Какие полуоси называются полуразгруженными и полностью разгруженными
Перейти к содержимому

Какие полуоси называются полуразгруженными и полностью разгруженными

  • автор:

Полуоси

Полуоси

Валы трансмиссии, соединяющие дифференциал с колесами ведущего моста автомобиля, называются полуосями. Полуоси служат для передачи крутящего момента двигателя от дифференциала к ведущим колесам.

На автомобилях применяются различные типы полуосей (рисунок 1).

типы полуосей

Рисунок 1 — Типы полуосей, классифицированных по различным признакам

Фланцевая полуось (рисунок 2, а) представляет собой вал, который изготовлен за одно целое с фланцем 2. Фланец находится на наружном конце полуоси и служит для крепления ступицы или диска колеса. Внутренний конец 1 полуоси имеет шлицы для соединения с полуосевой шестерней дифференциала. Фланцевые полуоси получили наибольшее применение.

Бесфланцевая полуось (рисунок 2, б) представляет собой вал, наружный и внутренний концы которого имеют шлицы. Шлицы наружного конца 3 предназначены для установки фланца крепления полуоси со ступицей колеса, а шлицы внутреннего конца 1 — для связи с полуосевой шестерней дифференциала.

При движении автомобиля, кроме крутящего момента, полуоси могут быть нагружены изгибающими моментами от сил, действующих на ведущие колеса при прямолинейном движении на повороте, при торможении, заносе и т.п. Нагруженность полуосей зависит от способа их установки в балке ведущего моста.

полуоси

Рисунок 2 — Полуоси

а — фланцевая; б — бесфланцевая; в — полуразгруженная; г — разгруженная; 1, 3 — шлицевые концы; 2 — фланец; 4 — подшипник; 5 — балка; 6 — полуось; 7 — ступица

Полуразгруженная полуось 6 (рисунок 2, в) наружным концом опирается на подшипник 4, установленный в балке 5 заднего моста. Полуось не только передает крутящий момент на ведущее колесо и работает на скручивание, но и воспринимает изгибающие моменты в вертикальной и горизонтальной плоскостях от сил, действующих на ведущее колесо при движении автомобиля. Полуразгруженные полуоси применяются в задних ведущих мостах легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности.

Разгруженная полуось 6 (рисунок 2, г) имеет ступицу 7 колеса, установленную на балке 5 моста на двух подшипниках 4. В результате все изгибающие моменты воспринимаются балкой моста, а полуось передает только крутящий момент, работая на скручивание. Разгруженные полуоси применяются в ведущих мостах автобусов и грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности.

Смотрите другие статьи по теме

  • Мосты — назначение и типы
  • Главная передача
  • Дифференциал
  • Ведущий мост автомобиля
  • Конструкция ведущего моста ВАЗ
  • Конструкции ведущего моста автомобилей ГАЗ
  • Конструкция ведущего моста грузовых автомобилей ЗИЛ
  • Конструкции ведущих мостов КамАЗ и МАЗ
  • Комбинированные мосты
  • Передний мост легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости
  • Передний мост легковых автомобилей ВАЗ
  • Комбинированный передний мост АЗЛК
  • Передний ведущий мост автомобилей ГАЗ и ЗИЛ

Какие полуоси называются полуразгруженными и полностью разгруженными

Полуоси

Полуоси служат для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам. Кроме того, полуось может воспринимать изгибающую нагрузку от сил, действующих на колесо. Такую нагрузку создают передаваемая на полуось часть массы автомобиля, а также усилия, появляющиеся вследствие реакции дороги, толчков, вызываемых неровностями дороги, центробежных сил при поворотах и бокового уклона дорожного полотна.

В зависимости от способа установки различают полуразгруженные и разгруженные полуоси. На всех легковых автомобилях применяются полуразгруженные, а на грузовых автомобилях и автобусах разгруженные полуоси.

Полуразгруженной полуосью называют полуось, у которой ступица ведущего колеса установлена на ее наружном конце, а подшипник расположен внутри картера ведущего моста.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
  • Система зажигания двигателя
  • Рулевой привод
  • Рама, передний и задний мосты
  • Сцепление автомобиля
  • Система питания дизельного двигателя автомобиля
  • Общее устройство автомобиля
  • Гидровакуумный усилитель тормозов
  • Система питания двигателей автомобиля
  • Контроль за работой двигателя автомобиля

Разгруженной полуосью называют полуось, у которой ступица ведущего колеса установлена на двух подшипниках, расположенных на картере ведущего моста.

Полуоси передают крутящий момент Мк от дифференциала к ведущим колесам. Кроме того, к полуоси могут быть приложены изгибающие моменты от вертикальной реакции ZK на действие силы тяжести, приходящейся на колесо, от касательной реакции Хк и от боковой силы Ук, возникающей при заносе, движении на повороте или по дороге с поперечным уклоном, а также под действием бокового ветра. Полуоси, применяющиеся на современных автомобилях, в зависимости от конструкции внешней опоры, определяющей степень их нагруженности изгибающими моментами, бывают двух типов: полуразгруженные и разгруженные.

Рис. 1. Полуоси: а — полуразгруженная; б — полностью разгруженная; 1 — колесо; 2, 6 и 7 — подшипники; 3 — кожух полуоси; 4 — полуось; 5 — ступица

На грузовых автомобилях малой грузоподъемности и на легковых автомобилях применяют обычно полуразгруженные полуоси, у которых подшипник установлен между полуосью и ее кожухом на расстоянии ар от средней плоскости колеса. Благодаря этому реакции ZK и Хк создают на плече ар изгибающие моменты, действующие на полуось соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а боковая реакция — изгибающий момент, действующий в вертикальной плоскости на плече, равном радиусу колеса гк. На автобусах и грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности применяют полностью разгруженные полуоси. В этом случае все изгибающие моменты воспринимаются подшипниками, установленными между ступицей колеса и кожухом полуоси, а полуось передает лишь крутящий момент.

Типичные конструкции полуосей показаны на рис. 2. Ступицу или диск колеса можно крепить к полуоси при помощи фланца. Этот способ крепления является наиболее распространенным. Внутренний конец полуоси имеет шлицы, которые вставляют в полуосевую шестерню. Если полуось имеет шлицы не только на внутреннем, но и на наружном конце, то последние используют для установки фланца крепления полуоси со ступицей колеса (грузовые автомобили МАЗ и КрАЗ).

Крепление колес легковых автомобилей на наружном конце полуоси показано на рис. 3, а, крепление ступиц грузовых автомобилей — на рис. 2, б и в. Диск колеса к фланцу полуоси крепят гайками. На конец полуоси надевают шариковый подшипник. Вытеканию смазки из подшипника препятствуют сальники. Полуось установлена на шариковом подшипнике в выточке стального наконечника, приваренного к кожуху полуоси. Подшипник на полуоси укреплен зажимным кольцом, напрессованным на полуось. Между кольцом и подшипником установлено пружинное кольцо, повышающее надежность крепления подшипника. В выточке наконечника подшипник удерживается пластиной, прикрепленной болтами к фланцу наконечника вместе с маслоотражателем и тормознымщитом. Между подшипником и буртом фланца полуоси установлена втулка. Для гашения стука под наружное кольцо в наконечнике ставят пружинную прокладку.

Рис. 2. Полуоси:
а — с фланцем и шлицевой нарезкой; б = со шлицами на обоих концах

Крепление ступицы колеса грузового автомобиля с использованием фланца, изготовленного за одно целое с полуосью, показано на рис. 3, б. Два конических роликоподшипника надеты на кожух полуоси. Крепят подшипники на кожухе и регулируют их при помощи гайки, стопорной шайбы с установочным пальцем и контргайки. Вытеканию смазки из ступицы препятствует сальник. Ступицу соединяют с фланцем полуоси шпильками с гайками и пружинными шайбами. Во фланец ступицы вставлены шпильки, на которые надевают диск внутреннего колеса и закрепляют его колпачковыми гайками, имеющими внутреннюю и наружную резьбу. Эти гайки имеют центрирующие фаски. Тормозной диск крепят к фланцу ступицы винтами. Для снятия полуоси используют болты-съемники.

Полуось соединяют со ступицей колеса при помощи фланца, надетого на шлицы полуоси. Полуось проходит внутри кожуха полуоси. Опорами для ступицы колеса служат два роликовых конических подшипника. Наружный фланец ступицы шпильками и гайками соединяют с фланцем.

Полуоси в процессе эксплуатации автомобилей подвергаются значительным знакопеременным нагрузкам, особенно при движении по плохим грунтовым дорогам и по шоссе с твердым покрытием в плохом состоянии. Поэтому к долговечности полуосей предъявляют особые требования. Для повышения долговечности полуосей их изготовляют из легированной стали. Снижения концентрации напряжений достигают увеличением радиусов перехода между полуосью и фланцем. Заметно повышается долговечность полуосей при их закалке токами высокой частоты и дробеструйной обработке.

Долговечность подшипников колес обеспечивается надежной защитой от попадания в них грязи.

Рис. 3. Соединения колес с полуосями; а — фланцевое крепление колеса легкового автомобиля; б — фланцевое крепление с+упицы колес грузового автомобиля; а — шлицевое крепление ступицы колеса грузового автомобиля; 1 — тормозной барабан; 2 — диск колеса; 3 — маслоуловитель; 4 — фланец полуоси; 5 — войлочный сальник; 6 — подшипник полуоси; 7 — втулка; 8 — маслоотражатель; 9 — гайка; 10 — корпус сальника: 11 — тормозной щит; 12 — пластина крепления подшипника; 13 — пружинная прокладка; 14 — пружинное кольцо; 15 и 30 — кожух полуоси; 16 — зажимное кольцо; 17 — полуось; 18 — внутренние подшипники ступицы; 19 — винт крепления тормозного барабана; 20 — болт-съемник полуоси; 21 — наружные подшипники ступицы; 22 — установочный палец; 23 — гайка крепления подшипников; 24 — контргайка крепления подшипников; 25 — стопорная шайба; 26 — шпилька крепления полуоси; 27 — колпачкоиая гайка крепления колеса; 28 — гайка крепления наружного колеса; 29 — ступица колеса; 31 — полуось; 32 — сальник; 33 — фланец

Рис. 4. Схема сил, действующих на ведущее колесо автомобиля

Полуоси делятся на три типа: разгруженные, разгруженные на три четверти и полуразгруженные.

Если полуось не воспринимает изгибающих моментов и передает только крутящий момент, то такая полуось называется разгруженной. Большинство грузовых автомобилей имеет полуоси этого типа (автомобили FA3-53A, ЗИЛ -130, МАЗ -500, УАЗ -450 и др.).

Полуось, разгруженная на три четверти, отличается от разгруженной тем, что ее наружный конец соединен со ступицей ведущего колеса, опирающейся на кожух заднего моста не через два, а через один подшипник. Эта полуось воспринимает меньшую часть изгибающих моментов от радиальной Т, тангенциальной Р и боковой R сил, действующих на колесо; большая часть изгибающих моментов воспринимается кожухом заднего моста. Этот тип полуосей устанавливается на легковых автомобилях М-20 «Победа» и ГАЗ -67Б.

Полуразгруженные полуоси воспринимают все изгибающие моменты, и наружные концы полуосей непосредственно опираются на подшипники, установленные в картере заднего моста. Применяются они преимущественно на легковых автомобилях («Москвич-408», М-21 «Волга», ГАЗ -13 «Чайка»),

Автомобиль ЗАЗ -965 «Запорожец» имеет качающиеся полуоси разгруженного типа.

Рис. 5. Типы полуосей:
а — разгпуженная полуось; б — полуось, разгруженная на три четверти; в — попуразгруженная полуось

Крепление ступицы грузового автомобиля показано на рис. 212. Два конических роликоподшипника надеты на конец кожуха полуоси. Наружные кольца этих подшипников запрессованы внутрь ступицы. Крепление подшипников на кожухе и их регулировка производятся с помощью гайки, замочной шайбы со штифтом и контргайки. Вытекание смазки из ступицы предотвращается сальником.

Ступица соединяется с фланцем полуоси шпильками с гайками и пружинными шайбами. Во фланце ступицы закреплены шпильки, на которые надевается диск внутреннего колеса и закрепляется гайками.

Рис. 6. Конструкции полуосей:

Рис. 7. Крепление ступицы заднего колеса грузового автомобиля:
1 — винт крепления тормозного диска; 2 и 3 — конические роликоподшипники; 4 — болты-съемники; 5 — штифт; 6 —гайка; 7 — контргайка; 8 — замочная шайба; 9 — шпилька; 10 — пружинная шайба; 11 — ступица; 12 — сальник; 13 — кожух полуоси; 14 — полуось

Тормозной диск крепится к фланцу ступицы винтами. Для вытаскивания полуоси служат болты-съёмники.

Полуоси и их виды. Назначение полуоси

Схемы полуосей

Время на прочтение: < 1 минуты Полуоси не относятся к карданным передачам, но как и карданные передачи они входят в трансмиссию и предназначены для передачи крутящего момента на относительно большие расстояния, обычно от дифференциала к ведущим неуправляемым колесам при зависимой подвеске (при независимой подвеске крутящий момент на ведущие колеса передается карданными передачами с шарнирами неравных угловых скоростей — на неуправляемые колеса и с шарнирами равных угловых скоростей — на управляемые колеса).

Рис. Схемы полуосей:
а — полуразгруженной; б — полностью разгруженной; в — разгруженной на три четверти; G — вертикальная нагрузка на балку моста; R — реакции дороги; Рt — сила тяги

В зависимости от нагрузок, испытываемых полуосями, принято деление их на:

  • полуразгруженные (рис. а)
  • на три четверти разгруженные (рис. в)
  • полностью разгруженные (рис. б)

Полуразгружснная полуось воспринимает все усилия и моменты, передаваемые от дороги. На три четверти разгруженная полуось воспринимает также все усилия и моменты, кроме изгибающих моментов, которые частично воспринимаются балкой моста. Полностью разгруженная полуось должна передавать только крутящий момент. Однако из-за деформации балки, смещения шлицевых концов и других причин возникают напряжения изгиба. Обычно полностью разгруженные полуоси применяются на грузовых автомобилях.

Полуразгруженную полуось рассчитывают на кручение и изгиб так же, как балку моста для трех случаев нагружения:

  • прямолинейного движения
  • заноса
  • динамического нагружения

Полуразгруженная полуось обычно разрушается в опасном сечении под подшипником.

ПО ТЕМЕ:

  • Назначение и типы полуосей
  • Схема полуоси
  • Виды полуосей

Какие полуоси называются полуразгруженными и полностью разгруженными

Сообщений: 6,907

Виды полуосей

Народ, а просвятите чем различаются разгруженные, полуразгруженные и нагруженные полуоси. Вот как я понимаю, в УАЗе разгруженные, потому что полуось — просто стальной стержень, без грибка с одной стороны. На Ниве какая полуось? Нагруженная, потому что с грибком, на который ступица прикручивается? Или полуразгруженная?

Senior Member

Уазовод с опытом общения

Регистрация: 16.01.2008

Адрес: г. Череповец

Сообщений: 1,009

На Ниве полу (это про заднюю п\ось)

Senior Member

Уазовед

Регистрация: 10.11.2007

Адрес: Хабаровск

Сообщений: 7,474

Полуразгруженная- пример заднего моста Волги или Жигулей классики.

Senior Member

Уазовед

Регистрация: 23.06.2007

Адрес: Москва, Село Острогино

Сообщений: 6,907

Сообщение от Д144м

Полуразгруженная- пример заднего моста Волги или Жигулей классики.

Ну, то есть с грибком под ступицу. А что такое нагруженная полуось?

Senior Member

Уазовед

Регистрация: 10.11.2007

Адрес: Хабаровск

Сообщений: 7,474

Полуоси передают крутящий момент от дифференциала к ступицам ведущих колёс. По своей конструкции полуоси делятся на полуразгруженные и полностью разгруженные. Тип полуосей определяется расположением опорного колёсного подшипника. Если опорный подшипник размещается на кожухе заднего моста и передаёт на него изгибающие моменты от всех сил, действующих на колесо, а полуось нагружена только крутящим моментом, то такая полуось считается полностью разгруженной. При размещении опорного подшипника на наружном конце полуоси внутри кожуха заднего моста изгибающие моменты и крутящий момент будут частично восприниматься полуосью. Такая полуось называется полуразгруженной и применяется преимущественно в ведущих мостах легковых автомобилей. А про полностью нагруженную — в первый раз слышу, аж самому интересно стало.

Последний раз редактировалось Д144м; 09.11.2008 в 22:12 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *