Какие обороты должны быть на холостом ходу
Перейти к содержимому

Какие обороты должны быть на холостом ходу

  • автор:

Гулять запрещено: что такое холостые обороты, и от чего они зависят

Если спросить автовладельца, что такое холостые обороты мотора, он наверняка ответит, что это режим, в котором мотор работает без нагрузки, и будет полностью прав. Многие даже смогут точно назвать правильную величину оборотов для их автомобилей. Но почему эти обороты именно такие? Почему не больше, не меньше, почему они изменяются, как и для чего поддерживаются? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

Как всё начиналось

Н а первых моторах не существовало даже самого понятия холостых оборотов. Частота рабочих и холостых оборотов практически совпадала, а рабочий диапазон двигателя был крайне мал (приблизительно всего от 250 до 450 оборотов в минуту). Ну а куда деваться: меньше нельзя, выше не крутится… Фитильные карбюраторы имели весьма небольшой рабочий диапазон и при малом потоке смеси сильно «переливали». Фактически их настраивали только на рабочие обороты.

Ситуация поменялась примерно к 1915 году. Появление на Packard Twin Six настоящего карбюратора с жиклерами и управления опережением зажигания позволило решить две задачи. Во-первых, значительно увеличить мощность, увеличив рабочие обороты до 3000 в минуту, а во-вторых, снизить устойчивые обороты за счет введения специальной системы смесеобразования на малых оборотах. Иными словами, системы холостого хода.

Под капотом 1916 Packard Twin Six Town Car

Все более поздние конструкции карбюраторов уже предусматривали регулировку и настройку смесеобразования на холостых оборотах, часто используя для этого режима отдельные дозирующие системы. Конечно, экология и даже ресурс для тех конструкций не были определяющими факторами, но моторы просто не могли работать на оборотах ниже тех, на которых мог создавать смесь карбюратор. Но затем система стала значительно сложнее.

Зачем нужны холостые обороты?

Пока мотор заглушен, никакого крутящего момента он, разумеется, не создаёт. Но и при работающем моторе мощность растет исключительно с ростом оборотов, а крутящий момент имеет пик в области средних или высоких оборотов (на наддувных двигателях момент появляется раньше, но тоже далеко не с нуля).

крутящий момент атмосферного двигателя

крутящий момент турбированного двигателя

Чтобы нагрузить мотор полезной нагрузкой, нужно, чтобы он уже устойчиво крутился и был готов создавать крутящий момент. Иначе он просто заглохнет. Простите, что так сложно объясняю простую вещь, но это крайне важный для понимания дальнейшего момент.

Нагрузить ДВС можно только если он уже работает на устойчивых и достаточных для восприятия нагрузки оборотах. Никаких способов обойти это ограничение нет. Можно только избежать этой проблемы, используя дополнительный двигатель, который будет работать вместо ДВС до достижения тем рабочих оборотов. Например, такую функцию выполняет электромотор на гибридах или пневматический стартер с избыточной мощностью.

Те обороты, с которых мотор может воспринимать нагрузку, и называются холостыми.

Все обороты выше холостых — рабочие. Ниже начинается зона пусковых оборотов, на которых двигатель не переносит нагрузку по тем или иным причинам. Для большинства моторов легковых автомобилей холостые обороты составляют 500-900 оборотов в минуту, что не так уж мало. В случае использования АКПП можно немного «схитрить» и установить холостые обороты без нагрузки со стороны трансмиссии ниже, повышая их только при включении режима «Drive» в коробке.

Почему холостые обороты не постоянны?

При разных системах питания причины изменения холостых оборотов различны. На ДВС с простыми нерегулируемыми карбюраторами обороты зависят от нагрузки и смесеобразования. Если срабатывают автоматы увеличения оборотов, то с ростом нагрузки обороты будут падать. То же самое произойдёт из-за плохого смесеобразования, но этого стараются избежать, применяя различные системы холодного запуска, которые завышают обороты для обеспечения устойчивой работы двигателя.

Чем совершеннее система питания, тем менее заметны колебания. С простым карбюратором водитель сам регулирует холостые обороты. Его вмешательство требуется, если температура двигателя или нагрузка на него отличаются от выставленных при регулировке холостых оборотов. С электронным карбюратором с автоматом холодного запуска водитель уже ничего не регулирует, но обороты заметно повышаются для обеспечения устойчивой работы до прогрева.

Под капотом ВАЗ-2107 Жигули

Системы впрыска разве что позволят немного завысить холостые обороты до прогрева лямбда-сенсоров и удержат их чуть повышенными до нормализации смесеобразования на 100-1000 оборотов в минуту. И ещё они могут немного увеличить обороты при увеличении нагрузки со стороны системы кондиционирования или нагрузки от генератора. Во всех остальных случаях исправная система должна поддерживать обороты практически постоянными, в пределах +/- 30 оборотов в минуту.

К сожалению, все способы регулирования не идеальны. Регуляторы ХХ и дроссельные заслонки с электроприводом со временем загрязняются, не все свечи и форсунки работают идеально, системы EGR пропускают газы, сбоят системы регулирования фаз, а у цилиндров может быть разная компрессия, отчего в реальной жизни на старых машинах обороты все же немного «гуляют»: излишне просаживаются под нагрузкой или наоборот, завышаются.

Почему холостые обороты именно такие?

Выбор холостых оборотов — это всегда компромисс. Увеличивать их – значит увеличивать расход топлива и теплоотдачу двигателя без нагрузки, что, очевидно, является плохой идеей и для гражданской машины не годится. Снижение же приводит сразу к нескольким неприятным последствиям.

Во-первых, нарушается смесеобразование. Процессы в ДВС динамические, и вся его конструкция рассчитана на рабочие обороты. При снижении частоты вращения ухудшается очистка цилиндров от отработанных газов, затрудняется наполнение цилиндров свежей смесью, растут потери на перепуск, а значит, падает и мощность.

Может, такое занижение ХХ сделает мотор хотя бы экологичнее? Тоже нет. Скорее, наоборот. Даже если двигатель сохраняет возможность восприятия нагрузки на оборотах менее холостых, его рабочий процесс будет далек от расчетного. Например, на оборотах менее 400-500 часто даже катколлекторы перестают прогреваться до рабочей температуры, а количество пропусков зажигания растет.

Серьезной проблемой является снижение давления масла и объема его подачи. Тут все просто: меньше обороты — ниже давление. При каком-то минимуме давления подшипники скольжения выходят из режима жидкостного трения, и ресурс мотора стремительно уменьшается. И чем выше нагрузка, тем выше должно быть давление, а значит, и обороты мотора.

Нагрузка на мотор уже на холостых оборотах может быть значительной (особенно с МКПП). Автоматические коробки передач способны предотвратить неприятности, но проблемы полностью не решают, хотя значительно увеличивают ресурс ДВС в целом. В результате давление масла на холостых оборотах должно быть уже достаточным для восприятия полной нагрузки на мотор. К сожалению, чем выше давление и производительность маслонасоса на холостых оборотах, тем больше избыток давления на рабочих. А значит больше расход топлива, меньше ресурс масла. Регулируемый маслонасос позволяет немного улучшить ситуацию, но в основном все же служит для компенсации избыточного снижения давления масла после прогрева двигателя, а не для снижения оборотов холостого хода.

На машинах с автоматической коробкой передач нужно учитывать и ее «пожелания». Ведь маслонасос АКПП приводится от коленчатого вала двигателя, а значит и работа коробки передач зависит от оборотов холостого хода. При слишком малых оборотах давления не хватит на корректную работу механико-гидравлической системы управления. А для систем старт-стоп приходится устанавливать гидроаккумуляторы и дополнительные электронасосы. Это позволяет гидравлике включаться в работу сразу при запуске двигателя, а не спустя пять-десять секунд.

Привод различного навесного оборудования тоже создает сложности. Генератор, насосы ГУРа и кондиционера и помпа системы охлаждения имеют ограниченный рабочий диапазон, поэтому передаточное отношение системы привода дополнительных агрегатов подбирают с учетом максимальных оборотов двигателя. А минимальные обороты любого из устройств и нагрузка на подсистемы машины ограничивают нижнее значение холостых оборотов. Слишком большое снижение оборотов может привести к перегреву многоцилиндровых моторов из-за нарушения циркуляции жидкости, к разряду аккумулятора или неработоспособности системы кондиционирования. Правда, эти проблемы тоже решаемы.

Тут выручают переход на электроприводы усилителя руля, насосов системы охлаждения и кондиционера и установка регулируемого привода помпы. К счастью, генераторы имеют очень большой рабочий диапазон и не теряют КПД при высоких оборотах. Но у этих мер есть и недостатки. Зачастую они влекут за собой лишние затраты, а часто — и снижение КПД систем за счет двойного преобразования энергии.

Вибрация мотора при снижении оборотов в основном связаны с неустойчивостью рабочего процесса, но есть у неё и несколько других причин. Например, система подвески ДВС умеет гасить колебания только в определенном диапазоне частот. И чем ниже обороты, тем сложнее гасить возникающие вибрации. Причём помимо вибраций, передаваемых на кузов и влияющих на комфорт водителя и пассажиров, существует еще такая вещь как крутильные колебания, которые разрушительно действуют на трансмиссию и колеса.

тахометр на холостых оборотах

Чем ниже обороты мотора, тем сложнее их гасить. Приходится или использовать не блокируемые гидротрансформаторы или двухмассовые маховики, или сочетание двух технологий одновременно. Повышение оборотов холостого хода позволяет снизить колебания момента при каждом обороте, отодвинуть частоты всех колебаний дальше от резонансных и сделать работу всех систем подавления вибраций эффективнее.

Какими на самом деле должны быть обороты двигателя на холостом ходу

Рабочий процесс силового агрегата инициируется при вращении коленчатого вала и переходит в режим повышенной нагрузки только при активации акселератора. В режиме холостого хода двигатель выполняет функцию подачи энергии устройствам, таким как светотехника, "печка" или аудиосистема. Однако, стоит отметить, что это не сопровождается зарядкой аккумулятора.

На самом деле, при холостом ходе количество оборотов двигателя недостаточно для поддержания заряда аккумулятора. При длительной работе на холостом ходу при низких температурах существует риск того, что при попытке повторного запуска двигателя может не произойти.

Это может привести к разряду батареи и возможным сложностям. Чтобы избежать таких ситуаций, рекомендуется поддерживать обороты двигателя выше уровня, предназначенного для режима холостого хода, или просто использовать автомобиль перед тем, как заглушить двигатель.

Итак, каковы должны быть правильные обороты холостого хода? Во-первых, они должны быть стабильными, без колебаний и рывков. Кроме того, они не должны вызывать детонацию в силовом агрегате. Во-вторых, они должны быть достаточными для оптимальной работы не только аккумулятора, но и генератора, масляного насоса и системы охлаждения. Наконец, они не должны быть чрезмерно высокими или предельно низкими.

Конкретно для обеспечения эффективной работы холостого хода, рекомендуется поддерживать обороты на уровне 1000 оборотов в минуту. Этот показатель может изменяться в зависимости от температуры, увеличиваясь в процессе прогрева и уменьшаясь при повышении температуры.

Что касается оборотов во время движения, оптимальным считается диапазон от 2500 до 4500 оборотов в минуту для "атмосферных" двигателей и от 2100 для турбонаддувных. Следовательно, наилучшей практикой является работа двигателя с выходом на уровень 50—70% от пикового крутящего момента.

В зимний период из-за длительного прогрева и увеличенных нагрузок не рекомендуется поднимать обороты двигателя выше 2500 во время движения.

Эксперты рассказали, какими должны быть обороты на холостом ходу на исправном двигателе авто

Эксперты объяснили, какими должны быть обороты ДВС на холостом ходу.

Обороты двигателя внутреннего сгорания (ДВС) на холостом ходу — это показатель, который отображает, насколько эффективно и стабильно работает ваш автомобиль, когда он находится в состоянии покоя. Правильные обороты гарантируют экономию топлива, минимизацию износа и обеспечивают долговечность двигателя.

Оптимальные обороты двигателя на холостом ходу

Оптимальное количество оборотов двигателя на холостом ходу — это критически важный параметр, который влияет на работу двигателя и общее состояние автомобиля. Эти обороты обеспечивают стабильную работу двигателя, когда автомобиль находится в состоянии покоя, например, на светофоре или в пробке. Система управления двигателя автоматически регулирует эти обороты, учитывая множество факторов, включая температуру двигателя и нагрузку на электросистему.

Типичный диапазон оборотов на прогретом ДВС:

  • Бензиновые двигатели — для большинства современных бензиновых автомобилей нормальным считается диапазон оборотов 600–1000 об/мин.
  • Дизельные двигатели — у дизельных двигателей этот показатель обычно немного выше — порядка 800–1200 об/мин.

Зависимость от условий эксплуатации:

  • Температура окружающей среды — в холодную погоду обороты могут быть выше, чтобы компенсировать повышенную вязкость моторного масла и обеспечить надежную работу всех систем. После прогрева ДВС обороты должны вернуться в оптимальный режим.
  • Использование дополнительных устройств — включение кондиционера, обогревателя или других электрических потребителей может временно повысить обороты для компенсации дополнительной нагрузки.

Признаки неправильных оборотов

Неправильные обороты двигателя на холостом ходу могут быть индикатором различных проблем с автомобилем. Важно уметь распознавать такие признаки, чтобы вовремя обратиться к специалисту для диагностики и ремонта. Ниже перечислены основные признаки, на которые следует обратить внимание.

Нестабильные обороты

  • Плавающие обороты — если обороты двигателя непостоянны и «плавают» (поднимаются и опускаются), это может указывать, например, на проблемы с дроссельной заслонкой, системой впуска воздуха или датчиками двигателя.
  • Вибрация — ненормальная вибрация или тряска автомобиля на холостом ходу также могут быть признаком нестабильных оборотов.

Слишком высокие или низкие обороты

  • Слишком высокие обороты — если обороты значительно выше нормы (более 1000 об/мин для бензиновых и 1200 об/мин для дизельных двигателей), это может быть связано, например, с неисправностью датчика положения дроссельной заслонки, проблемами в системе управления двигателем или утечкой воздуха.
  • Слишком низкие обороты — обороты ниже нормы могут привести к глохнущему двигателю и указывать на проблемы с топливной системой, загрязненными фильтрами или неисправностью свечей зажигания.

Необычный шум (стук или громкий шум) — необычные звуки двигателя на холостом ходу могут свидетельствовать о серьезных внутренних проблемах, таких как изношенные подшипники или проблемы с клапанами.

Регулировка и корректировка оборотов

Во многих современных автомобилях обороты регулируются автоматически, однако в некоторых случаях возможна ручная регулировка. Если вы заметили нестабильность оборотов, рекомендуется обратиться в автосервис, где специалисты проведут диагностику и корректировку.

Заключение

Поддержание оптимальных оборотов двигателя на холостом ходу — ключ к долговечности и эффективности вашего автомобиля. Регулярное техническое обслуживание поможет предотвратить многие проблемы, связанные с нестабильными оборотами, и гарантирует бесперебойную работу двигателя в любых условиях.

Какими на самом деле должны быть обороты двигателя на холостом ходу

Многие автовладельцы уверены в том, что на холостом ходу двигатель работает в особом режиме, минимизируя расход топлива, а вместе с тем заряжая аккумулятор. На самом деле, это не совсем так. Скажем больше: не все обороты мотора одинаково полезны.

Поделиться

Изображение Какими на самом деле должны быть обороты двигателя на холостом ходу

Рабочий процесс силового агрегата возникает при вращении коленчатого вала, переходя в режим повышенных нагрузок лишь после нажатия на акселератор. На «холостых» же движок выполняет функцию подпитки энергопотребителей, скажем, светотехники, «печки» или аудиосистемы. Однако это не значит, что в этот момент происходит зарядка аккумулятора.

По факту, накопителю недостаточно оборотов двигателя, чтобы держаться в тонусе. И если молотить в «холостую» при минусовых температурах, то после необходимости в очередной раз запустить движок, этого может не случиться. Да, батарея «сядет», а вы сядете в лужу. Чтобы избежать подобного, следует держать обороты мотора выше нормы, положенной для режима холостого хода. Либо же попросту поездить на автомобиле прежде, чем его заглушить.

Какими же должны в действительности быть холостые обороты? Во-первых, устойчивыми, не плавающими и скачкообразными. К тому же, без проявления детонации силового агрегата. Во-вторых, достаточными для оптимальной работы не только АКБ, но и генератора, масляного насоса и системы охлаждения. Наконец, не чрезмерно высокими, как, собственно, и предельно низкими.

Прогревать двигатель летом: опасно или необходимо?

Надо ли в жару греть мотор своего автомобиля

Фото: АвтоВзгляд

Читайте также

Если же говорить конкретно, то для нормального обеспечения алгоритмов производительности холостой ход должен быть на уровне 1000 оборотов в минуту. При прогреве, естественно, этот показатель может увеличиваться, а с повышением температуры — падать.

И в том, и другом случае — незначительно. Что касается оборотов мотора во время движения, то оптимальным принято считать диапазон от 2500 до 4500 об/мин — для «атмосферников» и от 2100 — для агрегатов с турбонаддувом. Иными словами, двигателю полезнее всего работать, выдавая 50—70% от пикового крутящего момента.

В зимнее время года по причине длительности прогрева и повышенных динамических и климатических нагрузок эксперты не рекомендуют на ходу раскручивать движок выше 2500 оборотов.

Как радикально уменьшить шум от шипованной резины

Рабочие способы снизить грохот шипов

фото АвтоВзгляд

Читайте также

Подпишитесь на канал "Автовзгляд"

  • #двигатель
  • #автосервис
  • #ремонт
  • #техническое обслуживание
  • #лайфхак

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *