Почему китайские автомобили считают плохими
Перейти к содержимому

Почему китайские автомобили считают плохими

  • автор:

Топ 10 причин, почему не стоит брать китайские авто

Еще несколько лет назад китайские машины не вызывали большого интереса у российских покупателей, однако за последний год россияне вынужденно пересели на автомобили из Китая. К слову, они действительно стали гораздо более качественными, стильными и ушли далеко вперед по уровню электроники, но проблемные места остались.

10 причин не покупать китайские автомобили

  • Качество металла

Несмотря на заметный рост китайского автопрома, китайские концерны продолжают снижать себестоимость производства за счет использования материалов не самого высокого качества. Проблемы с коррозией кузова все еще фигурируют в списке самых частых проблем, которые возникают у автовладельцев, хотя признаем, что устрашающих историй о том, как разваливаются на ходу китайские авто практически исчезли. Тем не менее многие эксперты полагают, что на машинах среднего сегмента, которые идут на экспорт, китайцы продолжают сознательно экономить, используя низкокачественные металлы. Из-за проблем с наличием достойного сервиса и запчастей этот вопрос стоит достаточно остро.

  • Локализация

Подавляющее большинство китайских автопроизводителей не желают переводить язык системы на английский (не говоря уже о русском языке). Даже в премиальных авто приходится довольствоваться только китайским. Те бренды, которые делают английское меню, переводят только его часть на английский, а половина остается на китайском. Приложения для телефона, которые идут у всех современных авто, выпускаются также исключительно на китайском, а регистрация в них возможна только с китайской симкартой. Активация многих авто происходит на китайский номер телефона и привязывается к местной симке.

Все приложения, установленные в системе, – китайские (навигация, мультимедиа, потоковое видео, музыка) и работают только на китайском языке. На некоторые модели машин местные любители сделали русскоязычные прошивки, но это не всегда решает проблему.

  • Бренды-однодневки

Имя бренда – один из решающих факторов при выборе автомобиля. Причина, по которой автомобили мировых марок нравятся покупателям, неотделима от механизма работы всей компании. Легенда бренда, идеальная и практичная корпоративная культура, отточенная продукция, проверенные десятками лет технологии автомобилестроения – то, с чем ассоциируют свою машину владельцы.

В Китае же все по-другому – от момента создания компании до выпуска авто проходит год, а еще через 2-5 лет производитель уходит с радаров, получив прибыль с первых продаж. Из последних китайских брендов-банкротов можно вспомнить Lifan, Brilliance, Borgward, Zotye. Где обслуживать такие машины и покупать запчасти после ухода бренда? – Вопрос остается открытым.

  • Запчасти и послепродажный сервис

У послепродажного обслуживания китайских машин много проблем. Все связано со следующими причинами:

  • У одних и тех же моделей в одинаковых комплектациях, но из разных партий, могут быть разные, не взаимозаменяемые запчасти.
  • Часть брендов уходит с рынка банкротами и останавливает производство запчастей и техобслуживание авто.
  • У независимых СТО нет каталогов запчастей для китайских марок авто, так как китайские производители попросту не предоставляют таких каталогов. Более того, запчастей нет в свободной продаже даже в Китае. Это связано с тем, что автопроизводители не хотят, чтобы авто обсуживались самостоятельно, а ремонтировались только у официальных дилеров (которых просто нет в РФ).
  • Из-за того, что запчасти нужно заказывать индивидуально у дилера, затем отправлять почтой, время ремонта значительно увеличивается, даже при самых безобидных поломках.
  • Эргономика

В вопросах комплектации и оснащения китайские машины заметно превосходят японские и европейские модели в одной ценовой категории, однако эргономика все еще не достигла нужного уровня восхищения. Неудобства в расположении внутренних элементов зачастую сказывается на комфорте как водителя, так и пассажиров, которым приходится наклоняться, чтобы найти нужный рычаг или кнопку для использования всех функций управления и нахождения в автомобиле.

Китайские автопроизводители, следуя особенностями национального характера, не смогли отказать себе в заимствовании лучших черт западных машин. Многие заводы наняли европейских дизайнеров, но, несмотря на это, с конвейера по-прежнему выходят копии авто именитых брендов. Например, Hongqi, несмотря на нанятого дизайнер из Rolls Royce, просто скопировала Maybach, BAIC – Mercedes, BYD — Lexus, Geely – BMW, Great Wall – Fiat, Li One – Cadillac и дальше по списку. Китайцы могут воссоздать практически любой аналог модели, которая соотносится с их представлением о прекрасном. Но, к сожалению, копия так и остается копией.

Tank 300 и Ford Bronco

Раньше китайские авто продавали по привлекательным ценам. Но из-за скачков курса рубля, слабого предложения и пониженного спроса на российском авторынке, сейчас цены на китайские машины соизмеримы с европейскими и американскими. Китайские дилеры, которые прочно заняли лидирующие позиции среди продавцов, ожидают, что осенью стоимость машин поднимется еще на 15- 20%. По прогнозам, в лучшем случае корректировка цен на 5-10% случится только через полгода-год. Растерянным покупателям приходится делать выбор между Lada Granta за 700 тыс либо стильным китайским кроссовером от 2 млн.

Китайские автопроизводители из-за постоянно растущего спроса на авто на внутреннем рынке, подняли цены на местный автопром практически до уровня немецкой тройки, не говоря уже о японских и корейских авто. Например, двухгодовалый китайский бренд Zeekr на внутреннем рынке находится в одной ценовой категории с такими производителями, как Cadillac и Lincoln. А электромобили Tesla обходятся дешевле большинства китайских электрокаров.

  • Вопросы с эксплуатацией в будущем

Для многих китайских машин, которые пришли на российский рынок, сложно сделать оценку по тому, как они будут вести себя через 3-5 лет. Если для Ford и Kia уже известно, что пробег 150 000 км не является приговором, то для тех же Haval и тем более Omoda, которые уже полюбили наши соотечественники, ситуация остается неясной.

Еще более интересно ситуация обстоит с десятками новых компаний, которые только вышли на рынок – Lixiang и Zeekr и прочие.

  • Низкая ликвидность на вторичном рынке

В сложившейся ситуации в России многие покупатели делают выбор в пользу б/у автомобилей, однако Китаем интересуются не так активно в сравнении с западными моделями. Причина – сомнения в качестве, недостаточная известность брендов и опасения в том, как подержанный автомобиль будет себя веcти при значительном пробеге. Не исключено, что на авторынке случится переворот и наши водители станут экспертами и преданными поклонниками китайского автопрома, но пока такого не случилось, в продажах на вторичном рынке лидируют корейцы и японцы. Даже в Китае, местные авто дешевеют в среднем в 2 раза быстрее импортных аналогов.

Опять же всех волнуют риски, связанные с банкротством китайских брендов. Если компания закроется, продать такой автомобиль даже по бросовой цене будет крайне сложно.

Китайские авто в Китае

Может показаться, что при таком обилии авто в Китае, местные жители все поголовно ездят на отечественных машинах. На самом деле даже китайцы, в абсолютном большинстве, выбирают импортные авто, особенно в премиум-сегменте. Среди жителей КНР также бытует мнение о ненадежности своих авто. Поэтому в потоке по-прежнему преобладают импортные марки.

Зачастую машины китайского производства берут для работы в такси, грузоперевозках, социальных службах и госслужащие, которым запрещено покупать импортные автомобили.

Россияне назвали главные проблемы китайских автомобилей

Фото: Exeed

Водители перечислили основные плюсы и минусы китайских автомобилей, представленных на российском рынке. Данными исследования с Autonews.ru поделился Евгений Кузнецов, директор по технологиям, руководитель департамента мониторинга и аналитики репутационного агентства SidorinLab, которое занимается изучением общественного мнения по различным направлениям. Компания провела анализ мнений россиян, которые те высказывали в соцсетях. Фактуру для анализа данных собирали с 1 сентября 2022 по 31 января 2023 года. Было проанализировано более миллиона упоминаний в сети за это время за это время. При этом мнение высказывали не только непосредственные автовладельцы, но и обычные пользователи, которые поделились собственными предположениями о качестве машин. Главными минусами бренда Chery пользователи посчитали трудности с ремонтом, отсутствие запчастей на рынке и высокую стоимость, из плюсов респонденты отметили комфорт, объем багажника и низкую стоимость ремонта.

  • Chery — трудности ремонта, отсутствие запчастей на рынке, высокая стоимость.
  • Haval — коррозия, высокий расход топлива.
  • Geely — проблемы с гарантией, высокий расход топлива, самовозгорание топливопровода.
  • Lifan — коррозия, высокая стоимость запчастей.
  • Exeed — качество тормозных дисков, высокая стоимость на российском рынке в сравнении с Китаем.
  • JAC — дизайн, высокая стоимость, комфорт.
  • Great Wall — срок эксплуатации, дизайн логотипа, коррозия.
  • Changan — высокая стоимость на российском рынке в сравнении с Китаем.
  • FAW — качество пластмассовых изделий, коррозия.
  • Tank — высокий расход топлива.
  • Xpeng — жесткая педаль тормоза, слабая шумоизоляция.
  • Omoda — неудобство посадки сидений, маленький объем багажника.
  • Wey — медленный разгон.

Позитивные качества :

  • Chery — комфорт, объем багажника, низкая стоимость ремонта.
  • Haval — низкая стоимость среди конкурентов, проходимость.
  • Geely — дизайн, давно на рынке в России.
  • Lifan — низкая стоимость, срок эксплуатации.
  • Exeed — лучший среди китайских авто, комфорт.
  • JAC — гарантийный срок, дизайн, низкая стоимость.
  • Great Wall — срок эксплуатации, низкая стоимость запчастей.
  • Changan — качество материалов, низкая стоимость, дизайн салона.
  • FAW — низкая стоимость, срок эксплуатации.
  • DFM — дизайн, плавная коробка передач.
  • Tank — прочная стальная рама, выносливость.
  • Xpeng — просторный салон, удобная приборная панель.
  • Omoda — дизайн, низкий расход топлива.
  • Wey — дизайн.

У Haval отметили низкую коррозионную стойкость и высокий расход топлива, из плюсов названы низкая стоимость среди конкурентов и высокая проходимость. Geely прочно ассоциируется с высоким расходом топлива, самовозгоранием топливопровода и проблемами с гарантией, но при этом отмечается хороший дизайн и давнее присутствие на рынке России. Минусами Lifan назвали низкую коррозионную стойкость и высокую стоимость запчастей, зато среди плюсов этих машин стали низкая стоимость и большой срок эксплуатации.

Проблемами автомобилей Exeed респонденты назвали качество тормозных дисков и завышенную стоимость по сравнению с ценами в Китае. Главным плюсом стал комфорт. Более того, Exeed назвали лучшим китайским брендом. Минусом JAC опрошенные посчитали комфорт. При этом среди плюсов JAC назвали низкую стоимость. Примерно поровну разделились мнения по поводу дизайна и стоимости автомобилей JAC. Great Wall раскритиковали за дизайн логотипа и коррозию. Плюсом названа низкая стоимость запчастей. При этом насчет срока эксплуатации мнения разделились почти поровну.

Фото: Geely

Фото: АвтоГЕРМЕС Chery

Главным и единственным минусом Changan стала высокая стоимость на рынке России по сравнению с ценами в Китае. При этом плюсами автомобилей компании стало качество материалов, низкая стоимость по сравнению с конкурентами и дизайн салона. FAW отличается плохим качеством пластмассовых деталей и коррозией, но при этом машины бренда ассоциируются с низкой стоимостью и высоким сроком эксплуатации. Цены на модели Dongfeng (DFM) также посчитали завышенными по сравнению с китайскими, но при этом отметили их хороший дизайн и плавную работу коробки передач.

Минусом недавно дебютировавших на российском рынке автомобилей Tank назвали высокий расход топлива, при этом среди плюсов значится крепкая стальная рама и выносливость машин. А вот компания XPeng официально не представлена в России, но при этом респонденты отметили жесткую педаль тормоза у моделей марки и слабую шумоизоляцию, зато похвалили просторный салон и удобную приборную панель. У Omoda среди минусов назвали неудобную посадку и маленький объем багажника, а среди плюсов — хороший дизайн и низкий расход топлива. Премиальный автопроизводитель Wey, тоже официально не представленный в России, тем не менее оказался знаком пользователям. Они посчитали, что эти автомобили медленно разгоняются, но похвалили дизайн.

При этом, как уточнил Кузнецов, большинство популярных негативных мнений среди российских водителей на деле являются мифами. Они укоренились в общественном сознании с того момента, когда китайские бренды только пришли на российский рынок. Тогда китайские автомобили ощутимо уступали по качеству своим прямым конкурентам.

Ранее Autonews.ru сообщал, что в России начнутся продажи китайского седана Chery Arrizo 8, который займет нишу Toyota Camry.

Полигон для испытаний: почему у китайских машин в России столько проблем

Китайские автомобили за 2022–2023 годы заняли лидирующее положение на российском рынке, заменив ушедшие западные марки. Однако россияне, которые их приобрели, столкнулись с целым рядом проблем в эксплуатации. Какие слабости китайских машин выявили суровые российские условия и почему, разбирался 78.ru вместе с автоэкспертами.

Коллаж 78.ru: freepik.com/Drazen Zigic, Bulkin Sergey/globallookpress.com, unsplash.com, flaticon.com/BZZRINCANTATION

Стремительный рывок китайцев в России

Китайские автомобили присутствуют на российском рынке не первый десяток лет. Один из первопроходцев — бренд Chery, пришедший в РФ ещё в 2006 году. Однако до 2022 года и введения европейских санкций популярностью авто из Поднебесной не пользовались: сказывались многочисленные мифы, а также подтверждённые факты, связанные с надёжностью китайских машин. Тем не менее время шло, и когда в 2022 году западные компании стали массово уходить из России, восточный сосед подставил российским автолюбителям своё плечо.

— В России всё больше набирают популярность машины китайского автопрома. В условиях санкций они стали хорошей альтернативой европейским брендам. За 2023 год было продано 482 тыс. автомобилей из Поднебесной, что в 6,2 раза больше, чем за 2022 год. Так доля китайских авто на российском рынке составила 48%, — рассказал в беседе с 78.ru генеральный директор авторемонтных мастерских «КарданБаланс» Дмитрий Демчук.

Абсолютный лидер среди китайских марок — Chery, за год в России продано более 118 тыс. машин. Второй по популярности — Haval, который продал 111,7 тыс. машин, на третьем месте — Geely с 95,5 тыс. проданных автомобилей. И хотя каждая марка в отдельности не перекрывает российскую Lada (более 324 тыс.), вместе они захватили почти половину автомобильного рынка РФ.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Однако в этом есть как плюсы, так и существенные минусы: владельцы китайских автомобилей столкнулись с непривычными проблемами во время более активной, чем раньше, эксплуатации. Эксперты перечислили для 78.ru главные из них.

Проблема на проблеме

— Говорить о явном превосходстве моделей восточных партнёров не приходится, — констатировал Дмитрий Демчук.

1. Коррозия.

Это самая известная и частая проблема китайских автомобилей. О том, что китайские машины могут буквально сгнить за несколько лет, рассказывают начиная с 2000-х годов, и тогда тому были причины. К сожалению, они сохраняются до сих пор.

— Китайские производители заявляют о передовых технологиях автомобилестроения, но при этом для минимизации затрат используют материалы не самого высокого качества. Слабое лакокрасочное покрытие, неполная оцинковка кузова не выдерживают погодные условия и качество российских дорог. Машины покрываются ржавчиной уже через два—три года эксплуатации, — отметил Дмитрий Демчук.

Он также добавил, что некоторые китайские бренды заявили о замене металла кузова на оцинковочные материалы, однако о качестве покрытия пока судить сложно — это покажет следующее межсезонье.

2. Деформация трубы кардана.

Виноват всё тот же мягкий китайский металл, который не предназначен для больших поперечных нагрузок. В результате деталь деформируется.

— Крестовины механизмов выходят из строя и приводят к неисправности автомобиля, — пояснил Дмитрий Демчук.

Фото: Nikolay Gyngazov/globallookpress.com

3. Цена запчастей.

Непосредственно связанная с предыдущей проблема — рост стоимости деталей для ремонта, которая выросла вслед за ценой самих машин. Так, по данным руководителя отдела внешних коммуникаций сервиса «Автокод» Ксении Тимофеевой, цены на китайские запчасти поднялись в среднем от 20% до 40%.

— Стоимость их зависит от конкретной модели и места покупки — через официального представителя брать запчасти гораздо дороже, чем с разборок или прямых сайтов — придётся подождать несколько недель (а иногда и месяцев), но поможет сэкономить до 50% бюджета. Спрос на запчасти сейчас достаточно высок, т. к. один из главных недостатков «китайцев» — гниющие пороги, которые создавались не под российские погодные условия и дорожное покрытие, — рассказала она.

4. Проблемы с ремонтом.

Сложности с ремонтом связаны с высокой ценой на запчасти, однако не только с ней — есть и другие факторы. Особенно им подвержены модели, которые завозятся «в серую», то есть по параллельному импорту.

— На первый взгляд, они могут быть существенно дешевле машин, которые продают официальные дилеры. Однако дальнейшее обслуживание может потребовать серьёзных затрат. Например, при диагностике компьютеры не могут считать коды ошибок. Есть сложности и в доступности запчастей. Дело не только в отсутствии гарантии на «серые» китайские авто. У автомобилей, созданных для китайского рынка, могут стоять другие комплектующие — их могут заказать и привезти, но они не подойдут по параметрам. В некоторых случаях дилеры просто отказываются проводить ремонт, — констатировал Дмитрий Демчук.

5. Слабая электроника.

Как рассказала Ксения Тимофеева, на неполадки с электроникой жалуются 75% пользователей китайских машин.

— Эта проблема усугубляется с приходом холодов, когда даже автомобили, сделанные под суровый российский климат, начинают «глючить». Особенно сильно это заметно в северных регионах, где спрос на китайские авто значительно отстаёт по этой самой причине, — отметила она.

Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

На электронику в китайских автомобилях действительно много жаловались с наступлением зимы в России: непривычные декабрьские морозы массово выводили из строя самые «навороченные» гаджеты. Причём касалось это не только мультимедийных экранов, но и проводов.

— Помимо того, что у Китая, скажем так, ниже среднего адаптация под Россию этих всех гаджетов, у них не очень качественно изготовлены системы. Прогнившие ломкие провода могут прекращать работать в условиях наших морозов, — констатировал в разговоре с 78.ru автоэксперт Сергей Клоков.

6. Большой расход.

Ксения Тимофеева поделилась ещё одной жалобой владельцев китайских автомобилей: по данным «Автокода», в топ проблем вышел и неожиданно большой расход топлива.

Китайские слабости не эксклюзивны

Тем не менее, несмотря на внушительный список проблем, не нужно считать, что китайские автомобили в этом уникальны, предупредил Сергей Клоков. На самом деле подобные проблемы встречаются практически у всех автопроизводителей, и беда «китайцев» только в том, что они эти проблемы копируют.

— Я всегда говорил, что не стоит выделять китайский автопром в отдельную нишу. На самом деле эти недочёты, мягко говоря, свойственны сейчас практически всем автомобильным концернам. И каждый концерн с ними борется. Но китайские производители — своего рода «изобретатели велосипеда», которые посматривают на изобретение велосипедов в других фирмах. Ничего, собственно говоря, нового китайцы в автомобильную промышленность не внесли, — отметил Сергей Клоков.

Фото: freepik.com/Drazen Zigic

К примеру, антикоррозийная обработка кузова — общее слабое место всех автопроизводителей последних лет. Автоэксперт объяснил, что всерьёз этой проблемой занимались и боролись с ней в 1970—1980-х годах, когда это было конкурентным преимуществом для привлечения клиентов. Тогда на машину давали гарантию в 10 лет, сегодня же это не имеет смысла, поскольку, по мнению маркетологов, собственник должен владеть машиной максимум 3–5 лет, а затем менять её на новую.

— Никто сейчас, я ещё раз повторюсь, из автопроизводителей, причём крупных, не уделяет особое внимание этому вопросу. Да, на заводе происходит грунтование, фосфатирование. Но до уровня авто 40—50-летней давности современным кузовам далеко, — констатировал Сергей Клоков.

Что касается «глючащей» электроники, то это проблема, опять же, всех автопроизводителей, которые стремятся насытить свои модели современными технологиями. Предсказуемы были и сложности в морозы: по словам автоэксперта, ждать, что электронное устройство в минус 50 будет вести себя так же, как в плюс 10-20, глупо.

— Это проблема всех производителей, которые внедряют планшеты и другие контролирующие электронные устройства. В том числе компании, которые ушли с российского рынка, убрали техподдержку. У Mercedes и Volvo также начались проблемы с электроникой. W223 Mercedes S-класса, премиум-автомобиль, также сейчас машина проблемная, и дилеры не нашли выход из этой ситуации: нет софта, нет поддержки. Неясно, как устранять поломку в виде самопроизвольно опускающихся стёкол дверей, не выдвигающихся ручек дверей или самопроизвольно складывающихся сидений в таком Mercedes. Причём эта неисправность проявляется периодически: то появляется, то исчезает. И водитель или собственник этой машины эксплуатирует её и гадает, что же дальше произойдёт. Выстрелит ли у него подушка безопасности или преднатяжитель ремня безопасности, или вдруг ни с того ни с сего мультимедийная система отключится. На фоне подобных проблем китайские авто стоят в тени, — считает эксперт.

При этом на «китайцев» немного жалоб, связанных с механическими поломками двигателей, коробки передач, вариаторов, роботизированных коробок. Если сравнить с западными «образцами», китайский автопром движется вполне в общем тренде.

— Вариаторы — это всегда общая болезнь любителей Nissan. Можно поднять историю и выяснить, что роботизированные коробки ломаются массово. Мой знакомый, который работает в VAG концерне в Америке (Volkswagen Aktiengesellschaft), говорит, что эти коробки DSG ходят и работают без поломок до 200 тыс. км. А у нас были случаи, когда 15—30 тыс. и приходилось коробку ремонтировать, — поделился эксперт.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

В целом можно констатировать, что пристальное внимание к поломкам китайских автомобилей и демонстративное «разочарование» в них, декларируемое в СМИ и у некоторых блогеров, на самом деле связано с особенностями человеческого восприятия: для нас всегда острее проблемы того, что сейчас на слуху. А китайские автомобили до сих пор для многих в новинку, кто-то колеблется, стоит ли их приобретать, поэтому любые претензии к ним воспринимаются в отрыве от подобных же проблем недоступных ныне западных брендов.

— Сказать, что Китай делает плохие автомобили, я не могу, — резюмировал Сергей Клоков.

Полигон для испытаний

Несмотря на все недостатки, у китайских автомобилей есть и серьёзные преимущества, которые отмечают владельцы — благодаря им, по мнению аналитиков рынка, когда цены на новых «китайцев» стабилизируются, их популярность вырастет ещё больше.

— Из плюсов пользователи новых авто из Поднебесной отмечают в первую очередь дизайн и эргономичность. Следом можно упомянуть о богатом оснащении электроникой, вместительности и доступности (в плане возможности купить), — обратила внимание Ксения Тимофеева.

С тем, что у китайского автопрома большое будущее, согласен и Сергей Клоков. Более того, главную роль в этом будущем сыграет именно выход на российский рынок — правда, не в качестве денежного «трамплина», поскольку покупатели в России хоть и платёжеспособные, но всё же недостаточно многочисленные, чтобы удовлетворить «аппетиты» растущей автомобильной индустрии Поднебесной.

— Я считаю, что цель Китая — господство на мировом рынке. Эта их амбициозная цель складывается из тех показателей, которые они получат при обкатке своей продукции на рынке России. Это очень хороший полигон для испытаний, причём в разных условиях климатических, разных дорожных условиях. Регионы у нас разнообразные, дороги — тоже. Так что лучший полигон автопроизводитель вряд ли может себе представить, — отметил Сергей Клоков.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Китайские производители активно собирают и анализируют данные по обращениям клиентов, по поломкам, с которыми те обращаются в дилерские центры, и — самое главное — устраняют недочёты. Если на первых автомобилях Great Wall или Chery Tiggo владельцы, по выражению Сергея Клокова, «ездили и плакали», то сейчас качество улучшилось на порядок. Уже нет ни «деревянного» пластика, ни непонятного кожзаменителя, который через две-три недели превращался в «драную материю», ни неприятного запаха в салоне. Перспективы у китайского автопрома велики, как и его амбиции.

— Допускаю, что у китайцев будут взлёты и падения, но того, что они уйдут с мирового рынка, сдавшись, не будет никогда. Скорее всего, мы в ближайшей перспективе, может быть, года два—три, увидим, как китайцы потихонечку начинают входить на европейский рынок. Им это будет тяжело, может быть, даже их какое-то время пускать не будут, но предполагаю, что в ближайшем будущем мы увидим их автомобили массово в Европе, — считает Сергей Клоков.

Причина, помимо всего прочего, во внедрении функций, которые по каким-то соображениям европейские производители оставляют «на потом» — автоэксперт считает это картельным сговором. На китайских автомобилях вполне могут появиться системы, которые будут стоять на Mercedes только в 2025 году, при этом в премиальном варианте. А если Китай предложит свои автомобили по более низкой цене, европейских производителей это очень подкосит.

Что же до России, то она останется для Китая ценным рынком — в том числе благодаря своим уникальным «полигонным» условиям. И поскольку два года — слишком небольшой срок, чтобы выявить все недостатки, можно с уверенностью сказать, что и китайские автомобили, и связанные с ними проблемы, останутся с нами надолго.

Последнее китайское предубеждение: что говорят независимые рейтинги о надежности автомобилей из КНР

Сегодня автомобили из КНР выглядят не хуже моделей именитых брендов, но всех волнует другой вопрос: насколько они надежны в сравнении с Renault, Volkswagen или Toyota? Поводов усомниться в их качестве предостаточно. Китайский автопром начал развиваться поздно и отстает от европейского, грубо говоря, на целый век. Экземпляры «чайнакаров» 20-летней давности вызывали оторопь и ломались даже во время тест-драйвов (был у меня такой опыт с BYD Flyer). А последнее время они увлеклись сложными и рискованными технологиями, пытаясь опередить мировой автопром в турборежиме. Но на их стороне мощь и богатство китайской экономики, а еще громадный рынок (25 миллионов в год), позволяющий прогрессировать очень быстро. Так что у них с надежностью? И есть ли у китайцев марки-лидеры по этому показателю?

Оценить надежность «китайцев» непросто: например, они почти не представлены в Европе, где можно было бы сравнивать их с привычными нам моделями. В прошлом году в Старом Свете продали менее 200 тысяч китайских автомобилей, из которых 65% — это английский бренд MG, принадлежащий компании из КНР (Nanjing Automobile). Куда больше в ЕС реализуется Tesla китайской сборки, но в этом материале мы концентрируемся сугубо на автомобилях родных для Поднебесной брендов. А с ними всё сложно: в немецком рейтинге TUV или английском WarrantyDirect просто нет интересующих нас «Чери» или «Джили».

Наиболее релевантны данные американской компании J.D. Power, которая имеет подразделение в Китае. Ее рейтинг оценивает качество и надежность автомобилей на основе претензий клиентов, правда включает не только поломки, но и любые нарекания. Например, в случае с китайскими автомобилями общим местом являются жалобы на плохую шумоизоляцию и качество мультимедийных систем, что совпадает с субъективными оценками.

Японцам пока уступают

Если сравнить отчеты J.D. Power для автомобилей разных «национальностей», получается любопытная картина. Рейтинг отражает среднее количество проблем, приведенное к сотне автомобилей. Учитывается период владения с 13-го по 48 месяц эксплуатации (то есть 1–4 года).

Для японских автомобилей на домашнем для них рынке показатель составляет 56 единиц, для китайских непремиальных внутри самой КНР — 184 (тут подчеркнем, что речь именно о китайских марках, а не совместных предприятиях с иностранными компаниями). При этом для непремиальных машин в США показатель J.D. Power составляет 182 проблемы на 100 автомобилей, то есть почти идентичен китайскому.

Рейтинг отражает, скорее, субъективную удовлетворенность качеством машины, чем именно надежность, но показывает, что китайские автомобили значительно уступают японским, но плюс-минус близки к американским (хотя тут нужно учесть и большую придирчивость американцев при оценке).

На что жалуются «чайнаводы»

В рейтинге J.D. Power для китайских автомобилей много внимания уделено именно жалобам на мультимедийные системы: плохая работа радио, бликующие экраны (о, да!), неточная работа навигационной системы, некачественное распознавание голоса. Есть и претензии к запаху клея в салоне, хотя, по моим ощущениям, с этой проблемой почти удалось справиться.

Среди автомобилей, продающихся в Китае, максимальный рейтинг J.D. Power предсказуемо имеет немецкий бренд Porsche — 136 проблем на сотню машин, далее идут Land Rover (145) и BMW (147). Близки к ним продукты совместного предприятия FAW Toyota (159), а лучший из известных нам китайских брендов — это Geely (178).

По отчетам J.D. Power хорошо виден прогресс китайских марок: так, в 2010 году фиксировалось 298 проблем на 100 машин, а уже на следующий год их количество сократилось до 218 (сейчас 184). В те годы проблемы были серьезнее, например, клиенты жаловались на потерю мощности двигателя при включении кондиционера, шумные тормоза, неработающие стеклоочистители, высокий расход топлива и запах из системы вентиляции. В последующих отчетах рейтинг J.D. Power колебался в диапазоне 150–180 единиц, что, вероятно, связано с улучшением качества с одной стороны и с усложнением китайских машин с другой (а последнее обычно приводит к росту числа нареканий).

Китайская метрика

Внутри Китая есть собственный рейтинг, напоминающий J.D. Power — его составляет китайская ассоциация контроля качества автомобилей (Chinese Automobile Quality Network). В нем также используются жалобы клиентов, и по итогам 2022 года было обработано около 36 тысяч заявок. Лидерские позиции в рейтинге занимают совместные предприятия китайских компаний с именитыми производителями: Honda (Dongfeng), Jetta (это суббренд Volkswagen для китайского рынка), Mitsubishi (GAC).

Из китайских брендов лидирует, как ни странно, Volvo — ее авторы исследования причисляют к местным маркам (шведская компания принадлежит Geely). Из чисто китайских производителей впереди люксовый бренд Hongqi, сразу за ним — Dongfeng Fengon и Geely. Неплохо выглядят Tank и Changan, а вот Chery находится во второй половине списка, равно как близкие ей бренды Jetour, Exeed, Kaiyi. При этом в рейтинге качества первого года эксплуатации Chery Arrizo 5 Plus лидирует (в России это Omoda S5).

Вообще, сделать однозначный вывод о долговременной надежности китайских автомобилей нельзя — все рейтинги такого плана имеют элемент субъективности и оценивают относительно новые модели в возрасте до 3–4 лет, что не позволяет ответить на вопрос, сможет ли китайский турбомотор пройти без поломок 200–300 тысяч километров. По общему количеству нареканий чисто китайские бренды пока уступают продукции совместных предприятий, но и аутсайдерами не смотрятся. Достаточно сказать, что последнее место в рейтинге Chinese Automobile Quality Network занимает популярная в России Skoda.

Любовь к турбинам

Главная проблема — это невозможность оценить надежность дорогостоящих узлов «чайнакаров», например, двигателей и коробок передач. Помимо отсутствия рейтингов сказывается и переменчивость китайского автопрома. Например, в 2016–2018 годах марки Из КНР стали переходить на двигатели объемом 1,5 литра, которые сулили льготные тарифы при экспорте. Поскольку атмосферные моторы такого формата имеют ограниченную мощность, китайцы стали активно внедрять турбомоторы и большинство продаваемых в Россию кроссоверов из Поднебесной имеют 1,5-литровые двигатели с наддувом мощностью 150–185 л.с. Столько высокий уровень форсировки потенциально снижает надежность, да и сам турбонаддув бензиновых двигателей считается капризной технологией. Но в массовый обиход китайские турбомоторы вошли пять-семь лет назад и выборки автомобилей с большими пробегами по России пока просто нет.

Китайские компании пытаются убедить публику в надежности своих турбомоторов разными способами, например, Changan в 2020 году вошел в Книгу рекордов Гиннесса, но в странной категории — «Самая длинная прямая трансляция». Она длилась 259 часов, пока турбодвигатель BluCore NE 1.5 T работал на предельной частоте 5500 об./мин. Хотя, если честно, это мало что доказывает.

Ржавь и цинк

Как еще оценить качество китайских машин? Например, с первых лет в России они быстро ржавели, поэтому сейчас сложно увидеть Chery Amulet с целым кузовом. Даже в 2016 году лишь треть китайских автомобилей имела оцинковку кузова, и вообще, долговечность никогда не была приоритетом для машин из КНР с их стремительно меняющимся автопромом.

Проблема сохраняется до сих пор, но всё же китайцы учитывают особенности российской эксплуатации. Поэтому тульские Haval имеют двухстороннюю оцинковку всех кузовных панелей, кроме крыши. Кузова белорусских Geely Coolray также штампуют из оцинкованного листа, а затем подвергают катафорезному грунтованию. Но, например, Chery Tiggo 4 Pro лишь частично оцинкован холодным методом, хотя более дорогой Chery Tiggo 8 имеет гальваническое покрытие на внешних панелях кузова, кроме капота и крыши. Холодным способом (то есть не самым эффективным) оцинкован кузов Changan Uni-K, хотя модель сравнительно новая и дорогая. Cитуация с коррозионной устойчивостью китайских моделей неоднородна, и эта зона риска, скорее всего, остается, хотя марки из Поднебесной всё чаще учитывают этот фактор при экспорте моделей.

А что с безопасностью?

Она не связана напрямую с надежностью, но многое рассказывает о качестве автомобиля. Например, для хорошей защиты седоков при фронтальном и боковом ударе используют кузова с клетками безопасности из высокопрочных сталей, при этом все системы должны работать стабильно и надежно: преднатяжители ремней, подушки безопасности, деформируемые зоны. У китайцев с этим поначалу были проблемы.

В 2007 году китайский бренд Brilliance «прославился», набрав лишь одну из пяти звезд в краш-тесте EuroNCAP, чем закрыл себе путь в Старый Свет. Но уже в 2011-м Geely Emgrand EC7 набрал уже четыре звезды, что тогда казалось достижением.

Сегодня ситуация радикально иная: китайские машины колотят в Европе всё чаще и максимальные пять звезд набрали, например, BYD ATTO3, Chery Omoda 5 (в России — Omoda C5), Link&Co 01, Nio ET7 и ES8, Wey Coffee 01/02.

Кстати, в Европе продают в основном неизвестные у нас модели, кроме Omoda C5, что объясняется разностью предпочтений: России китайцы адресуют классические модели, Европе — в основном гибриды и электромобили.

В КНР есть свой рейтинг безопасности C-NCAP с похожей на европейскую методикой. Максимальные пять звезд в нем набирают, например, популярные в России Chery Tiggo 7 Pro и Tiggo 8, Geely Atlas и Haval F7. Для сравнения: модели умершего бренда Lifan, одно время популярные в России, набирали в основном по три звезды.

В качестве вывода

Долгие годы китайские марки были практически неизвестны в мире, а в России их доля лишь в последний год поднялась выше 5–8%, а потому достоверных данных о их надежности мало. Оценивать современные «чайнакары» по уже поездившим моделям пятилетней давности тоже не всегда правильно: машины из КНР прогрессируют так быстро, что в некоторых случаях пять лет — это существенная разница.

Можно лишь констатировать, что за последние 20 лет китайские автомобили стабильно улучшали все аспекты: ровнее стали кузова, аккуратнее сборка салонов, мягче закрываются двери, почти исчез запах клея. Но удалось ли им догнать японские и европейские марки по уровню надежности, пока сказать невозможно.

Попробуйте, кстати, отличить модель из КНР по внешнему виду: сегодня это почти невозможно. Скоро китайские автомобили будут выпускать даже под брендом Lada. Тест-драйвы машин из Поднебесной собраны в отдельном разделе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *