно является элементом виброзащиты аккумулятора. За счет этого в те же габариты производитель может вписать большее количество пластин меньшей толщины — а, значит, аккумулятор сможет иметь большую емкость и токоотдачу. Кроме того, такие АКБ быстрее набирают заряд — недаром для систем «старт-стоп» применяются чаще всего именно аккумуляторы на основе технологии AGM.

Аккумуляторы AGM

Эти преимущества делают AGM-аккумуляторы более предпочтительными для использования зимой, чем классические свинцово-кислотные батареи. Немаловажно и то, что у AGM-аккумуляторов выше стойкость к глубокому разряду.

Гелевые аккумуляторы

У гелевых батарей сгущен сам электролит, то есть дополнительный наполнитель, как у AGM-аккумуляторов, им не нужен. По емкости и токоотдаче гелевые АКБ являются однозначными лидерами.

Однако особенности работы сгущенного электролита делают гелевые аккумуляторы малоприменимыми в качестве стартерных: практически все представленные в продаже аккумуляторы на гелевой основе — это тяговые батареи. Распространенная ошибка — это путаница между AGM и гелевыми аккумуляторами. Например, часто можно встретить упоминания о том, что аккумуляторы Optima Red Top являются гелевыми, на самом же деле они выполнены по технологии AGM — между пластинами установлен стекловолоконный сепаратор. Однако гелевые акб всё же встречаются в автомобилях — но как дополнительные источники питания — для аудиосистемы, например, или в «домах на колёсах». Но не следует их путать с основным автомобильным аккумулятором, т.к. они сильно отличаются.

Восстановление работоспособности аккумулятора

Что сделать, если аккумулятор все же не перенес мороза? В первую очередь нужно постараться максимально восстановить его работоспособность, проведя полный цикл заряда.

Проблема в том, что замерзший аккумулятор практически не способен принимать ток заряда. Поэтому применять для «реанимации» исключительно автоматические зарядные устройства нельзя: не получая должной нагрузки, они будут сразу отключаться. Лучше всего по возможности перенести аккумулятор в теплое помещение — заряжаться он начнет гораздо быстрее.

Лучший режим для зарядки замерзшего аккумулятора — импульсный, называемый в инструкциях к зарядным устройствам обычно режимом десульфатации или регенерации. В этом случае ток подается с небольшими паузами, что позволяет быстрее разрушить кристаллы сульфата свинца и довести скорость заряда до максимальной.

Этапы зарядки

Если же у Вас есть только простое автоматическое зарядное устройство, то для «оживления» аккумулятора можно прибегнуть к хитрости, имитировав нагрузку на клеммах — достаточно подключить параллельно контактам зарядного устройства лампу из фары, чтобы зарядное устройство начало давать ток. При этом напряжение, приложенное к аккумулятору, позволит ему постепенно начать набирать заряд, и далее Вы уже сможете отключить лампу, чтобы всю мощность зарядное устройство отдавало уже на аккумулятор.

Более совершенные цифровые зарядные устройства способны сами включать режим восстановления при необходимости, но и цена у таких устройств заметно выше.

Как заряжать АКБ в мороз

Многие автомобилисты не могут запустить двигатель на морозе. У стартера может едва хватать энергии на завод или после поворота ключа в замке зажигания ничего не происходит. Батарея разрядилась и не может выдавать ток, достаточный для пуска стартера и проворота коленвала.

Такие ситуации возникают чаще при минусовых температурах. Следует разобраться, почему наступают такие проблемы и что с ними делать, можно ли заряжать аккумулятор на морозе.

снимать акб в мороз.jpg

Минусовые температуры влияют на электролитические процессы внутри батареи. В мороз снижается их интенсивность, и аккумулятор не вырабатывает достаточный объем электроэнергии.

Электролит в холодное время постепенно замерзает и его плотность возрастает. В результате снижается интенсивность реакций, энергия не накапливается, и АКБ не выдает пусковой ток.

Стоит ли снимать и как?

Многих интересует, нужно ли снимать аккумулятор в мороз? Можно периодически прогревать двигатель при низких температурах, чтобы не замерзал электролит. Если батарея не заводит машину, лучше снять АКБ и отнести в теплое помещение, подождать не менее 6-8 часов, чтобы довести до комнатной температуры, и только по истечении этого времени подключить к зарядке.

При неглубоком разряде и незначительном похолодании, снимать аккумулятор не обязательно. Но при длительных простоях нужно занести аккумулятор с мороза в тепло. При этом лучше, когда отогрев производят естественным образом, не используя отопительные приборы. Только после прогрева можно приступать к подзарядке.

Однако, иногда нет такой возможности, и можно только прикурить от другого транспортного средства или использовать внешнее пусковое устройство.

Дополняющая статья — «Что делать если разрядилась АКБ в мороз»

Заносить в тепло или заряжать в холоде?

Подзарядка на морозе в теории возможна.

Заряжать на улице допускается, если соблюдать правила. Но лучше принести АКБ в дом и изучить, как зарядить аккумулятор после мороза. Чтобы АКБ не замерзал и не выходил из строя, его нельзя долго оставлять на морозе без дела.

Сколько греть?

Этот процесс должен проходить при комнатной температуре без вмешательства посторонних средств. При разморозке важно очищать поверхность от конденсата, который образуется на стенках.

Согласно инструкции, батарею можно заряжать при температуре от +20 до +25 градусов. Это оптимальное решение для пластин и электролита. Однако, не всегда есть возможность перенести аккумулятор в теплое помещение.

Можно ли заряжать аккумулятор с мороза сразу? Можно, но в этом нет смысла. Если электролит превратился в лед, его бесполезно заряжать, поскольку он утрачивает свои свойства.

Для ускорения процесса разморозки можно поставить АКБ рядом с батареей отопления на несколько часов, но на расстоянии не менее 1 метра от источника тепла. Это позволяет обеспечить равномерное прогревание.

Сколько и как заряжать?

Существует несколько вариантов восстановления работы аккумуляторной батареи.

  • Прикурить от другой машины или поставить АКБ с другого авто, запустить двигатель и вернуть на место. К таким манипуляциям прибегают в крайнем случае.

Что делать, если замерз аккумулятор: причины и способы устранения

Ситуация, при которой замерз аккумулятор, может возникнуть у каждого автолюбителя. При этом даже необязательно должна быть экстремально низкая температура окружающей среды. Поэтому важно знать, почему замерзает электролит в аккумуляторе, как предотвратить эту проблему и справиться с ней в случае возникновения.

  1. Почему автомобильный аккумулятор замерзает?
  2. При какой температуре замерзает аккумулятор в машине?
  3. Что делать, чтобы не допустить замерзания аккумулятора?
  4. Что делать, если в машине замерз аккумулятор?
  5. Полезные советы

Почему автомобильный аккумулятор замерзает?

Почему аккумулятор замерзает?

Чтобы понять, почему аккумулятор замерзает зимой, необходимо разобраться с тем, как устроена аккумуляторная батарея, которая и служит источником питания современных транспортных средств.

Аккумулятор состоит из таких элементов:

  1. Корпус. Он выполняется из материалов, которые обладают стойкостью к агрессивным средам, механическим повреждениям, низким и высоким температурам.
  2. Свинцовые пластины. Они используются для поглощения, хранения и возврата электрической энергии.
  3. Электролит. Представляет собой токопроводящую жидкость, для производства которой используется серная кислота и дистиллированная вода.

Пластины аккумулятора устанавливаются в корпус и заливаются электролитом. Емкость аккумуляторной батареи зависит от количества свинца и объема электролита. Из-за того, что электролит постепенно испаряется, емкость аккумулятора постепенно падает, поэтому срок службы любой автомобильной батареи ограничен 3-5 годами.

Основной причиной, почему замерзает аккумулятор, является наличие в электролите воды. Если серная кислота обладает стойкостью к экстремально низким температурам, то вода замерзает в аккумуляторе при температуре ниже нуля. Поэтому должна быть выдержано оптимальная пропорция кислоты и воды, чтобы предотвратить замерзание электролита при температуре выше –40 градусов, что достаточно для большинства регионов.

Основная причина, почему замерз электролит в аккумуляторе при более высокой температуре, заключается в постепенном выгорании кислоты. Она оседает на пластинах в виде соли. Из-за этого процентное соотношение воды будет возрастать, повышая уровень температуры, при которой замерзает аккумулятор зимой. При зарядке батареи ее плотность возрастает, поэтому можно избежать замерзания жидкости. Поэтому чаще всего аккумулятор замерзает на морозе при снижении его заряда.

Основной причиной быстрой потере заряда батареи является наличие утечки тока в цепи. Это возникает при неправильном подключении штатных электрических приборов, например, сигнализации, автомагнитолы, центрального замка или видеорегистратора. Если устройства работают постоянно, то они разряжают аккумулятор быстрее, чем он успевает зарядиться. Поэтому чтобы не замерз аккумулятор автомобиля, в зимнее время года нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы электроприборы транспортного средства не потребляли лишней электроэнергии.

Если на улице экстремально низкие температуры, батарея может замерзнуть так, что он не будет подлежать восстановлению. Ситуация, при которой замерзла вода в аккумуляторе, как правило, возникает при минусовой температуре, если машину пришлось оставить на несколько дней на улице. В таком случае специалисты рекомендуют отсоединять батарею и забирать ее домой.

При какой температуре замерзает аккумулятор в машине?

Температура замерзания автомобильного аккумулятора

Показатель, при какой температуре замерзает аккумулятор в машине, зависит от разных факторов. Если батарея новая и полностью заряженная, то замерзнуть она может при температуре ниже –50 градусов. Поэтому в нормальных условиях такая ситуация не возникает. Проблемы чаще всего возникают у разряженных батарей. Поэтому показатель, при какой температуре замерзает электролит в аккумуляторе, от уровня его заряда. При низком уровне заряда батарея может замерзнуть при температуре ниже –10 градусов. Необходимо обратить внимание, при какой температуре замерзает аккумулятор, чтобы выполнять замену батареи, если этот показатель сильно отличается от идеального. К тому же при морозе нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы в машине не осталась включенной магнитола, фары или другие электроприборы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *