Фосфор в масле моторном для чего
Перейти к содержимому

Фосфор в масле моторном для чего

  • автор:

Влияние серы и золы в масле на двигатель, катализатор.

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Сейчас на странице 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Объявления

  • Полезная информация каждому новичку!
  • Скидываемся на лабораторные анализы СВЕЖИХ масел
  • Экспертиза масляных фильтров на Ойл Клубе

Что такое SAPS?

SAPS означает сульфатированную золу, фосфор и серу. Они составляют значительную часть содержания добавок моторного масла. Сульфатная зола не добавляется к маслам; это результат добавок при сжигании нефти и создании золы. Присадки, которые могут производить золу, чаще всего используются для общего базового количества (TBN), но также помогают в других областях, таких как антиоксидантность, противоизносность, чистота и обработка сажи. Фосфор обеспечивает противоизносные свойства и дополнительную антиоксидантность, в то время как сера способствует антиоксидантности, противоизносным свойствам и чистоте двигателя.

Учитывая полезные свойства, которые придают эти добавки, легко предположить, что более высокая концентрация равна лучшему маслу. Но более высокие уровни SAPS могут нанести ущерб дорогостоящим выхлопным устройствам, таким как сажевые фильтры (DPF) и катализаторы. Европейская ассоциация автомобильных производителей (ACEA) и производители оригинального оборудования (OEM-производители) осознали важность использования моторного масла, разработанного с точными уровнями SAPS, и более низкие лимиты были установлены в 2010 году.

Поиск правильного масла

Чтобы определить правильную рекомендацию по моторному маслу, проконсультируйтесь с руководством по эксплуатации автомобиля для рекомендуемой спецификации и вязкости OEM и подберите соответствующий продукт ENI. Вы также можете обратиться к онлайн-руководству по продуктам на официальном сайте enirus.ru, чтобы определить правильное масло.

Eni S.p.A разрабатывает европейские синтетические моторные масла с низким и средним SAPS для удовлетворения потребностей всех современных автомобилей и легких грузовиков. Они разработаны для удовлетворения уникальных требований сложных автомобилей, обеспечивая отличную всесезонную производительность, максимальную экономию топлива и улучшенную защиту турбокомпрессора.

Low-SAPS рекомендуется для бензиновых или дизельных транспортных средств, для которых требуются технические характеристики:

  • API CJ-4/SN
  • ACEA E6/E7/E9
  • MB 228.51 + 228.31
  • MAN M3477
  • MAN M3271-1
  • MTU Type 3.1
  • Jaso DH-2
  • VOLVO VDS-4
  • Renault RXD/RLD-3/RLD-2/RGD
  • Caterpillar ECF-3
  • Deutz DQC IV-10 LA
  • Mack EO-O PP + EO-N + EO-M Plus

Mid-SAPS синтетическое моторное масло рекомендуется для европейских бензиновых или дизельных транспортных средств, для которых требуются следующие технические характеристики:

  • GM DEXOS 2 quality
  • VW 502 00 + 505 01
  • BMW-LL-04
  • MB Approval 229.51, 229.52
  • ACEA C3
  • API SN

А вы знаете? Full SAPS / Mid SAPS / Low SAPS – что это означает?

А вы знаете? Full SAPS / Mid SAPS / Low SAPS – что это означает?
SAPS расшифровывается: Sulphated Ash (сульфатная зола), Phosphorus (фосфор), Sulfur (сера).

Что такое моторное масло "Full SAPS"?
Масла Full SAPS -это масла со стандартными содержанием сульфатной золы (SA), фосфора (P) и серы (S). Они в основном подходят для старых автомобилей без сажевого фильтра (DPF) или для старых бензиновых двигателей. Содержание сульфатной золы составляет от 0,9 до 1,6% в зависимости от спецификации ACEA классов A3 / B3 — A5 / B5.

Масла с пониженным содержанием SAPS — это масла с низким содержанием сульфатной золы (SA), фосфора (P) и серы (S). Другое название «уменьшенный SAPS» — это термин «уменьшенный зольность» из-за низкой склонности к образованию золы. Моторные масла с низким содержанием загрязняющих веществ используются в основном в автомобилях с дизельными сажевыми фильтрами (DPF) и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами (TWC). Когда сера и фосфор горят в больших количествах, образующиеся остатки забивают мелкие поры фильтров или ребра каталитических нейтрализаторов. Фосфор и сера нейтрализуют поверхности каталитических нейтрализаторов и предотвращают детоксикацию выхлопных газов.

«Моторные масла с пониженным содержанием SAPS» гарантируют более длительный срок службы и эффективность систем очистки выхлопных газов, а также более низкие выбросы загрязняющих веществ за счет низкой золообразующей доли и снижения содержания серы и фосфора в катализаторе.

В спецификациях ACEA для классов C1 — C5 для дизельных транспортных средств указаны предельные значения содержания сульфатной золы в смазочных материалах. Он не должен превышать 0,5% (низкий уровень SAPS для ACEA C1 и C4) или 0,8% (средний показатель SAPS для ACEA C2, C3 и C5). Спецификации ACEA C1 — C5 говорят о «пониженном SAPS».

Фосфор в масле моторном для чего

Главная Справочник о маслах Присадки Улучшающие смазывание

6 Присадки, улучшающие смазывающие свойства

Действие этих присадок обусловлено образованием на трущихся металлических поверхностях различных по химическому составу защитных пленок.

Противоизносные и антифрикционные присадки. По принципу действия противоизносные присадки (anti-wear additives)делят на три группы:

• противоизносные присадки, увеличивающие липкость и смазываемость (в эту группу входят и модификаторы трения);

противозадирные присадки (extreme pressure — EP);

твердые Противоизносные и противозадирные присадки. Влияние разных присадок на коэффициент трения показано на рис. 1.8.

Рис. 1.8. Влияние разных противоизносных присадок на изменение коэффициента трения от температуры: 1 — базовое парафиновое масло без присадок; 2 слипкостными присадками; 3спротивозадирными ЕР присадками; 4-с липкостными и противозадирными ЕР присадками

Противоизносные присадки,увеличивающие липкость и смазываемость (lubricating additives, tackiness agents). При нормальном смазывании, из-за взаимодействия полярных групп молекул масла с поверхностью металла, на поверхностях трения образуется адсорбированная пленка масла. При граничном смазывании, сила трения и износ в значительной степени зависят от стойкости этой пленки и силы взаимодействия молекул масла с поверхностью метала, т.е. от смазывающей способности (lubricityлипкости (tackiness)масла.

Для уменьшения износа и увеличения липкости, в масло вводятся противоизносные присадки (anti-wear additives) — жирные спирты, амиды, сложные эфиры, соединения фосфора и др., образующие химическую связь с поверхностью металла. При помощи таких присадок улучшается липкость даже при низкой вязкости масла. Чем больше проч­ность образованной пленки и чем сильнее она связана с поверхностью металла, тем мень-ше может быть вязкость масла для достижения такого же смазывающего эффекта и умень-­шения износа деталей, а с применением менее вязкого масла снижаются потери энергии на прокачиваемость.

Модификаторы трения (friction modifiers). Это присадки, регулирующие фрикционные свойства — коэффициент трения смазываемых поверхностей. В большинстве случаев требуется снижение потерь на трение, например в двигателе. Однако в некоторые агрегаты трансмиссии включены фрикционные механизмы — сцепления и тормоза мокро-­го типа, замедлители, блокирующие устройства, синхронизаторы и др., которые находятся в масле и должны обеспечить хорошее сцепление трущихся поверхностей и предотвраще­ние их проскальзивания (slippage). В этих случаях находят применение присадки, повы­шающие трение.

Модификаторы, понижающие трение (friction reducers). Для снижения потерь на трение в двигателе, а тем самым и для снижения расхода топлива, в масло вводятся присадки, уменьшающие коэффициент трения (рис. 1.9). В качестве таких присадок применяются соединения, в молекуле которых имеется сильная полярная группа, обеспечива­ющая хорошее прилипание и длинная линейная цепочка, обеспечивающая хорошее скольжение.

Рис. 1.9. Влияние модификатора трения на коэффициент трения: 1 — масло без модификатора трения; 2 — масло с модификатором трения. Заштрихованная площадь

эквивалентна экономии энергии

Применение подобных присадок, создает дополнительные возможности для создания "энергосберегающих" масел ("Fuel Economy oils", API SJ/EC, API SH/EC, API SH/ECII, ILSAC GF-1, ILSAC GF-2 и ILSAC GF-3)

Модификаторы, повышающие трение (friction enhancers). Такие присадки одновременно понижают возможность возникновения шума и вибраций, вследствии скольжения со скачками коэффициента трения, характерного в мощных узлах трансмиссий с тормозами мокрого типа. В качестве таких присадок применяются соединения, в молекуле которых имеется сильная полярная группа, обеспечивающяя хорошее прилипание и короткая линейная часть, при определенных условиях обеспечивающая хорошее сцепле­ние. Такими соединениями являются некоторые детергенты, сульфиды. Эти присадки добавляются в масла для гидромеханических передач, автоматических коробок передач, дифференциалов повышенного трения и др.

Присадки, вводимые с целью уменьшения шума и повышения плавности работы гидромеханических передач, называются противошумными присадками (antisguawk additives). Это производные природных жирных кислот и серы, фосфониевые кислоты. В масла, предназначенные для механизмов, работающих в условиях ограниченного скольжения, например в масла самоблокирующегося дифференциала (для подавления рывков и вибрации возникающих при работе агрегата), вводятся противовибрационные присадки (antichatter additives’). Это жирные кислоты, высшие спирты и амины, диалкилфосфиты и др. Противозадирные присадки, ЕР присадки (ЕР — extreme pressure additives). Термин "экстремальных нагрузок" и сокращение ЕР (extreme pressure) ввело в 1920-х го-

: дах Американское общество инженеров автомобилестроителей (SAE) для ^обозначения особой нагдузки^на зубья^цестерней трансмиссий, особенно_в гипоидных.передачах.

Адсорбционная пленка может разрушаться в результате высокой нагрузки и возникающего нагрева контактикурующих поверхностей металла (более 150 — 190°С). Вследствие этого, трение и нагрев поверхности металла повышаются еще больше, вплоть до сваривания, заедания, слипания деталей. Сваривание может быть подавлено присадкми, содержащими соединения серы, фосфора, хлора и др., которые в местах наивысшего трения и высоких температур разлагаются с выделением соответствующих активных элементов, реагирующих с металлом и образующих сульфидную, фосфидную, хлоридную твер­дую хемосорбционную пленку — твердую смазку. Такая пленка является значительно более стойкой, чем адсорбционная, и может защитить поверхности трения от износа в условиях большой нагрузки и высокой температуры. Поэтому присадки, образующие твердую хемосорбционную пленку, называются разделяющими противозадирными присадками, или присадками высокой предельной нагрузки (extreme pressure — ЕР). Так как активные элементы выделяются из присадок и реагируют с металлом только на выступах поверхности, в местах соприкосновения, то имеет место процесс выравнивания и полировки. Таким образом, противозадирные присадки одновременно являются разглаживающими и полирующими присадками. Роль фосфора и серы несколько различается: фосфор сильнее выравнивает поверхность и уменьшает износ, а сера уменьшает трение и усиливает разделяющее свойство хлора. В присутствии обоих этих элементов, масло смазывает хорошо как при большой нагрузке, так и при большой скорости скольжения.

В основном противозадирные присадки предназначены для повышения несущей способности (load-carrying capacity) трансмиссионных масел, особенно гипоидных передач, индустриальных масел и пластичных смазках (процессы выравнивания и полировки являются недопустимыми для хонингованных поверхностей двигателей внутреннего сгорания и строго лимитируются современными международными спецификациями для моторных масел). Часто применяют присадку универсального действия, имеющую в своем составе и фосфор, и серу — диалкилдитиофосфат цинка (ZDDP — zinc dialkil dithiophosphate. Диалкилдитиофосфат цинка отличается не только противозадирными, но и антиокнслительными, антикоррозионными и др. свойствами. Свойства этой присадки зависят от структуры и величины радикалов (R) и путем их комбинации возможно выя­вить одни или другие. Например, термостойкость присадки увеличивается при удлинении алкильной цепи. Алкильные соединения больше применяются в качестве противозадирных присадок, с арильными (ароматическими) радикалами, отличающимися большой термостойкостью.

Высокая химическая активность противозадирных присадок не всегда приводит к желаемому результату (при очень высокой химической активности образуется толстая пленка, которая плохо удерживается на поверхности металла). Кроме того, присадки, содержащие ocoбо активные соединения хлора и серы могут вызвать коррозию цветные металлов (особенно медных сплавов), поэтому масла с активными противозадирными присадками более пригодны для пар трения сталь-сталь и применять их для синхронизированных передач надо с большой осторожностью.

Количество и эффективность противозадирных присадок является признаком классификации трансмиссионных масел по АРІ, чем выше категория_(АР1 GL-3.GL-4, GL-5), тем больше их концентрация.

Твердые противозадирные присадки (solid additives) — в виде дисульфид молибдена, политетрафторэтилена (фторопласт, "тефлон", ПТФЭ, PTFE) и графита в масле имеют коллоидную структуру, а на поверхности трущихся деталей образуют твердую и прочную противоизносную и противозадирную пленку. Их критическая рабочая температура выше, чем других антифрикционных присадок. Уменьшение трения достигается за счет легкого скольжение слоистой присадки. Такие твердые присадки в основном добавляются для улучшения смазывающих свойств пластичных смазок, однако некоторые производители выпускают масла с дисульфидом молибдена. В настоящее время выпускается большое количество препаратов — добавок к маслам, которые заливаются в картер двигателя (qftermarket additives). Их основу, как правило составляет, одна из твердых приса­док, либо соединение молибдена, либо полиэтилентерефталата. Как нефтекомпании, так и автомобилестроители отрицательно смотрят на такие добавки и своим клиентам не рекомендуют их применять. Однако спрос на такую продукцию возрастает, особенно со стороны владельцев поддержанных автомобилей, Особую осторожность следует соблюдать при применении присадок, содержащих поверхностно-активные вещества (ПАВ), применяемые для резки металлов. Действие этих присадок основано на разупрочнении поверхностей металлов (что приводит к значительному снижению трения и увеличению износа).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *