Что такое лебедка на машине
Перейти к содержимому

Что такое лебедка на машине

  • автор:

Для чего нужны лебедки?

Многим автомобилистам знакома ситуация, когда автомобиль застревает в яме или в грязи, буксирует и не двигается с места. Если вблизи не окажется трактора или достаточное количество людей, чтобы вытащить автомобиль, то решить проблему придется самому с использованием лебедки. Лебедки используются для подтягивания грузов, поднятия автомобилей и вытаскивания их из непроходимых ям. Вот для чего нужны лебедки.

Лебедки имеют механизм, состоящий из барабана и троса. Тяга происходит с помощью вращения барабана и наматывания на него троса. Конец троса закрепляется к неподвижному предмету, а сама лебедка — к передвигаемому объекту. В процессе вращения трос наматывается на барабан и тянет за собой груз.

Существует множество автомобильных лебедок, которые отличаются друг от друга механизмом привода. В этой статье мы попытаемся понять, зачем нужны лебедки разных механизмов, их особенности и как выбрать нужную лебедку из множества предлагаемых на рынке.

По механизму привода автомобильные лебедки разделяются на 4 группы:

  • ручные
  • механические
  • гидравлические
  • электрические.

Ручные лебедки используются для перемещения грузов с небольшим весом, так как работают с помощью применения человеческой силы. Существуют барабанные, рычажные и червячные лебедки.

Барабанные лебедки управляются с помощью вращения рукоятки, оснащены зубчатым барабаном и тросом. Барабанные лебедки увеличивают тяговое усилие максимум в два раза. При выборе барабанной лебедки нужно исходить из грузоподъёмности инструмента. При передвижении грузов по вертикали грузоподъёмность механизма снижается в два раза.

Рычажные лебедки состоят из двух крючков, колеса, троса и управляются рычагом. С помощью рычага трос наматывается и фиксируется на барабане. Преимущество такой лебедки в том, что ее не надо крепить к поверхности передвигаемого объекта, что расширяет возможности его использования. Такие лебедки применяются как для вытягивания автомобилей, так и для передвижения грузов в быту и строительстве.

Червячные лебедки чаще всего используются в строительстве для подтягивания различных грузов. Такие лебедки состоят из корпуса, вращающегося колеса с тросом и рукоятки с фиксатором. Тяга происходит с помощью сцепления червяка и червячного колеса. Такая лебедка имеет отверстия для болтов и требует установки лебедки на поверхности.

Ручные лебедки имеют небольшой вес, легко передвигаются и могут передвинуть автомобиль, буксирующий на скользкой дороге или траве, однако справиться с экстремально тяжелыми нагрузками они не в силах.

Если вы любите гонять по бездорожью, и вам знакома непроходимость в ямах или в снегу, то вы, должно быть, догадываетесь, зачем нужны лебедки более высокой мощности.

Механические лебедки — одни из самых мощных и надежных видов лебедок. Они работают от двигателя автомобиля. Специальный передаточный вал принимает крутящий момент от раздаточной коробки автомобиля и приводит в действие крутящийся барабан с тросом. Скорость наматывания троса у таких лебедок соответствует оборотам двигателя автомобиля. Механические лебедки достаточно мощные, чтобы справиться со всеми преградами на бездорожье. Однако их использование имеет ограничения. Механические лебедки можно установить только на внедорожниках, и при этом не на всех внедорожниках есть место для приспособления коробки отбора мощности.

Электрические лебедки популярны среди автомобилистов благодаря небольшому весу и легкости в установке. Они способны передвигать груз по горизонтали и вверх по склону. Электрические лебедки состоят из электромотора, редуктора, барабана с тросом и крюка. Лебедки работают от автомобильного аккумулятора и имеют высокую скорость накрутки троса.

Если вы рассматриваете электрическую лебедку, то в первую очередь надо обратить внимание на ее тяговое усилие, которое указывается на корпусе. Для выбора нужных параметров следует исходить из общего веса автомобиля и мощности аккумулятора. Тяговое усилие лебедки зависит от передаточного числа редуктора и мощности мотора. Высокое передаточное число редуктора позволяет при меньших затратах энергии получить большое тяговое усилие. Низкое же передаточное число обеспечивает высокую скорость намотки троса, однако количество потраченной энергии соответственно больше. Такие лебедки подходят для автомобилей с мощным аккумулятором, в противном случае лебедка может его разрядить.

Гидравлические лебедки имеют мощное тяговое усилие и популярны своей надежностью и устойчивостью к высоким перегрузкам. Такие лебедки имеют барабан с тросом и работают от гидравлического мотора, который приводится в действие с помощью гидроусилителя. Поэтому гидравлические лебедки используются автомобилями с гидронасосом.

Гидравлические лебедки герметичны, соответственно их можно использовать под водой. Для таких лебедок не страшны влага и коррозия. Гидравлические лебедки имеют небольшой вес и очень удобны в эксплуатации. Они подходят для автомобилей с тяжелым весом и имеют очень высокую мощность. Такие лебедки значительно экономят энергию, но скорость намотки троса у них сравнительно невелика.

Давайте подведем итог. Если вы еще задумываетесь, нужна ли лебедка вашему автомобилю, и какая именно, то в первую очередь попытайтесь определить, какие цели вы преследуете, и какие преграды встречаются на вашем пути. Далее из огромного количества лебедок, существующих сегодня на рынке, нужно просто выбрать то, что подходит именно вашему автомобилю по весу, мощности и остальным характеристикам. И напоследок, существующие на рынке лебедки отличаются не только по техническим параметрам, но и качеством материалов, обработкой деталей и сборкой конструкций. От этого зависит надежность и безопасность перемещения грузов.

Использование материалов разрешено только при условии указания источника.

Автомобильная лебедка

Любители путешествий и частых поездок на дачу знают, что далеко от города и автосервиса может случиться всякое, потому лучше заранее предусмотреть все неприятности и способы выхода из сложных ситуаций. Один из способов подобного предохранения — автомобильная лебедка. Застряли на грунтовой дороге, закопались в снег — а вот она, спасительница! Сегодня выберем из множества вариантов именно ту лебедку, которая и места много не займет, и окажется полезной при случае.

Виды лебедок

В разделе данного сайта про шанцевый инструмент лебедки представлены в ассортименте — есть, из чего выбирать. Только определитесь с ценой, условиями использования и надежностью.

Так, лебедки бывают четырех видов: механические, электрические, гидравлические и ручные. Крепление к автомобилю производится либо спереди, либо сзади. По способу крепления можно сразу определить, как будет вытаскиваться застрявший транспорт, и с какой стороны будет объект, к которому прикрепится свободный конец лебедки.

Механическая лебедка. Главный плюс ее в высокой скорости работы, но тут же присутствует и минус: из-за этой скорости во время работы невозможно управлять рулем, а соответственно и задать направление автомобилю.

Электрическая лебедка. Такая работает и при заглушенном двигателе, но требует большого запаса энергии бортовой сети, а это повлечет за собой установку более мощного аккумулятора на автомобиль.

Гидравлическая лебедка. Когда Вы или Ваш товарищ застряли в пучине грязи или снега, то единственное, чего действительно хочется, — это оказаться на твердой поверхности и продолжить путь. С такой задачей гидравлическая лебедка справляется с высокой эффективностью. Также она легко переносит большие нагрузки. Единственным недостатком является низкая скорость сматывания троса, но когда Вы и Ваш автомобиль обрели уверенность в твердом покрытии, на котором оказались благодаря гидравлической лебедке, то можно немного и подождать.

Ручная лебедка. Вот компактный инструмент, не занимает много места в багажнике и не доставляет хлопот при сматывании троса. Небольшие усилия при работе с лебедкой помогут вытащить автомобиль на ровный участок местности. Из-за простоты ее работы, компактности и высокой функциональности ручная лебедка является наиболее популярной у автомобилистов.

Параметры лебедок

Грузоподъемность — важный параметр, на который следует обратить при покупке. Именно это свойство лебедки отвечает за максимальное усилие, которое она сможет совершить при горизонтальной тяге груза.

Легкий класс автомобилей. Грузоподъемность лебедки в этом случае будет с индексом 6000. Независимо от условий эксплуатации для легкого автомобиля будет вполне достаточно. Выбирайте мощность лебедки в соответствии с весом Вашего автомобиля.

Средний класс автомобилей. Здесь грузоподъемность лебедки должна быть с индексом 8000-9500. Автомобильные лебедки с индексом грузоподъемности от 8000 до 1200 (для экстремальных условий) имеют идентичные двигатели. Отличие состоит лишь в передаточном числе редукторов. Пониженный редуктор — минимальная затрата энергии двигателя при больших нагрузках и большом тяговом усилии. Это означает, что скорость намотки троса лебедки при больших нагрузках гораздо быстрее, чем при незначительных и средних нагрузках.

Тяжелый класс автомобилей. Грузоподъемность лебедки соответствует индексу 9500-12000. Эти лебедки отличаются повышенной надежностью и износостойкостью, но имеют больший размер, вес и довольно внушительный трос, потому места занимают много.

Если Вы лишь иногда оказываетесь в условиях бездорожья, то Вам подойдет лебедка, тяговое усилие которой в 1,5 раза будет превышать массу автомобиля, включая перевозимый груз и пассажиров.

При постоянной же эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья тяговое усилие лебедки должно быть в 2-3 раза больше снаряженной машины.

Диаметр колес автомобиля также влияет на выбор лебедки. Чем он больше, тем мощнее должна быть и лебедка.

Советы по эксплуатации лебедки

  1. Прикрепляйте свободный конец троса лебедки к неподвижной опоре и, по возможности, максимально близко к земле.
  2. При работе с тросом используйте перчатки, чтобы не повредить руки.
  3. Обходите натянутый трос слева и справа, не перешагивая через него.

Покупать автомобильные лебедки нужно только в специализированных магазинах. Так Вы будете уверены, что приобретаете оригинальную продукцию от производителя. В автомагазинах группы компаний «Авто-Альянс» Вы сможете подобрать необходимую лебедку для Вашего автомобиля, а также выбрать дополнительные инструменты, такие как стропы или стальной трос необходимого размера и отличного качества.

Менеджеры «Авто-Альянс» предоставят полную информацию об интересующем Вас товаре. Вы сможете грамотно установить лебедку на Ваш автомобиль и наслаждаться ее продолжительной работой.

Другие статьи

#Омывающие жидкости
29.09.2023 | Статьи о запасных частях

Зима и лето, два полюса, между которыми меняется весь наш мир. И в этом мире существуют омывающие жидкости — помощники, которые обеспечивают нашу безопасность на дороге. В этой статье мы окунемся в мир омывающих жидкостей и узнаем, какие они бывают, от чего зависит их температура замерзания и как их правильно выбрать.

#Рассухариватель клапанов
21.06.2023 | Статьи о запасных частях

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

#Переключатель света с регулировкой шкалы
14.06.2023 | Статьи о запасных частях

Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.

#Пластина распределителя зажигания
07.06.2023 | Статьи о запасных частях

Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.

Лебедка ручная автомобильная

Ручная автомобильная лебедка – это компактный, легкий и надежный вид лебедок. Она не займет много места в багажнике легкового автомобиля, но в то же время может значительно облегчить жизнь любому автомобилисту. Автомобильные лебедки просты в обращении, не требуют каких-либо специальных креплений, рассчитаны на работу одного человека. С помощью рычага на лебедке любой человек, не прилагая особых усилий, способен вытянуть застрявший в грязи или слякоти автомобиль. Кроме того, автомобильные лебедки можно использовать и для других бытовых задач, например, для перемещения любых тяжёлых грузов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. В качестве автомобильных лебедок чаще всего используются ручные рычажные лебедки (модели P-40DC, P-30DC, DK-2000, DK-1000). Неплохим вариантом также являются рычажные лебедки моде6ли GLA-A. Они немного отличаются габаритами в большую сторону, но имеют ряд неоспоримых плюсов. Например, на них установлен увеличенный барабан, на который наматывается трос большой длины, а также мощный рычаг, который при необходимости можно отсоединить. Для работы с автомобилями также можно использовать ручные лебедки МТМ (монтажно-тяговые механизмы), в народе их ещё часто называют «лягушка»). Эти лебедки позиционируются как профессиональные. Они комплектуются телескопической ручкой и тросом длиной около 20 метров. Ручные автомобильные лебедки МТМ могут развивать тяговое усилие от 1,2 до 8 тонн и с их помощью можно вытянуть хорошо застрявший внедорожник или даже «Газель». К сожалению, эти лебедки имеют и свои недостатки, такие как вес и размер: в багажнике легкового автомобиля их уже возить проблематично. Самыми популярными являются модели с тяговым усилием 1,2 и 2,4 тонн, поскольку они обладают сравнительно небольшими габаритами и весом.

Лебёдки для внедорожников: их виды и особенности

У внедорожника всегда есть предел возможностей. Рано или поздно любой автомобиль встречает непреодолимый участок бездорожья. Ситуация усложняется, когда водитель осознал непроходимость участка, уже находясь на нём. Имеющийся арсенал собственных возможностей, скорее всего, исчерпан, и водителю остаётся только признать: «сидим». Для многих после этого признания начинается поход в ближайшую деревню за трактором.

Но сегодня речь пойдёт не о взаимоотношениях джиперов с трактористами, а о том, что подобной участи можно избежать. И такая возможность реальна, если автомобиль оборудован средствами самовытаскивания. Их существует множество, но мы разберём наиболее распространенные три вида:

Статья по теме

  • ручные лебёдки;
  • электрические лебёдки;
  • приводные механические лебёдки.

Для чего же нужна лебёдка? Это устройство позволяет сдвинуть внедорожник с мёртвой точки тросом, путём подтягивания его к какому-либо относительно неподвижному предмету. К дереву, например, или другому автомобилю. Барабан лебёдки вращается, наматывая на себя трос и «вытягивая» машину. Таким нехитрым способом можно успешно преодолеть практически любое «засадное место». Пусть медленно, но с гарантией. Ещё одна ситуация, когда может пригодиться лебёдка: автомобиль едет по колее и не может из неё выехать для поворота. Размотали трос слегка в сторону, зацепились за дерево, вытащили машину из колеи. Удобно, практично, хорошо. А главное, что можно не только машину вытаскивать, но и вязаночку дров собрать или катер из воды на сушу вывезти, а если через верх трос закинуть — и вовсе кран получается.

Статья по теме

Дмитрий Ляховенко, независимый автоэксперт: « Сами по себе устройства с романтическим названием, имеющим прямое отношение к птице лебедю, довольно просты конструктивно. И произошли они как раз от колодезных «лебедей» — длинных шестов с противовесом, поднимавших ведро с водой на поверхность. Потом кто-то придумал заменить шест на барабан с верёвкой и ручкой, но название осталось. Ведь наши с вами внедорожные лебёдки — это и есть «барабаны с верёвкой и ручкой», правда, с некоторым количеством инноваций относительно примитивных колодезных подъёмников для ведра. В любом случае это забавно: "нащупать" глубокую историческую связь между понятиями "принести воды" и "вытащить безнадёжно засевший внедорожник"».

Ручные лебёдки — самый простой, дешёвый, но и самый трудозатратный способ вытащить автомобиль из грязевого плена. Работают, как ясно из названия, на мышечной силе. Обычно имеют в конструкции барабан с редуктором, ручку с «трещоткой» и от трёх до восьми метров троса. Рабочее же усилие такой лебёдки, то есть тот вес, с которым она способна работать, чаще не превышает 1000 кг, но встречаются и исключения. Для простых ситуаций этого «арсенала» свойств хватает, но пользоваться таким устройством в качестве основного средства самовытаскивания не рекомендуется. Ручные лебёдки годятся для постоянной перевозки в багажнике из-за малого веса, размеров и отсутствия особых требований к установке. Идеальный вариант «на всякий случай».

Ручная лебёдка

В среде автоспортсменов, увлекающихся трофи, или путешественников, как и у всех профессионалов, существуют специальные термины, обозначающие вытаскивание автомобиля с помощью лебёдки. Происхождение глагола «лебедиться» понятно, а вот «винчиваться» означает то же самое, но его источник английское слово winch – «лебёдка».

Электрические лебёдки — это самый распространённый и самый оптимальный механизм самовытаскивания. Лебёдка такого класса тоже представляет собой барабан с тросом и редуктором, но приводится в движение электромотором. Управляется такой механизм с выносного пульта. В последние несколько лет получили распространение беспроводные варианты таких пультов. По сути, вся работа с такой лебёдкой заключается в трёх действиях: нажатие кнопки «размотка», чтобы вытянуть трос на нужную длину, крепление на засевшем автомобиле и «смотка». На барабане такой лебёдки обычно умещается до 30 метров троса, а тягловые усилия могут варьироваться от 1200 до 5500 кг (часто из-за английской системы мер веса, применяемой большинством производителей оборудования, вес даётся в фунтах, тогда это будет от 2500 до 12000 фунтов). Вариант на 2500 фунтов больше подойдёт для квадроцикла. Самая распространённая «автомобильная тяга» — это 9500 фунтов (4300 кг). Такого усилия вполне достаточно почти в любой ситуации. Грубо говоря, такая лебёдка вполне способна подвесить машину на дерево.

Но есть одна важная деталь. Для установки стационарной электрической лебёдки чаще всего требуется вмешательство в конструкцию автомобиля. Нужно прикрутить к силовым элементам (к раме или лонжеронам кузова) специальную площадку. Существуют комплекты как для скрытой (под штатный бампер) так и для более «явной» установки лебёдки. Но самый оптимальный путь — ставить лебёдку вместе с силовым бампером. Практически все (за небольшим исключением) силовые бамперы оборудованы крепёжными элементами под лебедку. Важно помнить, что выступающие «губки» лебёдок (ролики, сквозь которые проходит трос) не попадают в рамки технических требований к автомобилям в России. Поэтому при выборе силового бампера обязательно учитывайте этот момент — ничего не должно торчать.

Электрическая лебёдка

Механические лебёдки — это самый надёжный и самый неоднозначный вариант лебёдок. Приводятся в движение они не отдельным моторчиком, а двигателем самого автомобиля. Отсюда следует, что такой тип лебёдки обладает просто сумасшедшей мощностью. Если у обычной машины 4х4 от раздаточной коробки идёт два карданных вала (на передний и задний мост), то у машины, оборудованной механической лебёдкой, есть и третий — собственно, на лебёдку. В кабине же появляется ещё один рычаг — включение отбора мощности. Такие системы стали активно появляться на внедорожниках еще во Вторую мировую войну и снискали себе должную славу. Но, как и любое простое и надёжное оборудование, механические лебёдки тяжелы и громоздки. На «легковых» внедорожниках встречаются нечасто, разве что на «рабочих лошадках», таких как Land Cruiser 70 series или Nissan Patrol первых выпусков. В общем, если ваша машина оборудована механической лебедкой — вы чувствуете себя прекрасно. Если не оборудована — вы вряд ли такую себе установите по конструктивным причинам.

Статья по теме

Ну и про один недостаток, вырастающий напрямую из достоинств: когда наматывается трос, всегда крутятся и колёса машины. А вот скорость движения троса и скорость вращения колёс чаще всего не совпадают. Получается ситуация, когда лебёдка вроде тянет, но колёса буксуют и закапываются. И чем дальше, тем больше нагрузка на лебёдку. В итоге владельцы «механик» частенько видят пролетающий мимо обрывок троса. Что поделать — мощность-то огромная.

И ещё кое-что о мощности. Хорошо, когда её много. Но если вы используете простую ручную лебёдку или слабую и недорогую электрическую, может сложиться ситуация, что силёнок у вас (или у моторчика) не хватит. Для удвоения усилия можно использовать блок. Это специальный ролик, сквозь который продевается трос, зацепляемый свободным концом уже не за дерево, а за буксирный крюк машины. Получается этакая петля, по которой ездит наш блок. При использовании блока максимальная длина до препятствия уменьшается вдвое, скорость тоже падает в два раза, но сила, с которой лебёдка будет тянуть автомобиль, тоже станет двойной. Только не переусердствуйте — следите за тросом, ведь обычно он рассчитан на работу без блока и на удвоение усилия не всегда реагирует адекватно.

Дмитрий Ляховенко, независимый автоэксперт: «Запомните несколько важных моментов для работы с лебёдкой как электрической, так и механической или ручной. Важно понимать, что тросы имеют свойство рваться под нагрузкой, а натянутый стальной трос при разрыве летит со скоростью пули. Не убьёт, так покалечит точно. Поэтому никогда не стойте у самого троса при вытаскивании. Всегда используйте специальные грузы, надеваемые на натянутый трос — они гасят энергию натянутого металла. Не пожалейте денег, приобретите такой обязательно. Некоторые советуют кидать на трос телогрейку… У вас есть телогрейка? Всё равно ведь покупать, да и играть роль специнструмента одежда вряд ли сможет хорошо. И ещё одно: никогда не работайте со стальным тросом без перчаток. Одна безобидная на вид торчащая из троса жилка может очень серьёзно повредить руку. Лебёдка – это мощный инструмент повышенной травмоопасности. Поэтому при работе с ним всегда соблюдайте технику безопасности. Поверьте, это не занудство — это опыт. Ну и, естественно, не экономьте на лебёдках. Инструмент спасения должен быть надёжным, а не дешёвым».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *