При какой температуре не ездить на машине
Перейти к содержимому

При какой температуре не ездить на машине

  • автор:

Советы экспертов: как безопасно ездить на автомобиле зимой

Наступление холодов увеличивает риск попасть в аварийную ситуацию. В связи с этим эксперты рассказали, как следует вести себя на дороге в зимний период и снегопад.

Раннее торможение

Фото: iStock

Зимой асфальт подвергается воздействию низких температур и осадков, вследствие чего сцепление автомобиля с дорогой значительно ухудшается. Из-за этого заметно возрастает тормозной путь, поэтому водителю необходимо всегда быть начеку и по возможности прибегать к раннему торможению. Для обеспечения максимальной безопасности не только торможение, но и все остальные маневры на машине должны выполняться заблаговременно.

"Традиционно важно перед наступлением холодов проверить тормоза, так как тормозные колодки с разным износом дают диску и колесу разную силу торможения, что на обледенелой зимней трассе может привести к неконтролируемому заносу", — предупреждает директор департамента послепродажного обслуживания ГК "АвтоСпецЦентр" Игорь Серебряков.

В свою очередь, эксперт департамента послепродажного обслуживания ГК "Бизнес Кар" Александр Лихачев отмечает важность замены летней резины на зимнюю, что лучше сделать заблаговременно, до понижения температуры окружающего воздуха, так как уже при температуре 7 градусов по Цельсию ухудшаются сцепные свойства летней резины из-за потери эластичности материала. Это может привести к потере управляемости автомобиля и возникновению аварийных ситуаций.

Плавные движения рулем и педалью газа

Фото: iStock

Двигаясь по мокрой или заснеженной дороге, необходимо учитывать резкость поворота руля, чтобы избежать риска ухода в занос. Резкие движения рулевым колесом опасны и при обычных дорожных условиях, а зимой могут привести к еще более серьезным последствиям. Чтобы не допустить неуправляемого скольжения и блокировки колес, лучше поворачивать руль плавно и аккуратно, а угол поворота при этом сохранять минимально необходимым.

По словам директора по развитию сети умных автосервисов "Вилгуд" Александра Михайленко, при низких температурах начинают проявляться те недостатки, которые обычно незаметны при эксплуатации автомобиля в теплое время года. В особенности страдают компоненты, содержащие материалы из резины. Например, в мороз могут "дубеть" резиновые щетки стеклоочистителей. Это уже грозит риском аварии из-за плохого качества очистки стекла и ухудшения видимости.

"Щетки желательно поменять на зимние, они отличаются от летних не только тем, что механизм закрыт в специальный резиновый кожух, но и составом резины дворника", — рекомендует технический директор международной сети автосервисов Fit Service Алексей Рузанов.

Аккуратность при заезде на разметку

Фото: iStock

С наступлением холодов дорожная разметка не только скрывается под слоем снега, но может даже представлять опасность при наезде на нее при заснеженности покрытия. Выпуклая или многослойная разметка становится скользкой, что может спровоцировать резкий занос при наезде на нее. То же самое касается и трамвайных путей — поэтому зимой лучше воздержаться от частой смены полос без необходимости и по возможности сбавлять скорость при маневрах.

Как говорит директор компании "ПодборАвто" Денис Еременко, очень важно перестроиться на зимний период морально: уже нельзя гонять, резко перестраиваться и совершать маневры, которые "проходят" летом на сухом асфальте и крайне опасны на снегу.

Уверенные действия на льду

Фото: iStock

Зимой особенно актуальной становится проблема движения по обледеневшему асфальту, отмечают эксперты "СберАвто". Если объехать покрытый коркой льда участок невозможно, при движении по нему стоит сбросить скорость, не делать резких движений рулем и педалями, а в случае потери управления — тормозить двигателем (плавно убрав ногу с педали газа и параллельно переключившись на более низкую передачу).

От слишком резкого торможения и ухода в занос может уберечь антиблокировочная тормозная система (ABS), но если избежать заноса все-таки не удалось, важно запомнить следующий алгоритм действий. На автомобиле с передним приводом нужно сохранить интенсивность нажатия на педаль газа и плавно повернуть руль в другую сторону от заноса, на авто с задним приводом — отпустить педаль газа и повернуть в сторону заноса, на полноприводном авто — сохраняя ногу на педали газа, повернуть в сторону заноса.

Внимательность на спуске и подъеме

Фото: iStock

Перед въездом на спуск или подъем зимой особенно важно заранее спрогнозировать внештатные сценарии: например, при движении на подъем разгоняться плавно, не прибегая к резкому набору скорости.

Неосторожные движения могут привести к пробуксовке колес, что, в свою очередь, вызовет откат назад. Если скатывания избежать не удалось, наиболее безопасным для других участников движения действием будет экстренное контактное торможение — о бордюр или сугроб на краю дороги. На спуске также следует контролировать скорость автомобиля, стараясь двигаться как можно медленнее без срыва ведущих колес в пробуксовку.

Оценка рисков

Фото: iStock

Если за окном непрекращающийся снегопад или же синоптики прогнозируют сильные осадки, необходимо взвесить все "за" и "против" использования личного транспорта. По мнению экспертов "СберАвто", в моменты непогоды нивелируются почти все плюсы передвижения на автомобиле — путь не только становится небезопасным из-за плохой видимости и скользких дорог, но в целом поездка занимает больше времени из-за моментально возникающих пробок, а парковочных мест становится меньше из-за сугробов.

"Если мороз ниже тридцати, в поездку отправляйтесь только при наличии для этого весомых причин. Ведь каждый холодный пуск — это огромный "стресс" для всего автомобиля. Поездка на такси обойдется вам дешевле!" — уверяет Алексей Рузанов.

Мороз и солнце. Главные правила езды на автомобиле зимой

Погода в очередной раз преподнесла москвичам неприятный сюрприз: арктический циклон несет новую порцию аномальных морозов, а 23 февраля может стать самым холодным за последние 50 лет. Портал Москва 24 напоминает, как эффективно заводиться и безопасно ездить в такую погоду.

Конечно, этой зимой жители столицы не бросают друг друга в беде. Помогают откопаться, завестись, выехать из сугроба, хотя порой за деньги, но все же. Тем не менее полезно знать пару хитростей, которые помогут сэкономить время, нервы и деньги в этот непростой период.

Как завестись

Современные технические регламенты гарантируют легкий запуск автомобиля при температурах до минус 25 градусов по Цельсию. Однако на дорогах еще очень много машин предыдущих эпох – со своими особенностями и последствиями холодного старта.

Кроме того, даже современная машина может отказаться заводиться, если ночью был сильный мороз. Как правило, дело здесь ‒ в аккумуляторе. Производители обычно гарантируют запуск в любую температуру, но если батарея была, например, не до конца заряжена или имелись какие-то другие дефекты, то утром аккумулятору может не хватить мощности, чтобы провернуть стартер.

Фото: ТАСС/Галеев Анвар

"Конечно, лучше всего загнать автомобиль в теплый гараж или отапливаемый паркинг. Так вы легко сможете начать движение в любой момент. Если же такой возможности нет, в первую очередь стоит проверить аккумулятор", – говорит автоэксперт Борис Ласкин.

Если такое произошло, нужно выключить все потребители энергии ‒ фары и габариты, магнитолу, подогрев руля, сидений и всего остального, что в вашей машине подогревается. А если автомобиль сигнализирует о непристегнутом ремне, лучше еще и пристегнуться. После всего этого можно повторить попытку ‒ теперь батарее должно хватить сил.

Небольшой лайфхак для владельцев "механики": завести двигатель будет проще, если перед этим выжать сцепление. Если же это не помогло, то стоит готовиться к тому, чтобы изымать аккумулятор и нести в теплую квартиру на зарядку.

Правда, помочь в такой ситуации могут высоковольтные провода и собрат-автомобилист, который согласится "прикурить" замерзший мотор. Провода лучше выбирать потолще: так они наверняка выдержат токи и не расплавятся в момент запуска. Если же поблизости нет никого, готового помочь, можно вызвать такси. Таксист приедет и даст вам "прикурить": этой зимой у многих компаний появилась и такая специальная зимняя услуга ‒ стоит такая помощь порядка 500 рублей.

Также нелишним будет пройтись по резиновым уплотнителям дверей и багажника силиконовой смазкой. Это поможет предотвратить примерзание дверей, что особенно актуально для автомобилей с безрамочными стеклами. Такую услугу можно заказать на автомойке (как правило, она входит в зимний пакет), а можно купить баллончик в отделе автохимии и сделать все самостоятельно.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

В принципе подойдет и обычное подсолнечное масло. Но не стоит прибегать к этому варианту регулярно, ведь в отличие от специальных средств масло будет оставлять подтеки и пачкать как салон автомобиля, так и вашу одежду. Если же дверь уже примерзла, поможет кружка кипятка, аккуратно вылитая по периметру. Однако это – аварийный вариант, поскольку кипяток довольно быстро разрушает резиновые уплотнители дверей.

"В таких экстремальных условиях может загустеть масло в коробке передач. На "механике" нужно выжать сцепление и сначала раскачивать рычаг влево-вправо, а потом несколько раз поочередно включить все передачи, как бы "разогнать" масло. На "автомате" все сложнее. Можно попробовать несколько раз перевести рычаг из нейтральной передачи в положения "драйва" и "реверса". Если это не поможет, то эвакуировать машину в теплое помещение и отогревать", – объяснил Ласкин.

Также автоэксперт советует не пользоваться по возможности стояночным тормозом, так как его колодки могут примерзнуть к дискам, что затруднит старт. Движение в любом случае лучше начинать плавно, без резких ускорений и торможений: пока резина не разогреется, пятно сцепления с дорогой будет значительно меньше, что может сказаться на управлении.

О том, как правильно подобрать подходящую зимнюю резину, читайте в материале Москва 24.

Как ехать

Зимой количество ДТП значительно увеличивается. В этом году сотрудники ГИБДД ежедневно регистрируют до 1,5 тысячи мелких аварий в различных районах города. Председатель правления Гильдии автошкол России Сергей Лобарев напоминает водителям, что нужно быть внимательнее.

"Во-первых, при низких температурах и наличии снега или льда на дороге необходимо снизить скорость в два, а иногда и в три раза. Во-вторых, нужно вдвое увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля. Это необходимо, чтобы был запас по времени для маневра или торможения", – поясняет он.

Фото: ТАСС/Федор Савинцев

А вот тормозить нужно плавно и заблаговременно. Зимой особенно стоит избегать экстренного торможения, даже если машина оборудована системой ABS и другими электронными помощниками. А кроме того, стоит запастись терпением.

"Как ни парадоксально, но зимой вдвое больше аварий происходит не на скорости, а в пробках. Постоянные циклы разгона-торможения и необходимость ехать на сверхмедленной скорости притупляют реакцию и рассеивают внимание, из-за чего водитель может врезаться во впереди идущую машину", – подчеркнул Лобарев.

Участки дороги с глубоким снегом или ледяной колеей нужно проходить на ровном газу, то есть не ускоряться резко и не тормозить. Чтобы избежать заноса или закапывания, входить в повороты лучше на более низкой скорости и сбрасывать ее заранее.

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Также Сергей Лобарев обращает внимание, что еще перед началом движения необходимо тщательно очистить от снега и наледи все стекла автомобиля, потому что зимой особенно актуально золотое правило безопасного движения: обзор должен быть на 360 градусов.

При этом другие водители должны видеть ваш автомобиль и правильно понимать задуманные вами маневры. Поэтому важно также очистить фары, габаритные огни и поворотники. Ну и конечно, помнить народную мудрость: Тише едешь – дальше будешь.

  • Верхом на "подснежнике": как отогреть автомобиль
  • Расходимся в полночь. Как сэкономить на такси в Москве

6 запретов для автомобилистов в сильный мороз

В зимнее время для водителей действует несколько табу

В холодное время года для автомобилистов становится актуальными ряд запретов. Если их не соблюдать, можно либо повредить машину, либо пожертвовать безопасностью, либо просто потерять кучу нервов и времени.

Нельзя ездить на летней резине зимой
Нельзя мыть машину в сильный мороз
Нельзя ставить машину на ручнике в мороз
Нельзя оставлять автомобиль под свесами крыш
Нельзя оставлять колесо в луже
Нельзя поливать машину кипятком

Нельзя ездить на летней резине зимой

Пожалуй, этот пункт самый очевидный и не требует дополнительных пояснений. В зимнее время на машине обязательно должны стоять зимние шины. Неважно, шипованные или «липучки», главное, успеть заранее «переобуться». Если же по какой-то причине у вас не получилось до морозов поменять летние покрышки, лучше перенести или отменить поездку до потепления, либо воспользоваться общественным транспортом.

Нельзя мыть машину в сильный мороз

Очень не рекомендуется также мыть машину, когда на улице минусовая температура. Особенно, если они ниже -10°С. При таком морозе вода на кузове и стёклах авто будет очень быстро замерзать, что негативно скажется на лакокрасочном покрытии.

С 1 декабря 2023 года в России официально начали штрафовать за летние шины зимой
Фото: novostivolgograda.ru

Даже если вы планируете мыть машину в тёплой автомойке, лучше подождите, когда станет потеплее. В крайнем случае обязательно насухо протрите автомобиль, делая акцент в местах прилегания дверей к раме и брызните в замки водоотталкивающим средством — например, силиконовой смазкой.

Нельзя ставить машину на ручнике в мороз

При отрицательных температурах ручник затягивать не стоит — есть риск примерзания элементов тормозной системы. Не нужно также пользоваться ручным тормозом, если на улице небольшой плюс, а вы оставляете машину надолго — например, на ночь, и за это время температура может опуститься ниже нуля.

Что нужно иметь в машине зимой
Узнать подробнее

Кроме того, в холодное время года даже при плюсовой температуре не надо оставлять машину на ручнике после того, как она проехала по луже. Если же требуется оставить авто на уклоне, есть смысл оценить потенциальные риски и либо припарковать машину в другом месте (особенно, если уклон большой), либо оставить её на первой передаче (если уклон маленький).

Нельзя оставлять автомобиль под свесами крыш

Тут тоже всё просто — даже в мороз свисающие с козырьков и откосов крыш сосульки могут случайно оторваться и полететь вниз. А уж во время оттепели машину точно лучше держать подальше от зданий с сосульками.

Не оставляйте зимой автомобиль под свесами крыш
Фото: novostivolgograda.ru

Нельзя оставлять колесо в луже

Паркуя автомобиль на достаточно длительный срок (более часа), обратите внимание, не заехало ли какое-нибудь колесо в глубокую лужу. Если так оставить машину надолго (тем более на ночь), то при понижении температуры лужа легко превратится в лёд, и чтобы выехать, придётся приложить немало усилий.

Нельзя поливать машину кипятком

Некоторые водители считают, что можно ускорить процесс оттаивания льда с машины, если полить на неё очень горячей водой. Делать этого категорически нельзя — так легко повредить кузов или лопнуть стекло из-за резких перепадов температур. Воду лучше не лить вообще, но в крайнем случае можно использовать тёплую. В целом же эксперты рекомендуют отогревать машину из салона за счёт грамотной настройки системы обогрева и направления обдува.

Какие морозы считаются экстремальными для автомобиля?

Сверхнизкие температуры могут существенно навредить автомобилю. Многие сталкивались с ситуацией, когда при −30 автомобиль перестает быть самим собой. Стойки замерзают и плохо отрабатывают кочки и рытвины, гидроусилитель руля каменеет и баранка крутится с заметным усилием, а автоматическая коробка начинает переключаться с рывками и задержками. Кажется, что в любой момент могут произойти поломки. Причиной тому застывшее масло в основных агрегатах. За порогом в −30 — −35 градусов мороза оно густеет и наступает главная опасность при охлаждении, а именно нарушения подачи масла к узлам трения.

Статья по теме

Пусковой износ

В морозы в наиболее неблагоприятных условиях трудятся агрегаты трансмиссии, а именно коробки передач и задние мосты у заднеприводных машин. Они находятся на отдалении от горячего мотора и не получают от него много тепла.

Наибольший износ шестерен главной передачи и коробки приходится на период пуска и на первые минуты прогрева. Например, в период холодной работы двигателя грузового автомобиля износ составляют около 7% от общего износа силового агрегата за время его эксплуатации. При температуре окружающего воздуха −15 градусов только несколько поворотов коленвала при старте мотора с отстоявшимся маслом дает износ поверхностей трения, эквивалентный выработке при 18-26 км пробега. Другими словами, нагрузка на двигатель при понижении температуры до −40 градусов может увеличиться на 25% и более в результате возрастания вязкости масла и энергопотерь в трансмиссии.

Кроме того, пусковой износ может увеличиваться в 8-12 раз при нарушении режимов прогрева. Вредна для мотора длительная работа на малых оборотах холостого хода, при которых происходит интенсивное накопление конденсатов бензина и воды в моторном масле, что существенно увеличивает износ стенок цилиндров и поршневых колец. Масло теряет свои свойства.

Вопрос-ответ

Когда нужно утеплять мотор?

Пониженная температура воздуха оказывает отрицательное воздействие на автомобиль не только в период пуска, но и при движении. Даже хорошо прогретый мотор на скорости охлаждается и испытывает дефицит тепла. Ветер обдувает радиатор и моторный отсек, снижая их рабочую температуру. При 30 градусах мороза мотор работает при температуре вдвое низшей, чем предписано. Порой видно, как пробеги со скоростью 70-90 км/ч опускают стрелку температуры антифриза на четверть шкалы.

При этом для мотора критична потеря даже 10 градусов. При температуре охлаждающей жидкости в 40 градусов тепла темпы изнашивания гильз блока цилиндров возрастают в 4 раза, а при температуре антифриза в 50 градусов в 2 раза по сравнению с нормальной работой силового агрегата. При этом, рабочей температурой антифриза являются 85-90 градусов.

Диапазон отрицательных температур атмосферного воздуха влияет на работу топливной аппаратуры, поскольку температура окружающей среды влияет на вязкость не только масла, но и на плотность топлива. Морозы сказываются на работе фильтров и на тонкости фильтрации горючего. В первую очередь в фильтрах застывает солярка.

Поэтому при понижении температуры ниже 20-25 градусов моторный отсек необходимо утеплять. Продаются специальные накладки на радиатор, препятствующие обдуванию радиатора и мотора набегающими потоками морозного воздуха. Кроме того, продаются так называемые автоодеяла из негорючего материала, которые укладываются на моторную крышку сверху и прижимаются капотом. Эти средства позволяют удерживать температуру внутри моторного отсека на уровне 20 градусов тепла даже в 20-градусный мороз. Эта микросреда не дает остывать антифризу ниже рабочих значений.

Однако при повышении температуры воздуха выше 15 градусов мороза утепление необходимо снимать, так как оно будет нарушать охлаждение мотора и вести к перегревам, что тоже плохо.

Вообще, считается, что критической температурой для автомобилей является барьер в — 40 градусов. Масло теряет свойство прокачиваемости, и масляный насос не может обеспечить его циркуляцию в системе смазки. Поверхности трения не защищены смазкой. Поэтому в блоках управления двигателем даже есть программные закладки, препятствующие выходу мотора на режимы экстремального износа. Поэтому при более низких значениях пуск двигателя без его предварительного разогрева внешним источником тепла очень затруднен.

Смотрите также:

  • Почему бывалые водители рекомендуют сверлить дырку в глушителе? →
  • Какие системы автомобиля больше всего страдают от холодов? →
  • Чем опасен для автомобиля тополиный пух? →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *