Какие новые правила ввели для водителей
Перейти к содержимому

Какие новые правила ввели для водителей

  • автор:

Изменения в ПДД в 2024 году: что нового появилось в правилах дорожного движения

Изменения в ПДД в 2024 году: что нового появилось в правилах дорожного движения

Изменения в ПДД и все, что связано с автотранспортом интересует добрую половину граждан России. Прежде всего из-за появления новых штрафов и переосмысления прежних санкций. Недаром у автовладельцев так часто возникает вопрос о компетентности сотрудников ГИБДД и обоснованности составления протокола.

Вместе с адвокатом Ольгой Власовой «Комсомолка» рассказывает про главные поправки и новации в правилах ПДД в 2024 году.

Изменения в ПДД в 2024 году

Вступили в силу с 1 марта 2023 года.

Теперь по городам ездят СИМ

О том, что нашим ПДД нужен новый термин «Средства индивидуальной мобильности» (СИМ), говорили давно. А иначе как классифицировать сигвеи, гироскутеры и электросамокаты? До изменений правил их водителей расценивалиа как пешеходов. Теперь они полноценные участники дорожного движения с прилагающимися обязанностями. Например, максимальная скорость не выше 25 км/час, ездить нужно по тротуарам и отдавать приоритет пешеходам, на «зебре» спешиваться, с 14 лет можно ехать в крайнем правом ряду, но только по дорогам со скоростным лимитом 60 км/час.

Можно показывать инспектору ДПС документы в электронном виде

Речь о приложении «Госуслуги.Авто». Она будет генерировать QR-коды с водительскими удостоверениями. То есть можно будет ездить без водительских прав (с 1 марта 2023 года!) и показывать вместо них QR.

Кстати

Электронные права вместо реальных: у приложения «Госуслуги Авто» появился новый функционал

Забыли или водительские права — не беда. Теперь в электронном варианте они есть в приложении «Госуслуги Авто». Загружать фотографии удостоверения туда не требуется, там все заведено автоматически. Но означает ли это, что о привычных карточках можно вовсе забыть?

Начнем с предыстории: раньше водители могли загружать фото водительских удостоверений в приложении. Также там высвечивались их серия и номер, дата выдачи и категории ТС.

Сейчас же при загрузке интерфейса появляются изображения прав с двух сторон, а если нажать на кнопку «Предъявить права», то автоматически генерируется QR-код, который можно показать сотруднику ГИБДД вместо физической карточки. Тот его отсканирует при помощи специального устройства.

Программа пока работает в тестовом режиме, поэтому даже если вы видите в своем личном кабинете, что функционал не сбоит, это еще не значит, что можно закинуть пластик в дальний ящик стола. До марта 2023 года сотрудники Госавтоинспекции могут требовать предъявить оригинал документа. В противном случае, предупреждение или штраф в 500 рублей.

Правила проезда перекрестка с круговым движением

Теперь при въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток с круговым движений (под знаком 4.3), водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. Раньше было все то же самое, но не было уточнения про «при въезде по дороге, не являющейся главной». Подробнее про правила проезда по перекрестку с круговым движением — читайте в нашем материале.

Велосипедисты, байкеры и «симеры» теперь должны подсвечивать себя

Речь про светоотражающие элементы на технике водителя, который едет на велосипеде, мопеде или СИМ. Они обязательны в темное время суток вне населенных и рекомендуются в условиях плохой видимости повсеместно. Штрафов за нарушение не предусмотрено, но случись авария, байкер без подсветки будет в юридически уязвимой позиции.

Нельзя стоять у островков безопасности

Мера должна улучшить видимость на дорогах. Вводится полный запрет на движение, остановку и стоянку на направляющих островках и островках безопасности.

Новые правила проверки водителей на трезвость

Дышать в трубочку инспектору ГИБДД с 1 марта 2023 года можно будет только в присутствии понятых или при видеофиксации процесса. Соответствующее правило утвердило правительство России.

Норма по содержанию алкоголя в крови осталась та же: если тестер покажет значение от 0,16 мг этилового спирта на 1 л выдыхаемого воздуха, то водитель пьян. Соглашаться с показаниями прибора или нет, решает каждый автомобилист индивидуально. Альтернативой трубочке в случае отказа станет медицинское освидетельствование.

Новые штрафы

Автомобильные шторки и каркасные сетки приравнены к тонировке

«Глухая» тонировка, которая не пропускает в салон больше 75% для лобового и 70% для передних боковых стекло, в России запрещена. Но некоторым водителям не то солнце чересчур ярко светит, не то хочется чувствовать себя Бэтменом за рулем. Поэтом они заклеивают «ласточку» так, что в салоне вечные сумерки. А чтобы не получать штрафов от инспекторов, покупают на боковые стекла так называемые шторки или съемную тонировку. С 2021 года такие аксессуары подпадают под пункт «изменение в конструкции авто». Взыскание за опущенные шторки при езде (если они ограничивают обзор водителю) — 500 руб. При повторной проверке и обнаружении такого же нарушения сумма вырастает в десять раз. Можно и вовсе лишиться прав на срок до трех месяцев.

Штраф за неоплату проезда по платным трассам

В России сейчас 13 платных магистралей. На большинство въезд через КПП и проскользнуть без оплаты не выйдет. Но есть и такие, куда доступ свободный. А оплату взимают камеры. Так вот если по платной трассе проехать с нулевым балансом на специальном счете, тогда прилетит штраф. Владельцам легковушек — 1500 рублей, автобусов и грузовиков — 5000 рублей.

Ужесточение санкций для злостных нарушителей

Его еще называют законом против блогеров-лихачей. Те, ради видео и чувства вседозволенности, нередко проворачивают опасные маневры. Хотя и не «звездных» автовладельцев касается все то же самое. Депутаты Госдумы внесли в 2021 году изменения в Уголовный кодекс. Теперь карать по УК могут водителей, которых ранее лишили водительских прав и у них при этом минимум дважды были административные штрафы за аналогичные нарушения. Санкцию применят к тем, кто умышленно превысил скорость на 60 км/час и более, выехал на встречную (в том числе трамвайные пути). За это грозит штраф до 300 тысяч рублей, обязательные или принудительные работы на срок до 480 часов или лишение свободы сроком до двух лет. При повторной судимости за это же преступление грозит до трех лет колонии.

Штраф за неправильный переезд железнодорожных путей

Был 1000 рублей, а стал 5000 рублей. Если шлагбаум переезда закрывается или уже закрыт, а автовладелец все равно поехал, тогда могут наказать. Если же переезд нерегулируемый, в пределах видимости появился поезд, но машина все равно поехала — тогда может грозить лишение водительских прав до шести месяцев, за повторное нарушение — до года.

Штраф за езду с поврежденными ремнями

Если на ремне безопасности есть:

  • видимые надрывы на лямке;
  • лямка не вытягивается/не втягивается в катушку;
  • замок не фиксирует язычок ремня;
  • замок не выбрасывает язычок после нажатия на кнопку,
  • или оно отсутствует вовсе — штраф 500 рублей.

Усилено наказание в УК за повторное нетрезвое вождение

Если получить вторую судимость за управление авто в состоянии опьянения, тогда наказанием может быть штраф до 500 тысяч рублей, исправительные или принудительные работа, а также до трех лет колонии. Также могут забрать водительские права на шесть лет.

Штраф за управление неисправным автомобилем

В КоАП есть статья 12.5 за «Управление транспортным средством при наличии неисправностей…». Например, если нарушена герметичность системы вентиляции картера или неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки, то водитель считается нарушителем. Полный список есть в Приложении к ПДД, который так и называется «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» 1 . С 1 сентября 2023 года этот перечень расширится 2 . И довольно существенно:

  • Запрещено ездить на летних шинах зимой. На шипованных нельзя ездить летом. На фрикционные шин, именуемые «липучки», запрет не распространяется.
  • Нельзя управлять авто зимой, если зимние покрышки установлены не на все колеса.
  • Нельзя управлять авто с изношенными шинами: со стертыми протектором, пробоями и порезами, вздутиями и т.д. Все, дефекты, которые видны визуально. Даже за треснутые диски.
  • Штраф выпишут за горящую лампочку ошибки АБС (антиблокировочная система предотвращает блокировку колес при торможении).
  • Посторонние предметы на лобовом стекле (навигатор и регистраторов это не касается).

Главное нововведение с 1 сентября 2023 года, что инспектор ДПС может выписать штраф, определив неисправность визуально — на глаз. То есть видит полицейский, что протекторы шин стерлись, имеет право наказать. Вы, конечно, можете не согласиться с протоколом и обжаловать. Но захотите ли тратить на это время и силы? Разумеется, если считаете себя правым, спорить нужно! Но если нарушение объективно, тогда все честно. Штраф за подобные неисправности — 500 рублей. А еще его можно «закрыть» со скидкой в 50%. Обращаем внимание, что за неисправность инспекторы могут наказывать вам ограничений. То есть если на одном посте ДПС наказали за резину не по сезон, то следующий пост на дороге может сделать то же самое.

Какие изменения в ПДД были в 2021-2022

Таблички «Фотовидеофиксация» заменены на знаки

Раньше водители знали, что табличка 8.23 гласит — на этом участке установлены камеры контроля скорости и прочих нарушения. Теперь знак 6.22 (выглядит также как и 8.23) всего лишь подсказывает, что вы въехали в зону, где могут быть расположены стационарные или передвижные комплексы. Знаки монтируют при въезде в населенный пункт. На дорогах в самом населенном пункте согласно действующим правилам знак не устанавливается.

Отмена обязательного техосмотра

Это одно из главных изменений 2021 года. Техосмотр для легковых авто и мотоциклов, которые используются в личных целях (не такси и служебный транспорт) в конце 2021 года отменили. Так что в 2022 году про техосмотр рядовой автовладелец может забыть.

Обязательной процедура останется в двух случаях: если транспорт старше четырех лет и его нужно поставить на учет, зарегистрировать смену владельца (такое бывает при продаже), а также при внесении изменений в конструкцию или замену основных агрегатов. Подробнее о процедуре прохождения техосмотра — читайте в нашем материале.

5 основных изменений для водителей в 2024 году

Год назад в ПДД внесли несколько серьезных поправок. Определили правила использования электросамокатов, по-новому начали регулировать проезд на перекрестке с круговым движением и наносить разметку в зоне платной и бесплатной парковок. Кроме того, появились два новых дорожных знака – зарядка для электромобилей и запрет движения автобусов. Начали применяться новые правила освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения.

2024 год тоже готовит для автомобилистов много нововведений. Прежде всего, они касаются процедуры получения водительского удостоверения, штрафов за неоплату проезда по платным дорогам и полисов ОСАГО. Мы проанализировали принятые нормативные акты, а также проекты и подготовили краткий обзор основных изменений.

На три года продлено действие водительских удостоверений, которые истекают в 2024 и 2025 гг.

Теперь граждане могут пользоваться истекшими в 2024 или 2025 году водительскими удостоверениями в течение трех лет. Соответствующая поправка вступила в силу с 28 декабря 2023 года. За заменой водителям потребуется обратиться в Госавтоинспекцию в 2027 и 2028 году, но при желании новые водительские права можно будет получить и раньше. Данная возможность предоставляется не только гражданам, которые используют транспорт в личных целях, но и тем, кому он нужен в рамках трудовой и предпринимательской деятельности. Вносить какие-либо дополнительные изменения не потребуется.

Напомним, изначально данная мера действовала только в отношении удостоверений, которые истекали в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года. Позже МВД России и Минэкономразвития России приняли решение ее расширить. На практике же все еще остается неясным вопрос о возможности повторного продления удостоверения, в случае когда его срок уже продлевали на три года в 2022 году. Полагаем, что в п. 5 приложения № 14 постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 все-таки идет речь об однократном продлении. Пока каких-либо официальных разъяснений на этот счет нет. Возможно, они появятся позже.

  • ПостановлениеПравительства РФ от 23 декабря 2023 г. № 2269 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353"
  • Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации"

Автовладельцы смогут заключать краткосрочные договоры ОСАГО

С 2 марта 2024 года срок договора ОСАГО может составлять от одного дня до трех месяцев. По общему правилу договор будет вступать в силу по истечении трех дней после предоставления страховщику всех документов. Но при необходимости стороны смогут указать и более короткий срок. Предполагается, что такой вид полисов станет востребован автовладельцами, редко использующими машины. Страховщики обязаны будут использовать понижающий коэффициент к страховым тарифам. С ними страхователи смогут ознакомиться на сайте страховых компаний. Конкретное значение этих коэффициентов страховщики будут устанавливать самостоятельно в зависимости от срока действия договора, особенностей ситуации, для которой оформляется полис, а также характеристик водителя. Отметим, что Банк России уже подготовил проект соответствующих поправок в Указание Банка России от 8 декабря 2021 г. № 6007-У, а также разработал новые правила ОСАГО (ID 04/15/02-24/00145341).

В новых регионах до 31 декабря 2024 года не применяется законодательство РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС. При этом при выезде за пределы этих субъектов полис ОСАГО все-таки потребуется. Напомним, до 1 января 2026 года для граждан, которые постоянно проживали в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях на день их принятия в состав России либо ранее постоянно проживали на этих территориях, но потом выехали в РФ, также действуют особенности регистрации автомобилей и выдачи водительских удостоверений. Им для регистрации автомобиля не нужно предъявлять таможенные документы, уплачивать госпошлину и проходить техосмотр. А для получения удостоверения достаточно предъявить российский паспорт или вид на жительство, а также имеющееся водительское удостоверение. При этом сдавать экзамены, проходить медосвидетельствование и платить госпошлину так же не нужно.

Кроме того, до 1 октября 2024 года планируется запустить единую систему ОСАГО для России и Белоруссии. 19 июня 2023 года состоялось заседание сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, в рамках которого российские и белорусские депутаты приняли проект модельного законодательного акта "О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства". Также в ноябре прошлого года Минфин России подготовил соответствующие поправки в закон об ОСАГО (ID 02/04/11-23/00143563), законопроект уже прошел этапы публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы. Проекты других нормативных правовых актов, направленных на запуск единой системы, тоже уже согласованы.

С 1 апреля 2024 года изменится порядок сдачи на права

В первую очередь, с этой даты будет уточнен перечень маневров при сдаче практических экзаменов. Так, на категории "А" и "М" и подкатегории "А1" вместо передвижения мотоцикла задним ходом без включения двигателя и установки вместо стоянки придется сдавать упражнение – проезд по "колейной доске". Кандидату в водители необходимо будет проехать в искусственной колее, остановиться перед линией "СТОП", включить нейтральную передачу (при выполнении упражнения на ТС с механической коробкой переключения передач), поднять левую руку, после чего выехать из зоны выполнения упражнения. Для категории "В" из упражнений исключено начало движения и остановка на спуске, а обгон и опережение будут выполняться только при наличии возможности.

Кроме того, с 1 апреля прийти на четвертую и последующие пересдачи можно будет не ранее чем через 6 месяцев и не позднее 9 месяцев со дня предыдущего экзамена. Сейчас этот срок составляет – не ранее 1 и не позднее 3 месяцев.

Изменятся и правила допуска к экзаменам. Его не получат граждане:

  • лишенные прав на управление ТС;
  • кто не выполнил условия возврата водительского удостоверения по истечении срока лишения;
  • подвергнутые административному наказанию за езду в пьяном виде, а также за невыполнение требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения или о запрещении употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества, и не имеющие водительских прав или лишенные их (такие лица не получат допуск в течение года с момента исполнения постановления);
  • лишенные права заниматься деятельностью, непосредственно связанной с управлением ТС.

Кроме того, водители будут допускаться к управлению ТС категории "D" и подкатегории "D1" только при наличии стажа управления ТС категории "B" или "С" или подкатегории "С1" или "D1" не менее года. Сейчас требования об опыте нет, достаточно достичь 21 года.

Также появятся исчерпывающие перечни оснований для приостановки и прекращения проведения экзамена и выдачи удостоверений.

Основание приостановления экзамена и выдачи удостоверения Срок
Истечение срока действия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя До дня представления заявителем паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, срок действия которого не истек
Истечение срока действия медицинского заключения До дня представления заявителем нового медицинского заключения
Неявка на экзамен До дня проведения экзамена, назначенного должностным лицом подразделения Госавтоинспекции при личном обращении заявителя
Неявка для получения водительского удостоверения, отказ от его получения или отказ фотографироваться при оформлении удостоверения До дня личного обращения заявителя в подразделение Госавтоинспекции для фотографирования, оформления либо получения водительского удостоверения
Неявка для представления оригиналов документов в назначенный день и время в случае подачи заявления через портал госуслуг До личного обращения заявителя в подразделение Госавтоинспекции
Проведение подразделением Госавтоинспекции проверки факта выдачи водительского удостоверения До завершения проведения проверки
В отношении заявителя сформировано решение о принятии временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата До получения сведений о формировании в соответствующем реестре решения об отмене указанных временных мер

Для прекращения проведения экзаменов и выдачи удостоверений оснований будет два: смерть заявителя и выявление при проверке документов отсутствия факта выдачи водительского удостоверения (при его предоставлении).

Ожидается, что с апреля также увеличится сумма допустимых штрафных баллов при сдаче практического экзамена. МВД России разработало поправки в Административный регламент, утв. приказом МВД России от 20 февраля 2021 г. № 80 (ID 01/02/12-23/00144500). Предполагается, что кандидатам в водители на ТС категорий "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "С1", "D1", "С1Е" и "D1E" можно будет набрать до 7 штрафных баллов (сейчас до 5 баллов). При этом отметим, что распределение баллов за нарушения хотят оставить прежним (приложение № 4 к Административному регламенту).

  • Федеральный законот 10 июля 2023 г. № 313-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
  • ПостановлениеПравительства РФ от 16 декабря 2023 г. № 2177 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097"

Иностранное удостоверение будет признаваться недействительным через год после получения вида на жительство или гражданства РФ

С 1 апреля 2024 года иностранные граждане и лица без гражданства допускаются к управлению ТС на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений только в течение 1 года с даты получения вида на жительство либо гражданства РФ. Для граждан РФ, которые получили водительское удостоверение за рубежом и вернулись в Россию, такой срок составит 1 год с даты первого въезда в РФ. По истечении данного периода указанным лицам придется получать российское водительское удостоверение. Отметим, что для получения водительских прав на ТС категорий "М", "А", "В" и подкатегорий "А1", "В1" потребуется сдавать теоретический экзамен, учиться же заново в авто- или мотошколе не нужно. Для категорий "С", "D", "СЕ", "DЕ" и подкатегорий "С1", "D1", "С1Е", "D1Е" необходимо будет предоставить документ о прохождении обучения, а также сдать теоретический и практический экзамены. Медицинское освидетельствование же до сдачи экзаменов придется проходить всем.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства получил вид на жительство или приобрел гражданство РФ до 1 апреля 2024 года, то имеющиеся у них иностранные водительские удостоверения (срок действия которых не истек) признаются действительными до 1 апреля 2025 года. При этом до этой же даты выдача российских удостоверений указанным лицам будет производиться без сдачи экзаменов.

Отдельные условия предусмотрены для граждан РФ и граждан Республики Беларусь, получивших вид на жительство в РФ. На них, если у них есть белорусские водительские удостоверения, правило о действии иностранных национальных удостоверений в течение 1 года не распространяется. Кроме того, для данных граждан российские удостоверения будут выдаваться на основании белорусских без проведения экзаменов.

С 1 сентября 2024 года регионы смогут самостоятельно устанавливать штрафы за неоплату проезда по платным дорогам

С этой даты положения ст. 12.21.4 КоАП будут распространяться только на платные дороги и участки федерального значения. В отношении же дорог и участков регионального, межмуниципального и местного значения субъекты РФ будут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Ряд положений КоАП РФ сохранит свое действие, если региональными законами будет предусмотрено использование автофиксации таких правонарушений. В частности, у водителей останется возможность оплатить штраф в размере 50%, когда оплата производится не позднее 20 дней со дня вынесения постановления.

Кроме того, с 1 сентября 2024 года начнут действовать правила размещения дорожных камер. Так, в целях использования фото- и видеокамер для контроля за соблюдением ПДД они должны быть утверждены в качестве средств измерений, иметь соответствующий сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке. Порядок размещения камер определит Правительство РФ. Минтранс России уже подготовил соответствующий проект постановления (ID 02/07/12-23/00144175). При этом отмечается, что информация о местах установки камер, а также маршрутах движения ТС с размещенными на них мобильными средствами фиксации будет в открытом доступе. Ознакомиться с ней можно будет на сайте МВД России.

В соответствии со ст. 22.1 закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ с осени стационарные средства фиксации, передвижные средства фиксации могут быть установлены только:

  • на дорогах с выделенной полосой для движения маршрутных ТС в целях контроля за соблюдением ПДД;
  • на аварийно-опасных участках дорог;
  • на пересечении дорог, где в течение отчетного года произошло четыре и более ДТП с материальным ущербом одного вида, или произошло два ДТП одного вида, или четыре ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди;
  • на автоматических пунктах весового и габаритного контроля;
  • в местах, где ведутся работы по строительству, реконструкции, капремонту, ремонту дорог, а также когда требуется ограничение или прекращение движения;
  • на пешеходных переходах;
  • в местах, где запрещена стоянка или остановка;
  • на перекрестках;
  • в местах, определяемых при осуществлении контроля в области безопасности дорожного движения.

Зона контроля стационарных и передвижных средств фиксации будет начинаться на расстоянии не ближе 150-300 м от знака "Фотовидеофиксация", а в населенных пунктах не раньше 100 м от знака "Начало населенного пункта".

Информация же, полученная с камер, которые не соответствуют требованиям, установленным Правительством РФ и законом об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ, не сможет быть использована для привлечения водителей к административной ответственности.

  • Федеральный законот 31 июля 2023 г. № 405-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
  • Федеральный законот 29 мая 2023 г. № 197-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Какие нововведения ждут водителей в 2024 году

Новый год начался с приятного сюрприза для водителей. Срок действия водительских удостоверений, которые истекают в 2024 или 2025 году, продлили на три года. Соответствующее постановление правительства было принято буквально накануне праздника. Но уже вступило в силу. Какие еще неожиданности и изменения ждут водителей в новом году?

Сергей Михеев/ РГ

Права с отсрочкой

Итак, у водителей, у которых истекают права в этом году, а также в следующем не требуется спешить с их заменой. Срок действия их документов будет автоматически продлен на три года. То есть, тем водителям, у которых срок истекает в этом году, менять права потребуется только 2027 году. Тем, у кого срок истекает в 2025 — заменить документ надо будет до 2028 включительно.

Правовые аспекты управления транспортом эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Напомним, что ранее такая отсрочка была введена для водителей, у которых срок действия прав истекал в 2022 и 2023 году. Но это не означает, что им продлили отсрочку. Отсрочка у них осталась прежняя — три года. То есть, те, у кого срок действия прав истек в 2022, должны поменять их до 2025 включительно. Те у кого срок вышел в 2023 — до 2026 года. Такими темпами скоро пора будет увеличивать срок действия прав с нынешних 10 лет до 15.

Впрочем, тем, кому надо ездить за рулем за границу, в том числе в Беларусь, права все-таки предстоит менять до указанной в них даты. Наша отсрочка за границей не работает.

ОСАГО на денек

Фото: РИА Новости

Что точно заработает в новом году? 2 марта вступит в силу закон, который позволяет оформлять краткосрочные полисы ОСАГО на срок от 1 дня до 3 месяцев. В первую очередь он будет интересен тем водителям, которые работают таксистами в качестве подработки. Например, пару раз в неделю. Зачем им оплачивать полноценный и дорогой полис таксиста на год, если договор можно заключить на два дня.

Однако, стоит отметить, что стоимость таких полисов будет довольно высокой, если считать стоимость страховки по дням. Страховщики впервые получают право самостоятельно устанавливать коэффициенты для таких полисов. Это первый шаг к, так называемому, свободному тарифу. Ведь сейчас тариф по ОСАГО имеет четко определенный Центробанком коридор. Но при этом, конечно, не будет превышать стоимости годового полиса.

За руль автобуса — только с опытом

С 1 апреля вступят в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, согласно которым получить права на управление автобусом (категория "D") можно будет, только имея стаж управления другими категориями не меньше года. Кроме того, эти поправки облегчат жизнь тем водителям, которые имеют право управлять грузовиками с прицепами (категория "СЕ") или автобусами с прицепами ("DE"), но до сих пор не имели права управлять легковушками с прицепами. Теперь, имея высшую категорию, они смогут возить прицепы и на легковушках, не сдавая для этого новый экзамен в ГИБДД.

Иностранным водителям, чтобы работать в этом качестве в России, придется пройти обучение в автошколах и после экзамена в ГИБДД получить российские права. Для тех иностранцев, кто не работает водителем в России, это не потребуется до получения гражданства или вида на жительство.

Автошколы, чтобы обучать водителей, должны иметь действующее заключение ГИБДД о соответствии их материальной базы, а также программ подготовки необходимым нормативам.

Что может заработать?

Фото: Антон Вергун/ ТАСС

В ноябре уже прошлого года Госдума приняла в 1 чтении поправки в закон о регистрации транспортных средств, который исключает необходимость предоставить полис ОСАГО при постановке машины на учет в ГИБДД. Если это будет принято, то, по сути, такая норма уберет довольно серьезный уровень проверки, застрахована машина или нет. Как считают страховщики, вводить такое изменение можно только одновременно с введением контроля ОСАГО на дорогах с помощью камер. Но с этим есть проблемы. Об этом позднее.

Также уже давно всеми одобрен, но до сих пор не принят проект поправок в правила дорожного движения, который освободит водителей от бумажных документов. Согласно ему, если у водителя есть документ в электронном виде, этого на дороге достаточно. Речь идет о сервисе "Госуслуги Авто" который позволяет предъявлять в электронном виде права и свидетельство о регистрации автомобиля.

Пока это можно только в экспериментальном порядке. А поэтому документы все-таки лучше возить с собой.

Некоторые эксперты возражают, что в данном случае неизвестно, что человек внесет в электронный документ, да и интернет работает у нас не везде. Но дело в том, что водитель ничего никуда не вносит. "Госуслуги Авто" сами автоматически подтягивают все данные из ФИС ГИБДД. И обновляют их, когда сеть доступна. А инспектору тем более не требуется интернет, поскольку его планшет считывает QR-код на смартфоне проверяемого. А планшет расшифровыает этот код в виде картинки обычных прав. В общем, это была бы полезная история.

По-прежнему непонятна судьба проекта внесения изменений в КоАП, согласно которым водителя смогут привлекать за управление в нетрезвом виде не только за наличие алкоголя в выдохе, наркотиков или психотропов в моче, но и за так называемое лекарственное опьянение. То есть когда человек принял разрешенные лекарства, но у него на лицо признаки опьянения. Но, возможно, в этом году эти поправки все-таки примут.

Что точно не заработает

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Накануне нового года прозвучало несколько громких новостей о предстоящей перенастройке камер фотовидеофиксации. Якобы они будут фиксировать превышение средней скорости, превышение скоростных режимов, установленных динамическими знаками, а также вылавливать незастрахованные по ОСАГО машины. Увы, но всему этому не дано случиться. Во всяком случае в этом году.

Средняя скорость

В конце уже прошлого года появились сообщения, что камеры на дорогах получат новые функции. Однако, все оказалось не так просто. И скорее всего, они их не получат. Итак, в первую очередь речь идет о камерах, которые выставляют штрафы за движение с превышением средней скорости. Поводом для этого послужило то, что Минтранс выставил на обсуждение поправки в правила дорожного движения, которые запрещают превышать среднюю скорость. И даже дали ее определение.

Однако МВД довольно резко отреагировало на такую инициативу. Глава Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников заявил, что контроль за средней скоростью вводиться не будет. А официальный представитель МВД Ирина Волк отметила, что мнение ведомства на этот счет может быть пересмотрено только тогда, когда будет введена средняя температура по больнице.

Напомним, что выносить наказание за превышение средней скорости ГИБДД перестала еще в 2021 году. После решения Верховного суда, который указал, что каждое нарушение характеризуется временем и местом его совершения. Но при определении средней скорости установить ни то ни другое — невозможно.

Динамические знаки

С 1 сентября этого года вступит в силу закон, устанавливающий требования к применению дорожных камер. Конкретные требования должны быть прописаны в постановлении правительства, которые разработал Минтранс. В частности, в нем предусмотрена возможность штрафовать водителей за нарушение скоростного режима в зоне действия динамических знаков. То есть, знаков, которые могут менять скоростной режим в зависимости, например о погодных условий или дорожной ситуации.

Однако и здесь МВД выступило категорически против такого применения фотовидеофиксации. Дело в том, что каждый знак, устанавливающий те или иные ограничения, должен быть обозначен на схеме организации дорожного движения. Очевидно, что если какой-то оператор решил заставить водителей двигаться со скоростью 40 км/ч на том или ином участке, например, МКАД, ни к чему хорошему это не приведет. А если штраф будет вынесен, то он успешно будет оспорен по той простой причине, что в схеме дорожного движения на данном участке установлена максимальная скорость 100 км/ч. Понятно, что оформить новое ограничение на короткое времени не то что никто не успеет, никто не будет этим заморачиваться.

ОСАГО под камеру

Фото: Сергей Куксин/РГ

Проверка наличия полисов ОСАГО на тот или другой автомобиль также вряд ли заработает в этом году. Напомним, что это не раз обещали страховщики. Согласно их проекту, проверять на наличие полисов должны были те автомобили, которые совершили какое-либо нарушение. Причем проверка должна быть двухфакторной. То есть, камера выявила нарушение, потом происходит проверка по базе ОСАГО, если автомобиль не застрахован, проводится новая проверка через десять дней. Если страховка в базе данных не появилась, то автовладелец получает сразу два штрафа: за то нарушение, которое он совершил, и за отсутствие страховки.

Но дело в том, что рабочая группа из представителей страховщиков, Центробанка и ГИБДД приняла решение, что применять камеры для поиска незастрахованных машин можно будет спустя полгода после внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях. А именно в статью 12.37, которая предусматривает ответственность за управление без полиса ОСАГО. В нее необходимо внести примечание, согласно которому автовладелец не привлекается к ответственности вторично за это нарушение в течение суток. По аналогии со статьей 12.5 КоАП.

Однако соответствующие поправки еще даже не разработаны. Так что шансы, что они будут приняты в этом году — минимальны.

Надо сказать, что идут споры и о привлечении к ответственности именно собственника машины в автоматическом порядке. Как пояснили "РГ" в Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации "ОКО", база данных РСА в каждом комплексе фотовидеофиксации, конечно, не хранится. Это нецелесообразно. Поскольку на первом этапе комплексы фотовидеофиксации будут выявлять наличие полисов ОСАГО только у нарушителей ПДД, предполагаем, что проверка будет производиться в автоматическом режиме с помощью единой федеральной системы МВД РФ "Паутина", в которой и находятся все необходимые данные. При этом контроль наличия страхового полиса можно будет осуществлять на территории всей страны, а не только в том субъекте РФ, где зарегистрирован автомобиль. Далее сотрудники ЦАФАП отсматривают все материалы с комплексов фотовидеофиксации, после чего и принимается окончательное решение о вынесении штрафа.

Но это означает, что нарушителей, попавшихся на камеру, инспекторы будут проверять вручную. А это речь уже не об автоматической фиксации. А значит должны быть протоколы, опрос собственника, выяснение, кто сидел за рулем. В общем, это не штраф на почту.

Инспекторов оставили без педалей

Еще одна очень интересная новация вступит с 1 апреля в силу. С этой даты инспекторы, принимающие экзамены, если для этого используется автомобиль автошколы, будут сидеть не на переднем пассажирском сиденье, с возможностью пользоваться дублирующими педалями, а на заднем.

Дело в том, что тут возникала проблема с законодательством. Обучающий вождению приравнивается к водителю. А экзаменатор — нет. Тут не поможет даже полис ОСАГО с открытым списком допущенных к управлению. Если во время приема экзамена происходит авария, кто виноват? Кто кому обязан выплачивать ущерб? Суды имели очень разные мнения на этот счет. Однако последняя судебная практика показывает, что именно МВД обязано возмещать ущерб, если авария произошла во время приема экзамена на практическое вождение, когда инспектор сидел на дополнительных педалях.

Новый пассаж в постановлении правительства решает эту проблему. Но при некоторых условиях. Учебный автомобиль автошколы должен быть оборудован сигнализатором о том, что на дополнительные педали было произведено воздействие. Это может быть световой индикатор или звуковой. Главное, чтобы внутрисалонная камера машины это фиксировала.

Есть и еще один момент. Некоторые подразделения принимают экзамены на своих собственных автомобилях. Очевидно, что к дополнительным педалям постороннего человека не допустят. Однако это не отменяет оборудование машины сигнализатором использования этих педалей.

В постановлении четко прописано, что для предотвращения ДТП лицо, находящееся на дополнительных педалях, обязано вмешаться в управление, чтобы предотвратить аварию.

Еще одна новация — водителям, которые имеют иностранные права, придется для получения российских прав проходить обучение и сдавать экзамен в ГИБДД. Причем если водителям легковушек, мотоциклов, мопедов, потребуется сдавать только теорию, то всем остальным — проходить полную подготовку и сдавать в ГИБДД не только теорию, но и практику, сообщила глава Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

По ее словам, обмена иностранных прав на российские больше нет. Теперь только получение российского водительского удостоверения. От обучения и экзамена освобождены только граждане Беларуси и работники дипломатических органов.

Что изменится для автомобилистов с 1 апреля. 8 пунктов

С 1 апреля в России изменятся правила по сдаче экзаменов в ГИБДД, автомобили из серого импорта подорожают, станет понятно, за какие машины придется платить налог на роскошь. Все изменения для водителей

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

С 1 апреля 2024 года автомобилистов ждут изменения и важные события в самых разных сферах: от порядка получения прав и сдачи экзаменов в ГИБДД до уплаты повышенного транспортного налога и правил по оплате ввезенных в Россию автомобилей по альтернативным схемам. Рассказываем, к чему готовиться и что должен знать каждый водитель.

1. При сдаче «города» в ГИБДД разрешат делать больше ошибок

  • водитель несвоевременно подал сигнал поворота;
  • неправильно оценил дорожную обстановку;
  • неуверенно пользовался органами управления транспортного средства, не обеспечивал плавность движения.

Более значимые ошибки:

  • водитель не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12);
  • нарушил правила расположения транспортного средства на проезжей части;
  • двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим транспортным средствам;
  • нарушил правила пользования внешними световыми приборами или звуковым сигналом.

Фото: Алексей Сухоруков / РИА Новости

Фото: Autonews.ru

Грубейшие ошибки:

  • водитель осуществлял движение, не пристегнувшись ремнем безопасности;
  • действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным транспортным средством с целью предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия;
  • не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество;
  • не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество;
  • выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления;
  • осуществлял движение на запрещающий сигнал светофора или регулировщика;
  • не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1;
  • пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке (при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора регулировщика);
  • нарушил правила выполнения обгона;
  • нарушил правила выполнения поворота;
  • нарушил правила выполнения разворота;
  • нарушил правила движения задним ходом;
  • нарушил правила проезда железнодорожных переездов;
  • превысил разрешенную максимальную скорость движения.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Что это изменит

Член Союза автошкол России Сергей Матвеев считает, что такое упрощение поможет кандидатам при сдаче практики.

«Иногда будущие водители допускают мелкие промахи, а потом собираются с силами и успешно сдают тест», — говорит эксперт.

2. После трех провалов практики придется ждать 6–9 месяцев

Сложнее станет сдавать вождение в ГИБДД тем, кто не смог удачно пройти испытание после трех попыток. Сейчас на четвертую и последующие пересдачи можно являться не раньше чем через месяц и не позже чем через три. После вступления в силу изменений кандидатам, которые не осилили испытание три раза подряд, в следующий раз в ГИБДД на сдачу «города» можно будет явиться только через шесть месяцев (и не позднее девяти месяцев). Так в ГИБДД хотят отучить водителей от привычки использовать такие экзамены как возможность для тренировки.

Что это изменит

По мнению представителей автошкол, теперь сдача экзамена станет более нервной, особенно во время третьей попытки, когда над кандидатом нависает риск остаться без прав еще на полгода. В итоге водителям придется тратить еще 15–20 тыс. руб. за несколько часов дополнительного наката с инструкторами.

3. Лишенные за пьяную езду водители не смогут сдать на права

Автомобилистов, которых лишили прав за нетрезвую езду, не пустят сдавать экзамен в ГИБДД. Они смогут это сделать только по истечении года с момента истечения срока наказания. Также не смогут сдать на права:

  • лишенные прав на управление автомобилем;
  • водители, которые не выполнили условия возврата водительского удостоверения по истечении срока лишения;
  • лишенные права заниматься деятельностью, непосредственно связанной с управлением автомобилями.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Что это изменит

Задержанные инспекторами ГИБДД и лишенные прав за нетрезвую езду водители и сейчас не могут сдать экзамен на получение водительского удостоверения, пока действует наказание. Но есть отдельная ситуация в случае с теми, у кого и так никогда не было водительских прав или срок их действия истек: когда таких граждан ловят нетрезвыми за рулем или когда они отказываются проходить медицинское освидетельствование, им грозит всего лишь арест на срок от 10 до 15 суток. После этого человек может сразу же отправиться в ГИБДД на экзамен и получить водительское удостоверение. Теперь такую «дыру» в законодательстве закроют.

4. Изменения в экзамене при сдаче на права категории А и B

Мотоциклисты при подготовке к сдаче на права в ГИБДД должны будут отточить дополнительные навыки. Так, с одной стороны, из списка обязательных заданий исчезнет «передвижение мототранспортного средства задним ходом, без включения двигателя, установка на место стоянки». Но зато вместо этого появится упражнение «Колейная доска». Чтобы его выполнить, мотоциклисту нужно будет проехать по импровизированной колее, не задевая колесами контрольную линию и не касаясь земли ногами. Потом нужно остановиться перед знаком «Стоп» и включить «нейтралку».

Для водителей легковых автомобилей (категория В) из задания по вождению убрали начало движения и остановку на спуске. А такие маневры, как обгон и опережение транспортных средств, кандидата попросят выполнить, только если на дороге возникнет такая возможность.

Что это изменит

Мотоциклистам нужно будет потренировать новые упражнения. Автомобилистов больше не будут валить на задании «Горка».

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

5. Ученики серых автошкол не смогут сдать экзамен в ГИБДД

С 1 апреля инспекторы ГИБДД будут проверять у всех автошкол заключение о соответствии учебно-материальной базы. Проверяют инспекторы, например, наличие собственных площадок или договоры по их аренде, наличие классов для обучения, различных манекенов и тренажеров. Если автошкола не получит этот документ, она не сможет получить свою первую лицензию на ведение образовательной деятельности или продлить уже действующую. Учеников таких школ к сдаче экзаменов в ГИБДД не допустят.

Что это изменит

Такое нововведение не коснется большинства учеников. У работающих официально автошкол такой документ уже есть, иначе они не могли бы обучать кандидатов. Однако риск встретиться с недобросовестной автошколой есть всегда, поэтому лучше заранее запросить такой документ.

6. Россиянам с иностранными ВУ придется пересдать на права

С 1 апреля 2024 года вступят в силу изменения в законе «О безопасности дорожного движения»: в итоге обладателям иностранных удостоверений в России придется в дополнение к ним получить российские права.

Недействительными водительскими правами в России начнут считать:

  • иностранные национальные и международные водительские удостоверения по истечении одного года с даты получения иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство либо гражданства России;
  • полученные россиянами за границей иностранные национальные водительские удостоверения по истечении одного года с даты первого въезда в Россию после получения таких прав.

Иностранные национальные и международные водительские удостоверения будут действовать в течение года, после чего указанные удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами в России.

Что изменится

К примеру, если автомобилист из России выучился и получил водительское удостоверение в Таиланде, Турции, Испании (или в любой другой стране), а 10 мая 2024 года вернулся в Россию, у него будет ровно год на прохождение экзамена ГИБДД и оформление российского документа. Если такой же российский автомобилист с иностранным водительским удостоверением въедет в Россию 1 июня 2024 года, у него также будет один год на получение российского документа — по текущим правам он сможет ездить до 1 июня 2025 года. С иностранцами логика такая же: после получения ВНЖ или гражданства России на замену прав у них также будет один год.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Для получения водительских прав российского образца пересдать придется только теорию. «Город» пересдавать не нужно, так как считается, что водительские навыки у автомобилиста уже есть, а вот теория ПДД может отличаться в зависимости от страны, поэтому билеты для сдачи экзамена в ГИБДД придется подучить.

Если по истечении отведенного срока на замену водитель проигнорирует это требование и продолжит ездить с иностранными правами, ему грозят штрафы. Дело в том, что при встрече с инспекторами ГИБДД будет считаться, что водительского удостоверения у таких автомобилистов нет вообще. За это последует штраф по ч. 1 ст. 12.7 КоАП (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством): от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

7. Ввозить автомобили по более выгодным серым схемам больше не выйдет

При ввозе в Россию автомобилей, растаможенных в странах ЕАЭС, придется уплачивать все налоги и сборы — никаких льгот для физлиц и обходных схем для обхода утильсбора теперь не будет. В соответствии с постановлением правительства теперь при ввозе через российскую таможню за такие автомобили придется уплачивать все положенные акцизы и налоги. А если машина идет через страны Таможенного союза — уплачивать и утилизационный сбор.

Что это изменит

Автомобили, которые привозили в Россию по альтернативным каналам, теперь станут дороже: все платежи переложат на покупателей. Разница в цене при покупке у официальных дилеров станет не так велика.

8. Минпромторг сообщит, за какие машины придется платить «налог на роскошь»

До 31 марта 2024 года Минпромторг должен опубликовать список роскошных моделей автомобилей ценой от 10 млн руб., за которые придется платить повышенный транспортный налог.

Что это изменит

Водители узнают, за какие машины придется заплатить «налог на роскошь» по итогам 2024 года. Перечень обновляется каждый год, сейчас в списке Минпромторга 449 моделей. Например, Audi A8, Bentley Bentayga, BMW X6, BMW М5. Некоторые модели из него исчезнут, а некоторые, наоборот, пополнят список.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *