Какой автомобиль потребляет наименьшее количество энергии на 1 и то же расстояние
Перейти к содержимому

Какой автомобиль потребляет наименьшее количество энергии на 1 и то же расстояние

  • автор:

Бензин, газ или электричество: на чем дешевле ездить

Сотрудники Финансового университета при правительстве России проанализировали затраты автомобилистов на бензин, газ и электричество, и определили самый экономичный из них. При исследовании за основу были взяты данные, что при среднем пробеге автомобиля в 17,5 тысяч километров в год — в неделю автомобилист проезжает около 335 километров.

"При расходе бензина в городской среде — в среднем около девяти литров на 100 километров — получаем еженедельные траты чуть более 1310 рублей", — заявила РИА Новости главный аналитик центра отраслевых исследований и консалтинга Ирина Сосенкина.

Расходы на пропан-бутан, даже с учетом повышения цен в 2018 году, составили около 725 рублей в неделю. Таким образом по сравнению с бензином экономия составила 525 рублей.

Для расчета еженедельных затрат на электроэнергию и топливо эксперты сравнили электромобиль Nissan Leaf и Lada Vesta. Расход бензина на Lada Vesta в неделю составил 9,3 литра в городе, стоимость топлива — 1355 рублей.

"Nissan Leaf для преодоления такого же расстояния нужны 2,2 полных зарядки в неделю, расход электроэнергии на 100 километров составляет около 25 кВт.ч — для преодоления 335 километров необходимо 84 кВт.ч электроэнергии, или около 300 рублей при среднероссийском тарифе", — заявила эксперт.

Однако надо учитывать, что Lada Vesta продается от 607 тысяч рублей, а электромобиль Nissan Leaf стоит 2,97 млн рублей.

Топ-10 самых экономичных машин российского рынка

Затраты именно на бензин и солярку составляют львиную долю годовых расходов на содержание автомобиля, а потому практически все автопроизводители мира, за исключением разве что люксовых брендов, стараются снижать аппетиты своих моделей. Да и бум на электромобили в мире во многом связан с желанием стран-импортеров топлива избавиться от углеродной зависимости. В России расход топлива — также один из важнейших параметров при выборе машины. Но вот что удивительно: самые экономичные машины — отнюдь не самые бюджетные. Смотрим, кто потребляет топлива меньше всего.

Сразу стоит сделать поправку, что составленный рейтинг опирается исключительно на официальные данные комбинированного расхода топлива от самих автопроизводителей, которые получены, считай, в лабораторных условиях при специальных испытательных циклах. В реальности, тем более, в российской, указанные цифры порой можно смело умножать на два, но, как ни крути, соотношения это все равно особо не изменит: самые экономичные автомобили "на бумаге" с максимальной вероятностью в реальной жизни будут потреблять меньше топлива, чем те машины, которые в этот список не попали.

Фото: Пресс-служба BMW.

Средний расход на 100 км: 5,3 литра

Двигатель: дизельный 2.0 с турбонаддувом (150 л.с.)

Минимальная стоимость: от 2 910 000 рублей

Открывает наш хит-парад городской компакт-кроссовер от BMW. После того, как Россию покинул хэтчбек BMW 1-series, а также купе 2-series, которые можно было заказать с базовым 1.5-литровым трехцилиндровым бензиновым мотором, именно дизельный X2 стал самым экономичным BMW, причем настолько, что смог попасть в список вообще самых экономичных машин в классе.

А все потому, что X2 — один из немногих компакт-кроссоверов российского рынка, который все еще можно заказать с двигателем на тяжелом топливе. Например, "земляки" из Mercedes и Audi подобные модификации из линейки убрали.

9. Nissan X-Trail

Средний расход на 100 км: 5,3 литра

Двигатель: дизельный 1.6 с турбонаддувом (130 л.с.)

Минимальная стоимость: от 2 135 000 рублей

Один из немногих, если ни сказать единственный японский кроссовер масс-сегмента, который поставляется в Россию с дизельным двигателем.

Несмотря на скромный объем в 1.6 литра, мотор выдает очень приличные 320 Нм момента, что вместе с удачной механической коробкой передач позволяет крупному полноприводному "Ниссану" сохранять приличную динамику и очень высокую экономичность. Одна беда: эта же самая "механика" при цене машины за два миллиона отпугивает покупателей, поскольку выбрать дизель с автоматом для X-Trail невозможно.

8. Mini Cooper

Фото: Пресс-служба Mini.

Средний расход на 100 км: 5,2 литра

Двигатель: бензиновый 1.5 с турбонаддувом (136 л.с.)

Минимальная стоимость: от 2 189 000 рублей

Стильный и гламурный ретрохэтч пользуется может и не очень большим, зато устойчивым спросом. Само собой, большей части покупательниц как правило не принципиально, какой двигатель находится под капотом, ибо даже самый маленький трехцилиндровый агрегат наделяет маленькую машинку хорошей динамикой.

При всем при этом технологичный бензиновый двигатель очень экономичен — 5,2 литра в смешанном цикле при выборе версии с механической коробкой, что позволяет смело ставить машину в рейтинг.

7. Mercedes-Benz A-Class

Фото: Пресс-служба Mercedes-Benz.

Средний расход на 100 км: 5,2 литра

Двигатель: бензиновый 1.3 с турбонаддувом (150 л.с.)

Минимальная стоимость: от 2 390 000 рублей

Продолжает хит-парад еще одна премиальная модель — младшая в линейке Mercedes-Benz: новый A-Class, который с недавнего времени представлен в двух кузовах — традиционном "хетчбэк" и новом "седан".

Обе версии в базовой комплектации оснащаются бензиновым турбодвигателем 1.3, который был разработан немцами совместно с французами из Renault. Устанавливается этот мотор, например, и на кроссоверы Arkana и Kaptur. Правда, на Mercedes-Benz в паре с агрегатом работает скорострельный робот DCT, да и сам компактный A-Сlass легче и аэродинамичнее, а потому и расход у машин разный.

6. Peugeot 408

Фото: Пресс-служба Peugeot.

Средний расход на 100 км: 4,9 литра

Двигатель: дизельный 1.6 с турбонаддувом (114 л.с.)

Минимальная стоимость: от 1 278 000 рублей

Первый условно народный автомобиль, который потребляет топливо в минимальном количестве. Все потому, что под капотом 408-го трудится один из самых выдающихся дизельных агрегатов — французский мотор PSA 1.6 HDi.

При хорошем старании и аккуратном вождении его на самом деле реально уложить в 5 литров на 100 км. Единственный нюанс: находится этот инженерный шедевр в морально устаревшей модели, да к тому же идет в паре исключительно с механической коробкой передач, что при цене 1,3 миллиона ставит крест на коммерческих перспективах данной модификации.

5. Audi A3 Sedan

Фото: Пресс-служба Audi.

Средний расход на 100 км: 4,8 литра

Двигатель: бензиновый 1.4 с турбонаддувом (150 л.с.)

Минимальная стоимость: от 1 970 000 рублей

Опять же, после ухода из России самой младшей модели Audi A1, третья серия стала самой легкой и компактной машиной бренда "Четырех колец", получившей известную своей эффективностью агрегатную пару в виде двигателя 1.4TSI и робота DSG.

Принципиальной разницы между хетчбэком и седаном в расходе нет, но на каплю экономичнее именно "четырехдверка". Кстати, эта же силовая установка ставится на весь модельный ряд марок Volkswagen и Skoda, но столь же низкого расхода они не показывают: лучший результат у новой Octavia — ровно на 1 литр больше.

4. Peugeot 3008

Средний расход на 100 км: 4,8 литра

Двигатель: дизельный 2.0 с турбонаддувом (150 л.с.)

Минимальная стоимость: от 2 189 000 рублей

И снова премиальных рекордсменов разбавляет Peugeot. В шаге от подиума останавливается экстравагантный кроссвэн 3008 с 2.0-литровым дизельным двигателем, заявляющий средний расход 4.8 литра на 100 км.

Хотя это столько же, сколько потребляет бензиновый Audi A3 Sedan, ставим "француза" на строчку выше из-за куда больших габаритов и массы, а также лучшей экономичности в условиях города — 5,5 литра солярки против 5,9 литров бензина у A3. Кстати, на сегодняшний день, если не считать коммерческую технику, именно Peugeot 3008 возглавляет рейтинг продаж марки в России.

3. Jaguar XE

Фото: Пресс-служба Jaguar.

Средний расход на 100 км: 4,8 литра

Двигатель: дизельный 2.0 с турбонаддувом (204 л.с.)

Минимальная стоимость: от 3 500 000 рублей

Бронзовая награда и еще более эффективные показатели у одного из самых продвинутых силовых агрегатов современности — дизельного 2.0-литрового мотора Ingenium от JLR.

Под капотом седана Jaguar XE он потребляет всего 4,8 литра на 100 км при учете, что выдает 204 лошадиные силы и позволяет разгоняться до 100 км/ч за 7,3 секунды.

Кстати, такие характеристики выдает уже обновленная в 2020 году и форсированная модификация. Если бы Jaguar XE остался в дорестайлинговом виде с двигателем на 180 л.с., он бы возглавил этот рейтинг с показателем экономичности 4,2 литра солярки на 100 км.

2. Kia Picanto

Фото: Пресс-служба Kia.

Средний расход на 100 км: 4,4 литра

Двигатель: бензиновый 1.0 (67 л.с.)

Минимальная стоимость: от 754 900 рублей

Серебряная медаль достается одному из немногих представителей класса "А", который до сих пор продается в России. Само собой, корейский автомобильчик оснащается маленькими моторами на 67 или 84 "лошадки", что с учетом веса около 800 кг, позволяют Kia вполне бодро передвигаться в потоке при максимальной экономичности. Даже с автоматом Picanto потребляет в среднем около 5,4 литра на 100 км, ну а с 1.0-литровым агрегатом и "механикой" по заявлению производителя можно уложиться и вовсе в 4,4 литра на "сотню".

1. Citroen C3 Aircross

Средний расход на 100 км: 4,3 литра

Двигатель: дизельный 1.6 с турбонаддувом (92 л.с.)

Минимальная стоимость: от 1 605 000 рублей

Первое место и звание самого экономичного автомобиля российского рынка у "француза" C3 Aircross все с тем же 1.6-литровым дизелем HDi. Под капотом нетривиального и легкого компакт-кроссовера Citroen с механической коробкой передач по данным производителя мотор потребляет жалкие 4,3 литра на 100 км в комбинированном цикле.

Кстати, надо сказать, что и при выборе бензинового агрегата 1.2 расход большим не будет — 5,1 литра. Правда, опять же, в коммерческом плане многое упирается в то, что подобные показатели достигаются исключительно при выборе безальтернативной "механики".

Расход электромобиля

Расход электромобиля

Электромобили становятся все более популярным выбором для многих автовладельцев. В отличие от традиционных машин с двигателями внутреннего сгорания, они работают от аккумуляторных батарей, которые необходимо периодически заряжать. Поэтому, наряду с другими характеристиками, одним из ключевых моментов при выборе электрического транспорта является то, сколько потребляет электромобиль энергии.

Ниже рассмотрим, от каких факторов зависит расход электричества, как его измерить, а также как влияет на этот параметр стиль вождения и другие условия поездок. В завершение предоставим рекомендации по выбору электрокара с оптимальным потреблением энергии или запасом хода с учетом конкретных нужд.

Что такое расход электромобиля: сложный параметр простыми словами

Расход электромобиля — количество электроэнергии, необходимое для обеспечения движения и работы бортового оборудования при преодолении определенного расстояния, например, 100 км. Этот параметр является одной из ключевых характеристик любого транспорта на электротяге. От того, насколько он экономичен, зависит не только запас хода на одной зарядке, но и стоимость эксплуатации.

Расход электроэнергии электромобилей измеряется в ватт-часах (Втч, Wh) или киловатт-часах (кВтч, kWh) на километр пробега — Втч/км либо кВтч/км. Чем меньше этот показатель, тем экономичнее и выгоднее эксплуатировать модель. Другими словами, такому электромобилю на 100 км пути будет требоваться меньше электричества.

Cколько потребляет электромобиль — факторы, влияющие на расход

Расход электроэнергии электромобилем зависит от множества факторов. Наиболее важными из них являются:

  • тип и емкость аккумуляторов
  • мощность электродвигателей
  • тип привода
  • стиль вождения
  • условия движения.

На расход энергии также влияют масса электромобиля и (начиная с определенной скорости) аэродинамика. Чем тяжелее автомобиль, тем больше энергии требуется, чтобы привести его в движение. Чем более обтекаемая форма кузова, тем меньше сопротивление воздуха на высокой скорости и, соответственно, затраты энергии.

Тип и емкость аккумуляторов

Тяговые аккумуляторные батареи являются одним из ключевых компонентов электротранспорта. В них запасается электроэнергия — топливо электромобиля, обеспечивающее работу электродвигателя и прочих потребителей. От типа и емкости тяговой батареи зависят ключевые характеристики электромобиля: мощность, динамика разгона и максимальный пробег на одной зарядке.

В современных электромобилях в основном используются литий-ионные аккумуляторы (Li-ion). По сравнению с другими типами, они отличаются высокой плотностью энергии, долговечностью, эффективностью зарядки и разрядки. Емкость батарей этого типа для электрокаров обычно составляет от 20 до 100 кВтч. Чем выше этот показатель, тем больше запас энергии на борту, тем длительнее обеспечивается нужный расход электрокаров, что позволяет преодолеть больше пути. Например, Tesla Model S с максимальной батареей в 100 кВтч может проехать без подзарядки около 620 км при стандартных условиях движения.

Расход электромобиля на 100 км

Аккумулятор 5-го поколения для электромобиля

В то же время, для электромобилей используются и другие типы аккумуляторных батарей:

  • NiMH (никель-металл-гидридные). Применяются реже из-за более низкой емкости и высокой стоимости. Плюсы: надежность, долгий срок службы, работа при низких температурах.
  • LiPo (литий-полимерные). Разновидность литий-ионных, отличаются гибкостью формы и еще большей удельной емкостью.
  • LTO (литий-титанатные). Отличаются повышенной безопасностью, долговечностью, возможностью быстрой зарядки. Недостаток — высокая цена.
  • LFP (литий-железо-фосфатные). Менее дорогие, более стабильные и безопасные. Недостаток — пониженная емкость и напряжение.

В перспективе электромобили могут перейти на твердотельные и графеновые аккумуляторы, которые обещают превзойти литий-ионные аналоги по характеристикам. В любом случае, выбирая электромобиль, важно ориентироваться на оптимальное соотношение емкости батареи и реальных потребностей в пробеге. Помните, что избыточно большой аккумулятор будет лишь добавлять массу авто, что, в свою очередь, негативно будет отражаться на расходе электроавтомобиля.

Мощность электродвигателей

Мощность электродвигателей оказывает существенное влияние на потребление энергии. Чем выше суммарный показатель, тем больше расход, особенно в таких случаях как разгон и движение на высоких скоростях. Да, мощные электромоторы позволяют быстрее набрать нужный темп и его поддерживать, но только за счет повышенного расхода энергии из батареи.

Аналогичная ситуация с точки зрения расхода электро автомобиля и при преодолении подъемов. Чем круче горка, тем больше нужно мощности, а, значит, больше энергии «забирается» из аккумулятора. Точно также, при спокойном движении по ровной дороге на умеренной скорости высокая мощь электромоторов не обеспечит экономии. Поэтому, мощные электрокары не всегда эффективны.

Сколько потребляет электромобиль

Электродвигатель 5-го поколения

Вариант привода

То, сколько потребляет электроавтомобиль, также зависит и от типа привода:

  • Передний. Является наиболее экономичным вариантом. Здесь электрическая энергия расходуется только на работу одного переднего электромотора.
  • Задний. По эффективности сопоставим с передним приводом. Также электричество направляется на один электродвигатель.
  • Полный. Предполагает работу двух и более электромоторов, смонтированных на передней и задней оси. Это обеспечивает лучшую проходимость, но является наименее экономичным решением, так как расходуется больше энергии из батареи.

Стоимость км на электромобиле с полным приводом будет наибольшей. Например, электрокар Tesla Model 3 в заднеприводной компоновке потребляет около 15 кВт*ч на 100 км в комбинированном цикле. А полноприводные версии Model X и Model Y, в пределах 23–25 кВт*ч. Таким образом, при равных прочих условиях, полный привод увеличивает расход примерно на 60% по сравнению с задне- или переднеприводными машинами.

Условия эксплуатации

Расход электроэнергии, а, следовательно, и стоимость 1 км на электромобиле существенно зависит от условий его эксплуатации:

Климат, температура окружающей среды

В холодных регионах и в зимний период потребление энергии возрастает из-за использования отопителей салона. Плюс к этому емкость аккумуляторов на морозе снижается. Например, при –20°С она может уменьшиться на 30–40% по сравнению с номинальной при +20°С.

Оптимальными условиями для большинства типов АКБ является диапазон от +15 до +25°С. А при повышении температуры выше +40 градусов, как правило, начинает интенсивно снижаться не только запас емкости батарей, но и ускоряется старение из-за разрушительных химических реакций.

Рельеф и тип дорожного покрытия

Задаваясь вопросом, «Сколько потребляет электрокар?», не стоить упускать из вида покрытие или поверхность, по которому движется машина. На заснеженных и грунтовых дорогах повышается расход энергии из-за худшего сцепления колес. Движение на подъемах также увеличивает энергопотребление.

Дополнительные потребители энергии

Включение аудиосистемы, обогрева (охлаждения), как и другой нагрузки, приводит к повышенному расходу электроэнергии. Как известно, на электрокарах установлено две батареи: низковольтная 12В (бортсеть) и высоковольтная (тяговая). Список их потребителей рассмотрим в виде таблицы:

Низковольтная батарея Высоковольтная батарея
Освещение салона, панель приборов, датчики, реле и блоки управления Электродвигатели и преобразователи
Головная и вспомогательная оптика Отопление и кондиционирование
Звуковой сигнал Бортовой компьютер
Очистители и омыватели лобового стекла Обогрев лобового и заднего стекол
Мультимедийная аудиосистема Управление тяговыми электромоторами, АБС, тормозами, другими системами
ЭБУ и блок управления зарядкой тяговой батареи Пусковые цепи, внутреннее освещение

Стиль вождения

Задумываясь над тем, сколько стоит км на электромобиле, обязательно следует учитывать манеру езды. Агрессивный стиль вождения с частыми разгонами и торможениям негативно сказывается на потреблении энергии. Для экономии электричества нужно поддерживать умеренный темп в сочетании с максимальной плавностью движений, подбором «оптимальной педали газа». Помните, частые и интенсивные разгоны с последующими резкими торможениями существенно увеличивают расход электроэнергии.

Чтобы экономить запас электричества, старайтесь двигаться с крейсерским темпом в пределах 90 км/ч. Учитывайте, что на скоростях выше 100 км/ч резко возрастает сопротивление воздуха, на преодоление которого требуется значительно больше энергии. Немаловажную роль в плане экономного расхода играет и соблюдение «правильной» дистанции до впереди идущего автомобиля. Частые торможения из-за близкого следования также негативно сказываются на увеличении потребления электричества. В то же время, не стоит забывать, что грамотное использование рекуперативного режима, позволяет возвращать часть энергии в батарею.

Сколько потребляет электроавтомобиль

Схема работы системы рекуперации энергии торможения

Условия движения

Сколько стоит километр на электромобиле существенно различается в зависимости от условий движения:

  1. Городской цикл. Частые остановки и трогания, как и низкие скорости, приводят к повышенному расходу энергии. Особенно это заметно в холодное время года из-за использования обогревателей. В среднем электромобили в процессе поездки по городу потребляют 18–22 кВт*ч на 100 км.
  2. Загородный цикл, движение по автомагистрали. Более высокие и стабильные скорости, как и меньшее количество остановок, позволяют заметно снизить удельное потребление энергии. В зависимости от модели, темпа и других параметров перемещения расход электрокаров составляет до 16–19 кВт*ч на 100 км пути.
  3. Пробки и остановки. Работа системы кондиционирования, неравномерное движение и другие негативные моменты также увеличивают потребление энергии. По сравнению с городским циклом простой в пробках может увеличить расход электричества на 25–30%.

Сравнительный анализ энергозатрат автомобилей с разными силовыми установками Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

РАСХОД ТОПЛИВА / ГИБРИДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ / ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ / ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ / ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / ТРАНСПОРТ / FUEL CONSUMPTION / HYBRID CAR / ENVIRONMENTAL SAFETY / FUEL ECONOMY / TRANSPORT / ELECTRIC CAR / INTERNAL COMBUSTION ENGINE / ENERGY / ВИТРАТА ПАЛИВА / ГіБРИДНИЙ АВТОМОБіЛЬ / ЕКОЛОГіЧНА БЕЗПЕКА / ПАЛИВНА ЕКОНОМіЧНіСТЬ / ЕЛЕКТРОМОБіЛЬ / ДВИГУН ВНУТРіШНЬОГО ЗГОРЯННЯ / ЕНЕРГіЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бажинов Алексей Васильевич, Ткачев Олег Юрьевич

Проведен сравнительный анализ энергозатрат автомобилей с разными силовыми установками, таких как Toyota Corolla с традиционным бензиновым двигателем, гибридного автомобиля Toyota Prius и электромобиля Nissan Leaf. Рассмотрены основные преимущества и недостатки сравниваемых транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бажинов Алексей Васильевич, Ткачев Олег Юрьевич

Технологический ландшафт и кооперация в сфере производства автомобилей с гибридным приводом
Расчет энергоемкости тяговых аккумуляторных батарей для электрических транспортных средств
Выбор мощности тяговых электрических двигателей для электрических транспортных средств
К вопросу о специфике технического обслуживания и ремонта гибридных энергетических силовых установок
Топливная экономия, эффективность, экологичность — атрибуты новых автомобилей, двигателей и систем
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ENERGY CONSUMPTION OF CARS WITH DIFFERENT POWER PLANTS

Comparative analysis of the energy costs of cars with different power plants is carried out. The main advantages and disadvantages of comparable vehicles are considered. Problem. To date, economic and social problems remain global in Ukraine. Air pollution by harmful substances is a very serious concern not only for environmentalists, but for the whole of humanity. The significant drawbacks of a conventional internal combustion engine , namely, exhaust emissions, reduced oil and gas reserves, the constant rise in the cost of motor fuel, are forcing vehicle manufacturers to actively pursue alternative clean energy sources. Goal. The purpose of this work is to perform a comparative analysis of the energy performance of cars with different power units. To achieve this goal it is necessary to solve the following tasks: to consider the energy consumption figures of cars with different power units and compare them; to reveal the main advantages and disadvantages of cars with different drive type. Results. The analysis of publications shows that the use of environmentally friendly car is a modern and promising direction for the development of road transport . The most competitive and effective circuit solution for the construction of such a car today is the use of a hybrid power plant and electric drive. This article provides a comparative analysis of the energy performance of cars with different power units. According to the analysis, the most efficient in terms of energy consumption is the Nissan Leaf electric car — 105 kWh, but when using this car over long distances, it reduces its average operating speed due to downtime at charging stations. The Toyota Corolla, with its traditional gasoline engine, has the highest energy consumption rating of the entire journey — 450 kWh. The Toyota Prius hybrid car has a clear advantage over these cars when used over a long distance of 500 km of energy — 160 kWh, he also has the largest range of 1300 km at one gas station and overcomes this path in 21,6 hours.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ энергозатрат автомобилей с разными силовыми установками»

УДК 629.341 DOI: 10.30977/BUL.2219-5548.2020.89.0.105

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭНЕРГОЗАТРАТ АВТОМОБИЛЕЙ С РАЗНЫМИ СИЛОВЫМИ УСТАНОВКАМИ

Бажинов А. В.1, Ткачев О. Ю.1 "Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Аннотация. Проведен сравнительный анализ энергозатрат автомобилей с разными силовыми установками, таких как Toyota Corolla с традиционным бензиновым двигателем, гибридного автомобиля Toyota Prius и электромобиля Nissan Leaf. Рассмотрены основные преимущества и недостатки сравниваемых транспортных средств.

Ключевые слова: расход топлива, гибридный автомобиль, топливная экономичность, электромобиль, двигатель внутреннего сгорания, транспорт.

На сегодняшний день в Украине загрязнение воздуха вредными выбросами автомобилей стало одной из глобальных экологических проблем.

Существенные недостатки традиционного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, а именно выбросы отработанных газов, уменьшение запасов нефти и газа, постоянное удорожание автомобильного топлива, заставляет производителей транспортных средств вести активные поиски альтернативных экологически чистых источников энергии [1].

Ведущие мировые производители автомобилей проводят научно-исследовательские работы по разработке и усовершенствованию гибридных силовых установок, так как спрос на экономичные и экологичные гибридные автомобили постоянно растет. Использование на транспортном средстве гибридной силовой установки имеет давнюю историю. В 1900 году в Париже показали прототип гибридного автомобиля знаменитого конструктора Фердинанда Порше с электромоторами, установленными в ступицах колес. Мощность каждого электромотора составляла около 2,5 л.с. при 120 об/мин, рабочее напряжение 90 В. Максимальная скорость образца до 50 км/ч. Недостатками данного автомобиля были тяжелая и дорогая конструкция. Это не остановило процесс поиска, создания и усовершенствования гибридного автомобиля. Масштабные программы разработки гибридных автомобилей, поддержанные крупными мировыми производителями автомобилей, появились в 90-х годах XX века. Первыми выставочными моделями стали Honda Insight и Toyota Prius.

В сентябре 1995 года на международной автомобильной выставке в Франкфурте впервые демонстрировался концепт-кар Toyota Prius — переднеприводный автомобиль, который оснащен стартер-генератором и бесступенчатым вариатором. В 1997 году корпорация «Toyota Motor Corporation» выпустила первый серийный автомобиль Toyota Prius с гибридной силовой установкой [2].

Для улучшения сложившейся топливно-энергетической и экологической ситуации на сегодня одним из наиболее эффективных средств является использование на дорогах автомобилей с гибридной силовой установкой и электромобилей.

Однако в Украине автопроизводители недостаточно уделяют внимание разработке гибридных автомобилей, несмотря на заинтересованность отечественных потребителей.

На сегодня уделяется особое внимание проблемам создания эффективных и экологически чистых транспортных средств [3, 4].

Украинские исследователи предлагают решить данную проблему за счет создания электрических транспортных средств: электромобилей, гибридных электромобилей, гибридных транспортных средств.

Современные исследования в автомобилестроении [5-7] показывают, что на сегодняшний день остается недостаточно изученной проблема сравнения энергозатрат электромобилей, гибридных автомобилей и транспортных средств с обычным ДВС, а также разработка методик определения расхода энергоносителей электрических и гибридных автомобилей в процессе эксплуатации.

Цель и постановка задачи

Целью работы является определение наиболее эффективного транспортного средства путем проведение сравнительного анализа энергетических показателей автомобилей с разными силовыми установками.

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

— рассмотреть показатели энергетических затрат автомобилей с разными силовыми установками и сравнить их;

— раскрыть основные преимущества и недостатки автомобилей с разным типом привода.

Характеристики автомобилей с разными силовыми установками

Главными недостатками современного автомобиля с бензиновым двигателем являются высокие показатели расхода топлива при равномерном движении в достаточно широком диапазоне рабочих скоростей.

Также при движении в режиме городского цикла, представляющего собой постоянные чередования фаз разгона, равномерного движения, замедления и стоянки с работающим на холостом ходу двигателем, эти же показатели существенно ухудшаются. Среди причин этого можно выделить:

— недостаточное использование потенциальной мощности двигателя при движении с ограниченной в условиях города скорости, вследствие чего двигатель работает с повышенными удельными расходами;

— постоянные затраты энергии на накопление автомобилем кинетической энергии, которая затем через короткий промежуток времени преобразуется в тепло и безвозвратно теряется в фазе замедления автомобиля;

— бесполезная затрата энергии при работе двигателя в режиме холостого хода в момент остановки и при движении в режиме городского цикла.

Гибридный автомобиль — это транспортное средство, использующее для привода ведущих колес более одного источника энергии. В современном гибридном автомобиле присутствуют три составляющие: двигатель внутреннего сгорания, электромотор, аккумуляторная батарея. Главным в этой связке выступает либо двигатель внутреннего сгорания, либо электромотор, либо оба одновременно. Управляет обоими моторами бортовой компьютер. Передача энергии от первичного двигателя на ведущий вал колёс реализуется по одной из нескольких схем:

последовательная, параллельная или смешанная.

Таким образом, существующие гибридные автомобили на сегодняшний день можно разделить на три группы.

Первая группа — последовательные гибриды. В данных автомобилях двигатель внутреннего сгорания питает энергией только генератор и не имеет механической связи с ведущими колесами. Генератор в свою очередь производит электрическую энергию для тягового электродвигателя, либо дополнительно заряжает тяговую аккумуляторную батарею. При нехватке энергии генератора для обеспечения необходимого режима работы автомобиля электродвигатель получает дополнительную энергию из батарей, а при ее избытке — отдает её в накопитель. Такая схема позволяет на ограниченном пути двигаться с выключенным ДВС в режиме электромобиля. Ко второй группе относятся параллельные гибриды. В таких автомобилях ДВС через механическую трансмиссию отдает энергию ведущим колесам и через систему отбора мощности может при избытке энергии, используя электромотор-генератор, питать аккумуляторную батарею. При дефиците энергии таким же образом автомобиль может получить дополнительную энергию из накопителя через элементы трансмиссии. При этой схеме возможно на ограниченном участке пути движение с неработающим ДВС. Третья группа гибридных автомобилей — последовательно-параллельная схема (сплит). Ее можно считать соединением последовательной и параллельной схем. В ней двигатель внутреннего сгорания (ДВС), генератор и электродвигатель связаны друг с другом и с ведущими колесами автомобиля с помощью механического устройства, представляющим из себя планетарную передачу. Такое техническое решение позволяет объединить преимущества и реализовать режимы работы гибридной силовой установки как у двух других схемах, описанных выше [2].

Основными преимуществами современных гибридных автомобилей являются:

— снижение расхода топлива — автомобиль не потребляет топливо в пробках и при прогреве;

— увеличение моторесурса бензинового агрегата — система управления распределяет нагрузку в зависимости от скорости и режима движения, за счет этого ресурс ДВС увеличивается;

— снижение вредных выбросов — гибридный автомобиль во время работы на холостом ходу, стоя в пробках и во время прогрева работает полностью на электротяге, при этом выброс вредных веществ в окружающую среду равен нулю.

Электромобиль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов, конденсаторов) [8].

К достоинствам электромобилей можно отнести:

— эффективность. В среднем электромобиль преобразует в механическую энергию около 60 % электрической, а автомобиль с традиционным бензиновым двигателем использует топливо с эффективностью в 1520 %;

— низкий расход энергии. Электромобиль, использующий энергию топливной электростанции, расходует только две трети энергии бензинового автомобиля, проезжающего такое же расстояние;

— экономичность. Стоимость энергии, затраченной при движении электромобилем, значительно меньше, чем стоимость энергии потребляемой автомобилем с традиционным бензиновым двигателем, на то же расстояние;

— бесшумность работы двигателя. Электрические моторы практически бесшумны;

— минимальный износ комплектующих. Двигатель электромобиля запускается с помощью аккумуляторных батарей и не требует механического воздействия. Происходит минимальный износ электромотора во время эксплуатации. Кроме этого, в электромоторе отсутствует огромное количество деталей, присущих двигателю внутреннего сгорания;

— упрощенное обслуживание. При обслуживании электромобилей отсутствует огромное количество запчастей и дополнительных устройств для работы системы в целом. Однако на сегодня существует ряд значительных недостатков электромобилей в их использовании.

К сожалению, они не позволяют совершать поездки на длительные расстояния и предназначены в основном для передвижения в пределах одного города. Время полного заряда электромобиля зависит от типа зарядной станции. Отсутствие квалифицированного сервисного обслуживания электромобилей, специализированного персонала,

труднодоступность запчастей, высокая стоимость электромобилей (АКБ) сдерживают покупателей в приобретении данного типа автомобилей.

В данной работе представлено сравнение энергетических характеристик автомобилей с разными силовыми установками, таких как Toyota Corolla с традиционным бензиновым двигателем, гибрид Toyota Prius и электромобиль Nissan Leaf.

Toyota Corolla имеет 1,6-литровый 1ZR-FE бензиновый двигатель, мощностью 122 л.с. (90 кВт). Крутящий момент -153 Н-м. Максимальная скорость автомобиля — 185 км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч — 10,8 с. Объем бака — 50 л. Масса автомобиля 1405 кг. Расход бензина в городском цикле — 8,2 л/100 км, за городом -5,3 л/100 км, в смешанном цикле -6,3 л/100 км.

Toyota Prius имеет рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 1,8 л, мощностью 99 л.с (73 кВт) и крутящим моментом 142 Н-м. Электрический двигатель мощностью 53 кВт, крутящий момент 163 Н-м и емкость батареи 1,3 кВт-ч. Максимальная скорость 180 км/ч, разгон до 100 км/ч осуществляется за 10,6 с. Объем топливного бака 43 л. Масса автомобиля 1375 кг. Расход топлива на 100 км: в городском цикле — 2,9 л, на трассе — 3,1 л, смешанный цикл — 3,0 л [9, 10].

Nissan Leaf производства 2019 года имеет электрический двигатель мощностью 150 л.с (110 кВт), крутящий момент 320 Н-м и емкость батареи 40 кВт-ч. Запас хода на электротяге 320 км. Масса автомобиля 1520 кг. Расход электроэнергии на 100 км: в городском цикле — 21 кВт-ч, на трассе — 26,5 кВт-ч, смешанный цикл — 23 кВт-ч [11].

Рассмотрим городской цикл эксплуатации для данных автомобилей.

Бензиновый автомобиль Toyota Corolla в городском цикле имеет расход 8,2 л бензина — это 90 кВт-ч энергии на 100 км пути (1 л бензина это 11 кВт- ч энергии), т.е. расход энергии на 1 км пути — 900 Вт-ч.

Расход гибридного автомобиля Toyota Prius в городском цикле — 2,9 л бензина — это 31,9 кВт-ч энергии на 100 км пути, т.е. расход энергии на 1 км пути — 319 Вт-ч [12].

Электромобиль Nissan Leaf, согласно данных производителя, в городском цикле имеет расход 21 кВт-ч энергии на 100 км пути, т.е. расход энергии на 1 км пути — 210 Вт- ч (рис. 1).

В^ник ХНАДУ, вип. 89, 2020

н Nissan Leaf в Toyota Prius

ss Toyota Prius Ш Toyota Corolla

10 50 100 200 300 500 800 900 1300

Рис. 1. Затраты энергии автомобилей с разными силовыми установками в зависимости от пройденного пути, кВт-ч

График на рис. 1 показывает, что автомобиль Toyota Corolla с традиционным бензиновым двигателем имеет наибольший расход энергии на протяжении всего пути (500 км) -450 кВт-ч.

Наименьшие затраты энергии на протяжении всего пути имеет электромобиль Nissan Leaf — 105 кВт-ч. Электромобиль является наиболее эффективным с точки зрения расхода энергии, но при использовании данного автомобиля на большие расстояния снижается его средняя эксплуатационная скорость из-за простоя на зарядных станциях, это от 30 мин (Supercharger) до 5-6 ч (обычные зарядные станции).

Гибридный автомобиль Toyota Prius имеет расход энергии на протяжении всего пути -160 кВт-ч. Таким образом, данный гибрид имеет явное преимущество среди приведенных автомобилей при использовании его на длительные расстояния.

Сравним запас хода автомобилей с разными силовыми установками на одной заправке (зарядке) в зависимости от времени (рис. 2).

Согласно графика на рис. 2, автомобили при движении с постоянной скоростью в 60 км/ч на одной заправке (зарядке), преодолевают расстояние в 300 км за одинаковое время — 5 ч. При этом электромобиль имеет полный разряд батареи. Автомобиль с традиционным ДВС имеет запас хода 900 км, а гибридный автомобиль — 1300 км.

Рис. 2. График зависимости пройденного пути автомобилей от времени при постоянной скорости 60 км/ч

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот график наглядно показывает преимущество гибридного автомобиля при езде на длительные расстояния, который имеет наибольший запас хода в 1300 км на одной заправке и преодолевает этот путь за 21,6 ч.

Проведенный анализ научных публикаций говорит, что перспективным на сегодня направлением развития автомобильного транспорта является использование экологически чистого автомобиля. Наиболее конкурентоспособным и эффективным решением на сегодняшнее время является использование автомобиля с гибридной силовой установкой и электромобиля.

В данной статье определено наиболее эффективное транспортное средство путем проведения сравнительного анализа энергетических показателей автомобилей с разными силовыми установками.

Наиболее эффективным с точки зрения расхода энергии является электромобиль Nissan Leaf — 105 кВт-ч, но при использовании данного автомобиля на большие расстояния снижается его средняя эксплуатационная скорость из-за простоя на зарядных станциях.

Автомобиль Toyota Corolla с традиционным бензиновым двигателем имеет наибольший расход энергии на протяжении всего пути — 450 кВт-ч.

Гибридный автомобиль Toyota Prius имеет явное преимущество среди приведенных автомобилей при использовании его на дли-

тельные расстояния расход энергии на

500 км пути — 160 кВт-ч, также он имеет

наибольший запас хода в 1300 км на одной

заправке и преодолевает этот путь за 21,6 ч.

1. Смирнов А.П., Борисенко А.А. Моделирование затрат энергоносителей гибридными транспортными средствами в зависимости от условий эксплуатации. Автомобиль и электроника. Современные технологии: электронное научное специализированное издние. 2017. № 11. С. 20-23. URL: http://www.khadi.kharkov.Ua/fileadmin/P_SIS/A E17_1/1.3.pdf (дата обращения: 12.11.2019).

2. Бажинов О.В., Смирнов С.А., Сержов О.В. та ш. Пбридш автомобш. Харшв. 2008. 327 с.

3. Ning D., Prasad K., Lie T. The electric vehicle: a review. International Journal of Electric and Hybrid Vehicles. 2017. Vol. 9 (1). С. 49-66. URL: https://www.inderscience.com /info/inarticle.php?artid=82816 (дата обращения: 15.11.2019).

4. Travis F., Ryan J., Evan G., Joshua С., Hwan-Sik Y. Effect of an electric vehicle mode in a plug-in hybrid electric vehicle with a posttransmission electric motor. International Journal of Electric and Hybrid Vehicles. 2016. Vol. 8 (4). C. 289-301.

URL: https://www. inderscienceonline. com

/doi/abs/10.1 504/IJEHV.2016.080728 (дата обращения: 09.11.2019).

5. Wager G., Whale J., Braunl N. Battery cell balance of electric vehicles under fast-DC charging. International Journal of Electric and Hybrid Vehicles. 2016. Vol. 8 (4). С. 351-361. URL: https://www.inderscience.com/info/inarticle.php? artid=80732

6. Qiping C., Chuanjie L., Aiguo O., Xiangqin L. Qiang X. Research and development of in-wheel motor driving technology for electric vehicles. International Journal Electric and Hybrid Vehicles. 2016. Vol. 8 (3). URL: https://www.researchgate.net/publication/309519 040_Research_and_development_of_in wheel_motor_driving_technology_for_electric_ vehicles (дата обращения: 20.10.2019).

7. Wager G., Whale J., Braunl N. Battery cell balance of electric vehicles under fast-DC charging. International Journal of Electric and Hybrid Vehicles. 2016. Vol. 8 (4). С. 351-361. URL: https ://www. inderscienceonline.com/doi/abs/10.1 504/IJEHV.2016.080732 (дата обращения: 16.10.2019).

8. Lambros K., Panos D., Pantelis K. Total cost of ownership and externalities of conventional, hybrid and electric vehicle. Transportation Research Procedia. 2017. Vol. 2 (4). С. 267-274. URL: https ://www. sciencedirect. com/science /article/pii/S2352146517304003 (дата обраще-ния:18.11.2019).

9. Smirnov O.P., Veselaya M.A., Bazhinova T.A. Substantiation of Rational Technical & Economic Parameters of Hybrid Car. Automation, Software Development & Engineering Journal. 2016. Vol. 1. URL: http://asdej.xyz/wpcontent/plugins/ pdfviewer/stable/web/viewer.html?file=http:// asdej.xyz/Files/ID20161031.pdf (дата обраще-ния:20.11.2019).

10. HEvCars. URL: https://hevcars.com.ua/toyota/ prius-hybrid-2016 (дата обращения 23.10.2019).

11. Choosenissan. Nissan Leaf Europe. URL: https ://www. choosenissan. com/leaf/?next=cn. dsp. featuredoffers.dropdownlist_leaf.vsp_ featuredoffers#specs (дата обращения: 28.09.2019).

12. Бажинов А.В., Ткачев О.Ю. Энергетические характеристики гибридных автомобилей.

Материалы XII Международной научно-практической конференции «Современные технологии и перспективы развития автомобильного транспорта», 21-23 октября 2019. Сборник научных трудов. Винница. 2019. С. 9-11.

1. Bazhinov A.V., Smirnov A.P., Serikov S. i dr. (2008). Gibridnyye avtomobili [Hybrid cars]. Pidrychnyk. [in Ukraine].

2. Smirnov A.P., Borisenko A.A. (2017). Modeliro-vaniye zatrat energonositeley gibridnymi transportnymi sredstvami v zavisimosti ot usloviy ekspluatatsii [Modeling of energy costs by hybrid vehicles depending on operating conditions]. Avtomobil’ i elektronika. Sovremennyye tekhnologii: elektronnoye nauchnoye spetsi-alizirovannoye izdniye. 11. 20-23. Retrieved from: http://www.khadi.kharkov.ua/fileadmin /P_SIS/A E17_1/1.3.pdf (accessed: 12.11.2019).

3. Ning D., Prasad K., Lie T. (2017). The electric vehicle: a review. International Journal of Electric and Hybrid Vehicles. 9 (1). 49-66. Retrieved from: https://www.inderscience.com /info/inarticle.php?artid=82816 (accessed: 15.11.2019).

4. Travis F., Ryan J., Evan G., Joshua С. Hwan-Sik Y. (2016). Effect of an electric vehicle mode in a plug-in hybrid electric vehicle with a posttransmission electric motor. International Journal of Electric and Hybrid Vehicles. 8 (4). 289-301. Retrieved from: https ://www. inderscienceonline.com/doi/abs/10.1 504/IJEHV.2016.080728 (accessed: 09.11.2019).

5. Wager G., Whale J., Braunl N. (2016). Battery cell balance of electric vehicles under fast-DC charging. International Journal of Electric and Hybrid Vehicles. 8 (4). 351-361. Retrieved from: https://www.inderscience.com /info/inarticle. php?artid=80732.

6. Qiping C., Chuanjie L., Aiguo O., Xiangqin L. Qiang X. (2016). Research and development of in-wheel motor driving technology for electric vehicles. International Journal of Electric and

Hybrid Vehicles. 8 (3). Retrieved from: https://www.researchgate.net/publication/309519 040_Research_and_development_of_in wheel_motor_driving_technology_for_electric_ vehicles (accessed: 20.10.2019).

7. Wager G., Whale J., Braunl N. (2016). Battery cell balance of electric vehicles under fast-DC charging. International Journal of Electric and Hybrid Vehicles. 8 (4). 351-361. Retrieved from: https ://www. inderscienceonline.com/doi /abs/10.1 504/IJEHV.2016.080732 (accessed: 16.10.2019).

8. Lambros K., Panos D., Pantelis K. (2017). Total cost of ownership and externalities of conventional, hybrid and electric vehicle. Transportation Research Procedía. 2 (4). 267-274. Retrieved from: https://www.sciencedirect.com/science /article/pii/S2352146517304003 (accessed: 18.11.2019).

9. Smirnov O.P., Veselaya M.A., Bazhinova T.A. (2016). Substantiation of Rational Technical & Economic Parameters of Hybrid Car. Automation, Software Development & Engineering Journal. l.1. Retrieved from: http://asdej.xyz/wpcontent/ plugins/pdfviewer/stable/web/viewer.html?file= http://asdej.xyz/Files/ID20161031.pdf (accessed: 20.11.2019).

10. HEvCars. Retrieved from: https ://hevcars. com.ua/toyota/ prius-hybrid-2016 (accessed: 23.10.2019).

11. Choosenissan. Nissan Leaf Europe. Retrieved from: https ://www. choosenissan. com/leaf/?next =cn.dsp.featuredoffers.dropdownlist_leaf.vsp_ featuredoffers#specs (accessed: 28.09.2019).

12. Bazhynov A.V., Tkachev O.Yu. (2019). Energet-icheskiye kharakteristiki gibridnykh avtomobiley [Energy characteristics of hybrid cars]. Sbornik nauchnykh trudov. 9-11. [in Russian].

Бажинов Алексей Васильевич1, д.т.н., проф., каф. автомобильной электроники, тел. +38099658-51-01, alexey.bazhinov@gmail.com Ткачев Олег Юрьевич1, аспирант, каф. автомобильной электроники, тел. +38 099-187-78-29, tkachov-oleg@ukr.net

:Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, 61002, Украина, г. Харьков, ул. Ярослава Мудрого, 25

Comparative analysis of the energy consumption of cars with different power plants Abstract. A comparative analysis of the energy costs of cars with different power plants is carried out. The main advantages and disadvantages of comparable vehicles are considered. Problem. To date, economic and social problems remain global in Ukraine. Air pollution by harmful substances is a very serious concern not only for environmentalists, but for the whole of humanity. The significant drawbacks of a conventional internal combustion engine, namely, exhaust emissions, reduced oil and gas reserves, the constant rise in the cost of motor fuel, are

forcing vehicle manufacturers to actively pursue alternative clean energy sources. Goal. The purpose of this work is to perform a comparative analysis of the energy performance of cars with different power units. To achieve this goal it is necessary to solve the following tasks: to consider the energy consumption figures of cars with different power units and compare them; to reveal the main advantages and disadvantages of cars with different drive type. Results. The analysis of publications shows that the use of environmentally friendly car is a modern and promising direction for the development of road transport. The most competitive and effective circuit solution for the construction of such a car today is the use of a hybrid power plant and electric drive. This article provides a comparative analysis of the energy performance of cars with different power units. According to the analysis, the most efficient in terms of energy consumption is the Nissan Leaf electric car -105 kWh, but when using this car over long distances, it reduces its average operating speed due to downtime at charging stations. The Toyota Corolla, with its traditional gasoline engine, has the highest energy consumption rating of the entire journey -450 kWh. The Toyota Prius hybrid car has a clear advantage over these cars when used over a long distance of500 km of energy — 160 kWh, he also has the largest range of 1300 km at one gas station and overcomes this path in 21,6 hours. Key words: fuel consumption, hybrid car, environmental safety, fuel economy, transport, electric car, internal combustion engine, transport, energy.

Bazhynov Alexey1, professor, Doct. Of Science, Vehicle Electronics Department, tel. +38 099-658-51-01, e-mail: alexey.bazhinov@gmail.com Tkachov Oleg1, Postgraduate student, Vehicle Electronics Department, tel. +38 099-187-78-29, e-mail: tkachov-oleg@ukr.net :Kharkov National Automobile and Highway University, 25, Yaroslava Mudrogo str., Kharkiv, 61002, Ukraine.

Порiвняльний ана. из енерговитрат авто-мобШв з рiзними силовими установками Анотацiя. Проведено порiвняльний ancrni3 енерговитрат автомобтв з pi-зними силовими установками. Розглянуто основнi переваги та недолжи порiвнювcних транспортних зcсобiв. Проблема. На сьогоднштй день в Украш глобальними за-лишаються економiчнi та со^альш проблеми. Забруднення повiтря шюдливими речовинами викликае дуже серйозну тривогу не тшьки еко-логiв, а й усього людства. 1стотш недолжи тра-дицшного автомобШ з двигуном внутрШнього згоряння, а саме викиди вiдпрcцьовcних газiв, зменшення запаяв нафти i газу, постшне подо-рожчання автомобшьного палива, змушуе вироб-ниюв транспортних засобiв вести активш пошу-ки альтернативних екологiчно чистих джерел енергИ. Мета. Метою роботи е проведення

порiвняльного анал1зу енергетичних характеристик автомобшв з pi3HUMU видами силових установок. Для досягнення поставлено’1′ мети необ-xidHO вирiшити таю завдання: розглянути показ-ники енергетичних витрат автомобшв з разними видами силових установок i порiвняти ix; роз-крити основнi переваги та недолжи автомобшв з разним типом приводу. Висновки. Проведений анализ наукових публкацт показуе, що сучасним i перспективним напрямом розвитку автомобшь-ного транспорту е використання екологiчно чистого автомобшя. Найбыьш конкурентоспро-можним i ефективним схемним рiшенням побу-дови такого автомобШ на сьогодт е використання на ньому гiбридноi силово’1′ установки та електроприводу. У цт статтi визначено найбшьш ефективний транспортний зааб шляхом проведення порiвняльного аналiзу енергетичних показниюв автомобшв з разними силовими установками. Найбыьш ефективним з точки зору витрат енерги е електромобшь Nissan Leaf — 105 кВт -ч, але за умови використання цьо-го автомобшя на велик вiдстанi знижуеться його середня експлуатацшна швидюсть через простш на зарядних стан^ях. Автомобшь Toyota Corolla з традицшним бензиновим двигуном мае

найбшьший показник витрати енерги протягом усього шляху — 450 кВт -ч. Пбридний автомобшь Toyota Prius мае явну перевагу серед наведених автомобшв у разi його використання на тривалi вiдстанi, витрата енерги на 500 км шляху -160 кВт -ч, також вт мае найбшьший запас ходу в 1300 км на однт заправц й долае цей шлях за 21,6 год.

Ключовi слова: витрата палива, гiбридний ав-томобшь, екологiчна безпека, паливна еко-номiчнiсть, транспорт, електромобшь, двигун внутршнього згоряння, транспорт, енергiя.

Бажинов Олексш Васильович1, д.т.н., проф. каф. автомобшьно! електрошки, тел. +38099-658-51-01, alexey.bazhinov@gmail. com

Ткачов Олег Юршович1, астрант, каф. автомобшьно! електрошки, тел. +38 099-187-78-29, tkachov-oleg@ukr.net 1Харк1вський нацюнальний автомобшьно-дорожнш ушверситет, 61002, Украша, м. Харшв, вул. Ярослава Мудрого, 25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *