Ток холодной прокрутки аккумулятора что это
Перейти к содержимому

Ток холодной прокрутки аккумулятора что это

  • автор:

Ток холодной прокрутки аккумулятора что это

Большинство видели надпись на аккумуляторах: ССА.
Что это значит и «с чем ее едят»?

Сравнение ССА

Уважаемые коллеги!
Зима фактическая наступает не только в Сибири, но и на Европейской части нашей страны. Все актуальнее становится вопрос старта снегоходов в сильный мороз. Поэтому хотелось бы осветить тему и раскрыть тайны производителей аккумуляторов. Большинство видели надпись на аккумуляторах: ССА.
Что это значит и «с чем ее едят»?
Ток холодной прокрутки (ССА) измеряется в амперах и отражает стартерные характеристики АКБ. Проще говоря, чем выше ток, тем батарея легче заведет автомобиль. Тем не менее, существует несколько методик измерения тока холодной прокрутки (SAE, DIN, IEC, EN, JIS) и при сравнении CCA у разных АКБ нужно убедиться в том, что ток указан по одной и той же методике. Чаще всего у нас в стране на аккумуляторах указываю ток ССА, замеренный по методике EN. EN (Европейский стандарт УТ 503.1 2006, ранее — УТ 60095-1) Испытание проводится при -180С. Требования EN разделены на 2 методики — EN1 и EN2.
EN1 — Напряжение АКБ через 10 секунд должно быть 7,5 В. Затем делается перерыв на 10 секунд, и АКБ разряжается дальше при начальном токе, умноженном на 0,6. Второй этап длится 73 секунды, а в общем весь период разряда занимает 90 секунд (при предположении, что начальный период равен 10 сек. / 0,6 = 16,7 секунд).
EN2 — Такой же, как EN1, за исключением того, что второй период разряда проводится до 6 В в течение 133 секунд, а общее время теста — 150 секунд. Соотношение разрядных токов, соответствующее обеим методикам, во многом зависит от типа АКБ и может варьироваться от автомобиля к автомобилю и от конструкции к конструкции. На основании сравнительного анализа можно вывести следующее соотношение между EN1 и EN2: EN2 = от 0,85% до 0,92% EN1.
Обращаю внимание: Испытание проводится при -180С, а не при температуре в магазине. Мы попытались сравнить по показателю ССА несколько аккумуляторов различных брендов. Для этого аккумуляторы были предварительно полностью заряжены, а затем помещены в морозильную камеру на 48 часов при температуре 18-200С. После этого были проведены измерения температуры приборомBenetech gm300, ССА по методике EN прибором DHС серии BTT02, «емкость» прибором Skat.

На что влияет ток холодной прокрутки автомобильного аккумулятора

Ток холодной прокрутки (ТХП): Указанный изготовителем ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита -18 о С в течение 10 секунд до напряжения на клеммах 7,5 В.

Это определение одной из наиболее важных характеристик автомобильного аккумулятора из европейского стандарта EN 60095-1 и также ДСТУ 2006 года. Измеряется в Амперах и обязательно указывается производителем на корпусе аккумулятора. Например, современные легковые батареи емкостью 60Ач имеют показатели от 450А до 620А.

На что влияет этот показатель? При общении с покупателями, оказалось, что многие ошибочно считают, что это и есть тот ток, который подается на стартер при запуске двигателя. И чем выше ТХП аккумулятора, тем лучше заведется автомобиль. Возможно в этом «виновато» название данной характеристики батареи.

В действительности ток холодной прокрутки современного АКБ в 2 — 3 раза превышает значения реально потребляемого тока при пуске двигателя. Объясняется все очень просто: при пуске двигателя основным потребителем энергии батареи является стартер.

Сила тока, необходимая при запуске двигателя зависит от модели установленного стартера в автомобиле, его мощности.

Мощность стартеров, установленных на легковые автомобили с бензиновыми двигателями 0,8-1,2 кВт. Напряжение аккумулятора (бортовой сети) 12 Вольт. Пусковые токи от 70 Ампер (летом на горячую) до 300 Ампер (зимой холодный утренний запуск). Обычный пусковой ток бензинового мотора 1,2-2,5 литра 100-300 Ампер длительностью до секунды.

При запуске бензинового двигателя легкового автомобиля на исправный стартер с аккумулятора подается ток не выше 300 Ампер.

В автомобилях оснащенных дизельными двигателями мощность стартера будет повыше: от 2,2 до 3,6 кВт. Чтобы "крутнуть" дизель нужно приложить большую силу чем для бензинового. На силу пускового тока влияет объем и состояние двигателя, гарячий или холодный пуск, вязкость моторного масла. И если горячий запуск потребляет пусковой ток 350 Ампер в течении пары секунд, то утренний запуск в мороз потребует у АКБ ток 450-500 Ампер.

Пиковые значения тока при запуске дизельного двигателя в легковых авто могут достигнуть 700 Ампер.

Чтобы избежать высоких токов потребления при старте в грузовых автомобилях, применяют напряжение бортовой сети 24 Вольта. Такое напряжение получают, устанавливая два «обычных» двенадцати вольтовых аккумулятора. Мощность стартеров для грузовиков от 4 до 8 кВт.

Сила тока при запуске дизельного двигателя в грузовых автомобилях и автобусах от 300 до 1000 Ампер, но напряжение бортовой сети 24 В.

Величина пускового тока зависит от количества пластин-электродов. Когда их много в аккумуляторе, то выше суммарная площадь электродов и больше емкость двойного слоя. Стартерные автомобильные батареи отличаются от тяговых большим количеством более тонких электродов. У стартерных батарей меньше тяговой емкости, которая образуется в результате долговременных химических процессов. Но у автомобильных многоэлектродных батарей большая емкость двойного слоя , которая создает внутри аккумулятора простейший плоский конденсатор , мощными но недолгими по времени разрядами которого мы и заводим двигатель. Между попытками завода автомобиля необходимо делать перерывы 1-3 минуты. За это время химические токообразующие реакции снова зарядят плоский конденсатор аккумулятора. В течении службы пусковой ток аккумулятора не уменьшается. Низкий ТХП аккумулятора это уже сигнал о разрушенных внутри пластинах.

Примерное соотношение пускового тока и емкости у свинцово-кислотной батареи 10 к 1.

У сильно разряженной батареи ток холодной прокрутки и емкость будут намного ниже от заявленных производителем значений. Именно разряженные батареи доставляют проблемы при запуске двигателя. Не допускайте глубоких разрядов!

Вторая причина трудностей со стартом двигателя, это старость стартера и его неисправности: подгорание коллектора, межвитковые замыкания, окисление, тугое вращение. Все эти неисправности приводят к тому, что потребляемый ток стартером увеличивается, крутит он хуже, количество "медленных" оборотов вала двигателя для старта требуется больше. В таком случае пускового тока даже мощного нового аккумулятора будет "не хватать".

Важность тока холодной прокрутки

При выборе аккумулятора уделяйте внимание значению тока холодной прокрутки. Его величину можно найти в списке характеристик батареи.

Ток холодной прокрутки измеряется по разным стандартам: европейскому, американскому и азиатскому. Чаще всего можно встретить европейский стандарт (EN). Например, надпись на этикетке «500 А (EN)», говорит о том, что такой максимальный ток отдаст АКБ при температуре -18 градусов (при условии напряжения не ниже 7,5 В на десятой секунде разряда).

tok-hp

Чем выше ток холодной прокрутки, тем эффективнее пусковые свойства батареи. При этом информация на этикетке указывает на максимальные параметры. В действительности, аккумулятор отдает только то количество тока, которое необходимо стартеру. Например, стартер автомобиля с бензиновым двигателем на 2,5 литра в сильный мороз возьмет не больше 300 А. В таком случае может показаться, что нет смысла покупать АКБ с током холодной прокрутки 500 А или больше, поскольку такие высокие показатели не будут использоваться.

На самом деле при определении характеристик аккумулятора производитель учитывает много факторов. Например, температура воздуха может опуститься ниже 18 градусов, тогда токоотдача уменьшится. При – 25 градусах АКБ выдаст уже около 400 А. Часть от этого значения отнимет не полный уровень заряда. У сильно разряженного аккумулятора ток холодной прокрутки ниже заявленного производителем. Также нужно учитывать, что чем старше батарея, тем меньше у нее пусковой ток. В итоге, получается, что реальный ток холодной прокрутки отличается от написанного в характеристиках аккумулятора.

Почему значение тока холодной прокрутки важнее емкости АКБ

Показатели тока холодной прокрутки важнее, чем емкость АКБ. Емкость будет играть роль, если генератор внезапно перестанет работать. Однако такие ситуации происходят редко. А вот сильные морозы могут ударить в любом регионе. В таком случае только высокие значения тока холодной прокрутки помогут работать автомобилю исправно. Специалисты советуют приобретать батареи со значением пускового тока выше рекомендованных показателей.

А за новым аккумулятором – в Delmex!

Ток холодной прокрутки аккумулятора что это

Мощность аккумулятора, ток холодной прокрутки

Каково соответствие токов холодной прокрутки по разным стандартам?

Пусковая мощность аккумулятора – величина максимальной выходной мощности, которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд при температуре минус 18°C. Этот показатель характеризует способность аккумулятора запускать холодный двигатель. Как известно из электротехники, мощность характеризуется произведением разрядного тока на среднее напряжение в цепи.

P = I · U

I – ток стартерного разряда при температуре ?18°C (ток холодной прокрутки);
U – среднее арифметическое значение разрядного напряжения, измеренного через равные промежутки времени.

У свинцовых аккумуляторных батарей с ростом разрядного тока при стартерном режиме разряда (режиме разряда аккумулятора при пуске двигателя стартером)величина среднего напряжения заметно уменьшается. Поэтому, учитывая постоянство пускового тока, чем большая мощность затрачивается батареей при пуске двигателя, тем ниже будет напряжение на её выводах, то есть, тем медленнее двигатель будет вращаться стартером. Получается, что чем выше мощность АКБ, тем быстрее стартер будет «крутить» двигатель, то легче осуществить его запуск.

Больше ток холодной прокрутки – больше мощность аккумулятора!

Для сравнения мощностей аккумуляторных батарей достаточно сравнить их пусковой ток (ток холодной прокрутки), приведённый к единой методике испытаний (EN, SAE, DIN, IEC, ГОСТ и др.).

Стартерный разряд аккумулятора (за рубежом – короткий разряд) с заявленным производителем током, проводится с определённой продолжительностью (непрерывно или в прерывистом режиме) до напряжения 6 В. При этом, в нормативных документах указывают промежуточные интервалы от начала разряда (5 секунд, 10 секунд или30 секунд), в течение которых контролируют величину напряжения аккумуляторной батареи в процессе разряда. Запас энергии батареи, характеризуемый временем стартерного разряда, показывает, как долго она сможет обеспечивать попытки запуска двигателя. Попросту говоря, чем больше ёмкость АКБ, тем в запасе у автовладельца больше попыток запустить двигатель.

Первоначально выбор АКБ производят разработчики пусковой системы двигателя автомобиля. При этом в расчёте применяют разрядные характеристики аккумуляторной батареи при состоянии заряженности 75% на 3-ей попытке стартерного разряда. Температурные условия пуска двигателя задаёт разработчик автомобиля. Как правило, температура пуска карбюраторного двигателя на товарных маслах принимается ?20°С, а для дизельных двигателей до ?15°C…?17°C. Для последних при более низких температурах предполагается применение средств облегчения пуска (аэрозоль, подогрев топлива, масла, воздуха и т.д.). Подобные же средства облегчения в зимних условиях могут применяться и для пуска карбюраторных двигателей (легковых, грузовых) автомобилей. Выбранную разработчиками, по разрядным характеристикам стартерную АКБ, после лабораторных и эксплуатационных испытаний записывают в технический паспорт автомобиля. По этому документу автовладельцы, как правило, осуществляют замену вышедшего из строя старого аккумулятора на новый.

На современных стартерных батареях указывают несколько показателей в различных режимах их определения. Не каждый автолюбитель может понять, в чём различие тока холодной прокрутки по DIN (Германия) или ТУ (ГОСТ 959-91, Россия) от тока холодной прокрутки по SAE (США) или EN (Стандарт Евросоюза). Внешне очевидно, что значение тока по SAE или EN существенно больше, чем по ТУ (ГОСТ 959-91) или DIN. При разряде этими токами на полюсных выводах аккумулятора предполагают разные по величине напряжения. При температуре электролита ?18°C разряд токами по SAE и ENпредполагает напряжение на полюсных выводах аккумулятора 7,2 В на 30-й секунде и7,5 В на 10-й секунде соответственно, а при токах по DIN и ТУ (ГОСТ 959-91)напряжение при разряде должно быть не менее 9,0 В на 30-й секунде.
С учётом этих показателей выбор аккумулятора может быть успешным, если иметь ввиду, что соотношение разрядного тока по SAE и EN к току по DIN и ТУ равно 1,7

IEN = 1,7 · IDIN

Если на конкретной АКБ указан ток по одному из стандартов, то через этот коэффициент можно определить значение тока разряда по другому стандарту.

Примерное соответствие токов холодной прокрутки по разным стандартам:

DIN 43559, ГОСТ 959-91 EN 60095-1, ГОСТ 959-2002 SAE J537
170 280 300
220 330 350
225 360 400
255 420 450
280 480 500
310 520 550
335 540 600
365 600 650
395 640 700
420 680 750

Обратите внимание, что чем больше ток холодной прокрутки, тем лучше двигатель будет запускаться зимой, но из-за увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс.

Интернет-магазин «Орбита» предлагает Вашему вниманию аккумуляторные батареи с высоким пусковым током торговых марок Орбита и TYUMEN BATTERYпо весьма привлекательным ценам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *