Когда должны гореть габаритные огни
Перейти к содержимому

Когда должны гореть габаритные огни

  • автор:

ПДД РФ, 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

в населенных пунктах, если дорога освещена;

при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)

(см. текст в предыдущей редакции)

19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;

вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.05.2010 N 316, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)

(см. текст в предыдущей редакции)

19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

19.8. Утратил силу с 1 марта 2023 года. — Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769.

(см. текст в предыдущей редакции)

19.9. Исключен с 1 июля 2008 года. — Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 84.

(см. текст в предыдущей редакции)

19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:

для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;

в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.

(п. 19.11 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

Когда можно использовать противотуманные фары, ближний и дальний свет, "аварийку" и "габариты"

Пользование световыми приборами в автомобиле — целая наука! В правилах дорожного движения расписано очень много нюансов, когда включать габаритные огни, "аварийку" и т. д. А при несоблюдении их можно получить штраф. Чтобы избежать его, читайте нашу статью. Рассказываем, когда нужно включать ближний свет, "аварийку", габаритные огни, дальний свет, когда можно использовать противотуманные фары и фонари, чтобы ездить без штрафов.

Когда включать габаритные огни

Начнем с “габаритов”. Служат они для визуального обозначения автомобиля, то есть при их включении водитель “показывает”, обозначает свое авто для остальных водителей и пешеходов. Кстати, с этой же целью — лучше обозначить свою машину на дороге — устанавливают и повторители поворотов, они отлично заметны другим участникам дорожного движения.

Важно! Габаритные огни — это не ДХО (дневные ходовые огни), “габариты” более тускло светят.

Когда нужно включать габаритные огни:

  • Если машина останавливается в темное время суток на проезжей части или обочине.
  • В ночное время, при плохой видимости и в тоннеле.
  • При парковке автомобиля в общественном месте, если видимость в это время плохая, например, в дождь на парковке торгового центра.
  • Во время буксировки машины (на буксируемом авто) в темноте, тоннеле, при плохой видимости.

Когда включать ДХО

Уже из названия понятно, что дневные ходовые огни включаются при движении днем. Однако, если автомобиль не оснащен ими, можно включить ближний свет.

ДХО служат для того, чтобы машину было лучше видно спереди, когда на улице светло. Поэтому строго запрещено включать дневные ходовые огни вместо ближнего света ночью: ДХО лишь обозначает ваше авто на дороге, но не освещает дорожное полотно.

Когда нужно включать ближний свет

С ближним светом разобраться довольно просто, потому что, по сути, его можно использовать вообще всегда: в правилах дорожного движения нет ни одного запрета, ограничения касательно его применения.

Однако надо знать случаи, когда включать ближний свет фар обязательно:

  • В светлое время суток, если на автомобиле нет ДХО. Одними "габаритами" по закону пользоваться нельзя, хотя инспекторы ГИБДД чаще ограничиваются замечанием, все же лучше соблюдать закон.
  • В темноте. При этом не имеет значения, насколько хорошо освещена дорога, — вы обязаны пользоваться осветительными приборами.
  • В тоннелях — включается совместно с габаритными огнями.
  • На стоянках и парковках, если видимость недостаточная. К "габаритам" в таком случае добавляется еще и ближний свет.

Когда включать дальний свет фар

А правила, касающиеся вопроса, когда можно включать дальний свет фар, считаются самыми сложными и запутанными. Часто водителям на дороге в итоге приходится пользоваться логикой и действовать по ситуации, чтобы избежать ДТП. Но все же необходимо знать и понимать, когда стоит включать дальний свет в автомобиле, а делается это в тоннелях, а также при условии недостаточной видимости и в темноте.

Кстати, если вас слепит дальним светом автомобиль сзади, посмотрите на свое зеркало заднего вида: если на нем есть рычажок-переключатель, просто щелкните его, и зеркало будет в режиме “ночь”. При этом свет будет не так слепить, а изображение не ухудшится.

Казалось бы, все понятно, но нюансов здесь много, ведь дальний свет — это мощный поток, который сильно ослепляет людей во встречных автомобилях и пешеходов, поэтому надо своевременно переключать его на ближний, чтобы не спровоцировать аварию:

  • Когда заметили встречный авто, надо переключить световые приборы на ближний за 150 метров до него. Лучше переключайте сразу, как увидели “встречку”, — в темноте сложно оценить точное расстояние.
  • При въезде в населенный пункт, если при этом дороги освещены. Интересно, что в дневное время суток можно ездить с дальним светом по городу — штрафа за это не будет.
  • Если водитель встречного авто короткими сигналами дальним светом показал вам, что вы его слепите, даже если вы уверены, что между вами более 150 метров, переключитесь на ближний.

А еще короткие сигналы дальним светом часто обозначают совсем другое. Во-первых, так водители могут показывать, что пропускают кого-то, например, со второстепенной или сами просят пропустить их. Во-вторых, таким образом наши водители испокон веков сигнализировали встречной полосе о том, что где-то недалеко в кустах спрятались инспекторы ГИБДД, поэтому нужно срочно сбросить скорость и придерживаться правил.

Когда можно использовать противотуманные фары и фонари

Еще один непростой вопрос, когда можно включать противотуманные фары. Но тут правила регламентируют их использование довольно четко:

  • Днем допускается включать противотуманные фары вместо дневных ходовых огней или ближнего света.
  • Ночью “противотуманки” разрешается включать только на неосвещенных трассах вместе с дальним или ближним светом.
  • При недостаточной видимости “противотуманки” тоже разрешено включать вместе с ближним или дальним светом.

Важно! Противотуманные фонари и фары — это разные понятия. Фары — световые приборы, расположенные спереди машины, фонари находятся сзади.

Когда включать задние противотуманные фонари? Их разрешается использовать лишь в одном случае — при недостаточной видимости. Причем их можно включать при движении машины, а также на парковке.

Нужно понимать, что противотуманные фонари очень яркие, поэтому не стоит злоупотреблять ими в небольшой дождик и уж тем более ночью — вы ослепите водителя позади себя и рискуете спровоцировать ДТП.

Когда включать “аварийку” на машине

Если спросить любого рядового водителя, когда нужно включать “аварийку” в автомобиле, то он бодро назовет 3 наиболее часто встречающиеся ситуации:

  1. Остановка в неположенном месте. Например, вам нужно быстро сбегать в магазин, вы ставите машину в запрещенном месте и включаете аварийную световую сигнализацию, чтобы избежать штрафа.
  2. Когда вас пропустил другой водитель (например, со второстепенной дороги), и вам нужно сказать ему спасибо “аварийкой”.
  3. Если вы совершили ошибку на дороге и надо извиниться перед едущим сзади водителем — тоже включается аварийная сигнализация.

На самом деле все это, скорее, “правила жизни”, но никакого отношения к правилам дорожного движения они не имеют. А за первую причину вообще можно получить штраф, так что не рекомендуем так делать.

Когда можно включать аварийку на машине:

  • Если автомобиль, передвигающийся по дороге, неисправен.
  • Когда инспектор ГИБДД остановил авто.
  • На буксируемой машине.
  • Если водитель совершает вынужденную остановку в случае технической неисправности, плохого самочувствия и т. д.
  • При дорожно-транспортном происшествии.
  • Если водитель был ослеплен дальним светом фар другого автомобиля.
  • Когда транспортное средство со знаком “Дети” осуществляет организованную перевозку несовершеннолетних.
  • При остановке автомобилей, которые двигаются колонной.

Надеемся, наша статья прояснила все непонятные моменты применения световых приборов автомобиля и теперь вы точно будете знать, когда включать ближний свет, дальний, "габариты" и дневные ходовые дни, противотуманные фары и “аварийку”. Соблюдайте правила дорожного движения, и тогда наши дороги станут намного безопаснее.

«Парковочные огни»: когда и как использовать габариты

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Габаритные огни — это парковочные сигналы. Они размещены на передней и задней частях автомобиля. Основная функция габаритных приборов — визуальное обозначение машины. Они могут быть установлены попарно или на одной линии, быть частью фар или размещаться отдельно рядом с ними. Включая подфарники, водитель обозначает другим участникам дорожного движения свое местоположение. Не путайте габаритные огни с дневными ходовыми: у первых яркость гораздо меньше. Кроме того, стояночные огни включаются отдельно, а не при повороте ключа зажигания.

Фото: Muscleman / drive2.ru

Фото: shutterstock

Устройство габаритных огней

Чаще всего в подфарниках установлена светодиодная подсветка либо галогенные лампы. Важно, чтобы они не светили ярче стоп-сигналов и поворотников. Светодиоды потребляют меньше электричества, хоть и стоят дороже, но прослужат значительно дольше. Если в машине изначально стоят галогенные лампы, то при замене их на светодиоды придется дополнительно установить резисторы для стабилизации напряжения. В противном случае будет загораться датчик с сигналом неисправности.

Габаритные огни зажигаются автоматически при включении фар ближнего света, но в некоторых моделях машин можно контролировать их по отдельности. В грузовом транспорте их роль выполняют пассивные светоотражатели — катафоты.

Фото: из открытых источников

Фото: из открытых источников

Для чего нужны габаритные огни

Габаритные огни имеют очень низкую мощность по сравнению с обычными автомобильными лампами в фарах. Тем не менее, они разряжают аккумулятор, поэтому не стоит оставлять их включенными на припаркованной машине надолго. У габаритных огней несколько функций. Они должны работать:

  • во время поездки в темное время суток и когда идет дождь, а также в тоннеле;
  • при остановке на обочине и проезжей части;
  • когда водитель паркуется возле оживленных общественных мест в условиях плохой видимости.

Смысл габаритных огней в том, чтобы другие водители увидели машину на дороге, обочине или парковке. «Стояночные огни», служат альтернативой фарам ближнего света. Водители обычно включают их, когда темно и облачно, а естественное освещение слабое.

Максим Тарасов, руководитель отдела развития корпоративных клиентов проекта UREMONT.COM: «Габаритные огни должны быть включены при остановке в вечернее и ночное время на неосвещенной трассе и в условиях недостаточной видимости. При этом не имеет значения, насколько хорошо освещена дорога. При плохой видимости дополнительно к габаритным огням могут работать противотуманные и фары ближнего света, задние противотуманные фонари. В светлое время суток габариты используют совместно с ближним светом фар при движении автомобиля».

Разновидности габаритных огней

Стояночные огни классифицируются по местоположению. Различают следующие виды автомобильных габаритов:

Передние габаритные огни

Их также называют подфарниками и парковочными лампами. Габариты установлены в передней части машины на одной линии. В некоторых старых моделях легковых автомобилей и грузовиках они вынесены на крылья.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Задние габаритные огни

Расположены, как и передние, на одной линии по бокам машины. Для высоких транспортных средств — автобусов, грузовиков — габариты устанавливают не только внизу, но и сверху, чтобы был очевиден размер машины. В темное время суток задние габариты должны быть обязательно включены.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Боковые габаритные огни

Эти огни обозначают размеры автомобиля в темноте, чтобы они были понятны сбоку. Это особенно актуально ночью на перекрестке. Как правило, используются на прицепах и механических транспортных средствах.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Правила использования габаритных огней

Согласно ПДД, каждое транспортное средство должно быть оборудовано габаритными огнями. К тому же согласно п. 2.3.1 ПДД движение при негорящих или отсутствующих фарах и задних габаритах в темное время суток или при недостаточной видимости запрещено. Пункт 3.6. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, гласит, что нельзя пользоваться автомобилем, если [1]:

  • спереди установлены огни любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • цвет задних габаритов не красный, желтый или оранжевый.

За установку ламп синего, зеленого и любого другого цвета, кроме указанных выше, водитель привлекается к ответственности по ч.1 ст. 12.4 КоАП [2]. Это влечет за собой штраф в размере 3 000 рублей и изъятие несоответствующих приборов. При этом светоотражающие элементы должны быть только красного цвета. Если лампы неисправны, то сотрудник ДПС выпишет штраф, а в случае их сильного загрязнения (из-за чего снижается видимость) можно обойтись предупреждением.

Комментарий эксперта

Максим Тарасов, руководитель отдела развития корпоративных клиентов проекта UREMONT.COM:

ПДД указывают, что в темное время суток должен быть включен ближний/дальний свет фар, а, соответственно, и габариты. При остановке и стоянке на освещенном участке включение габаритов не обязательно, но в условиях плохой видимости не стоит ими пренебрегать. Днем на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни, — ПДД РФ 19.5. Нельзя использовать габариты как замену.

Габаритные огни проверяются визуально: нужно осмотреть машину с включенным светом. Также можно ориентироваться на индикаторы на приборной панели, если они есть. Чаще всего выходят из строя лампы накаливания. Если доступ позволяет, то их несложно заменить без помощи специалиста. В остальных случаях, если установлены светодиодные фары и фонари, я бы рекомендовал обратиться на специализированное СТО.

  • Что делать, если на лобовом стекле появился скол. Варианты ремонта
  • Можно ли включать кондиционер зимой?
  • 98-й и 100-й бензин: в какие машины его лучше не заливать

Можно ли днем ездить с габаритными огнями вместо ближнего света?

На дорогах часто встречаются автомобили, у которых вместо ярких дневных ходовых огней еле-еле теплятся лампы габаритных. Допускают ли это Правила и в чем опасность такой езды?

Первым делом обратимся к главному дорожному закону – Правилам дорожного движения. Так вот, пункт 19.5 гласит: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». При этом Правилами однозначно допускается одна возможность замены ближнего света — пункт 19.4. разрешает использовать противотуманные фары вместо ближнего света фар.

Таким образом, у вас днем должны гореть спереди либо фары ближнего света, либо противотуманки, либо дневные ходовые огни. Никакого упоминания о том, что габаритных огней днем достаточно, в ПДД нет.

Как отличить габаритные огни от ДХО?

Предположим, вы покупаете автомобиль, новый или подержанный, и хотите определить, есть ли у него ДХО. Ходовые огни принципиально отличаются от обычных габаритных огней как большей яркостью, так и режимом работы. Даже если орган управления светотехникой автомобиля стоит в положении «ВЫКЛ», при запуске двигателя ДХО загораются сами, а при включении фар либо снижают яркость, либо выключаются вовсе.

Свет и закон

Хотя Правила все расставили по своим местам, многие автолюбители стараются доработать свои старые автомобили, у которых еще нет штатных ДХО. В чем же причина? Дело в том, что необходимость целый день жечь лампы ближнего света может привести к тому, что вы гораздо скорее (особенно в случае, если источники света у вас галогеновые) останетесь с одной функционирующей фарой. А тогда любой инспектор на дороге ночью может остановить такую одноглазую машину, оштрафовать водителя, да еще и запретить дальнейшее движение. И ведь будет прав! Согласно п 2.3.1, «запрещается движение при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости».

Иными словами – или учитесь менять лампу в фаре в темноте, под снегом, в мороз, причем быстро, как собирать автомат Калашникова, или же берегите лампы ближнего света фар. Поэтому днем советую ездить с противотуманками или ДХО. Установку последних владелец может произвести самостоятельно или в автосервисе, но при этом надо соблюсти требования к размещению и яркости таких огней.

Как делать нельзя:

  • Установка в бесцветные указатели поворота светодиодных ламп, которые ярко горят белым светом, во время движения, пока не включен указатель поворота. Тогда они начинают мигать оранжевым светом. Ввиду использования светодиодов затея может провалиться при встрече с дотошным инспектором.
  • Использование электронного блока, который при пуске двигателя включает лампы дальнего света (или спирали дальнего света в комбинированных лампах) с пониженной (40-70 % от номинала) яркостью. Фары располагаются выше противотуманок, а потому видны лучше. Сотрудники ДПС вряд ли отличат их от просто горящих фар ближнего света, особенно, если применены двухнитевые лампы типа Н4. А ослеплять встречных водителей они не должны из-за пониженной яркости. И, естественно, как только вы включаете ближний свет фар, все вышеописанные функции должны отключаться.
  • Установка вместо «габариток» (слабеньких лампочек накаливания) мощных светодиодных ламп. Тогда достаточно включить «габариты», и все проблемы решены? Не совсем так! Во-первых, могут быть проблемы с ГИБДД, а во-вторых, при таком режиме использования в машине будет гореть достаточно много ламп на панели приборов и на задней части автомобиля. И, напоминаю, сзади будут гореть и перегорать габаритные огни, за которые инспектор может устроить вам ночлег в чистом поле, если лампа не горит, а вы не умеете ее менять.

Очень советую (если только у вас не установлена система автоматического включения света днем): каким-либо способом обозначайте свою машину, потому что окружающие водители и пешеходы уже привыкли, что автомобиль на дороге достаточно ярко обозначен при помощи световых приборов. А потому транспорт с негорящей светотехникой воспринимается неким призраком, который могут и не заметить.

И еще. В туннелях не забывайте переключать ДХО на ближний свет. Неоднократно видел, как поленившихся делать это водителей на выезде из туннеля ожидал экипаж ДПС. И помните, что с включенными ДХО нельзя ездить круглосуточно, ведь с наступлением темноты ваш автомобиль станет призраком для тех, кто едет позади, — габаритные огни в фонарях ведь не горят. Да и света от самих ДХО в ночное время будет недостаточно, чтобы освещать путь.

Подпишитесь на «За рулем» в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *