Какую машину называли захар
Перейти к содержимому

Какую машину называли захар

  • автор:

ЗИЛ-164 – этот советский грузовик не просто так унаследовал прозвище «Захар»

ЗИЛ-164 – этот советский грузовик не просто так унаследовал прозвище «Захар»

Советский Союз после войны и вплоть до середины 1980-х годов представлял собой одну большую стройку. Особенно глобально выглядела она в 50-60-х. Естественно, для ускорения процесса стране требовались грузовые автомобили в огромных количествах. Выпускали их на нескольких заводах, но старейшими производителями были ГАЗ и ЗИС, он же ЗИЛ.

Одним из знаковых советских грузовиков стал ЗИЛ-164. Эти автомобили выпускались в различных версиях с 1957 по 1964 годы. Несмотря на достаточно короткую конвейерную жизнь, водители эту модель уважали, в противном случае они не стали бы давать ей прозвище «Захар». Напомним, что так называли знаменитую «трехтонку» военных лет – ЗИС-5.

Отличия от ЗИС-150

По факту, ЗИЛ-164 – это продолжение линейки второго поколения Завода имени Лихачева, начатой с ЗИС-150. Поэтому внешность этих двух автомобилей похожа. Более того, сейчас многие путают эти две модели, хотя, для специалиста одного взгляда достаточно, чтобы понять.

ЗИЛ-164 – этот советский грузовик не просто так унаследовал прозвище «Захар»

В России таких автомобилей сейчас остались единицы. Фото: Youtube.com

Основное внешнее отличие ЗИЛ-164 от ЗИС-150, которое сразу же бросается в глаза – это радиаторная решетка. У более старой модели она полуовальная, с горизонтальными прорезями. Такое ощущение, что конструкторы заботились об аэродинамике, но на самом деле, благодарить за дизайн стоит грузовики из США.

ЗИЛ-164 имеет плоскую радиаторную решетку с вертикальными прорезями. Именно по этой особенности грузовики можно отличить издалека.

Зато по техническим характеристиками ЗИЛ-164 значительно превосходит своего предшественника:

✅ Усиленная рама
✅ Доработанный двигатель на 100 л. с. – это на 5 л. с. больше, чем у ЗИС-150
✅ Новый радиатор
✅ Улучшенный отопитель
✅ Появилась система обдува ветровых стекол горячим воздухом

Много было доработок по ходовке и кузову. Все проблемные места постарались переделать. Появились усилители лонжеронов, а в рессоры добавили листы для увеличения грузоподъемности.

Передняя подвеска ЗИЛ-164. Фото: Youtube.com

По сравнению с ЗИС-150, который был типичной военной машиной, ЗИЛ-164 стал грузовиком с высоким уровнем комфорта. Сейчас это кажется смешным, но водители были в восторге от нового автомобиля. Например, кабина ЗИЛ-164 сразу делалась цельнометаллической, а сиденья – пружинными. Водительское кресло даже имело регулировку по росту, что для советской грузовой техники вообще казалось чем-то фантастическим.

ТТХ

ЗИЛ-164 имеет грузоподъемность от 3,5 до 4,5 тонны. Она зависит от типа шин, установленных на грузовик и по какому дорожному покрытию ему предстояло передвигаться. По асфальту можно везти 4-4,5 тонны.

По грунтовым и проселочным дорогам максимальный вес груза заявлен на отметке 3,5 т. Конечно, можно его превысить, вот только проходимость автомобиля тогда резко падала. Во время распутицы перегрузы на грунтовых дорогах нежелательны. Хотя, если шоферы ехали сразу на нескольких машинах и были опытными, они часто грузили и по 5 тонн.

Двигатель ЗИЛ-164, как и положено для советского силового агрегата, карбюраторный. Рабочий объем рядной «шестерки» – 5,5 литра. Мощность – 100 л. с., что на 5 «лошадок» больше, чем у ЗИС-150.

Бензобак на 150 литров, на заливной горловине расположен сетчатый фильтр, улавливающий крупные частицы грязи или мусора. Мотор рассчитан на топливо марки А-66.

Задняя подвеска ЗИЛ-164. Фото: Youtube.com

Двигатель закреплен на раме с использованием трех опор и резиновых подушек. Карбюратор на ЗИЛ-164 ставили усовершенствованный по сравнению с ЗИС-150 – это МКЗ-К-82М. Последняя литера в индексе как раз и означала «модернизированный». Этот узел полностью взаимозаменяем с МКЗ-К-82, так что его можно было переставлять с одного грузовика на другой без каких-либо переделок и доработок.

Коробка передач – пятиступенчатая. Она более совершенная, чем у ЗИС-150.

Рулевое управление, что естественно для конца 1950-х годов, было без гидроусилителя. Поэтому водители старых грузовиков всегда отличались сильными руками. Конечно, на ходу рулить автомобилем несложно, но вот маневрировать в узких местах – та еще проблема. Для тех, кто хочет понять, как это было хотя бы примерно, можно посоветовать попробовать развернуть во дворе любой советский легковой автомобиль.

Модернизация 1961 года

Интересно, что ЗИЛ-164 изначально был решением временным. По сути, этот грузовик представлял собой глубоко модернизированную версию ЗИС-150. Работы над автомобилем нового поколения начаты в 1953 году – имеется в виду будущий ЗИЛ-130.

Но так как модернизированная модель нужна была «еще вчера», пришлось запустить что-то раньше. Так ЗИЛ-164 встал на конвейер в 1957 году. Именно в это время, кстати, появился и первый прототип 130 модели.

Двигатель ЗИЛ-164. Фото: Youtube.com

В 1961 году, когда уже нужно было менять поколение грузовиков, конструкторы модернизировали ЗИЛ-164. Заодно они внедрили ряд передовых технических решений от новой модели. Модернизированная версия получила литеру «А» в индексе.

ЗИЛ-164А имел новое однодисковое сцепление. Коробку передач тоже доработали, изменив соотношение передаточных чисел. Чтобы двигатель мог взаимодействовать с новым сцеплением, пришлось заменить маховик. Появился усовершенствованный топливный насос с более чем в два раза увеличенной производительностью. Он перекачивал 125 литров в час против 60 у дорестайлингового ЗИЛ-164.

Модернизированный грузовик постоянно дорабатывался. Дело в том, что запуск новой модели ЗИЛ-130 откладывался, а узлов и агрегатов для него становилось все больше. Поэтому их внедряли в ту модель, которая стояла на конвейере.

Интересно, что новые узлы были полностью взаимозаменяемыми со старыми. При желании, их можно менять и комбинировать.

Модификации

ЗИЛ-164 выпускался в разных версиях. Прежде чем начать их перечислять, нужно отметить, что все модификации с литерой «А» после цифр 164 в названии – это рестайлинг.

ЗИЛ-164 во Вьетнаме. Фото: Youtube.com

Основным грузовиком был ЗИЛ-164 (А). Это стандартная бортовая модель с деревянным кузовом и двигателем на 100 л. с.

Для постоянной работы с прицепами выпускался ЗИЛ-164Р (АР). Эта модификация имела форсированный до 109 л. с. двигатель и другой карбюратор.

Для военных выпускали модификации с экранированным электрооборудованием. Они назывались ЗИЛ-164Д (АД).

Для установки специального оборудования и нестандартных грузовых платформ выпускали шасси. Они назывались ЗИЛ-164Г (АГ). Использовались такие грузовики как на «гражданке», так и в армии.

Благодаря сотрудничеству с Мытищинским машиностроительным заводом, семейство ЗИЛ-164 пополнилось рядом специализированных моделей. Это самосвалы, строительные и сельскохозяйственные. Были даже седельные тягачи. У них в индексе присутствует буквенное сочетание «ММЗ».

Небольшими партиями выпускались газовые версии грузовика, но назывались они ЗИЛ-166 (А). Моторы могли работать и на бензине. Но широкого распространения такие грузовики не получили. В стране было слишком много бензина, так что экономить его не имело смысла.

Это та самая «колымская» модификация. Фото: Youtube.com

Самой интересной была «колымская» модификация ЗИЛ-164 – она отличалась наличием второй задней оси. С Заводом имени Лихачева этот грузовик не имел ничего общего – его переделывали на одном из местных предприятий.

Существовали и экспортные версии ЗИЛ-164. По старой советской традиции, их собирали самые лучшие мастера, а детали на эти автомобили шли только высшего качества. Проводку тоже тщательно изолировали. Интересно, что двигатели туда ставили только форсированные, а грузоподъемность составляла 5,5 тонны.

ЗИЛ-164 создавался как временное решение, пока конструкторам не удастся запустить в серию модель следующего поколения. Несмотря на это, грузовик оказался надежным, современным и комфортным, за что его полюбили советские водители.

«Эх, Захар Иванович»: какие прозвища советские шоферы придумывали для грузовиков ЗИЛ

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

Советские водители и шоферы придумали огромное количество названий для самых разных отечественных автомобилей. Прозвища одной и той же машине могли сильно меняться в зависимости от конкретной модели и региона страны, когда она использовалась. Однако, были и условно «всесоюзные» прозвища, которые разносились шоферским фольклором по всей стране. Сегодня поговорим о легендарных грузовиках ЗИЛ.

Великая держава грузовиков. |Фото: Twitter.

Великая держава грузовиков. |Фото: Twitter.

Если Соединённые Штаты Америки в XX веке можно смело считать великой автомобильной державой, то вот Советский Союз был великой державой грузовиков. Стремительно растущая в 1930-е годы экономика требовала огромного количества новых грузовиков. Никакой экспорт не был способен удовлетворить запросы страны в данной области, а потому СССР обязан был начать выпуск своих собственных машин.

Захар Иванович собственной персоны. |Фото: m.ok.ru.

Захар Иванович собственной персоны. |Фото: m.ok.ru.

Первым действительно известным на всю страну стал грузовик ЗиС-5 с грузоподъемностью 3 тонны. Выпускалась машина с 1933 по 1958 год в то время, когда предприятие все еще носило имя Сталина. Уже в первые годы эксплуатации ТС отечественные шоферы придумали грузовику занятное прозвище по первым двух буквам «З» и «И» — «Захар Иванович». Спустя годы удобства ради прозвище сократили просто до имени «Захар». Первое имя, данное еще ЗиС-5, оказалось настолько удачным, что прочно закрепилось в народно сознании и часто применялось ко всем последующим моделям грузовиков ЗиЛ.

157-ой рекордсмен по числу прозвищ. |Фото: drive2.com.

157-ой рекордсмен по числу прозвищ. |Фото: drive2.com.

Абсолютным рекордсменом по числу собранных прозвищ стал, конечно же, легендарный ЗиЛ-157. Из-за характерной формы капота машину прозвали «Клоном». Однако, данное название прижилось не шибко. На Дальнем Востоке 157-ой получил прозвище «ступа» за схожесть формы кузова с одноименным инструментом. Кроме того, грузовик прозвали «Самоваром», «Бабаем» и «Мурмоном».

Тот самый крокодил. |Фото: yaplakal.com.

Тот самый крокодил. |Фото: yaplakal.com.

А вот модели 164 и 166 из-за характерной формы кузова получили уже совсем другое название. В народе, помимо общепринятого «Захара» и «Зилка», эти машины звали «Крокодилами». Уж больно у них был вытянут нос. Кроме того, грузовики армии и народного хозяйства чаще всего выкрашивали в зеленый цвет, что наводило на определенные аналогии.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про 4 некогда популярных советских автомобиля , которые теперь и не сыщешь.

Какую марку автомобиля водители окрестили "Захар", какая была его история, в чём были его особенности, как он выглядел?

Если говорить об автомобилях в боевом строю Красной армии, то ЗИС-5, трехосный ЗИС-6, их многочисленные колесные и полугусеничные модификации были наряду с ГАЗ-АА/ММ и ГАЗ-ААА основными транспортными средствами РККА. Автомобилей ЗИС на 21 июня 1941 года в нашей армии насчитывалось 104 200, а ГАЗ — 151 200 (кроме того, на базе ЗИС-6 выпускались тяжелые бронеавтомобили, а на горьковских шасси — бронеавтомобили среднего класса) .

Водители называли грузовик «трехтонкой» и «Захаром Иванычем» (от ЗИС) – сокращенно «Захар» . ЗИС-5 слыл надежным и простым в обслуживании. Он, кстати, стал первой отечественной машиной, которую еще в 1930-х поставляли на экспорт – в Турцию, Иран, Прибалтику.

Дальнейшая многолетняя эксплуатация доказала, что автомобиль «пришелся ко двору» : простой, надежный и неприхотливый двигатель, который мог работать на никудышном бензине и даже на солярке и керосине доступность узлов, не требующих больших знаний от неопытных водителей и механиков. Не будучи автомобилем повышенной проходимости, ЗИС-5 успешно одолевал любые дороги в любое время года. Это объяснялось выгодным распределением масс по осям, несмотря на то, что ведущей была только задняя, да и по крутящему моменту мотор имел достаточно эластичную характеристику: если максимальную мощность он развивал при 2300 мин-1, то максимальный момент — при 1200 мин-1. Поэтому «Захар» очень плавно трогался на первой передаче и мог долго ехать на «технологической» скорости 4–5 км/ч, за что водители сравнивали его с трактором. В водительской же кабине убрали и отопление, и вентиляцию – чтобы советским водителям служба мёдом не казалась. Однако у «Захара» , как стали называть автомобиль советские шофера, было то, чего не было у иностранных водителей: справа от коробки передач находился компрессор для накачки шин, который получал вращение от шестерен маховика.

Вообще, о двигателе разговор особый. Это двигатель-долгожитель, остававшийся в производстве более 30 лет, захвативший довоенный, военный и послевоенный периоды. Он начал выпускаться в 1933 г. и стал базовым для многих модификаций. Всего же до 1965 г. , когда с производства сняли последнюю модификацию «Захара» — УралЗИС-355М, произведено около миллиона двигателей ЗИС-5 и его модификаций, включая выпуск на ЗИСе, УльЗИСе и УралЗИСе.

Армейский «послужной список» ЗИС-5 наиболее полно охвачен в недавно выпущенной энциклопедии военных автомобилей Евгения Кочнева.

Источник: ЗИС- 5
Остальные ответы

ЗИЛ 157, кажется. . Особенность- без гидроусилителя. Все водители- были накачанные как монстры. Руки в масле попа в мыле- мы работаем на ЗИЛе.

http://www.gruzovikpress.ru/article/history/2006_02_A_2006_04_19-12_40_37/
От себя добавлю, что лучшей по проходимости общедоступной машины не встречал. (только БТР или другая подобная техника) Правда это прожорливая машина 50л на 100км 76-го бензина.

Зил-157, Захар, Зис-500 Весёлый.

Советский грузовик ЗИС-5

ЗИС-5 («трёхтонка», «захар» — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т; второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Выпускался c 1933 по 1948 на Автомобильном заводе имени И. В. Сталина. Во время войны упрощённую военную модификацию ЗИС-5В (обозначение условное) выпускали заводы ЗиС (1942—1946 гг.), УльЗиС (1942—1944 гг.) и УралЗиС (1944—1947 гг.). На ЗиСе было выпущено 352 311 автомобилей ЗИС-5.

АМО(ЗИС)-5 стал дальнейшим развитием 2,5-тонного грузовика АМО-3 (1931—1933 гг.) — локализованного варианта модели АМО-2 (1930—1931 гг.), фактически представлявшей собой собраный на АМО из американских машино-комплектов грузовик Autocar-5S, в свою очередь скомпонованный из агрегатов различных известных американских производителей. Первая партия из 10 грузовиков ЗИС-5 была собрана в июне 1933 года. C 1934 было развернуто массовое производство грузовика, ежедневный выпуск составлял 65 автомобилей. На базе ЗИС-5 было разработанно 25 модификаций из которых 19 были поставлены на производство. С учетом моделей АМО-2, АМО-3, УралЗиС-5М, УралЗиС-5М, УралЗиС-355 и УралЗиС-355М, предшествовавших и последовавших ЗИС-5 и ЗИС-5В, производство этого грузовика продолжалось с 1930 по 1963, то есть 33 года.

Модификация военного времени грузовика ЗИС-5. ЗИС-5В выпускался с июня 1942 года заводом АМО, эвакуированным за Урал.

[ссылка появится после проверки модератором]

Он отлично работал в любое время года, был неприхотлив к качеству бензина. На базе этого автомобиля было создано много спецмашин: санитарная, ремонтная, зенитная.

«Урал-ЗИС-5В», — легендарный «Захар»

ЗиЛ-164 АЦ-2 "Захар"

[ссылка появится после проверки модератором]

Этот грузовик — машина-трудяга, одна из тех немногочисленных примет индустриализации, с которыми наша страна жила в трагические годы войны и первую послевоенную пятилетку.

[ссылка появится после проверки модератором]

Грузовик-трехтонка, выпущенный в столице в последние предвоенные годы, имевший мощность 97 лошадиных сил и развивавший скорость до 80 кмч, олицетворял полвека назад последние достижения технического прогресса в СССР.

ЗИЛ-164 или "ЗАХАР"-дедушка "Бычка"

[ссылка появится после проверки модератором]

55 лет назад на конвейере завода ЗИС была проведена уникальная операция. Еще 23 апреля 1948 года с него сходил автомобиль ЗИС-5, а на следующий день – абсолютно другой ЗИС-150.

Шоферы быстро прозвали новую модель ЗИС-150 словом «полтораста». Она пришла на замену испытанному грузовику ЗИС-5, которого звали «Захаром». К 1948 году он успел изрядно устареть. Собственно, ему готовили замену еще до войны, в 1939 году. Эта машина называлась ЗИС-15, но война помешала освоить производство этого грузовика.

1-ый ЗИС-5В, знаменитый «Захар», выехал за ворота родной компании 8 июля 1944 года. Уральские машинки трудились на всех фронтах Великой Отечественной войны. На их шасси устанавливались системы залпового огня «Катюша». «Захары» перевозили людей и боеприпасы, доставляли почту и продовольствие, в том числе и по «Дороге жизни», участвовали в восстановлении разрушенного войной хозяйства страны и в освоении целины. Всего за годы войны было выпущено порядка 11-ти тыщ грузовиков. На Параде Победы 9 мая 2005 ветераны-фронтовики совершали праздничный проезд по Красноватой площади на карах, стилизованных под знаменитый «ЗИС».

Первый в роду "Захаров"

ретро-автомобили - сайт

Поколению 30-х годов прошлого века хорошо известен грузовой автомобиль, прозванный в народе Захаром. Почему "Захар"? Почему именно этот автомобиль? И вообще, какой именно "этот".

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Некоторые знатоки советских грузовых авто уверенно называют "Захаром" автомобиль ЗИЛ-157 гражданской версии, другие, не допуская противоречий, – ЗИС-5. Затем в "несомненном" списке появляются ЗИЛ-151, ЗИЛ-150. При этом каждый приводит довольно убедительные аргументы своей правоты. Возникает вопрос: как такое могло случиться, что имя одно, а моделей – множество. Мы решили обратиться к производителю всех этих автомобилей, на завод ЗИЛ – уж они-то знают! Там нам подтвердили, что "Захаром" называли именно ЗИС-5. Но неужели остальные наши собеседники ошибались? "Копнув" еще, мы выяснили, что в то время, когда ЗИС-5 выпускали на Урале, это прозвище дали ему местные остряки. Более поздние автомобили, упомянутые выше, действительно называли "Захарами", но неоспорим факт того, что именно ЗИС-5 первым был удостоен этого человеческого имени. Таким образом, получается, что правы все, и у каждого был свой "Захар", однако ЗИС-5 по праву является основателем этого рода.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

К 1933 г., когда появилась первая партия из десяти грузовиков ЗИС-5, в СССР грузовые автомобили производили на Московском им. Сталина (ЗИС), Ярославском и Горьковском автозаводах. Пионером советского грузового автомобилестроения был национализированный в 1918 г. завод Автомобильного московского общества (АМО). Ярославский автозавод выпустил свою первую модель в 1924 г., а Горьковский – в 1932 г. В 1925-1928 гг. в Ярославле выпускали грузовик такой же грузоподъемности, как и у ЗИС-5 (3 т), – Я-3, унаследовавший двигатель и некоторые узлы от американского грузовика White. Однако машина была технически устаревшей даже для своего времени, поэтому ее выпустили небольшой партией в 160 шт. В течение года (с 1928 по 1929-й гг.) также небольшой партией (137 шт.) был выпущен Я-4 с двигателем Mercedes-Benz и грузоподъемностью 4 т. Страна, развивающая индустрию, наращивавшая экономический и военный потенциал, остро нуждалась в грузовиках подобной тоннажности. На заводе АМО, в 1933 г. переименованном в ЗИС, началось производство ЗИС-5, прозванного в народе "Захаром", или "трехтонкой". За год до этого (в 1932 г.) Горьковский автозавод запустил в производство ГАЗ-АА ("полуторку") грузоподъемностью 1,5 т. Именно ГАЗ-АА и ЗИС-5 в течение многих десятилетий будут самыми массовыми гражданскими и военными грузовиками СССР.

Предшественниками ЗИС-5 были две модели московского автозавода – АМО-2 и АМО-3. Конструкция АМО-2 имела прогрессивные для своего времени новшества: гидравлический привод тормозов, диафрагменный бензонасос, батарейную систему зажигания и даже специальный компрессор для подкачки колес, приводимый в действие от двигателя. Прототипом для АМО-2 послужил американский грузовик Autocar-SA. АМО-3 фактически был модификацией АМО-2 с незначительной модернизацией.

Внешне ЗИС-5 был очень похож на АМО-2 и 3, однако конструкция автомобиля подверглась серьезным изменениям. Увеличенные (по сравнению с американским прототипом) диаметры цилиндров позволили повысить мощность двигателя с 60 до 73 л.с., были серьезно доработаны коробка передач, карбюратор, радиатор, карданный вал, конструкция рамы и мостов. Гидравлический привод тормозов заменили механическим. Общие принципы модернизации можно выразить несколькими словами: упрощение конструкции, ремонтопригодность, мощность, простота производства.

Шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель ЗИС-5 доказал свою эффективность и надежность – его производили более 30 лет. Своей максимальной мощности он достигал при 2300 об/мин, а максимального крутящего момента – при 1200 об/мин. Низкооборотистый двигатель объемом 5555 см 3 позволял грузовику двигаться на очень низкой скорости – 4-5 км/ч, что имело определенную практическую ценность. Удачное распределение массы автомобиля, хороший подбор передаточных чисел шестеренок коробки передач в сочетании с тяговитым низкооборотистым двигателем – эти факторы обеспечивали на удивление неплохую проходимость заднеприводного грузовика. Силовой агрегат ЗИС-5 был крайне неприхотлив к качеству топлива, он мог работать на бензине с октановым числом ниже 60, расходуя 30-33 л на 100 км. В годы войны при дефиците не только высокооктанового топлива, но и топлива вообще, в баки ЗИС-5 заливали даже светильный керосин, и ничего – ездил.

Интересной особенностью отличалась рама грузовика, которая не была полностью жесткой. Под воздействием продольных сил скручивания рама "играла", то есть частично гасила колебания дорожной поверхности. При этом полуэллиптические рессоры оставались достаточно жесткими, чтобы выдерживать массу перевозимого груза. ЗИС-5 мог не только перевозить 3 т груза, но и буксировать при этом прицеп массой 3,5 т.

ретро-автомобили - сайт

ЗИС-5 В НОВЫХ ОБРАЗАХ

Наряду с выпуском базовой модели ЗИС-5 началось производство его модификаций с удлиненной базой. Так, на шасси ЗИС-11 выпускались пожарные машины, ЗИС-12 использовался в качестве платформы для прожекторов, зенитных установок, звукоулавливающих устройств, ЗИС-13, оснащенный газогенератором, работал на древесных чурках, ЗИС-14 с усиленной рамой, рессорами и никелированными облицовками радиаторов и бамперами шли на экспорт. Вообще, ЗИС-5 и его модификации (в том числе автобус ЗИС-8) были первыми отечественными экспортными автомобилями. Они поставлялись в десять стран Европы и Азии.

Всего же на базе ЗИС-5 производилось 19 модификаций, в том числе автобусы ЗИС-8, ЗИС-16, санитарные ЗИС-16С и ЗИС-44, первый советский седельный тягач ЗИС-10, самосвал ЗИС-19, полугусеничные ЗИС-22 и 42, газогенераторные (топливо – древесные чурки) ЗИС-13, 21, 41, газобаллонный ЗИС-30,полноприводный ЗИС-32. На базе ЗИС-5 был сконструирован и произведен в единственном экземпляре электромобиль ЛЭТ (1935 г.).

ретро-автомобили - сайт

В октябре 1941 г. в связи с приближением к Москве немцев и непрекращающимися налетами авиации началась эвакуация ЗИСа. Цеха завода попали в разные города. Управление всех подразделений завода осуществлялось из Челябинска. Туда же был эвакуирован кузнечно-прессовой цех, в Ульяновск – цех по производству шасси. В Миассе начали собирать двигатели и коробки скоростей, в Шадринске делали радиаторы. Весной 1942 г. на заводе в Ульяновске начался выпуск упрощенной военной версии ЗИС-5 – ЗИС-5В. Летом того же года возобновилось производство и на московском заводе. С июля 1944 г. ЗИС-5В собирали и в Миассе.

Конструкция ЗИС-5В была подчинена жесткой необходимости упростить производство этого грузовика и сэкономить дефицитные материалы. Кабину изготавливали из фанеры и дерева, штампованные с вытяжкой крылья полукруглой формы заменили угловатыми, изготовленными методом гибки и сварки из дешевого железа. ЗИС-5В не имел передних тормозов. На кузове оставили всего один откидной борт – задний (вместо трех довоенных) кабину оснастили только одной фарой – левой .

ретро-автомобили - сайт

Во время Великой Отечественной войны широко использовался и трехосный вариант ЗИС-5, получивший маркировку ЗИС-6. Его выпуск был начат еще до войны – в 1934 г. На нем был установлен тот же двигатель, что и на ЗИС-5. В связи с большей грузоподъемностью (4 т) рама была усилена, изменениям подверглись коробка передач и трансмиссия. ЗИС-6 оснащался увеличенным радиатором и топливными баками большего объема. Тормоза с тем же механическим приводом были дополнены вакуумным усилителем. Этот грузовик использовался не только в варианте с бортовой платформой, но и как шасси для реактивных установок "Катюша", артиллерийский тягач, пожарная машина, заправщик, автокран, передвижная мастерская или электростанция, шасси для автобусов. На его основе был сконструирован бронеавтомобиль БА-11.

ретро-автомобили - сайт

Ближе к концу войны ЗИС-5 снова стали выпускать в довоенной комплектации. После войны в конструкцию внесли некоторые изменения. Механический привод тормозов заменили гидравлическим, мощность двигателя увеличили до 85 л.с., установили центробежно-вакуумный регулятор опережения зажигания.

В 1948 г. двигатель (мощность 90 л.с.), предназначенный для новой, еще разрабатывающейся модели ЗИС-150, был испытан на шасси ЗИС-5. Небольшая партия этих грузовиков получила маркировку ЗИС-50. Машины обладали хорошей проходимостью и неплохой скоростной динамикой.

ретро-автомобили - сайт

Несмотря на то, что на дорогах страны уже появлялись более современные грузовики – ЗИС-150, ГАЗ-51, МАЗы и КрАЗы – выпуск старичка ЗИС-5 продолжался до 1963 г. "Захарка" был надежным товарищем и другом в самые тяжелые для страны времена. И он не подвел.

ретро-автомобили - сайт

ЗИС-5 В НАШИ ДНИ

Благодаря отдельным энтузиастам и реставрационно-техническим клубам автомобили тех времен (в том числе и "трехтонки") можно увидеть и по сей день. Они участвуют в военных парадах, автомобильно-технических праздниках и съемках художественных фильмов.

Президент харьковского технического клуба "Самоходъ" Александр Павлович Осетров рассказал журналу о двух восстановленных силами клуба грузовиках ЗИС-5.

А.П.: Нам сообщили, что в одном из хозяйств Харьковской области, возле забора, на приколе, уже лет пятнадцать стоит Урал ЗИС-5. Мы захотели его приобрести. Хозяин грузовика – Николай Васильевич Майборода – на этой машине и воевал, и работал после войны. Грузовик был выпущен на Урале в 1943 г. Николай Васильевич сел на него в 1945 г., после войны работал в АТП, возил уголь. Время брало свое, состарились оба. Николай Васильевич вышел на пенсию, а грузовик хотели списать. Пенсионеру удалось уговорить начальство продать ему ЗИС. Автомобиль передали с документами, и ветеран еще долго на нем ездил. Потом, когда у Николая Васильевича уже не было сил заниматься ремонтом, он поставил машину на прикол. Хулиганы и охотники за металлом украли с машины очень много мелких деталей. Кузов и кабина сгнили.

Этот автомобиль мы восстанавливали с 2001 по 2003 гг. силами четырех техстанций. Пришлось делать почти все, от начала до конца, целой была только рама, ее в нескольких местах чуть-чуть подварили. Были восстановлены двигатель, коробка, ходовая. Новые поставили только современный генератор и резину. Кроме того, в машине сохранены родные колесные диски и приборы. Потом мы отдали этот Урал ЗИС-5 на 110-й ремзавод Министерства обороны, где ему восстановили кузов.

Также мы реставрировали ЗИС-5 1936 г., который долгое время эксплуатировали в харьковской автошколе ДОСААФ как учебную машину для курсантов. После того, как зимой кто-то забыл слить воду из системы охлаждения, треснул блок цилиндров. Двигатель на замену тогда найти не смогли, и грузовик поставили на постамент на аэродроме, который находится при въезде в Харьков. Перед одним из юбилеев ДОСААФ машину решили восстановить, и в 2003 г. ее "возвратили к жизни" на том же 110-м ремзаводе. Там автомобилю поставили другой двигатель, заменили много деталей в заднем мосту. На этом предприятии еще в 1943 г., после освобождения Харькова, ремонтировали технику, доставленную с полей сражений. Благодаря тому, что восстановление автомобиля производилось на заводе, где были специалисты, средства и необходимое оборудование, работы завершились быстро – за 4-5 месяцев.

R&E: Какие возникают ощущения, когда садишься за руль этих машин?

А.П.: Сразу обращает на себя внимание звук работы низкооборотистого двигателя – слышно как работают поршни. Ветераны рассказывали, что машина очень легко заводилась кривым стартером, как говорится, с пол-оборота, в любое время года. Зимой достаточно было залить горячую воду в двигатель – и машина заводилась. Коробка передач работает с двойным выжимом и перегазовкой (на старых машинах отсутствовали синхронизаторы в коробке передач, поэтому переключаться приходилось по-особенному: при переходе на высшие передачи – два раза выжимать сцепление, второй раз – в нейтральном положении рычага переключения передач; при переходе на низшие – добавлять в том же положении рычага "перегазовку" – короткое нажатие на педаль газа). Кроме того, у ЗИС-5 имеется особый открывающийся ветровичок на лобовом стекле – сейчас такого нет ни на одной машине. Еще один любопытный момент: на приборной доске нет датчика топлива. Сбоку от горловины бензобака имеется щуп с насечками, с помощью которого и можно определить количество бензина в баке. По рассказам ветеранов, благодаря удачному высокому расположению трамблера, машина очень хорошо проходила через глубокие лужи и броды. Вода даже могла заливаться внутрь кабины, а машина все равно шла.

Рассказывали еще, что заливали в двигатель и бензин с керосином, и один керосин.

R&E: А сейчас какой бензин заливаете в эти грузовики?

А.П.: Заправляемся 76-м. Стараемся находить его на заправках. Высокооктановый заливать нельзя, потому что сгорят поршни. Заправщики, когда узнают для какой цели покупается такой бензин, часто доливают еще и сверх оплаченного.

R&E: Как вы подбираете расходные и запчасти, например, тормозные колодки?

А.П.: Мы берем аналоги, подходящие для ЗИС-5. Колодки ставим КАМАЗовские. Другие расходные материалы подбираем экспериментальным путем.

R&E: Как часто выезжают отреставрированные ЗИСы?

А.П.: Примерно 8-10 раз в год. Мы ездим на такие праздники, как Парад на День Победы, День освобождения Харькова, 23 февраля, День автомобилиста, День музеев, и другие мероприятия, посвященные автотехнике. Приглашают нас и на исторические реконструкции боевых действий.

R&E: Много ли подобных восстановленных машин в Украине?

А.П.: Думаю, около десяти экземпляров.

R&E: Реставрируют ли их в других странах?

А.П.: Их много восстановили в России. Урал ЗИС-5 вместе с "полуторкой" представлены в экспозициях американских музеев. При этом на информационных табличках указано, что это копии американского "Аутокара".

У нас, к сожалению, большого музея такой техники нет. Если бы были площади, на которых можно ее размещать, мы восстановили бы еще штуки четыре ЗИСа. С этой проблемой сталкиваются многие клубы – отреставрированную технику попросту негде хранить.

R&E: Существуют ли проблемы с регистрацией подобных машин?

А.П.: Конечно. Большинство таких машин не имеют документов и номеров. Например, во время войны номера на автомобили вообще не устанавливали – не было смысла, ведь срок жизни фронтовых машин был небольшим. Современное законодательство не позволяет регистрировать такие авто. Ассоциация историко-технических обществ Украины неоднократно поднимала этот вопрос перед правительством, но результат пока нулевой. Кроме того, за старые машины с большими объемами двигателей приходится платить большой транспортный сбор. Если таких авто несколько, сумма получается очень значительной. В связи с этим обычным людям – не коллекционерам, и которым такая машина досталась, например, по наследству, проще сдать ее на металлолом, чем платить такие деньги. При продаже переоформить такой автомобиль также очень проблематично и дорого. Иногда возникает мысль, а стоит ли? Зачастую в таких случаях на покрытие финансовых затрат сбрасываемся всем клубом.

R&E: И напоследок, планирует ли клуб "Самоход" еще восстанавливать "трехтонки"?

А.П.: Сейчас мы восстанавливаем третий ЗИС-5. Поскольку два отреставрированных бортовых грузовика у нас уже имеются, на шасси третьего планируем сделать автобус, подобный "Фердинаду" из кинофильма "Место встречи изменить нельзя", или пожарную автомашину ПМЗ-6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *