Почему дизель холоднее бензинового двигателя
Перейти к содержимому

Почему дизель холоднее бензинового двигателя

  • автор:

Почему дизельный автомобиль плохо греется зимой?

Почему дизельный автомобиль плохо греется зимой?

Дизельные автомобили плохо греются зимой и даже замерзают в движении на трассе. Почему, и как с этим бороться?

Почему дизельный автомобиль плохо греется зимой?

КПД, толще металл, больше масла. 1) Средний КПД турбо дизеля до 40%, против 25% бензинового. На холостом ходу и в движении бензиновый двигатель сжигает больше топлива, чем аналогичной по мощности дизельный двигатель. Как следствие бензиновый двигатель выделяет больше тепла. 2) Толще металл и больше масла. Дизельные двигатели делают из более прочных и толстых сплавов металла, а значит требуется больше энергии и времени на их прогрев. Также в дизельном двигателе на 20-40% больше моторного масла и охлаждающей жидкости, они также забирают тепло на "прогрев". 3) Охлаждающий запас для работы под нагрузкой (для груза). Дизельные двигатели коммерческого транспорта (пикапы, грузовики, автобусы) разрабатываются для долгой перевозки грузов и для такой нагрузки добавлен запас охлаждающей жидкости и увеличенный радиатор, чтобы мотор не перегревался при перевозке грузов до +35°С.

В итоге дизельный двигатель без вспомогательного нагревательного оборудования греется в 2-3 раза дольше чем бензиновый. Но дизельный мотор дольше остывает.

Что плохого в том, что двигатель не нагревается?

Холодно в салоне, перерасход топлива и износ двигателя. 1) Салон долго прогревается. Обогреватель салона (климат-контроль) использует горячую охлаждающую жидкость мотора, как батареи отопления в доме. 2) Холодное моторное масло. Только прогретое масло до "рабочей температуры" в 90 — 100°С (не путать с охл.жидкостью, для которой 90°С норма) работает как задумано: достаточная смазка механизмов, низкое трение деталей, очищение и экономичность мотора. Холодное масло — густое как сгущенка, мотору с ним труднее работать, как следствие:
Холодный мотор потребляет до 40% больше топлива чем прогретый. Особенно в городе;
Масло быстрее стареет, а двигатель быстрее изнашивается. Из-за недостаточной прокачиваемости и смазки.

Для стран с холодной зимой производители дизельных автомобилей предлагают дополнительно установить автономный догреватель или электрофен в систему климат-контроля. Фен даёт теплый воздух уже через 3 минуты после запуска. Однако, его мощности недостаточно для зим за -20°С и он не ускоряет сам процесс нагрева мотора.

Как ускорить и улучшить нагрев салона и дизельного двигателя?

1) Закрыть радиатор — ускоряет прогрев в движении до 2 раз. Можно использовать специальные чехлы и накладки. Дополнительно можно закрыть радиатор автоматической коробки передач или вариатора, если такой радиатор имеется. Главное — не закрывайте сопло забора воздуха в мотор и не нарушайте работу вентилятора, а также не используйте этот метод, если на улице теплее чем -5°С. Если морозы не сильные то лучше прикрыть половину радиатора, т.к. прикрыв радиатор начнет нагреваться интеркулер турбины: увеличится расход топлива и упадет мощность турбины. 2) Автоодеяло — с ним диз. двигатель прогревается за 30 минут полностью, а не за 40 мин. при -10°С c 15 минутным движением.
У автоодеяла есть и недостаток: в первые 7 минут двигатель нагревается хуже, чем без автоодеяла, т.к. само одеяло забирает часть тепла, но в дальнейшем и на трассе от него есть толк. Главное преимущество, что двигатель остывает в 1,5 раза дольше, а это удобно если поездки частые и с перерывом в 1-2 часа, двигатель не успеет остыть и не придется греть мотор. Не используйте одеяло, если на улице теплее +2°С. Автоодеяло оправдано при регулярных морозах ниже -15°С. 3) Установить автономный отопитель. Дистанционный запуск и по таймеру. Два варианта:
Отопитель двигателя — греет мотор и только потом салон. Требуется примерно 20 минут работы при -10°С, чтобы пошел теплый воздух в салон;
Отопитель салона — дешевле, греет сразу салон, но не греет мотор и устанавливается в салоне (шум). При -10°С прогревает салон легкового автомобиля за 10 минут; 4) Если двигатель замерзает на трассе и не помогает закрытие радиатора: установите широкую защиту картера и утеплите днище двигателя. Этот способ поможет, если морозный воздух задувает снизу под двигатель и остужает картер с маслом. Для начала можно установить широкую металлическую защиту картера вместо укороченного заводского. На следующем этапе можно добавить негорючее автоодеяло, но используйте осторожно — убедитесь, что нет протечек (масло, антифриз и т.д.), иначе одеяло будет накапливать жидкости в себя как губка. Такое решение используют в регионах с долгими морозами ниже -25°С. 5) Полная шумоизоляция. В качестве утепления этот способ малоэффективен, но ослабит замерзание салона автомобиля на трассе и прибавит комфорта. 6) Установить заводской электрофен, если предусмотрена такая возможность. Позволит прогреть салон за 15 минут при -10°С, но не влияет на нагрев мотора. Или установить нештатный мощный фен, но подключаемый отдельными проводами напрямую к аккумулятору/генератору, не в прикуриватель (они не эффективны). При их установке необходимо будет заменить генератор на более мощный. Использование систем "Автозапуска" при отрицательных температурах не эффективны как с бензиновым мотором, прогрев занимает до 3 раз больше времени. При -10. -20°С без нагрузки и доп. утепляющих решений диз.мотор работая на холостых за час может прогреться всего до 60°С, а бензиновый до 90°С ещё за первые пол часа. Можно больше давать газу и держать обороты выше. Но эта практика менее эффективна, чем с бензиновыми автомобилями и затратный по топливу, а пытаться держать средние обороты сложно с АКПП, приходится переключаться на ручной режим если таковой доступен. Следует понимать, что высокие обороты с холодным маслом вредны — существенный износ из-за недостаточной и густой смазки.

автоодеяло, чехол и накладка на радиатор

Дополнительный топливный автономный отопитель для двигателя

Автономный отопитель/догреватель значительно ускорит прогрев двигателя, а вместе с ним и салон автомобиля. В народе их часто называют вебасто (из-за главного производителя Webasto). Работает наподобие закрытой горелки, которая нагревает охлаждающую жидкость двигателя, а та, циркулируя по мотору и климатической системе, прогревает салон автомобиля и частично двигатель. Преимущества системы:
+ можно прогреть салон автомобиля без запуска двигателя;
+ ускоряет прогрев двигателя: облегчает его запуск, существенно уменьшает износ двигателя от холодных запусков (если заранее запускать отопитель);
+ можно запустить дистанционно или по таймеру (автозапуск);
Нюансы системы:
— цена;
— посторонний громкий шум горелки, насоса;
— дым и запах из-под капота;
— повышенный износ и разряд аккумулятора. Меньше поступает заряда на АКБ при работе подогревателя и как следствие АКБ может служить в 2-3 раза меньше, по этой причине рекомендуется сменить обычный АКБ большей ёмкость на EFB или AGM; — требователен к генератору. На каждые 30 минут работы такого подогервателя без мотора, рекомендуется мотору работать не менее 1 часа (в движении и холостые), иначе высадится аккумулятор. Для избежаний таких ситуаций можно поменять обычные лампы накала на светодиода, что снизит потребление и ускорит заряд АКБ, второй этап уже замена генератора на более производительный;
— расходует топливо. Примерно 0,5 литра в час для легкового а/м;
— для нормального прогрева салона при -10°С требуется 30 минут (без работы мотора);
— без запуска двигателя моторное масло практически не нагревается, т.к. оно в картере где нет охл.жидкости. А значит использование летнего моторного масла как 10w40 при -25°С не рекомендуется, т.к. оно может замерзнуть.

Пример установки отопителя Webasto

Доп. автономные отопители устанавливаются на дизельные и бензиновые двигатели.

Электрический отопитель для двигателя

Электрические отопители двигателя работают по проводу от розетки 220/110V (существенно дешевле), а значит нужна парковка с доступом к розетке. Что удобно для жителей загородных домов или гаражей где можно подключить автомобиль в розетку с таймером. Некоторые американские автомобили для северного рынка США с большими моторами комплектуются заводским электродогревателем (например Ford Explorer). Плюсы: + электричество дешевле топлива;
+ низкая стоимость отопителя и его монтажа;
+ безопаснее: нет открытого горения. Эл.отопители снабжаются защитой от перегрева (авто.выкл) и замыкания;

Минусы: — нужна розетка и провод с заземлением (провод сечением не менее 1.5 мм);
— подключение и выключение потребует физических действий;
— само устройство не имеет таймер, для этого покупают умную розетку;
— нельзя использовать одновременно с работающим мотором (большинство моделей отопителей);
— при -10°С для прогрева мотора до +60°С нужно примерно час (для топливного нагревателя вдвое меньше);

Салонный автономный отопитель

Данный отопитель работает как тепловая пушка (нагревает трубки через которые проходит воздух или другие конструкции, так что выхлопной дым не попадет в салон), работает в обход двигателя. Преимущества:
+ Сразу греет салон (не нужно ждать пока нагреется двигатель);
+ Компенсирует слабую климатическую установку в электромобилях (например Nissan Leaf) или коммерческом транспорте (микроавтобусы и автобусы), которые плохо пригодны для севера;
+ Можно обогревать прицеп-дачу (кемпинг); Недостатки:
— Не ускоряет прогрев двигателя;
— Постоянный дополнительный расход топлива, пока не прогреется мотор;
— Монтируется в салоне, что проблематично в седанах (в моторе в климат.систему крайне редко удаётся). В хэтчбеках, универсалах, кроссоверах устанавливается в багажнике, что заметно съедает место и обдув идет вверх и чтобы прогреть салон полностью и особенно ноги приходится включать рециркуляцию салона на долгое время. В микроавтобусах обычно место позволяет установить в ноги задним пассажирам;
— Шум горелки в салоне, шум насоса и доп.выхлоп на улице; — У большинства моделей плохо регулируется температура воздуха;
— При максимальной мощности может сжигать кислород (ТЭН жжет) и нужно приоткрывать окна (а они могут замерзнуть);
— Существенная нагрузка на аккумулятор и генератор. Для стабильной дистанционного запуска и работы желательно проезжать не менее 15 км, чтобы акк. успел зарядиться; Перерасход топлива будет в 2-3 выше чем с отопителем двигателя, т.к. двигатель долгое время будет ещё холодным. Если webasto работал бы 20 минут до запуска мотора и потом ещё 10 минут.

А сколько греть на холостых?

Современный дизельный мотор, как и бензиновый долго греть на холостых не особо полезно и не эффективно (но и сразу ехать вредно). Достаточно прогреть масло до +10°С, чтобы механизмы нормально смазывались, а при отсутствии "фена" охлаждающую жидкость прогреть до +40°С, чтобы из печки поступал теплый воздух и не обмерзали стекла. В движении, даже при слабом и плавном газе двигатель прогревается быстрее. В морозы дизель с хорошим моторным маслом, достаточно греть лишь на пару минут дольше чем бензиновый мотор. Примерное время для прогрева на "холостых": От +5 до -5°С С моторным маслом 10wXX греть 5 минут; Масло 5wXX достаточно греть 3 минуты; Масло 0wXX достаточно 1 минуты; -5 до -10°С 10wXX — 12 минут; 5wXX — 7 минут; 0wXX — 5 минут; С заранее запущенным отопителем (webasto) время можно сократить вдвое -10 до -20°С 10wXX — 20 минут; 5wXX — 10-15 минут; 0wXX — 7-10 минут; С заранее запущенным отопителем время можно сократить вдвое Более -25°С 10wXX — тяжелый запуск, следует убедиться что масло не замерзло, греть 30 минут; 5wXX — 20 минут; 0wXX — 15 минут; С заранее запущенным отопителем время можно сократить вдвое Указанного времени хватит для прогрева масла в моторе, но возможно не хватит для прогрева салона и придется ещё подождать.

При холодном запуске ниже -5°С первые две минуты не рекомендуется добавлять газу на холостых.
Также первые 10 минут движения не следует динамично ездить, дайте мотору, механизмам, тормозам и смазке прогреться.

Потеря тяги и замерзание на трассе

Бывает, что в городе проблем с прогревом мотора нету, но выезжая на трассу при температуре ниже -15°С и спустя пол часа движения может наблюдаться повышение расхода топлива и потеря тяги. Причина — обмерзание интеркулера, внутри образует лед из конденсата, в таких случаях достаточно закрыть радиаторную решетку, чтобы уменьшить обдув интеркулера, но и открывать его когда на улице теплеет. Альтернативный вариант это обмерзание топливного шланга идущего от бака и топливного фильтра, но такое возможно если дизельного топливо не достаточно "зимнее", тут помогут антигели.

Опубликовано: 08.08.2021 (обновлено: 17.06.2023 ) , автор NA88

Почему Дизель — "холодный"? Почему дизельный двигатель называют "холодным"?

Доброго времени суток уважаемые завсегдатаи и посетители форума!
Давно пользуюсь материалами и обсуждениями форума (хоть и зарегистрировался только сейчас), очень много полезного материала. И вот, внезапно, возник дурацкий, казалось бы не серьезный, но на самом деле просто "хитрый" вопрос, на который я не могу, но должен ответить:
"Почему дизельный двигатель называют "холодным"?" (в сравнении с бензиновым).

Дело в том, что раньше я занимался ремонтом и обслуживанием авто так, "для себя", на любительском уровне, то сейчас занимаюсь на курсах авторемонта. Преподаватель задал вот этот вопрос (что-то вроде предварительного теста перед экзаменом) и мне важно на него ответить. Вопрос звучит именно так, кто "называет" неизвестно , видимо мотористы в обиходе.
Буду очень благодарен за Ваши мысли по этому поводу!

З.Ы.: Свои соображения на эту тему пока писать здесь не буду, чтоб не сбивать с толку.

MSTRKRFT
_

Сообщения 2 746 Реакции 267 Город msk Авто G4 1.8T AUM

отвечает александр друзь!))

выделяемая тепловая энергия меньше патамушта

Alex Silver
Просто заглянул

Сообщения 3 Реакции 0 Город Россия, Химки Авто Ваз 211440 "Samara 2", 1.6 8v 2008 г.

Спасибо Вам, Александр
В принципе я на том же пути, но вот почему? Я пришел к идее, что в связи с тем, что степень сжатия в дизеле существенно выше, чем в бензиновом, то при выпуске отработанных газов происходит их более активное расширение и, как следствие, охлаждение (до 600-700, что ниже чему у Б.ДВС) => большая термоэффективность за счет снижения теплоотвода с выхлопом.
Но при всем вышесказанном, температура в камере сгорания дизеля значительно выше чем у Б.ДВС, сия температура отводится системой охлаждения в атмосферу, таким образом дизель по термоэффективности не должен сильно отличаться от Б.ДВС (если учитывать первое "измышление").
Я знаю, что я в чем-то ошибаюсь, но не могу понять в чем! Вопрос еще чисто теоретический, фиг проверишь на практике.

Александр_ru
Оракул

Сообщения 2 116 Реакции 333 Город Россия Авто VW Passat B5, VR5 AGZ, 1999
температура горения топлива ниже, КПД выше
Меня здесь нет с 21_10_14,пожалуйста, в ЛС не пишите.

Alex Silver
Просто заглянул

Сообщения 3 Реакции 0 Город Россия, Химки Авто Ваз 211440 "Samara 2", 1.6 8v 2008 г.

О как, а в связи с чем (температура)? всегда считал, что температура в дизеле выше (около 900 воздух в конце сжатия и под 1500 а то и 2000 при эффективном сгорании) — ведь теплотворность "тяжелого", насыщенного УВ диз.топлива выше.

З.Ы.: нашел данные: температура горения бензина — 1300—1400 °С, температура горения солярки -1800-2000 °С Насколько я понимаю, в камере сгорания смесь практически идеальная (ну понятно, что с разными вариациями в зависимости от режима работы ДВС, вида и качества топлива, состояния ДВС и проч.) 14.7 кг воздуха на кг диз.топлива. Значит и температура горения должна быть в указанных пределах

Alexsei32
Я здесь живу

Сообщения 1 726 Реакции 245 Город Брянск Авто Golf 4 5d 1,6 AKL 1999 г.. Polo III 6N2 3d рестайл 2000г. 1,4 AUA.

У дизеля КПД почти в два раза выше чем у бензинового ,почти вся остальная энергия преобразовывыется в тепловую, отсюда и итог.

Roma B5
Modersrator

Сообщения 3 745 Реакции 191 Город Россия, Ставропольский край Авто Audi A5 8T 2015 2.0 tfsi quattro
не парьтесь, не греется потомушта не поджигается а самовоспламеняется

kalifornia
Оракул

Сообщения 10 452 Реакции 1 459 Город Люберцы Авто Passat Variant B4 ABS 1994г.
не парьтесь, не греется потомушта не поджигается а самовоспламеняетс

kuzadenis
Профессиональный советчик

Сообщения 803 Реакции 83 Город Москва Авто Golf 3 2.0 gti, golf 5 gti, Audi S4 B8

1)выше кпд->меньше тепловой энергии топлива улетает в трубу и нагрев ож.
2)бонусом: т.к. кпд выше->топлива расходует меньше->выделяемой тепловой энергии меньше.

Починяю dsg

kudrik
заглянул случайно

Сообщения 1 422 Реакции 644 Город Украина Авто Таврия

Разные циклы работы дизеля и бензинки http://avtogid4you.narod.ru/index/0-46
Там же, и о РАЗНОМ КОЛИЧЕСТВЕ подводимой и отдаваемой теплоты. Необходимой для работы этих разных циклов.
Иными словами, дизель тратит больше тепла на "свои нужды", для организации своего рабочего цикла.

CemCem
Мастер советчик

Сообщения 237 Реакции 32 Город Украина,Н-Каховка Авто VWPasat2 1,6 DT 1986

Да забей ты на этого учителя.
Сейчас и бензиновые двигатели стали холодные.
Разве поршня, все что возле камеры сгорания холодней на дизеле, чем в бензинке? Думаю, если убрать с дизеля масляные каналы для охлаждения поршней, то и тепло опять вернется в охл. жидкость, а так тепло уходит с маслом.
А при полной нагрузке разве дизель холодней?

Yuriss
Мастер советчик

Сообщения 396 Реакции 61 Город Bischkek Авто Эту страну от дураков спасут только крокодилы (с)

Да забей ты на этого учителя.
Сейчас и бензиновые двигатели стали холодные.
Разве поршня, все что возле камеры сгорания холодней на дизеле, чем в бензинке? Думаю, если убрать с дизеля масляные каналы для охлаждения поршней, то и тепло опять вернется в охл. жидкость, а так тепло уходит с маслом.
А при полной нагрузке разве дизель холодней? [/color

Если убрать маслоканалы то быстрее только поршня задерет.
А куда уходит тепло с маслом? — оно в двигателе так и остается, просто переносит его (тепло) с поршней в масло, тем самым охлаждая поршня и нагревая масло.

Максимально достижимое КПД турбодизеля не превышает 55%
а бензинового двигателя 25%.
Паровоза -3%

Audi 100 C4 AAT 92
VW LT-35 Ex-Paramedik Bus, 2.8 TDI, ATA, 2000
VW Passat B4, 1.8 ABS, Automat, 1994

Александр_ru
Оракул

Сообщения 2 116 Реакции 333 Город Россия Авто VW Passat B5, VR5 AGZ, 1999

сам учи энергия разделяется на потенциальную и кинетическую, потенциальная(нагрев двигателя) и кинетическая(полезная), это и есть по сути КПД двигателя, меньше тратится энергии на потенциальную и больше на кинетическую.

Меня здесь нет с 21_10_14,пожалуйста, в ЛС не пишите.

jeck
Оракул

Сообщения 3 114 Реакции 448 Город Сергиев Посад Авто ВАЗ-21013, АЗЛК-214122, Passat B4 2E 1994, Volvo V50 2,4 2005 — проданы, Volvo XC70II 3,2 2009

Александр_ru написал(а):
потенциальная(нагрев двигателя) и кинетическая(полезная), это и есть по сути КПД двигателя

Ахренеть! Жаль, нобелевский комитет не читает этот форум. Они бы пересмотрели награждения по физике лет за 10, а может быть и больше.

Александр_ru
Оракул

Сообщения 2 116 Реакции 333 Город Россия Авто VW Passat B5, VR5 AGZ, 1999
jeck написал(а):

Ахренеть! Жаль, нобелевский комитет не читает этот форум. Они бы пересмотрели награждения по физике лет за 10, а может быть и больше.

хреней, если в школе плохо учился
Меня здесь нет с 21_10_14,пожалуйста, в ЛС не пишите.

CemCem
Мастер советчик

Сообщения 237 Реакции 32 Город Украина,Н-Каховка Авто VWPasat2 1,6 DT 1986
Yuriss написал(а):

Да забей ты на этого учителя.
Сейчас и бензиновые двигатели стали холодные.
Разве поршня, все что возле камеры сгорания холодней на дизеле, чем в бензинке? Думаю, если убрать с дизеля масляные каналы для охлаждения поршней, то и тепло опять вернется в охл. жидкость, а так тепло уходит с маслом.
А при полной нагрузке разве дизель холодней? [/color

Если убрать маслоканалы то быстрее только поршня задерет.
А куда уходит тепло с маслом? — оно в двигателе так и остается, просто переносит его (тепло) с поршней в масло, тем самым охлаждая поршня и нагревая масло.

Максимально достижимое КПД турбодизеля не превышает 55%
а бензинового двигателя 25%.
Паровоза -3%

Ну цитата из учебника к моей
Поршни становятся настолько горячими, что могут охлаждаться только специальным распылением масла. —— это по турбодизелю.
А куда уходит тепло с маслом? — оно в двигателе так и остается, просто переносит его (тепло) с поршней в масло, тем самым охлаждая поршня и нагревая масло.—— а что, масляный поддон служит только как тазик, для сбора масла? Мне всегда казалось, что оно там охлаждается
А по сути, считаю, что при малой нагрузке на дизеле хватает масляного охлаждения, вот температура ОЖ падает.

Если сравнивать простой мой бензиновый и простой дизель (без турбины), то ответь — накой на дизель концерн ставит удлиненный радиатор?- чтоб сильней замерзал? или все же дизель выделяет больше тепла.

Блин, пока отвечу, тут уже вторая страница обсуждений пойдет

Температурный режим дизельного двигателя

Разбираемся, почему дизельный мотор холоднее бензинового и что делать с перегревом.

Engine l

Как мы знаем, дизельный мотор преобразует топливо в энергию эффективнее бензинового и с большим тепловым КПД. Связано это с тем, что процесс сгорания топлива в камере дизельного двигателя, в отличие от бензинового, происходит при постоянном давлении.

Максимально сжатая изначально, топливная смесь расширяется сразу после воспламенения и продолжает гореть, пока начинается движение поршня в цилиндре. Вот это диффузное горение и обеспечивает постоянное давление и высокий КПД при более низкой тепловой нагруженности дизельного ДВС.

В процессе горения ДТ достигается температура, превышающая температуру сгорания бензина, но дизельный мотор использует большую часть выделяемого тепла на поддержание давления и полезную работу (ход поршня в цилиндре). Следовательно, нагревается дизель меньше.

Другая причина – более низкие рабочие обороты дизельного двигателя. Следовательно, меньше тепла выделяется в результате механического трения.

Еще один фактор того, почему дизельный мотор не нагревается, как бензиновый: ввиду больших нагрузок его детали более прочные и массивные. Следовательно, при работе они поглощают больше тепла.

Как видим, есть целый ряд причин и объяснений, почему дизельный двигатель более холодный и не склонен к перегреву даже летом. Поэтому если ваш мотор стал перегреваться, это говорит о его неисправности.

Проблема с перегревом дизельного ДВС может быть вызвана:

  • неисправностью системы охлаждения двигателя. Из вероятного – неисправность термостата, водяной помпы, вентилятора охлаждения. Иногда необходимо просто почистить от грязи радиатор.
  • повышенным механическим трением деталей ЦПГ. Из-за недостаточного давления масла скольжение деталей снижается, они трутся между собой, температура растет, а износ поршней, зеркал цилиндров, вкладышей коленвала ускоряется в разы. Что также отражается на рабочей температуре мотора.
  • проблемой с впрыском топлива. Неисправность форсунки может привести к тому, что дизтопливо подается в камеру крупными каплями. Образующиеся на стенках цилиндра очаги горения могут вызвать даже прогар поршня, не говоря уже о чрезмерном нагреве ДВС.

Поэтому при первых признаках перегревания дизельного мотора следует бросить силы на поиск причины проблемы и ее решение.

  • О том, как еще можно увеличить срок жизни дизельного ДВС, читайте здесь.
  • Каких оборотов лучше придерживаться на дизельном двигателе, мы разбирались здесь.

Если вы в поиске качественных запчастей для своего дизельного двигателя, проверьте наш каталог

Дизельный двигатель: как он устроен, его плюсы и минусы

Фото: Shutterstock

Почему дизельные двигатели стали столь популярными, особенно в Европе, а потом резко впали в немилость? Какие у них главные преимущества и недостатки? Разбираемся во всех подробностях и отвечаем на основные вопросы, возникающие при выборе между бензиновыми и дизельными ДВС.

Что такое дизельный двигатель

Дизельный двигатель — это поршневой двигатель внутреннего сгорания, в цилиндрах которого топливо воспламеняется при взаимодействии с воздухом, нагретым в результате сжатия. Назван этот тип мотора в честь своего создателя: немецкого инженера Рудольфа Дизеля, который получил на него патент в 1892 году (а первый образец, пригодный к практическому использованию, появился в 1897 году). По сравнению с паровыми двигателями того времени, дизельный был больше и тяжелее, но зато имел более высокий КПД.

Чем дизельный двигатель отличается от бензинового

И в бензиновом моторе, и в дизельном, происходит примерно следующее. Внутри цилиндра сгорает топливо, образующиеся при этом газы толкают поршень, который через специальный механизм крутит коленвал. Чтобы горение было возможным, в цилиндр подается не только топливо, но и воздух.

В бензиновом двигателе горючее в нужный момент поджигается искрой. А вот в дизеле никаких искр нет — солярка воспламеняется за счет высокой температуры, которая получается при сильном сжатии воздуха в цилиндре. Согласно физическим законам, давление и температура газа — взаимосвязаны.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Упрощенно схему работу дизеля можно описать так. При запуске в цилиндре сжимается воздух, при этом его температура возрастает примерно до 700°C. Далее в цилиндр распыляется дизельное топливо. При такой температуре оно начинает быстро испаряться, после чего его пары воспламеняются. Двигатель начинает работу. Цикл повторяется снова и снова.

В дизельных моторах воздух и горючее подаются в цилиндры раздельно, «по очереди». В бензиновом же необходимо сначала смешать их в определенной пропорции. Кроме того, в бензиновом моторе нужны электрические свечи, которые дают искру, поджигающую смесь бензина с воздухом.

Дизельный двигатель на первый взгляд проще бензинового. Но солярку приходится впрыскивать в цилиндр под очень высоким давлением. Да и сам мотор должен это давление выдерживать, и тут требуются качественные детали и высокое качество сборки.

Почему в дизельных двигателях не используется бензин

Дизельные двигатели работают не на бензине, а на одноименном дизельном топливе, которое часто называют «соляркой». Почему для двух типов двигателей применяется различное топливо? Дело в том, что требования к горючему у бензинового двигателя и дизельного — противоположны.

В первом случае необходима достаточная стойкость к воспламенению, иначе в цилиндрах начнутся «лишние» вспышки, которые приведут к неустойчивой работе движка. Во втором горючее должно воспламеняться легко.

В обычных условиях поджечь бензин факелом легче, чем дизель. Но это связано с более интенсивным выделением у него паров при нагреве. В цилиндрах двигателя быстро испаряются и бензин, и солярка. А вот уже готовые пары солярки воспламеняются быстрее. Поэтому именно солярку нужно использовать в моторах, где горючее поджигается высокой температурой, а не искрой.

Что будет, если залить в бак неподходящее топливо? Сначала машина заведется как обычно, так как некоторое количество правильного горючего осталось в фильтрах и магистралях системы. Потом, по мере смешивания жидкостей, двигатель будет работать хуже и хуже, упадет мощность, появятся стуки и вибрация. Если неподходящего топлива немного, и оно лишь разбавило правильное, то какое-то время мотор проработает, но после этого потребуется сложный и дорогостоящий ремонт.

Если неподходящего топлива много, то двигатель заглохнет быстро, и тут есть шанс отделаться сменой фильтров и промывкой топливной системы.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

В отличие от бензина, солярка быстрее начинает застывать и терять текучесть на морозе. «Обычное», летнее дизельное топливо становится вязким уже при –5°C. Поэтому существует зимнее топливо, которое остается жидким дольше: до –35°C, а для холодной местности придумали арктическое топливо (до –50°C). На практике это означает, что осенью в дизельный автомобиль нужно заливать только зимнюю или арктическую солярку, и это еще один повод заправлять дизельные машины лишь на проверенных заправках.

Системы, необходимые для работы дизельного двигателя

Для работы дизельного мотора необходима система, которая обеспечит подачу горючего и воздуха. Рассмотрим их вкратце.

  • Топливный бак.
  • Топливный насос. Он качает солярку из бака и подает ее в магистраль.
  • Топливные фильтры. Очищают горючее от различного мусора.
  • Топливный насос высокого давления (ТНВД). Закачивает солярку в цилиндры двигателя, создает большое давление (от нескольких сотен до нескольких тысяч атмосфер).
  • Форсунка. Осуществляет распыление горючего в цилиндр.
  • Турбокомпрессор. Нагнетает в цилиндры воздух, необходимый для сгорания.
  • Воздушный фильтр. Очищает подаваемый в двигатель воздух от пыли.
  • Свечи накаливания. Нужны для подогрева холодного двигателя. Без дополнительного подогрева запустить дизель на морозе было бы проблематично. У современных автомобилей свечи при необходимости включаются автоматически после поворота ключа зажигания. Нагрев происходит очень быстро.

Плюсы дизельного двигателя

Из плюсов дизеля с технической точки зрения можно назвать заметно больший — процентов на 15 — КПД. Кроме того, есть и другие достоинства.

  • Экономичность. Для многих автолюбителей — это одно из важнейших преимуществ. Дизель может оказаться на 10-20% экономичнее, чем аналогичный бензиновый мотор. Конкретный пример. Рассмотрим два похожих двигателя разных типов, которые ставятся на внедорожник Toyota Land Cruiser Prado. Расход дизеля объемом 2,8 л составляет согласно паспортным данным 7,7 л на 100 км пути (в смешанном цикле). 2,7-литровый бензиновый мотор потребляет уже 9,3 л на 100 км.
  • Высокий крутящий момент. Тяга у дизеля намного выше, чем у аналогичного бензинового двигателя. Это связано с более высокой степенью сжатия в цилиндрах, а точнее, меньшим объемом сильно сжатого топлива. При таких условиях энергия при сгорании выделяется сразу из всего вещества, что и увеличивает тягу мотора. Причем достигается высокая тяга практически сразу же, на низких оборотах. Для грузовиков и внедорожников тяга на «низах» вообще может быть жизненно необходима: первым нужно начинать движение с грузом, вторым — ползти по грязи, не срывая колеса в пробуксовку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *