Кто кого должен пропускать во дворе
Перейти к содержимому

Кто кого должен пропускать во дворе

  • автор:

Как во дворе можно получить штраф ₽1500–3000: в ГИБДД все рассказали

Правила дорожного движения можно нарушить не только на дороге, но и во дворе. Рассказываем, как не получить неожиданный штраф.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Как пояснили в ГИБДД по Республике Алтай, правила движения в жилой или дворовой зоне регламентированы разделом 17 ПДД. При этом если у жилой зоны есть соответствующий знак, то двор никак не обозначаются. Однако и у него есть определение: под дворовыми территориями подразумеваются участки земли, непосредственно прилегающие к жилым домам и находящиеся между ними, пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого, размещаются детские площадки, места отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам.

Главные правила для дворов и жилых зон

  1. Запрещена стоянка с работающим двигателем. Если транспортное средство не движется в течение более 5 минут и при этом не происходит посадка пассажиров или выгрузка грузов, то это стоянка.
  2. Правила парковки во дворах запрещают стоянку грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, то есть автомобилей категории C, вне специально отведенных мест (обозначенных дорожными знаками или разметкой).
  3. Запрещается парковать автомобиль на газоне. Протоколы за указанные правонарушения составляют уполномоченные органы самоуправления.
  4. При выезде с дворовой территории водитель обязан уступить дорогу всем участникам дорожного движения.
  5. Сквозной проезд по дворам для автомобилей запрещен.
  6. Максимальная скорость движения 20 км/ч.
  7. Пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, но они не должны создавать необоснованных помех автомобилистам.
  8. Запрещена учебная езда.
  9. При встречном разъезде во дворах уступить дорогу должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие (например, припаркованная машина).
  10. При пересечении дорог во дворах действует правило «помеха справа». Преимущество в движении у транспортного средства, которое приближается справа.
  11. Движение велосипедистов подчиняется общим правилам, и перед автомобилем во дворе велосипедист не имеет того приоритета, какой есть у пешеходов.

Штрафы

Согласно ст. 12.28 КоАП «Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах» штраф за нарушение ПДД составляет 1500 рублей для всех регионов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (3000 рублей).

Кто кому на самом деле должен уступить дорогу при въезде во двор

Тесные дворы и нехватка парковочных мест создают массу проблем для автомобилистов. Порой, в поисках свободного места, водители успевают нарезать не один круг. Да и сам въезд во двор для некоторых водителей сродни квесту, который они не могут решить — упрутся бамперами и стоят, не зная, кто кого должен пропустить. Портал «АвтоВзгляд» разобрался в этой спорной ситуации.

Поделиться

Изображение Кто кому на самом деле должен уступить дорогу при въезде во двор

Ситуация стандартная: один водитель выезжает из двора, а другой пытается в него въехать. Но из-за тесноты проезжей части, частично заставленной припаркованными у обочины автомобилями, разъехаться двум машинам весьма проблематично. Усугубляется все темпераментом одного или обоих водителей, не желающих уступать дорогу. Кто прав, и у какого из автомобилистов преимущество?

Начнем с того, что придомовая территория, как правило, относится к жилой зоне, в связи с чем на въездах во дворы устанавливается соответствующий знак 5.21, определяющий приоритет пешеходов и велосипедистов на данной территории. Это не полный запрет на движение автотранспорта по двору, но определенные ограничения все же есть: скорость езды автомобиля по двору не должна превышать 20 км/ч; дворовая зона не годится для обучения вождению; запрещено игнорировать пешеходов, не предоставлять им приоритет движения.

А еще через жилую зону запрещен сквозной проезд, нельзя объезжать пробки и срезать путь, во дворах нельзя стоять с работающим двигателем и нельзя парковать грузовые автомобили вне специально отведенных для этого местах. Так что в первую очередь, въезжая во двор, водители должны помнить о том, что их преимущества здесь заканчиваются. Но как же быть, когда одному водителю нужно попасть во двор, а другому из него выехать?

Приключения зеленого крокодильчика: тест-драйв нового Audi Q3

Оцениваем немецкие прелести русскими поверхностями

Фото и видео: АвтоВзгляд

Читайте также

Согласно п. 8.3 ПДД, автомобиль, выезжающий со двора, не обладает преимуществом перед автомобилем, который в него въезжает: «При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает».

Однако ситуация на местах складывается несколько иначе: заставленная машинами проезжая часть на придомовой территории сужается до одной единственной узкой полосы. И именно из этого должен исходить водитель заезжающего во двор автомобиля. По правилам у него все козыри. Но водителю, выезжающему из двора сложнее маневрировать в ограниченном пространстве, тем более сдавая задом, с целью пропустить въезжающий транспорт.

Поэтому оцениваем ситуацию и риски, включаем здравый смысл и уважение к другим участникам движения, и пропускаем вперед того, кто покидает жилую зону. Помните, что за рулем выезжающего со двора автомобиля может оказаться неопытный водитель, который, растерявшись, может не только поцарапать припаркованные машины и поотрывать им зеркала, но и наехать на пешехода.

Шестое чувство: тест-драйв нового кроссовера Cadillac XT6

Ищем скелеты в американском шкафу на колесах

Фото и видео: АвтоВзгляд

Читайте также

Подпишитесь на канал "Автовзгляд"

Кто кому должен уступать дорогу при разъездах во дворе?

Агрессивный водитель

Наверное, тот должен уступать дорогу, кто воспитаннее, учтивее, вежливее. Наконец, слабее или трусливее. Разве не так? Вон, защитник «Зенита» Терентьев при разъезде во дворе не пропустил девушку на «Мерседесе» и получил в нос от случайного прохожего. А на самом деле, кто должен ехать первым во дворе, если ширина дороги позволяет проехать только одному автомобилю?

Собственно, в Правилах дорожного движения, когда говорится о преимущественном праве проезда, имеется в виду… дорога. А асфальтовая «тропа» под вашими окнами — это и не дорога вовсе, а прилегающая (к дому) территория. И все же водители, которые ничего не знают о прилегающих или внутридомовых территориях, предпочитают во дворе использовать те же правила и приемы, что и на «большой» дороге, — пропускать пешеходов и тех, кто справа. А если он едет прямо на тебя?

В разделе 11 ПДД «Обгон, опережение, встречный разъезд» есть седьмой пункт, в котором сказано следующее: «в случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу». Там же говорится и о том, что один водитель обязан уступить дорогу другому при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, — тому, что едет в гору.

Уклоны в наших дворах встречаются нечасто (тем более, они не обозначены знаками), а вот по первому абзацу можно и подискутировать. Так, если вы едете по двору справа налево и у вас справа припаркованы автомобили, вы, согласно пункту 11.7, должны пропустить того, кто едет слева направо — впритык к тротуару. Ведь он, получается, едет по своей полосе, а вы — по встречной. Но опять же это касается дорог, а не прилегающих территорий.

По поводу последних в Правилах говорится, что водитель, выезжающий с прилегающей территории (в том числе и из двора), должен уступить дорогу тем, кто движется по ней независимо от направления их движения (пункт 8.3 ПДД). Что касается других вариантов разъезда во дворе, они правилами не регламентируются — маневрирование в таких случаях остается на совести водителей. Как уже было сказано выше, в случае, если во дворе есть перекресток, водители часто используют стандартное правило разъезда равнозначных нерегулируемых перекрестков. Но еще чаще — здравый смысл. Кому удобнее подождать или дать дорогу другому, тот ждет или дает дорогу.

А если ни у кого нет преимущества? Есть несколько «общеводительских», которых рекомендуется придерживаться.

  1. Несмотря на пункт 8.3 ПДД, который вроде бы дает преимущество въезжающему во двор перед тем, кто из него выезжает, следует сначала выпустить все выезжающие из двора автомобили, а потом въезжать во двор самому.
  2. Если в узком проезде машины оказались «нос к носу», кому-то по любому придется сдавать назад. Кому? Тому водителю, у которого лучше маневр — сзади больше места или меньше расстояние до расширения дороги (перекрестка). То есть, если вы только что въехали во двор с дороги и столкнулись с автомобилем, за которым 200-300 метров узкого извилистого пространства, вам будет лучше выехать задним ходом на дорогу и дать оппоненту покинуть двор.
  3. Двигаясь задним ходом, не надо торопиться. Следует помнить о том, что этот маневр находится в списке самых опасных. Если двор узкий, народу в нем много, рядом находятся детские площадки, возможно понадобится помощь третьих лиц для безопасного разъезда во дворе двух автомобилей.
  4. Если вы, управляя легковым авто, столкнулись в узком проезде с большим грузовиком, мусоросборщиком, пожарной машиной или «скорой», пропустите их — даже если «скорая» никуда не торопится. Водителю грузовика труднее сдать назад, чем вам, а пожарная может спешить по неотложным делам. С другой стороны, если вы находитесь за рулем могучего внедорожника, вам, может быть, будет проще заехать одним колесом на бордюр, чтобы дать проехать малолитражке.

Вывод: если ни у кого из водителей нет явного преимущества при разъезде во дворе, в силу вступает здравый смысл и желание водителей быстро решить проблему. В этом случае действуют указанные выше неофициальные правила. Если вы их будете соблюдать, проблема решится быстро. Если нет, возможны аварийные ситуации и конфликты — вроде того, что произошел в конце ноября с защитником ФК «Зенит» Денисом Терентьевым.

Дороги без опасности: кто должен уступить дорогу во дворе

РИА «ТОП68» продолжает проект, где напоминает Правила дорожного движения, разъясняет сложные ситуации на дороге, приводит конкретные примеры. Очередной материал посвящён движению в жилых зонах и на дворовых территориях.

Фото: РИА «ТОП68»

РИА «ТОП68» продолжает проект «Тамбов: дороги без опасности». В рамках него напоминаем ПДД, разбираем конкретные примеры, приводим мнение экспертов. В очередном материале — о правилах движения на дворовых территориях, в жилых зонах. Статья подготовлена при поддержке УГИБДД по Тамбовской области.

Жилая зона и дворовая территория

Границы жилой зоны обозначаются специальными знаками: 5.21 и 5.22. Здесь пешеходы имеют преимущество перед водителями. То есть они могут двигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. Однако они не должны создавать необоснованных помех автомобилистам.

Слева знак 5.21 «Жилая зона» и справа знак 5.22 «Конец жилой зоны»

В таких зонах запрещается сквозное движение механических транспортных средств (но это не мешает водителю сделать остановку и продолжить движение, тем самым не нарушая ПДД), учебная езда, стоянка с работающим двигателем, стоянка грузовиков вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. Механическое транспортное средство приводится в движение двигателем. Пример, автомобиль. Велосипед не является механическим транспортным средством, следовательно, ему разрешается сквозное движение.

Выезжая из жилой зоны, водитель обязан уступить дорогу другим участникам дорожного движения, то есть как автомобилистам, так и пешеходам, велосипедистам, вне зависимости от направления их движения.

Все эти правила должны соблюдать водители и на дворовых территориях. Стоит отметить, что специальными знаками они не обозначаются и считаются прилегающей территорией. Согласно ПДД, это участок, непосредственно прилегающий к дороге и не предназначенный для сквозного движения. К прилегающей территории, например, относятся и автостоянки, и АЗС, и так далее. К слову, выезды с таких территорий не являются перекрёстками.

О скорости

В жилых зонах и на дворовых территориях допускается движение транспорта со скоростью не более 20 км/ч. Согласно статье 12.9 КоАП за превышение скорости на более чем 20 км/ч придётся заплатить 500 рублей, на более чем 40 км/ч — от тысячи до 1,5 тысячи рублей, на более чем 60 км/ч — от двух до 2,5 тысячи рублей или лишиться права управления транспортным средством на срок от четырёх до шести месяцев, на более чем 80 км/ч — пять тысяч рублей или лишиться права управления транспортом на срок шесть месяцев. То есть водитель, который решит прокатиться во дворе со скоростью 90 км/ч, может временно остаться без прав.

А повторное нарушение данных правил грозит более серьёзным наказанием. Если повторно превысить скорость на 40 км/ч, то штраф составит от двух до 2,5 тысячи рублей; на 60 и 80 км/ч — влечёт лишение прав на срок один год, а при фиксации административного правонарушения фото или видеосредствами — штраф в размере пяти тысяч рублей.

О движении

Въезжая во двор, водитель обязан уступить пешеходам и велосипедистам, путь которых он пересекает. Уезжая со двора, водитель обязан уступить не только пешеходам и велосипедистам, но всем транспортным средствам. То есть у автомобилиста, въезжающего на прилегающую территорию, есть приоритет перед водителем, который её покидает. Однако это в теории. На практике зачастую у автомобилиста в узком дворе меньше возможностей для маневрирования. Поэтому водитель, въезжающий во двор, должен оценить ситуацию и риски, и принимать решение исходя из них.

Движение по прилегающей территории, то есть по двору осуществляется по Правилам дорожного движения. Пересечение дорог на таких территориях — равнозначное, поэтому водителям следует руководствоваться правилом о помехе «справа». То есть уступать тому транспорту, который приближается справа.

Когда встречный разъезд во дворе затруднён, уступает тот, на чьей стороне находится препятствие. То есть если перед автомобилем — припаркованный транспорт, он обязан уступить дорогу встречной машине, а только затем продолжить движение.

Стоянка в жилых зонах или дворах

По Правилам дорожного движения, «Стоянка» — это преднамеренное прекращение движения транспорта на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой автомобиля. То есть находиться на дворовой территории и в жилой зоне более 5 минут с включенным двигателем без причин запрещается.

За нарушение данного запрета, а также за сквозное движение механических транспортных средств, учебную езду, стоянку грузовиков вне специальных мест, в жилых зонах грозит штраф в 1,5 тысячи рублей (КоАП, статья 12.28), а в Москве или Санкт-Петербурге — в три тысячи рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *