Какой класс фильтрации у автомобильных воздушных фильтров
Перейти к содержимому

Какой класс фильтрации у автомобильных воздушных фильтров

  • автор:

Классификация и маркировка воздушных фильтров по классу (степени) очистки воздуха

Классификация и маркировка воздушных фильтров по классу (степени) очистки воздуха

Чем отличается фильтр EU1 от EU5? Почему один фильтр маркирован как G4, а аналог его — EU4? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Воздушные фильтры используют для поддержания заданной чистоты воздуха в помещении и соответствия его санитарно-техническим нормам. Кроме этого, фильтрация воздуха необходима для защиты самой системы вентиляции от частиц пыли, различных примесей, выхлопных газов, мелкодисперсных аэрозолей, микробов.

Нормативы очистки воздуха для различных помещений могут сильно отличаться друг от друга, поэтому и фильтры для вентиляционных систем отличаются друг от друга классом (степенью) очистки, проходящего через них воздуха. Классификация фильтров дана в российских стандартах ГОСТ Р 51251-99, ГОСТ Р ЕН 779-2007 и ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010, а также в европейских стандартах DIN 24184, DIN 24185.

Классификация фильтров

По классу очистки воздуха воздушные фильтры бывают пяти видов:

  • грубой очистки (улавливают частицы размером более 10 мкм);
  • тонкой очистки (диаметр улавливаемых частиц более 1 мкм);
  • эффективной очистки EPA — группа E;
  • высокоэффективной очистки HEPA — группа H;
  • сверхвысокой эффективности очистки ULPA — группа U.

Таблица групп и классов очистки воздуха

Группа очистки
Класс очистки фильтра
Примечания
ГОСТ Р 51251-99
ГОСТ Р ЕН 779-2007
ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010
DIN 24184
DIN 24185

Топ каталога

  • 01. ACLIMA Rostec
  • 02. Adrian Group s. r. o.
  • 03. Air Project Company
  • 04. Airedale
  • 05. Baltimore Aircoil
  • 06. Belimo
  • 07. Buhler-AHS Russia
  • 08. Cernis
  • 09. Comtrade Group
  • 10. Daichi
  • 11. DT Termo Group (ДТ Термо Групп)
  • 12. ERA Group
  • 13. FlaktGroup
  • 14. Forte Holding
  • 15. Gekkold
  • 16. GoldStar
  • 17. HTS
  • 18. iClim — Умный климат
  • 19. Minibox
  • 20. Navien

Все компании

  • 01. Daikin
  • 02. Gree
  • 03. Lessar
  • 04. Fujitsu
  • 05. Mitsubishi Electric
  • 06. GoldStar
  • 07. Timberk
  • 08. General
  • 09. Royal Clima
  • 10. Эван
  • 11. Ровен
  • 12. Mitsubishi Heavy Industries
  • 13. TOSOT
  • 14. AUX
  • 15. Carel
  • 16. Pioneer
  • 17. Panasonic
  • 18. Techno
  • 19. MDV
  • 20. Tenko

Все бренды

  • 01. Оконный проветриватель (приточный клапан) Vents
  • 02. Тепловой насос с электроприводом Viessmann 300 BW 104
  • 03. Инфракрасные обогреватели Zilon IR-0.8S
  • 04. ТЭНы для радиаторов отопления и полотенцесушителей Tenko
  • 05. Конвективно-инфракрасный конвектор Electrolux 1500 E
  • 06. Стеновой приточный клапан Домвент Домвент Оптима
  • 07. Гигрорегулируемое приточное устройство Aereco 5-35
  • 08. ТЭНы для радиаторов и полотенцесушителей Tenko 0,3-1,2 кВт, резьба 1/2
  • 09. Котел электрический Tenko 3
  • 10. Дефлектор крышный Турбодефлектор TD-355

Все товары

Классификация автомобильных фильтров по ГОСТ

Автомобильные воздухофильтры вписаны в систему государственной стандартизации сравнительно недавно. В России единый стандарт на фильтры для очистки воздуха ГОСТ Р 51251–99 вступил в действие с 2000 года. С этого момента началось качественно новое развитие систем автомобильной воздухоочистки. Однако введению госстандарта на данный вид комплектующих в нашей стране, как и за рубежом, предшествовал долгий путь их развития, длиной без малого в целый век.

Эволюция воздушных фильтров: классификация, изменения технологии и ГОСТ

Конструкции первых автомобилей не предусматривали воздушных фильтров. Во многом именно из-за этого первые машины очень часто выходили из строя: пыль с дороги попадала в камеру сгорания их двигателей напрямую. В силовых установках ломались кольца, а стенки цилиндров быстро оцарапывались. С ростом промышленности, увеличением количества автомобилей и совершенствованием техники в середине 30-х годов автопроизводители пришли к необходимости использования специального оборудования для очистки подаваемого в двигатель воздуха.

Инерционные воздухофильтры

Первые инерционные фильтры имели очень объемный корпус, который получил меткое народное прозвище «кастрюля». Внутри «кастрюли» помещалась подушка из капроновой лески. Первичная воздухоочистка обеспечивалась резкой сменой направления движения: воздух продолжал движение, а пыль по инерции оседала на дне. За вторичную очистку отвечала специальная подушка.

Кастрюля

Первые воздушные фильтры были далеки от конструктивного совершенства, а сами автодвигатели постоянно модернизировались с целью наращивания мощности.

Среди главных недостатков первых инерционных фильтров было следующее.

  • Проволочные и тканевые сетки или масляные ванны не обеспечивали достаточную чистоту подаваемого внутрь двигателя воздуха.
  • Первые модели оборудования имели большие размеры и занимали слишком много места под капотом.
  • Ни один ГОСТ на воздушный или масляный фильтр 30-40-х годов не предусматривал возможности его безопасной утилизации.

Кроме этого, оборудование требовало периодической очистки, которая занимала много времени и требовала немалых усилий.

Единственным относительным преимуществом инерционных фильтров являлась многоразовость их использования. Корпус устройства можно было периодически промывать, после чего его он был готов к повторному использованию. Однако даже это не покрывало самого главного недостатка инерционных фильтрующих устройств – низкой эффективности.

Масляно-инерционные воздухофильтры

Все минусы инерционных фильтров были слишком очевидными, что явилось предпосылкой к интенсивному поиску более рациональных решений по очистке воздуха и привело к созданию инерционно-масляных фильтров. Они значительно превосходили инерционные по эффективности благодаря одному существенному конструктивному отличию. На дно корпуса инерционно-масляного автофильтра наливалось моторное масло, которое улавливало и удерживало в себе загрязняющие частицы. Фильтрующее оборудование данного типа также является многоразовым. Его необходимо регулярно промывать и менять масло. На некоторых видах сельхозтехники они применяются до сих пор.

Масляно-инерционный фильтр

Результатом технологических изысканий стало появление в 1953 году революционно новой системы фильтрации поступающего в двигатель воздуха, основой которой стал бумажный фильтр. Новое оборудование существенно превосходило инерционно-масляные фильтры по эффективности и длительности эксплуатации.

Воздушные автофильтры на пути прогресса: укладка «гармошкой»

В 1957 году компания Knecht Filterwerke (ныне MAHLE Filtersysteme) запатентовала использование в воздухофильтрах бумаги, сложенной «гармошкой». Изобретение германского производителя получило название Micro-Star.

«гармошка»

Укладка фильтрующей бумаги по схеме Micro-Star (спирально-складчатым способом) легла в основу наиболее распространенных сегодня круглых воздушных фильтров. Спирально-складчатая укладка позволяет разместить в одном и том же объеме до 1,7 раз больше фильтрующего материала, чем при укладке другими способами.

Поскольку для эффективной фильтрации имеет большое значение равномерность распределения воздушного потока по всей площади фильтрующей бумаги, ключевую роль играет равномерность ее укладки с точным соблюдением размеров зазоров между складками. Спирально-складчатый способ идеально обеспечивает такую точность.

Современные бумажные «гармошки» для воздушных автомобильных фильтров согласно ГОСТ изготавливаются по сложной технологии. Спирально-складчатая структура материала создается в несколько приемов. Для разделения складок фильтрующей бумаги используются либо специальные сепараторы, либо специальные металлические нити (молдинги), наплавляемые или наклеиваемые на поверхность материала.

Сегодня наибольшее распространение в мире получила технология американской компании Flanders Filters. Этот производитель изготавливает плиссированный материал способом холодного формования. Наряду с данным методом широкое распространение нашли также технологии плиссировки методом термического (горячего) формования.

Чего нет в ГОСТ на целлюлозные автомобильные фильтры: дополнительные опции

Системы прямого топливного впрыска, широко используемые на современном автотранспорте, требуют идеальной очистки воздуха. Для обеспечения надежности работы фильтрующего оборудования в его конструкцию добавляются не предусмотренные общими стандартами:

  • специальные патрубки. С их помощью отводятся попавшие внутрь картера газы и обеспечивается их рециркуляция.
  • тепловые экраны. Необходимость их использования обусловлена плотной компоновкой элементов силовой установки автомобиля между собой, которая обуславливает необходимость защиты корпусов воздухофильтров от перегрева и оплавления.
  • индикаторы загрязнения и расходометры. Эти опции необходимы для своевременного определения необходимости замены воздушного фильтра.

Для обеспечения высокой степени очистки в стандарты по воздушным фильтрам включены изделия, состоящие из первичного и вторичного (внешнего и внутреннего фильтр-элементов), которые надеваются один на другой. Рекомендуется использоваться их исключительно совместно, меняя первичный фильтр вдвое чаще, чем внутренний.

Виды и возможности современных фильтрующих материалов

Виды воздухофильтров

Согласно данным недавних исследований, вокруг автомобиля на дороге при движении в среднем содержится до 5 граммов пыли на кубометр. Уровень запыленности во многом определяется типом и состоянием дорожного полотна, временем года, особенностями почвы, интенсивностью движения и многими другими факторами. В районах с развитой промышленностью помимо пыли в атмосфере содержится много химических агрессивных соединений, растворителей, кислых и щелочных паров кислот. Все это отрицательно сказывается на состоянии фильтровального материала и быстрее приводит автомобильные воздушные фильтры в негодность, вызывая необходимость их замены.

Проблемой продления периода эксплуатации автофильтров занимались все крупные производители этого оборудования. Сегодня для их изготовления используется около полусотни различных фильтрующих материалов. Наибольшее распространение среди них получило сырье на целлюлозной основе, в частности, хлопковое волокно, которое примерно на 95% состоит из целлюлозы.

Следует сказать, что целлюлозные фильтрующие материалы обладают целым рядом недостатков в плане эффективности воздухоочистки. Дело в том, что они впитывают влагу из воздуха. Так, при относительной влажности 94% целлюлозный фильтр может впитать до 25% содержащейся в воздухе воды. Кроме того, фильтры на основе целлюлозного волокна не выдерживают нагревания свыше 130 °С, при более высокой температуре волокно разрушается.

В довершение ко всему целлюлозные материалы подвержены воздействию агрессивной химии. Если слабощелочной раствор концентрацией не выше 5% не нанесет материалу воздушного фильтра никакого вреда, то при более высоких концентрациях едкого вещества материал начнет разрушаться. Кислоты представляют для целлюлозы не меньшую опасность, чем щелочи. Так, 1,5% раствор соляной кислоты при температуре 90 °С разрушит целлюлозное волокно всего за 1 час!

При производстве фильтровальной бумаги принимаются во внимание тип волокон, их длина и структура. Степень пористости и распределение пор по поверхности фильтрующего материала подбираются таким образом, чтобы достигнуть максимальной эффективности, заставить оборудование улавливать мельчайшие частицы загрязнителей при наименьшем сопротивлении входящему воздушному потоку.

Использование пропиток

Чтобы минимизировать или избежать негативных влияний целлюлозные материалы пропитывают спецсоставами на основе фенолов и смол. В результате целлюлозные фильтры приобретают устойчивость к воздействию содержащейся в очищаемом воздухе агрессивной химии.

Кроме вышеперечисленных качеств, материалу фильтр-элемента придаются пламегасящие свойства. Это необходимо для исключения случайных возгораний, связанных с попаданием искр или, к примеру, окурков из соседних машин. Для обеспечения пожарной безопасности автомобильных систем воздухоочистки используются защитные элементы: решетки либо воздуховоды особой формы, усложняющие попадание горящих предметов внутрь.

Многие авторитетные производители автофильтров используются противопожарную пропитку фильтровальной бумаги. Такие спецсоставы не снижают пропускную способность устройств, а при контакте с горящими предметами выделяют азот, который подавляет горение. Некоторые пропитки при соприкосновении фильтрующего материала с огнем выделяют воду и кислоту, которые также не поддерживают горение и не предотвращают воспламенение целлюлозных волокон.

Инновацией последних лет стали фильтровальные материалы с синтетическими (нитроновыми и лавсановыми) волокнами. Нитрон сочетает в себе высокие прочностные качества с превосходной эластичностью и гигроскопичностью. При относительной влажности 65% нитроновое волокно поглощает из воздуха не более 1% влаги. Нитрон легко выдерживает продолжительное высокотемпературное воздействие 120-130 °С, способен кратковременно выдерживать температуру до 180 °С. В отличие от натуральных хлопка и целлюлозы, нитроновое волокно проявляет устойчивость к повреждению кислотой и органическими растворителями. Еще одно важное свойство нитрона – не подверженность воздействию микроорганизмов. Лавсановое волокно имеет аналогичные свойства, но показывает еще большую устойчивость к химическим реагентам.

Переменная плотность и внешний слой

Эксперты автомобильной отрасли сходятся во мнении, что наивысшие эксплуатационные показатели демонстрируют фильтры с многослойным гофрированным синтетическим полотном переменной плотности, в котором содержатся материалы, имеющие электростатический заряд. В таких воздухофильтрах роль барьера первичной очистки играет внешний слой.

Фильтры с многослойным гофрированным синтетическим полотном переменной плотности

Благодаря использованию объемного фильтрования эффективная работа фильтрующей системы обеспечивается при пробеге в 100 тыс. км и более. При этом высокая пылеемкость и резистентность к увлажнению устойчиво сохраняется в течение всего периода эксплуатации. Единственное, что, к сожалению, пока сдерживает широкое распространение таких фильтровальных материалов, – их высокая стоимость.

Какую степень очистки воздуха дают фильтры по ГОСТ

Доля абразивного износа элементов двигателя относительно общей амортизации достигает 80-90%. Его основной причиной является трение, которое вызывается частицами дорожной пыли, проникающими внутрь двигателя вместе с воздухом. Абразивные свойства пылевых частиц определяются содержанием в них твердых кварцевых примесей. Согласно авторитетным экспертным оценкам, при обычной работе спецтехники концентрация кварца в воздушно-пылевой смеси может достигать 92%.

Главным показателем полезности воздушных фильтров всех типов конструкции и способов очистки является эффективностью очистки, измеряемая в процентах. Этот показатель демонстрирует долю частиц, предельные габариты которых установлены требованиями конструкции силовой установки и заявлены производителем автофильтров, улавливаемых при прохождении воздушного потока сквозь фильтр. У передовых моделей систем воздушной фильтрации этот параметр достигает 97-99,9%.

Немного статистики

97-99,9% — совсем небольшой разброс. Но что в реальности означает столь высокие коэффициенты воздухоочистки? Давайте подсчитаем и сравним! При эффективности воздушного фильтра 99,9% из 1 кг пыли внутрь силовой установки автомашины попадает 10 г, тогда как при 97% – уже 30 г. Разница налицо.

Согласно исследованиям компании Fleetguard, инженеры которой испытывали свои воздухофильтры с эффективностью 99,9% в условиях сильной запыленности, количество пыли, которое проникает внутрь двигателя, составляет не более 0,2 г за 1 моточас. При испытаниях автофильтра с эффективностью 99,5% в аналогичных условиях запыленности силовую установку засоряло около 1 г пыли за 1 моточас.

Важным показателем являются также аэродинамическое сопротивление воздушному потоку и продолжительность работы системы фильтрации до достижения предельно допустимого уровня этого сопротивления. Уровень аэродинамического сопротивления в значительной степени определяет мощностные и экономические показатели автодвигателей, напрямую влияя на содержание токсических веществ в выхлопных газах.

Считается, что автофильтр полностью исчерпывает свою пылеемкость при перепаде давления на входе и выходе в 20 мбар и более. В условиях реальной эксплуатации следить за аэродинамическим сопротивлением затруднительно, поэтому на коммерческом транспорте монтируют специальные датчики, сигнализирующие о необходимости замены воздухофильтра. При отсутствии такого датчика сигналом к замене воздушного фильтра служит снижение мощности и увеличение топливного расхода.

Будущее за «нулевыми» воздухофильтрами

Текущие технологические тенденции автомобильной промышленности состоят в стремлении производителей вложить большие функциональные возможности и ресурс в меньший объем. Применительно к воздушным фильтрам, это стремление заключается в максимизации их пылеемкости с целью продления межсервисных интервалов. С этой целью предприятия отрасли разрабатывают новые способы плиссировки, которые позволят сделать корпус фильтра еще компактнее.

В лабораториях предприятий продолжаются разработки так называемых «нулевых» фильтров. Это направление особенно актуально применительно к серийным автомобилям. Воздухофильтры этого типа обеспечивают минимальное сопротивление входящему потоку воздуха, при этом гарантируя высочайший коэффициент эффективности воздухоочистки.

Фильтры воздуха ДИФА

СОАО «ДИФА» следует в фарватере технологических инноваций в своей производственной сфере и работает в строгом соответствии с отечественными и международными техническими стандартами. В 2004 году компания получила международный сертификат СТБ ИСО 9001. В 2010 году в результате комплексной проверки производства СОАО «ДИФА» подтвердила соответствие своей системы менеджмента качества требованиям СТБ ISO 9001-2009/DIN EN ISO 9001:2008. Продукция «ДИФА» ежегодно проходит сертификацию качества по ISO/TS16949:2009.

Приобретая наши автофильтры, вы отдаете предпочтение достойному качеству отечественных комплектующих в строгом соответствии с ГОСТ по доступным ценам. Приветствуем вас в числе наших постоянных заказчиков и партнеров!

Читайте также

  • 26.10.2017 Фильтры для самосвалов БелАЗ
  • 21.09.2017 Фильтры для JCB
  • 26.09.2016 Виды фильтров и их применение
  • 15.07.2016 Воздушный фильтр Renault

Интернет-магазин водонагревателей и климатической техники №1

Доставка по России

Доставим по России

Режим работы: с 10:00 до 18:00

Каталог товаров

Каталог товаров

  • Главная
  • Статьи
  • Как выбрать
  • Классификация воздушных фильтров

Классификация воздушных фильтров

Загрязненный воздух

Атмосферный воздух всегда содержит какие-либо загрязнения, связанные с различными природными процессами на нашей планете (эрозия почвы, вулканические загрязнения и т.п.). Но в настоящее время, более существенным фактором загрязнения атмосферы являются техногенные факторы – последствия жизнедеятельности людей. Они проявляются в росте количества автомобилей, влекущего увеличение выбросов выхлопных газов, особенно в больших городах, а также в увеличении промышленных выбросов в атмосферу, вызванных ростом производства. Результатом этих процессов являются загрязнения атмосферного воздуха пылью, мелкодисперсными аэрозолями, а также молекулярными (газообразными) загрязнениями.

Примеры содержания загрязнений в наружном воздуха

Концентрация в воздухе

Сельская местность, существенные источники загрязнений отсутствуют

Загрязненный центр большого города

Влияние качества воздуха на человека может быть различным для людей с разной степенью адаптации. Это влияние может иметь индивидуальный характер для здоровья взрослых и детей или больных в лечебных учреждениях.

Загрязненный комнатный воздух может:

  • Раздражать дыхательные пути и вызывать раздражение слизистой оболочки глаз и кожный зуд;
  • Стать причиной головной боли, усталости, аллергического ренита, бронхиальной астмы и других заболеваний дыхательных путей.

Что означает чистый воздух в комнате?

  • Чистым воздухом в комнате можно считать воздух, который не содержит:
  • Частицы уличной грязи, пыли и пыльцу растений;
  • Строительную пыль, химические вещества;
  • Плесень, возникающую при повышенной влажности помещения;
  • Комнатную пыль;
  • Углекислый газ повышенной концентрации.

Согласно европейским стандартам, содержание углекислого газа в свежем воздухе не может превышать 800 ppm. Большее его содержание доставляет дискомфорт и может стать причиной серьезных заболеваний.

Классификация воздушных фильтров по качеству очистки

Воздушный фильтр представляет собой устройство для очистки приточного, а в ряде случаев, и вытяжного воздуха. Конструктивное решение фильтра определяется характером пыли (загрязнений) и требуемой чистотой воздуха. По размерам эффективно улавливаемых пылевых частиц в европейских стандартах фильтры делятся на три класса: фильтры грубой, тонкой и особо тонкой очистки. При грубой очистке задерживаются частицы величиной 10 мкм и более, при тонкой — 1 мкм и более, при особо тонкой — частицы меньших размеров, вплоть до 0,1 мкм. В зависимости от эффективности очистки в каждом классе выделяется несколько типов фильтров.

Фильтры грубой и тонкой очистки подразделяются на 9 классов чистоты от G1 до F9, в соответствии с ГОСТ Р 51251-99 и ГОСТ Р EN 779 (аналог Евростандарта EN779). Фильтры особо тонкой очистки классифицируются от класса Е10 до U17 по проекту ГОСТ Р — ЕН 1822 (аналог Евростандарта EN1822)

Таблица классификации фильтров грубой и тонкой очистки

Фильтры грубой очистки

Крупную (более 10мкм) пыль; искры от сварки; волокнистую пыль; жировые пары; песок

Мелкозернистый песок; каменноугольную пыль; цементную пыль; летучую золу; текстильные волокна

Пыльцу растений; споры; сажу; пух растений; пыль угольных шахт; металлургические крупные пыли и возгоны

Молочный порошок, возгоны оксида цинка, маслянный аэрозоль, туман, мелкую пыль (более 5 мкм)

Фильтры тонкой очистки

Конденсационный туман кислот; пыль красителей щелочные туманы; силикозоопасные пыли

Природный туман; смоляной туман; аэрозоли химических производств; пыль при шлифовке

Мучная пыль; пыль от вагранок; летучая зола; возгоны железа

Маслянистый туман; обычная атмосферная пыль порошковая краска (полимерная)

Сварочный дым; аэрозоли при пайке; мелкая атмосферная пыль; возгоны мартеновских печей

* Определеяется по синтетической пыли.

** Определеяется для частиц 0,4 мкм.

Таблица классификации фильтров высокой и сверхвысокой эффективности

Фильтры высокой эффективности

Фильтры сверхвысокой эффективности

Значения эффективности и коэффициента проскока приведены для наиболее проникающих частиц по ГОСТ Р 51251.

Конструктивные типы воздушных фильтров

По типам воздушные фильтры делятся в соответствии с их принципом работы и материалами, из которых они изготавливаются.

Механические фильтры (фильтры предварительной очистки)

Это самые простые фильтры, применяемые в воздухоочистителях. Они состоят из обычной мелкой сетки и используются в качестве фильтров предварительной очистки. Предназначены для удаления крупных пылевых частиц, шерсти животных. Такие фильтры устанавливаются практически на всем климатическом оборудовании и защищают от пыли не только людей, но и внутренности самих приборов.

Являясь предварительным фильтром, защищает последующие фильтрующие элементы (угольные, HEPA — фильтры) от преждевременного износа.

Угольные фильтры

Главное предназначение угольных фильтров — физически поглощать молекулы газа своими порами. Активированные угольные фильтры лучше других устраняют летучие и полулетучие органические соединения с довольно большой молекулярной массой. Количество фильтрующего материала угольного фильтра является одной из важных определяющих его эффективности. Очевидно, что чем больше микропор содержится в угле, тем больше газа и запахов можно устранить, и тем дольше время работы фильтра, перед тем как его поры переполнятся, и фильтр необходимо будет заменить. Также важно, чтобы кроме угольных фильтров воздухоочистители оснащались фильтрами механической (предварительной очистки — пылепоглощающими).

Однако эти фильтры не очень эффективны при использовании в среде с высокой влажностью. Также активированный уголь не эффективен для удаления газов с более низкой молекулярной массой, таких как формальдегид, сернистый ангидрид и диоксид азота. Воздухоочистители, в которых используются только угольные фильтры, являются не столь эффективными для очистки воздуха городских помещений. Поэтому в воздухоочистителях они используются в комбинации с другими фильтрами.

Фильтры HEPA и ULPA

Фильтра тонкой очистки воздуха — HEPA (TrueHEPA) (от англ. HEPA (High Efficiency Particulate Absorption) — высокоэффективная задержка частиц) представляет собой пылевой воздушный фильтр высокой эффективности.

Фильтры HEPA во многих воздухоочистителях являются основным фильтрующим элементом.

Принцип работы HEPA фильтров достаточно прост: воздух вентилятором прогоняется через фильтр и тем самым освобождается от частиц пыли. HEPA-фильтр задерживает более 99 % всех частиц размерами от 0,3 мкм и больше. Большинство аллергенов (пыльца, споры грибов, шерсть и перхоть животных, аллергены клещей домашней пыли, др.) имеют размеры более 1 мкм, поэтому HEPA-фильтры используются в пылесосах или очистителях воздуха, которые рекомендуется использовать аллергическим больным при доказанной роли респираторной аллергии в течение заболевания.

Фильтры HEPA необходимо заменять в среднем раз в 1-3 года, далее эффективность их работы по мере их загрязнения снижается.

Еще более совершенными по сравнению с HEPA, являются фильтры ULPA (Ultra Low Penetrating Air), способные улавливать до 99,999 % частиц диаметром свыше 0,1 мкм. Такие фильтры по принципу действия не отличаются от моделей HEPA, но стоят дороже и применяются в более дорогих моделях воздухоочистителей.

Поверхность HEPA-фильтров представляет очень удобный «плацдарм» для микроорганизмов, поэтому производители дополнительно пропитывают их специальным химическим составом, угнетающим жизнедеятельность бактерий (обязательно поинтересуйтесь, предусмотрена ли такая пропитка в выбранном вами фильтре).

Электростатические фильтры

Электростатические фильтры хорошо очищают воздух от пыли и копоти, но не освобождают от таких токсичных загрязнителей, как окислы азота, формальдегид, и других летучих органических соединений, присутствующих в воздухе бытовых и производственных помещений; поэтому его эксплуатация желательна в комбинации с другими фильтрами.

Фотокаталитические фильтры

Сущность метода очистки воздуха состоит в разложении и окислении токсичных примесей на поверхности фотокатализатора под действием ультрафиолетового излучения. Реакции протекают при комнатной температуре, при этом органические примеси не накапливаются, а разрушаются до безвредных компонентов (вода и углекислый газ), причем фотокаталитическое окисление одинаково эффективно по отношению к токсинам, вирусам или бактериям — результат один и тот же. Большинство запахов вызываются органическими соединениями, которые также полностью разлагаются очистителем и поэтому исчезают.

Рекомендуемые классы фильтров для очистки воздуха в различных помещениях

Если необходимо очистить воздух, подаваемый в производственные помещения без каких-либо специальных требований, например, подача приточного воздуха в помещения сборочно-сварочных цехов, металлургических предприятий, где чистота приточного воздуха определяется только гигиеническими требованиями достаточно установки одноступенчатой системы очистки фильтров грубой очистки класса G3, G4.

При необходимости обеспечения более высоких требований чистоты приточного воздуха, как, например, в 4-х и 5-ти звездочных отелях, офисных помещениях высокого уровня (категория А), спортивных сооружениях и т.п. В этом случае требуемый уровень может быть достигнут использованием фильтров класса F7–F9.

При невысокой запыленности атмосферного воздуха такие фильтры могут быть установлены в одну ступень, без предварительной очистки. Однако, как правило, запыленность городов является высокой, что требует установки перед фильтрами класса F7–F9 фильтров предварительной очистки классов G4–F5, т.е. применение 2-х ступенчатой системы очистки приточного воздуха. Здесь 1-я ступень очистки призвана защитить вторую более дорогую ступень от загрязнений крупными пылевыми частицами размером 5–10 мкм, что может увеличивать ресурс работы 2-й ступени более чем в 2 раза.

Класс фильтра по Европейским стандартам

Особо тонкая очистка (финишная очистка)

Грубкая очистка (I-я ступень)

Тонкая очистка (II-я ступень)

Производственные и бытовые помещения без специальных требований чистоты воздуха

Помещения административных зданий (гостиницы, офисы, рестораны, казино, выставочные залы, спортивные комплексы, музеи, кинотеатры и т.д.)

Больницы, медицинские центры

Операционные и др. стерильные помещения

От G1 до U17: классификация воздушных фильтров по степени очистки воздуха

В системах вентилирования и воздухоочистки применяются различные фильтры. Одни предназначаются для улавливания крупных пылевых частиц и шерсти домашних животных, другие — производят очистку воздушных масс чуть ли не на молекулярном уровне. Фильтры для вентиляционных систем отличаются друг от друга степенью очистки. Как именно? Давайте разбираться.

Воздушные фильтры принято использовать для поддержания в обслуживаемом помещении требуемой чистоты воздуха. В бытовых системах вентиляции фильтрация необходима для защиты квартиры или дома от частичек пыли и различных примесей. В промышленности и на пищевых производствах требования к системам фильтрации кардинально разнятся. К примеру, на условном цементном заводе от фильтров требуется эффективное устранение грубых пылевых частиц, а в стерильной операционной — от них ждут абсолютной очистки прогоняемых воздушных масс.

Международные нормативы делят фильтры на четыре класса, которые определяются уровнем фильтрации воздуха. Основополагающими документами в этой сфере считаются стандарты EN 779:2012, DIN 24184 / 2185. На их основании «написаны» и отечественные отраслевые стандарты. У каждого класса фильтров предусматривается своя зона ответственности в системах вентилирования, рекуперации и воздухоочистки:

1. G1 – G4 (EU1 – EU4) — фильтры грубой очистки.

Фильтры классов G1 – G4 улавливают загрязнения наиболее крупного калибра: от 60 до 90 % крупных синтетических частиц размером более 0.4 мкм. Чаще всего применяются в качестве предварительных фильтров и в помещениях с низкими требованиями к чистоте воздуха.

Фильтры грубой очистки G1 – G4 бывают разнообразных форм и размеров.
Класс воздухоочистки EN 779 DIN 24184 / 24185 Эффективность очистки
Грубая очистка G1 EU1 90 %

Как правило, фильтры грубой очистки имеют примитивную конструкцию, могут быть выполнены из тонкой губки или сетки с разными размерами пор. Мелкие фракции пыли и вредные газы легко проходят сквозь них, однако тополиный пух, шерсть животных, насекомые, крупная пыль и семена растений эффективно задерживаются в порах. У изделий G-класса слои фильтрополотна расположены относительно свободно, чтобы фильтр чрезмерно не забивался и на пути следования воздуха не возникало препятствий.

2. F5 – F9 (EU5 – EU9) — фильтры тонкой очистки.

Более тонкую воздухоочистку выполняют фильтры классов F5 – F9. Они способны удержать до 75 % частиц размером менее 0.4 мкм. Фильтры этого порядка устанавливаются в качестве второй ступени очистки воздуха в бытовых, промышленных или производственных системах вентилирования.

Карманный форм-фактор является наиболее распространенным в категории воздушных фильтров тонкой очистки.
Класс воздухоочистки EN 779 DIN 24184 / 24185 Эффективность очистки
Тонкая очистка F5 EU5 40 — 60 % частиц размером 0.4 мкм
Тонкая очистка F6 EU6 60 — 80 %
Тонкая очистка F7 EU7 80 — 90 %
Тонкая очистка F8 EU8 90 — 95 %
Тонкая очистка F9 EU9 > 95 %

Многие из фильтров F-класса конструктивно не отличаются от изделий сорта G. Из различий отмечают более высокую плотность материала, используемого для фильтрации. Наиболее широко представлены карманные фильтры тонкой очистки из полиэстера или полипропиленовых волокон. Ближе к 9-й цифре фильтры становятся похожими на многослойные HEPA-картриджи, но об этом ниже. Воздушные фильтры F5 – F9 задерживают среднюю и мелкую пыль, пух, пыльцу некоторых растений, споры грибов и плесени. Сферы их применения являются наиболее обширными — от частных домовладений и до пищевых производств.

3. H10 – H14 (HEPA 10 – HEPA 14) — фильтры высокоэффективной очистки.

HEPA — аббревиатура от английского High Efficiency Particulate Absorption, что переводится как «высокоэффективное удержание частиц». Фильтры HEPA предназначаются для комплексной очистки воздуха. Шутка ли, они удерживают до 99.995 % всех частиц величиной более 0.3 мкм. Очистители воздуха на основе HEPA-фильтров используются в медицинских учреждениях, чистых помещениях, в качестве «финишных» элементов продвинутых систем фильтрации, рекомендованы аллергикам и маленьким детям.

Благодаря высокой эффективности воздухоочистки фильтры HEPA начали массово внедряться в конструкцию пылесосов.

Фильтры HEPA изготавливаются из листа волокнистого материала (стекловолокна), сложенного гармошкой. Этот лист помещен в металлический или пластиковый корпус. Изделия из данного семейства приспособлены для фильтрации воздуха от малейших загрязнений, значимых для здоровья человека в бытовых условиях. Они эффективно задерживают пыль, опасные вирусы и бактерии, пыльцу растений и другие аллергены.

Интересный факт. В бытовых устройствах, как правило, используются фильтры классов от G1 до HEPA 13 (в различных комбинациях). Также фильтры HEPA нередко применяются на борту пылесосов. Модели попроще комплектуются HEPA-фильтрами порядка H10 – H12, заряженные пылесосы — фильтрами HEPA 13 и HEPA 14.

HEPA-фильтры нужно своевременно менять: как минимум, один раз в год. На деле сроки замены зависят от степени загрязненности прогоняемого воздуха и состояния предфильтров в системе вентилирования или рекуперации, на борту воздухоочистителя. Наиболее эффективно удаляют из воздуха всю мелкую пыль и аллергены HEPA-фильтры с чистыми порами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *