На какие машины ставили катюши
Перейти к содержимому

На какие машины ставили катюши

  • автор:

На каких машинах во время войны сражалась знаменитая "катюша"

Уже через 10 дней, 2 июля 1941 года, первая батарея из семи БМ-13 под командованием капитана И. А. Флерова двинулась на фронт. А еще через два дня обрушила первый залп по фашистам, занявшим станцию Орша.

Командир одного из орудия Валентин Овсов вспоминал: "Земля дрогнула и осветилась". "Эффект единовременного разрыва 112 мин в течение считаных секунд превзошел все ожидания, — записал тогда командующий Западным фронтом маршал А. И. Еременко. — Солдаты противника в панике бросились бежать. Попятились назад и наши солдаты, находившиеся на переднем крае, вблизи разрывов (в целях сохранения тайны никто не был предупрежден об испытаниях)".

После залпа в германском генштабе получили телеграмму с Восточного фронта:

"Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно.

Потери в людях значительные".

Уничтожение первых установок

После первых залпов гитлеровская авиация открыла охоту на батарею капитана Флерова, интенсивно бомбила предполагаемые районы ее базирования. Для захвата хотя бы одной "катюши" в наш тыл было заброшено несколько диверсантских групп и объявлено о крупной награде тому, кто добудет секретное оружие русских.

В результате предпринятых нем цами масштабных операций в октябре 1941 года батарея Флерова оказалась в кольце окружения близ смоленской деревни Богатырь. 7 октября был дан залп оставшимися снарядами. После этого установки пришлось взорвать.

Так была перевернута первая страница легендарной батареи "катюш".

Поиски шасси

Смертоносная БМ-13 представляет на деле раму из восьми направляющих рельсов, связанных между собой сварными лонжеронами. С рамы и стартовали, издавая дикие скрежещущие звуки, реактивные мины, каждая по 42,5 кг весом. На раме их крепилось 16 штук. На руках такую установку не потаскаешь. Поэтому вопрос, на чем возить "катюшу", возник сразу же.

Перед войной в СССР выпускали лишь один грузовик — знаменитую полуторку в разных модификациях. Грузовичок ЗИС-5 для "катюши" оказался слабоват, и понятно это стало почти сразу же. Мотор мощностью 73 л.с. мог развивать скорость лишь 60 км/ч, да и то по асфальту, расходуя при этом на каждые 100 км 33 литра бензина. А бороздить фронтовое бездорожье с тяжелой установкой грузовичок не имел сил.

К тому же БМ-13 с ее кузова стреляла только в положении поперек, по-другому не получалось. Поперечное расположение установки при залпе настолько сильно раскачивало машину, что о точности попадания говорить не приходилось.

Поэтому было принято решение об установке реактивного миномета на усовершенствованный трехосный ЗИС-6.

ЗИС не улучшил ситуацию

Интересно, что "полуторок" до наших дней дожило много, их найдешь едва ли не в каждом военном музее и в частных коллекциях, а вот ЗИС-6 — большая редкость.

Экипаж ЗИС-6 состоял из 5-7 человек, а с полным боекомплектом машина весила больше восьми тонн. Трехосный грузовик обеспечивал гораздо большую проходимость. В отличие от двухосного аналога, ЗИС-6 имел усиленную раму, радиатор увеличенного объема и бензобак до 105 л. Автомобиль был снабжен тормозами с вакуумным усилителем и компрессором для накачки шин. Благодаря двум задним ведущим мостам ЗИС-6 уже не так боялся размокших дорог и снежных заносов. Правда, максимальная скорость у него оказалась ниже, чем у ЗИС-5: 55 км/ч — по асфальту и 10 км/ч — по бездорожью. Это неудивительно, ведь двигатель остался прежний — 73 л.с. Расход топлива по шоссе достигал 40 л на 100 км пути, по проселку — до 70.

ЗИС-6 собирали до октября 1941-го, и всего с конвейера их сошло чуть больше 20 тысяч.

"Студебеккер" для русского чуда

В годы войны наибольшее число "катюш" было смонтировано на полноприводных трехосных "студебеккерах". Как бы непатриотично это ни звучало, но именно благодаря мощным и надежным американским грузовикам, наши батареи реактивных установок получили желанную мобильность.

Первые трехосные армейские машины, получившие индекс US-6, сошли с конвейера "Студебеккера" в конце 1941 года. Тогда же и решено было отправлять их в армии союзников, в основном в СССР. В результате к нам было завезено большинство из 197 тысяч выпущенных грузовиков. Поступали они в СССР, в основном, в разобранном виде. Сборку и монтаж реактивных установок осуществляли на эвакуированном заводе ЗИС.

Американцы выпускали с дюжину различных модификаций US-6 — часть из них оснащалась ведущим передним мостом (6х6), часть — обычным (6х4). В Красной Армии предпочитали машины в варианте с колесной формулой 6х6. Их шестицилиндровый карбюраторный двигатель развивал мощность 95 л.с., а максимальная скорость автомобиля с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе.

Во фронтовых условиях "студебеккеры" (или, как их еще называли, "студеры") зарекомендовали себя надежными машинами, на которые вполне можно было грузить до пяти тонн груза при рекомендуемых американским производителем трех.

Так и провоевали до конца войны эта пара: наша "катюша" на американских колесах.

Вооруженные тракторы

история в картинках

Вообще помимо американских грузовиков с 1942 года "катюшу", как очень уважаемую "женщину", возили на любом подходящем транспорте.

Реактивными пусковыми установками оснащались и танки, и даже обычные колхозные гусеничные трактора СТЗ-5. "Катюшу" возили еще "форды" и вездеходы от фирмы "Дженерал моторс" (GMC).

Начинала "катюша" войну с нашим ЗИС-6.

. а закончила со "студебеккером".

Установка на шасси трактора СТЗ-5.

Установка на шасси американского грузовика "шевроле" фирмы "Дженерал моторс".

"Катюша" на шасси российского танка Т-40.

"Катюша" на шасси "Форда Мармон".

ЗИС-151 БМ-13Н "Катюша"

ЗИС-151 БМ-13Н

Советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская машина этого класса.

Страна производитель СССР
Год производства 1943 г. (1941 — для М-13)
Уникальность Распространённый
Эпоха Великая Отечественная война
Тип Реактивная установка залпового огня
Серийность Серийный — изготовлено более 6 000 (6844 с июля 1941 по декабрь 1944 -для всех установок М-13)
Интересные факты
1 БМ-13Н на шасси ЗиС-151 с защитой кабины и двумя задними винтовыми домкратами для разгрузки рессор, а также обеспечения устойчивости во время стрельбы. Пусковая установка устанавливалась на поворотной платформе и состояла из восьми пар направляющих.
2 Экспонат передан в парк "Патриот" одной из частей МО РФ.
3 БМ-13Н применялись в локальных конфликтах в послевоенный период.
4 БМ-13Н -универсальная установка, которую можно было поставить на любое шасси, меняя только один узел -подрамник
5 Самая удачная и массовая модификация "Катюши"
6 Принимала участие в войнах в Корее, Вьетнаме, Ливане и Афганистане
Подвижность
Двигатель Четырехтактный, карбюраторный, 6 цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-120 / в конце 50-х г. ЗИС121
Мощность 90 / 92-104 л.с.
Максимальная скорость 50 км/ч
Запас хода 700 км
Вооружение
Вооружение Пусковая установка БМ — 13Н (Индекс ГРАУ — 52-У — 941Б)/16 шт. 132-мм осколочно-фугасных реактивных снарядов М-13, М-13УК и М-13УК-1
Дальность стрельбы 7900 м для снарядов М-13УК, 8470 м для снарядов М-13
Время, необходимое для производства залпа, сек 7-10
Время, необходимое для заряжания боевой машины, мин 5-10
Время перевода из походного положения в боевое, мин 2-3
Дополнительно
Боевая масса 7,2 т
База Трехосный автомобиль ЗИС — 151 с колесной формулой 6х6
Экипаж (расчет) 6 человек
Общие характеристики
Высота в походном положении, м 2,9
Ширина в походном положении, м 2,3
Длина в походном положении, м 7,2
Вес боевой машины в боевом положении со снарядами, кг 7890
Вес боевой машины в походном положении (без людей), кг 7210
Вес артиллерийской части, кг 2350
Вес пакета направляющих, кг 815
Усилие на рукоятке поворотного механизма, кг до 8
Усилие на рукоятке подъемного механизма, кг до 12
Угол горизонтальной наводки, град ±10°
Наименьший угол возвышения, град 8±1°
Наибольший угол возвышения, град 45°
Длина направляющей, м 5
Число направляющих 16

Описание:

БМ-13Н — лучшая и наиболее массовая модификация легендарной "Катюши" БМ-13 времен Великой Отечественной войны. Принята на вооружение в 1943 году. БМ-13Н на базе грузовика ЗИС-151 можно увидеть на Музейной площадке №1 парка "Патриот" в павильоне с экспозицией "Огненная дуга" .

Главная особенность — благодаря специальному подрамнику эту установку залпового огня можно было разместить на любом шасси — от грузовика до трактора.

Придумали "Катюшу" в 30-е годы прошлого века. Тогда ракеты разных калибров ставили на всё — от танков и катеров до самолетов.

Одной из идей Газодинамической Лаборатории, отвечавшей за разработку ракет, было перевозить пусковые установки на автомобилях. Грузовик приезжал в нужное место, выгружал на землю простые установки-штыри, на каждую из которых ставили по реактивному снаряду, а затем ракетчики давали залп.

В октябре 1938 года предложили проект уже многозарядной пусковой, где 24 ракеты калибра 132 мм стартовали прямо с автомобиля.

Первоначально направляющие для снарядов были расположены поперек машины, что сильно раскачивало установку при стрельбе.

Поэтому в 1939 году направляющие разместили продольно — при пуске снаряды пролетали над кабиной. Количество направляющих сократили с 24 до 16, чтобы уложиться в ширину шасси.

Так был сделаны первые шаги к легендарной “Катюше”. Однако установку надо было еще долго дорабатывать.

Наконец, 21 июня 1941 года, буквально за день до начала Великой Отечественной войны, после показа на Софринском полигоне высшему военному руководству двух опытных машин, решили начать выпуск пусковых установок и снарядов к ним.

14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут батарея капитана Флёрова из семи установок на шасси ЗИС-6 дала первый выстрел (пристрелки, первый залп из 96 ракет — в 15 часов 20 минут).

Во время войны пусковые установки реактивных снарядов ставили на множество шасси, в том числе на мощные грузовики, которые поставляли по ленд-лизу из США.

Поэтому 21 апреля 1942 года приняли решение о разработке нормализованной (т. е. унифицированной) установки, которую можно было бы ставить на шасси любой машины. Для этого ввели специальный подрамник под нужное шасси, а остальная установка оставалась единой по конструкции. Теперь одну установку можно было использовать на любом шасси, не переделывая ее. Казалось бы, всего одно простое решение, но трудно измерить, насколько оно приблизило победу.

Собрав все улучшения конструкции, в 1943 году на вооружение приняли М-13Н, позднее названную БМ-13Н.

Чем отличались нормализованные установки от предшественников?

Конструкция стала проще, а вес установки меньше на 250 кг. Машина при движении стала устойчивее, а скорость вертикальной наводки выросла вдвое. Рукоятки подъёмного и поворотного механизмов стало легче передвигать в полтора-два раза. Сектор обстрела вырос на 20%. У задней стенки кабины водителя усилили броню — на случай разрыва снаряда на направляющей. От газовой струи при пусках ракет защитили также бензобак и бензопровод. К тому же теперь метательную установку собирали отдельно и только затем ставили на шасси, что ускоряло и упрощало монтаж.

М-13Н ставили практически на любые шасси: “Студебекер”, “Шевроле”, ЗИС-6, GMC, “Интернационал”, “Форд-Мармон” и СТЗ-5.

Как устроена такая “Катюша” и чем стреляет?

На М-13Н — восемь балок с двумя направляющими желобами для снарядов на каждой — сверху и снизу. Итого: 16 осколочно-фугасных реактивных снарядов на машину.

Внутри снаряда “Катюши” — заряд из шашек пороха. В передней части ракетной камеры снаряда — две пиросвечи и воспламенитель. В пиросвечи вставлены пиропатроны — тонкая проволочка, окружённая дымным порохом.

На направляющих “Катюши” — пружинные контакты, которые при заряжании машины прижимаются к контактам в заглушках пиросвечей. Через эти контакты ток от аккумулятора машины идет к пиропатронам снаряда. Проволочка пиропатрона раскаляется, поджигает порох в пиропатроне, от него загорается воспламенитель и воспламеняется основной пороховой заряд снаряда. Пороховые газы заряда вытекают наружу через крышку-сопло. Так как площадь дна головной части снаряда больше, чем площадь внутренней части сопла, то газы давят на переднее дно снаряда гораздо сильнее, чем на сопло — и снаряд летит вперед.

А в кабине “Катюши” — специальный переключатель с маховичком. Один поворот маховичка — включение в электроцепь одной направляющей, то есть один выстрел. Вращая маховичок, можно выпустить все 16 ракет за 7-10 секунд.

Дивизион “Катюш” из восьми машин мог дать залп в 128 снарядов.

Внезапный залповый огонь и быстрый уход с позиции и стали "изюминкой" "Катюш".

Сама метательная установка снарядов без автомашины весила чуть более двух тонн (точнее, около 2200 кг). То есть была гораздо легче, чем пушка того же калибра и скорострельности. А чтобы сравниться с "Катюшей" по мощи залпа, по подсчетам осени 1941 года нужно было 16 152-мм гаубиц.

В наставлении по боевой машине М-13 специально указано, что стрельба ведется только по целям "значительных размеров", а по малым целям — неэффективна.

Наводили "Катюшу" при помощи минометного прицела МП-41.

После победы "Катюши" обрели новое шасси — ЗИС-151, первый советский массовый грузовик высокой проходимости. Именно эта версия стала основой для множества памятников.

ЗИС-151 отличался от предшественника — легендарного ленд-лизовского грузовика "Студебекер" — кабиной и более мощной рамой. "Студебекер" также был короче и на тонну легче.

В СССР "Катюши” многие годы служили учебными машинами или пускали мишени для ПВО.

"Катюши" также поставляли во многие страны, от Афганистана и Ливана до Китая.

С лета 1951 года советские реактивные установки воевали на земле Кореи. По отзывам с фронта, шасси БМ-13 тогда уже устарело и нужны были новые машины, с большей проходимостью.

БМ-13НММ, версию на новом шасси ЗиЛ-131, поставляли во Вьетнам, где они тоже активно воевали. Внешне эту версию отличали по откидной подножке слева, для наводчика машины.

Практически все "Катюши", собранные на базе отечественных грузовиков ЗиС-6 , уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ их сохранилось только несколько экземпляров в качестве экспонатов и памятников. Что касается более современных компоновок, с огласно справочникам The Military Balance за последние годы, на данный момент БМ-13 остаются на вооружении только в Камбодже. Ее армия также остается единственным эксплуатантом устаревших БМ-14. Количество такой техники, ее состояние и статус неизвестны. При этом камбоджийские "Катюши" служат вместе с "Градами" и старыми образцами производства третьих стран.

Кто катал «Катюшу»? Колеса для известного орудия победы

17 июня 1941 года на военном полигоне под Москвой правительственной делегации было продемонстрировано новейшее оружие – реактивные установки залпового огня БМ-13. Спустя три дня, 21 июня, вышел приказ о серийном производстве этих установок. До начала войны в этот момент оставались считанные часы. Лишь через время о новом орудии Победы, получившем имя «Катюша», узнают все.

Благодаря «Катюше» Советскому Союзу удалось выиграть немало сражений. Установка базировалась на самых разных шасси – «Катюшу» ставили на танки, тракторы, автомобили. И если гусеничный транспорт имел некоторые весомые недостатки – низкую скорость и высокий расход топлива, да и асфальт при транспортировке основательно разрушался, поэтому для перевозки были необходимы специальные тягачи, то грузовики этой проблемы не имели — поэтому большинство Катюш устанавливали на грузовые авто.

Первым автомобилем-носителем такой ракетной установки стал советский ЗИС-6 — четырехтонный грузовик с колесной формулой 6х4 имел отличную проходимость и вместе с реактивной установкой получил «боевое крещение» 14 июля 1941 года в захваченном немцами городе Рудня. На одной из центральных площадей этого города скопилось большое количество немецкой военной техники. С крутого берега реки Малая Березина автомобиль ЗИС-6 с ракетной установкой БМ-13 нанес сокрушительный удар по врагу. Когда утихли залпы установки, один из солдат запел популярную в то время песню Катюша — отсюда, по распространенной легенде, и произошло народное название БМ-13.

Практически все «Катюши», собранные на шасси ЗиС-6, уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ их можно пересчитать по пальцам:

  • в Петербургском артиллерийском музее;
  • в Запорожье;
  • в Кировограде (в качестве памятника);
  • в Сумской области (памятник возле автодороги Лебедин-Михайловка);
  • в Нижегородском кремле;
  • в музее под открытым небом «Военная горка» в Темрюке;
  • в Москве на территории бывшего НИИТП;
  • в Крыму на территории Севастопольской диорамы;
  • в Армянске в Крыму (на въезде в город со стороны Крыма);
  • в Новосибирске (на монументе славы);
  • в Киеве (в Музее Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.);
  • в г. Корсунь-Шевченковский Черкасской области;
  • в Изюме (памятник в Мемориальном комплексе);
  • в Мценске (мемориальный памятник)
  • в Новомосковске Тульской области (мемориальный памятник; на ходу, возглавляла Парад Победы 9 мая 2015 г.);
  • в Кирове (памятник на территории ОАО «Кировский машиностроительный завод 1 МАЯ»)

872e5e51062a2c183d4771092fb[1]

«Катюша» устанавливалась не только на ЗИСах — под шасси для пусковой установки шли многие автомобили, которые поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу (в основном английские и американские). Самым массовым обладателем этого оружия стал именно американский Studebaker US6 – первый в мире грузовик с тремя ведущими мостами. Благодаря полному приводу Студебекер мог похвастаться прекрасной проходимостью и грузоподъемностью, что выгодно отличало его от советских собратьев – той же «трехтонки» ЗИС-5, «бонусом» шла возможность преодолевать небольшие речные броды. Неудивительно, что благодаря своей выносливости и неприхотливости Студер стал основой для шасси усовершенствованной ракетной установки с индексом БМ-13Н. Конечно, Студебекер всегда был и оставался американцем — тем не менее, этот автомобиль регулярно снимали в многочисленных советских фильмах про войну.

27[1]

«Катюша» уже давно стала одним из символов величия советских войск над немецко-фашистскими захватчиками. И можно говорить много красивых слов, но лучше давайте просто вспомним, чего стоила эта победа. Вспомним – и помолчим.

Легендарный Studebaker в РККА: американские колеса советских «Катюш»

Удивительный автомобильный парадокс Великой Отечественной войны: в распоряжении Красной армии просто не было надежных автомобилей высокой проходимости для монтажа пусковых установок мощнейших по тем временам систем залпового огня, легендарных «Катюш». Потому это совершенно секретное вооружение было полностью переведено на американские шасси Studebaker.

Э то уже третья статья в цикле о «студерах»: в первой части мы рассказывали о производстве этих машин и многообразии модиификаций в США, а во второй – вспоминали тонкости поставок грузовиков в СССР по программе ленд-лиза.

С точки зрения национальной безопасности применение большого количества иностранной техники в собственных вооруженных силах считалось бы предательством, но обстановка на фронтах вынудила советских военных стратегов пойти на столь смелый шаг.

Со своей стороны историки оценивают это так: не было бы ленд-лиза и пришедших вместе с ним в Страну Советов заокеанских Студебекеров, не было бы и советских «Катюш» на автомобильных шасси. И тогда весь ход военных действий мог бы принять совсем другой оборот.

Боевые машины БМ-13 на американских «студебекерах» бьют по Берлину

Боевые машины БМ-13 на американских «студебекерах» бьют по Берлину

image005 image007
Советские «Катюши» на американских шасси в боях под Берлином (фото О. Кнорринга) Самая мощная советская реактивная «Катюша» БМ-31-12 на улицах Берлина

Так, в середине 1942 года грузовики Studebaker US6 неожиданно для обеих союзных сторон, Соединенных Штатов и СССР, стали надежными носителями практически всех массовых серийных и опытных единичных версий реактивных систем залпового огня, прозванных «Катюшами». Прочность, неприхотливость, достаточная грузоподъемность и привод на все колеса позволяли им работать в любых климатических условиях и перемещаться по российскому бездорожью и снежной целине.

Советские «Катюши» с американским акцентом

Вся неповоротливая советская концепция создания собственной мощной полноприводной армейской автотехники в один миг рухнула с первыми залпами Великой Отечественной войны. Через несколько месяцев боев Красная армия угодила в глубокий транспортный коллапс, в котором растворились все надежды на оперативное боевое применение новых совершенно секретных систем залпового огня БМ-13.

Да, легендарные «Катюши», гордость и одно из высших достижений Советского Союза периода Второй мировой, из-за банального отсутствия самых обычных грузовиков ЗИС-6 попросту оказались без колес. Их пришлось срочно перемонтировать на первые же попадавшиеся под руку иностранные машины, поступавшие по ленд-лизу.

Первые боевые авто БМ-13 появились в конце 1930-х годов, а решение об организации их выпуска было принято накануне войны. В связи с эвакуацией Московского автозавода в октябре 1941 года пришлось прекратить изготовление трехосных заднеприводных грузовиков ЗИС-6 — основной базы первых реактивных систем. Последние установки БМ-13 на этом шасси были собраны зимой 1942-го.

Разбитая боевая машина БМ-13 на автомобиле ЗИС-6. Осень 1941 года Реактивная установка БМ-13 из первой пробной партии. Конец 1941 года
Разбитая боевая машина БМ-13 на автомобиле ЗИС-6. Осень 1941 года Реактивная установка БМ-13 из первой пробной партии. Конец 1941 года

Сложнейшая военная обстановка и гигантские потери первых месяцев войны требовали срочного развертывания массового выпуска «Катюш», и тут на помощь пришел ленд-лиз, предлагавший на выбор десятки двух- и трехосных полноприводных машин и обычных гражданских грузовиков для монтажа новых боевых систем.

С первыми ленд-лизовскими поставками пришли самые обычные заднеприводные коммерческие машины — американские International K7, канадские Dodge T110L, английские Austin К6 и другие.

Эти шасси, не обладавшие достаточной проходимостью и прочностью, оказались мерой вынужденной и временной. Для монтажа «Катюш» их применяли только до конца 1942 года.

Вскоре все они были забыты в пользу американской и британской полноприводной техники — двухосных Chevrolet G7107, Marmon-Herrington НН6, Ford WOT8 и трехосных GMC CCKW-353 и International М-5Н-6.

После сравнительных испытаний к середине 1942-го приоритет стал быстро переходить к трехосным автомобилям Studebaker. Для их применения в качестве основной базы советских реактивных боевых систем использовали две модели без лебедок — полноприводную US6-U3 и заднеприводную US6-U7. При доработке их оснастили броневой защитой кабины, задними откидными винтовыми домкратами и местами для 5–7 человек боевого расчета.

Самая распространенная «катюша» БМ-13 на базе Studebaker US6-U7 (фото автора)

Первыми на шасси US6 стали монтировать серийные 16-зарядные установки залпового огня БМ-13 калибра 132 мм, собранные в первые месяцы Великой Отечественной. В ходе войны за этой системой и ее многочисленными вариантами закрепилось несколько названий — боевая машина, реактивная минометная установка или гвардейская минометная установка, но во всем мире она стала известной как «Катюша». В целом боевых машин этой серии на разных шасси во время Великой Отечественной войны собрали свыше 9 тыс. единиц.

Дивизион боевых машин БМ-13 на автомобилях Studebaker US6-U7

В 1943 году базовую установку БМ-13 сменила массовая так называемая нормализованная боевая машина БМ-13Н — более технологичный доработанный вариант, приспособленный к серийному производству. Она снабжалась пакетом из восьми рельсовых направляющих для запуска 16 реактивных снарядов, которые при попадании в цель на дальности до 8,5 км образовывали в земле воронку диаметром 8 м и глубиной 1,5 м. В военное время изготовлением машины занимались полтора десятка советских предприятий: Московский завод «Компрессор», Воронежский имени Коминтерна, Челябинский компрессорный, Свердловский «Уралэлектроаппарат», Горьковский завод фрезерных станков, Пензенский механический и другие.

image017 image019 image021
Серийная боевая машина БМ-13Н. 1943 год (из архива М. Коломийца) 16-зарядная «Катюша» с бронезащитой кабины и местами боевого расчета (фото автора) На Параде Победы боевые машины БМ-13Н на шасси Studebaker US6-U7 и US6-U3

Так было положено начало уникальной и противоречивой ситуации: первый этап развития легендарных «Катюш» оказался более тесно связанным не с собственными ЗИСами, а с заокеанскими Студебекерами, также со временем превратившимися в советскую легенду. Сама же достаточно простая и удачная боевая машина БМ-13Н в нескольких модификациях на шасси ЗИС-151 и ЗИЛ-157 оставалась в производстве вплоть до 1980-х годов.

Для повышения точности стрельбы в середине 1944 года в СКБ московского военного завода № 733 («Компрессор») на полноприводном шасси US6-U3 была разработана и построена опытная 10-зарядная пусковая установка БМ-13СН с четырехметровыми спиральными (винтовыми) направляющими для запуска оперенных неуправляемых реактивных снарядов, получавших вращение с небольшой угловой скоростью. При этом кучность попадания повысилась в полтора раза. Ее направляющие размещались в двух- и трехзарядных кассетах, укрепленных в два ряда на решетчатой ферме с винтовыми подъемными и поворотными механизмами. Машина успешно прошла испытания, и в 1945 году ее собрали в 100 экземплярах.

Опытная ракетная установка БМ-13СН с винтовыми направляющими. 1944 год

С середины 1942 года на шасси Studebaker монтировали облегченную 48-зарядную установку БМ-8-48 с двумя пакетами рельсовых направляющих для пуска неуправляемых реактивных снарядов калибра 82 мм. Время ее перевода из транспортного положения в боевое составляло полторы–две минуты. Скорость движения машины — не выше 40 км/ч. После базовой системы БМ-13 установка БМ-8-48 стала второй по значимости боевой «Катюшей» Великой Отечественной войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *