Какой выхлоп вреднее бензиновый или дизельный
Перейти к содержимому

Какой выхлоп вреднее бензиновый или дизельный

  • автор:

Проверка фактов. Дизель против бензина: что больше портит воздух?

Выхлоп движущегося автомобиля

Причиной тому главным образом распространившееся мнение об их экологической вредности.

Представители отрасли утверждают, что современные дизели на самом деле исключительно чистые, и обвиняют правительства и борцов за охрану окружающей среды в предубеждениях.

Действительно ли дизельные двигатели опаснее бензиновых, или их просто демонизируют в прессе.

Меньше, но хуже

Однозначного ответа нет, говорят независимые эксперты. Все зависит от конкретной марки автомобиля.

И дизельные, и бензиновые двигатели переводят химическую энергию в механическую путем сжигания топлива, но делают это по-разному.

Дизель потребляет в целом меньше горючего и соответственно выбрасывает в атмосферу меньше двуокиси углерода, чем бензиновый двигатель такой же мощности. Но выделяемые им мельчайшие частицы сажи считаются особо вредными для человека.

"Они проникают очень глубоко в легкие, вызывая раздражение, оседают на поверхностях, с которых кровь поглощает кислород, и способны попадать в саму кровь. Это повышает риск инсульта, сердечных приступов и астмы, особенно у людей, которые к ним предрасположены", — говорит Мэтью Локхэм, исследователь токсичных воздействий загрязнения атмосферы из университета Саутгемптона.

Однако новейшие дизели оборудуются специальными фильтрами.

"Фильтры задерживают до 99% мельчайших частиц, так что для современных дизелей этой проблемы больше не существует", — утверждает глава независимого исследовательского центра Emissions Analytics Ник Молден.

Движение на британской автостраде М-6

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Реклама подкастов

Возглавляемая им группа известна тем, что тестирует машины на ходу, тогда как автопроизводители проводят в основном стендовые испытания и на их основании получают сертификаты.

Кроме частиц сажи, дизели по сравнению с бензиновыми моторами выбрасывают больше двуокиси азота, продолжительный контакт с которой ухудшает функцию легких и провоцирует аллергию.

К счастью, современные технологии позволяют добиться хорошего результата и здесь. Экологический стандарт Евро 6, вступивший в силу в сентябре 2015 года, предусматривает снижение выбросов двуокиси азота вдвое для дизельных машин, выпущенных позже этого срока.

Британская ассоциация автопроизводителей и автодилеров в связи с этим утверждает, что современные дизели в экономическом отношении в основном соответствуют бензиновым по воздействию на окружающую среду.

Группа Emissions Analytics замечает, что ситуация все же не столь однозначна. Дело в том, что на дороге выбросы двуокиси азота резко, порой в 15 раз, превышают результаты стендовых испытаний. В целом, по оценке экспертов, бензиновые двигатели все-таки чище, но очень многое зависит от конкретной модели.

"Если взять 10% самых "чистых" дизелей и 10% самых "грязных" бензиновых двигателей, то разница будет, конечно, в пользу первых, и весьма существенная", — замечает Ник Молден.

С сентября прошлого года проверки на экологичность в реальных условиях сделались обязательными для новых моделей, производимых в ЕС. По словам специалистов, это должно дать более объективную картину.

Чтобы повысить экономичность бензиновых моторов, производители все шире используют технологию так называемого прямого впрыскивания, но это отрицательно сказывается на экологичности.

Так что спор между двумя видами двигателей далеко не завершен.

Выхлоп от бензиновых двигателей намного опаснее дизельных

Исследование американских ученых показало, что выхлопы от бензинового двигателя в четыре раза сильнее провоцируют образование в воздухе агрессивных химсоединений, вызывающих кислотные дожди, чем продукты сгорания дизтоплива.

Кислотные дожди, смог и др. загрязнения окружающей среды происходят из-за высокой концентрации вторичных органических загрязнителей (ВОЗ) в атмосфере. Эти вещества — результат химических реакций, когда выбросы взаимодействуют с атмосферными газами и друг с другом под воздействием солнца. Существует три основных источника ВОЗ: бензиновые выхлопы, продукты сгорания дизельного топлива и некоторые продукты жизнедеятельности растений. Исследователи решили разделить эти источники и выяснить их вклад в загрязнение воздуха.

Исследование было проведено объединенным институтом исследований окружающей среды в Лос-Анджелесе (США). Ученые совершили три полета над городом в течение рабочей недели и в выходные, с помощью приборов измерив степень и структуру загрязнения воздуха. Учитывался различный состав транспортного потока в будни и выходные: количество легковых машин с бензиновыми двигателями по дням недели примерно совпадало, а грузовые автомобили с дизельными двигателями в выходные почти не использовались.

«Доля дизельных выхлопов ничтожна, ею практически можно пренебречь. По максимальным оценкам, она составляет около 20%», — приводят слова руководителя исследования Ройя Барейни РИА Новости. А вот доля выхлопов от бензиновых двигателей в формировании вторичных загрязнителей оказалась примерно в четыре раза больше.

Между тем вторичные загрязнители — главная опасность для окружающей среды и здоровья человека. Воздействие этих веществ (озон, серная кислота, формальдегид и пероксоацетилнитрат и т.д.) даже в микродозах вызывает аллергию, астму, хронические бронхиты, рак и эмфизему легких.

Подпишитесь на «За рулем» в

Как дизельное топливо влияет на экологию?

Дизельное топливо, или солярку, получают при перегонке нефти при 200–350°C и атмосферном давлении. Это смесь линейных и ароматических углеводородов с длиной цепи от 9 до 25 атомов углерода и их производных.

В одной из наших предыдущих статей мы обсуждали виды и типы ГСМ, среди которых также мы вкратце упоминали дизельное топливо. В связи с участившимися разливами нефтепродуктов в мире, мы решили написать статью о том, насколько опаснее дизтопливо для экологии, чем другие нефтепродукты.

Дизельное топливо: влияние на экологию

Дизельное топливо, или солярку, получают при перегонке нефти при 200–350°C и атмосферном давлении. Это смесь линейных и ароматических углеводородов с длиной цепи от 9 до 25 атомов углерода и их производных. На дизельном топливе работают поезда, корабли, автобусы и грузовые автомобили, сельскохозяйственные и военные машины. Поскольку солярка дешева и выделяет много энергии, дизельным топливом заправляют электрогенераторы и котлы отопления. Для окружающей среды дизельное топливо опаснее, чем бензин. Это обусловлено и его физическими свойствами, и продуктами сгорания солярки.

Физические свойства дизельного топлива

Дизельное топливо более вязкое и менее летучее, чем бензин, который состоит из углеводородов с длиной цепи от 4 до 12 атомов. Летучие углеводороды испаряются из дизельного топлива медленно, что приводит к более длительному воздействию на окружающую среду. Биоразнообразие микроорганизмов в почве после разливов дизельного топлива снижается на 40-60%. Солярка токсична для беспозвоночных и растений. Дизельное топливо, как и другие нефтепродукты, опасно для водоплавающих животных и птиц. Оно растворяется в жире, покрывающем их шерсть или перья, и снижает его водоотталкивающие свойства. Кроме того, нефтепродукты образуют на воде пленку, которая снижает поступление кислорода. Это приводит к замору рыб и других организмов, обитающих в толще воды. Некоторые составляющие дизельного топлива тяжелее воды. При попадании в водоем дизельное топливо загрязняет его по всей глубине. Этим оно отличается от бензина.

Продукты сгорания дизеля

При сгорании дизельного топлива образуются вода, углекислый газ, оксид и диоксид азота и органические соединения: бензол, ацетальдегид, формальдегид, акролеин, диоксины и другие яды, канцерогены и эндокринные дизрупторы. Оксиды азота загрязняют воздух и опасны как для здоровья человека, так и для окружающей среды. Дизельные устройства выделяют примерно в 20 раз больше оксидов азота, чем бензиновые. Содержание в дизельных выхлопах углекислого и угарного газов, напротив, ниже, чем в бензиновых. В дизельных выхлопах присутствуют соединения мышьяка, сурьмы, ртути, хрома, бериллия. Тяжелые металлы накапливаются в организме и вызывают хронические отравления. Содержание этих веществ в бензине заметно ниже.

Биоразложение дизельного топлива

В почве углеводороды, входящие в состав дизельного топлива, биодеградируют за срок от 3 недель до 9 месяцев и более. Скорость биодеградации зависит от количества и типа микроорганизмов, некоторые из которых разрушают углеводороды. При загрязнении дизельным топливом в окружающую среду выделяются тяжелые металлы, многие из которых токсичны для бактерий. Это замедляет восстановление среды. Биодеградация дизельного топлива в воде осложнена его нерастворимостью. Она длится от 5 месяцев и также происходит тем быстрее, чем больше в воде микроорганизмов. Ускорить биодеградацию дизельного топлива возможно с помощью гуминовых кислот. Они повышают растворимость дизельного топлива в воде и, следовательно, его доступность для микроорганизмов. Присутствие гуминовых кислот также способствует фитодеградации дизельного топлива – его разрушения растениями. Сорбент Spill-Sorb предназначен для очистки почвы и воды от дизельного топлива и других нефтепродуктов. Он изготовлен из сфагнума – мха, богатого гуминовыми кислотами. Мелкоячеистая структура сфагнума впитывает нефтепродукты подобно губке. Гуминовые кислоты повышают растворимость углеводородов в воде. С их помощью почвенные и водные микроорганизмы быстрее разрушают нефтепродукты. К слову, именно с помощью абсорбента Spill-Sorb производилась очистка нефтезагрязненных почв и вод в Норильске после разлива. Торфяной абсорбент показал высокие результаты и способствовал быстрой и эффективной очистке воды и почвы от углеводородного загрязнения.

Чем отличается выхлоп дизельного топлива от бензина?

Мировые продажи автомобилей с дизельными двигателями имеют некоторую тенденцию к сокращению по сравнению с бензиновыми и электрокарами. Главная причина тому – это распространившееся мнение о повышенной экологической вредности дизельного выхлопа.

Представители автомобилестроительной отрасли утверждают, что современные дизели на самом деле являются исключительно чистыми, и обвиняют правительства и защитников окружающей среды в предвзятом отношении к автотранспортным средствам, оснащенным дизельными двигателями.

Дизельный выхлоп меньше, но хуже

Как утверждает ряд независимых экспертов, однозначного ответа на вопрос: «Что вреднее, бензиновый или дизельный выхлоп? – пока нет. Все определяется характеристиками автомобиля конкретной марки.

Ни для кого не секрет, что как дизельные, так и бензиновые двигатели преобразуют химическую энергию от реакции горения топлива в механическую, однако делают это по-разному.

Дизельный мотор потребляет в целом меньше топлива и, соответственно, выбрасывает в атмосферу меньшее количество двуокиси углерода, в сравнении с бензиновым двигателем такой же мощности. Однако выделяемые дизелем мельчайшие частицы твердого углерода (сажи) считаются особо вредными для человека и окружающей среды.

Что касается влияния сажи на организм человека, то мелкодисперсные частицы сажистого углерода способны проникать очень глубоко в легкие, вызывая при этом сильное их раздражение. Оседая на поверхностях в легких, с которых кровь поглощает кислород, частицы сажи способны напрямую попадать в саму кровь. Данные обстоятельства повышают риск инсультов и сердечных приступов, а также способствуют развитию астмы, что особенно актуально для людей, имеющих предрасположенность к перечисленным заболеваниям.

Кроме частиц сажистого углерода, дизельный выхлоп по сравнению с бензиновым является источником большего количества двуокиси азота, продолжительный контакт с которым также ухудшает функцию легких и провоцирует аллергические реакции.

В защиту дизельных двигателей следует отметить, что новейшие дизельные автомобили оборудуются специальными эффективными фильтрами, благодаря чему современные высокие технологии позволяют добиться хорошего результата по данной проблеме. Кроме того, экологический стандарт Евро 6, вступивший в силу в сентябре 2015 года, регламентирует снижение выбросов двуокиси азота вдвое для дизельных машин, выпущенных позже этого срока.

Особенности выхлопной системы автомобиля, оснащенного дизельным двигателем

Если отбросить в сторону экологические аспекты, ни для кого не секрет, что автомобили, оснащённые дизельным двигателем, обладают некоторыми неоспоримыми практическими преимуществами перед бензиновыми, среди которых можно выделить такие, как:

Однако, поскольку строение дизельных двигателей весьма существенно отличается от строения бензиновых, то и конструкция выхлопной системы дизельного автомобиля обладает своими нюансами и ключевыми особенностями.

Главным отличием выхлопной системы современных автомобилей, оснащенных дизельными двигателями, является наличие в их выхлопных системах специального сажевого фильтра, который является аналогом общеизвестному каталитическому нейтрализатору у автомобилей с бензиновым мотором.

По своему внутреннему строению, сажевый фильтр состоит из мелких каналов – так называемых «сот», через которые проходят отработавшие газы из двигателя внутреннего сгорания. Во время прохождения через соты, газы очищаются от сажи за счет механического осаждения частиц твердого углерода на поверхности каналов сажевого фильтра и далее, очищенные, таким образом, выхлопные газы выводятся по выхлопному тракту в атмосферу.

Следует отметить, что сажевый фильтр является достаточно «капризным» в обслуживании и отнюдь не дешевым. А все потому, что в процессе очистки выхлопных газов, сажевый фильтр склонен быстро забиваться. Для его последующей очистки в наше время разработан и получил широкое распространение метод так называемой «регенерации». Регенерация сажевого фильтра – это когда центральный блок управления дизельного двигателя подает топливо таким образом, чтобы оно догорало в выхлопной системе, поскольку, под действием высоких температур, сажа просто выгорает, а сам фильтр при этом эффективно очищается. Процесс регенерации сопровождается повышенной дымностью выхлопа, и длится в среднем не более 5 минут.

Однако, главная проблема заключается в том, что в реальных условиях, не всегда процесс регенерации удается реализовать успешно, поскольку часто случается так, что вся сажа просто не успевает выгореть и рано или поздно сажевый фильтр выхлопной системы дизельного автомобиля все равно забьется до предельного состояния, когда дальнейшая эксплуатация авто становится невозможной. На начальных стадиях загрязнения сажевый фильтр можно промыть, однако, когда он загрязняется достаточно сильно, в этом случае может помочь только замена на новый.

Несмотря на вышеописанные отличия, выхлопные системы автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями имеют много сходств. Как бы это парадоксально не звучало, но выхлопные системы дизельных авто значительно в меньшей степени склонны к прогоранию, поскольку температура теплоотдачи в процессе горения дизтоплива ниже, чем для бензина. Кроме того, звук выхлопа дизельных авто более тихий, чем бензиновых, и хорошо поддается тюнигу.

Если Вы являетесь владельцем автомобиля с дизельным двигателем и хотите, чтобы выхлопная система служила долго и качественно, то не забывайте наблюдать за состоянием гофры выхлопной системы, а также всегда доводите процесс регенерации до конца – если Вы его начали, то не следует быстро глушить авто. Придерживаясь таких простых советов, Вы обеспечите своему дизелю долгий пробег без необходимости дорогостоящего ремонта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *