Тормозная жидкость дот 4 какого цвета бывает
Перейти к содержимому

Тормозная жидкость дот 4 какого цвета бывает

  • автор:

Красный – цвет опасный: можно ли смешивать тормозные жидкости разных типов и цветов

Тормозная жидкость в машине может закончиться слишком неожиданно прямо в дороге – например, из-за протечки суппорта или порванного тормозного шланга. И в этом случае возникает вопрос: а какую жидкость можно долить, чтобы безопасно доехать до места ремонта или стоянки? Особенно остро этот вопрос встанет, если водитель вообще не имеет понятия, какая «тормозуха» была залита до инцидента. Можно ли теперь залить в бачок вот эту – с надписью DOT 4? Или лучше выбрать вон ту, желтенькую или красненькую? Она вроде посимпатичнее?

Дисклеймер

Вынужден сначала поделиться грустной информацией: совсем внезапно тормозная жидкость закончиться не может. Если она это сделала, и на панели загорелся соответствующий значок, то, скорее всего, доливать жидкость смысла нет: образовалась крупная утечка (например, лопнула тормозная трубка или порвался шланг), и после первого же нажатия на педаль тормоза «тормозуха» опять вытечет. Так что просто так доливать жидкость не надо, стоит сначала убедиться, что причиной падения её уровня не стала фатальная неисправность. И если выяснится, что жидкость течёт рекой из порванного шланга, перед доливкой нужно будет заглушить соответствующий контур.

И оно бы всё ничего, но эксплуатировать машину с неисправной тормозной системой правилами запрещено. Так что мы не имеем права советовать загибать тормозную трубку, плющить её молотком, заливать тормозную жидкость и ехать с одним рабочим контуром. Да, многие так и делают, но лучше всё-таки вызвать эвакуатор.

Ну а если следов подтеков нет вовсе или виден немного влажный тормозной суппорт, можно попытаться долить жидкость и медленно поехать в сервис. Но формально это та же неисправность тормозной системы, запрещающая эксплуатацию ТС. Впрочем, это намного безопаснее езды с заглушенным контуром, а в случае, когда контрольная лампа загорелась зимой на ночной загородной трассе – все же безопаснее, чем стоять на месте и ждать эвакуатор.

На первый-второй рассчитайсь!

На любой бутылочке с тормозной жидкостью есть одно из обозначений: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Что означает этот самый «DOT»?

Означает он, как ни странно, Department of Transportation – американское министерство транспорта. Это министерство попало на нашу землю исключительно благодаря тому, что у нас используется именно его классификация тормозных жидкостей. И, по большому счёту, классификация эта не самая сложная. В ней учитываются только температура кипения, гигроскопичность, вязкость и антикоррозийность. Кроме того, есть один самый важный параметр – основа тормозной жидкости. У жидкостей DOT 3 и DOT 4 это полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты, у DOT 5 основа силиконовая, а у DOT 5.1 – смешанная, гликолевая с добавлением силиконов. И можно сказать, что различия между DOT 3 и DOT 4 минимальны, а DOT 5 и DOT 5.1 от них существенно отличаются. Чем же конкретно?

Тормозная жидкость DOT 3 практически осталась в прошлом. У неё есть два существенных недостатка: она быстро разрушает резиновые детали суппортов и при этом чрезвычайно гигроскопична. Первое, конечно, совсем недопустимо, но на старых машинах с барабанными тормозами DOT 3 использовать можно. А её гигроскопичность в своё время стала причиной возникновения привычки выкидывать остатки «тормозухи», которую, как говорили бывалые, открытой хранить невозможно. Отчасти так и есть: если банку с DOT 3 не закрыть наглухо крышкой, она впитает в себя воду очень быстро. DOT 4 в этом отношении намного удобнее: открытой её держать тоже не стоит, но начатую бутылку под крышкой можно хранить довольно долго. Правда, при этом не стоит забывать, что у тормозной жидкости есть срок годности, который указан на таре вместе с датой производства.

В целом, выше описано одно из основных отличий DOT 4 от DOT 3: она менее гигроскопична (в ней выше содержание полиэфиров борной кислоты, которые не дают молекулам воды активно взаимодействовать с гликолями). Кроме того, она не вредит резиновым деталям тормозной системы. И сегодня DOT 4 является самой популярной тормозной жидкостью: она идеальна с точки зрения соотношения стоимости и эксплуатационных характеристик.

Тем не менее даже внутри одного стандарта DOT 4 есть ещё несколько разновидностей жидкости. Это DOT 4 class 6, DOT 4 Super, DOT 4 HP и DOT 4 ESP. И, честно говоря, все эти разновидности мало отличаются и в глубине души остаются той же DOT 4. Но, например, DOT 4 class 6 отличается низкой кинематической вязкостью при низких температурах – её лучше использовать в суровом северном климате. DOT 4 Super закипает при более высокой температуре, и её есть смысл заливать в машины без ABS. Хотя практического смысла в этом не слишком много – достаточно регулярно менять обычную тормозную жидкость DOT 4, которая тоже закипает при температуре не ниже 250 градусов. Правда, свежая, а вот хотя бы с 3,5% воды она может кипеть уже при 165 градусах, что для тормозов не так уж и много. Маловязкие DOT 4 HP и DOT 4 ESP быстрее реагируют на работу систем ABS и ESP, поэтому их считают наиболее современными жидкостями класса DOT 4. Однако по большому счёту существенных отличий между всеми этими видами DOT 4 нет, и их все можно смело между собой смешивать.

Вот мы и подошли к главному вопросу: можно ли смешивать между собой DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1 и что куда можно доливать?

Секреты коктейля

Все жидкости DOT 4 (class 6, HP, ESP и что там ещё могут придумать маркетологи), независимо от производителя, смешивать можно смело. Лучше, конечно, потом заменить полученный коктейль на жидкость одного типа, но доливать их друг в друга можно без опасений.

В бачок с DOT 3 можно доливать жидкость DOT 4. А вот в DOT 4 лить DOT 3 нельзя – можно расстаться с резиновыми элементами суппортов. И в DOT 3, и в DOT 4 можно добавить тормозную жидкость DOT 5.1. Нежелательно, но если под рукой нет DOT 4, то можно.

А вот DOT 5 в DOT 3 и DOT 4 нельзя доливать категорически – разные гликолевые и силиконовые основы не смешиваются, и результат получится непредсказуемый. Нельзя смешивать и DOT 5 с DOT 5.1 (по тем же причинам). Вообще, тут можно запомнить простое правило: DOT 5 можно долить только в DOT 5 и больше никуда. Хорошая новость заключается в том, что DOT 5 обычно применяют на спортивных автомобилях и не в лютый мороз, когда она может просто замёрзнуть – это её существенный недостаток. В подавляющем большинстве современных машин залита всё-таки жидкость DOT 4.

А можно ли при смешивании жидкостей ориентироваться на их цвет? Отчасти – да. Все жидкости DOT 3, 4 и 5.1 могут либо быть бесцветными, либо иметь легкий жёлтый цвет разных оттенков (от светлого и почти прозрачного до янтарного), а DOT 5 – красный или фиолетовый. То есть, яркую красную «тормозуху» можно смешивать только с такой же красной и ни с какой другой. Но еще надо помнить, что жёлтый жёлтому рознь, и в DOT 3 добавить DOT 4 можно, а обратно – нет.

В любом случае после вынужденного смешивания тормозных жидкостей разных производителей следует устранить причину утечки и заменить жидкость полностью. Скорее всего, эффективность тормозов с «коктейлем» ниже не станет, но так как присадки у производителей разные, они могут утратить свои антикоррозионные свойства, что снижает ресурс деталей тормозной системы. К тому долив свежей «сухой» тормозной жидкости в систему, где уже есть старая жидкость, поднабравшая влаги, не приведет к значительному улучшению качества итоговой смеси. Здесь, как и в случае с моторным маслом, можно долить, но потом все равно поменять целиком.

Ну и, конечно, надо помнить, что тормозную жидкость DOT 4 вообще надо менять раз в два года, а DOT 3 ещё чаще (хотя бы раз в полтора года). При этом любое снижение уровня тормозной жидкости должно стать поводом для ревизии тормозной системы.

Тормозные жидкости для автомобилей — виды, совместимость

Почему к выбору тормозной жидкости необходимо относиться максимально серьезно? Дело в том, что от нее во многом зависит бесперебойная работа тормозной системы и, соответственно, безопасность автомобиля. Когда водитель нажимает на педаль, тормозная жидкость, которая находится в системе под давлением, передает усилие на поршень суппорта, а поршень – на колодки. Тормоза срабатывают, и автомобиль останавливается. Но из-за возникающего при этом трения происходит нагревание жидкости. Если она закипит, то утратит свое важное свойство – несжимаемость. В этом случае система практически перестанет реагировать на нажатия педали и остановиться будет очень-очень сложно, так как усилие тормозным колодкам не передается.

Основные свойства тормозной жидкости

Тормозные жидкости обладают рядом характеристик, от которых напрямую зависят их эксплуатационные качества. Это:

  • гигроскопичность;
  • температура застывания;
  • агрессивность.

От уровня гигроскопичности зависит способность жидкости впитывать влагу. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Это связано с тем, что влага, попадая в тормозную жидкость, ухудшает ее свойства , в частности, понижает температуру закипания.

Агрессивность тормозной жидкости определяет то, в какой степени она оказывает негативное воздействие на прокладки и другие элементы системы, изготовленные из резины или пластика.

Температура застывания — чрезвычайно важный параметр. В сильные морозы тормозная жидкость может стать чрезвычайно густой, она перестает циркулировать в системе. В этом случае водителю сложно нажать педаль тормоза, и у него могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью вождения. В России, которая на весь мир славится своей холодной зимой, необходимо пользоваться жидкостью, сохраняющей свои свойства даже при низких температурах.

Виды жидкости для тормозной системы

Существует несколько классификаций тормозных жидкостей, но наиболее популярной сегодня является та, что разработана Департаментом транспорта США (USDOT). Согласно ей все продукты, относящиеся к этой категории, делятся на несколько классов, от DOT-1 до DOT-5. Самое важное, что нужно знать о них:

  • жидкости DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются;
  • DOT-3 – тормозная жидкость на основе гликоля, сравнительно агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям, обладающая высоким уровнем гигроскопичности, с температурой закипания 205 градусов по Цельсию (при условии, что в нее не попала влага);
  • DOT-4 – к этой категории относятся тормозные жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резиновые изделия; они обладают меньшей гигроскопичностью по сравнению с продуктами DOT-3 и закипают при температуре 230 градусов по Цельсию (при условии, что они не впитали воду);
  • DOT-5 – более современная разновидность тормозной жидкости, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не поглощает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре 250 градусов по Цельсию;
  • DOT-5.1 – тормозная жидкость на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию (при условии, что она не впитала воду).

Внутри каждой категории могут быть продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4 можно встретить DOT-4.5 и DOT-4 SUPER. Также каждый тип, кроме DOT-5, делится на две группы:

  • для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка выглядит так – DOT-4/ABS);
  • для автомобилей без ABS.

Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, имеют разный цвет. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, избежать ошибки или случайного смешивания:

  • DOT-3, DOT-4, DOT1 – желтый цвет (от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 – красный или розовый цвет.

Так как тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 изготавливаются на гликолевой основе, их, в принципе, можно смешивать. Однако разные производители могут использовать различные пакеты присадок; поэтому, по мнению специалистов, допускается совмещение продуктов, созданных одним производителем. Например, можно смешивать тормозную жидкость Liqui Moly с другими аналогичными продуктами той же компании. Соответственно, продукты DOT-5, изготовленные на силиконовой основе, не совместимы с DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.

Наиболее универсальной и доступной с точки зрения стоимости сегодня считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилей ранних годов выпуска, которые эксплуатируются не слишком интенсивно.

DOT-4 – универсальный, но несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любого автомобиля с дисковыми тормозами, а благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, позволяя не бояться утечек.

Категория тормозной жидкости DOT-5 рекомендована для использования в новых автомобилях, она не подходит транспортным средствам с изношенной системой торможения в связи с довольной низкой вязкостью.

DOT 5.1 – довольно дорогой продукт, который хорошо подходит для транспортных средств с небольшим пробегом и автомобилей, которые эксплуатируются в условиях повышенной и даже экстремальной влажности.

При выборе тормозной жидкости необходимо руководствоваться следующими параметрами:

  • рекомендациями компании-производителя;
  • пробегом, состоянием тормозной системы,
  • типом, массой, мощностными характеристиками вашего транспортного средства.

Какого цвета должна быть тормозная жидкость?

какого цвета тормозная жидкость

Цвет тормозной жидкости косвенно указывает на её состав и текущее состояние. В статье разберём, какого цвета тормозная жидкость в нормальных условиях и как понять, что пришло время её обновить.

Нормальный цвет новой тормозной жидкости

Свежие тормозные жидкости классов DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1, созданные на гликолевой основе, прозрачные или имеют желтовато-коричневый оттенок. Причём этот цвет не всегда естественный. Гликолевые спирты бесцветны. Отчасти жидкости добавляют жёлтого оттенка присадки, частично сказывается краситель.

Тормозные жидкости классов DOT-5 и DOT-5.1/ABS обычно имеют красный или розовый оттенок. Это также не естественный цвет силиконов. Жидкости на основе силикона специально подкрашивают, чтобы водители их не спутали и не смешали с гликолевыми. Недопустимо перемешивание гликолевых и силиконовых тормозных жидкостей. Эти продукты различаются как по основам, так и по использованным присадкам. Их взаимодействие приведёт к расслоению на фракции и выпадению осадка.

цвета dot

Все тормозные жидкости, независимо от базы и добавленного красителя, остаются прозрачными. Наличие осадков или матового оттенка говорит о загрязнении или о произошедших химических преобразованиях. В этом случае заливать такую жидкость в бачок нельзя. Также при сильном переохлаждении жидкость может приобрести слегка белёсый оттенок и потерять в прозрачности. Но после оттаивания подобные изменения у качественных продуктов нейтрализуются.

Существует такой миф, что после нескольких циклов замораживания-размораживания тормозная жидкость может прийти в негодность. Это не так. Присадки и база подобраны таким образом, что даже после неоднократного падения температуры до отметки ниже –40°C, их разложения или деградации не происходит. Жидкость после оттаивания полностью восстановит нормальный цвет и свои рабочие свойства.

Гликоль и силиконы, применяемые при изготовлении тормозных жидкостей, являются хорошими растворителями. Поэтому присадки в них не выпадают в видимый осадок даже после длительного простоя без перемешивания. Обнаружили на дне канистры с тормозной жидкостью осадок – не заливайте её в систему. Скорее всего, у неё вышел срок годности, или она изначально была низкокачественная.

какого цвета должна быть тормозная жидкость

Как по цвету понять, что тормозная жидкость нуждается в замене?

Есть несколько признаков, которые без специальных приборов подскажут, что тормозная жидкость стареет и теряет свои рабочие свойства.

  1. Потемнение без потери прозрачности. Связано подобное изменение цвета с вырабатыванием основы и присадок, а также с насыщением влагой. Если жидкость только потемнела, но не потеряла некоторой прозрачности, и в её объёме нет видимых инородных вкраплений – скорее всего, её можно ещё эксплуатировать. Точнее узнать получится только после анализа специальным прибором: тестером тормозной жидкости, который определит процентное содержание воды.
  2. Потеря прозрачности и появление в объёме мелкодисперсных вкраплений и разнородных осадков. Это явный признак, что тормозная жидкость выработалась до предела и её придётся поменять. Даже если тестер покажет, что увлажнение находится в пределах нормы – такую жидкость надо заменить. В противном случае в системе могут появиться проблемы, так как тёмный цвет и разнородные включения говорят об износе присадок.

цвет тормозной жидкости dot 4

Даже если тормозная жидкость по цвету кажется ещё нормальной, но срок её эксплуатации превысил 3 года для гликолевых и 5 лет для силиконовых основ – нужно производить замену в любом случае. За этот срок даже самые качественные варианты напитаются влагой и потеряют смазочно-защитные свойства.

Красная тормозная жидкость: что-то очень старое или очень новое

Современный автолюбитель привык, что тормозная жидкость почти бесцветная или с некоторым желтоватым оттенком. Именно такой мы видим её через полупрозрачные стенки бачка, установленного на главном тормозном цилиндре. А если вдруг она красная? Сейчас разберёмся!

Фото: Pixabay.com

Классификация тормозных жидкостей

Используемая сегодня классификация требований к тормозным жидкостям разработана специалистами Департамента транспорта США (DOT – сокращение от англ. U. S. Department of Transportation).

Основных классов четыре: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1.

В основе жидкостей DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 гликоли и полиэфиры, поэтому они, в принципе, взаимозаменяемы и их можно смешивать. Опуская подробности, скажем, что чем выше класс тормозной жидкости, тем выше температура её кипения, и, соответственно, тормозная жидкость лучше и дороже.

Жидкости DOT 5 — силиконовые, делаются на основе кремниево-органических полимеров. Такие жидкости не впитывают воду, не агрессивны к резине и металлам, не густеют при низких температурах, но обладают низкими смазывающими свойствами, что приводит к быстрому износу сальников. Её нельзя смешивать с жидкостями других классов.

Тормозная жидкость почти не имеет цвета. Фото: VOVAN-GRT/DRIVE2

До недавнего времени все перечисленные виды тормозных жидкостей, кроме DOT 5, выпускались почти бесцветными или чуть желтоватыми. Если вам в руки попадалась красная ТЖ — это была или БСК, или DOT 5. Недавно ситуация изменилась: компания «Тосол-Синтез» разработала совершенно новую высокотехнологичную рецептуру гликолевой тормозной жидкости и произвела замену текущей ROSDOT PRO DRIVE, соответствующей классу DOT 4, на совершенно новый продукт в прежней упаковке, но сама жидкость теперь красного цвета.

Как было раньше: если красная тормозная жидкость, то для ретрокаров и спортивных автомобилей

Увидев ярко-красную тормозную жидкость, водитель со стажем не задумываясь скажет: «Похоже на БСК».

В «Жигулях», которые начали выпускать в 1970 году, она уже не использовалась, но применялась в «Москвичах», «Волгах» и других машинах с барабанными тормозами, в том числе на грузовых.

Встретить БСК сегодня маловероятно, поэтому если вы видите красную тормозную жидкость, то чаще всего это DOT 5 — современная тормозная жидкость с самыми хорошими в сравнении с БСК характеристиками.

Силикон, входящий в состав DOT 5, обеспечивает ей почти идеальные характеристики:
низкую и очень стабильную вязкость,
высокую температуру кипения,
влагоотталкивающие свойства, химическую нейтральность
и долговечность.

Впрочем, есть и «узкие места». В случае с DOT 5 проблемы могут возникнуть из-за того, что она не смешивается с водой: если в тормозной системе накопится влага, то она соберётся в капли воды, которые на морозе могут замёрзнуть и закупорить трубопроводы.

Эта жидкость также способна насыщаться воздухом, поэтому для автомобилей с ABS она не рекомендуется. Её главное назначение — скоростные и спортивные автомобили.

Теперь: если красная тормозная жидкость, то она подскажет, когда её нужно менять!

В ассортименте тормозных жидкостей «Тосол-Синтез» появилась тормозная жидкость красного цвета класса DOT 4 — ROSDOT 4 PRO DRIVE. У неё высокая температура кипения, благодаря чему её можно рекомендовать тем, кто придерживается активного стиля езды с интенсивными ускорениями и торможениями. Низкая вязкость позволяет использовать её в автомобилях с ABS и ESP.

Благодаря синтетической основе ROSDOT 4 PRO DRIVE очень долговечна. Чтобы водитель не забыл её заменить, в неё вводится красный краситель, меняющий оттенок при закипании и старении присадок — теперь автолюбителю не нужно запоминать или записывать, когда меняли тормозную жидкость, достаточно время от времени обращать внимание на её цвет.

Краситель служит индикатором износа тормозной жидкости: в процессе эксплуатации — при закипании — жидкость обесцвечивается. Источник: «Тосол-Синтез»

Если обычная гликолевая тормозная жидкость поменяла цвет, но не помутнела и осталась прозрачной, это признак того, что содержащиеся в ней присадки выработались, а сама жидкость насытилась водой.

Изменение цвета и помутнение означает, что дополнительно к водонасыщению в жидкости присутствует взвесь частиц пыли и/или продуктов износа цилиндров. Также ТЖ может окрашиваться частицами сажи, выделяемые из резиновых шлангов.

Если жидкость помутнела при хранении, значит, она либо просроченная, либо изначально некачественная.

Хорошо поработавшая ТЖ, слитая из системы: цвет и прозрачность говорят сами за себя — такую только менять. Фото: 88Maksimka/DRIVE2

В любом случае такую жидкость следует как можно скорее поменять. Ведь речь идёт не о каких-то «косметических» изменениях. Водонасыщение снижает температуру кипения жидкости: несколько интенсивных торможений подряд — и жидкость в тормозной системе может закипеть. Образующийся пар легко сжимаем, в результате машина остаётся без тормозов.

Температура замерзания при водонасыщении наоборот повышается. В сильный мороз вязкость ТЖ резко увеличивается, а это ведёт всё к тем же последствиям — тормоза перестают работать как положено.

Нужно помнить:

  • используйте тормозную жидкость, рекомендованную автозаводом (см. сервисную книжку и/или сайт производителя);
  • меняйте ТЖ в сроки, предусмотренные регламентом;
  • разные типы смешивайте внимательно — доливать можно только жидкость того же или более высокого класса (а лучше не смешивайте, а меняйте);
  • следите за цветом жидкости — изменение цвета и прозрачности говорит, что её пора менять.

Тормозная жидкость ROSDOT PRO DRIVE, соответствующая классу DOT 4, от «Тосол-Синтез» расфасовывается в фирменные флаконы оригинального дизайна по 455 г (на картинке) и 910 г, поэтому её легко отличить от аналогов.

Средний срок службы составляет 5 лет; также можно ориентироваться на изменение её цвета.
Фото: «Тосол-Синтез»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *