Что будет если залить бензин с большим октановым числом чем нужно
Перейти к содержимому

Что будет если залить бензин с большим октановым числом чем нужно

  • автор:

Можно ли заливать 92-й бензин вместо 95-го

Какой бензин выбрать — 92-й или 95-й? Наверняка многие из вас задавались таким вопросом, шерстили интернет-форумы и изучали руководство по эксплуатации своего автомобиля в расчете найти нужную информацию. Неясность в вопрос о разрешенном октановом числе по-прежнему вносят и автопроизводители.

Максим Богодвид / РИА Новости

К примеру, АвтоВАЗ и Renault еще пять лет назад санкционировали 92-й бензин для так называемых "народных" моделей. Однако в последние годы обе компании взяли курс на отказ от АИ-92. Так, АвтоВАЗ рекомендует заправлять рестайлинговую Lada Granta топливом АИ-95 (до обновления допускался АИ-92).

Точно также дорестайлинговому Renault Duster предписывалось топливо не ниже АИ-92, обновленным же французскому SUV подавай как минимум АИ-95, о чем, кстати, говорится в инструкции по эксплуатации и черным по белому написано на табличках под лючком топливного бака. А вот в мануале современных Hyundai Creta и Kia Rio, равно как ряда моделей "китайцев" (Haval, Lifan, Dongfeng, Geely, FAW), говорится о допуске к АИ-92.

Стоит ли следовать рекомендациям автопроизводителей по бензину

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

Не подлежит сомнению — автомобили желательно заправлять тем топливом, которое указано в документации на машину. Это связано прежде всего с тем, что каждая компания калибрует двигатели под определенный сорт бензина. При несоблюдении регламента вы неизбежно столкнетесь с вредоносными детонациями силового агрегата.

Бензин с низким октановым числом будет воспламеняться раньше, чем предусмотрено конструкцией. А значит в цилиндрах будет происходить по сути неконтролируемый взрыв, разрушающий механику. Причем, если на городских скоростях определить такие детонации достаточно просто (под нагрузкой будет раздаваться характерный звон из-под капота), на высокой скорости детонирование вы можете и не заметить, поскольку шумы маскируются рокотом силового агрегата.

Также не стоит забывать, что при проблемах с двигателем эксперты с большой степенью вероятности проведут анализ топлива в бензобаке и камерах сгорания. Если окажется, что горючее не соответствует регламенту, это станет основанием для прекращения действия гарантии автопроизводителя. Читай — вам придется проводить ремонт силового агрегата за свой счет.

Легальный выбор между АИ-92 и АИ -95

Фото: Евгений Одиноков/ РИА Новости

Впрочем, не редки случаи, когда на лючке топливного бака вы можете увидеть надписи "не ниже АИ-92" или 92, 95. Какое топливо выбрать в такой ситуации? Здесь следует учесть, что горючее с более высоким октановым числом, как правило, рекомендуется, а с более низким — допускается.

При этом нужно понимать, что на низкооктановом бензине машина поедет хуже — отдача двигателя уменьшится, а расход топлива, напротив, возрастет. В результате в большинстве случаев экономии, на которую вы рассчитываете, вы не добьетесь. То что вы недоплатили при заправке (литр топлива АИ-92 сегодня примерно на 4 рубля ниже, чем литр бензина АИ-95), будет так и ли иначе потрачено ввиду возросшего потребления низкооктанового топлива.

Почему 95-й бензин лучше 92-го

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Если производитель допускает заправку сразу двумя сортами бензина (АИ-92 и АИ-95), то, делая выбор между АИ-95 и АИ-92 в пользу первого, вы создаете благоприятные условия для работы силового агрегата. Во-первых, так вы минимизируете детонацию.

Хотя в современных впрысковых силовых агрегатах имеется датчик детонации, по сигналу которого электронные мозги делают зажигание более поздним (так снижается детонация), и нагрузка на двигатель минимизируется, мотор все же обречен на работу с увеличенной нагрузкой. В то же время при работе на рекомендованном топливе двигатель будет работать по определению мягче, тише и, что не менее важно, выходить на расчетные параметры по динамике ускорения, экономичности и экологичности (токсичности).

Что будет, если лить 92-й бензин, когда это не разрешено

Фото: Виталий Белоусов/ РИА Новости

В этом случае последствия будут напрямую зависеть от манеры езды. Негативное воздействие будет минимальным, если вы будете поддерживать средние обороты (силового агрегата не выше 2,5 тыс. об./мин.) и дозировать нажатие на педаль газа (читай — избегать резких ускорений и езды в рваном ритме).

В противном случае при больших нагрузках будет постоянно отрабатывать датчик детонации, а это чревато неустойчивой работой мотора — машина начнет дергаться и потеряет в динамике. Топливо при таком сценарии воспламеняется позже, догорая уже в выпускном тракте. Это может привести к перегреву мотора, преждевременному выходу из строя свечей зажигания, прогоранию поршней и выходу из строя катализатора. Готовьтесь также к заметному увеличению расхода бензина.

В какие двигатели точно не нужно лить 92-й бензин

Фото: Юрий Зубко/ РГ

Под запрет попадают прежде всего турбомоторы и двигатели с высокой степенью сжатия. Что касается турбированных агрегатов, турбина здесь заметно увеличивает массу сгораемой топливной смеси внутри цилиндра. Соответственно, чтобы избежать детонации, необходимо заливать только высокооктановое топливо — бензин АИ-95, АИ-95+ и АИ-98 будет предпочтительным вариантом.

С таким горючим машина с турбомотором гарантированно поедет быстрее, а расход снизится. В случае же с моторами с высокой степенью сжатия (это, к примеру, моторы Skyactive Mazda) индекс сжатия как правило, переваливает за 10,5. После этого рубежа резко повышаются требования, предъявляемые к антидетонационным свойствам топлива. Иными словами, необходимо использовать только 95-й бензин и выше. Соответственно — и наоборот: старые моторы со степенью сжатия ниже 10 вполне переварят и 92-й бензин.

Можно ли смешивать 92-й и 95-й бензин?

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Еще десять лет назад ответ на этот вопрос был бы однозначным — смешивать АИ-92 и АИ-95 допускалось в любых пропорциях. Дело в том, что при производстве топлива АИ-92 и АИ-95 применялась общая основа, а конечные продукты получали с помощью однотипных химических добавок. Однако в последние годы нефтеперерабатывающие заводы усложнили производство и внедрили фирменные ноу-хау.

В результате из-за различий в используемых присадках такое смешение может ухудшить конечный состав смеси. Как вариант — некоторые добавки попросту перестанут работать. Кроме того, сорта бензина с разным октановым числом различаются по плотности. Поэтому при смешивании АИ-92 постепенно переместится на дно бака, а 95 расположится верхним слоем. А значит, залив в бак 92-й и 95-й бензин в пропорции 50:50, топливо с октановым числом 93,5 вы не получите. Как и эффект "выравнивания", на который рассчитывал водитель.

Что будет, если залить не тот бензин

 Что будет, если залить не тот бензин

Споры о том, какой бензин заливать в автомобиль то утихают, то вновь возникают на фоне повышения цен на топливо. С одной стороны, автопроизводители чётко указывают, какой бензин лучше для того или иного мотора, с другой, на форумах отстаиваются мнения, что можно заправляться любым бензином. Главное, чтобы он был качественный. Кому верить и доверять? Стоит ли экономить 5–10% между разницей в цене АИ-92 и АИ-95? Не станет ли ремонт дороже? Давайте разбираться.

В чём разница между видами топлива

В основном в октановом числе и используемых присадках. Что определяет скорость сгорания топливной смеси, а значит, и нагрузки, которую испытывает двигатель?

Первое — чем выше октановое число, тем ниже скорость горения. По сути, этот процесс можно сравнить с печкой. Чтобы она горела дольше и лучше, в неё закладывают влажные дрова, а чтобы быстрее — сухие. Вот и бензин также — АИ-95 горит дольше, чем АИ-92.

Второе — это динамические характеристики. Так, по заверениям экспертов, если вместо 92-го залить 95-й, то автомобиль будет лучше разгоняться (на 7% быстрее), увеличится экономичность (на 6%). Но только для определённых двигателей, а старым моторам может нанести вред.

Третье — присадки. Они помогают достичь необходимых характеристик. Но некоторые могут оказывать негативное воздействие на работу топливной системы. Например, тетраэтилсвинец при сгорании образует соединения, которые провоцируют поломки кислородного датчика. Монометиланилина способствует образованию налёта внутри выпускной системы.

При спорах можно услышать, чем выше октановое число, тем качественнее бензин. Что в корне неверно. Качество определяется соблюдением норм производства, а октановое число влияет на детонационную стойкость.

Как ведёт себя мотор

При оценке основных параметров можно услышать такие мнения:

  1. При заправке АИ-92:
  1. повышается расход бензина;
  2. падает мощность;
  3. снижается качество движения.
  1. повышаются динамические показатели;
  2. наблюдается более плавное и ровное движение авто;
  3. расход меняется незначительно.

Эти наблюдения в основном субъективны и зависят от манеры вождения, используемого двигателя, движения по городу и загородным трассам.

Можно залить 92-й вместо 95-го или не стоит?

Любой двигатель рассчитан на эксплуатацию определённого вида топлива. Его характеристики калибруют под показатели бензина. Если старые моторы более устойчивы к различным экспериментам, то в современных моделях смена топлива может привести к катастрофическим последствиям (вплоть до капремонта). Это связано с тем, что все процессы регулируются электроникой, которая чувствительна к любым изменениями.

При переходе на топливо с более низким октановым числом может наблюдаться:

  • Мини-взрывы в двигателе. Это провоцирует разрушение колец, прогорание прокладок и поршней.
  • Самовоспламенение из-за возрастания нагрузки.

Но в большинстве случаев такие процессы блокирует датчик детонации. Поэтому заливать в бак АИ-92 вместо 95-го можно. Но лучше это делать кратковременно. Например, когда на АЗС нет бензина нужного типа. При этом учитывайте, что происходит коррекция угла зажигания. В инжекторных автомобилях такая регулировка происходит автоматически, а для карбюраторных необходима ручная настройка.

Важно! Датчик детонации срабатывает только при средних нагрузках. Поэтому эффективен только при умеренном стиле езды.

А если наоборот — 98-й вместо 92-го?

Современные двигатели разрабатывают в основном для работы на АИ-95 и выше. На 92-м бензине они не раскрывают свою силу в полную меру. А вот старые моторы, наоборот, рассчитаны на работу на низкооктановом топливе.

Если производитель рекомендовал АИ-92, то заливать в такой мотор 98-й не стоит, иначе топливная смесь медленно сгорает. Поэтому горит не только во время рабочего такта, но и при открытых клапанах. Что провоцирует прогорание самих клапанов, выпускных сёдел. При этом никакой экономичности не будет, так как топливо будет сгорать впустую.

Эксперимент от команды «За рулём»

Чтобы проверить, как автомобиль реагирует на разные виды топлива, эксперты «За рулём» провели тест. Они оценили поведение Lada Vesta субъективно и на стенде при использовании АИ-92, АИ-95 и АИ-100.

Испытания проводили на седане и SW Cross. По очереди заливали разные виды топлива. Оценивали динамику, расход топлива и поведение автомобиля в целом. Выработка бензина была до полной остановки авто. Заправлялись на одной АЗС, за рулём был один и тот же водитель, чтобы исключить индивидуальные характеристики. В итоге:

  • АИ-92. Расход оказался одинаковый для обоих автомобилей (примерно 6,7 л на 100 км). Поведение спокойное. Но производитель и рекомендует использовать АИ-92.
  • АИ-95. Поведение не изменилось. А вот расход немного упал. SW Cross показал 6,6 л на 100 км, а седан — 6,3 л.
  • АИ-100. Потребление осталось таким же, как при использовании 95-го, а вот эластичность мотора упала.

В инструментальных замерах проверили скорость разгона до 100 км/ч. Результаты показали, что с АИ-92 авто разгоняется медленнее, но разница с 95-м и 100-м 1–1,5 сек. При этом АИ-100 не показал существенных различий, результаты почти аналогичны АИ-95.

На стенде Dynomax автомобили Vesta с АИ-92 и АИ-95 выдали результаты, приближенные к паспортным данным. А вот АИ-100 не дал дотянуть мощность на целых 10 л. с.

В итоге стало понятно, какой бензин лучше. Выше 95-го лить в Lada не стоит. Это связано с тем, что моторы не калибруют под них, а значит, они не могут обеспечить рост мощности.

Какой бензин лить в бак

Мнения экспертов сходятся на том, что заливать стоит то топливо, которое рекомендовал производитель. Ведь все замеры и заводские расчёты производят на этом типе бензина. В автомобили для массового потребления заливать горючее с более высоким октановым показателем не стоит. Вреда никакого, но и польза если и будет, то она минимальна. Тем более что чем выше октановое число, тем меньше модификаторов.

Если в паспорте указано использовать бензин «от 95 до 98», то выбирайте тот, что вам нравится чисто субъективно. А вот если прописано «до 95», то экспериментировать с более дорогими видами не стоит.

Хотите побаловать свою любимицу? Используйте качественное топливо от проверенных брендов. И ваш двигатель скажет вам спасибо.

Что будет, если в мотор вместо бензина АИ−92 залить АИ−100

В среде автомобилистов из поколения в поколение бытуют совершенно противоречивые мнения о том, что именно происходит с мотором, когда в его камеру сгорания попадает топливо с более высоким октановым числом, нежели предусмотрено заводом-изготовителем.

Поделиться

Изображение Что будет, если в мотор вместо бензина АИ−92 залить АИ−100

Пока будет существовать «обычное» моторное топливо и «спортивное», не переведутся пытливые, но не особо подкованные в технике умы, у которых будет зудеть мысль: а не влить ли в обычны мотор высокооктановое горючее? И что из этого получится? Идея залить «спортивное» топливо в движок собственной машины частенько приходит в голову дворовым и гаражным любителям всяческого автоспорта — тем самым, которые «занижают подвеску», «ставят прямоток» и применяют прочие подобные приемы в надежде превратить свою старенькую развалюху в спорткар.

Применение высокооктанового бензина АИ−100 в подобную концепцию вписывается идеально. «Более мощное» горючее, по мысли такого автовладельца, обязано подкинуть несколько лишних «лошадей» под капот его машины.

Однако против этого восстает не менее укоренившийся гаражно-технический стереотип. Его приверженцы уверены, что «сотый» бензин сгорает в обычном двигателе, давая намного больше тепла. Из этого делается вывод, что применение АИ−100 неизбежно приведет к тому, что в цилиндрах «прогорят клапана» и мотор выйдет из строя. На самом деле неправы как «спортсмены», так и адепты теории «прогара клапанов». Ведь что такое АИ−100 по сравнению с тем же АИ−92 или АИ−95, которые заливают в баки подавляющего большинства современных бензиновых машин?

Тест-драйв Renault Dokker: Logan a la «каблук»

Знакомимся с семейным LCV на платформе популярного французского «бюджетника»

Тест-драйв Renault Dokker: Logan a la «каблук»

Читайте также

Если не вдаваться во второстепенные химические тонкости, то разница между ними лишь в величине октанового числа. Чем оно выше, тем топливо меньше склонно к детонации, только и всего. По этой причине мотор, рассчитанный на потребление АИ−92 с удовольствием «скушает» АИ−100. Поскольку теплотворная способность у обоих видов бензина примерно равна (разница сопоставима с погрешностью при лабораторных измерениях), то и заметного прироста мощности от применения бензина с повышенным октановым числом не получится.

Смысл применения «спортивного» топлива имеется лишь на гоночных моторах, специально доработанных для работы в форсированном режиме — с увеличенной степенью сжатия, с очень ранним зажиганием и т. п. Тут обычный «92-ой» или «95-й» не подойдут — они будут давать чудовищную детонацию. То есть с помощью высокооктанового бензина превратить свою «старушку» в болид не получится — не в коня корм, как говорится.

С другой стороны, и «прожечь клапана» в моторе, применяя «сотый» бензин, не выйдет. Чтобы убедиться в этом достаточно вспомнить, что масса бензиновых машин с ГБО работают на пропан-бутане, у которого октановое число примерно равно 105. И ничего, клапана ни у кого из-за этого не прогорают…

Не надо бояться камер: тест бюджетного «антирадара» Playme HARD 3

Новые технологии снижают цену продвинутых радар-детекторов

Не надо бояться камер: тест бюджетного «антирадара» Playme HARD 3

Читайте также

Подпишитесь на канал "Автовзгляд"

Применение высокооктанового топлива для авто

Споры среди автомобилистов о том, какой бензин заливать в бак автомобиля, не утихают. Одни строго придерживаются рекомендаций автопроизводителя, другие считают, чем выше октановое число — тем лучше бензин, и его применение сделает автомобиль мощнее и экономичней. Попробуем разобраться, нужен ли высокооктановый бензин для автомобиля.

Маркировка бензина

Чем отличается бензин А-72 от современного топлива АИ-92 и что значат эти буквы и цифры? Цифра обозначает октановое число, а буквы — метод его определения. Существует два метода: моторный и исследовательский. Первый обозначается буквой А, второй — АИ. Соответственно, А-72 — старый бензин с октановым числом 72 по моторному методу. Сейчас такого на заправке не купить, а когда-то он был очень популярен. АИ-92 — современное топливо с октановым числом 92 по исследовательскому методу.

Октановое число

Этот показатель характеризует детонационную стойкость топлива. Чем выше число — тем лучше бензин будет противостоять возникновению детонации в двигателе авто. В качестве эталона при определении октанового числа принята смесь изооктана и Н-гептана. Первый компонент имеет очень высокую детонационную стойкость, принятую за сто процентов. Гептан детонирует легко и его стойкость принята за ноль. Октановое число — это процентное количество октана (по объему)в эталонной смеси. Как всякая условная шкала, эта не лишена недостатков. Достижения современной химии позволяют создать бензин с октановым числом выше 100. Достигают таких показателей использованием специальных антидетонационных присадок.

Что такое детонация

Иногда детонацию сравнивают с взрывом. Применительно к двигателям внутреннего сгорания это не совсем верно. Скорее это аномальный процесс горения смеси в цилиндрах, который характеризуется сверхзвуковой скоростью распространения фронта пламени и резким нарастанием давления. Причем горючая смесь воспламеняется не от свечи зажигания, как положено. Так называемое самопроизвольное воспламенение происходит еще до момента зажигания и появления искры.

Детонация проявляет себя при работе мотора характерным металлическим звоном. Явление это крайне вредное, вызывающее перегрев и увеличивающее нагрузки на детали двигателя. Детонация может очень быстро привести к повреждению поршней или клапанов и выходу двигателя из строя.

Склонность или, наоборот, устойчивость двигателя к детонации зависит от многих технических характеристик: конструкции камеры сгорания, расположения свечи зажигания, температуры, состава смеси. Но основной показатель — степень сжатия. Чем она выше, тем больше вероятность детонации.

При эксплуатации авто "неправильное" сгорание смеси может быть спровоцировано перегревом двигателя или его работой с повышенной нагрузкой.

Какой бензин заливать в бак

Ответ прост — тот, который рекомендован производителем машины. Не обязательно даже изучать инструкцию по эксплуатации. Эта информация есть на внутренней стороне лючка бензобака. Если указано несколько допустимых сортов топлива — можно заправляться любым из них. Многие используют бензин максимально высокого класса, но и от разрешенного топлива с более низким октановым числом вреда не будет. Главное — заправлять машину качественным горючим на проверенных, лучше сетевых, АЗС.

Желание увеличить октановое число топлива в баке авто понятно, но не совсем рационально. Никаких особых преимуществ это не даст, но и проблем не доставит. Современные моторы, рассчитанные на бензин от девяносто второго и выше, переварят и девяносто восьмой, и сотый. Умная электроника отреагирует и подстроит работу мотора под конкретный тип топлива. Но в чем плюсы такого решения? Повышение октанового числа бензина недопустимо разве что для совсем древних двигателей, которые отличаются низкой степенью сжатия и рассчитаны на использование бензина с октановым числом 92 и ниже.

А вот желание понизить октановое число вопреки требованиям автопроизводителя недопустимо. Использование низкооктанового топлива может вызвать детонацию, которая для мотора совсем не полезна. Движок будет звенеть, греться, плохо тянуть. Да и грядущий ремонт может встать в копеечку. Кругом сплошные минусы, которые перекроют любую возможную экономию на заправке.

Экономия и мощь

Основной миф, который ходит вокруг использования высокооктанового топлива — рост мощности мотора и экономия бензина. Дескать, высокооктановый бензин лучше горит, отдает больше энергии, и расход его меньше. Увы, это заблуждение. Повышение октанового числа никак не связано с энергетикой топлива. Обычный способ повысить антидетонационные свойства стандартного топлива — добавление в него специальных компонентов — эфиров, обладающих очень высоким (свыше 130) октановым числом. Большее количество такой добавки в высокооктановом топливе скажется на мощности мотора? Вряд ли. Можно, конечно, сжечь в цилиндрах больше топлива. Но почему его должно быть больше? И как это средство повышения мощности связано с экономией бензина?

Возможно, некоторое повышение эксплуатационных характеристик авто и удастся почувствовать, но цена такого улучшения будет высока — разница в стоимости литра девяносто пятого и сотого составляет без малого 10 рублей. А спортивным автомобилем бюджетный седан все равно не станет.

Для чего нужен высокооктановый бензин

Есть в автомобильном мире марки, знаменитые своими быстрыми, спортивными и даже гоночными машинами. Таким авто, учитывая их особенности, высокооктановый бензин подходит как нельзя лучше. В их мощных, высокофорсированных моторах другой гореть и не должен. И это четко указано в руководстве по эксплуатации. Здесь с качеством бензина шутки особо опасны и дороги.

Реальная польза

Есть случаи, когда использование высокооктанового топлива не по назначению может принести реальную пользу. При езде с высокой нагрузкой по жаре склонность мотора к детонации увеличивается. Если вам предстоит поездка жарким летом на груженой машине по горам, можно залить в бак топливо на ступень выше.

Другой вариант — вы заправились откровенно плохим бензином. Чтобы состав жидкости в баке хоть чему-то соответствовал, подойдет такая мера как добавка высокооктанового топлива.

Каждому — свое

Октановое число бензина, который можно и нужно использовать для заправки конкретной модели авто, определяет производитель. Автомобилистам стоит прислушиваться к этим рекомендациям. Заливать в бак бензин более стойкий к детонации в принципе можно, но в этом нет никакой необходимости. Использование же топлива с октановым числом ниже рекомендованного недопустимо. Такие вот простые выводы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *