Когда запретят самокаты на тротуаре
Перейти к содержимому

Когда запретят самокаты на тротуаре

  • автор:

Что нужно знать о поездках на электросамокатах в 2024 году

В 2023 году появились правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности (СИМ). Какой транспорт попадает под это определение, какие ограничения действуют и что планируют изменить в 2024 году — в справке «Ъ».

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Что такое средства индивидуальной мобильности

Средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования одного или более двигателя. В этот список входят электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и подобные устройства. Ограничения по максимальной мощности в правилах не прописаны.

Какие ограничения существуют

  • максимальная допустимая скорость составляет 25 км/ч;
  • запрещено движение по автомагистралям, в том числе по обочине;
  • пешеход всегда имеет приоритет перед СИМ при совместном движении;
  • при езде по проезжей части СИМ должны следовать по ходу движения транспортных средств;
  • запрещена буксировка СИМа или СИМом;
  • движение СИМ по проезжей части осуществляется в один ряд;
  • СИМ не имеет права обгонять или объезжать другое транспортное средство слева, в том числе припаркованные автомобили;
  • при выезде из жилой зоны СИМ обязаны уступать движение всем участникам движения;
  • при пересечении дороги вне перекрестков СИМ обязаны уступать дорогу всем участникам движения;
  • в велосипедной зоне СИМ имеют преимущество перед всем механическим транспортом и могут двигаться по ширине всей проезжей части.

Если движение СИМ по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает пешеходов опасности или создает помехи для их движения — водитель должен спешиться или замедлиться до скорости движения пешеходов.

Правила управления СИМ зависят от возраста

В возрасте до семи лет ездить на СИМ можно по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • велопешеходным дорожкам (по пешеходной части);
  • пешеходным зонам.

Кроме того, дети до семи лет могут передвигаться на СИМ только в сопровождении взрослых.

В возрасте с 7 до 14 лет ездить можно по:

  • тротуарам;
  • пешеходным дорожкам;
  • велопешеходным дорожкам (по велосипедной части);
  • велосипедным дорожкам;
  • пешеходным зонам.

Правила управления СИМ для водителей старше 14 лет:

По пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам можно ездить на СИМ, если его масса не превышает 35 кг и соблюдено одно из следующих условий:

  • отсутствуют велосипедные и велопешеходные дорожки, полосы для велосипедистов или возможность двигаться по ним;
  • водитель СИМ сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет на велосипеде или СИМ.

По обочине разрешается ездить, если нет велосипедных или велопешеходных дорожек, полосы для велосипедистов, тротуара или возможности передвигаться по ним.

По правому краю проезжей части разрешается двигаться при выполнении следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина или возможность ехать по ним;
  • разрешенная скорость на дороге не превышает 60 км/ч;
  • на проезжей части разрешено движение велосипедистов;
  • СИМ должно быть оборудовано фарой, световозвращателями, звуковым сигналом и тормозной системой.

Сигналы светофоров для СИМ

Водители СИМ должны руководствоваться разными сигналами светофоров в зависимости от того, где они едут:

  • при движении по тротуару или пешеходной дорожке СИМ должны пользоваться сигналами для пешеходов;
  • при езде по велосипедной или велопешеходной дорожке и полосе для велосипедистов СИМ должны руководствоваться сигналами для велосипедистов.

Знаки дорожного движения для СИМ

Специально для СИМ были введены новые знаки дорожного движения. Кроме того, было дополнено значение одного старого.

Знак «Движение пешеходов запрещено»

Теперь этот знак запрещает движение пешеходов и водителей, использующих СИМ.

Знак «Движение СИМ запрещено»

Такой знак ограничивает движение только СИМ. В отличие от других подобных указателей он запрещает движение в одну сторону, а не в обе.

Знак «Вид транспортного средства» для СИМ

Существует специальная табличка, обозначающая СИМ. Она показывает, что находящийся над ней знак относится только к СИМ. Аналогичная табличка со словом «кроме» обозначает, что знак выше не касается СИМ.

Что будет, если нарушить правила

К нарушителям правил для СИМ будет применяться статья 12.29 КоАП «Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Штраф — 800 руб. или 1,5 тыс. руб., если нарушение совершено в пьяном виде. Это действующая норма, но она еще может поменяться в рамках нового КоАП, над которым работает Минюст.

Что может измениться в 2024 году

В настоящий момент в Госдуме рассматривается законопроект об обязательной регистрации СИМ на портале «Госуслуг». Предлагается снабдить эти транспортные средства номерами. Авторы документа считают, что это поможет «индицировать владельца и применять совокупность мер государственного принуждения».

В октябре 2023 года правительство РФ утвердило «дорожную карту» «мероприятий, направленных на дополнительное нормативно-правовое регулирование развития СИМ и обеспечение дорожного движения при их использовании». Она состоит из 27 пунктов, рассчитанных на 2023-2025 годы. Минтранс до конца года планирует подготовить проект поправок к КоАП, усиливающий ответственность для водителей СИМ.

В 2024 году правительство планирует расширить понятия «СИМ», «электровелосипед», «мопед» и «мотоцикл». В ПДД введут правила остановки и стоянки СИМ. Появятся знаки, обозначающие парковки для электросамокатов. Водители СИМ будут должны останавливаться по требованию сотрудников ГИБДД и проходить проверку на состояние опьянения. Планируется внести поправки в закон «Об организации дорожного движения», которые обяжут владельцев СИМ вносить сведения о них в специальный реестр. Этот процесс будет регулироваться аналогично постановке машины на учет. ДТП с участием электросамокатов будут попадать в официальную отчетность ГИБДД и Росстата.

Сенатор Артем Шейкин подготовил законопроект, устанавливающий новые штрафы для СИМ. Его поддержало правительство. Парламентарий предлагает наказывать за следующие действия:

  • управление СИМ в нетрезвом виде (штраф до 30 тыс. руб.);
  • превышение скорости (штраф до 5 тыс. руб.);
  • езду на электросамокате или велосипеде сразу нескольких человек (штраф до 3 тыс. руб.);
  • перевозку детей на самокате (штраф до 5 тыс. руб.);
  • неостановку по требованию сотрудника полиции (до 800 руб.);
  • отказ от медицинского освидетельствования (штраф до 30 тыс. руб.)
  • оставление водителем СИМ или велосипеда места ДТП (штраф до 5 тыс. руб).
  • Василий Кузнецов подписаться отписаться
  • Рынок электросамокатов подписаться отписаться

Экологичный, но опасный транспорт. Запретят ли электросамокаты в России?

Рынок аренды самокатов (кикшеринг) в России растет примерно на 60% в год и с такими показателями опережает мировые темпы в четыре раза. По данным группы компаний Б1 (бывшее российское подразделение EY), к 2026 году будет совершаться 546 млн поездок в год, а выручка достигнет 96 млрд рублей. Пока электросамокаты стремительно распространяются в городах, пешеходы копят раздражение. После запрета мэрией Парижа аренды электросамокатов подобные идеи стали обсуждать и в России. Муниципальные власти французской столицы говорят, что приняли такое решение по итогам прошедшего референдума. Но горожан, пользующихся самокатами, всегда заведомо меньше тех, кого эти самокаты раздражают, так что вряд ли итоги референдума можно считать справедливыми, считают эксперты. Тем не менее проблема назрела, признают они.

Воздействовать нужно и на прокатные организации, не только на самокатчиков, считают эксперты.

Воздействовать нужно и на прокатные организации, не только на самокатчиков, считают эксперты. / REUTERS

Россия догоняет другие страны, у нас резкий рост рынка произошел в 2021 году, а в странах Европы и США — в 2019 году, поясняет "РГ" партнер Б1, руководитель направления Андрей Томышев. В России кикшеринг развивается в уникальных условиях — много городов миллионников. В России их 12, а даже в США — всего 10, не говоря уже про страны Европы. К тому же в России разрешено передвигаться по тротуарам на электросамокате и велосипеде, тогда как в Европе и США это запрещено во многих городах, передвижение возможно строго по выделенным полосам, отмечает Томышев.

Экологичный, но опасный

Факторы стремительного роста кикшеринга создали также условия для обострения дискуссии в обществе. "Есть серьезное столкновение позиций. Одна часть общества, включая и меня, считает, что надо запретить. Электросамокат — довольно увесистая конструкция. Когда на обычном тротуаре самокат налетит на пешехода, тот получит серьезные травмы", — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Допустим, самокаты должны ездить по проезжей части. Но тогда при столкновении с автомобилем серьезно пострадает самокатчик.

На самом деле решение Парижа отнюдь не первое. В скандинавских странах, в Лондоне место самокатов, сигвеев, всех средств индивидуальной мобильности определено в парках, на стадионах, то есть в специальных местах с созданной инфраструктурой, указывает эксперт. Так что в качестве обычного транспорта, вписанного в жизнь города, электросамокаты не подходят, заключает Блинкин.

Но есть и другая точка зрения, добавляет он. Многие говорят, что самокаты — это отличная альтернатива автомобилям. Самокаты хороши с точки зрения экологии, разгрузки улиц. А вопросы безопасности можно решать административным путем.

Можно не запрещать полностью электросамокаты, а ограничивать их скорость и штрафовать за нарушения. Вот только инспекторы ГИБДД в дефиците

Ограничения или запреты могут затронуть какие-то российские города, но вряд ли это правильный путь, добавляет эксперт Общероссийского народного фронта Петр Шкуматов. "Эту сферу нужно регулировать, а не запрещать, как во Франции", — настаивает эксперт.

Нужно научиться администрировать уже имеющиеся ограничения. "Делать это придется вручную: инспекторы должны стоять на каждом тротуаре и останавливать водителей электросамокатов и штрафовать их", — говорит Шкуматов. Вот только инспекторы ГИБДД и так в дефиците.

Воздействовать нужно и на прокатные организации. Теоретически они должны делать какой-то отбор, прежде чем сдавать самокат в аренду. Однако разумных правовых механизмов, чтобы отфильтровывать, кого "впускать за руль" электросамоката, а кого не впускать, пока нет, признает Шкуматов.

Москва запрещать не будет

Власти российской столицы не собираются вводить запрет кикшеринга "по французскому образцу", заявил "РГ" председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. "Мы только выстраиваем правила использования средств индивидуальной мобильности (СИМ), — подчеркнул глава городского парламента. — И задаем тренд всем мегаполисам мира".

Как рассказал заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов, количество электросамокатов в прокате по сравнению с прошлым годом даже вырастет с 40 до 60 тысяч, в зоны использования добавят территории Зеленограда и Новой Москвы, отдаленные от "старых" границ города. В дептрансе объясняют это тем, что средства индивидуальной мобильности для города стали не просто развлечением, а полноценным транспортом. Горожане ездят на них на учебу, на работу, в ТЦ.

Кикшеринг в Москве изначально развивался не по парижскому сценарию. Его операторам сразу предложили единые стандарты, основанные на требованиях безопасности. Тот, кто их нарушает, не сможет работать в городе. Кроме того, операторы обязаны следить за равномерным распределением самокатов по районам.

Впрочем, даже несмотря на такой фундаментальный подход, жалоб на самокатчиков тоже хватает. Хотя у кикшеринга в Москве установлен автоматический скоростной лимит 25 км/ч в обычных зонах и 15 в "тихих", тротуарные лихачи все равно сбивают людей. Некоторые "драйверы" не соблюдают и даже на инстинктивном уровне не хотят понимать элементарных правил. С другой стороны, и пешеходы то и дело выбегают или выходят погулять на велодорожках.

Штрафы вместо запретов

"Я не сторонник запретительных мер и ничего критичного в использовании самокатов не вижу. Но даже если будет поставлен такой вопрос, хочется, чтобы жители решали, как организовывать пространство и движение внутри города", — говорит представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Олег Таратухин. В Екатеринбурге пока не устанавливают территории, запретные для самокатов, есть только ограничения скорости до 15 км/ч на некоторых улицах. Возможно, в будущем появятся и территории "без колес", считает он. Но вводя запретные зоны, нужно объяснять людям, почему именно эта улица или площадь попала под запрет.

"Электросамокаты набирают у нас популярность. Есть случаи ДТП с их участием, но их немного", — рассказывает начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по Ростовской области Александр Мухин. В Ростовской области решаются вопросы увеличения велосипедных дорожек, по которым можно ездить на электросамокатах, и предоставления для них специализированных площадок в зоне отдыха на левом берегу Дона и по улице Пушкинской, отмечает он и добавляет, что запрещать пока ничего не стоит.

"Мне, новосибирцу, в обычной жизни электросамокат не нужен. Но когда я приезжаю в Москву или Санкт-Петербург, то с удовольствием беру в аренду самокат", — говорит руководитель Федерации автовладельцев России по Новосибирской области Вячеслав Ашурков. У нас в Новосибирске дорожек нет; ни власти, ни сами кикшеринговые компании не готовы вкладываться в обустройство инфраструктуры. Однако меры для регулирования нового вида транспорта принимают. В Новосибирске заключили соглашение с компаниями, предоставляющими самокаты в аренду, в котором закрепили ограничение по скорости в местах большого скопления людей.

"Запрещать — это привычка со времен социализма, там других вариантов не было. Я считаю, что запрещать кикшеринг не надо", — считает Юрий Лебедев, депутат Законодательного собрания Нижегородской области, экс-мэр Нижнего Новгорода. По его словам, есть опыт, западный в том числе, — делать для электросамокатов специальные дорожки, обустраивать места, где на них можно ездить безопасно для других. Нужно на региональном законодательном уровне ограничивать скорость движения электросамокатов, закрывать для них "густонаселенные" пешеходные улицы, пресекать катание по двое и по трое, штрафовать за нарушение Правил дорожного движения.

"Запретами мы прогресс не остановим. Разумеется, надо повышать меры безопасности, вводить какие-то ограничения для самокатчиков", — говорит представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин. Те, кто арендуют самокаты, занимают ничтожную часть на дорогах, а основная масса самокатов находится в частных руках, и владельцев никто не ограничивает, добавляет он. Сбивают самокатчиков в основном на зебрах, куда они неожиданно выскакивают на большой скорости. Нужно, чтобы они переходили, а не переезжали дороги. "У нас гаишники любят на зебрах дежурить, водителей ловить. Вот хорошо бы, чтобы и с самокатчиками они работали", — добавляет он.

В Санкт-Петербурге сейчас идет процесс подписания соглашения кикшериинговых компаний с комитетом по транспорту города. Один из пунктов — ограничение скорости в центре Северной столицы и на Петроградской стороне до 15 километров в час. Под запретом выезд на Дворцовую, Сенатскую, Исаакиевскую площади, Невский проспект, ряд улиц и парков. Как подчеркнул Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов, в связи с новыми правилами появилась надежда на увеличение безопасности этих средств передвижения. Сезон покажет, насколько изменилась ситуация и действительно ли правила соблюдаются повсеместно.

Опрос общественного мнения активно поддерживает "Союз пешеходов". Как уточнил Алексей Цивилев, председатель регионального отделения "Союза пешеходов" и председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, это можно сделать, например, совместив с проведением выборной кампании 2024 года.

Новые правила для электросамокатов 2024

С 1 марта 2023 года в России вступят в силу новые правила для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Теперь СИМ не приравниваются к пешеходам, а получают статус транспорта.

Поделиться
В закладки
24 ноября 2022 г.

  • Дорожные ситуации

До недавних пор в ПДД не было различия между электросамокатами и пешеходами, и это создавало последним немалые проблемы. С 1 марта 2023 года в России вступят в силу принятые нововведения в правила дорожного движения. Изменения коснутся не только электросамокатов, но и гироскутеров, сигвеев, моноколес. Все эти скоростные средства передвижения в поправках к ПДД теперь объединены под аббревиатурой СИМ (средства индивидуальной мобильности). Главный посыл новых правил 2022 года – статус водителя СИМ больше не приравнивается к статусу пешехода.

СИМ (средства индивидуальной мобильности). К ним относятся: электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса.

Где станет разрешено ездить на электросамокате

  • На выделенных для велосипедов полосах. Правда, приоритет передвижения в таких местах останется у велосипедистов.
  • На тротуарах и пешеходных зонах – если СИМ не тяжелее 35 кг. При этом человек, управляющий электросамокатом, обязан уступать пешеходам дорогу и пропускать их.
  • По правой стороне или обочине проезжей части. То есть там, где дозволено держать скорость передвижения не более 60 км/ч и передвигаться на велосипеде. Электросамокатчик, согласно нововведениям, теперь будет подчиняться сигналам светофора и регулировщикам движения, а также ориентироваться на новые дорожные знаки для СИМ.

А где езда запрещена

Согласно поправкам 2022 в ПДД РФ, нельзя ездить по автомагистралям, где не предусмотрено движение на велосипеде; по пешеходным зонам, по тротуарам – если СИМ весит свыше 35 кг.

Максимальная скорость езды

Справа от направления движения по проезжей части – не более 60 км в час, если на предупреждающих знаках не обозначено иное. По пешеходной зоне разрешена езда со скоростью не выше 25 км в час.

Ограничения по возрасту

Дети от 7 до 14 лет смогут пользоваться электросамокатами и прочими СИМ только в сопровождении взрослых. Лицам в этом возрасте можно ездить только по велодорожкам или тротуарам (если транспорт легче 35 кг). Самостоятельное передвижение на всех доступных для СИМ зонах разрешается с 14 лет.

Основные правила безопасности езды на электрическом самокате

  • Езда на электросамокате и других СИМ разрешена только в защитном шлеме.
  • Все транспортные средства с двигателем, включая электросамокат, должны иметь фары, звонок или гудок для оповещения прохожих. Обязательно должен быть установлен тормоз.
  • Запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, не слезая с электросамоката. СИМ нужно перенести или везти руками.
  • Находясь в движении на электросамокате, необходимо держать руль хотя бы одной рукой.
  • Передвигаться на СИМе можно только одному человеку. Брать с собой пассажиров теперь запрещается.
  • Также нельзя перевозить различные габаритные грузы, выступающие за пределы мобильного транспорта на 50 см и более.
  • Запрещено кататься с детьми-дошкольниками без установки специального детского сиденья или подножки.

Что такое электросамокат по ПДД 2024 года

Согласно изменениям в правилах дорожного движения, электросамокат и прочие СИМ получат статус транспорта. И хотя владельцам СИМ не придется получать права и иметь при себе какие-либо документы, на них будут распространяться правила вождения, действующие на остальные виды ТС. К примеру, СИМ теперь официально станет запрещено водить в пьяном виде.

Регистрировать в ГИБДД средства индивидуальной мобильности не требуется.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите.

Обсуждаемое

Полезная и интересная статья! Спасибо, Павел! А то вроде работаем в аспро.agile, но до сих пор не знала отличия agile подхода. А это всего то сбор правил. А мы думали, что раз работаем по спринтам и оцениваем задачки в системе то все — работаем по гибкой методологии 🙂

27 декабря 2023 г.

Цифровой рубль. Да идея от регулятора такова, чтобы не пустить извне любую крипту в страну. Ибо появится финансовая свобода если у денег ищезнут границы их применения. Вы можете со мной поспорить, но к 25 году будут разработаны кошельки и платформа, где бужет видно, куда и какой токен ушел, поскольку и сам автор подтверждает, что каждый рубль будет иметь свой код. Эмиссия этого рубля в стандартах существующего блокчейна не возможна. Поскольку развернув контракт однажды на бирже, ты только можешь влиять на стоимость долей сущьности этого контракта повышая или понижая курс, но не самостоятельно, а при помощи созданной ценности. И никто не знает, какая ценность будет у цифрового рубля. Следует ли завести всем гражданам электронные кошельки и прочие вопросы. А знаете, почему в тестировании стремятся принять участие топ 20 банков, а других не пускают? потому что при развертывании контракта в классическом понимании блокчейна банки, в их сегодняшнем виде, платежами за эквайринг, выдачу наличных, инкасацию и прочее дерьмо, будут не нужны. Выдача кредитов невозможна в цифровом эквиваленте, поскольку в сущность контракта нельзя вплести растовщический процент. Началась паника. Единственная возможность для банковской системы остаться наплаву и отсрочить введение цифрового рубля по необходимости или в угоду времени это навыдавать кредитов на максимально долгий срок с выплатой тела долга поокончании контракта между банком и клиентом. И ЦБ это понимает. Все дело в закрытом режиме сейчас еще и потому, что никто не желает упускать рычаги влияния на население с помощью уплаты налогов. Налог платится однажды, ну или должен платится однажды на прибавленую стоимость, на созданный продукт в виде подоходного налога. Но у нас как? налоговая, выполняя поручение государства по сбору налогов, берет с каждой транзакции налог. И от начала создания продукта до конечного потребителя чем больше плечей взаимодействия, считай контрагентов, тем выше колличество собранных налогов, поскольку в эту цепочку вплепается не только сам продукт, но и услуги по его созданию и транспортировки до заказчика хранения и утилизации. С цифровой валютой на блокчейне этого ничего не будет. Поэтому создается цифровой рубль, чтобы там присутствовал монитарный регулятор, центробанк, который нафиг не нужен в этой цепочке. ВООБЩЕМ: негодованию нет предела. Вывод один: создаются криптобанки, которые обеспечивают взаимодействие цифровых денег и денег в нынешнем формате через конвертацию за определенный процент. Поскольку цифровая валюта это договоренность всего общества о взаимодействии его членов между собой, то туда свой нос ни государство, ни его налоговые органы уже не заглянут и не проконтролируют. Для государства остается одно: добывать полезные ископаемые, продавать их и продавать бесчисленное множество своих услуг, а так-же покупать бесчисленное множество компетенций граждан, у которых, у каждого есть свой собственный токен-коин (различия потом расскажу) который, этот коин или егочасть согласится кто-нибудь купить (потребить услугу) за определенные, стандартные валюты, тот же цифровой рубль, биткоин, эфир и подобное. Вопрос в связи с вышеизложенным: Вы видите здесь место дляя налоговых структур, для судебных приставов, для структур, замораживающих ваши расчетные счета и не дающие Вам работать на свое благо. Нет этого места и нет их. Это будет революция это точно.

28 ноября 2023 г.

Не знаю что за номер такой "Минздрава", но там мне сказали, что я не туда позвонил.

27 ноября 2023 г.

Активы «СберСтрахования жизни» на конец периода, то есть на 30 сентября 2023 года, составили 684,6 млрд рублей, а резервы по договорам страхования жизни — 477,1 млрд рублей. Эти цифры отражают финансовую стабильность и обеспеченность компании на рынке страхования.

От наказания не уедут: для кого изменились ПДД в июле-2023

Сразу несколько обновлений появилось в Правилах дорожного движения в июле 2023 года. Некоторые из них уже вступили в силу, некоторые начнут действовать в 2024 году. Так, нетрезвым водителям станет сложнее вернуть права, госавтоинспекторам частично разрешат проверять права в электронном виде, а уклонистов лишат возможности законно водить автомобиль. Добралось регулирование и до электросамокатов: сертификат на эти средства передвижения станет обязательным, а штрафы за нарушения ПДД впишут в КоАП. Подробности — в материале «Известий».

Что можно и что нельзя водителям электросамокатов, гироскутеров и других СИМ

Минтранс планирует внести штрафы для водителей электросамокатов и моноколес в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Это позволит рассматривать владельцев электросамокатов как полноценных участников дорожного движения наравне с автомобилистами и пешеходами. Сами ПДД для электросамокатов, моноколес, электроскейтов, гироскутеров и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) были оформлены в марте 2023 года. Тогда же в Правилах появился термин «средство индивидуальной мобильности», подразумевающий транспорт с двигателем, который приводит в движение одно или несколько колес или роликов.

горожане на моноколесах

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

При этом для владельцев обычных самокатов, скейтов и роликовых коньков ничего не изменилось: они как и прежде считаются пешеходами и должны передвигаться по тротуарам.

По 150, и хватит: начинающим водителям могут запретить управлять мощными авто
В МВД обратились с просьбой об изменении ПДД и КоАП

Что можно на электросамокате и моноколесе: — управлять СИМ, вес которого не превышает 35 кг;
— передвигаться по обочине или, если её нет, по правому краю проезжей части со скоростью не более 25 км/ч;
— в жилой зоне ездить не быстрее 20 км/ч;
— если обычной дороги нет, можно ехать по тротуару, пешеходной зоне или велодорожке, также со скоростью не более 25 км/ч;
— пересекать пешеходные переходы, только спешившись с СИМ;
— двигаться задним ходом на скорости не более 6 км/ч и при включенном звуковом сигнале. Ребенок на электросамокате

дети на самокатах

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— детям до семи лет нельзя водить электросамокат в одиночку;
— дети 9–14 лет должны ехать на электросамокате по тротуару, вождение по автомобильным дорогам запрещено;
— начиная с 14 лет подростки могут водить электросамокаты по обочине и правому краю дороги;

Пешим ходу: электросамокатчиков впишут в КоАП и начнут штрафовать
Размер санкций для них должен составлять 5–30 тыс. рублей, считают эксперты

Что нельзя на электросамокате: — управлять электросамокатом в нетрезвом состоянии (штраф 1,5 тыс. рублей);
— создавать помехи другим участникам движения (штраф 1 тыс. рублей);
— ездить на электросамокате вдвоем (штраф 800 рублей);
— ездить по дорогам, максимальная скорость движения на которых выше 60 км/ч (федеральные и региональные магистрали);
— пересекать дорогу в неположенном месте (штраф 500 рублей);
— пересекать дорогу, не спешившись с электросамоката, моноколеса и т.д. (штраф 800 рублей);
— ездить по тротуару, если рядом есть дорога (штраф 800 рублей);
— ездить на СИМ, не оборудованном светоотражателями, фарами и фонарями, в темное время суток фары и фонари должны быть включены;
— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
— пользоваться электросамокатом, у которого нет сертификата качества (с февраля-2023 действует необязательная сертификация, планируется ввести обязательную).

сотрудник дпс самокат

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

В некоторых зонах появится новый дорожный знак 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». За наезд на пешехода и причинение вреда здоровью легкой и средней тяжести следует штраф 1,5 тыс. рублей, за серьезное причинение вреда здоровью или смерть пострадавшего — уголовная ответственность. Электросамокаты, гироскутеры и велосипеды не нужно регистрировать в ГАИ, на них пока что не нужно получать права и оформлять страховку.

Велосипед — СИМ или нет, что можно и нельзя водителям велосипедов

Владельцы велосипедов и электровелосипедов — это отдельная категория на дороге (L). Они не тождественны владельцам СИМ, а электровелосипеды мощностью выше свыше 250Вт и вовсе оказываются ближе к мопедам (M1). Что можно и нельзя при езде на велосипеде:

велосипедист

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— велосипедисты должны передвигаться по велодорожке, правому краю проезжей части или по обочине в направлении движения автомобилей. Если это невозможно, велосипедист может заехать на тротуар, не мешая движению пешеходов;
— движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет;
— с 2023 года велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта;
— пересекать пешеходные переходы можно только пешком, за пересечение дороги в неположенном месте можно получить штраф 800 рублей;
— необходимо уступать дорогу отъезжающим с остановки автобусам и троллейбусам и пропускать пешеходов на зебре;
— велосипед должен быть технически исправен: руль должен поворачиваться во все стороны, а тормоза — работать. За отсутствие тормоза можно получить штраф 800 рублей;
— разрешается движение друг за другом колонной, но не более чем 10 велосипедистам.

СИМ повелеваем: рассматривается вопрос регистрации электросамокатов
Депутаты намерены ужесточить ответственность для пользователей средств индивидуальной мобильности

В 2023 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками.

велодорожка

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Уклонистов ограничат в праве вождения

С 11 июля молодые люди, уклоняющиеся от службы в армии, были ограничены в праве вождения автомобилей и мотоциклов. Тем, кто не придет в военкомат по повестке в установленный законом срок, за 24 часа ограничат право управления автомобилем и право сдавать экзамен на управление автомобилем. Кроме того, уклонисты от призыва не смогут заменить водительское удостоверение или получить его повторно. Ограничение снимается в течение суток после явки в военкомат или или если доказать, что являться туда водитель был не обязан.

Восстановить права после вождения в нетрезвом виде станет сложнее

С 1 апреля 2024 года тем, кто лишился водительского удостоверения за езду в нетрезвом виде, придется год дожидаться права пересдать экзамен. Это касается и автомобилистов, отказавшихся от медосвидетельствования. В настоящее время наказанные за пьяную езду водители могут пройти теоретический тест по истечении половины срока лишения прав. Запрет на сдачу экзамена и выдачу прав затрагивает еще несколько групп. Например, тех, кто хотел открыть новую категорию, но попался на управлении авто в нетрезвом виде. Подробнее об этом «Известия» писали здесь.

алкотестер

Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

Скрытый патруль и электронные права

Также с 11 июля вступил в силу новый порядок надзора ГИБДД за дорожным движением. Прежде всего, инспекторы смогут останавливать автомобиль для проверки без дополнительных оснований. Госавтоинспекция может теперь потребовать прекращения движения при неисправностях, запрещающих их эксплуатацию. Кстати, с 1 сентября перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация автомобиля, обновится. В него войдут запрет на использование шипованных шин летом и летних шин зимой, а также запрет на движение при некорректной работе антиблокировочной системы тормозов (ABS). Также прописана возможность предоставления документов в электронном виде. При этом их бумажные версии обязательно должны быть в наличии. «Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек, денежных средств и других предметов, а также без удерживающих устройств. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях документы для проверки могут предоставляться в электронной форме», — говорится в приказе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *