Почему не стоит приобретать страховку без детального изучения страхового полиса и правил страхования
Перейти к содержимому

Почему не стоит приобретать страховку без детального изучения страхового полиса и правил страхования

  • автор:

Как обманывают при оформлении полисов ОСАГО

Если агент оформляет вам полис ОСАГО от руки, на бланке зеленого цвета и требует оплату только наличными, не связывайтесь с ним. Обманет. О признаках мошенничества при страховании автогражданской ответственности "РГ" рассказали в Главном управлении Банка России по Центральному федеральному округу.

Роман Игнатьев/ "Комсомольская правда"

Без вины виноватые

Наш читатель, молодой автолюбитель из Тулы Андрей оформил ОСАГО в электронном виде через интернет. Однако полис оказался фальшивым. Пришлось покупать новый полис и заплатить 800 рублей штрафа за езду без страховки. Жителю Калуги Игорю Константиновичу повезло еще меньше: он узнал, что его полис фальшивый, когда стал виновником аварии. Пришлось возмещать ущерб из своего кармана. Такое бывает: мошенники оформляют полисы на фальшивых бланках. Используют, например, настоящие бланки, но фирмы-страховщика, которая уже закрыта. Заполняют полис с ошибками, чтобы потом признали недействительным. В интернете открывают фальшивые сайты. При расплате картой могут завладеть ее реквизитами.

Восемь правил покупки

Чтобы не купить фальшивый полис ОСАГО, заместитель начальника Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Ирина Тимоничева советует соблюдать несколько правил. Первое. Проверьте лицензию. Страховщик не вправе продавать полисы, если его лицензия отозвана, приостановлена или ограничена. Узнать, имеет ли компания лицензию, можно на сайте Банка России www.cbr.ru. Скачайте таблицу "Субъекты страхового дела", найдите там нужную компанию и сверьте. Также наличие лицензии можно проверить онлайн с помощью "Справочника участников финансового рынка" (официальная информация Банка России). Можно проверить на сайте финансовой культуры: fincult.info. Правило второе. Покупайте в надежном месте. В офисе продаж или на официальном сайте. Правило третье. Переходите по ссылкам на официальные сайты страховых компаний с сайта Российского союза автостраховщиков (РСА) www.autoins.ru. Правило четвертое. Проверяйте адресную строку в браузере, в том числе при переходе на другие страницы сайта. Возникли сомнения? Прежде чем оплатить полис, позвоните в страховую компанию и все выясните. Правило пятое. Полис в бумажном виде можно приобрести у страхагента, уполномоченного на заключение договоров ОСАГО. Чтобы избежать возможных неприятностей, проверьте наличие документов, например, заверенной копии договора об оказании услуг. Действует агент на основании договора со страховщиком и доверенности на заключение договоров от имени компании. Также клиент вправе потребовать паспорт и сверить паспортные данные с содержанием других документов. Правило шестое. Постарайтесь связаться со страховой компанией, интересы которой представляет агент, и убедитесь, что в ее штате есть такой сотрудник. На официальном сайте компании также должна присутствовать информация о сотрудниках. Правило седьмое. Электронный полис ОСАГО приобретайте сами на сайте страховой компании. Не давайте посредникам доступ к вашему личному кабинету и персональной информации. Правило восьмое. Проверьте полис. Уже больше года на каждом полисе, оформленном на бумажном бланке, в правом верхнем углу ставится QR-код. Это дополнительная защита от подделки. Считайте QR-код (например, с помощью специального приложения на смартфоне) и посмотрите название страховой компании, номер полиса, дату выдачи и срок его действия. Обязательно проверьте также марку, модель, VIN-код и госномер вашей машины. Если найдете хотя бы одну ошибку, не приобретайте полис — он не защитит вас от убытков в случае аварии по вашей вине. Полисы ОСАГО можно также проверить на сайте РСА. Там вы узнаете, какой страховой компании он принадлежит и действует ли ее лицензия. Если полис не значится в реестре РСА, немедленно обратитесь в полицию и оформите новый страховой полис.

Как узнать сайты-клоны

Следует помнить, что закон запрещает оформлять электронные полисы через посредников, это право предоставлено только самим страховым компаниям, напоминает Ирина Тимоничева. Список страховщиков, которые могут оформлять электронные полисы, опубликован на официальном сайте РСА. Обычно фальшивый сайт имеет дизайн, схожий с оригиналом. Название домена отличается от настоящего на одну или несколько букв. Узнать адрес настоящего сайта можно на официальном сайте Банка России.

Одним из признаков обмана является оплата полиса онлайн, через электронный кошелек. Настоящие страховые компании проводят ее через банк

С недавнего времени в поисковой системе "Яндекс" введена маркировка сайтов страховых компаний. Она представляет собой синий кружок с галочкой и надписью "ЦБ РФ". Увидеть значок можно в выдаче поиска напротив названия компании. Маркировка подтверждает, что это официальный сайт организации. Иногда мошенникам удается создать возможность перехода с настоящего сайта на фальшивый. Помните, что при переходе на новые страницы ресурса меняться должны только последние буквы в адресной строке. Одним из признаков обмана является оплата полиса, оформляемого онлайн, через электронный кошелек. Настоящие страховые компании обычно проводят оплату через банк.

Советы от ЦБ

Приметы фальшивок и мошенников

  • Во-первых, отказ предъявить паспорт, агентский договор или выданную страховой компанией доверенность.
  • Во-вторых, оформление полиса без использования информационной базы данных Российского союза автостраховщиков (РСА), а также без диагностической карты.
  • В-третьих, заполнение документов от руки.
  • В-четвертых, оплата только наличным способом, отказ в выдаче квитанции и невозможность проведения операций по безналичному расчету.
  • В-пятых, низкая стоимость полиса (1,5-2 тысячи рублей).

Как распознать фальшивый полис

Ирина Тимоничева назвала семь примет фальшивых полисов.

  • 1. Нет водяного знака в виде логотипа РСА, который просматривается на просвет.
  • 2. Нет рельефности в изображении серии и номера документа.
  • 3. Нет металлической защитной нити, проходящей через весь бланк и прошивающей его насквозь.
  • 4. Нет QR-кода (или нечитаемый код).
  • 5. Также на подделку однозначно указывают опечатки в штампе или печати компании.
  • 6. Обратите внимание и на цвет полиса: с 2016 года он розовый, а не зеленый.
  • 7. Сегодня многие страховые компании даже в офисе выдают на руки клиентам не традиционный полис, а черно-белую распечатку электронного документа. Посмотрите, как он выглядит на мониторе компьютера.

ОСАГО без выплат: не стоит вступать в такую авантюру

Регулярный рост тарифов на ОСАГО вынуждает автовладельцев отказываться от дополнительных услуг и обращаться в те страховые компании, которые предлагают наибольший размер дисконта.

Иногда в интернете встречаются предложения следующего содержания: «Предлагаем страховку ОСАГО без выплат за 1 500-2 000 рублей». Почему эта программа стоит так дешево и могут ли возникнуть риски для водителя после ее приобретения? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Но сразу скажем, что подобные объявления исходят не от страховых компаний и являются мошенническими.

Что это такое

Страховой полис ОСАГО без выплат — это может быть документ, который зарегистрирован в реестре Российского союза автостраховщиков (РСА) как действующий, но который может содержать информацию, не имеющую никакого отношения к владельцу транспортного средства. Соответствовать действительности зачастую будут лишь данные о госномере и VIN автомобиля.

Если сотрудники ГИБДД проверят такой документ по базе, то будет установлено, что полис действующий. Мошенники уверяют, что процедура, осуществляемая в режиме онлайн, не позволит представителям дорожной полиции получить исчерпывающие сведения о страхователе. Но они попросту обманывают клиентов.

В результате проверки по базе РСА система выдаст полную информацию о страховании, включая данные о VIN, госномере машины, названии СК и статусе договора. Но злоумышленники стараются усыпить бдительность клиента, убеждая его в том, что система проверки выдает минимум сведений об автовладельце и деталях страхования. С целью реализовать противоправный умысел агент приобретает полис е-ОСАГО на интернет-портале страховой фирмы. Затем он вносит в него сведения, которые удешевляют стоимость продукта (указывает место регистрации с низким коэффициентом территориальности, прибавляет водительский стаж, фиксирует минимальный показатель аварийности и прочее). После он получает документ на электронную почту, вносит в бланк окончательные правки и сбывает программу обязательного страхования потенциальным клиентам за примерные 2 000 рублей.

В случае дорожной аварии сами мошенники рекомендуют не показывать документ, а взамен заплатить штраф за отсутствие ОСАГО.

Зачем владельцы авто приобретают ОСАГО без выплат

Желание сэкономить — главная причина, по которой владельцы авто соглашаются оформить ОСАГО без выплат. Но клиенты могут приобрести дешевую страховку, преследуя другую цель — чтобы зарегистрировать движимое имущество в базе ГИБДД. Например, если человек вступил в наследство и ему в качестве актива достался автомобиль, он обязан в десятидневный срок переоформить документы на себя. Чтобы оперативно решить данную задачу, новый владелец имущества приобретает полис ОСАГО без выплат для постановки на учет.

Такой формат страховки зачастую выбирают перекупщики автомобилей, чтобы хватило времени на проведение ремонтных работ, перепродажу, а у сотрудников ГИБДД не возникло лишних вопросов.

Покупая фиктивную программу ОСАГО без выплат, собственники транспортных средств не ограничены в том, чтобы:
забирать машину со штрафных стоянок;
проезжать без штрафов под камерами фиксации страховки.

Степень легальности документа

Вопрос о том, законно ли ОСАГО без выплат, не теряет актуальности в среде автомобилистов. Но ответ на него не может быть положительным.

В настоящем бланке полиса предусмотрена ссылка на соглашение с СК, в котором зафиксированы условия его подписания, а также реальные сведения о клиенте и его транспортном средстве. Формуляр фиктивной страховки зачастую не содержит такой ссылки либо в нем упоминается аналогичный договор, который не имеет ничего общего с оригиналом. Но удостовериться в разночтениях можно, сделав соответствующий запрос. Поверхностную проверку полис ОСАГО без выплат пройдет, но на денежную компенсацию по нему клиент может не рассчитывать.

Аргументы мошенников

Недобросовестные агенты СК, предлагая программы без денежной компенсации, делают акцент на их низкой стоимости. При общении с клиентом мошенники заявляют, что только в единичных случаях сотрудники дорожной полиции будут досконально проверять данные, содержащиеся в страховке.

На рекламных интернет-ресурсах публикуется огромное количество объявлений о продаже программ, которые не предусматривают денежного возмещения при наступлении страхового случая. На таких сайтах мошенники делают ОСАГО без выплат за 1 000 рублей. Но более опытные из них увеличивают прайс до 4 000–5 000 рублей, а взамен анонсируют готовность оформить программу с расширенным перечнем информации (категория в/у, мощность авто, стаж безаварийной езды и прочее). Такой документ будет зарегистрирован в реестре, но если его фиктивность вскроется, то владельца авто накажут в соответствии с действующим законодательством.

Наказание для предъявителя поддельной страховки

Нужно минимальное время на то, чтобы выявить фиктивность полиса. С правовой точки зрения полис ОСАГО, в рамках которого не предусмотрена денежная выплата, считается поддельным документом. Предъявитель такого полиса несет ответственность по ч. 5 ст. 327 УК РФ. За использование фиктивного полиса виновное лицо могут обязать заплатить штраф в сумме до 80 000 рублей либо арестовать на срок до 6 месяцев. Но довести дело до суда следователям удается в единичных случаях.

Фактически владельцы полиса ОСАГО привлекаются по ст. 12.37 КоАП РФ. За езду без документа предусмотрен штраф в размере 800 рублей.

Попытка приобрести фиктивную программу страхования чревата серьезными рисками для собственника машины. Страховка ОСАГО без выплат окажется бесполезной при ДТП, компания откажется компенсировать ущерб, а стоимость ремонта придется возмещать за счет собственных средств. Практика показывает, что реализовать идею постановки авто на учет в ГИБДД посредством фиктивной страховки зачастую не удается. Сотрудники дорожной полиции проявляют бдительность при проверке всех документов. Желание сэкономить на страховке может обернуться для автовладельца большими расходами.

К тому же страховая компания вправе расторгнуть договор ОСАГО, но не возвращать такому недобросовестному покупателю деньги.

И помните, «законной» страховки без выплат не бывает. С точки зрения страховщика и закона это противоправные действия, влекущие наказание.

Если вы хотите сэкономить на ОСАГО, лучше изучите пристальнее предложения самих страховщиков. Возможно, вы найдёте компанию, которая вам предложит приемлемую цену. Например, можно посмотреть на маркетплейсах и агрегаторах, где можно в одном месте посмотреть предложения десятков компаний. Второй способ: искать компанию с низкой средней премией в рэнкинге АСН по ОСАГО. В таблице в статье перечислены средние премии всех страховщиков ОСАГО за 2022 г.

Почему страховая может отказать в ОСАГО и что делать, если это случилось

Почему страховая может отказать в ОСАГО и что делать, если это случилось

Нет, страховая компания не может отказывать клиенту в заключении договора ОСАГО. Однако количество жалоб граждан в Банк России из-за трудностей с оформлением электронных полисов ОСАГО каждый год остается достаточно большим. Единственные причины, по которым могут возникнуть сложности — некорректно оформленные документы владельца авто или сбой при оформлении полиса в электронном виде.

Оформление ОСАГО c экономией до 83%

От самых популярных страховых компаний
Компании Стоимость
Все предложения

Причины отказа в страховании автомобиля

04.10.2022 17:25

  • Недостаточная квалификация водителя. Маленький стаж вождения или просто молодой возраст автомобилиста — это один из факторов для снижения скорбалла в ОСАГО. Сложности могут возникать у водителей со стажем менее трех лет или если самому водителю не исполнилось 25 лет. Цена полиса ОСАГО для такого водителя может быть выше из-за выбранного страховщиком большого значения базового тарифа.
  • Несоответствие автомобиля требованиям страховой компании. Чаще всего страховщики неохотно страхуют старые модели, автомобили с большим пробегом, а также праворульные машины: если машина попадет в ДТП, то на СТО могут возникать сложности с поиском нужных для нее деталей.
  • История аварий и штрафов водителя.

Страховщик может увеличивать стоимость страховки, если автомобилист часто попадает в аварии. Это определяет показатель коэффициента «бонус-малус» (КБМ), который рассчитывается индивидуально для каждого водителя на основе данных о страховых выплатах по ДТП, случившихся по его вине. Именно по этому показателю страховщик прогнозирует, попадете ли вы в новую аварию или нет, и в соответствии с этим может увеличить стоимость полиса, выбрав высокое значение базового тарифа.

31.03.2023 00:01

  • Отсутствие необходимых документов и информации

Это единственная причина для отказа в оформлении ОСАГО, которая находится в рамках правового поля. Если клиент не смог предоставить все необходимые документы для заключения договора или не дает осмотреть свой автомобиль, страховая может отказать в заключении договора ОСАГО. При этом страховая компания должна оформить официальный отказ на бумаге и отправить копию в Банк России и Российский союз автостраховщиков (РСА).

Как избежать отказа в страховке

Единственная законная причина для отказа в оформлении ОСАГО — некорректно заполненные данные водителя и автомобиля. Поэтому чтобы избежать отказа в страховке, всегда внимательно проверяйте данные, которые вы вносите в анкету.

Подготовка документов и информации для страховой компании

Для того чтобы оформить полис ОСАГО онлайн, вам потребуется минимальный набор документов. Чтобы не возникло сложностей и задержек в процессе оформления, достаточно проследить за корректностью введенных данных. На калькуляторе ОСАГО Банки.ру вы можете оформить ОСАГО с выгодой до 74% в ведущих российских страховых компаниях. Из документов вам потребуются:

  1. Паспортные данные.
  2. Данные о водительских правах всех лиц, которые будут управлять автомобилем.
  3. Данные о машине: ПТС или СТС.

Страхование Осаго

Оформить ОСАГО на Банки.ру просто

1 Укажите данные авто и водителей
2 Сравните цены и выберите лучшее предложение
3 Оплатите и получите полис на email

Соблюдение правил дорожного движения и предотвращение аварий

Для того чтобы полис ОСАГО стоил меньше, необходимо улучшать свой стиль вождения, что повлияет на показатель коэффициента «бонус-малус». Обновление значения КБМ происходит каждый год 1 апреля. То есть если в течение года по вине водителя произойдет авария, то она будет учитываться в расчете КБМ уже на следующий период. Узнать свой реальный КБМ можно на сайте РСА. Максимальное значение этого показателя может доходить до 3,92 — во столько раз подорожает ваш ОСАГО по сравнению с базовым тарифом.

Выбор страховой компании с учетом требований и рекомендаций

Онлайн-калькулятор Банки.ру быстро ранжирует страховщиков по нужным вам критериям. А в Народном рейтинге страховых компаний Банки.ру можно прочитать отзывы других клиентов о страховщиках и найти наиболее подходящую вам компанию.

Что делать, если вам все-таки отказали в покупке ОСАГО

Проверка причин отказа и возможных способов их устранения

Если вы предоставили все необходимые документы, но вам все равно отказали в страховке, то необходимо сделать следующее:

  • Получить письменный отказ от сотрудника компании или зафиксировать неудачную попытку покупки полиса на видео или фото. Узнать имя и фамилию сотрудника, который не продал вам полис. Обратиться к вышестоящему начальству.
  • Если это не помогло, то с этими данными можно направить жалобу в Банк России и в РСА, а позже обратиться в суд.

Обращение к другой страховой компании или поиску альтернативных вариантов страхования

Если вы не можете получить услугу у определенного страховщика, то можно обратиться в другую страховую компанию — онлайн-калькулятор чаще всего предлагает несколько альтернативных вариантов.

Обратите внимание!

  1. Если оформить полис онлайн не получается — при оформлении наблюдаются технические сбои, проблемы с введением кодов или система не дает прикрепить нужные документы, подождите некоторое время и повторите попытку.
  2. Если вы оформляете полис у конкретного страховщика и сайт так и не заработал, идите в офис страховщика и добивайтесь письменного отказа.
  3. При навязывании дополнительных услуг или явном завышении стоимости полиса требуйте расшифровку установленных вам надбавок и направляйте жалобу в РСА и Банк России.
  4. Обязательно оставьте отзыв о неправомерных действиях страховой компании в Народном рейтинге страховых компаний на Банки.ру.

Если полис все-таки не удалось купить вовремя, то никаких санкций в отношении водителя за разрыв периода страхования не будет. Самое главное — не использовать автомобиль без полиса ОСАГО и оформить полис в другой страховой компании.

Отказ в оформлении ОСАГО: главное

Комментируя историю пользователя Народного рейтинга страховых компаний, руководитель продуктовой разработки страховой вертикали Банки.ру Юлия Корнеева отметила, что, скорее всего, имел место простой технический сбой.

«Отказать клиенту в оформлении ОСАГО из-за того, что он указывает данные старого водительского удостоверения и благодаря этому уменьшается КБМ, страховщик не имеет права. Клиентам важно знать свои права и не отказываться от оформления обязательного полиса. И если возникают подобные спорные ситуации, Народный рейтинг страховых компаний поможет их разрешить», — объяснила эксперт.

Помните, что страховщик имеет право отказать водителю в оформлении полиса ОСАГО только в трех случаях:

  1. Если автомобилист не предоставил полный пакет документов или не дал осмотреть свой автомобиль.
  2. Если вы оформляете полис на сайте страховщика, который действительно не работает для всех клиентов и из-за технического сбоя оформление полисов приостановлено.
  3. Если вы оформляете полис в офисе, а у страховщика закончились физические бланки для оформления полиса и онлайн-сервис не работает.

В остальных случаях страховщик по закону обязан продать вам страховку. На возможность купить полис никак не должны влиять ни стаж водителя, ни его возраст, ни пробег или марка автомобиля, ни аварийность автомобилиста.

Нет ОСАГО? Не выезжай!

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов о том, как снизить на дорогах число автомобилей без полисов ОСАГО

Посмотрите на поток машин на любой оживленной магистрали России. А теперь представьте: у каждой десятой машины нет действующего полиса ОСАГО. Если по вине водителя такого автомобиля произойдет ДТП, пострадавшей стороне будет непросто получить деньги на ремонт. Обращаться придется не в страховую компанию, а непосредственно к виновнику или в суд. Удастся ли получить компенсацию в таком случае — большой вопрос.

Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», считает, что пришло время положить конец ситуации, когда некоторые собственники автомобилей без особого риска экономят на покупке полисов автогражданской ответственности, таким образом лишая законопослушных граждан права без лишней волокиты получить деньги на ремонт своей машины, разбитой по чужой вине.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Ненужные исключения

«Большинство автомобилистов положительно относятся к обязательному страхованию, которое, как правило, не вызывает сомнений и споров, — отмечает Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России». — Тем не менее, высокий процент владельцев транспортных средств по той или иной причине не приобретает страховку, создавая риски как для себя, так и для других».

По экспертным оценкам, до 10% транспортных средств, участвующих в дорожном движении, не имеют полисов ОСАГО. А это примерно 6 млн единиц техники — легковых автомобилей, грузовиков, мотоциклов, автобусов.

Считается, что в Москве и Петербурге наименьший процент транспорта без ОСАГО, однако и в этих городах ежедневно на дороги выезжают сотни тысяч нарушителей, поскольку общее число машин в агломерациях измеряется миллионами.

Основных причин, по которым на дорогах России так много автомобилей без полисов ОСАГО, две. Первая — сложности с оформлением: процедура действительно требует некоторых усилий, даже при покупке полиса через интернет. Вторая — цена, которая год от года растет, как, впрочем, и стоимость восстановительного кузовного ремонта.

Жизнь в целом дорожает. А штрафы за езду без полиса ОСАГО остаются на прежнем уровне. Это 800 рублей, а при быстрой оплате, в течение 20 дней с момента наложения штрафа, лишь половина суммы, то есть 400 рублей.

Причем «нарваться на штраф» не так просто. Сегодня выписать его вправе только инспектор, с которым средний водитель может не общаться месяцами. И даже при остановке для проверки документов дело не всегда доходит до полиса ОСАГО — нередко сотрудник дорожной полиции ограничивается изучением СТС и водительского удостоверения.

«Очевидно, что причиной игнорирования ОСАГО является маленькое наказание, а именно штраф в размере 800 рублей (400 со скидкой) и невысокая вероятность, что его выпишут. Поэтому водители не спешат с обновлением полиса после его истечения, а некоторые вообще считают его ненужным расходом», — к такому выводу приходит Дмитрий Давыдов. И добавляет: «Более того, сейчас при получении штрафа за отсутствие ОСАГО водитель имеет возможность продолжить движение, хотя такое вождение незаконно».

Вызывает сомнение и сама форма проверки наличия страховки — она явно устарела. «В России обязательно иметь в автомобиле оригинал полиса ОСАГО, — констатирует автор проекта «20 идей по развитию России». — Если водитель, например, забыл его дома, то полагается штраф размером 500 рублей. С января 2020 года были введены поправки, согласно которым водители, купившие ОСАГО онлайн, могут предъявить его в электронном виде инспектору ГИБДД на смартфоне или планшете. Это успешный шаг для создания удобства водителям, но он пока касается только тех, кто купил полис в интернете. При этом проверка электронного ОСАГО требует дополнительных времени и усилий, поскольку сотрудник ГИБДД обязан отправить запрос в информационную систему страховой компании».

Некоторые эксперты полагают, что сложность проверки подлинности полиса в совокупности с невысоким штрафом для нарушителей снижают уровень мотивированности инспекторов в выявлении подобных нарушений. Но ситуация поправима. Автор проекта «20 идей по развитию России» разработал четкий план действий, который позволит существенно сократить на дорогах страны число автомобилей без полиса ОСАГО, что в свою очередь положительно отразится на снижении последствий от ДТП. Перечислим эти меры.

Повышение штрафа. Установить размер штрафа на региональном уровне, привязав его к средней стоимости страховки в данном регионе. Например, в Москве в 2022 году средняя стоимость ОСАГО составляет 8 833 рубля, а в Калмыкии 2 839 рублей. За повторное нарушение – штраф в двойном размере. Необходимо предусмотреть, чтобы штраф не выписывался чаще чем один раз в 20 дней, чтобы нарушитель успел отреагировать и приобрести полис.

Фиксация нарушений камерами. Установленные по всей стране стационарные камеры фотовидеофиксации нарушений будут считывать номера и передавать их в центр обработки. При наличии единой базы данных полисов ОСАГО система сможет выявлять нарушителей и назначать владельцу транспортного средства штраф. Также автоматическая система должна будет оповещать ближайшие патрульные службы о выявлении нарушителя, чтобы инспекторы могли оперативно задержать автомобиль.

Задержание транспортного средства. Автомобиль без ОСАГО должен направляться на штрафстоянку. Для того чтобы забрать машину со штрафстоянки, водителю (собственнику) необходимо будет приобрести страховой полис, оплатить штраф, работу эвакуатора и место на стоянке.

Реализация комплекса данных предложений, уверен автор проекта «20 идей по развитию России», приведет к тому, что автомобилистам «будет гораздо выгоднее приобрести полис ОСАГО, чем подвергаться риску наказания».

Познать в сравнении

Для того чтобы оценить суровость предлагаемых мер, можно обратиться к европейскому опыту. К примеру, во Франции езда на автомобиле без полиса обязательного страхования влечет для физического (частного) лица штраф от 600 до 1 500 евро (около 36 500 – 91 300 рублей), а для юридического лица (организации) — от 3 000 до 7 500 евро (около 182 600 – 456 500 руб). Плюс к тому французские законы предусматривают ряд дополнительных наказаний за езду без полиса страхования автогражданской ответственности: от общественных работ и посещения оплачиваемых нарушителем курсов по безопасности дорожного движения до лишения прав и конфискации транспортного средства. На снисхождение вправе рассчитывать только те, кто попался в первый раз — они могут отделаться одним лишь штрафом.

В соседней с Россией Латвией за выезд на автомобиле без ОСТА (латвийского аналога ОСАГО) грозит штраф от 350 до 650 евро (около 21 300 – 39 500 рублей). Нарушителей вычисляют камеры, и с каждого стационарного комплекса фотовидеофиксации (или полицейской машины с системой кругового обзора) может прийти отдельный штраф. Кстати, число незастрахованных машин на дорогах Латвии, по данным местных СМИ, оценивается в 2-3%, то есть кратно ниже, чем в России.

Свои предложения по поводу реформирования системы выявления и наказания водителей и собственников автомобилей, выезжающих на дороги России без действующего полиса ОСАГО, Дмитрий Давыдов направил в Совет Федерации, откуда обращение было переадресовано в МВД РФ.

В ответном письме за подписью врио начальника отдела по работе с обращениями граждан Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МДВ Российской Федерации С. Н. Полионовича в частности указано: «Внесению изменений в законодательство в части усиления ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения должны предшествовать проведение всестороннего анализа правоприменительной деятельности на всей территории Российской Федерации, подтверждающего наличие соответствующих проблем правоприменения, исследование статистических и иных данных, свидетельствующих о неэффективности действующей модели правового регулирования. Механическое увеличение размеров санкций не может само по себе служить эффективной мерой сдерживания роста (отказа от совершения) неправомерного поведения при отсутствии комплексного подхода к решению соответствующих проблем».

После получения письма от МВД Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», написал комментарий, в котором поблагодарил за детальный ответ и привел дополнительные доказательства того, что медлить с решением проблемы нельзя: «…Ситуация создает угрозу безопасности дорожного движения, поскольку его участники не защищены от возмещения ущерба при возникновении ДТП. Если незастрахованный водитель совершит аварию, то нет никакой гарантии обеспечения законных прав пострадавшей стороне, поскольку механизм обязательного страхования не подключен. Учитывая статистику по ДТП и процент игнорирующих ОСАГО водителей на дороге, таких случаев в стране может быть несколько тысяч в месяц… Слабая эффективность нынешнего наказания вполне очевидна…».

Каково это — стать участником аварии, в которой виновная сторона не имеет полиса ОСАГО — легко представить, почитав комментарии к материалу Тинькофф Журнала, посвященному этой теме. Например: «Я оплатила адвоката, дабы не носиться по судам, экспертизу и выиграла суд. Но у виновника 17 исполнительных листов… Машина принадлежит сожительнице». Или: «Сумма была небольшая. В течение двух лет после выигранного суда где-то раз в полгода приходило по 5 тыс. Никакого имущества и официальной работы у должника не было. И вот, что-то случилось спустя 3 года, наконец пришел остаток суммы».

Идея Дмитрия Давыдова по изменению системы контроля за транспортными средствами находит поддержку у экспертов.

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев полагает, что «имущественные права автовладельцев были бы существенно лучше защищены, если бы контроль за наличием ОСАГО осуществлялся при помощи видеокамер на дорогах». Также он соглашается с тем, что современный штраф в размере 800 рублей (а со скидкой при оперативной оплате — 400 рублей) «не может эффективно стимулировать всех автовладельцев приобретать полис ОСАГО».

Причем от приобретения полисов, отмечают в РСА, часто уклоняются самые проблемные в плане аварийности водители: для них страховка, с учетом вины в предыдущих ДТП, становится особенно дорогой. Вот они и «экономят».

«Если система контроля за наличием полисов ОСАГО будет более строгой, а штрафы — выше, выиграют все участники дорожного движения, — считает Евгений Уфимцев. — Законопослушные водители станут реже оказываться в ситуации, когда за возмещением надо обращаться в суд, а виновники перестанут бегать от приставов. Наверняка снизится общий уровень аварийности. Если водитель купил полис ОСАГО или был вынужден это сделать в связи с усилением контроля и ответственности, он будет вести себя более дисциплинировано, помня, что цена следующей страховки, которую придется приобрести на будущий год, напрямую зависит от персонального уровня аварийности в настоящем».

Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», рассчитывает, что его инициативы получат законодательную поддержку со стороны государства.

Предоставлено Дмитрием Давыдовым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *